Методы борьбы с коррупцией в дании

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Методы борьбы с коррупцией в дании". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Рейтинг «Стран без коррупции»

Учитесь, политики: где на планете победили коррупцию. «КП в Украине» изучила, что Украине необходимо сделать, чтобы попасть в «верхушку» рейтинга «Стран без коррупции».

7 октября парламент рассмотрит антикоррупционный пакет из пяти законов. Премьер Арсений Яценюк и президент Петр Порошенко надеются, что голосование пройдет без сучка и задоринки.

А пока парламентарии только спорят, какими должны быть украинские методы борьбы с коррупцией, «КП в Украине» изучила мировой опыт. Согласно рейтингу Transparency International — 2013 в пятерку стран, в которых нет коррупции, входят: Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция и Сингапур. Украина в этом рейтинге лишь на 144-м месте.

Дания: особые трудовые контракты

В прошлом году у датчан спросили, сталкивались ли вы с коррупцией? Утвердительно на этот вопрос ответили только 3% граждан. В Украине этот показатель — 98,6%. Как Дании удалось победить взяточничество?

Как бы это банально и неправдоподобно ни звучало, но в Дании в общественном сознании культивируется отвращение к коррупции и всячески поощряется честный чиновник.

Кроме того, человека не примут ни в одну компанию, если он наряду с трудовым договором не подпишет антикоррупционное соглашение — документ, который обязует работника не брать и не давать взятки. Даже за попытку нарушить антикоррупционное соглашение грозит увольнение.

[1]

При датском агентстве международного развития создана горячая линия, на которую любой гражданин может пожаловаться на коррупцию. Все жалобы скрупулезно проверяются — виновные наказываются.

Практически каждый год Дания ужесточает ответственность за коррупцию. К примеру, в прошлом году датский парламент принял норму, по которой уголовное наказание за взяточничество в государственном секторе увеличивалось в два раза — с трех до шести лет, в частном секторе — с одного года до четырех.

Новая Зеландия: SFO видит все!

Так же, как и в Дании, в Новой Зеландии госполитика проводится таким образом, что граждане еще с младенчества получают «прививку» против коррупции. В стране создано множество учреждений, которые выявляют коррупцию. Практически неограниченные полномочия имеет SFO — ведомство по борьбе с крупным мошенничеством. Представители этого ведомства могут истребовать любой документ у любого новозеландца: от уборщика до министра.

Что еще любопытно, журналисты отслеживают каждый доллар на счетах чиновников и политиков. Регулярно выходят публикации, в которых рассказывается о тратах высокопоставленных лиц: на квартиры, авто, одежду, часы, отели и даже счета в ресторанах. Любой, даже малейший коррупционный скандал заканчивается отстранением чиновника от должности.

На уровне государства проводятся обучающие курсы по борьбе с коррупцией. Новозеландцам детально рассказывают, куда и как жаловаться, если зафиксировали факты взяточничества или мошенничества.

Финляндия: посадить могут даже президента

Нельзя утверждать, что в Финляндии есть своя формула по борьбе с коррупцией: нет ни специального закона, нет ни специального госоргана для контроля над коррупционерами. Но и нет коррупции. Как такое может быть?

Опять-таки — правильный менталитет в превалирующей части граждан. Граждане не дают взяток — чиновники не берут и не требуют. А попробуй потребуй. Сразу этот факт будет опубликован в СМИ. А журналисты здесь являются эффективным инструментом гражданского контроля. К ним прислушиваются, а все приведенные ими факты перепроверяются.

Народные депутаты, министры, судьи, прокуроры в Финляндии не имеют мандата неприкасаемых. И в любой момент в случае подтверждения причастности к коррупции могут предстать перед судом. Прецеденты уже были. За последние десять лет «уволены» были шесть министров и 23 высших правительственных чиновника.

От скамьи подсудимых не застрахован даже президент.

Швеция: этическая люстрация

В начале «нулевых» в Швеции начали активнее проводить антикоррупционную политику. Для этого государство максимально упростило доступ граждан к госдокументам, даже внутренним. На смену запретам и «сложным» разрешениям и лицензиям пришли новые налоги, льготы и субсидии. Власть взяла курс на систему честного правосудия. Все чиновники прошли через «этическую» люстрацию. Церковь и общественные организации в умы граждан укладывают, что чиновник, который тратит больше, чем официально зарабатывает, априори не может быть честным. И это приживается. Сомнительного чиновника очень быстро подводят под увольнение и заносят в черный список.

Сингапур: высокие зарплаты и тюремные сроки

Сингапурскому лидеру Ли Куан Ю понадобилось около 40 лет, чтобы полностью выкорчевать коррупцию в стране. Но первые результаты были видны уже в первые два года проведения антикоррупционной реформы. Она состояла из пяти фундаментальных шагов.

По материалам: «Комсомольская правда в Украине«

Методы борьбы с коррупцией в Дании

Ежегодно в мире проводится исследование стран мира по показателю распространенности коррупции в государственном секторе — Индекс восприятия коррупции. Из 175 стран Россия стабильно занимает 120-140 позиции (127 в 2013 году, 133 в 2012), что, несомненно, является отрицательным показателем. Первое место в 2013 году делят между собой Дания и Новая Зеландия. Рассмотрим, какими способами государствам удаётся добиться столь низкого уровня коррупции.

