Инфраструктурные участники пенсионной системы

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Инфраструктурные участники пенсионной системы". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Пенсионная система

Обеспеченная старость

Все негосударственные пенсионные фонды пройдут аккредитацию

Кто контролирует работу негосударственных пенсионных фондов?

Все негосударственные пенсионные фонды пройдут аккредитацию

У нас сейчас около 100 пенсионных фондов. В Негосударственный пенсионный фонд или Управляющую компанию вы можете перевести только накопительную часть своей пенсии. До января 2016 года негосударственные пенсионные фонды должны быть преобразованы в акционерные общества.

Советую ресурс , тут, кажется, подробно рассказывается.

Негосударственные пенсионные фонды зарабатывают на всяких вложениях, на котировках акций. А могут ли они потерять деньги? Конечно, все такие негосударственные, но официально работающие фонды застрахованы. И все фонды могут потерпеть убытки. Если у них нет обязательств формирования фонда РПВ (резерв под возможные потери), то они уязвимы так же, как и прочие инвесторы.

При выходе гражданина на пенсию выплату накопительной части пенсии осуществляет фонд, в котором находятся средства пенсионных накоплений гражданина на момент наступления права для назначения пенсии.

Заявления по переходу в негосударственный пенсионный фонд или государственный пенсионный фонд специалисты УПФР в Верхнекамском районе принимают в клиентской службе Управления. Следует четко определить, чего бы Вы хотели от фонда при выходе на пенсию. Физические лица, в первую очередь, должны обращать внимание на надежность и стабильность пенсионного фонда, а также на показатели его работы.

[3]

Должен быть определен порядок формирования пенсионных накоплений и условия выплаты дополнительной пенсии. Также желательно ознакомиться с информацией о том, кто выступает в качестве спецдепозитария, и какие управляющие компании работают с фондом. Фонд должен информировать своих участников о состоянии пенсионных счетов.

Могут УК инвестировать средства и в паи паевых инвестиционных фондов, и даже в ценные бумаги правительств иностранных государств при условии, что они имеют высокий инвестиционный индекс.

Негосударственный пенсионный фонд, чем отличается от государственного?

Кроме того, каждый фонд обязан не менее одного раза в год пройти актуарную оценку и независимую аудиторскую проверку. Негосударственный пенсионный фонд должен отчетливо представлять, какие суммы он может инвестировать, куда инвестировать, на какой срок, а также учитывать доходность этих вложений.

[2]

Для подтверждения отчетов фонда о его деятельности ежегодно организуется независимая аудиторская проверка. Негосударственный пенсионный фонд обязуется не реже 1 раза в год предоставлять своим вкладчикам информацию о состоянии их пенсионных накоплений. Однако пенсионным договором может быть предусмотрено условие предоставления отчетности чаще – полугодовая, квартальная отчетность.

Советую ресурс , тут, кажется, подробно рассказывается.

Общий объем пенсионных резервов характеризует масштаб деятельности НПФ, обеспечивает платежеспособность фонда перед своими участниками. Кроме того, позволяет в ходе работы фонда использовать совершенные технологии, оборудование и т.д. Членство в профессиональных объединениях обеспечивает дополнительные гарантии обеспечения выполнения обязательств фонда перед вкладчиками и участниками.

Организационная структура и управление пенсионной системы России

ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Функциями ПФР являются:

Средства ПФР в полном объеме должны направляться на выплату установленных федеральным законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выехавшим за пределы Российской Федерации, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов, включая персонифицированный учет плательщиков и застрахованных граждан.

Помимо самого Фонда в настоящее время организационная структура пенсионной системы включает в себя:

  • — региональные отделения ПФР в субъектах Федерации;
  • — региональные органы социальной защиты населения, осуществляющие непосредственное назначение и выплату пенсий получателям;
  • — Центральный банк России, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет основной объем своих финансовых операций и в отделениях которого имеет свои счета;
  • — региональные отделения Сбербанка;
  • — Федеральную службу почтовой связи, через отделения которой осуществляются практически все виды пенсионных выплат.

Основной задачей регионального отделения ПФР является организация сбора страховых взносов и финансирования органов социальной защиты населения, осуществляющих непосредственную выплату пенсий.

В пятнадцати регионах России (Республики Ингушетия, Калмыкия, Коми, Марий Эл, Татарстан, Якутия (Саха), Тыва, Чеченская Республика, Агинский Бурятский, Ненецкий автономные округа, Белгородская, Ленинградская, Московская, Новосибирская области) в настоящее время на базе региональных отделений ПФР создана Единая пенсионная служба, охватывающая все процессы пенсионного обеспечения от сбора страховых взносов до выплаты пенсий. При этом функции непосредственного назначения и выплаты пенсий получателям, ранее находившиеся в ведении органов социальной защиты, переданы в органы Единой пенсионной службы.

