Коррупция в сингапуре и методы борьбы с ней

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Коррупция в сингапуре и методы борьбы с ней". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Коррупция в Сингапуре и методы борьбы с ней в 2019 году

Взяточничество и хищения из государственной казны были серьезной проблемой Республики Сингапур с момента обретения ею независимости в 1965 году. Однако благодаря новому лидеру – Ли Куан Ю такая проблема, как коррупция в Сингапуре, была решена оперативно и эффективно. И сейчас страна может гордиться одним из самых низких уровней коррумпированности власти в мире.

Чем был вызван высокий уровень коррупции в Сингапуре

Ли Куан Ю вошел в мировую историю как президент Сингапура, победивший коррупцию, причиной которой был низкий уровень жизни в стране и маленькие заработные платы госслужащих.

Говоря о том, как боролись с коррупцией в Сингапуре, следует назвать следующие меры:

Практический совет. Перед тем как оформлять визу или покупать билеты в другую страну, рекомендуем проверить наличие запрета на выезд из страны. Сделать это быстро, безопасно и в режиме онлайн можно при помощи проверенного сервиса Невылет.рф

Все эти меры дали ощутимый результат. Кроме того, была повышена заработная плата чиновников, что позволило привлечь на работу в органы власти лучших специалистов и сформировать в стране прослойку профессиональных обеспеченных госслужащих. В настоящее время оклад чиновника составляет 2/3 дохода сопоставимого с ним по рангу работника частной корпорации. Таким образом сотрудники государственных органов утратили мотивацию к взяточничеству. Неудивительно, что руководитель, победивший коррупцию в Сингапуре, пользуется в стране таким уважением.

Основы антикоррупционной стратегии Республики Сингапур

Борьба с коррупцией в Сингапуре была ориентирована на три важнейших направления:

  1. Исключение из госаппарата взяточников;
  2. Максимальное упрощение государственных процедур;

Успешность проводимой антикоррупционной политики обеспечили обширные реформы в области законодательства. Все назначения чиновников стали прозрачными и понятными. Свою роль сыграла и жесткая регламентация служебных полномочий каждого чиновника.

Опыт борьбы с коррупцией в Сингапуре свидетельствует о том, что новое правительство поставило во главу угла человеческий фактор и доверие населения.

Коррупция была названа угрозой, препятствующей успешному развитию страны. В результате «быть честным и неподкупным» стало нормой общества, отклонение от которой осуждается и сурово наказывается.

Неслучайно то, как победил коррупцию Сингапур, является примером для всего мира.

Стратегия борьбы с коррупцией в Сингапуре на практике

Большая часть населения страны – китайцы. Нормы их культуры не позволяли обращаться к чиновникам без «подарка», и со временем должностные лица сами стали требовать такие «подарки». И это считалось в порядке вещей. Поэтому новое руководство страны поставило задачу изменить ситуацию в корне, внедрив в сознание людей новые стандарты. Обществу была сделана так называемая «прививка честности»: коррупционные скандалы подробно освещались, велась активная работа с населением, к управлению страной привлекались лучшие профессионалы. В итоге сингапурская стратегия борьбы с коррупцией привела к формированию новых взглядов в обществе.

Функции Бюро по расследованию случаев коррупции

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты, неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

В число прямых обязанностей сингапурского БРК (Бюро по расследованию случаев коррупции) входит:

  • рассмотрение поступающих от граждан обращений и жалоб о замеченных фактах коррупции;
  • предоставление премьер-министру страны отчетов о проведенной работе;
  • расследование правонарушений, обнаруженных в ходе проверок.

Особое внимание Бюро уделяет тем чиновникам, которые занимают должности, потенциально связанные с коррупционной составляющей.

Имея неограниченные полномочия, БРК в Сингапуре может:

  • не дожидаясь решения суда задерживать подозреваемых чиновников и проводить обыски;
  • осуществлять проверки банковских счетов и долевых активов;
  • вызывать на допросы любых свидетелей;
  • привлечь к ответственности любого гражданина страны.

Говоря о том, есть ли в Сингапуре коррупция сегодня, следует отметить, что в настоящее время пытаться дать взятку в стране не просто бесполезно, но и реально опасно, так как это грозит суровым наказанием.

Система наказаний за причастность к коррупционной деятельности

Одним из пунктов программы по борьбе с коррупцией в Сингапуре стала реформа законодательства и судебной системы.

В настоящее время к взятке приравниваются абсолютно все подарки или вознаграждения за оказанные услуги. При этом очень важно, что свою долю ответственности несет каждая из сторон.

