Маятниковая миграция – тренд городской жизни

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Маятниковая миграция – тренд городской жизни". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В МОСКВЕ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЁ РАЗВИТИЯ


МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ В МОСКВЕ

3.4. Маятниковая миграция

Интенсивная маятниковая миграция между Москвой и другими регионами России отмечалась еще в советское время. Трудности с московской пропиской на фоне постоянной потребности в рабочей силе вызвали стремительный рост населения в Московской области, где ограничения прописки в советское время были менее жесткими. Кроме того, Москва традиционно притягивала большое количество студентов и учащихся.

Статистические данные показывают, что Москва продолжает оставаться крупнейшим в России центром миграционного притяжения, в котором роль экономической составляющей миграции является превалирующей. Численность «дневного» населения города составляла до появления переписной цифры 2002 г. примерно 11,0-11,5 млн. человек, превышая численность постоянных жителей на 2,5-3,0 млн. человек (если принять данные переписи, то при постоянном населении в 10,4 млн. человек дневное наличное население составляет не менее 13-14 млн. человек).

Москву и Московскую область объединяют тесные экономические и социально-культурные, исторически сложившиеся связи. Экономическая взаимосвязь определяется не только кооперацией предприятий и отраслей экономики, но и ярко выраженной трудовой маятниковой миграцией населения между городом Москвой и Московской областью. В начале 1990-х гг. объем трудовой маятниковой миграции из Московской области в Москву составлял порядка 700 тыс. человек, а из Москвы в область — 200 тыс. человек. Величина сальдо трудовой маятниковой миграции достигало 500 тыс. человек, а вместе с учащимися — 630 тыс. человек. Приведем результаты оценок маятниковой трудовой миграции на основе специальных обследований Мосгорстата (табл. 3.28).

Оценки маятниковой трудовой миграции между Москвой и Московской областью, тыс. человек в день (данные Мосгоркомстата)

Из Москвы в Московскую область

Из Московской области в Москву

На протяжении 1990-х гг. произошли резкие изменения на рынке труда. Глубокий системный кризис, переживаемый Россией в целом, в Московском регионе особенно существенно отразился на занятости населения области, где уровень зарегистрированной (официальной) безработицы существенно превысил показатели в Москве. В настоящее время ежедневная маятниковая миграция жителей Московской области в Москву может составлять не менее 2 млн. человек. Из них примерно 700-750 тыс. человек — трудовые мигранты, около 600-700 тыс. – приезжают с культурно-бытовыми целями и порядка 60 тыс. человек с учебными целями.

Развитие в Московской области малого бизнеса и сферы обслуживания, в основном торговли, не смогло компенсировать потери рабочих мест в таких отраслях экономики как промышленность (включая ВПК), строительство, сельское хозяйство, наука и т.д. Многие города области из пригородного пояса превратились по существу в спальные районы Москвы, подавляющая часть трудоспособного населения которых работает в столице. Увеличилась маятниковая миграция и из населенных пунктов внешнего пояса области, несмотря на затраты времени на проезд к месту работы.

Основная сложность при изучении трудовой маятниковой миграции состоит в отсутствии регулярной статистической отчетности об этом виде передвижения населения. Выборочные обследования, транспортная статистика и другие виды имеющейся информации не позволяют на сегодня достаточно полно количественно оценить это явление. По экспертным оценкам НИПИ градостроительства Московской области, сальдо трудовой маятниковой миграции увеличилось к середине 1990-х гг. до 600 тыс. человек. Доля занятых, ежедневно приезжающих на работу в Москву из соседних со столицей районов очень велика. По расчетам ученых Института географии РАН в Москву на работу из Химкинского и Одинцовского районов приезжают порядка 70% всех работающих, из Балашихинского и Люберецкого – более половины, из остальных районов – около трети. Ближайшие пригороды стали во многом спальными территориями столицы. Из самых удаленных районов, таких как Серебряно-Прудский, ездят на работу в Москву 0,5% работающих, из Лотошинского или Волоколамского – 3-4%.

В качестве «компенсации» ближайшие пригороды часто притягивают работников из самой Москвы или из более удаленных пригородов. Наиболее привлекательным оказался Балашихинский район, в котором около 40% всех занятых на его предприятиях приезжают из других территорий. До трети маятниковых мигрантов работает в Химкинском и Одинцовском районах. Это, в основном, те, кто не смог пробиться в Москву, но работают у ее границ. Есть среди работников и москвичи, так как доехать в эти пригороды с окраин Москвы часто проще, чем до противоположных концов столицы.

За последние двадцать лет существенно изменился состав маятниковых мигрантов из пригородов, значительно повысился их образовательный уровень. В то же время в Москву долгие годы приезжали «лимитчики» для работы в не престижных отраслях экономики, замещенные в 1990-е гг. временными и чаще иностранными работниками.

