Как предоставляются субсидии муниципальным учреждениям

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Как предоставляются субсидии муниципальным учреждениям". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Как предоставляются субсидии муниципальным учреждениям

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина РФ от 17 мая 2012 г. N 02-03-10/1761 О возможности предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета некоммерческим организациям

Министерство финансов Российской Федерации (далее Министерство) в связи с поступающими вопросами о возможности предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета некоммерческим организациям сообщает.

В соответствии с положениями статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах могут предусматриваться субсидии бюджетным и автономным учреждениям. Кроме того в соответствии с пунктом 2 указанной статьи в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями. Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Таким образом, Кодекс не устанавливает ограничений для возможности предоставления субсидий из бюджета некоммерческим организациям (за исключением казенных учреждений).

Вместе с тем статьей 65 Кодекса установлено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых должно осуществляться за счет средств соответствующего бюджета.

Положениями пункта 1 статьи 85 и 86 Кодекса определены основания для возникновения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Согласно положениям пункта 6 статьи 85 и пункта 5 статьи 86 Кодекса органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Кроме того органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с вопросами, отнесенными к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных законами субъектов Российской Федерации.

При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов).

[2]

Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

Учитывая вышеуказанные нормы, из бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета могут предоставляться субсидии юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, включая общественные и религиозные организации (объединения), фонды, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением (государственных) муниципальных казенных учреждений), в пределах соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, на условиях и в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

При этом цели предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) должны быть связаны с решением вопросов, отнесенных к компетенции субъекта Российской Федерации, вопросов совместного ведения в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ, которые вправе решать органы государственной власти субъекта Российской Федерации (с решением вопросов местного значения и вопросов, которые вправе решать органы местного самоуправления).

А.М. Лавров

Обзор документа

Региональные и местные бюджеты могут предусматривать субсидии автономным учреждениям, а также иным некоммерческим организациям (кроме государственных и муниципальных). Объем выделяемых средств определяется соответственно высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ/местной администрацией.

При этом необходимо учитывать следующее.

Расходные обязательства должны определяться с соблюдением принципа разграничения полномочий между органами власти и местного самоуправления. Так, региональные органы власти и органы местного самоуправления не вправе исполнять обязательства по вопросам, отнесенным к компетенции федеральных органов госвласти (кроме случаев, установленных законами). При этом органы местного самоуправления также не могут брать на себя обязательства, связанные с вопросами, решения по которым компетентны принимать региональные органы власти (исключение — если это предусмотрено законами субъектов Федерации).

Все расходные обязательства устанавливаются и исполняются только при наличии в соответствующих бюджетах собственных средств.

Таким образом, и местные, и региональные бюджеты могут предусматривать субсидии некоммерческим организациям. Последние выделяются на условиях и в порядке, установленных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации/местной администрацией муниципального образования.

При этом цели, на которые направляются средства, должны соответствовать компетенции региональных органов власти и органов местного самоуправления.

Приложение. Порядок предоставления субсидий, определения объема и условия предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, а также некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями

«город Саянск» Иркутской области

от 8 декабря 2015 г. N 110-37-1204-15

Порядок предоставления субсидий, определения объема и условия предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, а также некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок определения объема и условия предоставления субсидий из местного бюджета муниципальным бюджетным и автономным учреждениям городского округа муниципального образования «город Саянск» (далее — учреждения), а также некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями.

Читайте так же:  Правила переноса отпуска по желанию работника и по инициативе работодателя

1.2. В соответствии с настоящим порядком субсидии учреждениям и некоммерческим организациям, не являющимися казенными учреждениями, могут предоставляться на следующие цели:

1) на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, рассчитанное с учетом нормативных затрат на оказание муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание муниципального имущества;

3) на предоставление грантов в форме субсидий по результатам проводимых конкурсов.

