Государство меняет пенсионную систему в интересах крупного бизнеса

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Государство меняет пенсионную систему в интересах крупного бизнеса". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Парламентские слушания по пенсиям исправляли ошибки федерального законодательства

16:01, 23 августа 2018

21 августа в Госдуме произошло знаковое событие: прошли парламентские слушания «Совершенствование пенсионного законодательства». Формальным инициатором их проведения выступил профильный комитет по труду, но реально они прошли по инициативе председателя ГД Вячеслава Володина. Он решил направить рассмотрение законопроекта по изменению пенсионной системы в дискуссионное русло, исходя из озвученных им тезисов. Во-первых, реформу нельзя рубить с плеча, во-вторых, решения должны приниматься без ухудшения материального состояния граждан, попавших под эту реформу.

Политологи о Вячеславе Володине: Это патрон с серебряной пулей в обойме президента

Председатель Госдумы провел встречу с политологами, где получил одобрение его деятельности, предложения и поддержку

Исходя из этих установок, после принятия законопроекта в первом чтении был выработан план мероприятий в нескольких форматах. Сперва Вячеслав Володин встретился с экспертами-политологами и обсудил с ними данный законопроект. Вторым этапом стали парламентские слушания. Третьим этапом станет рабочая группа, которая проанализирует и обсудит все поступившие замечания и предложения, коих около сотни, и даст свои заключения к рассмотрению законопроекта во втором чтении, которое состоится 24 сентября.

Уже сегодня можно утверждать, что в законопроект будут внесены существенные поправки. О прогнозе их — в конце статьи.

Лейтмотивным вопросом парламентских слушаний был такой: «Нельзя ли обойтись без изменения пенсионной системы?». Его Володин поочередно задавал выступавшим экспертам: председателю Счетной палаты Алексею Кудрину, ректорам вузов и т.п. У всех ответы были однозначными: назревшие еще 10 лет назад изменения запустили и альтернативы повышения пенсионного возраста нет. Если отложить решение этой проблемы на потом, то на данном этапе на короткий срок деньги еще найдутся, чтобы поддерживать состояние пенсионного фонда в нынешнем виде, но потом придется принимать еще более жесткие меры.

Многие эксперты, в частности секретарь Общественной палаты Валерий Фадеев напомнили, что почти шесть лет назад была принята Стратегия развития пенсионной системы. Задачи были поставлены, однако ничего в этом набавлении сделано не было. Стратегия не реализовалась, цели не достигнуты.

Хотя все лидеры оппозиции говорили об альтернативе.

[1]

Обобщив их предложения, можно выделить несколько тезисов по альтернативному изменению пенсионной системы. 1) Нужно заставить миллиардеров платить налоги такие же, как в Западной Европе. 2) Радикальный популистский вариант высказал Александр Жириновский: «В Кремле должны собрать миллиардеров и велеть им 99% доходов сдать в казну». Но если не брать в расчет этот эпатажный выпад, то в этом направлении Кремль должен работать. И в рамках этой темы свое предложение на днях сделал помощник президента по экономике Андрей Белоусов. Он предложил Путину рассмотреть вопрос об изъятии у крупнейших предприятий сверхприбыли в казну. Это предложение с одобрением было встречено оппозицией. Белоусов говорил о 500 млрд рублей. Зюганов на слушаниях назвал свою цифру: 2 трлн рублей составляют дополнительные доходы (сверхприбыль). Это несколько меньше дефицита пенсионного фонда, компенсируемого из федерального бюджета. 3) Запретить и остановить вывод капиталов зарубеж. 4) Заставить банковский сектор кредитовать реальное производство длинными кредитами и вывести финансы из спекулятивного оборота. 5) Принять подоходный налог по прогрессивной шкале.

В итоге вся оппозиция выступает за проведение референдума по пенсионной реформе, и по его результатам президент и Госдума должны будут принять решение. А результаты его предсказать несложно. Около 90% граждан при той или иной постановке вопроса не приемлют повышение пенсионного возраста. Это значит, что после проведения референдума пенсионный законопроект придется заморозить.

А это при сложившейся экономической и финансовой системе недопустимо. Денег нет. Как сказал Кудрин, у государства остался только Стабилизационный фонд в размере 5 трлн рублей, которого хватит только на еще один кризис (от себя добавлю: он может случится после принятия нового пакета драконовских санкций конгрессом США). Но Кудрин противник раскулачивания сверхприбыльных предприятий. Его предложение — перенести заботу о пенсии на плечи будущих пенсионеров. В своем заключительном выступлении на слушаниях он вновь вернулся с своей теме: о добровольной (или обязательной) накопительной системе пенсий. Это когда часть денег в пенсионный фонд поступает из страховых взносов, а другую часть накапливают сами работники в негосударственных пенсионых фондах. Это позволит, по мнению Кудрина, получить длинные деньги банкам и вкладывать их в производство. Т.е. граждане должны не только сами заботится о прибавке своих пенсий, но еще и о стимулировании экономики. Вот оно, ядро идеологии либерально-экономической системы.