Районные отделения собирают страховые взносы и размещают их на своих банковских счетах, после чего средства переводятся из районов на региональный уровень, и спускаются в районы для осуществления платежей. На местах с банковских счетов районного управления средства переводятся в местные учреждения социальной защиты населения, которые затем выплачивают пенсии, в тех регионах, где создана Единая пенсионная служба, районные управления сами осуществляют выплату пенсий.

В том случае, если регионы собирают больший доход, чем им требуется на собственные нужды (регионы-доноры), излишек переводится региональным отделением в центр, где аккумулируются аналогичные средства из других регионов. Эти средства затем направляются в другие регионы, которым требуются дотации для выполнения своих обязательств по пенсионным платежам.

Финансовые потоки распределяются между элементами пенсионной системы следующим образом.

Собранные с работодателей, работников и индивидуальных предпринимателей страховые взносы через банк плательщика поступают в региональные отделения ПФР откуда через Центральный Банк или банк, уполномоченный Центральным Банком, поступают в органы социальной защиты, осуществляющие выплату пенсий пенсионерам. Выплата производится тремя службами: почтой, сберегательными кассами и альтернативными службами доставки. Причем, на почту приходится 80-82% от общего объема доставляемых пенсий, на сберегательные кассы — 10-15%, на альтернативные службы доставки — 4-5% Савостьянова В.Б. Роль государства в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальные льготы //Государство и право .- 2005 .- № 5 .- С.80..

Читайте так же:  Порядок выдачи листка нетрудоспособности по беременности и родам (больничного)

Собственные средства от региональных отделений доноров поступают помимо органов социальной защиты в Централизованный фонд, где аккумулируются для последующего перераспределения в дотационные регионы.

В отличие от вышеуказанных отделений ПФР Единая пенсионная служба направляет полученные от плательщиков и из Централизованного фонда средства, в Службу по назначению пенсий. Оттуда через почту, сберегательные кассы и альтернативные службы доставки идет выплата пенсий пенсионерам. При этом на почту приходится 60—75% доставки, на сберегательные кассы — 10-15%, на альтернативные службы доставки — 15-20% от общего объема доставляемых пенсий Там же .- С.81..

Признание ПФР федеральной государственной собственностью — особенность России. Обычно подобные фонды не объявляются государственной собственностью, даже федеральной. Они, обычно, рассматриваются как собственность самих застрахованных и работодателей со строго целевым назначением, исключающим какое-либо иное использование средств Фонда и тем более их изъятие государством.

В дальнейшем при стабилизации политической и экономической ситуации в стране предполагается создать орган управления Фондом из лиц наемного труда (застрахованных), работодателей (предпринимателей), представителей независимых профсоюзов и государства.

Институциональная инфраструктура пенсионной реформы в России (негосударственные пенсионные фонды)

1. Основные тенденции развития негосударственных пенсионных фондов

  • Общее состояние негосударственного пенсионного обеспечения
  • Цели и приоритеты НПФ
  • Структура капитала НПФ
  • Управление и контроль в НПФ
  • Управление активами НПФ
  • Основные выводы

2. Пути реформирования институциональной базы негосударственного пенсионного обеспечения

  • Основы построения новой пенсионной системы
  • Особенности переходного периода
  • Государственное управление и контроль
  • Организация деятельности пенсионных фондов

1.1 Место и роль Пенсионного Фонда в пенсионной системе РФ

Пенсионные системы большинства развитых стран имеют сложную структуру и включают в себя большое количество участников. Россия не является исключением. В ее пенсионную систему входят: Пенсионный фонд России, работодатели, работники, пенсионеры, негосударственные пенсионные фонды, частные управляющие компании, государственная управляющая компания, вспомогательные (инфраструктурные) участники рынка, актуарии, аудиторы, брокеры, банки, спецдепозитарии, государственные регулирующие органы.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. Он обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. О Пенсионном фонде http://www.pfrf.ru/about/

ПФР является одним из главных «игроков» на поле пенсионной системы РФ, несмотря на свой весьма неопределенный правовой статус. Действительно, ПФР — это не орган государственной власти и управления, его нет в структуре Правительства; его руководитель (председатель правления) назначается на должность и снимается с нее непосредственно Президентом России. ПФР не является и полноценным финансовым институтом, поскольку не имеет никаких лицензий.