2. Порядок предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания

2.1. Объем субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципальных заданий определяется в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эту цель в местном бюджете с учетом:

а) нормативных затрат на оказание муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам;

[3]

б) нормативных затрат на содержание объектов муниципального недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества (за исключением имущества, переданного в аренду), закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного бюджетным или автономным учреждением за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, с учетом расходов на уплату налогов, в качестве объектов налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки (далее-нормативные затраты на содержание имущества).

Нормативные затраты на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и на содержание муниципального имущества рассчитываются и утверждаются учредителем в порядке, установленном администрацией муниципального образования «город Саянск», с соблюдением общих требований определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

2.2. В случае оказания бюджетными или автономными учреждениями муниципальных услуг потребителям частично за плату в пределах установленного муниципального задания, размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг.

Объем нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и на содержание муниципального имущества, частично возмещаемый потребителями муниципальных услуг, в расчет субсидии не включается.

В случае оказания муниципальных услуг бюджетными или автономными учреждениями за плату сверх установленного муниципального задания, нормативные затраты на содержание муниципального имущества рассчитываются пропорционально доходам, полученным учреждением от оказания платных услуг и осуществления иной, приносящей доход деятельности, и размеру субсидии.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и (или) особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания указанного имущества за счет субсидий не осуществляется.

2.3. Субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания предоставляются из местного бюджета на основании соглашения по форме приложения к настоящему порядку, которое заключается между учредителем и бюджетным или автономным учреждением.

Предоставление субсидий осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью местного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных решением Думы городского округа учредителю на указанную цель.

Объем субсидий в течение финансового года может быть изменен в случае внесения изменений в решение Думы городского округа о местном бюджете, что влечет за собой одновременное изменение муниципального задания.

2.4. Субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания перечисляются:

а) бюджетному учреждению — на лицевой счет бюджетного учреждения, открытый в муниципальном казенном учреждении «Управление по финансам и налогам» администрации муниципального образования «город Саянск» (далее — Управление по финансам и налогам);

б) автономному учреждению — на лицевой счет, открытый в кредитной организации, или на лицевой счет автономного учреждения, открытый в Управлении по финансам и налогам.

2.5. Учредитель вправе:

а) приостанавливать перечисление субсидий бюджетному или автономному учреждению в случае невыполнения им показателей муниципального задания, характеризующих качество и (или) объем (содержание) оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ), на срок до устранения выявленных нарушений;

б) уменьшать объем субсидии и (или) требовать частичного или полного возврата в бюджет полученной учреждением субсидии в случае невыполнения им показателей муниципального задания, характеризующих качество и (или) объем (содержание) оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ), на срок до устранения выявленных нарушений;

Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником

г) перечислять субсидию исходя из объема фактически выполненного за предыдущий отчетный период муниципального задания с возможностью перечисления аванса;

д) определять отклонения установленных плановых показателей муниципального задания, характеризующих качество и (или) объем (содержание) оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ), в объеме не более десяти процентов, не влекущие за собой уменьшение объема субсидии.

2.6. Суммы субсидий, не использованных учреждением в текущем финансовом году, подлежат возврату в местный бюджет, в порядке, утвержденном Управлением по финансам и налогам.

3. Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели бюджетным и автономным учреждениям

3.1. Муниципальным бюджетным и автономным учреждениям из местного бюджета могут предоставляться субсидии на иные цели.

Предоставление субсидий на иные цели осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных учредителю, в соответствии со сводной бюджетной росписью местного бюджета.

В объем субсидий на иные цели включаются расходы, не входящие в структуру нормативных затрат на оказание учреждениями муниципальных услуг (выполнение работ) и в структуру нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным или автономным учреждением учредителем, или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.

3.2. Объем и цели предоставления субсидии определяются учредителем на основании заявки бюджетного или автономного учреждения с учетом подготовленного указанными учреждениями финансово-экономического обоснования субсидии в следующие сроки:

а) при составлении проекта местного бюджета в срок, установленный распоряжением администрации городского округа «город Саянск» о составлении проекта местного бюджета;

б) в течение текущего финансового года:

— при подготовке проекта решения Думы городского округа о внесении изменений и дополнений в решение Думы городского округа о местном бюджете;

— при наличии постановления администрации городского округа об использовании средств резервного фонда администрации.

