Диаспора понятие и распространенность

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Диаспора понятие и распространенность". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

научная статья по теме Диаспора как феномен современной социальной жизни Философия

Цена:

Авторы работы:

МЕЛИКОВ ИБРАГИМ МУСТАФАЕВИЧ

САДЫГОВА МЕХРИБАН ЭЛЬДАРОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Диаспора как феномен современной социальной жизни»

ИМ. МЕЛИКОВ доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии Российского государственного социального университета

М.Э. САДЫГОВА соискатель кафедры социальной

философии Российского государственного

социального университета Диаспора как феномен современной социальной жизни

Говоря о современной общественной жизни, довольно часто диаспоры рассматривают как некий анахронизм, как случайное явление в истории, чуть ли не противоречащее ее закономерностям. Однако при этом необходимо не только следовать установленным стереотипам, но и считаться с реальной действительностью.

Историческая реальность такова, что наряду со многими институтами общественной жизни в современном мире возникло и такое явление, как диаспора. Термин «диаспора» получил распространение со времен расселения евреев вне Палестины, которые были насильственно переселены в Вавилонию в VI в. до н.э., после взятия Иерусалима царем Навуходоносором II. Слово «диаспора» (гр. diaspora) означает «рассеяние». Развитие диаспор в современной трактовке, т.е. массовое расселение людей вне границ их исторической родины насчитывает не более 150 лет.

Самыми древними, а потому и классическими считаются еврейские и армянские диаспоры, которые существуют примерно 2000 и 1600 лет соответственно. Многотысячные же потоки переселенцев из своих стран начались в конце XIX — начале ХХ в. Пик массовых миграций пришелся на окончание Второй мировой войны. В середине 90-х гг. XX в. в связи с распадом СССР примерно 125 млн. человек жили за

* Меликов Ибрагим Мустафаевич, e-mail: [email protected], Садыгова Мехрибан Эльдаровна, e-mail: [email protected]

рубежами своих государств. Причем ежегодно их число возрастает примерно на 2-4 млн. иммигрантов. В наше время понятие диаспоры получило расширительное толкование как часть этноса (иногда религиозной группы), живущая за пределами страны своего происхождения, но при этом сохраняющая представление о единстве происхождения, стремящаяся сохранить стабильные групповые характеристики’.

Диаспора — это не случайное или второстепенное явление в историческом процессе. Она стала составной частью современного развитого общества, без нее невозможно понять социальную структуру общества и его социально-антропологические характеристики. В социальной структуре современного мира есть не только этносы, нации, но и диаспоры. Появление диаспор -закономерный продукт новейшей истории. Если традиционно феномен диаспоры можно было связывать в основном с еврейским народом, расселившимся по всему миру, то сегодня эта участь постигла практически все народы. Современный мир невозможно представить без миграции. В свою очередь современные миграционные процессы свидетельствуют о том, что диаспора как форма этнического существования вне исконных территорий проживания становится все более распространенной.

Значение диаспор в современном мире постоянно возрастает. Сегодняшняя общественная жизнь вне учета национальных диаспор оказывается уже неполной. Национальные диаспоры — это неизбежный атрибут современной общественной жизни всего мира, а вместе с тем и России. Для России это особенно актуально, поскольку существует целый комплекс проблем, связанных с национальными

См.: Танатова Д.К. Выступление на «круглом столе» // Материалы международного «круглого стола» «Азербайджанская диаспора России: актуальные проблемы межнациональных отношений», 29 мая 2007 года / Под ред. доктора философских наук И.М. Меликова. М., 2009, с. 21-22.

диаспорами. Реалии современной общественной жизни таковы, что наряду с коренными народами в России проживают и некоренные -народы бывших республик Советского Союза. Если быть точными, это не столько некоренные народы Российской Федерации, сколько народы национальных диаспор. Некоренные народы и образуют диаспоры.

Проблема состоит в том, что традиционно, рассматривая исторические вопросы, исследователи исходят из того, что государства образуются из коренных жителей, при этом абсолютно игнорируются огромные потоки миграции в современном мире, которые можно сравнивать с великим переселением народов. Но этот подход отражает положение дел в прошлом. В современном мире ситуация кардинально меняется. Как отмечал А. Тойнби — один из классиков современной исторической науки, в связи с ускоренным развитием средств коммуникации в современной социальной жизни происходит стирание границ между культурно-историческими типами. Развитие техники, по его словам, «уничтожает расстояния». Это выражается не только во взаимодействии культур, но и в массовой миграции. В рамках государственных структур тех или иных культурно-национальных типов возникают национальные диаспоры. Национальные диаспоры — это островки одних культурно-исторических образований, как правило, меньших масштабов в рамках культурно-исторических образований больших масштабов. И это закономерное следствие специфики современного хода истории.