Документ, который наиболее подробно регламентирует его деятельность, — это Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации. Оно утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР», 30.01.1992, N 5, ст. 180 Согласно этому документу, ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Эти формулировки довольно расплывчаты, что неудивительно для нормативного акта 1991 года. Из этих положений невозможно даже выявить организационно-правовую форму ПФР. Некоторую определенность в проблему внес Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 17.12.2001, N 51, ст. 4832 , в статье 5 которого ПФР был назван «государственным учреждением». Там же указывается, что ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ», который, однако, так и не был принят.

Несмотря на эту правовую неопределенность, ПФР наряду с министерствами и аппаратом Правительства активно участвует в нормотворчестве в области пенсионной реформы, поэтому для нормального развития пенсионной системы было бы полезно преодолеть существующую правовую неопределенность и установить четкий правовой статус ПФР на уровне давно предусмотренного специального закона.

Положение Пенсионного фонда России в пенсионной системе противоречиво. С одной стороны, ухудшение демографической ситуации ставит под сомнение его финансовую устойчивость в долгосрочном плане, поэтому стратегически для ПФР выгодна передача части пенсионных обязательств от государства к частному сектору. С другой стороны, сегодня под его контролем находятся огромные финансовые ресурсы, поэтому тактически ПФР не заинтересован в том, чтобы ускорять реализацию реформы, по крайней мере, в отношении передачи пенсионных накоплений частным управляющим компаниям и НПФ.

Основное предназначение ПФР — обеспечивать функционирование распределительной пенсионной системы. Главные функции ПФР в рамках этой системы — сбор информации о пенсионных взносах (включая контроль их уплаты и отражение поступивших сумм на индивидуальных счетах застрахованных лиц), установление пенсии и осуществление ее выплаты из налоговых поступлений. Это огромная и сложная работа, поэтому неудивительно, что ПФР имеет разветвленную структуру по всей стране и огромный штат работников.

Читайте так же:  Доставка пенсии порядок, виды доставки

В рамках распределительной системы гражданин обычно не может выбирать какие-либо разные «пенсионные продукты». Он также лишен возможности влиять своими действиями на размер собственной пенсии. Исключение — ситуация, когда человек имеет право на разные трудовые пенсии (например, по старости или по инвалидности). Тогда он может выбрать любую из этих пенсий.

В отношениях по инвестированию накопительной части трудовой пенсии ПФР не является активным участником, но его роль остаётся значительной.

Во-первых, на протяжении текущего года в ПФР накапливаются пенсионные взносы, предназначенные для формирования накопительных пенсий, но пока еще не разнесенные по индивидуальным счетам.

Во-вторых, ПФР в течение года вкладывает эти деньги в государственные ценные бумаги (при помощи агентов — Центробанка и ВЭБа), чтобы заработать на них хотя бы небольшой доход для застрахованных лиц.

В-третьих, он зачисляет эти средства в «специальную часть лицевых счетов» застрахованных лиц. На этих же счетах будет отражаться, куда гражданин перевел данные средства для управления, и какой инвестиционный доход был ему начислен.

В-четвертых, в специальных письмах-извещениях ПФР уведомляет граждан о состоянии их счетов и напоминает им о возможности выбрать частную УК либо негосударственный пенсионный фонд.

В-пятых, передавая пенсионные накопления по требованию гражданина в УК или НПФ, ПФР получает право требовать от управляющих разнообразную информацию об их деятельности (при этом именно ПФР, а не гражданин, заключает договор с УК).

И в-шестых, при выходе гражданина на заслуженный отдых его накопления возвращаются из УК в ПФР, который и будет выплачивать пенсию. В случае передачи денег в НПФ пенсия будет выплачиваться тем фондом, клиентом которого гражданин будет на момент выхода на пенсию.

Ожидается, что в будущем роль Пенсионного фонда в пенсионной системе РФ будет снижаться в связи с развитием негосударственного пенсионного обеспечения. В настоящее время разрабатывается концепция развития негосударственного пенсионного обеспечения. Принятие такой концепции позволит четко зафиксировать основные направления дальнейшего развития накопительной составляющей пенсионной системы России, пути решения и требования к участникам этого процесса. Государство предполагает усовершенствовать организационно-правовую структуру негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и наделить их более широкими правами. Морозова Л. НПФ дадут права // Российская Бизнес-газета №739 (6) от 16 февраля 2010.

В условиях экономического кризиса и закрытых внешних рынков пенсионные накопления становятся одним из основных источников ликвидности для развития бизнеса компаний, а также «длинными» деньгами для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов.