3.3. Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, которое заключается между учредителем и бюджетным или автономным учреждением. Соглашением определяются цели, условия, размер субсидии, порядок контроля за расходованием субсидии, порядок возврата субсидии в местный бюджет при установлении факта нецелевого использования и (или) невыполнения учреждением условий предоставления субсидий.

Читайте так же:  Русская диаспора в аргентине как живётся мигрантам

3.4. Перечисление субсидии осуществляется:

а) бюджетному учреждению — на лицевой счет бюджетного учреждения, открытый в Управлении по финансам и налогам;

б) автономному учреждению — на лицевой счет, открытый в кредитной организации, или на лицевой счет автономного учреждения, открытый в Управлении по финансам и налогам.

Субсидии на цели, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг перечисляются учреждениям в соответствии с условиями заключенных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и иными документами, подтверждающими возникновение денежных обязательств.

3.5. Неиспользованные по состоянию на 1 января очередного финансового года остатки субсидий на иные цели подлежат возврату в местный бюджет, либо направляются на те же цели в текущем финансовом году в порядке, установленном Управлением по финансам и налогам.

4. Порядок предоставления грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями

4.1. В решении Думы городского округа о местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, включая бюджетные и автономные учреждения, в отношении которых органы местного самоуправления не осуществляют функции и полномочия учредителя, грантов в форме субсидий. Гранты предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью местного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке уполномоченному по предоставлению грантов органу местного самоуправления (далее — уполномоченный орган).

4.2. Гранты в форме субсидий предоставляются в соответствии с решениями администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» (далее — администрация городского округа), в том числе по результатам проводимых органами местного самоуправления конкурсов. Гранты в форме субсидий предоставляются победителям конкурсного отбора на основании заключенного с уполномоченным органом соглашения.

4.3. Решение администрации городского округа о проведении конкурсного отбора оформляется в виде нормативного акта, который должен содержать:

а) наименование конкурса, цель его проведения, порядок и сроки направления заявок на участие в конкурсе;

б) уполномоченный орган местного самоуправления, ответственный за проведение конкурса;

в) условия участия в конкурсе некоммерческих организаций, не являющихся казенными учреждениями;

г) критерии признания участников конкурса победителями;

д) порядок предоставления из местного бюджета, цели и условия предоставления грантов в форме субсидий и форма соглашения на предоставление грантов;

е) отчетность получателей грантов за их целевое расходование;

ж) ответственность получателей грантов за нецелевое расходование субсидий или невыполнение условий их предоставления;

з) порядок осуществления контроля за соблюдением условий, целей и порядка использования грантов;

и) порядок перечисления грантов победителям конкурса;

к) порядок возврата в местный бюджет грантов, израсходованных не по целевому назначению или с нарушением условий их предоставления;

л) иные показатели, вытекающие из темы и целей проведения конкурса.

4.4. Перечисление грантов в форме субсидий осуществляется Управлением по финансам и налогам на основании заявки уполномоченного органа в течение месяца со дня подведения итогов конкурса.

5. Контроль и ответственность

5.1. Контроль за целевым и эффективным использованием субсидий, выполнением порядка, соблюдением целей и условий их предоставления, осуществляется органами муниципального финансового контроля, учредителями и главными распорядителями бюджетных средств, предоставившими субсидии.

5.2. При получении субсидий автономными и бюджетными учреждениями, а также некоммерческими организациями, не являющимися казенными учреждениями, обязательным условием их предоставления является согласие их получателей на проведение проверок целевого и эффективного использования субсидий, соблюдения порядка, условий и целей предоставления субсидий органами муниципального финансового контроля, учредителями и (или) главными распорядителями бюджетных средств.