Современная историческая ситуация такова, что многие страны уже не могут обойтись без мигрантов, обеспечивающих их необходимыми трудовыми и человеческими ресурсами. Сегодня диаспоры еще более важны чем когда бы то ни было раньше. Но именно это обстоятельство предопределяет то, что диаспоры стали одной из наиболее сложных проблем в мире. Как объяснял А. Тойнби,

«эта проблема трудноразрешима потому, что незаменимость диаспоры отнюдь не прибавляет ей популярности и любви»2. Классическим примером этого исключительно сложного вопроса в истории служит, с точки зрения Тойнби, незаменимость и непопулярность евреев в средневековых христианских королевствах Запада. «Без тех услуг, которые осуществляли евреи для Христианского мира, этот средневековый Христианский мир не смог бы сам по себе устоять против превосходящих его цивилизаций восточных ортодоксальных христианских стран и Исламского мира. Христиане в отсталых странах средневекового Запада со своей стороны осознали, что местные евреи одновременно и оказывают им незаменимые услуги, и извлекают для себя выгоду из своей монополии и мастерства, — писал Тойнби. — Западное христианское большинство отвечало на это тем, что наказывало еврейское меньшинство, а как только почувствовало, что может обойтись без евреев, принялось изгонять их. И оно не позволяло евреям возвратиться в свое общество, пока не овладевало в достаточной мере присущим евреям мастерством, чтобы быть в состоянии выстоять в соперничестве с ними»’.

Этот классический пример из истории существования евреев в средневековом западном мире говорит о том, что положение диаспоры всегда ненадежно: «В глазах коренных жителей это выглядит как преступный сговор чуждого меньшинства в их среде, сговор, направленный против них. А это подозрение в свою очередь делает данную диаспору еще более непопулярной»2.

[1]

Здесь, согласно Тойнби, возможны два пути. Либо данная диаспора будет уничтожена или изгнана, либо — другой вариант — она станет господствующим чуждым меньшинством, которое управляет

2 Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М.-СПб., 1995, с. 365.

1Тойнби А.Дж. Указ. соч., с. 365.

подвластным ей большинством коренных жителей. Но, к счастью, считает Тойнби, существует и третья возможная развязка помимо этих двух крайностей, каждая из которых гибельна. Чуждая диаспора может пойти на постепенную ассимиляцию или решительно взять курс на нее «в результате непосредственного воздействия чужеродной

Читайте так же:  Международный авиаперевозчик s7 airlines

закваски на тесто коренного происхождения»3. Эти мысли особенно актуальны в настоящее время, поскольку в условиях, когда достаточно остро стоит проблема национальных диаспор, путь их интеграции в общество, отмеченный Тойнби, представляет собой наиболее распространенный способ решения этой одной из самых злободневных проблем современного мира и, в частности, российского общества.

Согласно логике председателя Исламского комитета России, политолога Гейдара Джемаля на пути к интеграции диаспоре предшествует землячество, которое образует целый этап развития. Землячество характеризуется тем, что большая часть представителей этноса не вступает в контакт и взаимодействие с большим социумом вокруг себя. Основная масса живет очень жестко замкнуто на себе, своими земляческими интересами и находится в постоянном контакте с Родиной, сохраняет характерные этнические черты, но при этом не включается в политическую и общественную жизнь, протекающую вокруг. Диаспорой же является часть населения страны или часть некоей национальности, проживающая в чуждом этническом окружении, но в то же время включенная в многообразные социальные отношения, сложившиеся на территории проживания.

И землячество, и диаспору образуют перемещенные лица, вынужденные по различным обстоятельствам переселиться со своей Родины и находиться на территории, где их окружает иной язык, иная цивилизационная матрица, иная культура. Разница только в том, что землячество существует обособленно, в то время как диаспора

интегрирована в общество и является его частью. Землячество играет такую же роль, как и определенная группа туристов. Члены землячества смотрят на общество, в котором живут, как бы со стороны, но члены диаспоры — изнутри. Оно для них уже не чуждое, а свое. Хотя не всегда достаточно глубоко, чтобы сказать: «родное». В социальном отношении члены диаспоры фактически полностью интегрируются, но в культурном — они двойственны. В них присутствует и свое, родное, но одновременно — и та культура, которая их окружает и в которой они вольно или невольно пребывают. Диаспора — это мост, который связывает две культуры. Через членов диаспоры происходит воздействие их родной культуры на культуру общества, в котором они живут. И в то же время именно через них культура общества, в котором они находятся, влияет на культуру их исторической Родины. Именно так культуры различных народов влияли на русскую культуру и русская культура влияла на культуру народов, которые входили сначала в Российскую империю, а затем в Советский Союз.

Сама же культура диаспоры — это некий синтез двух культур. У членов диаспоры, можно сказать, две родины: малая и большая, реальная и ист

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Философия»

ГЕЗАЛОВ АРИЗ АВАЗ ОГЛЫ, МЕЛИКОВ ИБРАГИМ МУСТАФАЕВИЧ — 2014 г.

Диаспора: понятие и распространенность

Изначально Диаспорой называлась общность граждан древнегреческих городов-государств, мигрировавших на вновь завоёванные территории с целью колонизации и ассимиляции последних [источник не указан 460 дней] .