Наиболее действенный антикоррупционный закон в Дании был принят в 2002 году, в соответствии с которым члены правительства обязаны ежегодно публиковать сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Система антикоррупционного законодательства Дании основана на конвенции ООН против коррупции и включает порядка 20 нормативных правовых актов, которые предусматривают административную и уголовную ответственность физических и юридических лиц за использование служебного положения в корыстных целях, а также за подкуп этих лиц.

Уголовный кодекс Дании предусматривает следующее наказание для государственных служащих: за незаконное получение, требование или принятие обещаний о получении в дальнейшем вознаграждения или любой другой выгоды применяется наказание в виде штрафа или лишения свободы на срок до 6 лет.

Законодательством также предусмотрено, что каждый член датского парламента вправе получить любую информацию о позиции любого министра по вопросу, входящего в его компетенцию. По этому причине датские министры на заседаниях парламента регулярно отвечают в письменной или устной форме на запросы коллег, в том числе по вопросам подозрения их в совершении коррупционных правонарушений.

Большая роль в антикоррупционной борьбе отводится средствам массовой информации Дании. Статьи о подозрении чиновника в коррупционном нарушении достаточно для того, чтобы полиция провела расследование по этому факту.

В результате всех принимаемых мер всего 1% населения в 2012 году в Дании давал взятку. Если бы такой показатель коррупции был во всех странах Европейского Союза, весь Союз сэкономил бы 323 млрд. евро, что вдвое превышает бюджет Европейского Союза. [44]

Читайте так же:  Что такое электронная виза, где она действует и в чем особенности получения

Как мы видим, в России также применяется способ публикации сведений о доходах и имуществе чиновников, при этом перечень лиц, на которых распространяется данная обязанность, в России существенно расширен. Если в Дании публикуется информация только о членах правительства, то в России это делают все чиновники федерального уровня, уровня субъекта Федерации, а также муниципальные служащие. Но при этом данный способ в Российской Федерации не приносит особых плодов. Наши служащие предпочитают записывать своё имущество на родственников, переводить денежные средства в оффшоры, но не выставлять их на всеобщее обозрение. Вероятно, проблема России заключается в менталитете русского человека, а также в недостаточно пристальном внимании общественности к материальной жизни служащих и отсутствии необходимого реагирования органов внутренних дел на поступающую информацию о возможных правонарушениях.

Если говорить о Новой Зеландии, то сами жители государства утверждают, что чувствуют, что живут в самой некоррумпированной стране мира. Слова о том, что было бы неплохо дать взятку остановившему тебя полицейскому — шутка для дружеской компании.

Рассмотрим казусные случаи нецелевого расходования бюджета работниками государственного кабинета. Дэмьен О’Коннор — $6,66 (вернул), $75 (личные траты, вернул); Парекура Хоромиа — $82,5 (алкоголь на ужине, вернул через 10 дней), $330 (Часть рождественского ужина, вернул ближе к весне); Мита Риринуи — $15,90 (кофе и жвачка, не вернул); Джон Картер $500 (2 свиные головы с ресторане, вернул через месяц) (все цифры указаны в новозеландских долларах). [18]

Если говорить о наказании за совершённое коррупционное правонарушение в Новой Зеландии, на данный момент в стране действует закон от 1910 года, в соответствии с которым коррупционер либо осуждается к тюремному заключению на 2 года, либо выплачивает штраф в размере 2 тысяч новозеландских долларов (примерно 50 тысяч рублей). На деле в соответствии с всё тем же законом чиновников всё чаще приговаривают к 0,5-1 году домашнего ареста. Многие чиновники считают такую меру недостаточной, поэтому они испытывают надежду, что в 2013-2014 году наказание для коррупционеров будет ужесточено.

Объяснить причины столь низкого уровня коррупции в стране, где за коррупцию наказывают домашним арестом, а самое большое нецелевое расходование бюджета составляет 500$ (примерно 13 тысяч рублей) весьма и весьма сложно. Единственное разумное объяснение — маленькая численность населения, которым, соответственно, весьма легко управлять. И сложно представить, что случилось бы с Россией, если бы у нас действовали такие же наказания за коррупцию.

Существует мнение, что, если ввести строгие наказания за совершённые коррупционные правонарушения вплоть до смертной казни, то борьба с коррупцией станет эффективнее. Так ли это, выясним на примере Китайской Народной Республики.

Великому китайскому реформатору Дэн Сяопину принадлежат слова: «Мягкой рукой с преступностью не повоюешь и социальные уродства не выведешь». Этого курса и придерживается правящая партия Китая. Так Российская Газета сообщает, что с 2010 года в Китайской Народной Республике 120 тысяч чиновников было приговорено к 10-20 годам тюремного заключения, а 10 тысяч было расстреляно. Высшая мера наказания применяется в том случае, если размер взятки или хищения, совершённого чиновником, более 1 млн. рублей. Более того, казни проводятся в показательной форме и даже с демонстрацией по телевизору.