На первый взгляд может показаться, что тенденция аналогична тем, что имеют место в развитых странах: квалифицированные работники едут из пригородов на работу в столицу, а городские территории заселяются малоквалифицированной рабочей силой. Однако, в Москве маятниковые мигранты – это в подавляющем большинстве не выехавшие в пригород москвичи, а желающие перебраться в столицу. Они представляют собой реальный потенциал пополнения населения Москвы.

В 1999 г. по решению властей Москвы и Московской области была создана специальная совместная группа по координации действий в сфере маятниковой миграции. Однако позиции сторон сильно различаются. Власти Московской области убеждены, что область находится в неравном положении. Ее работники создают блага и оставляют налоги в столице, получая основные социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице) из областного бюджета. Решение проблемы власти области видят в компенсации, которую столица должна выплачивать Подмосковью за использование его трудовых ресурсов.

По мнению властей Москвы, столичный рынок труда обеспечивает работой не менее 700-900 трудовых мигрантов из Московской области. При этом в самой области порядка 100 тыс. безработных и если бы не Москва их количество могло быть большим. В сложившейся ситуации разрешение противоречий и достижение компромисса представляется достаточно сложной задачей. Но свидетельством того, что в Москве и области сформировался практически единый рынок труда, является широкое распространение маятниковой трудовой миграции.

Маятниковая миграция – тренд городской жизни

Маятниковая миграция охватывает все более значительную часть населения, возрастает ее роль в жизни общества. Чтобы эффективно управлять маятниковой миграцией, необходимо понять ее сущность, содержание, перспективы развития. Маятниковой миграцией принято считать процесс территориального перемещения населения, имеющий устойчивый постоянный характер и не связанный с переменой места жительства. Различные методы маятниковой миграции исследованы в ряде научных работ. Маятниковая миграция есть форма движения прежде всего трудоспособной части населения. Понятие «работник» включает в себя единство трех признаков: как рабочей силы, как субъекта производственных отношений и как личности носителя рабочей силы. Любое изменение (развитие) этих сторон индивида отражает подвижность работника, которая осуществляется под воздействием разно- образных экономических и внеэкономических факторов [1].

Читайте так же:  Всё о военных пенсиях

Материалы и методы исследования

Результаты исследования и их обсуждение

В результате выборочного обследования семейной структуры пригородного населения в зоне Нижегородской агломерации были получены следующие результаты. Был проведен сравнительный анализ семейно-возрастной структуры сельского населения пригородной зоны и выделены группы по признаку места работы. Оказалось, что между работающими на селе и маятниковыми мигрантами существуют различия, близкие к тем, которые выявлены при сопоставлении семейной структуры городского и сельского населения (табл. 1).

Семейная структура пригородного населения Нижегородской агломерации, %

Население всех возрастных групп

Работающие в городе

Работающие на селе и пенсионеры

Работающие в городе

Работающие на селе

Простые семьи, в том числе без детей

Сложные семьи в том числе без детей в младших семьях

Надо отметить, что одиночек среди маятниковых мигрантов значительно меньше (3 %), чем среди живущих и работающих на селе (58,7 %).

Как для населения, работающего в городе, так и для работающих на селе преобладающим типом семьи является простая, хотя для маятниковых мигрантов характерна высокая доля сложных семей (33,5 % против 1,8 % семей, среди занятых на селе). Однако изучение населения по всем возрастным группам не показательно, так как в число одиночек и бездетных пар, представленных супругами пенсионного возраста, входят те, кто уже не участвует в трудовых связях с городом.

[1]

Более достоверное представление о влиянии участия в трудовых связях на структуру семьи дает анализ состава семей трудоспособного сельского населения. Данные позволяют заключить, что основные тенденции, выявленные при анализе всего населения, сохраняются. Более низкая доля одиночек, ведущих самостоятельное хозяйство, среди маятниковых мигрантов отчасти обусловлена нелегким бременем забот, связанных с заготовкой топлива, ремонтом частного жилья и т.д. Кроме того, надо иметь в виду, что 70–80 % маятниковых мигрантов в благоприятных для вступления в брак возрастах – уже семейные люди. Чем старше люди, тем выше доля состоящих в браке. Лишь в предпенсионных возрастах снова возрастает доля не состоящих в браке. Исходя из этого можно сказать, что участие в маятниковых трудовых связях не является препятствием для вступления в брак.

Благодаря маятниковым поездкам расширяется круг общения, открываются более широкие по сравнению с селом возможности выбора супругов. Процесс более высокой брачной активности маятниковых мигрантов имеет и обратную сторону: пригородные сельские районы характеризуются пониженной устойчивостью браков. Количество разводов на 1000 населения в сельских пригородах Нижнего Новгорода больше, чем в более удаленных районах. Значительную часть семей маятниковых мигрантов составляют бездетные семьи, в том числе семьи, где супруги уже пожилые.