Диаспоры возникали в результате эмиграции групп населения, вынужденной или добровольной. Зачастую первыми эмигрировали торговцы и вновь образованные колонии имели торговый характер. Подобные методы расширения жизненного пространства были характерны для финикийцев, евреев и греков. Все эти народы, имея небольшие по площади государства, распространились и создали колонии на огромных пространствах Древнего мира. [2]

В среде эллинизированных евреев термин диаспора употреблялся для обозначения еврейских общин, состоящих из добровольно проживающих вне Земли Израиля, в отличие от насильно изгнанных (галут) из Иудейского царства вавилонянами в 586 г. до н. э., и римлянами — из провинции Иудея в 136 году. [3]

С созданием Септуагинты, слово диаспора стало использоваться почти исключительно для обозначения евреев рассеяния, насильно изгнанных из Земли Израиля. [источник не указан 460 дней] . Вероятно, своим происхождением новое значение термина обязано словам Септуагинты (Втор. 28:25) «Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли.» В этом смысле слово диаспора имеет негативный оттенок, выражает наказание: «Рыдайте, пастыри, и стенайте, и посыпайте себя прахом, вожди стада; ибо исполнились дни ваши для заклания и рассеяния вашего, и падете, как дорогой сосуд. » (Иер. 25:34).

В современном значении термин диаспора стал использоваться с конца XX века, перестав быть связанным исключительно с еврейским этносом. Термин до сих пор не является строго определенным, во­круг него ве­дутся оживленные дискус­сии, как в России, так и за рубежом. [4]

Некоторые государства устанавливают и поддерживают контакты со своей диаспорой за рубежом, например в Грузии за это отвечает соответствующее министерство.

Крупнейшие диаспоры

  • Китайская диаспора — свыше 35 млн человек
  • Индийская диаспора — более 25 млн человек
  • Русская диаспора — более 25 млн человек [5]
  • Украинская диаспора — около 12 млн человек [6]
  • Адыгская диаспора — более 9 млн человек
  • Армянская диаспора — около 8 млн человек [7]
  • Еврейская диаспора — около 8 млн человек
  • Цыганская диаспора — около 8 млн человек
  • Греческая диаспора — около 8 млн человек
  • Вьетнамская диаспора — более 3,5 млн человек
  • Немецкая диаспора — около 3,5 млн человек

Примечания

Словари и энциклопедии

  • Диаспора // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 т. — СПб. , 1907—1909.
  • Диаспора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Диаспора // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб. , 1906—1913.
  • Диаспора — Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003
  • Диаспора — Библиологический словарь
  • Диаспора — Национальная социологическая энциклопедия
  • Диаспора — статья из Большой советской энциклопедии
  • Диаспора — Электронная еврейская энциклопедия

Статьи и сборники статей

  • Диаспоры постсоветского пространства
  • О содержании термина «диаспора» Милитарев А. // «Диаспоры», № 1, 1999 г.
  • Диаспора: попытка определиться в термине и понятии В.Дятлов // «Диаспоры», № 1, 1999 г.
  • Диаспоры в современном мире: эволюция явления и понятия Т.Кондратьева
  • Некоторые основания для типологии диаспор Попков В. Д.
  • Возникновение и формирование российской диаспоры за рубежом // «Отечественная история», 1996 г., № 1, с.53 — 65.
  • Национальные диаспоры в транснациональном пространстве В. В. Кочетков, В. Ю. Калинкин // ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2009. № 1
  • Диаспора, как научная дефиниция: универсальность и неопределенность Я. Сандул
  • Миграции, мигранты, «новые диаспоры»: фактор стабильности и конфликта в регионе // Байкальская Сибирь: из чего складывается стабильность / редкол.: В. И. Дятлов, — М.; Иркутск: Наталис 2005. с. 95-137
  • Высшее образование для XXI века: IX Международная научная конференция. Москва, 15–17 ноября 2012 г. : Доклады и материалы. Симпозиум «Диаспоры в России и за рубежом как предмет гуманитарного образования» / В. К. Криворученко. — М .: Изд-во Моск. гуманит. ун-та «Социум», 2012. — 107 с.
Читайте так же:  Перечень льгот участникам и ветеранам боевых действий в чечне (субсидии)

Статистика

  • Еврейская, армянская и греческая диаспоры в Российской империи, СССР, России и СНГ (недоступная ссылка)

Литерартура

  • История диаспор России: XVIII — начало ХХ в. — Программа и материалы к спецкурсу / Составитель В. Н. Шайдуров. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. — 36 с.
  • Феномен этнических диаспор Попков В. Д. // Москва: ИС РАН, 2003, 340 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Диаспора» в других словарях:

диаспора — диаспора … Орфографический словарь-справочник

ДИАСПОРА — [гр. diaspora рассеяние] расселение какой л. национальности (народности) на чужбине или распространение какой л. религии среди иноверцев; религиозные меньшинства, а также территории, ими заселенные. Первонач. о евреях, расселенных среди иных… … Словарь иностранных слов русского языка

[3]

ДИАСПОРА — (греческое diaspora рассеяние), постоянное пребывание (добровольное или вынужденное) части народа на территории другого государства (т.е. вне страны происхождения народа) … Современная энциклопедия

ДИАСПОРА — часть растения (спора, семя, плод, клубень и т. п.), естественно отделяющаяся от материнского организма и служащая для размножения и расселения … Большой Энциклопедический словарь

