Налоговая система японии

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Налоговая система японии". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Опись Дела

Налоговая система Японии

Япония второй половины ХХ века – пример того, как довольно отсталая страна, разрушенная войной, за небольшой период времени становится лидером мировой экономики. Не последнюю роль в этом сыграли и продуманные налоговые реформы.

После Второй мировой войны японская налоговая система на протяжении более 30 лет находилась под сильным влиянием Соединенных Штатов. В последующие года основные усилия были направлены, чтобы приспособить налоговую систему к социально-экономическим особенностям японского общества, к обстоятельствам, которые постоянно изменяются, к приоритетным задачам государства. Послевоенную историю японской системы налогообложения можно разделить на четыре периода: хаос (1945-49), реконструкция (1950-59), рост (1960-69), усовершенствование (с 1970 г.).

Первый период — экономический хаос после войны, разруха, неукротимая инфляция. Поэтому целью финансовой политики в то время было просто справиться с этим кризисом в национальной экономике.

Одной из антиинфляционных мер было введение в 1946 г. налога на собственность, который был предназначен для перераспределения национального дохода. Поскольку страна характеризовалась высоким уровнем бедности, налог оказался не совсем эффективным в ограничении гиперинфляции. Однако он существенным образом перераспределял доход посредством чрезвычайно прогрессивных налоговых ставок в пределах от 25% до 90%.

В 1947 г. была пересмотренная местная налоговая система. Чтобы усилить роль местной финансовой системы, администрирование некоторых общенациональных налогов (земельный налог, налог на дома, деловой налог, налог на минеральные продукты, налог на развлечения) было передано местным органам власти.

Второй период — экономическая стабилизация и восстановление (1950-59). В основу налоговой системы были положены прямые налоги, и особенно подоходный налог и налог с корпораций. В теории, подоходный налог должный был дополняться налогом на богатства и налогом на наследство.

Из-за сильной инфляции произошло серьезное расхождение между текущей стоимостью активов и их балансовой стоимостью. Поэтому была проведена переоценка активов. Переоценка производственных активов проводилась специально, в то время как переоценка других индивидуальных активов была обязательной лишь во время передачи таких активов. Увеличение стоимости, которое стало результатом переоценки, рассматривалось как доход, который облагался налогами по уменьшенной пропорциональной ставке 6%.

Вместе со снижением максимальной ставки подоходного налога с 85% до 55%, был введен налог на богатство, которым облагались люди с большими доходами от собственности.

В целом, налоговые реформы на этом этапе были немного идеалистические и не учитывали действительность японской экономики. Следующие налоговые реформы были направлены на корректирование налоговой системы, чтобы привести ее в соответствие с фактическими социально-экономическими условиями в стране.

Было упразднено налогообложение доходов от передачи ценных бумаг. Это препятствовало развитию рынка ценных бумаг, а также и потому, что налоги на такой вид доходов было технически тяжело оценить и собирать. Несправедливым оказался налог на богатство, так как владельцы реальной собственности, чье чистое богатство легко идентифицировать, несли основное бремя налогообложения, в то время как много других избегали налога в определенной степени. Поэтому этот налог тоже был упразднен в 1953 г.

В связи с высокими темпами экономического развития японской экономики и, соответственно, увеличением поступлений от прямых налогов, в 50-х годах рассматривается идея сокращения прямых налогов. Ежегодно разрабатывались меры, призваны повысить необлагаемый налогами минимум, освобождение для иждивенцев и освобождение дохода наемных работников. Одновременно уменьшалась прогрессивность подоходного налога — снижались предельные ставки.

Увеличение налоговых доходов требовало от правительства осуществления взвешенной налоговой политики, чтобы поддерживать равное налогового бремени, приспосабливать налоговую систему к новым экономическим условиям. Для выполнения этих требований в 1959 г. был создан специальный орган — Налоговая комиссия, которая состояла из экономистов, экспертов в разных областях права, социологии, психологии и т.д. Налоговая комиссия является консультативным органом при Кабинете Министров. С этих пор налоговые реформы в значительной мере базировались на докладах, представленных Налоговой комиссией.

Третий период — экономический рост (1960-69).

Главные налоговые вопросы в то время касались налоговой системы вообще, налогообложения деловых предприятий, и распределения доходов между разными уровнями власти. Одной из главных целей налоговой политики было уменьшение бремени подоходного налога. В то же время, в результате ежегодных сокращений бремени прямых налогов, возрастало давление косвенных налогов, при этом даже на тех налогоплательщиков, которые освобождались от уплаты подоходных налогов. В связи с этим Налоговая комиссия рекомендовала, что уровень косвенных налогов должен быть приблизительно 10% цены потребителя или 20% цены производителя.

Главными пунктами будущих налоговых реформ были.

1. Снижение налогового давления.

2. Важность подоходного налога в системе налогообложения. Он является наиболее подходящим для перераспределения ресурсов, так как может приносить достаточный доход, не влияя на рыночные механизмы ценообразования (как косвенные налоги). Он является наиболее социально справедливым, так как объединяет прогрессивную структуру ставок с разными льготами, отчислениями. Может быть довольно гибким относительно разных видов плательщиков, доходов. Итак, подоходный налог – наиболее современный налог, и идеальной есть налоговая система, в которой подоходный налог играет центральную роль. Однако налоговое бремя подоходных налогов необходимо рационализировать соответственно увеличению доходов и жизненного уровня населения.