Другим блоком дискуссии на парламентских слушаний стала тема защиты людей предпенсионного возраста. Здесь многие, в частности Общественная палата и профсоюзы сошлись во мнениях, что параллельно или сразу после принятия закона о пенсионной системе нужно рассматривать и принимать пакет законов по защите и улучшению жизни предпенсионеров. Отрадно, что они совпали с моими предложениями, которые я высказал в своей статье «Пенсионная реформа должна проводиться вместе с защитой предпенсионеров», опубликованной в рамках дискуссии перед рассмотрением законопроекта в первом чтении. 1) Доработать программу занятости населения, в рамках которой переобучать лиц предпенсионного возраста и помогать им в самозанятости. 2) Ввести меры защиты работников средне-специального и высшего образования от трудовых мигрантов. 3) Увеличить пособие по безработице предпенсионерам. 4) Защитить предпренсионеров от необоснованного увольнения. И т.д.

Все предложения, а их около 100, будут рассмотрены специальной рабочей группой, в которую войдут все заинтересованные лица: профсоюзы, ученые, члены ОПы, оппозиция и профильные комитеты. Исходя из настроя парламентских слушаний, руководство Госдумы настраивает рабочую группу не просто на конструктивную деятельность, а на детальную проработку всех поправок с тем, чтобы предложить к рассмотрению во втором чтении самых важных.

Исходя из анализа озвученных предложений, с большой долей вероятности можно прогнозировать, что будут приняты поправки «Единой России», которые были озвучены за день до парламентских слушаний. Прежде всего, будет восстановлена накопительная часть пенсий (обязательная или добровольная – вопрос для дальнейшей проработки). И выплаты из негосударственных пенсионных фондов могут получать люди, достигшие действующего пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Пакет законопроектов по защите и поддержке предпенсионеров, скорее всего, не будут рассматривать в комплексе с законом о пенсионной системе. Сперва разработают сами законопроекты и рассмотрят их по мере готовности в приоритетном порядке.

Читайте так же:  Правила оформления статуса труженик тыла

Повысилась доля вероятности, что пенсионный возраст снизят от предлагаемого. Скорее всего, пенсионный возраст для женщин снизят с предлагаемых в законопроекте 63 до 60 лет (возможно, даже до 58 лет). Идея правительства повысить пенсионный возраст женщин сразу на 8 лет была резко раскритикована оппозицией на парламентских слушаниях. Это назвали позором, цинизмом, издевкой над женщинами. Менее вероятно, что снизят возраст мужчин с предлагаемых 65 до 63 лет.

Подводя итог, можно еще раз отметить, что парламентские слушания были не простым времяпрепровождением. Не для этого их инициировал Вячеслав Володин, чтобы услышать общий одобрямс. Хотя все профильные комитеты и фракция «Единой России» «за», будут включены в закон и дельные поправки оппозиции и непроправительственных экспертов.

Возможно, что предложения рабочей группы поступят не только в Госдуму, но и лягут на стол президенту с тем, чтобы он так же уточнил свою позицию и вынес свои предложения по совершенствованию пенсионной системы. С этим заявлением он может выступить ко второму чтению.

В результате накал недовольства граждан будет сбит и примут компромиссный закон. Ошибка того, что законопроект был спущен сверху и жестко продавлен через фракции «Единой России» без предварительной общественной дискуссии и без учета мнения народа, таким образом, частично будет исправлена.

Проблемы развития пенсионной системы России и пути их решения

По мнению специалистов, российская пенсионная система претерпевает полномасштабный кризис, не смотря на постоянное ее реформирование. Вот что говорит о ней председатель Пенсионного фонда РФ (ПФР) Михаил Зурабов: “Нынешняя пенсионная система полностью исчерпала свой ресурс и не подлежит косметическому ремонту. В настоящее время пенсии фактически превратились в пособие по старости, поскольку полностью утратилась связь между объёмом пенсий и размером заработной платы”.

Наиболее важная проблема — .

Материальное положение российских пенсионеров не соответствует представлениям о достойной старости. Средний коэффициент замещения по России в течение последних лет снижается, поскольку темпы роста пенсий отстают от темпов роста заработной платы.

Финансовое состояние Пенсионного фонда России (далее — ПФР) характеризуется все возрастающим дефицитом, покрываемым пока за счет государственного бюджета. В долгосрочном плане это угрожает стабильности пенсионной системы и экономической безопасности страны. При этом подрываются страховые принципы пенсионной системы, не достигается должная взаимосвязь между величиной зарплаты и величиной пенсии.

Медленно формируется инвестиционный потенциал накопительной системы. Лишь около 4 % граждан, имеющих право на выбор модели инвестирования своих пенсионных накоплений, выбрали частные финансовые институты (НПФ и частные управляющие компании). Большинство граждан остаются «клиентами» государственной управляющей компании, вкладывающей средства только в государственные ценные бумаги, отличающиеся низкой доходностью, которые не используются для инвестирования в реальную экономику.

В процессе налоговой реформы из накопительной части трудовой пенсии оказались исключены проявлявшие к ней наибольшую заинтересованность граждане средних возрастов (1953-1966 г.р.), что негативно сказалось на отношении населения к пенсионной реформе, уменьшило интерес и доверие граждан к государственной пенсионной политике.