Борьбу с коррупцией в Китае осуществляют 3 государственных органа:

Центральная комиссия коммунистической партии Китая по проверке дисциплины, Министерство контроля, Государственное управление по предупреждению (противодействию) коррупции. Один из видов борьбы с коррупцией — ротация кадров во всех органах власти, мешающая возникновению служебных, дружеских и иных связей на рабочем месте, которые можно было бы использовать в незаконных целях.

Но, несмотря на все применяемые меры, Китайская Народная Республика занимает лишь 80 место из 175 стран восприимчивости к коррупции. Это значит, что применение жёстких мер к коррупционерам ещё не гарантирует успеха в борьбе с коррупцией.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Коррупция является одной из основных проблем современной России, волнующих население. Но примерно 40% общества смирилось с тем, что коррупция — нормальное явление, которое было, есть и будет. Таким образом, общественное мнение как способ выявления и предупреждения коррупционных правонарушений в Российской Федерации является неэффективным.

Ежегодно за коррупционные преступления к ответственности привлекаются 10-15 тысяч человек. К уголовным наказаниям, в том числе к тюремному заключению, приговариваются как рядовые служащие на местах, так и высокопоставленные чиновники. Часть из них заслуживают общественного порицания, другие же находят поддержку даже после миллионных взяток и хищений. Привлечение к ответственности как способ борьбы с коррупцией является относительно эффективным в России, поскольку темпы расследования коррупционных преступлений весьма низкие, раскрывается лишь малая доля преавонарушений.

Высокий уровень коррупции в России известен и в мировом масштабе. В 2013 году Россия заняла 127 место в рейтинге коррупционной восприимчивости. Демократические способы борьбы с коррупцией как в Дании, либеральные как в Новой Зеландии или авторитарные как в Китайской Народной Республике не гарантируют низкого уровня коррупции. Меры, необходимые для борьбы с коррупцией, для каждой страны сугубо индивидуальны и зависят от таких факторов, как менталитет населения, историческое развитие, культурные ценности и другие.

Опыт антикоррупционной борьбы в отдельных странах

Многообразие форм и видов коррупции порождает разнообразие способов борьбы с ней: от уголовного преследования лиц, уличенных в коррупции, и снятия их со своих должностей, приговора к штрафу и тюремному заключению в одних странах до расстрела такого рода преступников в других (например, в Китае).

При сравнительном анализе коррупции в мире все страны условно делятся на две большие группы – те, в которых борьба с коррупцией дает значительные результаты, и страны с фактически нулевыми результатами этой борьбы.

Изучение антикоррупционных программ, реализуемых в странах, достигших значительных успехов в этой борьбе, имеет большое практическое значение для использования их опыта в странах с низкими результатами, к которым относится и Казахстан (ИВК – 29 баллов из 100).

Наименее коррумпированными странами, входящими в первую двадцатку по рейтингу коррумпированности, сформировавшими на государственном уровне антикоррупционную стратегию, являются, по мере убывания: Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Швейцария, Сингапур, Нидерланды, Люксембург, Канада, Австралия, Германия, Исландия, Великобритания, Бельгия, Япония, Барбадос, Гонконг, Ирландия, США[34].

[3]

Правительствами этих стран коррупция осознается как серьезная проблема национальной безопасности и рассматривается как внешняя и внутренняя угроза. Поэтому усилия по ограничению коррупции в этих странах масштабны и, как правило, институциализированы, т.е. в них созданы специальные органы по борьбе с коррупцией и соответствующие программы.

Рассмотрим особенности антикоррупционной борьбы в некоторых из них.

Соединенные Штаты Америки(17-е место по уровню коррумпированности) одними из первых приступили к разработке и реализации комплексной стратегии борьбы с коррупцией, основными направлениями которой являются[35]:

— экономическое реформирование, направленное на ослабление государственного регулирования;

Читайте так же:  Губернаторские выплаты на третьего ребенка в россии

— повышение открытости административных процессов;

— перестройка деятельности государственного аппарата, сокращение бюрократических структур и снижение их влияния на экономику;

— совершенствование работы судов;

— реформирование коммерческого законодательства, особенно по проблемам рынка ценных бумаг, недвижимости, интеллектуальной собственности, экологии;

— укрепление гражданского общества и усиление независимых средств массовой информации;

— искоренение внутренней коррупции в правоохранительных органах.

В США действует разработанная еще в 70-90-е годы прошлого века антикоррупционная нормативно-правовая база, на основании которой, кроме государственных органов по борьбе с преступностью вообще (например, ФБР), созданы органы, специализирующиеся только на коррупционных деяниях. Так, в Министерстве юстиции США функционирует специальный отдел по контролю служебного поведения выборных и назначаемых должностных лиц, расследованию преступлений в ходе избирательных компаний, претворению в жизнь законов об этике правительственными чиновниками.