Однако, для того, чтобы средства пенсионных фондов действительно стали эффективным инструментом преображения экономики и решения социальных проблем страны, необходимо оптимизировать инвестиционные ограничения, снизить риски инвесторов, обеспечить ликвидность инфраструктурных ценных бумаг и усовершенствовать процедуры их выпуска. Об этом заявил президент АНПФ Сергей Беляков на конференции «Финансирование инфраструктурных проектов», которая прошла на площадке Российского инвестиционного форума «Сочи-2017».

По данным Банка России негосударственные пенсионные фонды и ПФР аккумулировали в общей сложности 5,1 трлн рублей пенсионных накоплений и резервов на конец сентября 2016 года. Значительная часть этих средств уже инвестирована в различные активы. Наибольшую долю в портфелях НПФ занимают негосударственные облигации (2,1 трлн руб.), на втором месте –государственные облигации и средства на счетах и депозитах (по 1 трлн руб. ), далее в порядке убывания следуют вложения в акции (0,6 трлн руб.), ипотечные ценные бумаги (0,2 трлн руб.) и прочие активы (0,3 трлн руб.).

НПФ выступают крупными институциональными инвесторами, – порядка 51% инвестиций НПФ из средств пенсионных накоплений по итогам 2015 года в корпоративные облигации и акции осуществлялись в реальный сектор экономики, в том числе не менее 36% – в активы инфраструктурных компаний. Законодательные ограничения и слабое развитие «небиржевых» инфраструктурных проектов приводят к тому, что пенсионные фонды инвестируют в инфраструктуру через банки и другие финансовые институты – в них вложено 49% пенсионных накоплений.

Между тем, международная практика показывает, что пенсионные фонды могут принять более активное участие в развитии инфраструктуры страны. Например, в Бразилии по итогам 2013 года размер пенсионных активов был эквивалентен 15% ВВП, в Чили – 60%, в США –74%, в Нидерландах –160%. Пенсионные средства российских НПФ составляют только 6-7% ВВП.

Для того чтобы качественно изменить роль накопительных пенсионных систем в приросте ВВП страны и стать одним из главных источников финансирования инфраструктурных проектов, АНПФ считает необходимым:

· Сохранить обязательный формат пенсионных накоплений параллельно со снятием моратория на его формирование;

· Стимулировать добровольные (в т.ч. корпоративные) пенсионные программы;

· Изменить систему вознаграждения НПФ с целью расширения горизонта инвестирования;

· Упорядочить систему выбора пенсионного фонда застрахованными лицами;

· Снять ограничение в 10% для инвестирования из средств пенсионных накоплений или кратно увеличить максимальную долю.

С целью снижения рисков инвесторов следует:

· Развивать практику предоставления гарантий Минфина, ВЭБа, субфедеральных органов власти;

· Совершенствовать рейтингование инфраструктурных проектов (концессионных ценных бумаг);

· Унифицировать оценку качества инфраструктурных проектов;

· Оптимизировать работу НПФ над оценкой инвестпроектов и контроль их реализации;

· Гарантировать устойчивость тарифов, формирующих денежный поток.

В части обеспечения ликвидности инфраструктурных ценных бумаг предлагается создание аналога ломбардного списка Банка России и упрощение процедуры их выпуска вплоть до конвейера.

В комментарии «Ведомостям» Сергей Беляков отметил, что «мы остаемся страной с недоразвитой инфраструктурой». Есть перекос в сторону мегапроектов: «Пенсионные фонды интересуют некрупные проекты. Именно такие объекты меняют облик территорий, но они настолько масштабные, что денег пенсионных фондов не хватит. Масштабные проекты – это риски, поскольку это еще и долгоокупаемые проекты». В то же время в проектах государственно-частного партнерства государство настолько стремится защитить интересы публичной стороны, что это делает невыгодным участие частных инвесторов.

«Сочинский форум всегда был посвящен инвестированию в экономику российских регионов. Исключение слова «международный» говорит лишь об акцентировании на содержании форума, но не о глобальных изменениях. Я ожидаю правильные заявления на панельной сессии и на круглых столах, посвященных стратегическим вопросам, которые, наконец, воплотятся в жизнь, – отметил Сергей Беляков в интервью Russia Today. – Я считаю, что в этом году планы регионов по развитию будут находить отражение в конкретной работе с инвесторами».