Население плохо информировано о целях и принципах пенсионной реформы, своих правах и возможностях в новой пенсионной системе — как в отношении накопительной части трудовой пенсии, так и в отношении добровольного пенсионного обеспечения. Ситуация в этой сфере меняется к лучшему, но очень медленно. Указанное обстоятельство вызывает широкую полемику в средствах массовой информации, серьезную обеспокоенность населения и общественных организаций.

При анализе численности и структуры получателей пенсий в последнее время можно отметить следующие основные тенденции: — численность пенсионеров в России весьма значительна (в 2005 г. — 26,8 % в постоянном населении страны). И немного снижается, в том числе из-за высокой смертности; преобладают пенсионеры по старости, доля которых выросла с 75,0 % в 2000 году до 80,7 % в 2005 году; растет число и доля работающих пенсионеров (в 2000 г. — 15,9 %, в 2005 г. — 21 %).

Номинальный размер назначенной месячной пенсии в 2000-2005 годах увеличился в 3,4 раза. В реальном исчислении, то есть с поправкой на индекс потребительских цен, рост пенсии составил 2,2 раза; — темпы роста покупательной способности среднего размера пенсии в 2000-2005 годах существенно отстают от темпов роста покупательной способности доходов занятого населения. Это означает, что пенсионеры по сравнению с работающим населением с каждым годом живут все хуже.

Согласно актуарному расчету ПФР, при сохранении нынешнего положения в пенсионной системе к 2015 году недостаток средств распределительной составляющей системы обязательного пенсионного страхования возрастет в 6 раз по сравнению с бюджетом 2005 года; сохранится тенденция дальнейшего снижения жизненного уровня пенсионеров, получающих трудовую пенсию, которая выразится, в частности, в снижении коэффициента замещения трудовой пенсии до уровня 20,1 % от средней зарплаты, то есть практически в 1,4 раза; суммарный эффективный тариф снизится до 15 % от фонда заработной платы против 19 % в 2005 году. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что на пенсионное обеспечение они расходуют 10-20 % ВВП. Например, сегодня расходы на государственные пенсии составляют: в Германии — 16,8 %; Франции — 17 %; Австрии — 18 %; Италии -20 %.

Проведенный анализ нормативных правовых документов, определивших направления пенсионной реформы, и действующего законодательства, принятого в целях их реализации, позволяет сделать вывод о том, что большинство из поставленных целей реформы до настоящего времени не выполнено.

В бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в качестве основных задач, на которых необходимо сосредоточиться при формировании и реализации бюджетной стратегии, названо определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы. В рамках обеспечения сбалансированности бюджетной системы Президентом отмечено, что, прежде всего, это касается выполнения «обязательств государства в сфере пенсионного и других видов государственного социального страхования» и что особое внимание «следует уделить решению задачи повышения жизненного уровня пенсионеров. В частности, необходимо обеспечить выполнение ранее принятого решения о доведении размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера».

Участники слушаний определили несколько ключевых тезисов, которые должны получить отражение при разработке стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы. Решение указанных проблем важно для обеспечения экономического и социального развития страны.

Государство должно четко определить уровень гарантий и ответственности, которые оно может взять на себя в процессе пенсионного обеспечения граждан, создав условия для формирования их пенсионных накоплений в рамках частно-государственного партнерства, как с участием работодателей, так и самих граждан.

Одновременно должно быть обеспечено выполнение государством всех принятых на себя обязательств перед теми, кто уже не может влиять на уровень своего обеспечения в старости — нынешними пенсионерами, в том числе проведение опережающей по сравнению с инфляцией индексации пенсий. При этом размер базовой части трудовой пенсии и социальной пенсии должен быть не ниже прожиточного минимума пенсионера, определенного на основе современных представлений о социальных стандартах качества жизни населения.

Читайте так же:  Стоит ли рассчитывать военным пенсионерам на повышение пенсии

Полноценный эффект от реализации пенсионной реформы можно ожидать через 20-30 лет при условии, что достижение этого результата будет запрограммировано законодательством, принятым на долгосрочный период. Однако ухудшение ситуации в этой сфере может произойти гораздо быстрее и нанести невосполнимый социальный и экономический ущерб, поэтому государство, с одной стороны, должно срочно предпринять ряд внятных мер, направленных на изменение ситуации, а население, с другой стороны, должно осознать, что оно само ответственно за свою спокойную старость.

Модернизируя распределительную часть государственной системы трудовых пенсий, следует, прежде всего, преодолеть зависимость бюджета ПФР от субсидий из федерального бюджета. Одним из обсуждаемых вариантов является полная передача ответственности за выплату базовой пенсии федеральному бюджету и изменение структуры тарифа пенсионных взносов; постепенный (в течение 15-20 лет) отказ от распределительной страховой части и полная замена ее в долгосрочной перспективе на накопительное обязательное пенсионное страхование, осуществляемое через частные финансовые институты. В этом случае базовая часть трудовой пенсии, уравнительная по своей природе, будет выплачиваться через ПФР и финансироваться за счет пенсионного налога с работодателей, тогда как страховые взносы будут направляться исключительно на формирование пенсионных накоплений и инвестироваться в интересах ускоренного экономического развития страны.