5.3. Ответственность за нарушение порядка, несоблюдение условий и целей предоставления субсидий в соответствии с заключенными соглашениями наступает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мэр городского округа муниципального образования «город Саянск»

  • Приложение. Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии муниципальным бюджетным (автономным) учреждениям, а также некоммерческим организациям, не являющимися казенными учреждениями
>
Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии муниципальным бюджетным (автономным) учреждениям, а также некоммерческим.
Содержание
Постановление администрации муниципального образования «город Саянск» Иркутской области от 8 декабря 2015 г. N 110-37-1204-15.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Отправить по почте

Субсидии на иные цели

Приказ Минфина России

от 26.02.2019 № 25н

Приказ Минфина России 26.02.2019 № 25н «О внесении изменений в приложение № 2 к Порядку санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Ф.

Дата публикации: 10.04.2019

Приказ Минфина России

от 21.12.2018 № 278н

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2018 № 278н «О внесении изменений в приказ Минфина России от 13 декабря 2017 г. № 2.

Зарегистрирован в Минюсте России 21.01.2019 № 53450

Дата публикации: 23.01.2019

Постановление Правительства Российской Федерации

от 28.11.2018 № 1430

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 № 1430 «О внесении изменений в Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета»

Дата публикации: 06.12.2018

Приказ Минфина России

от 25.09.2018 № 201н

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Приказ Минфина России от 25.09.2018 № 201н «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем втор.

Дата публикации: 18.10.2018

Приказ Минфина России

от 07.09.2018 № 189н

Приказ Минфина России от 07.09.2018 № 189н «О внесении изменений в Типовую форму соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 .

Дата публикации: 09.10.2018

Приказ Минфина России

от 25.04.2018 № 90н

Приказ Минфина России от 25.04.2018 № 90н «О внесении изменений в Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федеральног.

Дата публикации: 18.05.2018

Письмо Минфина России

от 01.02.2018 № 09-01-08/5752

Письмо Минфина России от 01.02.2018 № 09-01-08/5752 «Главным распорядителям средств федерального бюджета»

Читайте так же:  Как подать иск о признании права собственности отсутствующим

Дата публикации: 22.02.2018

Приказ Минфина России

от 12.12.2017 № 222н

Приказ Минфина России от 12.12.2017 № 222н «О внесении изменений в пункт 3 Порядка взыскания неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, федеральным государственным унитарным п.

Дата публикации: 27.12.2017

Приказ Минфина России

от 13.12.2017 № 226н

Приказ Минфина России от 13 декабря 2017 г. № 226н «Об утверждении Порядка санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального .

Особенности планирования и учета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (Курочкина Н.)

Дата размещения статьи: 08.10.2015

В силу ст. 78.1 БК РФ бюджетным и автономным учреждениям предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Как доводятся до учреждений эти средства? В каком порядке осуществляются планирование и расчет субсидий? Каким образом такие доходы отражаются в учете?

Соглашение о порядке и об условиях предоставления субсидии

Сроки предоставления субсидии

Случаи изменения объемов субсидии

Планирование и расчет субсидии

Обратите внимание! Расчет субсидии на содержание имущества в части коммунальных услуг на планируемый период производится исходя из 10% затрат на электроэнергию и 50% затрат на тепловую энергию от общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей (Приказ Минфина России N 137н, Минэкономразвития России N 527 от 29.10.2010 «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений»).

Субсидия и учетная политика

Пример 1. По Соглашению, заключенному между учредителем и образовательным бюджетным учреждением, размер субсидии на выполнение государственного задания на 2012 г. составляет 8 000 000 руб. Перечисление денежных средств согласно календарному плану в 2012 г. производится учредителем ежеквартально в размере 2 000 000 руб. не позднее 12-го числа первого месяца квартала на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.
Кроме того, в соответствии с условиями Соглашения учреждение не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет учредителю отчет о выполнении задания за истекший квартал.
В бухгалтерском учете учреждения за I квартал 2012 г. операции по начислению доходов в виде субсидии отражаются следующим образом.
Поступили денежные средства на лицевой счет учреждения согласно выписке за 12 января — 2 000 000 руб.:
Дебет счета 4 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит счета 4 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».