Читайте так же:  Как написать жалобу в центробанк россии (цб)

«Мы слышим это (экономические рецепты) ежегодно, причем, ежегодно по много раз. И несколько настораживает, если честно, то, что ситуация не меняется к лучшему. И меры, которые предлагаются в качестве рецепта борьбы с вызовами и с проблемами, они все те же. Фактически, это признание, что все, произнесенное ранее, не облекло форму каких-то конкретных мер или действий, или, если облекло, то эти меры и действия недостаточно эффективны», – прокомментировал Сергей Беляков ТК «Дождь» экспертные дискуссии на Российском инвестиционном форуме «Сочи-2017».

Пенсионное обеспечение в США.

Пенсионная система США уже более 60 лет построена по принципу распределительной системы. Однако за последние несколько лет стали стремительно развиваться частные пенсионные фирмы, которые вполне способны называться второй ПС. Если же распределительные пенсионные отчисления являются обязательными, то отчисления в частные пенсионные фонды носят добровольный характер. Существует 3 вида частных ПС:

1. Частные пенсионные выплаты по месту работы – добровольные выплаты предприятием лицу, занятому на этом предприятии.

2. Личные пенсионные счета в частных пенсионных фондах.

3. Аннуитеты – ежегодная рента страховым компаниям.

Государственная пенсионная система в основном играет лишь социальную роль, в то время как частная ПС благотворно влияет на общее развитие экономики, а также появляется возможность накопления денежных средств.

Выход на пенсии для обоих полов начинается при достижении возраста 65,5 лет.

Распределительная ПС в основном характера для стран, где социальная стабильность является одной из главных целей государства. Также данную систему выбирают развитые страны, такие как Германия, США, Норвегия, Франция и другие.

Распределительную систему с накопительным элементом выбрали Финляндия, Великобритания, Швеция, Польша, Аргентина, Уругвай, Российская Федерация и другие. Страны Латинской Америки предпочли смешанную модель из-за неоднозначности опыта Чилийской накопительной ПС. Выбор возрастных когорт, участвующих в системе частного финансирования пенсий через посредство накопительного компонента следует одной из разнонаправленных тенденций. В рамках модели Чили и Казахстана был произведен полный демонтаж распределительного компонента, в то время как Венгрия и Эстония избрали путь открытия накопительных счетов только для впервые вступающих на рынок. Ввиду высоких социальных издержек первого варианта и временных – второго, в России был реализован, в виде компромиссного между эффективностью и справедливостью решения, промежуточный, потенциально охватывающий 82% всего трудоспособного населения страны.

Механизм данного типа ПС заключается в установлении накопительного процента от заработной платы, который отправляется на счет плательщика с последующей капитализацией. Остальная же часть отчислений (страховая) не направляется на оплату текущих пенсий, а также сохраняется на счету.

Пенсионная система в Российской Федерации.

После пенсионной реформы 2002 года в России была введена распределительно-накопительная пенсионная система.

На сегодняшний день ПС РФ представлена следующим сочетанием

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

· Распределительная ПС с элементами накопления

В распределительной ПС участвуют все лица, которые родились до 1967 года. Это решение обусловлено тем, что граждане на момент введения реформы уже имели трудовой стаж в размере до 17 лет, и имели бы менее 20 лет для возможности накопления.

В распределительно-накопительной ПС участвуют лица, рожденные начиная с 1967 года.

На данный момент в Российской Федерации пенсия делится на три вида:

1. Трудовая пенсия.

A. Трудовая пенсия по старости

Данный вид пенсии нацелен на обеспечение достойной старости людям, достигшим установленного законом возраста. В РФ пенсионный возраст наступает при достижении 55 лет женщинами и 60 лет мужчинами. Еще одним обязательным условием является наличие страхового стажа в размере 5 лет. Некоторые категории граждан согласно 27 и 28 статьи федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» имеют возможность досрочного назначения трудовой пенсии.

Трудовая пенсия по старости в свою очередь делится на 2 части:

1. Страховая часть

2. Накопительная часть

3. Базовая часть (существовала до 2010 года, была объединена со страховой частью в связи с отменой ЕСН)

До 2010 года доходы Пенсионного Фонда складывались от поступления единого социального налога (ЕСН). Этот налог являлся регрессивным, что значит, что при росте дохода налог уменьшается. В первую очередь это направлено на стимулирование декларирования истинного заработка налогоплательщиком, так как выгода от приуменьшения заработной платы существенно снижается.

1 января 2010 года в силу вступил закон 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального Страхования Российской Федерации и Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования» согласно которому ЕСН заменяется страховыми взносами[3]. В приложении 1 представлены тарифы страховых взносов на 2012 год для некоторых категорий лиц[4].