Сумма штрафов за уличение в подобном преступлении может достигать 100 000$, а в особо тяжких случаях – лишение свободы до пяти лет. Суровость наказаний является одной из причин того, почему в Сингапуре нет коррупции, вернее, практически нет. Каждый чиновник обязан раз в год подать декларацию, доказывающую отсутствие у него долгов, что является своеобразным подтверждением его благонадежности. Столь эффективные методы борьбы с коррупцией привели к тому, что сегодня Сингапур занимает лидирующие места в мировых рейтингах по экономической свободе и уровню развития.

Современный уровень жизни в Республике Сингапур

Сингапур – это уникальное соединение азиатских традиций и европейских достижений. Улицы города-государства поражают чистотой и порядком. В стране действует эффективная система штрафов, что помогает значительно снизить количество правонарушений.

Средняя заработная плата в стране – 4000$. Начинающий специалист в столице может рассчитывать на 3000$ в месяц. При этом стоимость, к примеру, медицинских услуг ниже, чем в Европе и США. Еще одним показателем благосостояния населения страны является наличие автомобиля. Владельцы авто вынуждены платить немалые налоги и сборы, так как государство старается максимально снизить количество транспорта на дорогах. В частности, первый регистрационный взнос составляет 1000$, а дополнительный регистрационный – 140% от стоимости авто! Так что позволить себе такую роскошь могут априори лишь граждане с достатком выше среднего.

Влияние коррупции на экономику России

Рубрика: Экономическое развитие и рост

Дата публикации: 18.05.2016

Статья просмотрена: 4596 раз

Читайте так же:  Пенсии смертников

Библиографическое описание:

Безуглова М. Н., Зыбинская О. А., Исаева Т. В. Влияние коррупции на экономику России // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4. — С. 4-6. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/38/921/ (дата обращения: 07.09.2019).

В данной статье рассмотрена проблема коррупции с экономической точки зрения. В последнее время очень часто приходится слышать об этой проблеме, поскольку она прерывает дальнейшее развитие экономики. Проанализированы последствия коррупции, касающиеся России и выявлена опорная точка для борьбы с ней. Путем рассуждений и результатов исследований определен комплекс действий и мер, направленных на обеспечение и развитие экономической безопасности страны.

Ключевые слова: коррупция, уровень коррупции, борьба с коррупцией, теневая экономика, российская экономика, мировая экономика.

В 2014 году в России было проведено социологическое исследование, касающееся проблемы коррупции как социальной проблемы. Данный опрос проводился среди граждан РФ от 18 лет и старше, и по статистическим данным, было выявлено, что уровень коррупции в России составляет — 72,2 %. Но самый печальный результат из этого опроса — это то, что борьба с коррупцией происходит только на словах, реальных изменений связанных с решением данной проблемы нет. Коррупция на сегодняшний день является одной из самых актуальных и злободневных проблем, поскольку именно коррупция тормозит развитие не только российской экономики, но и мировой экономики в целом.

Коррупция — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

На сегодняшний день, по мнению россиян, главными коррупционерами в России являются: работники ГИБДД (43 %), работники полиции (39 %), работники таможенной службы (35 %), чиновники региональных и местных органов власти (33 %). Вся бюрократическая власть России находится в тяжелом и болезненном состоянии. Поэтому изучение этой «болезни» всегда будет востребовано, а еще лучше — найти лекарство от этой болезни.

Но как бы правительство Российской Федерации не пыталось сглаживать эту проблему, создавая законы и постановления, тем самым проявлять интерес, коррупция занимает на сегодняшний день лидирующее место среди общего количества государственных проблем.

Проводимое, в 2016 году исследование по индексу восприятия коррупции охватывало 168 стран мира, среди которых Россия заняла 119 место с индексом 29. Индекс ранжирует страны по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. Из этого следует, что в России достаточно высокий уровень коррупции.

Если говорить о международной практике борьбы с коррупцией, но можно привести в качестве примера Сингапур, где коррупция перестала быть нормой общественной жизни. Это одна из азиатских стран, где эта проблема была полностью искоренена из мировоззрения сингапурского населения. Борьба с коррупцией в Сингапуре началась еще с 1871 года, но только в 1961 году она была полностью «уничтожена». Главный антикоррупционный орган Сингапура — Бюро по расследованию коррупции — применял жесткие меры по борьбе с коррупцией, штраф достигал до 100 тыс. сингапурских долларов и взяточник привлекался к уголовной ответственности до 5 лет. Это, действительно, является историческим примером борьбы со взяточничеством для всех стран, в том числе и России.