Важным направлением решения пенсионных проблем должно стать создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые, учитывая региональные особенности, должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе. А с другой стороны, способствовать социально-экономическому развитию регионов путем направления на эти цели сформированных в них ресурсов.

Государство должно заинтересовать работодателей участвовать в пенсионном обеспечении своих работников. С этой целью необходимо предоставить налоговые льготы и иные формы стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочить их правовое регулирование.

Требует перестройки сложившаяся система инвестирования пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Инвестирование 94% всех пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги не может считаться нормальной ситуацией. Задачи, поставленные при создании накопительной системы, могут быть решены только при условии широкого привлечения негосударственных пенсионных фондов и частных управляющих компаний, осуществляющих инвестирование в реальный сектор экономики.

[3]

Необходимо возродить централизованное руководство, проведением пенсионной реформы, обеспечив координацию действий всех участвующих в реформе министерств и ведомств и последовательную реализацию принципов проведения реформы.

Одним из важнейших результатов реформы должна стать перестройка массового сознания. Сегодня уровень информированности людей о сущности и целях реформы недостаточен. Необходимо убедить граждан, что достойный уровень жизни человека в старости есть предмет его заботы на протяжении всей жизни, что достойное будущее создается собственными руками, а задачей государства в вопросе пенсионного обеспечения является создание условий для формирования соответствующих пенсионных накоплений и некоторого минимального уровня пенсий.

Следует разъяснять населению необходимость и целесообразность накопительных принципов финансирования пенсии, как в обязательной, так и в добровольной части. Государство, со своей стороны, может также использовать рычаги материального стимулирования граждан к участию в накопительных системах — как через налоговые льготы, так и через выплату субсидий некоторым категориям граждан, формирующих свои пенсионные накопления.

На сегодняшний день в России на 128 работающих приходится 100 пенсионеров, и дисбаланс будет только увеличиваться. на каждого пенсионера будет приходиться лишь по одному работающему. По прогнозам к 2030 г., если не менять правила выхода на пенсию, соотношение работающих и пенсионеров упадет примерно до соотношения 1:1. В идеале оно должно составлять 4:1.

Решению пенсионных проблем могут помочь следующие действия:

  • — создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой — способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования на эти цели сформированных в них ресурсов;
  • — предоставление налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочение их правового регулирования;
  • — модернизация страховой составляющей пенсионной системы с учетом потребностей различных возрастных групп пенсионеров и стимулирования добровольного более позднего выхода на пенсию.

Четвертая проблема: использование не объективного значения средней заработной платы, которая учувствует в формуле вычисление размера трудовой пенсии по старости.

Еще одна проблема это не доверие населения и чрезмерные ограничение деятельности негосударственных пенсионных фондов и частных управляющих компании со стороны государства.

Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии по старости в Российской Федерации» от 24.07.2002 № 111-ФЗ позволено Пенсионному фонду России осуществлять инвестирование средств пенсионных накоплений посредством передачи этих средств Внешэкономбанку (государственная управляющая компания), негосударственным пенсионным фондам (НПФ).

По данным 2012 года инвестиционную деятельность в России осуществляет 129 НПФ и 66 ЧУК. Динамику средней доходности Внешэкономбанка и десятков, крупнейших НПФ и ЧУК от инвестирования средств пенсионных накоплений в 2008-2012 годах называть эффективной и устойчивой, поэтому влияние инвестиционной деятельности на формирование доходной части бюджета ПФР ничтожно мало. Доля средств инвестируемых пенсионных накоплений составляет лишь около 10 % доходной части бюджета ПФР. Такая реальность является следствием правовых, финансовых и организационных проблем, возникающих на различных уровнях деятельности всех субъектов инвестиционного процесса.

По нашему мнению, наиболее трудно решаемой является финансовая проблема, которая вызвана, в основном, причиной экзогенного характера — увеличением соотношения числа пенсионеров к числу работающих. Неуклонное увеличение числа пенсионеров и уменьшение числа работающих делает все острее вопрос о надежных механизмах и источниках долгосрочного финансирования пенсионной системы. Прямым следствием этой, по сути, демографической причины, является финансовая нестабильность пенсионных фондов, которая, в свою очередь, приводит к неустойчивости всей пенсионной системы России.

К числу других негативных факторов, препятствующих развитию пенсионной системы России, можно отнести:

  • — частые изменения нормативно-правовой базы, защищающей интересы застрахованных лиц;
  • — нестабильность инвестиционной среды, порождающая реальные финансовые риски, ограничивающие диапазон инвестиционных решений;
  • — длительность процедуры взаимодействия ПФР и НПФ (полугодовой период передачи денежных средств) способствующая потере инвестиционной прибыли и др. Для преодоления всех этих проблем государство проводит реформу пенсионной системы и продолжает вводить различные пенсионные преобразования.

Государство меняет пенсионную систему в интересах крупного бизнеса

Изменения в российской пенсионной системе неизбежны, поскольку существующее сегодня соотношение пенсионеров и занятых не сулит увеличения пенсий. Об этом заявил ТАСС президент Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) Сергей Катырин .