Антикоррупционные службы США строго следят за соблюдением чиновниками запрета занимать какую-нибудь оплачиваемую должность вне государственной службы, использовать служебную информацию в целях получения личной выгоды, получать подарки и подношения. За получение незаконного вознаграждения чиновник обязательно увольняется со службы с лишением права занимать должность в государственном учреждении. Любой государственный служащий высокого ранга после ухода в отставку не имеет права представлять чьи бы то ни было интересы перед тем ведомством, в котором он служил. Во избежание вмешательства заинтересованных структур в расследование уголовных дел в отношении высших должностных лиц, законодательство США предусматривает особый порядок назначения прокурора, ведущего дело – это осуществляет специальное подразделение окружного федерального суда в Вашингтоне.

Широкие права в расследовании коррупционных дел предоставлены комитетам Конгресса США – они имеют право расследования правонарушений совершаемых президентом и высшими должностными лицами страны.

В отличие от многих стран, в том числе и Казахстана, где уголовная ответственность наступает лишь в случае, когда взятка получена должностным лицом, законодательство США устанавливает уголовную ответственность за предложение, обещание и дачу взятки в обмен на совершение незаконных действий должностным лицом[36].

Здесь также предусматривается уголовная ответственность должностного лица, которое «прямо или косвенно требует в качестве подкупа, добивается, получает, принимает или соглашается получить или принять какую-либо ценность лично или для любого другого лица или организации»[37] в обмен на какие-либо незаконные действия или бездействия по службе. Из этой формулировки видно, что здесь не обязательно, чтобы взятка была выплачена в пользу должностного лица; она может быть дана другому, указанному должностным лицом человеку или определенной политической партии, т.е., ответственность наступает и в случае, если не доказано наличие собственного корыстного интереса. Казахстанское законодательство не предусматривает наказание за взятку, данную партии или иной организации, на которую указало должностное лицо, действующее в интересах взяткодателя, если она не перешла в личную собственность должностного лица.

О стремлении Соединенных Штатов устранить законодательным путем не только возможные коррупционные деяния, но и любые условия, способствующие распространению этого явления, говорит тот факт, что здесь предусмотрено наказание за стимулирование законных действий должностных лиц, например, за ускорение прохождения документов на получение какого-нибудь разрешения (дача так называемых «чаевых»). В США, должностное лицо имеет право получать вознаграждение за свою работу только от правительства. Считается, что получение так называемых «чаевых» разрушает систему управления государства и порождает стремление служащих получать такие чаевые от всех, обращающихся к ним за помощью[38].

Уголовно наказуемым в США является и за так называемый «общий подкуп», когда должностное лицо получает вознаграждение от частных лиц или организаций без связи с его каким либо действием или бездействием. В Казахстане такие действия не считаются взяточничеством, и пока не будет доказана связь между получением денег и тем или иным действием в пользу взяткодателя к уголовной ответственности должностное лицо привлечено быть не может.

Борьба с коррупцией облегчается тем, что в США фактически нет «неприкасаемых»: там нет иммунитетов, позволяющих должностным лицам избегать наказания за коррупционное поведение. Любое должностное лицо, включая президента страны, может быть привлечено к уголовной ответственности, после отстранения их от должности.

Как известно, постсоветский менталитет граждан республик бывшего Советского Союза выработал устойчивый стереотип негативного отношения к тем, кто пытается сообщать компетентным властям о фактах нарушения закона, в том числе и о коррупции («сексоты», «павлики морозовы», «доносчики»), что, несомненно, затрудняет антикоррупционную борьбу. В Соединенных Штатах Америки такие акты поощряются и для стимуляции граждан к сообщению о фактах коррупции компетентным лицам принят закон о защите информаторов. Согласно этому закону, должностное лицо, преследующее подчиненного за его сообщение о правонарушении в организации, по инициативе Специального Совета, расследующего факт преследования. подлежит дисциплинарной ответственности.

США первыми в мире приняли закон о запрете подкупа иностранных должностных лиц в ходе коммерческой деятельности («Акт об иностранной коррупционной практике», принятый в 1977 году), распространив свою юрисдикцию по коррупционным делам и за пределы своего государства. Одним из последних примеров применения этого закона – возбуждение коррупционного уголовного дела против президента ФИФА Й.Блаттера в 2015 г.

ВНидерландах(8-е место по уровню коррумпированности) разработана и реализуется система борьбы с коррупцией, основными направлениями которой являются[39]:

— система мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях, и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих точках;

— система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции;

— система наказаний за коррупционные действия, при этом основной мерой является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба;

— система поощрений позитивных действий должностных лиц, направленная на то, чтобы чиновнику было выгодно и в материальном плане, и в моральном вести себя честно и эффективно;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— создана система государственной безопасности по борьбе с коррупцией типа специальной полиции, обладающей значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции.