На сегодняшний день в России действует Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы», но подкупность и продажность остаются существовать в Российской Федерации. В национальном плане противодействия коррупции в 2016 году было предложено: например, в течение года разработать правовые акты, внести изменения и дополнения в действующие акты в сфере противодействия коррупции, провести ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений. Эти предложения связаны с тем, что как показала практика, коммерческие структуры подкупают представителей государственной власти, при этом тратя от 20 до 50 % своей прибыли. По нашему мнению это также связано с тем, что в тексте предыдущего Указа Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» предлагается, рекомендуется, но не указывается и не постановляется внести меры воздействия на производственные и общественные отношения в обществе и в органах власти. И если рассуждать о борьбе с коррупцией, то тогда можно сделать следующий вывод: коррупция ярко процветает и будет процветать, так как на сегодняшний день эффективных методов борьбы с ней нет.

Также следует сказать о том, что коррупции оказывает достаточно сильное влияние на экономику, что в последствии приводит к возникновению такого понятия как — теневая экономика. Наверно, именно поэтому Россия в экономическом развитии отстает на 70-80 лет от Европы.

Также, коррупция несет за собой следующие последствия: замедляется экономический рост; происходит дифференциация населения (богатые богатеют, бедные беднеют); отсюда вытекает еще одно негативное последствие — нарушение прав человека. В связи с этим, государству следует принять строгие меры по борьбе с коррупцией, и если эта проблема не будет решена в скором времени, то Россию ожидает крах и потеря всего нажитого предками.

9 декабря 2015 года в г. Ростове-на-Дону (в пресс-центре «Дон-медиа») состоялся круглый стол, в котором приняли участие приглашённые эксперты — представители силовых структур и общественники, которые делились рецептами борьбы с этим постыдным явлением. Так, например, профессор кафедры процессуального права Южно-Российского института управления — филиал РАНХиГС, полковник ФСБ в отставке Сергей Воронцов отмечает, что для борьбы с коррупцией следует, чтобы «родители внушили своим детям: брать взятки — это поступок, недостойный для приличного человека; c молодёжью надо общаться и рассказывать, что коррупционер — не только тот, кто берёт взятку, но и кто даёт». Таким образом, чтобы бороться с коррупцией, требуется не только усилие государства, но и качественное воспитание родителей.

Хотелось бы отметить еще один метод борьбы — следует делать колоссальный упор на сферу Просвещения, а не выделять остаточные средства из бюджета государства на образование. В России по самым скромным подсчетам, неграмотными остаются более двух миллионов подростков. И здесь не может быть места успешному и эффективному развитию экономики. Если 30 лет назад в Советском Союзе было тяжело найти неграмотного человека, поскольку всю ответственность за образование населения брало на себя государство, то сейчас мы наблюдаем тот факт, что в сфере образования богатый слой общества платит за получение «искусственного» диплома, занимая рабочие места, не имея определенного багажа знаний. Тогда как умный и образованный человек находится в поиске работы. Коррупция останавливает процесс образования, государство практически сняло с себя обязанности по обучению населения. Свидетельство тому — нищенские зарплаты преподавателей, отсутствие финансирования учебных заведений, и, уже начиная с детских садов, отсутствие мест для обучающихся. Конечно же, по сведениям, которые представляют официальные источники, «практически все взрослое население России грамотно, и в связи с этим нет необходимости принятия специальных мер или программ по ликвидации неграмотности взрослых».

Читайте так же:  Налоговая система японии

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что коррупция — это организованная преступность, которая тормозит развитие экономики, поэтому фундамент развития экономики — качественное образование, которое позволит опередить западные страны в экономике, занять лидирующее место и искоренить полностью коррупцию из мировоззрения населения. Образование является эффективным методом борьбы.

Если не остановить развитие мздоимства, то это может привести к угрозе безопасности государства. Необходимо вспомнить математические модели коррупции, предложенные Левиным. В своей работе автор выделяет как отрицательные, так и положительные «черты» коррупции для экономики и строит математические модели, определяющие влияние коррупции на экономическое развитие. И возникает вопрос: «Оказывается коррупция может нести за собой и положительные черты?». Тогда все, о чем писалось выше — это чепуха на постном масле?