ДИАСПОРА — (греч. diaspora рассеяние) часть народа (этническая общность), живущая вне страны своего происхождения, своей исторической родины. Первоначально совокупность евреев, расселившихся (со времени Вавилонского плена, 6 в. до н. э.) вне Палестины … Большой Энциклопедический словарь

ДИАСПОРА — ДИАСПОРА, ы, жен. (книжн.). Люди одной национальности, живущие вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины. Украинская д. в Канаде. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ДИАСПОРА — (от греч. diaspora рассеивание, разбрасывание), диссеминула, часть растения разл. морфологич. природы, естественно отделяющаяся от материнского растения и служащая для размножения и расселения. Различают вегетативные Д. (клубни, луковицы,… … Биологический энциклопедический словарь

ДИАСПОРА — (от греч. diaspora разрозненность) англ. diaspora; нем. Diaspora. Пребывание части народа (этнической общности) вне страны его происхождения при сохранении чувства идентификации со своей родиной. см. ГЕНОЦИД, ЭМИГРАЦИЯ. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

Диаспора — (греч. diaspora рассеяние) часть народа (этническая общность), живущая вне страны своего происхождения, своей исторической родины. Первоначально совокупность евреев, расселившихся (со времени Вавилонского плена, 6 в. до н. э.) вне Палестины.… … Политология. Словарь.

диаспора — сущ., кол во синонимов: 2 • пропагула (1) • тфуца (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ДИАСПОРА — (от греч. diaspora – рассеяние). Устойчивая совокупность людей единого этнического или национального происхождения, живущая за пределами своей исторической родины, иногда имеющая социальные институты для поддержания и развития своей общности.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Диаспора: понятие и распространенность

диаспора — диаспора … Орфографический словарь-справочник

ДИАСПОРА — (греческое diaspora рассеяние), постоянное пребывание (добровольное или вынужденное) части народа на территории другого государства (т.е. вне страны происхождения народа) … Современная энциклопедия

ДИАСПОРА — часть растения (спора, семя, плод, клубень и т. п.), естественно отделяющаяся от материнского организма и служащая для размножения и расселения … Большой Энциклопедический словарь

ДИАСПОРА — (греч. diaspora рассеяние) часть народа (этническая общность), живущая вне страны своего происхождения, своей исторической родины. Первоначально совокупность евреев, расселившихся (со времени Вавилонского плена, 6 в. до н. э.) вне Палестины … Большой Энциклопедический словарь

ДИАСПОРА — ДИАСПОРА, ы, жен. (книжн.). Люди одной национальности, живущие вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины. Украинская д. в Канаде. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ДИАСПОРА — (от греч. diaspora рассеивание, разбрасывание), диссеминула, часть растения разл. морфологич. природы, естественно отделяющаяся от материнского растения и служащая для размножения и расселения. Различают вегетативные Д. (клубни, луковицы,… … Биологический энциклопедический словарь

ДИАСПОРА — (от греч. diaspora разрозненность) англ. diaspora; нем. Diaspora. Пребывание части народа (этнической общности) вне страны его происхождения при сохранении чувства идентификации со своей родиной. см. ГЕНОЦИД, ЭМИГРАЦИЯ. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

Диаспора — (греч. diaspora рассеяние) часть народа (этническая общность), живущая вне страны своего происхождения, своей исторической родины. Первоначально совокупность евреев, расселившихся (со времени Вавилонского плена, 6 в. до н. э.) вне Палестины.… … Политология. Словарь.

диаспора — сущ., кол во синонимов: 2 • пропагула (1) • тфуца (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ДИАСПОРА — (от греч. diaspora – рассеяние). Устойчивая совокупность людей единого этнического или национального происхождения, живущая за пределами своей исторической родины, иногда имеющая социальные институты для поддержания и развития своей общности.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Характеристика понятия «диаспора». Типы диаспор

С целью качественного изучения и рассмотрения предмета курсовой работы, я считаю необходимым рассмотреть характеристику понятия «диаспора», ее значение и типологию. Таким образом, будет достигнуто правильное понимание проблематики исследования и, в конечном итоге, его верного изучения.

Важно вспомнить этимологию слова «диаспора», т.е. его происхождение. Это поможет нам обозначить его значение и смысл. Слово «диаспора» имеет греческое происхождение, оно обозначает рассеяние, пребывание определенной части народа вне страны его происхождения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На мой взгляд, весьма интересным является факт того, что появление диаспор датируется VI в. до н.э., когда вавилонский правитель Навуходоносор II после завоевания Палестины насильно переселил евреев в Вавилонию, где они жили до завоевания персидским властелином Киром[6]. Это понятие, употребленное к конкретному народу, в дальнейшем, в процессе исторического развития человечества, стало применяться ко всем этническим группам, которые по тем или иным причинам были оторваны от своего народа и продолжали не просто жить, но и сохраняться как особая этническая общность.

В дальнейшем понятие «диаспора» использовалось по отношению к религиозным и культурологическим группам населения, вынужденным жить среди представителей другой религии или другой культуры[7].