В специальной и публицистической литературе особо отмечаются впечатлительные успехи антикоррупционной политики Сингапура(7-еместопо уровню коррумпированности). Её центральным звеном является постоянно действующий специализированный орган по борьбе с коррупцией — Бюро по расследованию случаев коррупции, обладающее политической и функциональной самостоятельностью[40]. Этот независимый орган расследует и стремится предотвращать случаи коррупции в государственном и частном секторе экономики Сингапура, при этом в Акте о предотвращении коррупции коррупция точно квалифицированна с точки зрения различных форм «вознаграждения». Бюро проверяет случаи злоупотреблений среди государственных чиновников и сообщает о них соответствующим органам для принятия необходимых мер в дисциплинарной области. Бюро изучает методы работы потенциально подверженных коррупции государственных органов с целью обнаружения возможных слабостей в системе управления. Если выясняется, что подобные пробелы могут привести к коррупции и злоупотреблениям, Бюро рекомендует принятие соответствующих мер главам этих отделов.

Читайте так же:  В чем порочность пенсионной системы в россии

Главная идея антикоррупционной политики Сингапура заключается в «стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий»[41].

Важным фактором успешной борьбы с коррупцией в этих странах, явилось формирование своеобразной «культуры прозрачности», в основе которой лежат: открытость информации, свобода прессы, участие гражданского общества в мониторинге деятельности государства. Здесь прочно вошло в практику применение новых интернет технологий для достижения прозрачности, представления информации, вовлечения общественности в антикоррупционную борьбу.

| следующая лекция ==>
Международно-правовые средства борьбы с коррупцией | Глобальная программа ООН против коррупции» как методологическая основа антикоррупционной стратегии Республики Казахстан

Дата добавления: 2017-02-20 ; просмотров: 433 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Методы борьбы с коррупцией в Дании в 2018 году

Дания по праву считается наименее коррумпированной страной в Европе. В стране, которой на протяжении последних нескольких лет принадлежит первенство в борьбе с коррупцией, успешно действуют антикоррупционные законы и инициативы. Коррупция в Дании искореняется как на государственном уровне, так и благодаря высокому уровню самосознания и ответственности самих граждан, поэтому датчане сталкиваются с коррупцией в 8 раз меньше, чем остальные европейцы.

Причины низкого уровня коррупции

Одной из причин того, почему в Дании низкий уровень коррупции, является то, что большинство компаний придерживаются политики «абсолютной нетерпимости», то есть неприемлемости взяточничества в пределах собственной компании и в процессе сотрудничества с внешними партнерами.

[2]

Так, при трудоустройстве обязательным является подписание специального договора, в котором содержится обязательство сторон-подписантов об отказе брать и давать взятки. Нежелание подписывать такой договор может послужить серьезным поводом для отказа в принятии на работу, а его нарушение влечет за собой увольнение, в результате которого в личном деле и характеристике работника появится специальная отметка о том, что послужило причиной этого.

Главные причины низкого уровня коррупции в Дании заключаются в культивировании осуждения этого явления не только среди государственных чиновников, но и среди обычных граждан. В стране действуют своеобразные этические кодексы, кодексы чести чиновников, существует, гласность и открытость на уровне правительства. Поэтому тот, кто будет хотя бы заподозрен в коррупции, может сразу распрощаться с карьерой.

Все движения денег в стране прозрачны, все прибыли и траты – известны и скрыть что-либо крайне трудно. Общественные организации и специальные контрольно-надзирающие органы функционируют открыто и публикуют информацию о деятельности и финансовом состоянии компаний в интернете.

Нельзя не отметить, что государственные служащие в Дании имеют высокую степень социальной защиты: получают бесплатные медицинские услуги и образование, имеют социальные гарантии, что существенно уменьшает вероятность коррумпированных действий.

На низкий уровень взяточничества среди датчан влияют также периодические ужесточения законодательства о коррупции. Лишь за последние годы срок наказания за коррупционные правонарушения в публичном секторе вырос с трех до шести лет лишения свободы, в частном секторе – с одного до четырех лет.

Закон о коррупции

Наиболее действенной мерой в вопросе предотвращения коррупции в Дании является закон Дании о коррупции, принятый в 2002 году. В соответствии с законом, представители датского правительства каждый год обязаны публиковать информацию о своем имуществе и личных доходах. Кроме того, чтобы чиновники не имели возможности использовать служебное положение в личных целях, они обязаны продать свои акции в иностранных предприятиях.

Пункт 20 Конструкционного регламента датского парламента гласит о том, что любой депутат имеет право на получение информации о позиции любого министра по тому или иному вопросу, входящему в его компетенцию. В связи с этим в парламенте регулярно проводятся заседания, на которых министры отвечают на запросы своих коллег относительно подозрений в получении взятки или лоббирования интересов какой-либо компании.

Датские инициативы против коррупции

Методы борьбы с коррупцией в Дании практикуют многие государственные и частные учреждения. В Королевстве всячески культивируется неприятие такого явления как коррупция и образ порядочного рабочего: лишь при попытке дать или получить взятку работнику грозит увольнение. К тому же уголовная ответственность за взяточничество в стране с каждым годом усиливается.

Следует отметить, что антикоррупционные меры в Дании принимаются различными донорскими агентствами, которые придерживаются политики «абсолютной нетерпимости», означающей, что компания не приемлет взяточничества как в собственной организации, так и при сотрудничестве с внешними партнерами. Организации, применяющие такую политику, вносят основные антикоррупционные положения во все договора и контракты, заключающиеся в двустороннем порядке.