Среди работающих на селе бездетные семьи, где супруги уже немолодые, составляют подавляющее большинство, среди работающих в городах – их менее половины. Приблизительно треть бездетных семей среди маятниковых мигрантов представлена супругами среднего возраста, четверть – молодежью. Стремление отложить рождение ребенка свидетельствует в определенной степени о неустойчивости брака этой группы сельского населения. Влияние маятниковых трудовых поездок на величину семьи, в частности на число детей, также требует дифференцированного подхода к выбору исходных показателей. Поскольку маятниковые трудовые связи в Нижегородской агломерации, зародившись в дореволюционные годы и получив развитие в годы социалистической индустриализации, приобрели массовый характер лишь в 1960–1970-е гг., постольку активное влияние они оказали на семьи определенных возрастных категорий в последние годы. В условиях Нижегородской агломерации – это лица в возрасте от 18 до 36 лет. Сравнительно небольшая разница возрастов обеспечивает сходство комплекса социальных и оценочных факторов, влияющих на величину семей. Из общего числа обследованных семей были выделены те, среди которых мать и отец или одна мать были участниками маятниковой трудовой миграции [4].

Поездки на работу в город требуют от сельчан определённого физического и психического напряжения, дополнительных затрат времени. Поэтому по сравнению с живущими и работающими на селе обстановка в доме маятникового мигранта, состояние его подсобного хозяйства в большей мере зависят от того, есть ли в семье человек, способный принять на себя значительную долю повседневных забот. Они возлагаются, как правило, на членов семьи, не занятых в общественном производстве. Им отводится имеющая большое общественное полезное значение функция – обеспечение нормального быта, отдыха членов семьи, принимающих участие в маятниковой миграции, они также нередко занимаются и воспитанием детей. Вероятно, в этом состоит одна из причин повышенной устойчивости сложных семей среди маятниковых мигрантов. Не занятые в общественном производстве имеются в 35–40 % семей маятниковых мигрантов. Основу этой группы составляют женщины (80–85 %), в том числе пенсионерки (58–60 %).

Затраты времени на дорогу в один конец маятниковыми мигрантами, %

В чем особенности маятниковой миграции

Основной стимул, который заставляет людей бороздить просторы планеты в поисках лучшей жизни, – это более комфортные условия жизни и возможность реализовать себя в профессиональной сфере. В современном мире к ним, к сожалению, еще прибавилась попытка спастись от войны и стихийных бедствий. Тем не менее иногда даже вопреки всем обстоятельствам большая часть планеты предпочитает вести оседлый образ жизни, выбираясь за пределы обитания исключительно в поисках заработка. К подобным процессам как раз относится такое понятие, как маятниковая миграция.

О терминологии

Первоначально необходимо разобраться с некоторыми терминами. В широком смысле сама по себе миграция подразумевает «переселение, перемещение». Сегодня данное явление распространяется на все процессы передвижения граждан как внутри государства, так и за его пределами. В результате таких перемещений происходят количественные и качественные изменения в самой группе мигрирующих лиц и в том обществе, в которое они попадают.

В целом миграцию можно разделить на две большие группы:

Исходя из названий, очевидно, что в первом случае данный процесс происходит в рамках одной страны, а во втором выходит за них.

Основные особенности миграционного процесса можно выразить так:

  • преимущественно люди перемещаются на короткие расстояния;
  • в поле зрения мигрантов чаще всего попадают крупные города и развитые страны;
  • именно этому процессу обязаны многие населенные пункты своим ростом;
  • чаще всего причины, которые побуждают население сменить место жительства, – экономические.
Читайте так же:  Как написать жалобу в роспотребнадзор

Особенности маятниковых передвижений

Маятниковая миграция населения – это одна из разновидностей данного процесса, которая занимает далеко не последнее место в общей классификации. Под данным понятием принято понимать регулярные, зачастую ежедневные поездки граждан из одного города или села в другое с целью работы или учебы.

Данный вид миграционного процесса стал результатом неравномерного размещения производственных мощностей и расселения населения по отношению к ним. Особенно заметен этот процесс при рассмотрении крупных мегаполисов, в которые каждый день утром прибывает довольно большое количество жителей пригородной зоны, а вечером, соответственно, покидает их.

Обычно возникает такой процесс в тех регионах, где хорошо развитая инфраструктура и транспортная развязка позволяют жителям периферийных районов жить далеко от своего места работы. Так, еще в XIX веке существовала тенденция селиться в непосредственной близости от своего источника дохода. А вот уже век двадцатый внес некоторые изменения в этот процесс.

Преимущества и недостатки

Как мы выяснили, маятниковая трудовая миграция – это перемещение граждан от своего дома до своей работы и обратно в рамках определенной территории. Отличительной чертой данного процесса является его регулярность, которая соответствует трудовому режиму или графику учебы.