B. Трудовая пенсия по инвалидности. Выплачивается инвалидом I, II и III группы в порядке предусмотренным законом «О социальной защите инвалидов РФ»

C. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Выплачивается нетрудоспособным членам семьи, потерявшим одного из кормильцев, на попечении которого они находились, также пенсия назначается одному из супругов, в не зависимости от того, находился ли этот супруг на иждивении умершего кормильца.

2. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная денежная выплата, направленная на компенсацию утраченной заработной платы в связи с прекращением трудовой деятельности.

Относится этот вид пенсии к государственным гражданским служащим (пенсия по старости, выслуге лет или инвалидности), к космонавтам (выслуга лет, компенсация вреда здоровью), работники летно-испытательного состава (выслуга лет, компенсация вреда здоровью), лицам, потерявшим кормильца или которые приобрели инвалидность в результате или радиационных катастроф и иные лица (социальные пенсии).

3. Негосударственная пенсия — регулярные выплаты, производимые на основе пенсионного договора.

Пенсионный договор – соглашение между Негосударственным Пенсионным Фондом и вкладчиком о том, что вкладчик обязуется вносить в НПФ денежную сумму, указанную в договоре, а НПФ в свою очередь обязан выплачивать негосударственную пенсию вкладчику.

Читайте так же:  Как правильно оформить кредитные каникулы в сбербанке россии

Участники ПС РФ

1. Пенсионный фонд

ПФ РФ был создан 22.12.1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об установлении Пенсионного фонда РСФСР». На сегодняшний день это крупнейший среди внебюджетных социальных фондов централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых средств в целях пенсионного обеспечения населения. На долю остальных внебюджетных фондов приходится всего около 25% внебюджетных средств.

Так как ПФ является важным звеном финансовой системы РФ, то действия фонда строго формализованы:

· ПФ запланирован органами государственной власти, поэтому имеет строгую целенаправленность, а так же подконтролен им (Правительство РФ и управлению ПФ)

· Денежные средства фонда не относятся к бюджету, поэтому тратятся исключительно на внебюджетные расходы, связанные с пенсионной системой.

· Фонд формируется из уплачиваемых физическими и юридическими лицами страховых взносов, которые имеют налоговую природу, то есть, установлены государством и являются обязательными.

ПФ РФ занимается назначением и выплатой пенсий, ведет учет средств, поступающих по ОПС (Обязательное пенсионное обеспечение), назначает и реализовывает пенсионные выплаты отдельным категориям лиц (инвалиды, ветераны и др.), взаимодействует со страхователями (работодателями), занимается взысканием недоимок, выдачей сертификатов на получение и выплату средств материнского капитала.

Работодатели играют важную роль в ПС. Именно они обязаны уплачивать пенсионные взносы за работников. В статье 6 закона №167-ФЗ работодателей называют «страхователями по обязательному пенсионному страхованию (ОПС)» и относит их к категории лиц, производящих выплаты физическим лицам на основе трудового договора.

Страхователи ОПС являются физическими лицами, организациями или индивидуальными предпринимателями (частные детективы, частные нотариусы, адвокаты и др.). Последние так же играют роль и застрахованных, так как платят взносы за себя.

Скорее пассивные участники ПС. Они имеют статус застрахованных лиц, так как после оплаты страхователем страховых взносов в ПФ застрахованные лица получают право при достижении пенсионного возраста получать трудовую пенсию.

Гражданин вправе самостоятельно заключить договор с одним из Негосударственных Пенсионных Фондов. В этом случае он становится активным участников формирования будущей пенсии, также если он является индивидуальным предпринимателем и занимается отчислением взносов в ПФ самостоятельно

Пенсионеры – социальная группа людей, для обеспечения достойного уровня которых сформирована ПС, реципиенты пенсионной системы.

5. Негосударственные пенсионные фонды

НПФ одновременно является как социальным, так и финансовыми институтом. Согласно закону, данные фонды создаются исключительно в форме некоммерческой организации, занимающейся только вопросами пенсии: сбор пенсионных взносов, вложение денежных средств с целью из прироста (этой функцией обычно заведует руководящая компания) и, самое главное, выплата пенсии.

По состоянию на 1 августа 2011 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 313 НПФ[5]. Законодательство РФ определяет активы, в которые пенсионные взносы могут быть инвестированы, и структуру инвестиционного портфеля.

Начиная с 2004 года, любой гражданин по собственному желанию может заключить договор с НПФ, по которому его денежные накопления будут перенаправляться из ПФ РФ в НПФ.