Агентство DANIDA

Большой опыт борьбы с коррупцией в Дании имеет агентство международного развития DANIDA. Соглашения, заключенные этим агентством, в обязательном порядке сопровождаются подписанием декларации о неприменении взяток. Несоблюдение положений о взяточничестве ведет к расторжению договора и отказу агентства сотрудничать с нарушителем в дальнейшем. В дополнение к стандартному антикоррупционному положению компания запустила еще и «горячую линию», дающую людям возможность оповещать дирекцию компании о противозаконном использовании финансов.

Агентство по кредитованию экспортных операций (EKF)

Существенное противодействие коррупции в Дании оказывает Датское Агентство по кредитованию экспортных операций. Лица, подающие заявки в агентство, обязаны подписать декларацию о неприменении взяточничества, подразумевающую отказ участия в коррупционных действиях. В случае нарушения подписанных договоренностей, повлекшего за собой финансовые убытки, заявители обязуются выплатить агентству компенсацию. К тому же заявитель теряет право на покрытие потерь по гарантии, выданной агентством ранее.

Торговый Совет Дании (TCD)

Основной задачей Торгового Совета является борьба с коррупцией в Дании на внешних рынках. Организация помогает заключать сделки на международных рынках, сохраняя при этом хорошую репутацию датских компаний. Совет оказывает содействие в решении как ординарных деловых проблем, требующих консультирования, так и сложных вопросов, решение которых невозможно без помощи местного правительства. В Совете придерживаются политики «абсолютной нетерпимости», что является показательным примером неприятия коррупции для сотрудников организации.

Фонд индустриализации для развивающихся стран (IFU)

Назначение фонда – помогать расширению бизнеса за границей через инвестирование международных компаний развивающихся стран при поддержке Дании. Фонд обеспечивает консультативные услуги, участие в уставном капитале, ссуды и гарантии на коммерческих условиях для капиталовложений в сфере обслуживания. Говоря о том, как борются с коррупцией в Дании сотрудники этой организации, нужно сказать, что при подписании соглашений о выделении ссуд и долевом участии, фонд активно использует типовые антикоррупционные положения.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Methods of fight against corruption at the present stage of development of society Zaitsev A. C., D. Filippova D. GFCO VPO Voronezh Institute of the Federal penitentiary service of RussiaVoronezh, Russia

В данной стать коррупция рассматривается как неотьемлемая составляющая и двигатель Российской экономики. Ее причины связаны с отсутствием контроля за расходованием различного рода ресурсов при их реализации в экономической политике, желанием людей заработать за счет своего кадрового положения. Так что же такое коррупция?

Читайте так же:  Как оформить компенсацию за бензин сотрудникам без аренды транспортного средства

Корру́пция — это использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав с целью карьерного роста, либо личного самообогощения. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность. Коррупция — это феномен, охватывающий всю сферу экономики и влияющий на принятие решений госаппаратом, эффективность функционирования бизнеса и домашнего хозяйства, то есть аграрного сектора экономики.

Особенно острой проблемой в России коррупция стала в 2010 году, когда она проникла во все сферы социально-экономической жизни страны, где стала играть большую роль. Вступив на пост Президента РФ, Д.А Медведев объявил коррупцию одной из основных проблем всего общества. Он принял»План по созданию совокупности мер полноценной системной основы для противодействия коррупции». Данный план предполагал разработку антикоррупционного законодательства, совершенствование системы управления и повышение качества юридического образования и профессиональной подготовки судей. С возращением В.В. Путина на должность Президента РФ появилась новая антикоррупционная волна и арест ряда чиновников и бизнесменов, уличенных в коррупции. Была введена электронная система госзакупок, благодаря которой кража государственных денег стала крайне сложным действием, повышено денежное содержание чиновников, однако данные мероприятия к значительному успеху не привели.

Так, по данным Счетной палаты РФ россияне считают коррумпированными: судебную систему (59%), законодательную власть (54%), госслужащих (74%) и политические партии (49%). Но самой коррумпированной россияне считаю полицию (66%).

Результатом роста уровня коррупции являются значительные потери в государственном бюджете, которые ежегодно несет российская экономика, что выражается в нехватке денежных средств при финансировании социальной сферы, здравоохранения, образования и науки. В итоге это приводит к снижению трудоспособности и снижению конкурентоспособности российской экономики, способствует постепенному деградированию государственных институтов, так как они перестают выполнять свои непосредственные функции и становятся не в силах решить поставленные перед ними задачи. Также возникает толерантность к коррупции, то есть терпимость, что ведет к ее распространению в еще больших масштабах.

Среди основных видов коррупции считаем важным упомянуть о коррупции в сфере государственной власти, а именно в органах, осуществляющих регулирование и контроль за соблюдением правил и норм установленных государством,ворганах управляющих компаниями и предприятиями, в органах осуществляющих фискальную и денежную политику; деловой коррупции, возникающей при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Следующем видом, по нашем мнению, следует выделить бытовую коррупцию, которая порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Она знакома каждому российскому гражданину. Чтобы попасть малышу в хороший детский сад, родители несут приношение его директору. Даже для того, чтобы получить хорошее место на кладбище нужно дать взятку.