Нельзя не отметить, что данное явление в обществе имеет как положительные, так и отрицательные черты. К первым можно отнести такие:

  • обеспечение занятостью отдаленных районов, которые не обладают достаточным количеством трудовых мест;
  • заполнение вакантных мест, на которые невозможно найти сотрудника по месту размещения компании, работниками из регионов;
  • повышение социальной мобильности граждан;
  • позитивное влияние духовной и материальной культуры на формирование внутреннего мира жителей периферии;
  • создание современных населенных пунктов, которые представляют собой смесь городской и сельской жизни.

Но, как известно, не бывает все так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Зачастую направление и масштаб данного явления не всегда соответствует интересам экономики.

Причины маятниковой миграции точно так же, как и большинства иных разновидностей данного процесса, носят экономический характер.

На такие ежедневные поездки граждан толкает необходимость обеспечивать себя и семью.

В связи с этим следует выделить негативные последствия таких передвижений населения:

  • заметный дисбаланс в агропромышленной отрасли экономики страны;
  • потери свободного времени перемещающихся граждан, которые вынуждены тратить время не на свой досуг или полезный труд, а на поездки;
  • повышение утомляемости мигрантов.

Все это сказывается на моральном состоянии населения, которое, кроме работы, дома и транспорта больше ничего не успевает увидеть.

Значение регулярных передвижений граждан

Маятниковая миграция в России – явление довольно распространенное. Ежедневно можно наблюдать массовый поток студентов и работников, которые едут из пригородной зоны в областной центр на электричках, маршрутных такси или автобусах, а вечером возвращаются. Исключить данное явление из жизни российского общества значит остановить процесс роста городов, для которых данное явление является движущей силой. Маятниковые передвижения граждан стимулируют застройку пригородных районов мегаполисов жилыми кварталами, что ведет к образованию уже привычных нам спальных районов.

Нельзя не отметить, что сам мегаполис при этом делится условно на два полюса. Это выражается в том, что образ жизни в центре города сильно отличается от того, который ведут жители пригородных спальных районов.

В заключение следует отметить, что процесс регулярных перемещений граждан обоюдно значим как для них самих, так и для экономики в целом.

Маятниковая миграция – тренд городской жизни

Маятниковая трудовая миграция между Москвой и Московской областью

Маятниковая трудовая миграция между Москвой и Московской областью будет снижаться!

В Подмосковье наметилась тенденция к снижению маятниковой миграции специалистов между столицей и областью. Об этом заявил президент Ассоциации застройщиков Московской области, генеральный директор компании Urban Group Андрей Пучков, выступая на площадке Международного бизнес форума недвижимости.

По словам Андрея Пучкова, данный тренд связан с увеличением ввода коммерческой недвижимости. Он во многом обусловлен усилиями Правительства Московской области по развитию бизнеса на территории региона. «Маятниковая миграция так или иначе будет снижаться. В 2013 году нежилых площадей было введено 1,7 млн кв. м, через несколько лет этот показатель увеличился до 4,6 млн кв. м, в 2016 году – 4,6. Что касается этого года, то в первом квартале разрешений на строительство коммерческих и производственных объектов было выдано в два раза больше, чем на жилье. Таким образом силами региональных властей решается проблема создания рабочих мест на территории Московской области», – сказал президент Ассоциации застройщиков МО.

Для решения проблемы маятниковой миграции в Московской области ежегодно создается порядка 50-70 тыс. рабочих мест, в общей сложности за последние несколько лет в Подмосковье появилось 250 тыс. новых мест приложения труда.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Однако полностью решить эту проблему вряд ли возможно. Поскольку, как отметил Андрей Пучков, есть значительная разница между зарплатой в Москве и Подмосковье. «Большое количество высококвалифицированных специалистов будет ездить на работу в Москву. С этим надо считаться и улучшать транспортную доступность», – подчеркнул он.

Тем не менее для развития качественной промышленной индустрии, необходимо не только строительство объектов коммерческой инфраструктуры, но и государственная политика по развитию малого и среднего предпринимательства. К примеру, налоговые льготы для предприятий и организаций, открывающих офис на территории Подмосковья. Это увеличит рост предпринимательской активности, а девелоперы смогут обеспечить ее квадратными метрами.

Ассоциация застройщиков Московской области (stroim-mo.ru) — крупнейшее объединение девелоперов региона. Сегодня в нее входят: ГК «МИЦ», ГК «Гранель», ФСК «Лидер», Urban Group, ГК ПИК, GRAVION GROUP, RDI, ГК «АБСОЛЮТ», ГК «Премьер», ГК «Садовое кольцо», ДСК «Рузский Дом», ООО «ВЕСТА–СФ Раменское», ГК «Гефест», ГК «Профи-Инвест», «Эталон-Инвест», Семейство компаний KASKAD Family, Сити-XXI век, АО «Региондевелопмент», ПАО ОПИН, ГВСУ «Центр», MR Group, Тирос-Инвест, СОЛИДСТРОЙГРУПП, ГК «СУ 22», COALCO, «Главстрой Девелопмент», «Химки Групп», DARS Development, ООО «ХИМКИНСКОЕ СМУ МОИС-1», ГК «Роситал», ГК INGRAD, ГК «Лидер Групп», АО «ГЛАВУКС».