В средневековье число таких диаспор постоянно возрастало после завоевательных походов, войн, в условиях этнических и религиозных преследований, притеснений и ограничений[8]. Особенно примечательна в этом смысле судьба армянского народа: его диаспора берет свое начало в основном с XIV в., после того, как орды Тимура вторглись в пределы Армении и истребили значительную часть населения[9].

Читайте так же:  Правила предоставления пенсии работающим инвалидам

Новая и новейшая история внесла новую страницу: диаспоры стали появляться в связи с экономическими преобразованиями, потребовавшими значительные трудовые ресурсы (США. Канада, Латинская Америка, Индия, ЮАР, Австралия). Поводом для образования диаспор вне своей исторической Родины для ряда наций стало также аграрное перенаселение, потребность в иной сфере приложения рабочих рук, притеснения и ограничения в общественной жизни, которые могли трактоваться как этническое преследование (поляки, ирландцы, немцы, итальянцы и др.)[10].

В научной литературе до сих пор нет ясности в употреблении этого термина. В ряде случаев их объединяют с понятием этническая группа или этническая общность (которые включают в себя не только те группы и общности, которые живут в отрыве от исторической Родины). Это понятие гораздо шире и объемнее — этнической общностью можно назвать значительное количество образований — от нации, народа до малой этнической группы. Нельзя согласиться и с тем, что диаспора отождествляется с понятием малочисленные народы, перед которыми хотя и стоит ряд задач, аналогичных диаспорам, но которые имеют свой конкретный исторический ареал расселения и в обозримый исторический отрезок времени не покидали свою Родину.[11]

Необходимо рассматривать понятие «диаспора», исходя из того, что одним из его главных признаков является пребывание этнической общности людей за пределами страны (территории) их происхождения, т.е. в ином этническом окружении. Этот отрыв от своей исторической Родины и образует тот исходный отличительный признак, который отражает сущность данного феномена. Особенно важно знание отношения людей к своей диаспоре и истории ее появления.

Диаспора — это не просто часть одного народа, живущего среди другого народа, — это такая этническая общность, которая имеет основные или важные характеристики национальной самобытности своего народа, сохраняет их, поддерживает и содействует их развитию: языка, культуры, сознания. Нельзя назвать диаспорой группу лиц, хотя и представляющих определенный народ, но вступивших на путь ассимиляции, исчезновения их как ветви данного народа (в чем нет ничего предосудительного, так как история изобилует свидетельствами и фактами как национального возрождения, так и ассимиляции народов, на что в свое время обратил внимание и обстоятельно исследовал Л.Н. Гумилев[12]).

Еще одной немаловажной характерной чертой диаспоры является то, что она имеет определенные организационные формы своего функционирования, начиная от землячества, и заканчивая наличием общественных национально-культурных и политических движений. Иначе говоря, нельзя отнести к диаспоре любую группу лиц определенной национальности, если у них нет внутреннего импульса, потребности к самосохранению, что обязательно предполагает определенные организационные функции[13].

Наконец, следует отметить такой отличительный признак диаспоры как осуществление ею социальной защиты конкретных людей.

[2]

Анализируя эти признаки, следует обратить внимание на тот факт, что нередко большие этнические группы, живя в иноязычном окружении, не создают своих диаспор, ограничиваясь организациями типа землячеств или групп по интересам. Пример тому немцы и англосаксы в США, представленные во всех сферах общественной жизни. Они не нуждались в обособленном этническом развитии.

Особо следует сказать о таком признаке как религиозный фактор. История диаспор показывает, что религия в ряде случаев стала цементирующим фактором в консолидации представителей единоверцев (часто совпадающих с определенной национальностью). Так, греко-католическая церковь играет огромную роль в сплочении украинцев в Канаде, Латинской Америке. Особенно сильная роль религии проявляется в жизни армянских общин. Важнейшим обстоятельством, в громадной степени определившим судьбу армянского народа, был монофизитский выбор, сделанный армянской церковью в V в. н.э. Монофизитство представлялось еретическим как для католиков, так и для православных, и потому оно окончательно выделило армян в этнос-религию. Подобно другим народам, у которых существовала связь этноса и религии (евреи, например), у армян она привела к особой устойчивости этноса, его сопротивляемости ассимиляции. В средние века этнические барьеры были очень слабыми, а переход из одного этноса в другой — делом относительно легким. Но для армян, как и для евреев, хотя и в меньшей степени, он наталкивался на необходимость перехода в другую веру[14].

Естественно, что диаспоры мусульманских народов консолидирует религия, которая пронизывает всю их культуру и определяет их жизнедеятельность. Следовательно, религия способствует формированию и функционированию диаспоры[15].

Способностью создавать диаспору обладает не каждый этнос, а только этнос, устойчивый к ассимиляции. Устойчивость к ассимиляции достигается объективно — благодаря фактору организации диаспоры (а также организации органов самоуправления, учебной деятельности, культурных мероприятий, политических аспектов и др.), субъективно — существованием некоего стержня, будь то национальная идея, историческая память, религиозные воззрения или нечто другое, что сплачивает, сохраняет этническую общность и не позволяет ей раствориться в иноэтнической среде[16].