6. Частные компании, управляющие пенсионными накоплениями

Обычно управление пенсионными счетами передается в руки частных компаний, которые обязуются управлять денежными средствами максимально выгодно для клиента.

С 2003 года в России появилась возможность самостоятельно выбрать управляющую компанию, которая имеет лицензию на предоставление данного вида услуги и прошла специальный конкурс. Но, к сожалению, лишь небольшое количество людей знают о подобной возможности. Отказавшись от управления пенсии частной компанией или же не воспользовавшись своим правом по не знанию, управление пенсией переходит в руки государственной компании.

7. Государственная компания, управляющая пенсионными накоплениями

С 2003 года государственной управляющей компанией назначен Внешэкономбанк (ВЭБ).

8. Инфраструктурные участники пенсионной системы

Среди инфраструктурных участников ПС можно выделить следующих:

НПФ заинтересовано в покупке и продаже ценных бумаг на бирже, поэтому они зачастую заключают договор с брокерской фирмой, которая досконально знает тонкости работы на бирже.

НПФ обязаны раз в год проводить аудиторскую проверку для подтверждения достоверности учета и отчетности.

Актуарий – человек, проводящий актуарное оценивание деятельности НПФ не реже, чем раз в год. Эти специалисты оценивают долгосрочную устойчивость НПФ, и проверяют соответствие между пенсионными активами и пенсионными обязательствами.

Эти организации оказывают услуги по учету прав на ценные бумаги и их хранения. Также следят за исполнение обязательств управляющих компаний и НПФ.

9. Государственные регулирующие органы пенсионной системы

Законотворческим процессом, связанным с нововведениями в ПС, занимаются Государственная Дума и Совет Федерации. Контролирует исполнение законодательства Министерство труда и социального развития РФ и Министерство финансов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Экспорт рейтингов

Уважаемые пользователи!

Агрегированная информация по рейтингам Агентства с 01.04.2019 распространяется на коммерческой основе.
Для уточнения возможностей сервиса и стоимости подписки Вы можете связаться с клиентским отделом.

Роман Ерофеев
Отдел клиентских отношений
[email protected]
+7 495 225 34 44 доб. 1656

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.

Innovations

Database of Innovational Projects in different fields of economics and industry

  • Главная
  • Исследования
    • Банки
    • Лизинг
    • Факторинг
    • Страхование
    • Строительство
    • Управление рисками
    • Управление активами
    • Микрофинансовые организации
    • Нефтегазовый сектор
    • Негосударственные пенсионные фонды
    • Гарантийные организации
    • Инвестиционные компании
    • Регионы России
    • Макроэкономика
      • Макровзгляд: российская экономика в точке перегиба
      • Макроэкономический прогноз на 2018 год
      • Макроэкономический обзор: спокойное лето, неплохие перспективы до конца года
    • Депозитарии и спецдепозитарии
    • Долговой рынок
  • Негосударственные пенсионные фонды
    • Будущее пенсионного рынка: фонды готовятся к ИПК
    • Будущее пенсионного рынка: найти выход из тупика
    • Будущее пенсионного рынка: НПФ стали стратегическими инвесторами
    • Обзор «Рынок НПФ по итогам 2018 года: экзистенциальный кризис»
    • Предварительные итоги 2015 года на рынке НПФ
    • Участие НПФ в накопительной пенсионной системе РФ: оценка эффективности
    • Будущее пенсионного рынка: от повышения надежности к повышению эффективности
    • Прогноз развития рынка НПФ на 2015 год: Рынок готовится к росту
    • Обзор рынка НПФ по итогам 1 полугодия 2014 года: Фонды наращивают капитал
    • Будущее пенсионного рынка: регулятор повышает надежность
    • Прогноз развития рынка НПФ на 2014 год: «Год выживания»
    • Рынок НПФ по итогам 9 месяцев 2013 года: «заморозка» не остановит продажи
    • Обзор рынка НПФ по итогам 2012 года: «Рынок на распутье»
  • Участие НПФ в накопительной пенсионной системе РФ: оценка эффективности
    • Накопительная составляющая пенсионной системы РФ: 2002-2015 гг.
    • Отрасль НПФ: влияние пенсионной реформы 2013-2015 гг.
    • Эффективность отрасли НПФ: индикаторы оценки
    • Эффективность отрасли НПФ: результаты инвестирования накоплений
    • Эффективность отрасли НПФ: инвестирование в реальный сектор и объекты инфраструктуры
    • Возможности для повышения эффективности отрасли НПФ
    • Основные вызовы устойчивости пенсионной системы РФ и развития отрасли НПФ
  • Накопительная составляющая пенсионной системы РФ: 2002-2015 гг.
Читайте так же:  Какой бюджет прожиточного минимума

Накопительная составляющая пенсионной системы РФ: 2002-2015 гг.