Одновременно поступившую сумму следует отразить на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».
В этом случае полученная учреждением субсидия на I квартал по состоянию на 1 апреля в доходах не отражается, поскольку на отчетную дату учредителем не подтверждено целевое использование данных средств.
Во II квартале (10 апреля) на основании утвержденного учредителем отчета об использовании субсидий делаются записи по начислению дохода на сумму 2 000 000 руб.:
Дебет счета 4 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит счета 4 401 10 180 «Прочие доходы».
2. Начисление доходов по факту поступления субсидии. В учетной политике учреждения можно предусмотреть начисление доходов в виде субсидий в момент поступления их на лицевой (расчетный) счет учреждения. В этом случае учреждение одновременно делает бухгалтерские записи по поступлению денежных средств и по начислению доходов.

Пример 2. Рассмотрим порядок отражения операций по начислению доходов в момент поступления средств на лицевой счет учреждения, воспользовавшись условиями примера 1.
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны такие записи:
— поступили денежные средства на лицевой счет учреждения согласно выписке за 12 января — 2 000 000 руб.:
Дебет счета 4 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит счета 4 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».
Одновременно поступившую сумму следует отразить на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;
— начислен доход (12 января) — 2 000 000 руб.:
Дебет счета 4 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит счета 4 401 10 180 «Прочие доходы».

Такой способ с точки зрения совершения учетных операций наиболее простой. Однако он не позволяет учредителю контролировать ни ход выполнения задания, ни целевое использование средств.

К проблеме субсидирования муниципальных предприятий (Баженова О.И.)

Дата размещения статьи: 23.06.2015

Антимонопольные органы, стремясь обеспечить конкуренцию частного и публичного секторов экономики, выступают против субсидирования муниципальных предприятий. Под пристальным вниманием контролеров оказались прежде всего социально ориентированные рынки со значительной долей таких предприятий. Борьба с практикой их персонального финансирования приобретает все более широкие масштабы. Основным ее инструментом стала контрактная система закупок.

Транспортный вопрос

Достаточно сложная ситуация сложилась на рынке транспортного обслуживания населения. На территории отдельных муниципальных образований, сохранивших фактическую монополию или (чаще всего) значительную долю муниципальных предприятий, контрактная система призвана препятствовать формированию особых условий их деятельности и/или финансирования. Одним из примеров тому — поддержанный в судебном порядке антимонопольный запрет обособления маршрутов, обслуживаемых исключительно муниципальными предприятиями с условием последующей компенсации им (субсидирования) выпадающих доходов.

В муниципальных образованиях, где сложился единый рынок транспортного обслуживания, включающий частных и муниципальных перевозчиков, внедрение контрактной системы призвано пресечь все более широко распространяемую практику субсидирования муниципальных предприятий посредством обеспечения их победы на торгах по отбору перевозчиков, поскольку такая победа предполагает последующую компенсацию выпадающих доходов. При этом в одних случаях антимонопольные органы противопоставляют контрактную систему торгам (конкурсному отбору), где получение субсидий является условием договора (контракта) на осуществление перевозок. Однозначной поддержки со стороны судов данная практика не получила. Одни, опираясь на формальные критерии понятия муниципальных нужд, признают ее правомерность.

Пример. Антимонопольная служба обратилась в арбитражный суд Новосибирской области с иском о признании недействительными результатов открытого конкурса на право заключения договора на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Руководствуясь положениями Закона о размещении заказов, суд удовлетворил исковые требования антимонопольного органа. Правомерность применения судом первой инстанции Закона о размещении заказов подтверждена ФАС Западно-Сибирского округа: конкурс проводился в целях совершенствования системы транспортного обслуживания населения, то есть для муниципальных нужд. Предметом конкурса являлось право заключения договора на осуществление маршрутных пассажирских перевозок по социальному муниципальному заказу, который предусматривает перевозку льготных пассажиров с компенсацией затрат из средств местного и регионального бюджетов.