«Все понимают, на мой взгляд, что реформа неизбежна, что на сегодняшний день на одного неработающего приходится 1,2 работающего. Это, конечно, не сулит всем никаких не то что повышений пенсий, но даже поддержания на должном уровне того, что есть», — отметил Катырин.

Читайте так же:  Неотгуленный отпуск по трудовому кодексу в россии (неиспользованный)

Кроме того, по его словам, необходим консенсус относительно того, каким образом будет проходить пенсионный маневр в стране, а прошедший в четверг круглый стол в Торгово-промышленной палате под названием «Как реформировать пенсионную систему в интересах устойчивого социально-экономического развития России» показал, что вопросов и предложений по пенсионной тематике сейчас много.

«Вообще ключевые два слова: это доверие и консенсус. Первое — это то, что вся реформа должна вызывать доверие. И второе — это, конечно, консенсус. То есть много вопросов, которые повисли в воздухе, и на которые пока еще ответов нет и в предлагаемых законопроектах, и вообще в предлагаемой реформе. Их сегодня [на круглом столе в ТПП] много достаточно озвучили, я их все перечислять не буду. Профсоюзы задали нам такой вопрос: пенсионные деньги — это чьи деньги? Правительства, работодателя, пенсионера? Но и прочие вопросы, связанные с трудоустройством. Потому что увеличивается количество работающих, а для того, чтобы это число увеличилось, нужно, чтобы было соответствующее количество рабочих мест», — сказал глава ТПП.

«Должна быть дорожная карта, как все это будет происходить. Кто может абсорбировать такое количество появляющихся желающих работать? Скорее всего, это малый бизнес, а, значит, нужна тогда программа здесь. И так далее», — рассказал Катырин.

Он добавил, что в ходе круглого стола в ТПП прозвучало множество предложений: и по тому, что должно быть включено в дорожную карту пенсионных изменений, и о том, как работать с пенсионными деньгами, чтобы было доверие к негосударственным пенсионным фондам, а также, чтобы в стране появились длинные деньги для инвестпроектов и экономики.

О пенсионных изменениях

16 июня правительство РФ внесло в Госдуму пакет законопроектов об изменениях в пенсионной системе. Они предусматривают постепенное повышение возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин (к 2028 году) и до 63 лет для женщин (к 2034 году). Повышение предлагается проводить поэтапно с 2019 года. В настоящее время пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 60 и 55 лет соответственно.

Планируется, что документ будет рассмотрен до конца весенней сессии (до конца июля) только в первом чтении. По словам спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, закон будет принят осенью. Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров — это около 46,5 млн человек. Они продолжат получать все ранее назначенные им пенсионные и социальные выплаты.

По прогнозу премьер-министра Дмитрия Медведева, благодаря этим изменениям пенсии ежегодно будут расти примерно на 1 тыс. рублей.

Президент поручил освободить от налогов малый бизнес и отложить введение пенсионных взносов за счет работодателей

Освобождение от налога на прибыль

«Поручаю Правительству разработать законодательную основу освобождения компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года.»

В своем послании глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству внести изменения в налоговое законодательство и уже с 2020 года освободить малый бизнес от налога на прибыль на трехлетний период.

[2]

Мораторий на проверки

Так же с января 2020 года вступает в силу решение о трехлетнем запрете на проверки субъектов микро- и малого бизнеса. При этом в период действия моратория президент призывает бизнес к соблюдению норм и правил закона, а граждан активизировать общественный контроль.

«В случаях нарушения субъектами бизнеса предписанных норм и правил, особенно, в санитарно-эпидемиологической сфере, такие компании будут закрываться, их владельцы – привлекаться к ответственности.»

Перенос введения 5% ОПВР

В послании Президента была озвучена проблема роста объема социальных отчислений. С одной стороны, эти сборы обеспечивают стабильность социальной и пенсионной систем, с другой стороны существует риск того, бизнес будет уходить в тень. В связи с этим Правительству поручено отложить введение пенсионных отчислений за счет работодателя в размере 5% до 2023 года.

В течение трех лет Правительство, представители бизнеса и эксперты должны просчитать варианты и прийти к согласованному решению с учетом интересов, как будущих пенсионеров, так и работодателей.

Обязательное медицинское страхование

Система обязательного социального медицинского страхования запускается в Казахстане с 1 января 2020 года, его реализация призвана улучшить качество и доступность медицинских услуг. При этом государство сохранит гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.

Изменения в действующей пенсионной системе

Президентом была озвучена проблема пенсионной системы, в которой накопились серьезные проблемы. Количество работающих граждан, производящих пенсионные накопления, заметно уменьшится, в то время как количество пенсионеров возрастет. Поэтому Правительству совместно с Национальным банком поручено провести работу по повышению эффективности пенсионной системы.

«Сейчас работающему человеку пользоваться пенсионными накоплениями можно только после выхода на пенсию. Но понятно желание людей использовать эти средства еще до выхода на пенсию.»

До конца 2019 года Правительству поручено рассмотреть вопрос использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений для покупки жилья или получения образования.