Но можно посмотреть на проблему коррупции и с другой стороны. Известный американский экономист Нассим Талеб написал произведение «Черный Лебедь», в котором «Черный лебедь» — это непредвиденная случайность, способная изменить все [4]. Идея Талеба в том, что двигателем истории являются ни классовая борьба, ни диалектическое развитие и т.д. (все известные нам теории), а «черные лебеди». Он приводит пример про «индюшку и 1000 дней». Индюшку кормят 1000 дней, она даже выводит теории о том, почему человек так доброжелателен к ней. Но на 1001 день индюшку убивают и изучение этих 1000 дней — ничто, бесполезная информация. Самое главное в одном последнем дне. Именно из него нужно делать выводы, и выносить уроки. Может также и на примере с коррупцией сделать вывод и вынести урок на последний день, день, когда зеркало обезумевшей России превратится в осколки. Талеб рекомендует мыслить исключительно рационально и брать во внимание случайности, непредсказуемости, тогда шанс на успех за вами. Теперь возвращаемся к нынешним событиям и если опираться на это произведение, то можно действительно нужно принимать коррупцию как случайность, «Черный Лебедь?» Если так рассуждать, то в этом и будет заключаться положительная черта коррупции.

Но все-таки остановимся на том, что коррупция-это зло, бороться с ней — значит принимать рациональные меры и не брать во внимание те случайности, о которых пишет Талеб — в этом залог успеха!

Вот как Сингапур раз и навсегда покончил с коррупцией и бандитами

В 2017 году Сингапур поднялся на 7-ю позицию по индексу восприятия коррупции Transparency International и он является единственной азиатской страной, которая попала в первую десятку наименее коррумпированных стран мира.

Никто не сомневается, что ключом к успеху стала борьба с коррупцией, которую начал премьер-министр Сингапура с 1959 по 1990 год — Ли Куан Ю. INFÓRMATE PERÚ перечислила пять факторов, которые помогли ему добиться успеха.

1. Конец коррупции.

Когда в 1965 году Сингапур получил независимость от Малайзии, большая часть его населения была бедной. А растрата и взяточничество были неотъемлемой частью общественной жизни. Тогда Ли Куан Ю с решимостью заявил:

«Если вы хотите победить коррупцию, вы должны быть готовы отправить в тюрьму своих друзей и семью»
Одной из наиболее важных мер, предпринятых премьер-министром, стало увеличение заработной платы чиновникам. Ли считал, что если им хорошо платить, то они не будут искать другие источники дохода.

Но этого было недостаточно. Поэтому, чтобы препятствовать искушению, Министерством финансов была создана специальная программа борьбы с коррупцией. Она включала в себя ротацию должностных лиц для предотвращения возникновения коррупционных связей и неожиданные проверки на местах.

Кроме того, было оказано содействие возникновению независимых и объективных средств массовой информации, которые беспристрастно расследовали случаи коррупции.

С этого момента управление по расследованию получило авторитарные полномочия. Чиновники были лишены иммунитета. Агенты управления имели право проверять банковские счета, имущество, принадлежащее не только должностным лицам, но и их детям, женам, родственникам и даже друзьям.

Если клерк и его семья жили не по средствам, управление начинало расследование автоматически без каких-либо предварительных команд сверху.

[1]

Каждое должностное лицо, которое было признано виновным в коррупции, лишалось работы, пенсии и льгот. (В тюрьму сели несколько министров, руководителей профсоюзов и крупных компаний).

В 1989 году максимальный размер штрафа за коррупцию увеличился с 10 до 100 тысяч сингапурских долларов.

2. Судебная реформа.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сингапур занимает одно из первых мест в мире по количеству смертных казней на душу населения. Особенно это касается убийц и наркоторговцев. За другие преступления дают длительные сроки в тюрьме или наказывают ударами палками.

Для большинства людей система наказаний Сингапура представляется очень жестокой. Мнения самих сингапурцев по этому поводу разделились. И хотя многие осуждают смертную казнь, так как по ошибке могут казнить невиновного человека, наказание палками часто получает одобрение.

Хотя уголовное законодательство Сингапура чрезвычайно жесткое, в первую очередь оно предназначено для того, чтобы люди до конца осознали что можно делать, а что нельзя.

И смертная казнь через повешение, и телесные наказания палками, конфискация имущества, лишение свободы или штрафы, существуют для того, чтобы поддерживать на этой земле закон и порядок.

3. Рабочие места.

Культурная революция Мао закрыла Китай для инвесторов, и они обратили свои взоры на Гонконг, Тайвань и Сингапур. В конце 60-х только начали строиться первые фабрики и заводы, в 70-е они выпустили первую электронику, а в 80-х Сингапур стал центром производства технологических продуктов.

Читайте так же:  Кому положена субсидия на оплату коммунальных услуг в россии (жкх)

Для инвесторов были созданы все условия, и они могли работать без всякого государственного вмешательства. Также их подкупали низкие налоги и дешевая рабочая сила.