Читайте так же:  Как подать ходатайство о проведении экспертизы в гражданском процессе

Другие, указывая на факт самостоятельной оплаты гражданами расходов перевозчика и частичный характер бюджетного финансирования с целью компенсации выпадающих доходов, признают такую позицию незаконной. В попытке выйти за пределы понятия муниципальных нужд в ряде случаев суды дополнительно (хотя и, на наш взгляд, безосновательно) подчеркивают, что организация регулярных перевозок никоим образом не связана с удовлетворением потребностей муниципального образования.

Пример. Решением антимонопольного органа администрация Старорусского муниципального района признана нарушившей Закон о размещении заказов. Осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа является потребностью муниципального района, которая подлежит финансированию из средств местного бюджета в виде компенсационных выплат, а потому спорные правоотношения подпадают под область регулирования указанного закона.
Арбитражный суд Новгородской области признал решение антимонопольного органа незаконным. Возникшие правоотношения не подлежат регулированию нормами Закона о размещении заказов. Перевозки пассажиров и багажа не отвечают всем критериям понятия муниципальных нужд. Основной целью организации перевозок является создание условий для безопасного и бесперебойного транспортного обслуживания граждан. Привлечение на конкурсной основе перевозчиков не направлено на удовлетворение потребностей муниципального образования. Кроме того, регулярные пассажирские перевозки осуществляются за счет самих граждан, а предусмотренная возможность компенсации убытков, связанных с осуществлением перевозок с применением установленных тарифов и льгот, неравнозначна размещению заказа, поскольку выпадающие доходы могут как наступить, так и не наступить.

В других случаях антимонопольные органы противопоставляют контрактную систему торгам (конкурсному отбору), охватывающим своим предметом лишь право на осуществление перевозок; право на получение субсидий не является условием договора (контракта) на осуществление перевозок и реализуется отдельно, в специальном порядке. В такой ситуации для применения контрактной системы им остается указывать на связь предмета торгов (организации перевозок пассажиров и багажа) с компетенцией муниципального образования.
Стремление антимонопольных органов навязать контрактную систему закупок и здесь получает противоречивую оценку судов. Если одни признают недостаточной связь с компетенцией муниципального образования для использования Закона о закупках, то другие, напротив, поддерживают антимонопольные органы, придавая тем самым контрактной системе закупок значение универсального инструмента организации рынка. Впрочем, анализируя судебную практику, можно отметить тенденцию смещения позиции судов по данному вопросу от оценки применимости законодательства о контрактной системе закупок к оценке процедуры проведения торгов на основании общих положений гражданского законодательства.

Подмена понятий

Имущественный вопрос

Серьезные сомнения в своей обоснованности вызывает антимонопольная практика внедрения контрактной системы закупок на рынке работ по содержанию муниципального имущества — мест общественного пользования (дорог местного значения, парков, скверов, мест захоронения). Закрепление такого имущества за муниципальными образованиями предопределяет финансирование работ за счет средств местного бюджета.
Субсидиям муниципальным унитарным предприятиям, предоставляемым на основании ст. 78 БК РФ в целях финансового возмещения затрат на выполнение указанных работ (благоустройство (озеленение, освещение, уборка территории), ремонт и содержание дорог, кладбищ), противопоставляется муниципальный заказ. Для этого, по мнению антимонопольных органов, в данном случае достаточно соответствия формальным критериям: включения соответствующего вопроса в компетенционный перечень муниципального образования, бюджетного финансирования произведенных расходов.

Пример. Постановлением администрации г. Костромы было предусмотрено предоставление субсидии МУП «Кустово» и МУП «Благоустройство» в целях возмещения затрат, возникших в связи с осуществлением деятельности в области благоустройства, озеленения и растениеводства. Решением антимонопольного органа администрации вменено нарушение закона о конкуренции, выразившееся в принятии постановления и предоставлении субсидий муниципальным унитарным предприятиям без соблюдения требований законодательства о размещении заказов. Арбитражный суд подтвердил правомерность решения антимонопольного органа.