Таким образом, диаспора — это устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, живущая в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины (или вне ареала расселения своего народа) и имеющая социальные институты для развития и функционирования данной общности. Особо хотелось подчеркнуть признак, который в значительной степени определяет, можно ли назвать данную этническую общность диаспорой. Признак этот — внутренняя способность к самоорганизации, которая позволяет диаспоре функционировать длительное время и при этом оставаться относительно самодостаточным организмом.

Типы диаспор

Существующие типы диаспор могут быть различными, это обуславливает сложность определения их типологических признаков. Также диаспоры имеют собственную классификацию. Для рассмотрения типологии диаспор следует знать, кто является представителем той или иной диаспоры, а также необходимо знать то, какие страны или народы относятся к их исторической Родине[17].

Чаще всего, диаспоры имеют собственные национальные государства (немцы, поляки, финны и др.). Диаспора является частью этноса, представители которого проживают за пределами своего национального государства[18].

Некоторые ученые, расширяя значение слова «диаспора» полагают, что к таковым нужно относить и этнические общности людей, проживающих не только за пределами своего государства, но и внутри него (чуваши, татары, буряты, башкиры и др.)[19]. Справедливой же точкой зрения считается разделение диаспор на внутренние — проживающие в пределах одного государства, но в иной этнической среде, и внешние – проживающие за пределами родного государства[20].

Следует отметить специфичность диаспор, которые представляют этносы, не имеющие своей государственности и живущие дисперсно (цыгане, ассирийцы, уйгуры и др.). Особое место в данной классификации занимают этносы, большая часть которых проживает в диаспоре (например, евреи). Можно также назвать этнические общности, компактно или дисперсно расселенные в иноэтническом окружении, которые имеют численность, достаточную для образования диаспоры, но отнюдь не объединяющихся в нее.

Диаспоры можно классифицировать и по тем основным видам деятельности, которые они выполняют. Наиболее распространена деятельность, которая связана с Духовной культурой народа, с выполнением культурно-просветительских функций, направленных на пропаганду национальной литературы, искусства, на распространение и поддержание родного языка, на создание благоприятных условий для развития национального самосознания членов диаспоры. Анализ реально существующих диаспор показывает, что 60-70% из них решают национально-культурные проблемы.

Читайте так же:  Особенности получения компенсации за коммунальные услуги малоимущим в россии

Некоторые диаспоры имеют свои организации, которые заняты в сфере экономической деятельности, что обычно связано с созданием определенных производств по выпуску национальных товаров и услуг, по развитию народных промыслов и ремесел.

В последнее время значение национальных диаспор возросло еще и потому, что они стали более активно и целенаправленно создавать организации, осуществляющие социальные функции — функции социальной защиты, охраны прав, получение гарантий и обеспеченности людей согласно провозглашенной ООН Декларации прав человека[21].

И, наконец, особой формой деятельности для ряда диаспор является выполнение ими некоторых политических функций, когда основное внимание создаваемых ими организаций сосредоточено на поддержании целей независимости (абхазская диаспора), на достижении национального примирения (таджикская диаспора), на противостоянии политическим процессам в своих республиках (узбекская, азербайджанская, туркменская диаспоры).

Диаспоры можно рассмотреть и с точки зрения их сплоченности: они охватывают или стремятся охватить основные сферы жизни своих членов (как татарская), или сосредотачиваются на отдельных процессах (как, например, «Общество друзей Сарьяна» в рамках армянской диаспоры).

Диаспоры могут рассматриваться также с точки зрения позитивности и деструктивности. В целом это позитивное явление, но иногда они сосредотачиваются на националистических, экстремистских идеях и ценностях. Они могут выступать в виде лоббистов специфических национальных интересов. Не исключается и криминальный аспект в их деятельности, ибо и мы имеем такое специфическое образование, как этническая преступность. Именно эти деструктивные явления и ставят вопрос об истоках и причинах их возникновения и существования, обстоятельный анализ которых показывает невозможность их объяснения только исходя из истории и реальной жизни данного народа: как правило, эти причины имеют более обширный характер и так или иначе зависят от более широкого круга проблем[22].

Вместе с тем, к диаспорам применимо утверждение, что у этноса нет универсального внешнего отличительного признака. «Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным нам случаям. Язык происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими моментами, а иногда – нет»[23].

Диаспора: понятие и распространенность

Роль и место диаспоры в современных этнических процессах

Тагиев Агиль Сахиб оглу,

аспирант Азербайджанского государственного педагогического университета.

Система межэтнических взаимодействий и межгосударственных отношений, формирование транснациональных сообществ обусловливает развитие этнических диаспор. Взаимодействие между страной исхода, страной поселения и диаспорой интерпретируется по-разному. В наши дни наблюдается тенденция расширения концепции, рассматривающие данные процессы в контексте глобализации. По мнению некоторых ученых, глобализация, описывающих будущие сценарии развития человечества, характеризуется постепенным исчезновением границ и активизацией свободных потоков товаров, людей и идей [1].