Обязательное использование платежных терминалов

Президент призвал повсеместно использовать безналичные платежи, при этом была озвучена проблема – высокая комиссия банков, которая является сдерживающим фактором для бизнеса. Для ее устранения необходимо активно развивать небанковские платежные системы, поэтому Национальному банку поручено наладить контроль в этой сфере.

С.Миронов: Государство меняет пенсионную систему в интересах крупного бизнеса

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Председатель Совета Федерации, лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов убежден, что государство меняет пенсионную систему в интересах крупного бизнеса. «Пенсионная реформа, как ее задумывали в начале десятилетия, провалилась. Единственный ее смысл — обеспечение доступа привилегированных управляющих компаний к управлению накопительными пенсионными средствами», — сказал он журналистам.

С.Миронов отметил, что пенсионные средства — это самые длинные и дешевые деньги, какие только есть в стране. Однако с момента запуска пенсионной реформы они так и не были инвестированы в технологическую модернизацию экономики, в жилищное и инфраструктурное строительство. При этом управляющие компании показали отрицательную доходность. Накопительные пенсии за последние пять лет существенно обесценились.

Дефицит Пенсионного фонда растет пугающими темпами. «Внесенные правительством законопроекты не содержат решения системных проблем пенсионной системы. Однако новая схема сохраняет нетронутым принцип регрессии при определении размера социальных взносов. А регрессивная шкала выгодна как раз богатым и сверхбогатым и имеет значительные отрицательные последствия с точки зрения исчисления пенсий», — подчеркнул он.

По мнению С.Миронова , реформа может усугубить существующие проблемы пенсионной системы. Это прежде всего уравниловка, недоучет заработка и отказ от восстановления нестраховых периодов в трудовом стаже, отсутствие ясной концепции и прозрачности пенсионных схем. «По целым группам нынешних и будущих пенсионеров будет иметь место обратно пропорциональная зависимость от стажа и заработка. Тот, кто работал дольше и получал больше, будет получать пенсию меньше того, кто работал меньший период времени и с меньшим заработком», — сказал С.Миронов .

Читайте так же:  Правила составления заявления на субсидию

Он подчеркнул, что «социальные последствия принятия пенсионного закона могут быть аналогичны последствиям от принятия 122-го закона» (о монетизации льгот. — РБК). При том, что данный законопроект потребует значительных финансовых затрат и пенсии будут повышены у всех, это повышение может вызвать справедливое возмущение у большинства пенсионеров и будущих пенсионеров. Поэтому вместо позитивного эффекта, на который, очевидно, рассчитывают президент и правительство, возможно, будет отрицательный результат», — убежден С.Миронов .

Источник: РИА «РБК».-03.06.2009

Государство меняет пенсионную систему в интересах крупного бизнеса

Владимир Гамза , председатель Комитета ТПП РФ

по финансовым рынкам и кредитным организациям

Правительство Российской Федерации запустило в стране механизм пенсионной реформы. Нет необходимости спорить о ее важности и неотвратимости. Совершенно очевидно, что без фундаментальной пенсионной реформы в России в ближайшие 10-15 лет наступит социально-экономический коллапс. Вопрос лишь в том, как ее реализовать? Понятно, что «хирургический вариант» Правительства (сократить вдвое количество пенсионеров) – это не реформа, а лишь желание быстро решить проблему дефицита Пенсионного фонда.

Задача совершенствования пенсионной системы России в настоящий момент должна быть неразрывно связана с общей программой реформирования системы социальной защиты уязвимых слоев населения. Относительная независимость этих систем желательно, но возможна лишь в долгосрочной (15-20 лет) перспективе. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт.[1]

Все системы обеспечения достойной жизни престарелых людей в мире базируются на «модели трёх столпов»: социальном обеспечении, рабочей пенсии и личных накоплениях граждан. Денежное обеспечение пенсионеров представляет собой довольно сложный финансовый объект, который складывается, по крайней мере, из следующих частей:

1. Государственная социальная защита (бюджетная и целевая внебюджетная).

2. Страхование (обязательное и добровольное).

3. Дополнительная защита (пенсионные облигации, личные пенсионные счета и другие финансовые инструменты).

4. Бенефиты (льготы, преференции, права и т.п.).

Это обеспечение формируется за счет следующих источников:

1. Обязательная часть:

1.1. Налогообложение[2] работодателей.

1.2. Налогообложение работников.

1.3. Государственные взносы и льготы.

2. Добровольная часть:

2.1. Взносы работников.

2.2. Взносы работодателей.

2.3. Государственные взносы и льготы.

2.4. Частные благотворительные взносы.

Таким образом, общая сумма денежного обеспечения пенсионеров может иметь следующий табличный формат:

Представляется целесообразным при совершенствовании пенсионной системы учитывать влияние и возможности всех составляющих этого формата. Более того, стратегия реформы пенсионной системы должна представлять собой не что иное, как изменение параметров этого формата в долгосрочной перспективе.