«Мы не просто приветствовали каждого инвестора, мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать у нас производство».
Но цель Ли Куан Ю состояла не в том, чтобы «баловать» иностранный капитал всю жизнь. На самом деле он хотел, чтобы молодые сингапурцы приобрели опыт работы в иностранных компаниях, и создали собственные конкурентоспособные национальные компании, способные конкурировать на мировом рынке.

Поскольку вначале не было людей с деньгами и опытом для создания крупных компаний, Ли решил обучить молодых людей в области технологий, маркетинга и управления, чтобы потом создать государственные компании, где будут работать эти же молодые специалисты.

4. Реформа образования.

В конце 1960-х годов, когда Сингапур привлекал иностранные компании для борьбы с высоким уровнем безработицы, молодых работников учили быть пунктуальными, ответственными и делать высококачественную продукцию.

Благодаря этим качествам они сохраняли свою работу, приобретали опыт и узнавали о бизнесе.

Было также решено полностью изменить систему образования. Цель была в том, чтобы заставить учащихся самостоятельно анализировать и решать проблемы. Кроме того, они учили их не ограничиваться тем, что написано в учебниках, а уметь мыслить глубже.

«Нам нужны специалисты по технологиям и науке, а не по древней литературе. Так они смогут зарабатывать на жизнь», говорил Филипп Йо, бывший президент совета по продуктивности и инновациям в области экономического развития Сингапура.

5. Создание государственных предприятий.

Одна из первых компаний, которую создало правительство — Singapore Airlines.

«Она была создана не для престижа, а для того, чтобы зарабатывать деньги. Поэтому, если она станет убыточной, я сказал, что закрою ее без колебаний», вспоминает Лим Чин Бен, бывший гендиректор государственной авиакомпании. Но такого не случилось.

Сингапурские авиалинии революционизировали способ обслуживания клиентов. Они учитывали каждую деталь — от еды до напитков, от комфорта сидений до звучания наушников.

В результате они создали сотни рабочих мест, и сегодня она считается одной из лучших авиакомпаний в мире. У нее уже есть несколько дочерних компаний с низкими издержками.

Это всего лишь один пример, как Сингапур пробивал себе дорогу на международный рынок. В целом, эту систему можно рассматривать как форму успешного социализма, которая привела к реальному экономическому прогрессу.

[2]

Практика зарубежных стран по борьбе с коррупцией

Вопросы борьбы с коррупцией в практике зарубежных стран, таких как Сингапур, Малайзия, имеют практическое преломнение в Казахстане. На наш взгляд, опыт восточных стран по борьбе с коррупцией является более эффективным. В нашей стране противодействие коррупции признано приоритетным направлением государственной политики. Казахстан одним из первых в СНГ принял закон «О борьбе с коррупцией», на современном этапе продолжается борьба с этой «болезнью». Было бы целесообразно применить отдельные элементы позитивного опыта Сингапура и Малайзии в нашей практике. Необходимо активизировать вовлечение институтов гражданского общества в процесс искоренения коррупции, повысить гражданскую сознательность и общественный контроль за деятельностью государственных органов власти.

В современном мире коррупция является серьезной угрозой для стабильного развития страны. Общепризнано, что коррупция приводит к таким негативным явлениям как, нарушение равенства всех перед законом, нарушение принципа законности и гласности, не обеспечивается правовая регламентация деятельности государственных органов, способствует росту организованной преступности в стране и пр. Коррупция в политической жизни разрушает систему государственного управления, что вызывает колоссальные последствия в кадровой политике и недоверие к государственным служащим, теряется статус государственной службы. В экономической системе коррупция является причиной сбоев рыночного механизма, препятствует основному двигателю рынка – развитию честной конкуренции, наносит колоссальный вред в становлении конкурентноспособности национальной экономики.

Анализируя политико-экономического положения Малайзии можно отметить, что взвешанная и разумная политика Малазийского государства позволила стране занять достойную позицию среди других стран. На сегодняшний день Малайзия успешно развивает сельское хозяйство, является поставщиком разных сельхозпродукции на мировом рынке. Положителен опыт и в решении жилищных проблем: благодаря успешному сотрудничеству с банковским сектором население имеет доступное жилье. Основные экономические вопросы в стране решаются путем консенсуса, политическое положение стабильное, при многонациональности общества стране удалось сохранить межэтническое согласие. В Малайзии сочетаются политическая либерализация, с одной стороны, и с другой стороны, сохранены основные традиционные моральные принципы и каноны исламской религии. На современном этапе по данным Ведущего в Европе института менеджмента (Institute of Management Development, IMP) Малайзия по рейгингу конкурентноспособности стран занимает 18 место, при этом индекс конкурентоспособности составляет 77, 162. Уместно вспомнить тот факт, что именно малазийский опыт способствовал при выборе казахстанской модели развития.