На современном этапе многие понятия нуждаются в переосмыслении и переформатировании, и среди них, в первую очередь, понятия транснационального пространства, сообщества мигрантов и диаспоры. В настоящее время частота употребления термина «диаспора» существенно возросла. В связи с этим смысл, вкладываемый в это понятие, значительно приобрел новую окраску. Современные диаспоры — это не только форма и механизм существования исторически сложившихся сообществ, являющихся носителями определенных этнокультурных традиций, но и политический инструмент. Данное обстоятельство требует определения политического и правового поля, на котором диаспоры выступают в качестве акторов, а также обозначения нелигитимных, но существующих правил политической игры, которым вынуждены следовать диаспоральные объединения. Дискуссия о диаспоре ведется специалистами разных направлений, среди которых не только этнологи, социологи, политологи, но и писатели, режиссеры, журналисты. Можно констатировать, что «диаспора» стало попросту модным словом, которое принято употреблять, когда речь идет об этнических группах [2, с. 126 ].

Как известно, термин «диаспора» (от греч. diaspora — рас­се­ле­ние; англ. — diaspore ) употребляется в двух разных смыслах. В уз­ком смыс­ле — со­во­куп­ность мест по­се­ле­ния ев­ре­ев по­сле раз­гро­ма Ва­ви­ло­ном Из­ра­иль­ско­го цар­ст­ва, позже — совокупность всех мест расселения евреев по стра­нам ми­ра вне Па­ле­сти­ны. В ши­ро­ком смыс­ле — для обоз­начения мест рас­се­ле­ния тех или иных эт­ничес­ких групп, ото­рвав­ших­ся от род­ной эт­ничес­кой тер­ри­то­рии. К диаспоре не от­но­сят­ся случаи расчле­не­ния тер­ри­то­рии эт­ничес­кой по­ли­ти­ко-го­су­дар­ст­вен­ны­ми гра­ни­ца­ми, при со­хра­не­нии ком­пакт­но­сти рас­се­ле­ния [3, с.26].

В итоге под диаспорой понимается различные образования. Проблема такого разброса коренится также в многогранности самого исследуемого понятия, которое требует более или менее точное определение.

Понятие «диаспора» используется для таких неоднородных явлений, как этнические меньшинства, беженцы, трудовые мигранты и т.д. В конечном счете, речь идет о любых группах, по тем или иным причинам живущих вне страны своего происхождения. По сути, употребление термина «диаспора» явилось попыткой объединить все возможные процессы этнического размежевания. Это касается как «старых» этнических образований (так называемых исторических или классических диаспор), так и «новых» форм рассеяния, которые только стремятся к сохранению своей этнической обособленности и созданию собственных отличительных признаков.

В литературах приводится следующие основные толкования понятия диаспора:

1) этническая общность, находящаяся в чужой среде;

Выезд на ремонт холодильников Либхер без выходных

2) население той или иной страны, принадлежащее этнически и культурно к другому государству [4, с.4]. При этом указывается на существование иммигрантских диаспор и групп коренных жителей страны, оказавшихся оторванными от основного места пребывания своего этноса в силу перекройки государственных границ и других исторических обстоятельств.

Казахский исследователь Г.М. Мендикулова по этому поводу писала: «В современной политической науке под термином ирредента, или невоссоединенные нации подразумеваются этнические меньшинства, населяющие территорию, смежную с государством, где доминируют их соплеменники. За пределами своей страны невоссоединенные нации (в отличие от диаспор, которые создаются путем миграции этнических групп в другие страны, не являющиеся их исторической родиной) оказались вследствие завоеваний (покорений), аннексии, спорных границ или комплекса колониальных моделей» [5, с.70].

В. А. Тишков рассматривает феномен диаспоры с иной точки зрения. Само понятие «диаспора» представляется ему достаточно условным, как не менее условны сопровождающие его категории. Рассмотрев их, ученый приходит к выводу, что история и культурная отличительность — это только основа, на которой возникает феномен диаспоры. Однако сама по себе эта основа не является достаточной. По В.А. Тишкову «Диаспора — это культурно отличительная общность на основе представления об общей родине и выстраиваемых на этой основе коллективной связи, групповой солидарности и демонстрируемого отношения к родине. Если нет подобных характеристик, значит, нет и диаспоры. Другими словами диаспора — это стиль жизненного поведения, а не жесткая демографическая и тем более, этническая реальность и тем самым это явление отличается от остальной рутинной миграции» [7, с.22].

Читайте так же:  От чего зависит стоимость визы в болгарию

В современной научной литературе обосновывается, что диаспоры бывают собирательными, многоэтническими. В основе их создания лежит преимущественно фактор общей страны происхождения. Диаспора, по мнению некоторых авторов, выполняет особую миссию. Это — политическая миссия служения, сопротивления, борьбы и реванша. Одним из основных производителей диаспоры служит страна-донор. Нет страны исхода — нет и диаспоры. Диаспора — это явление, прежде всего политическое, в то время как миграция — социальное. Ключевым моментом диаспорообразования служит не этническая общность, а так называемое национальное государство.

В.А. Тишков считает, что диаспора как жесткий факт и ситуация, и ощущение — это порождение деления мира на государственные образования с охраняемыми границами и фиксируемым членством [8, с.18].