В 2002 году в России была проведена реформа пенсионной системы, в результате которой был введен обязательный накопительный компонент пенсионного обеспечения. В период 2002-2004 гг. все женщины, рожденные в 1957 году и позже, и мужчины, рожденные в 1953 году и позже стали участниками обязательной накопительной системы. Ежемесячно 2% от заработной платы направлялись на формирование пенсионных накоплений. С 2005 года накопительная часть пенсии стала формироваться только для граждан, рожденных позднее 1 января 1967 года, а размер отчислений был увеличен до 6%. Аккумулирование накопительных взносов происходило либо в Пенсионном фонде России, либо в одном из негосударственных пенсионных фондов. В первом случае управление пенсионными накоплениями осуществляет государственная управляющая компания – ВЭБ или частная УК, во втором – частные УК, выбор которых осуществляет каждый фонд самостоятельно.

Рисунок 1. Динамика объема пенсионных накоплений

Источник: RAEX(Эксперт РА) по данным ЦБ РФ, НЛУ

С 31.12.2005 до 31.03.2015 совокупный объем пенсионных накоплений увеличился в 18 раз с 183,9 млрд рублей до 3,35 трлн рублей, а их доля в структуре ВВП – с 0,85% за 2005 год до 4,2% за 2014 год. При этом объем пенсионных накоплений в отрасли НПФ вырос с конца 2005 года до конца первого полугодия 2015 года с 2 млрд рублей до 1,7 трлн рублей (2,4% от ВВП).

За время функционирования накопительного компонента количество застрахованных лиц, формирующих свои накопления в НПФ, достигло, по данным ЦБ РФ, на 30.06.2015 28,1 млн человек с учетом переходных кампаний 2013-2014 гг. Это составляет порядка 35% от всех застрахованных. На 30.06.2015, по данным ЦБ РФ, количество застрахованных лиц-клиентов НПФ достигало 28,1 млн человек или порядка 39% от численности занятого населения.

Рисунок 2. Динамика количества застрахованных лиц

Источник: RAEX(Эксперт РА) по данным ЦБ РФ

[1]

На момент передачи в НПФ первых пенсионных накоплений лицензией по ОПС обладали 47 фондов. В дальнейшем по мере увеличения объема пенсионных накоплений количество таких фондов росло. Наибольшее количество фондов в сегменте ОПС было в конце 2009 года, когда пенсионные накопления формировались в 112 НПФ. В дальнейшем в связи с кризисом 2008-2009 гг. и падением на фондовом рынке в 2011 г. на фоне повышения регулятивных требований к участникам отрасли количество фондов с лицензией по ОПС сокращалось. По данным ЦБ РФ, на 17.08.2015 количество фондов с лицензией по ОПС составило 83.

Рисунок 3. Динамика количества НПФ с лицензией по ОПС

Источник: RAEX(Эксперт РА) по данным ЦБ РФ

С конца 2005 года средний счет застрахованных лиц в НПФ увеличился с 3,3 до 60,8 тыс рублей на 30.06.2015. На конец 2014 года средний счет в НПФ составлял 51 тыс рублей, в ПФР – 33,5 тыс рублей. Значительный объем саккумулированных пенсионных накоплений становится существенным для каждого застрахованного лица, что повышает социальную значимость этих средств.

Рисунок 4. Динамика среднего счета застрахованных лиц в НПФ

Источник: RAEX(Эксперт РА) по данным ЦБ РФ

На конец 2014 года 538,5 тыс. застрахованных лиц НПФ уже получали пенсию за счет накоплений. Совокупный объем выплат за 2014 год составил почти 4 млрд. рублей. На 30.06.2015 количество таких застрахованных составило 324,2 тыс., а объем пенсионных выплат – 2,4 млрд. рублей.

Рисунок 5. Динамика количества застрахованных лиц в НПФ, получающих пенсию

Источник:

RAEX(«Эксперт РА») по данным ЦБ РФ

Рисунок 6. Динамика выплат пенсий НПФ по ОПС

Источник:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

RAEX(«Эксперт РА») по данным ЦБ РФ

Источники


  1. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.

  2. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.

  3. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. — М.: БЕК, 2014. — 752 c.
  4. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
  5. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.
Инфраструктурные участники пенсионной системы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here