Как известно, сегодня весь мир признает лидерство Сингапура в области индустриального развития, компьютерной и информационной технологии, экономическая система модернизована, развита образовательная система. В 1996 году Сингапуру был присвоен статус «индустриально развитого государства». По основному показателю уровня благосостояния людей – ВВП на душу населения Сингапур входит в первую десятку стран мира. К примеру, по данным Всемирного Банка на февраль 2009 года ВВП на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности Сингапур занимает 7 место 53.900 долл. Хотелось бы отметить, что, по сравнению с предыдущими годами данный показатель имеет положительную тенденцию.

Описывая феномен процветания этой страны, известный американский ученый Ф.Закария пишет, что Сингапур небольшой город государство, живущий в тени крупных соседей и имеющий поразительно мудрое политическое руководство. Сингапур составляет очевидное исключение из общего правила. Здесь уже наличествуют сильные элементы конституционного либерализма наряду с полной энергией свободной экономикой, а собственность, свобода вероисповедования, передвижения и прочие права надежно защищены. Страна открыта миру [2].

На наш взгляд, опыт восточных стран по борьбе с коррупцией является более эффективным. В нашей стране противодействие коррупции признано приоритетным направлением государственной политики. Казахстан одним из первых в СНГ принял закон «О борьбе с коррупцией», на современном этапе продолжается борьба с этой «болезнью». Было бы целесообразно применить отдельные элементы позитивного опыта Сингапура и Малайзии в нашей практике. Необходимо активизировать вовлечение институтов гражданского общества в процесс искоренения коррупции, повысить гражданскую сознательность и общественный контроль за деятельностью государственных органов власти. Скоординированное и сплоченное действие государства и общества по противодействию коррупции будет способствовать достижению эффективности.

Читайте так же:  Отпечатки пальцев на загранпаспорт как снимают и зачем они нужны

Мировой опыт борьбы с коррупцией:феномен Cингапура

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона добились процветания в значительной мере благодаря активному реформированию в государственном секторе. В ходе претворения целенаправленных перемен они избавились от балласта в виде устаревшей и во многом закосневшей формы государственного управления, тянувшей их в пучину прозябания, бедности. Посредством сокращения штатной численности были уменьшены расходы на содержание государственного аппарата, соответственно повысилась заработная плата – один из стимулов плодотворной, творчески направленной деятельности служащего, устранению, следовательно, подверглись патронаж над государственными служащими, низкое качество предоставляемых услуг. В чреде причин, побудивших к проведению административных реформ, немаловажным фактором стало, конечно же, широкое развитие и распространение коррупции, которая порождала недоверие граждан и предпринимателей к государственной службе.

Среди позитивных антикоррупционных стратегий этого региона успешной зарекомендовала себя Сингапурская стратегия борьбы с коррупцией.

Как известно, в момент приобретения независимости в 1965 г. Сингапур был страной с высокой степенью коррупции. Тактика ее снижения была основана на выполнении специальной антикоррупционной программы Министерства финансов, включавшей комплекс мер, таких как:

  • — регламентация действий чиновников и их ротация во избежание формирования устойчивых коррупционных связей,
  • — обеспечение режима конфиденциальности для предотвращения утечек важной информации, которой можно воспользоваться в коррупционных целях,
  • — упрощение бюрократических процедур,
  • — утверждение верховенства законности и ужесточение законодательства,
  • — повышение независимости судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей).

Кроме того, были также:

  • — введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях,
  • — предприняты жесткие акции, вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб,
  • — установлен строгий надзор над соблюдением высоких этических стандартов,
  • — введены процедуры пересмотра комплекса антикоррупционных мер через каждые 3-5 лет,
  • — предусмотрена защита информаторов, сообщающих о случаях коррупции.

Одновременно с этими мерами были предприняты:

  • — дерегулирование экономики,
  • — подготовка квалифицированных административных кадров,
  • — повышение в разы заработной платы чиновников и т. д.

Выступая с отчетом в 1985 году перед парламентом, премьер-министр в оправдание затрат на содержание аппарата говорил: «Я являюсь одним из самых высокооплачиваемых и, вероятно, одним из самых бедных премьер-министров стран третьего мира… Имеются различные пути решений. Я же предлагаю наш путь в рамках рыночной экономики, который является честным, открытым, оправдываемым и осуществимым. Если вы ему предпочтете лицемерие, вы столкнетесь с двуличием и коррупцией. Делайте выбор» [1]. Парламент, как показала история, сделал правильный выбор, поддержав одновременно обоснование премьер-министра о назначении заработной платы министрам и высшим должностным лицам, близкой к их рыночной ценности. Заработная плата премьер-министра, к примеру, составила 1,9 млн. сингапурских долларов и явилась действительно самой высокой в мире.