По мнению Т. Полосковой: «Дефиницию понятия диаспоры следует начать с выделения системообразующих признаков, к которым относятся:

1) этническая идентичность;

2) общность культурных ценностей;

3) социокультурная антитеза, выражающаяся в стремлении сохранить этническую и культурную самобытность;

4) представление (чаще всего в виде архетипа) о наличии общего исторического происхождения. С точки зрения политологического анализа, важно не только характерное для диаспор осознание себя частью народа, проживающей в ином государстве, но и наличие собственной стратегии взаимоотношений с государством проживания и исторической родиной (или ее символом); формирование институтов и организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие этнической идентичности. Иными словами, диаспора, в отличие от этнической группы, несет в себе не только этнокультурное, но и этнополитическое содержание» [9, с.19].

Роль диаспоры в политической жизни государства можно охарактеризовать следующим образом:

1. Развитие такого феномена, как транснациональные сети, совершенно по-иному заставило взглянуть на роль и место диаспор в системе международных связей и обратить особое внимание на их экономический, социокультурный и общественно-политический потенциал. Подход к зарубежной диаспоре как к важнейшему внешнеполитическому и экономическому ресурсу получает все большее распространение в международной практике современных государств, имеющих значительный потенциал использования диаспорального ресурса на международной арене. Использование потенциала зарубежной диаспоры для создания сети экономических, общественно-политических и иных связей — достаточно распространенная мировая практика. Но далеко не всегда первое слово принадлежит государству. Нередко сама диаспора создает систему сетевых связей и государство — историческая Родина становится одним из звеньев этой международной цепи.

2. Не менее актуальной является прагматическая потребность уже для самих национальных диаспор поддерживать на достаточном уровне элементы собственной национальной идентичности, самобытности и соответственно противодействовать вызовам ассимиляционного характера, неизменно присутствующих в той или иной степени и интенсивности в рамках инонациональной государственной среды. Очевидно, что в этом вопросе без «национально-питательной» поддержки комплексного характера со стороны собственной национальной государственности противостояние указанным вызовам усложняется, а зачастую становится и вовсе недейственным.

3. Прагматизм, связывающий в единую и органично взаимодействующую системную сеть два вышеуказанных параметра, требует своего институционального, структурированного оформления. Последнее предполагает наличие определенного центра планирования, координации и реализации диаспоральной политики усилиями государственных структур, непосредственно сконцентрированных в этой сфере деятельности».

Проблема участия диаспор в международных отношениях включает в себя взаимодействие не только государства и своей диаспоры, но также использование во внешнеполитических контактах и тех диаспор, которые проживают на территории полиэтнического государства. Наиболее значимым фактором является политика государства проживания по отношению к этническим меньшинствам. А эта политика может варьироваться от полного запрещения консолидации по этническому признаку (современная Туркмения) до законодательно закрепленного участия диаспоральных объединений в лоббистской деятельности. Дискриминация национальных меньшинств и запрет на создание диаспоральных объединений чаще всего характерны для государств в начальный период получения ими независимости. Как правило, «запреты» носят избирательный характер и касаются выходцев из тех стран, откуда, по представлению лидеров государств проживания диаспор, исходит реальная или «мнимая» угроза их суверенитету. Так, в Финляндии после получения независимости дискриминации подверглось русское население, шведы же получили ряд преференций на законодательном уровне [6, с. 54].

Отметим, что роль и значение диаспор в постсоветских государствах также велики. С этим приходится постоянно считаться, создавая соответствующие координирующие органы. Руководством государств активно используются ресурсы, которые дает этническая близость между диаспорами и зарубежными государствами. Так, стало распространенной практикой включать в состав официальных делегаций при визитах в ту или иную страну руководителей соответствующих национально-культурных центров и обществ.

1. Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. М.: ИС РАН, 2003.

2. Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры, 1999. № 1; Дятлов В. Диаспора: экспансия термина в общественную практику современной России// Диаспоры. 2004. № 3. С. 126 — 138 и т.д.

3. Козлов В.И. Диаспора// Свод этнографических понятий и терминов. М., 1986. С. 26.

4. Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX — XX вв. Сб. ст. Под ред. Ю.А. Полякова и Г.Я. Тарле. — М.: ИРИ РАН, 2001. С. 4.

5. Мендикулова Г.М. Казахская ирредента в России (история и современность// Евразийское сообщество: экономика, политика, безопасность. 1995. № 8. С. 70.

6. Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX — XX вв. Сб. ст. Под ред. Ю.А. Полякова и Г.Я. Тарле. — М.: ИРИ РАН, 2001. С. 22.

7. Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX — XX вв. Сб. ст. Под ред. Ю.А. Полякова и Г.Я. Тарле. — М.: ИРИ РАН, 2001. С. 38.

8. Полоскова Т. Современные диаспоры: внутриполитические и международные проблемы. М., 2000. С. 18.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

9. Султанов Ш.М. Региональные векторы внешней политики Республики Таджикистан. Автореф. дисс. д.п.н. М.: РАГС, 2006. С. 19.

Источники


  1. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.

  2. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.

  3. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.
  4. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
  5. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
Диаспора понятие и распространенность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here