По данным пресс-службы Ассоциации застройщиков Московской области.

«Люди-маятники», или Трудовая миграция в Германии

«Хочешь работать — будь мобильным» — так звучит одна из формул успеха современного рынка труда. В Германии этот тренд набирает все большие обороты. Рабочее население не отстает, порой добровольно, порой нет.

Читайте так же:  Необходима ли справка для расчета больничного листа по форме 182н

Для тысяч служащих ФРГ будни начинаются с поезки на вокзал

Спешка и суета царит в будние дни на пригородных станциях, железнодорожных вокзалах и в аэропортах Германии. Виной тому являются вовсе не туристы, а миллионы сотрудников немецких компаний, спешащих на работу, — кто в близлежащий город, а кто и в другую страну.

Так, бизнес-консультант из города Ахен Штефан три раза в неделю летает по работе в Лондон. В силу отдаленности головного офиса компании-работодателя он вынужден выбирать воздушный способ передвижения и начинать свой рабочий день с поездки в аэропорт. С той же целью преподаватель музыки Андрей ежедневно преодолевает на своем автомобиле около 100 километров паутин скоростных автомагистралей, пробираясь сквозь частые дорожные заторы на свое рабочее место.

Час пик на автобанах Германии

И все это — не истории из урбанистического романа, а результаты вполне жизненного и стремительно развивающего в Германии явления — трудовой или маятниковой миграции, в которую активно вовлечена существенная часть работающего населения страны. Примечательно, что в немецком языке слова Pendel («маятник») и Pendler («лицо, регулярно пользующееся транспортом для поездки на работу и с работы») имеют один корень.

Мобильность — реакция на изменения рынка труда

Подобное перемещение служащих немецких компаний обусловлено в первую очередь высокой плотностью населения Германии и характерной для страны тесной сосредоточенностью городов. К примеру, только в столицу федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия город Дюссельдорф ежедневно на работу прибывает около 200 тысяч человек. Примерно такое же число жителей Дюссельдорфа, в свою очередь, изо дня в день отправляются тудиться в другой город. И подобный «круговорот» характерен для большинства крупных городов ФРГ. Законодательством страны даже определена максимальная приемлемая продолжительность поездки на работу — 2,5 часа при полном восьмичасовом рабочем дне.


Вернер Марки (Werner Marquis), представитель Агентства по труду в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия, связывает рост маятниковой миграции с возросшей активностью работодателей. «Значительная часть рабочих мест сосредоточена в центральных городах и прилегающих к ним районам. Однако в последние годы наблюдается высокая активность компаний, они открывают для себя новые регионы и рынки. Сотрудники просто вынуждены следовать за работодателем, перемещаясь на большие расстояния», — говорит он.

Выходит, высокая подвижность населения — это реакция на кардинально меняющиеся условия рынка труда. При жесткой конкуренции современному поколению приходится мириться с таким обстоятельством как отдаленное место работы. В этой ситуации важно идти или, скорее, ехать в ногу со временем, а значит — быть мобильным. «С другой стороны, найдя место работы в другом городе, люди не торопятся менять постоянное место жительства. Причиной тому являются недолгосрочность трудовых договоров», — объясняет Вернер Марки. По его мнению, экономический фактор, как то приемлемая арендная плата за жилье за пределами крупных городов, а также причины социального характера, к примеру, благоприятное окружение для семьи или ценные социальные контакты, зачастую служат серьезным аргументом в пользу порой выматывающих поездок на рабочее место.

Решившись «маяться», важно выбрать как

Особенности транспортной политики немецкого государства, безусловно, способствуют повышению мобильности населения. По данным Института немецкой экономики (IW), две трети трудовых мигрантов предпочитают передвигаться на автомобиле, благо, что автобанов в Германии хватает с избытком. В последнее время, однако, все большим спросом у «маятников» со стажем в Германии пользуется общественный транспорт. Помимо бытовых причин — возможности почитать, поработать за ноутбуком или наверстать недосып под размеренный стук колес — привлекает и финансовый аспект.

Скоростные поезда как альтернатива автомобилю

Железнодорожным концерном Германии Deutsche Bahn предусмотрена система льготных проездных билетов. Так, служащие крупных предприятий (от 50 сотрудников) имеют возможность приобретать проездные по выгодным «рабочим» тарифам (Jobtickets). К примеру, такой билет, покрывающий расстояние от Кельна до Бонна, будет стоить около 50 евро в месяц. Причем распространяется он на все виды общественного транспорта.

Что говорят цифры?

Время, проведенное в пути, можно использовать с пользой

Как показывает статистика, «маятниковый» образ жизни ведут от 30 до 40 миллионов жителей Германии. Отметим, однако, что трудовая миграция — это скорее мужской феномен: около 60,3 процента «маятников» — мужчины. Наиболее «подвижными» отраслями, работники которых чаще всего подвержены явлению трудовой миграции, являются коммерческая и строительная, а также сфера услуг. Кроме того, с длительными поездками на работу вынуждены мириться офисные служащие, обладатели профессий в социальной сфере и сфере здравоохранения.