Начало успешному проведению антикоррупционной кампании в Сингапуре в 70-е годы положил бывший премьер-министр Ли Куан Ю, благодаря которому страна совершила беспрецедентный рывок из третьего мира в первый. В ноябре 1999 года он мог уже со всею уверенностью заявить: «Честное, эффективное правительство с незапятнанной репутацией было и остается самым ценным достижением правящей партии и главным достоинством Сингапура» [2, с. 14].

Примечательно в этой связи и то, что в настоящее время Сингапур достиг еще более крупных успехов в борьбе с коррупцией и теперь уже занимает в Таблице ИВК ТИ 2007 года четвертое место, в то время как в предыдущие годы он находился на седьмом-девятом местах.

Средоточие борьбы с коррупцией в Сингапуре — автономное Бюро по расследованию коррупционной деятельности (БРКД), которое с 1970 года стало подчиняться непосредственно канцелярии премьер-министра. Гражданам была предоставлена возможность обращаться в бюро с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков.

Сингапурской стратегии борьбы с коррупцией, базирующейся на «Акте о предотвращении коррупции», присуще стремление «минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий», а также принципиальность и последовательность.

В октябре 2008 года Академию государственного управления при Президенте Республики Казахстан посетил ректор Сингапурской школы государственной политики имени Ли Куан Ю профессор К. Махбубани. Выступая перед профессорско-преподавательским коллективом и магистрантами Академии, господин К. Махбубани еще раз обосновал причины успешной деятельности государственной службы Сингапура, приведшей к процветанию этого, малого по размеру, острова-государства. В те времена, когда Сингапур отделился от Малайзии, обрел суверенность, он был чрезвычайно беден и коррупция, как было упомянуто, разрывала его население. Но к счастью сингапурцев, власть в свои руки взял незабвенный Ли Куан Ю и, проведя свой народ по рифам и скалам, возвысил его и упрочил его авторитет во всем мире.

Профессор К. Махбубани выделил три принципа, которые исповедовали сингапурцы, строя свой, новый, способ бытия, свободный от коррупции:

– Первый принцип – принцип меритократии (в дословном переводе – правление достойных; является антиномией клептократии – правлению воров). Его реализация основана на поиске талантов в любом социальном слое; пусть человек будет беден или богат, если он талантлив, если он креативен и прозорлив, он будет привлечен к государственной службе и наделен благами, обусловленными его способностью стратегически мыслить, решать и действовать, используя инновационные методы управления. Система выбора лучших людей, выявление и развитие талантов – доминантная константа в формировании парадигмы государственного управления страны.

Степень талантливости, продвинутости госслужащего в Сингапуре определяется и посредством рейтинговой оценки его деятельности. 200 человек в системе государственной службы Сингапура составляют элитную группу и все 200 являются объектами рейтинга. И любой из них, будь он стар или молод, независимо от возраста и наличия профессионального и жизненного опыта, будет находиться в первых рядах элиты, возглавлять лучшие организации, если при проведении рейтинга наберет высокие баллы. Самые лучшие люди должны управлять лучшими государственными учреждениями и структурами – убежден профессор и он приходит в искреннее удивление от того, что многие страны игнорируют, отказываются от применения этого принципа в управленческих сферах

Читайте так же:  Особенности получения компенсации за коммунальные услуги малоимущим в россии

Как отмечено в статье С.Г. Капарова «Модернизация государственной службы в Казахстане: создание национальной системы предотвращения коррупционных правонарушений в государственном аппарате», «меритократия по своей природе является демократическим институтом. В этом смысле она противоположна системе патронажа, при которой отбор на государственную службу происходит из принципов личной преданности, дружеских или родственных связей.

В странах с устоявшейся системой заслуг определен механизм, который обеспечивает реализацию принципов меритократии главным образом через конкурсный отбор при поступлении на государственную службу.

Систему заслуг формируют следующие принципы:

[3]

1) поступление на государственную службу осуществляется на конкурсной основе;

2) оценка претендентов осуществляется по критериям личных способностей, знаний и умений» [3, с. 90].

Прервемся на двух этих главных требованиях принципа меритократии, ибо только при наличии особенных, лидерских способностей госслужащего, а также при поощрении этих способностей со стороны власти, срабатывает принцип меритократии, и вернемся к аналитике профессора К. Махбубани.