Наконец, коррупция в бизнесе обусловлена развитием рыночных отношений в России и приходом рыночной экономики на смену командно-административной. Данный вид коррупции имеет особое влияние на экономику России, для борьбы с ней государством создаются государственные корпорации в различных сферах жизни общества такие как: “Газпром, Ростехнологии”, “Оборонпром”.

Исследование и выявление причин возникновения коррупции и опыта по борьбе с ней в других странах позволяет создать комплекс мер по противодействию коррупции в России. К числу наиболее действенных методов борьбы с коррупцией нами отнесены следующие.

1. Оптимизация штатов центральных аппаратов. Количество государственных служащих должно быть приведено в соответствие с полномочиями, которые возложены на тот или иной орган исполнительной власти. Кроме того, в должностных регламентах государственных служащих целесообразно обозначить общие принципы их служебного роста, а также закрепить административно-правовые механизмы использования кадрового резерва и ротации кадров в единой системе государственной службы Российской Федерации.

2. Переработка законодательных актов по коррупции. Требуется разработка законодательных актов, которые способствовали бы совершенствованию дисциплинарной практики, и формирование режима пресечения коррупции.

3. Возможность выбора для государственного служащего. Для снижения уровня необоснованного административного усмотрения в вопросе применения административного принуждения необходимо установить правовой механизм, который не будет давать государственному служащему возможности выбора между применением мер предупреждения и мер административного наказания в случае выявления государственным служащим административного правонарушения.

Во всех случаях выявления административного правонарушения целесообразно применять административные наказания, а не меры организационно-предупредительного характера.

4.Зарубежный опыт борьбы с коррупцией. Использование опыта других стран в борьбе с этим феноменом. Применение их антикоррупционных программ в нашем государстве.

5. Создание институтов по борьбе с коррупцией, обладающие полномочиями для расследования и пресечения данного деяния.

6. Воспитание неприятия к коррупции в обществе.

7. Масштабная реформа государственного управления, направленная на снижение размера государственного аппарата и повышение его эффективности.

Вывод. Для борьбы с каждым видом коррупции нужен системный подход, необходимо учитывать взаимосвязь между каждыми видами коррупции. Коррупцию невозможно побороть в отдельной сфере, только борьба со всеми ее проявлениями может изменить ситуацию к лучшему.

Опыт борьбы с коррупцией в Дании

Содержание

Слайд 3 Согласно данным опросов только

20. населения Дании считают, что коррупция широко распространена в их стране (среди стран Европейского Союза средний показатель по этому вопросу составляет 76%).

Только 3% респондентов Дании лично сталкивались с коррупцией в повседневной жизни, в отличие от остальных европейцев, в быту которых случаи коррупции встречаются в 8 раз чаще. Менее 1% датчан просили или вынуждены были дать взятку за последние

По данным экспертов, в Дании имеют место случаи «малой коррупции» (они обычно связаны с вручением не слишком дорогих подарков политикам и чиновникам).

Вместе с тем случаи «большой коррупции» в этой стране практически не известны.

Перечислим ключевые антикоррупционные меры, существующие в этой стране. В ДАНИИ пакет антикоррупционных законов включает порядка двадцати законодательных актов и предусматривает уголовную и административную ответственность частных и юридических лиц за умышленное использование служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ, а также за подкуп этих лиц. Какого-то специализированного антикоррупционного ведомства в стране нет. Расследованием случаев внутренней коррупции занимается полиция.

Согласно Закону о полиции любой гражданин имеет право, в том числе анонимно, обратиться в правоохранительные органы с заявлением о проверке того или иного нарушения. Коррупционные дела международного масштаба находятся в ведении прокуратуры по особым экономическим преступлениям.

Наиболее действенным оказался принятый в 2002 г. закон, обязывающий членов правительства ежегодно публиковать сведения о своих доходах и имуществе. В результате министры были вынуждены продать свои акции в иностранных компаниях, так как, обладая этими ценными бумагами, чиновники могли бы использовать служебное положение в своих экономических интересах.

Читайте так же:  Как поехать на работу в гонконг

В соответствии с пунктом

2. Конституционного регламента Фолькетинга (парламент Дании) «любой член датского парламента может получить информацию о позиции любого министра по вопросу, входящему в компетенцию данного министра». На основании этого положения датские министры в обязательном порядке регулярно письменно или устно на заседаниях парламента отвечают на запросы своих коллег (публикуется на Интернет-сайте Фолькетинга), в том числе касательно подозрений в получении взятки или лоббировании какой-либо компании.

Большую роль играют общество и пресса. В соответствии с пунктом

7. Конституции Дании «каждый имеет право свободно высказывать своё мнение в печати в письменной или устной форме, при условии, что он может быть привлечён к ответственности по суду». Нередко публикации прессы о подозрениях в коррупции становятся предметом общественных и парламентских дебатов, на основании опубликованных фактов полиция может проводить расследования.