Современный тренд мобильности рынка труда часто оборачивается выматывающими многочасовыми поездками и даже перелетами на рабочее место. Однако говорить о «замкнутом круге» здесь неуместно. Как считает Вернер Марки, с одной стороны, маятниковые мигранты в локальном отношении количественно увеличивают уже имеющиеся трудовые ресурсы, с другой — изменяют их качественно. То есть, из-за ограниченности выбора рабочих вакансий «на местах», молодым кадрам есть смысл «искать счастье» на стороне, удовлетворяя тем самым свои высокие профессиональные потребности.

Осознать же где-то неизбежность, а где-то и преимущества «маятникового» образа жизни поможет четкая расстановка приоритетов, соотношение всех плюсов и минусов и правильный выбор способа передвижения. А еще не стоит забывать простой истины, что «мы работаем, для того чтобы жить, а не живем, чтобы работать».

Автор: Евгения Татьянкина
Редактор: Юлия Сеткова

[2]

Networking, или Связи на службе у карьеры

Связи и знакомства мешают только тем, у кого их нет, говорят в Германии. Потому что именно контакты часто являются той нитью Ариадны, которая выводит к профессии мечты. Как обзавестись полезными связями? (15.12.2009)

Бизнес-модель из Германии: На работу берут только женщин с детьми

Дети — не помеха карьере. Именно это решила доказать предприниматель из Баварии Сабина Кобер. В ее фирме работают исключительно молодые мамы. Персонал Сабина Кобер ищет и в России. История успеха необычной идеи. (31.08.2009)

Баланс между карьерой и личной жизнью, или Есть ли жизнь вне офиса?

В идеале мы хотим всего и сразу: успеха в карьере, крепкого здоровья, много друзей. Однако в реальности зачастую все складывается не так радужно. Баланса между работой и личной жизнью удается достичь далеко не каждому. (05.05.2010)

Читайте так же:  Как составить ходатайство о назначении судебно-медицинской экспертизы

«Жаворонки» и «совы»: у кого больше шансов сделать карьеру?

«Жаворонки» легко поднимаются ни свет ни заря, а «совы» окончательно просыпаются только к обеду. Гибкий график работы позволяет учесть биоритм каждого. Такой подход к управлению персоналом применяет и немецкий бизнес. (14.01.2010)

Как избежать увольнения и успешно найти работу

В зеркале экономического кризиса очень четко отразился и рынок труда. Такие слова как «безработица» и «увольнение» сегодня у всех на слуху. Эта проблема может коснуться каждого. Насколько готовы к ней лично вы? (21.08.2009)

Покажи мне свой рабочий стол, и я скажу, кто ты

Чтобы найти телефон на своем рабочем столе, одни вынуждены просить коллег набрать их номер, другие отмеряют диспозицию клавиатуры и ножниц под линейку. Рабочий стол как отображение характера: 5 распространенных типажей. (12.03.2010)

Виды и факторы миграции

Территориальное размещение населения в разрезе отдельных

[3]

регионов(человек на 1 кв. км)

Плотность населения (чел. / кв. км) Зарубежная Европа Зарубежная Азия Африка Америка Распавшийся СССР Австралия и Океания
Средняя 102,1 117,4 22,5 17,6 13,0 3,4
Сельское население 25,0 81,0 13,0 4,8 4,4 1,0

Порой плотность размещения населения сильно отличается в разных регионах одного и того же государства. Так, в распавшемся СССР средняя плотность населения Европейской части превышала 35 человек на 1 кв. км, а в Азиатской части составляла лишь около 4,5 человек.

Внутри регионов мира плотность населения также не является одинаковой. Так, в Европе (исключая некоторые «карликовые» государства, например, Монако, где плотность населения достигает 15,5 тыс. человек на 1 кв. км), наиболее высокая средняя плотность населения (200-350 человек на 1 кв. км) в Нидерландах, Бельгии, ФРГ, Великобритании. Низкая плотность населения (2-15 человек на 1 кв. км) характерна для Исландии, Норвегии и Финляндии.

Средняя плотность населения в Азии несколько выше, чем в Европе, причем среди сельского населения — почти в 2,4 раза. Ныне в Азии сосредоточено 7/10 всего сельского населения. Наиболее высокая плотность (200—1000 чел. на 1 кв. км) в Бангладеш, Японии, Ливане, Шри-Ланке, Индии. При этом плотность населения в Монголии, Саудовской Аравии и Омане всего 1 —5 человек на 1 кв. км. Сильные колебания плотности наблюдаются и внутри крупных стран — Китае, Индии, Индонезии и некоторых других.