При этом в отдельных случаях суды признают незаконным не просто персональное субсидирование муниципальных предприятий, но сам факт создания таких предприятий для осуществления отдельных видов деятельности по содержанию общественных мест либо закрепления за ними соответствующего муниципального имущества.

Пример. Арбитражный суд Тульской области признал правомерным решение антимонопольного органа, который квалифицировал действия администрации г. Тулы как нарушение. Администрация приняла Постановление о закреплении за МУП «Комбинат специализированного обслуживания населения» на праве хозяйственного ведения 10 городских кладбищ, муниципального имущества, находящегося на их территории, и предоставлении из бюджета субсидий на возмещение затрат по содержанию муниципального имущества, находящегося на территории городских кладбищ.
Согласно ст. 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта законом не предусмотрена. Наделение МУП исключительным правом выполнения функции по содержанию кладбищ и иных сопутствующих работ создает для него преимущественные условия деятельности. Выполнение таких работ должно осуществляться в соответствии с Законом о размещении заказов.

Субсидирование казенных предприятий

Особого внимания заслуживает анализ антимонопольной практики по внедрению института размещения муниципального заказа в целях пресечения практики персонального субсидирования муниципальных казенных предприятий. Право учредителя давать обязательные задания созданному им казенному предприятию рассматривается органами местного самоуправления в качестве специального основания предоставления ему субсидий для возмещения расходов, понесенных при исполнении задания, в той части, в которой эти расходы не оплачиваются потребителем. Такое право дает последнюю надежду на сохранение муниципального сектора экономики.
Однако отсутствие в бюджетном законодательстве специального указания на возможность предоставления казенному предприятию субсидий в целях возмещения расходов, понесенных им при исполнении задания учредителя, позволяет антимонопольным органам, а вслед за ними и судам признавать подобную практику незаконной. Вместо субсидирования казенных предприятий, по их мнению, должен использоваться институт размещения муниципального заказа.

Пример. МКП «Благоустройство» на основании заказа администрации г. Ангарска осуществляло работы по содержанию и капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения, содержанию и организации мест захоронения, озеленению, благоустройству территории города без проведения торгов. В целях компенсации затрат по выполнению муниципального заказа предприятию предоставлялись субсидии в порядке, определенном ст. 78 БК РФ.
Антимонопольный орган признал, что действия администрации по доведению до единственного исполнителя заказов и бюджетное финансирование затрат в связи с их исполнением противоречат требованиям законодательства о размещении заказа. Затронутые товарные рынки являются конкурентными в силу закона, поскольку деятельность на них могут осуществлять хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы. Суд кассационной инстанции согласился с решением антимонопольного органа в указанной части. При этом доводы администрации о том, что к рассматриваемым отношениям неприменим Закон о размещении заказа, признаны несостоятельными.

Читайте так же:  Как заполнить бланк договора коммерческого найма жилого помещения

Ответной реакцией на активное воспрепятствование субсидированию казенных предприятий стало широкое распространение муниципальной практики по созданию вместо них автономных учреждений с предоставлением субсидий на осуществление деятельности. Причина тому очевидна — право муниципального образования давать задания учреждению непосредственно подкреплено правом предоставления субсидий в целях возмещения затрат, понесенных при их исполнении (ч. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Миф о конкуренции

Субсидия – это денежные выплаты, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств.

Иными словами, субсидия – это материальная помощь, выраженная в денежной величине, со стороны государства, местных органов самоуправления или социального фонда. Получателями помощи могут быть как физические лица, так и организации.

Субсидия и Бюджетный кодекс РФ

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:

субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета;

субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам.

Основные свойства субсидии

Основные свойства субсидии:

безвозмездная передача средств (возможен возврат средств);

софинансирование (на условиях долевого финансирования).

Таким образом, субсидию отличает то, что:

субсидии выделяются на строго определенные цели;

средства предоставляются безвозмездно. Возврат требуется только в том случае, если деньги были потрачены не на выделяемые нужды;

выплаты могут производиться не только из государственного бюджета, но и из бюджета регионов.