В контексте совершенствования пенсионной системы России просматриваются следующие задачи, существенная специфичность которых требует различных стратегий решения:

1. Усовершенствовать (сделать ее справедливой и адекватной) существующую систему пенсионного и социального обеспечения нынешних пенсионеров, иных нетрудоспособных лиц и будущих пенсионеров, выходящих на пенсию в ближайшие 5 лет, доведя ее до уровня:

  • достойного проживания для человека, заработавшего трудовую пенсию (в зависимости от стажа и средней заработной платы);
  • установленного стандарта прожиточного минимума для человека, который не смог заработать трудовую пенсию по объективным причинам (болезнь, воспитание детей и т.п.);
  • минимально допустимого уровня жизни для лиц, не обеспечивших трудовую пенсию без уважительных причин.

2. Создать систему стимулирования ускоренного накопления государственных пенсионных фондов лицами, выходящими на пенсию через 5-15 лет, которые за оставшиеся до пенсии годы способны накопить эти фонды для установления внятной зависимости начисляемой пенсии от стажа работы и уровня заработной платы. Конечно, этот переходный вариант будет усложнять пенсионную систему, но этот шаг объективно необходим.

3. Выделить из нынешней пенсионной системы все функции социального обеспечения нетрудоспособных лиц, не заработавших трудовую пенсию, и на базе систем социального и медицинского страхования создать единую систему государственного социального (непенсионного) обеспечения всех категорий граждан.

4. Начать процесс построения и постоянного совершенствования системы государственного пенсионного обеспечения будущих поколений, начиная с граждан, выходящих на пенсию через 15 и более лет.

Эта система должна быть построена на основе строжайшего соблюдения принципа прямо пропорциональной зависимости возраста выхода на пенсию и размера пенсионного обеспечения от трудового стажа и объема платежей пенсионера, государства и иных лиц в его пользу, направленных в государственные пенсионные фонды.

Необходимо установить следующий порядок определения пенсионного возраста (одинаково для мужчин и женщин):

— граждане, имеющие трудовой стаж более 40 лет, получают государственное пенсионное обеспечение с 60 лет;

— имеющие трудовой стаж более 30 лет, получают пенсии с 64 лет;

— имеющие трудовой стаж более 20 лет, получают пенсии с 67 лет;

— имеющие трудовой стаж менее 20 лет, получают пенсии с 70 лет;

— льготные категории пенсионеров, работавшие на реально опасной государственной службе более 30 лет, получают пенсии с 55 лет; работавшие более 25 лет – с 60 лет;

— граждане, имеющие особые заслуги перед государством (Герои России и приравненные к ним граждане), получают государственное пенсионное обеспечение с 55 лет;

— лица, не имеющие трудового стажа, получают пенсионное пособие по старости с 73 лет.

В счет трудового стажа женщин включается работа по уходу за детьми — по 3 года за каждого ребенка.

Все эти четыре задачи должны организационно решаться как параллельные и относительно независимые проекты, но с обязательной финансовой координацией их на федеральном уровне.

Одновременно целесообразно создать единую расчетную систему по выплатам гражданам всех видов пенсий, пособий, дотаций, компенсаций и т.п. из бюджета и внебюджетных фондов (это не только даст существенную экономию, но и позволит наладить системную аналитику в этой сфере).

Задачу № 1, как представляется, придется решать достаточно прямолинейными методами решительных государственных реформ и, главным образом, за счет госбюджета, например, введением с 1 января 2020 года системы гарантированного пенсионного и социального обеспечения в процентном соотношении с минимальным размером оплаты труда или прожиточным минимумом (в зависимости от категорий пенсионеров и иных нетрудоспособных лиц) — главное, чтобы эта система в допустимой мере решала задачу справедливого социального обеспечения нетрудоспособных граждан.

Задачу № 2 можно решать, в основном, методами установления различных государственных льгот и гарантий. Кроме того, эта задача требует формирования общественного мнения, стимулирующего работников и работодателей на ускоренное накопление соответствующих пенсионных средств.

При решении задачи № 3 серьезное прямое государственное бремя социального обеспечения граждан может быть реализовано исключительно за счет налогоплательщиков всех категорий.

Читайте так же:  Как оплачивать больничный инвалидам в россии

Такой подход позволит справедливо распределить социальную нагрузку на все слои общества. Лучше всего ввести специальный прогрессивный социальный налог в зависимости от размера дохода граждан и прибыли предприятий. Государственные социальные выплаты должны находиться на минимально допустимом уровне, чтобы стимулировать добровольные виды социального страхования граждан и не оказывать отрицательного влияния на экономический рост.

Система социального обеспечения должна также пройти 3 этапа реформирования: корректировки существующей системы, формирования переходного варианта и создания новой перспективной системы.

Задача №4 может решаться только путем разработки и реализации фундаментальной государственной программы, опирающейся на серьезные научные исследования и согласие граждан.

Только такой подход позволит, с одной стороны, срочно решить острые проблемы пенсионного обеспечения, а с другой – не сделать новых стратегических ошибок, особенно популистских, которые еще более усугубят ситуацию в сфере пенсионного обеспечения.