В Африке наиболее высокая плотность населения в Руанде и Бурунди (до 200-300 и более человек на 1 кв. км), наименьшая в Западной Сахаре, Намибии, Ботсване, Ливии и Мавритании (1-2 человека на 1 кв. км). Для некоторых стран этого континента характерны большие контрасты заселенности (например, Египет).

В Америке, имеющей почти такую же среднюю плотность, что и Африка, плотность сельского населения в 2,5 раза меньше, что объясняется высоким удельным весом городского населения. Наибольшая средняя плотность отмечается в Центральной Америке (например, в Сальвадоре и на Ямайке — 250-300 человек на 1 кв. км), а наименьшая — в Канаде (это связано с чрезмерно низкой заселенностью ее приполярных территорий), Бразилии и Перу (3-15 человек).

Очень низкая плотность населения в Австралии и Папуа — Новой Гвинее (2—7 человек на 1 кв. км).

Небольшие острова иногда имеют весьма высокую плотность населения. Среди относящихся к Африке островов густо заселен Маврикий (575 человек на 1 кв. км); в бассейне Средиземного моря — Мальта (1105 человек); в Карибском бассейне — Барбадос (578 человек) и другие. Достаточно высокая плотность населения во многих странах Океании (более 150 человек на 1 кв. км).

Согласно сложившейся традиции в отечественной методологии, виды миграции обусловливаются пребыванием мигранта на месте въезда и специфичны по своему характеру. К основным видам миграции относятся:

2) маятниковые (челночные);

Эпизодические миграции — это деловые, туристические, рекреационные и т.п. поездки, не имеющие регулярного временного характера. Их значение с переходом к рыночной экономике существенно возросло. По своим масштабам этот вид миграции превосходит все остальные, хотя по своей значимости, особенно демографической, существенно им уступает. В настоящее время он изучен, за исключением зарубежных туристических поездок, весьма слабо.

Маятниковые (челночные) миграции — регулярные, ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (учебы) и обратно. Их главные направления: из села — в город, из малого города — в крупный. Значительная маятниковая миграция наблюдается в пригородных зонах крупных городов, а также в зоне средних и малых городов, в сельской местности урбанизированных территорий. В целом в пригородных районах городов формируются зоны устойчивой маятниковой миграции, ее важное условие — развитие транспорта. Такой вид миграции является серьезным источником формирования трудовых ресурсов в городах (почти 20% потребности крупных городов в рабочей силе покрывается за счет маятниковой миграции); повышает эффективность использования трудовых ресурсов высокой квалификации за счет пополнения работниками более низких квалификаций; расширяет зону непосредственного влияния крупных городов — центров материальной и духовной культуры, приобщая население, преимущественно сельских районов, к городским занятиям и образу жизни, к социальной мобильности; создает возможность более широкого выбора профессии и занятий; способствует развитию новых форм поселений, сочетающих элементы городского и сельского расселения.

Отрицательные черты маятниковой миграции — непроизводительные затраты свободного времени, продолжительность поездок на работу и обратно вызывает «транспортную усталость», ведущую к понижению производительности труда.

Сезонные миграции — перемещения главным образом экономически активного населения к местам временной работы и жительства на срок в несколько месяцев с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. С одной стороны, сезонные миграции обеспечивают их участникам получение более выгодного дохода, чем они имеют в местах выхода, а, с другой — удовлетворяют потребности производства, испытывающего дефицит в рабочей силе. Подобные миграции связаны со спецификой экономики отдельных регионов, где доминируют отрасли, в которых потребность в труде неравномерна во времени. К ним относится прежде всего сельское хозяйство, где в сезон посевных и уборочных работ потребность в рабочей силе намного больше, чем в остальное, особенно зимнее, время. К сезонным относятся также отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья, лесозаготовительная (сплавные работы), рыбодобывающая (прибрежный лов), горно-металлургическая (в части, касающейся работы на приисках) и др.

Безвозвратные миграции — это понимание миграции в узком смысле (как переселение) в отличие от представления миграции как любого пространственного перемещения населения. Она отвечает двум основным условиям: во-первых, население перемещается из одних населенных пунктов в другие, во-вторых, перемещение сопровождаются сменой постоянного места жительства, а в последние годы и гражданства. Объемы и интенсивность безвозвратных миграций зависят от многих условий, прежде всего, факторов миграции, в числе которых преобладают экономические, социальные, политические и др. До 70-х гг. XX в. объем валовой миграции рос, а затем началось его сокращение. В 90-е гг., в связи с начавшимся процессом реформирования социально-экономического уклада в России, интенсивность безвозвратной миграции резко сократилась (в 2,5 раза в конце 90-х гг. по сравнению с началом 80-х гг.)[64].