Показательный пример — бывший министр экономики Б. Бендтсен дал поручение приобрести для себя представительский автомобиль марки «Фольксваген» якобы после того, как местный официальный дилер дважды предоставлял ему на безвозмездной основе выставочный автомобиль для частных поездок. Данный факт просочился в прессу, после чего полиция была вынуждена начать проверку, результаты которой обвинение в коррупции не подтвердили.

Все больше компаний стали придерживаться политики «абсолютной нетерпимости», то есть неприемлемости взяточничества в пределах собственной компании или в процессе сотрудничества с внешними партнерами.

Данной политике активно способствует Датское агентство международного развития (Dania).

Компании, входящие в эту ассоциацию, включают в свои контракты «антикоррупционные положения» (члены ассоциации обязаны подписать декларацию о неприменении взяточничества).

Несоблюдение данного положения может привести к расторжению контракта и отказу вести дела с коррумпированными партнерами в будущем.

Подобные положения существуют во многих крупных организациях Дании — «Датском агентстве по кредитованию экспортных операций», «Торговом совете Дании», «Фонде индустриализации для развивающихся стран», «Конфедерации датской промышленности». Датское Агентство по кредитованию экспортных операций (EKF): Лица, подающие заявки в EKF, должны подписать декларацию о неприменении взяточничества, в которой они заявляют об отказе участвовать в коррупционных процессах, а в случае участия в таковых, гарантируют компенсацию EKF за возможные потери. Кроме того, заявитель лишится права на возмещение в соответствии с гарантией, предоставленной EKF.

Торговый совет Дании (TCD) разработал обширную антикоррупционную стратегию, нацеленную на помощь датским компаниям, сталкивающимся с угрозой коррупции в процессе интернационализации. TCD предоставляет национальным компаниям, работающим на внешних рынках, разнообразные консультативные услуги. Для противодействия коррупции на всех уровнях — от ежедневных деловых операций до серьезных вопросов, в решении которых может потребоваться контакт с местными властями, — компаниям предлагается практическая помощь. Антикоррупционные услуги TCD облегчают проведение деловых операций на внешних рынках и помогают поддерживать хорошую международную репутацию датских компаний.

Антикоррупционной особенностью Дании является наличие специальных антикоррупционных трудовых договоров. Не подписание такого договора с представителем компании является основанием отказы в трудоустройстве. Данный договор налагает на работника обязанность не принимать и не предлагать взятки другим лицам. За нарушение этого договора работодатель имеет право уволить работника, поставив специальную отметку в личном деле и характеристике.

В стране существуют своеобразные этические кодексы, кодексы чести чиновников, специальные контрольно-надзирающие органы, высокая гражданская инициатива, гласность и открытость на уровне правительства.

Нельзя не отметить, что в Дании государственные служащие имеют высокую степень социальной защиты. Они, как и все граждане страны, обеспечиваются бесплатными медициной и образованием, социальными гарантиями.

Наиболее громкие коррупционные скандалы, в которых фигурировала Дания, были связаны с работой датских компаний в иностранных государствах. Так, в 2009 году в рамках проводившегося в США расследования

1. датских компаний были обвинены в том, что в 1996 — 2003 годах давали взятки чиновникам Ирака за получение контрактов в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие». Одна из этих компаний «НовоНордиск» — крупнейший производитель инсулина, признала факт взяток в размере 1,5 миллиона долларов. И что бы избежать уголовного преследования, выплатила по 9 миллионов долларов штрафа двум американским организациям, которые вели расследование — это министерству юстиции и комиссии по ценным бумагам.

В 2014 г. В Дании разгорелся скандал в связи с прошедшим конкурсом «Евровидение — 2014». «Евровидение-2014», проведённое в датской превысило планируемый бюджет на $ 17 млн. Коррупционный скандал, вызванный перерасходом средств на проведение музыкального конкурса, привёл к отставке руководства крупнейшего туристического агентства «Чудесный Копенгаген» («Wonderfol Copenhagen»), который являлся одним из главных организаторов «Евровидения-2014» и всего административного совета организации (9 человек из 10).

Развитие общественной и правовой культуры в Дании сводится к порицанию коррупции и стимулированию честности и открытости функционирования публичных служб и чиновников.

В качестве дополнительных рычагов влияния Дания ужесточает антикоррупционное законодательство. Одной из последних среди антикоррупционных мер, стало усиление уголовной санкции за коррупцию в публичном секторе с трёх до шести лет лишения свободы, санкция за коррупцию в частном секторе увеличена с одного года до четырёх лет лишения свободы.

Выдержка из текста

Одной из наименее подверженных коррупции стран мира является Дания. В частности, она традиционно занимает одно из первых мест (часто первое) в ежегодном рейтинге Transparency International. Поскольку Дания находится на «пьедестале почета» — Её опыт по борьбе с коррупцией, безусловно, интересен.).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В стране успешно действуют антикоррупционные законы и инициативы. В 2015 году она также оказалась на 1-м месте в мире. С индексом -91 (из 100).

Источники


  1. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.

  2. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.

  3. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.
  4. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.
  5. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 480 c.
Методы борьбы с коррупцией в дании
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here