Виды субсидий

Государственные субсидии можно классифицировать следующим образом:

1. По виду предоставления:

В денежной форме. Выплата предоставляется физическим и юридическим лицам из бюджетных и внебюджетных фондов. Например, субсидия на оплату жилья.

В качестве внебюджетного трансферта. Оказание помощи нижестоящему бюджету. Например, финансирование местного бюджета региональным бюджетом.

2. По типу реализации:

Прямое субсидирование представляет собой оказание материальной помощи в разных сферах. Финансирование осуществляется открыто. Например, предоставление субсидии военным на приобретение жилья или финансирование научной лаборатории.

Косвенная субсидия представлена виде налоговых и кредитных льгот. Например, ипотечная программа «Молодая семья», налоговый вычет определенным категориям граждан, сниженная налоговая ставка для некоторых юридических лиц.

Перекрестная субсидия — это покрытие убытков одной сферы экономики за счет прибыли в другой с помощью методов государственного регулирования. Например, покрытие убытков транспортировки одного вида товаров за счет других.

Цели предоставления субсидий

Государственное субсидирование идет по нескольким направлениям.

Финансирование осуществляется из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов.

Основными целями предоставления субсидий являются:

Материальная поддержка нуждающихся физических лиц. Например, предоставление налогового вычета инвалидам.

Помощь юридическим лицам. Например, налоговые льготы малому бизнесу.

Финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней. Например, софинансирование в определенной отрасли или сфере.

Основные виды действующей государственной помощи в виде субсидий

В законодательстве РФ о соцобеспечении рассматривается три вида субсидирования:

на покупку или строительство жилья;

на оплату услуг ЖКХ и жилого помещения;

субсидия безработным, создающим свой бизнес.

Также можно различать подтипы субсидирования:

помощь лицам с группой инвалидности;

малообеспеченным слоям населения;

компенсации затрат на медикаменты и дорогостоящее лечение, и т.д.

Кто может претендовать на получение субсидии

В РФ на государственную поддержку могут рассчитывать:

граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;

граждане, которые пострадали от стихийных бедствий;

официально безработные, стоящие в очереди на бирже труда или занимающиеся предпринимательской деятельностью (начинающие бизнесмены);

граждане, у которых имеется знак отличия или он относится к участникам льготной программы.

Порядок действий при оформлении субсидии

Порядок действий при оформлении субсидии будет следующим:

предварительно, отдельно сформированной комиссией будет расцениваться степень нуждаемости заявителя и его семьи;

заявителю нужно будет принести необходимые документы для оформления субсидии;

заявление будет рассмотрено, дан анализ и оценка комиссией предоставленных документов;

заявитель получает уведомление об одобрении или об отказе.

[1]

Основания для прекращения выплаты субсидии

Субсидию могут прекратить выплачивать при следующих основаниях:

у заявителя или его семьи в целом увеличился средний доход, в связи с чем они вполне могут себя полноценно обеспечивать;

поскольку субсидия привязывается к месту прописки заявителя, то при переезде, смене места проживания она автоматически аннулируется;

заявитель предоставил ложную информацию;

если заявитель допустил значительную задолженность, например, за коммунальные услуги.

Субсидирование

Субсидирование – это предоставление денежных средств на целевые программы бюджету нижестоящего уровня, физическому или юридическому лицу в качестве софинансирования (помощь оказывается на безвозмездной основе).

Это означает, что лицо освобождается только от части платежей. Например, дают субсидию на оплату коммунальных услуг в определенном размере с оплатой части из личного бюджета.

Иными словами, субсидирование – это порядок предоставления бюджетных средств на целевые программы с частичным покрытием расходов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источники


  1. Научные воззрения профессоров Пионтковских (отца и сына) и современная уголовно-правовая политика. — М.: Статут, 2014. — 432 c.

  2. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.

  3. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
  4. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2012. — 640 c.
  5. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.
Как предоставляются субсидии муниципальным учреждениям
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here