Читайте так же:  Пособие по временной нетрудоспособности в рф

Вынужденные миграции — своеобразный вид современных миграций, обусловленный массовым перемещением людей, связанным с постоянными или временными изменения места жительства по независящим от них обстоятельствам и вопреки желанию (стихийные бедствия, экономические и техногенные катастрофы; рост нетерпимости, ведущий к гражданским столкновениям и региональным войнам; изменения политической ситуации, ведущие к конфронтации отдельных социальных групп с органами власти, социальным окружением). Основными причинами вынужденной миграции являются различного рода вооруженные конфликты, нарушение прав и свобод человека, разрушение единых государственных пространств, как, к примеру, в СССР, Югославии и др. В истории СССР разновидностью вынужденной миграции стала депортация отдельных народов и народностей с их исконно родных мест в отдельные районы страны в 30—40-е гг.

К вынужденным мигрантам относят беженцев, вынужденных переселенцев, перемещенных лиц, а также лиц, ищущих убежище. В отличие от добровольной миграции вынужденные переселения носят ярко выраженную политическую окраску и принудительный характер[65].

Незаконные миграции — своеобразный вид внешней миграции. Незаконные мигранты — лица, которые в поисках работы выезжают в другую страну как нелегально (например, из Мексики в США незаконно переходят границу более 1 млн человек ежегодно), так и на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.п.) с последующим переходом на незаконное положение и нелегальное трудоустройство. Со второй половины 70-х гг. XX в. в мире наблюдается небывалый рост числа нелегалов.

В 90-е гг. Российская Федерация, не имея опыта регулирования массовой миграции и борьбы с незаконной миграцией, а также необходимой законодательной базы, в условиях упрощения порядка пересечения государственной границы, превратилась в зону притяжения мигрантов из регионов со сложной военно-политической, социально-экономической и демографической ситуацией. По некоторым современным оценкам, численность незаконных мигрантов на территории России достигает 9-10 млн человек. Отмечается демографическая экспансия незаконных мигрантов на Дальнем Востоке, в Забайкалье и Сибири, что создает реальную угрозу потери суверенитета России над стратегическими минерально-сырьевыми и другими ресурсами этих регионов. Бесконтрольная деятельность незаконно въехавших в страну этнических мигрантов, образующих землячества и кланы, игнорирующих или использующих несовершенство российского законодательства в своих корыстных интересах, наносит значительный моральный и материальный ущерб Российской Федерации, превращает ее в транзитную территорию на пути в страны Западной Европы.

В теории миграционного процесса факторы миграции предстают как совокупность социальных условий, в которых протекает данный процесс и которые оказывают влияние на его объем, интенсивность, направление и другие параметры. Наиболее распространена классификация, разграничивающая эти факторы в зависимости от возможностей регулирования их влияния на миграционные процессы[66]. В конце 60-х гг. была разработана классификация, согласно которой факторы миграции распределялись по трем группам: неуправляемые, постоянно действующие факторы; «временные» факторы, которые могут регулироваться косвенными воздействием; регулируемые переменные факторы.

В первую группу факторов миграции входят географическое положение местности и ее природные компоненты: метеорологические, геологические, фито- и зоогеографические и т.д. Высокие перепады сезонных температур, заболоченность, землетрясения, наводнения, кровососущие насекомые и т. п. часто в большей мере способствуют оттоку населения, чем все остальные факторы.

Вторая включает факторы, которые могут быть изменены постепенно. Это уровень освоенности территорий, в том числе создание производственной и социальной инфраструктуры; половой, возрастной, этнический состав населения. Одним из «временных» факторов, действующих с наибольшей силой на миграционные процессы, выступает состав населения по продолжительности проживания. В районе, где население растет высокими темпами за счет миграции и, следовательно, повышена доля новоселов, как правило, выше доля мужчин, несемейных и т.д. Подобная структура населения способствует высокой миграционной подвижности населения.

К третьей группе относятся следующие факторы: увеличение заработной платы, установление или отмена определенных льгот, кадровая политика, изменения в национальной политике и т.д. Так, повышенные коэффициенты к заработной плате и различного рода льготы в районах Крайнего Севера России привлекали туда до середины 80-х гг. большие контингента трудовых ресурсов. В относительно стабильной социально-политической обстановке для этой группы наибольшее значение имеют условия жизни населения и трудообеспеченность.

Факторы и причины миграции подразделяются на негативные (выталкивающие) и позитивные (притягивающие). Однозначно выявить, какие из них определяют миграционный акт, весьма сложно. Так, на первой стадии наряду с факторами, формулирующими установку на переселение (выталкивающими), действуют и факторы, определяющие, куда конкретно, в какую страну, регион человек переселится (притягивающие). Если в принятии решения о переселении преобладает влияние первой группы факторов («уеду куда угодно, лишь бы не оставаться здесь»), то миграция определяется преимущественно действием выталкивающих факторов. Если же преобладает потребность переселиться именно в конкретный регион («уеду туда, что бы это ни стоило»), то решающими оказываются факторы притяжения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Акции. Судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 930 c.

  2. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.

  3. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.
  4. Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.
  5. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.
Маятниковая миграция – тренд городской жизни
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here