— Второй принцип, выделенный им как основополагающий в формировании успешной государственной службы, – прагматизм, своеобразно им интерпретируемый. В понимании государственных деятелей Сингапура, прагматизм – это не следование какой-либо идеологии, это скорее всего избрание наиболее эффективного для страны, ее процветания пути из всех имеющихся. Прагматизм – это умение творчески воспользоваться чужим опытом, умение органично адаптировать его, учитывая все за и против, в своей стране. К. Махбубани считает, что не следует изобретать велосипед, достаточно взглянуть взыскующе на мир, проанализировать чужие достижения и всегда можно обнаружить среди них наиболее адекватные той или иной сфере жизнедеятельности своего государства. Так, при строительстве порта, власти Сингапура «скопировали» один из лучших портов в Европе – Роттердам. Адаптация лучшего варианта строительства порта в Сингапуре удалась и теперь этот порт способен нести сверхмощную нагрузку.

— Третий принцип, обусловивший успех Сингапура, – честность. Эффект неожиданности испытывает наш не стесненный нравственными ограничениями рассудок, сталкиваясь с данным принципом, его номинацией. Однако честность как категория высокой морали – первейшее условие для успешной работы во властных структурах Сингапура. О том, что честность – не декларируемый фон, но мерило нравственности государственного служащего, его имиджа, говорит факт ареста одного из министров Сингапура, принявшего совершенно бескорыстное предложение некоего бизнесмена отдохнуть с семьей в одном из прекрасных уголков страны. По возвращении министр был арестован.

Следует подчеркнуть, что с первых шагов антикоррупционной борьбы, особенно в сфере государственной власти, здесь большое значение придавалось этике, статусу этики. Ведь когда «власть рассматривается как возможность для личного обогащения, а не как свидетельство оказанного народом доверия, это становится уже проблемой этики», — был убежден премьер-министр Ли Куан Ю. Все общества, претендующие на длительное существование, должны поддерживать принцип честности, иначе общество не выживет – выражал он твердую уверенность [2, с. 14].

Не случайно в Сингапуре борьба с коррупцией ведется непрерывно и борьбу ведут именно политические лидеры и высшие должностные лица, усилия которых всемерно поддерживает общество. Здесь полюсы ментальности двух социальных сфер – государственной и негосударственной – сходятся воедино и образуют редкостный в одном государстве феномен всеобщего неприятия коррупции. Общественное порицание здесь возведено в абсолют, оно действенно в той же мере, что и административное или уголовное наказание. Никому из должностных лиц не хотелось бы быть всенародно обвиненным в коррупции, «засветившимся» в роли коррупционера на телевидении или на страницах периодической печати, прессы. Именно этот род порицания для них является едва ли не самым страшным наказанием.

Высокая степень ответственности, неподкупность, честность, личный пример безупречного поведения – ключевые критерии, основная цель политических лидеров, государственных деятелей Сингапура. Правительство здесь образец для народа. Не удивительно, что при таком понимании миссии служения отечеству, народу, стране, при таком культивировании высших этических ценностей Сингапур выдвинулся на авангардные позиции мира в борьбе с коррупцией. Власть в Сингапуре являет собою тот случай, когда категоричность максим «Власть облагораживает!» и «Власть выявляет человека!» находит себе достаточно весомую аргументацию и подтверждение.

Таким образом, в Сингапуре принцип меритократии, прагматизм и честность – составляющие сильного лидерства, превращены в три столпа государственной службы. Этим принципам строго следуют здесь и на страже их соблюдения стоят государственные власти страны, ее национальный лидер, взращенный в школе государственной политики, носящей имя знаменитого Ли Куан Ю. Этими «столпами», их эффектным претворением в жизнь детерминируются расцвет и благосостояние Сингапура, превращение его в один из самых индустриально развитых центров Юго-Восточной Азии, выдвижение его на передовые позиции в мировой экономике и международной политике.

Список литературы

1. Россия и коррупция: кто кого. Аналитический доклад Регионального общественного фонда Индем («Информатика для демократии) – indem.ru//corrupt/whoww/

2. Хонг Марк. Сингапур — страна, победившая коррупцию // К обществу без коррупции. – 2004. – № 2 (19), июль. – с. 24-26.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

3.Капаров С.Г. «Модернизация государственной службы в Казахстане: создание национальной системы предотвращения коррупционных правонарушений в государственном аппарате» // Analytic.- 2007. — № 1 (37).

Источники


  1. Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. — М.: Весь Мир, 2015. — 464 c.

  2. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.

  3. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.
  4. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.
  5. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.
Коррупция в сингапуре и методы борьбы с ней
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here