Участники пенсионной реформы имеют содержательно и формально разные интересы и возможности, которые должны быть согласованно и целенаправленно использованы в процессе движения к цивилизованной и своевременно адаптирующейся к изменяющимся условиям пенсионной системе. Представляется, что такая система должна состоять из следующих элементов:

Обязательное государственное пенсионное страхование работников частного сектора, государственных служащих, предпринимателей, лиц, занятых творческим трудом, и других граждан, получающих системный легальный доход, а также лиц, страхуемых государством за счет бюджета.

Все уплаченные определенным лицом страховые взносы учитываются на его индивидуальном (персональном) пенсионном счете в Пенсионном фонде, ежегодно индексируются на уровень инфляции и служат основой для расчета трудовой пенсии по достижении этим лицом пенсионного возраста.

Размер обязательных страховых взносов должен обеспечить получение работником трудовой пенсии в размере около 40% от его средней заработной платы, проиндексированной на уровень инфляции, при условии уплаты взносов в течение 30 лет. Установленная трудовая пенсия так же ежегодно индексируется на уровень инфляции.

Добровольное участие в государственном пенсионном страховании неработающих или нетрудоспособных лиц на описанных выше условиях.

Все поступающие в Пенсионный фонд страховые взносы государство использует и инвестирует по своему усмотрению, но неукоснительно исполняет свои обязательства по пенсионному обеспечению граждан. Гарантией способности государства исполнить свои обязательства перед пенсионерами должны служить золото-валютные резервы Банка России.

Добровольная государственная накопительная пенсионная система. Взносы уплачивают работники и/или их работодатели в пределах установленных размеров, не облагаемых налогом (относимых на себестоимость). В данном случае государство выступает как управляющая компания, распоряжается средствами в соответствии с законодательно установленными правилами и несет полную безусловную ответственность за сохранность и доходность вложений.

Нынешняя государственная обязательная накопительная система должна быть в кротчайшие сроки преобразована в добровольную, т.к. она сегодня финансово абсурдна: государство принудительно изымает средства граждан, но ими реально не управляет и ответственности за доходность не несет.

Добровольная государственная система жизнеобеспечения пенсионеров. Позволяет обеспечить пенсионеров жильем, питанием и медицинским обслуживанием за счет трудовой пенсии и социальных пособий. Экономически это возможно в случае строительства государственных специализированных поселков для проживания в них только пенсионеров на арендной основе.

Добровольная негосударственная накопительная пенсионная система, основу которой составляют специализированные пенсионные счета (депозиты) работников и/или их работодателей, взносы на которые в законодательно установленных допустимых пределах освобождаются от налогов (относятся на себестоимость). Такие счета могут открываться исключительно в лицензированных финансовых организациях (банки, пенсионные фонды, управляющие компании и т.п.). Средний срок взноса на такой счет должен быть не менее 10 лет, а воспользоваться счетом можно не ранее достижения пенсионного возраста — в противном случае уплачивается повышенный налог.

Добровольная негосударственная система пенсионного страхования, включающая собственно индивидуальное пенсионное страхование и страхование жизни, предлагающие в качестве страховых выплат различные виды ежегодной ренты.

В развитых странах в добровольных накопительных пенсионных системах аккумулируются значительные инвестиционные ресурсы, используемые в финансовом обеспечении стабильного экономического роста.

Конечно, никакая система страхования, в том числе государственная, не гарантирована от инвестиционных неудач. Даже строгая консервативная политика инвестирования, которую можно и нужно определить законом для всех видов пенсионных фондов, не способна упредить и локализовать все финансовые риски. Однако без инвестирования накопленных средств пенсионные фонды не смогут не только приумножить свои активы, производящие доход для обеспечения самоокупаемости работы фонда и для выплаты пенсий, но и просто сохранить их в условиях даже минимальной инфляции. Малорискованные инвестиционные возможности, пригодные для инвестирования пенсионных фондов, в России ограничены и будут оставаться такими в обозримой перспективе. В связи с этим система пенсионного обеспечения должна быть дополнена Государственным агентством по страхованию пенсионных активов [3] (эту функцию в России может выполнять Агентство по страхованию вкладов), а также прозрачным перестрахованием в страховых компаниях высшего рейтинга и размещением части этих активов в наиболее надежных ценных бумагах финансовых рынков.

Потребуется также развивать профессиональную инфраструктуру пенсионного дела, создавая системы рейтинга участников этого рынка, сертификации организаций и профессионалов, образования и т.д. Необходимо будет разработать и осуществить программу стандартизации деятельности в сфере пенсионного обеспечения. Работы чрезвычайно много и начинать ее надо сегодня.

[1] Например, в США этот процесс разделения идет еще со времен Великой депрессии, когда были заложены основы современной пенсионной системы этой страны, и не завершен до настоящего времени. С различными политическими задачами, числовыми характеристиками и социальными акцентами аналогичный процесс идет и в таких странах, как Канада, Швеция, Великобритания, Австралия.

[2] Здесь и далее под налогами понимаются все виды обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

[3] Примером такого агентства может служить Корпорация по гарантированию пенсионных бенефитов, учрежденная в США Актом об обязательном пенсионном обеспечении (ERISA) в сентябре 1974 года.

Источники


  1. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.

  2. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.

  3. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.
  4. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.
  5. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.
Государство меняет пенсионную систему в интересах крупного бизнеса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here