3. Отмена специальных мероприятий налогообложения. Они важны как часть экономической политики, когда используются для достижения определенных целей. Однако, с учетом их недостатков (нарушение принципов равенства налогового бремени, нейтралитет налогообложения), они могут пагубно влиять на этику налогоплательщиков, их необходимо постепенно отменять.

Что касается косвенных налогов, то учитывая их связь с ценообразованием, налоговые ставки должны пересматриваться время от времени, для их приспосабливания к изменениям в экономике и обществе, особенно к изменениям в структуре потребления.

Четвертый период — увеличение национального благосостояния (с 1970 г.).

В результате серьезного спада после нефтяного кризиса 1975 г., заметно снизились налоговые доходы. В связи с этим был необходимый выпуск значительного количества государственных обязательств, которые финансируют бюджетный дефицит. Выпуск обязательств становится важным источником доходов для бюджета, достигая 34,7% его доходной части в 1979 г. В то же время, были пересмотрены объекты налогообложения, налоговые базы, налоговые ставки существующих налогов. В результате, в 1981 г. налоговые ставки были увеличены по многим налогам, включая ставки налога на корпорации, акцизов, пошлин и др.

Со временем такие структурные изменения, как увеличение стандартного уровня доходов, разнообразие потребления и увеличение потребления услуг, старение населения и глобализация экономики, вступали у противоречие с налоговой системой, которая в основному все еще базировалась на принципах, разработанных в 60-х гг. Началась решительная налоговая реформа 1987-1988 гг.

Читайте так же:  Как оформить исковое заявление об определении места жительства ребенка

Личный подоходный налог оставался ядром налоговой системы, однако необходимо было провести крупномасштабное налоговое сокращение, чтобы увеличить трудовую активность. Была уменьшена и упрощена прогрессивная налоговая ставка, проведен пересмотр разных отчислений, а также усовершенствован механизм налогообложения доходов от процентов, капитальных активов, чтобы гарантировать равенство налогообложения. Что касается налогообложения корпораций, налоговая база была расширена, эффективная налоговая ставка была уменьшена с учетом равенства налогообложения, активизации экономики и упрощение налогообложения.

Что касается налогов на потребление, для стабилизации доходной части бюджета с учетом возрастной структуры общества и соответствующей структуры потребления, а также установления равного налогового бремени, необходимо было расширить базу налогообложения, основанную на универсальных косвенных налогах. Существовавшая ранее система косвенных налогов, когда налоги взимались только с ограниченного числа предметов потребления и услуг, должна быть пересмотрена. Налог на потребление был дополнительно исследован, и реформа косвенного налогообложения была начата в декабре 1988 г. Налог на потребление в виде НДС был реализован в апреле 1989 г.

На протяжении 1990-х гг. основной целью налоговых реформ было повысить желание налогоплательщиков платить справедливые налоги. Для этого личный подоходный налог был в значительной степени уменьшен посредством изменения структуры прогрессивных ставок, сосредоточившись, в основном, на получателях среднего дохода. Это должно было вызвать чувство уменьшения налогового бремени. Что касается налога на потребление, изменения были сделано для средних и малых предприятий так, чтобы налоговое бремя можно было бы разделить между всеми членами общества. Налоговая ставка налога на потребление была поднята, был также введен и местный налог на потребление. Увеличение ставки налога на потребление должно было идти параллельно с сокращением личных подоходных налогов.

В 1998 г. вступили в действие новые налоговая база и ставки налогообложения корпораций. Была рационализирована система амортизации, снижены эффективные налоговые ставки с точки зрения обеспечения «выживаемости», увеличения международной конкурентоспособности компаний.

В XXI веке структура социально-экономического положения Японии стремительно изменяется из-за быстро стареющего общества, снижения количества детей в семьях, глобализации страны. Все эти факторы должны учитываться при построении эффективной налоговой системы. В условиях старения поколения необходимо облегчать переход активов и, следовательно, уменьшать налоги на наследство, подарки. Увеличивается роль таких мер, как льготы для НИОКР, инвестиций у оборудование, чтобы поддерживать инновационные стратегии. Налогообложение финансовых активов и ценных бумаг должно быть пересмотрено, чтобы помочь реформе «от сбережений до инвестиций», налоговое бремя должно быть откорректировано и справедливо распределено между всем населением. С этих точек зрения, должна быть проведена всесторонняя налоговая реформа, которая должна включать также отмену некоторых налоговых вычетов, сокращение специальных мер для малого и среднего бизнеса, увеличение прозрачности налога на потребление.

Таким образом, мы видим, что за 60-летнюю послевоенную историю японская налоговая система прошла значительный путь, на котором она постоянно изменялась в зависимости от задач, которые ставили перед ней экономика, общество. Продолжаются налоговые реформы и сейчас. За это время было осуществлено много мероприятий, которые могут служить ориентиром при проведении собственных налоговых реформ. Однако основным уроком, по нашему мнению, должно стать постоянное стремление к социальной справедливости налоговой системы, установление равнонапряженного налогового пресса, которое основывается на стратегических научных разработках.

P.S. На картинке вверху изображен японский иероглиф ZEI, обозначающий слово налог.

Если Вам понравилась статья, поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях:

Налоговая система Японии (стр. 1 из 2)

В Японии более 64 % всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, остальные — за счет местных налогов. Значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов — это как бы зеркальное отражение их сбора: примерно две трети финансовых ресурсов расходуется на местные нужды, а остальные средства идут на выполнение общегосударственных функций.

Доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строятся не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют около 85% и неналоговые средства — 15%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят: арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, все остальные устанавливает местный парламент.

В стране действуют около 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

• прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц;

• прямые налоги на имущество;

Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение.

Самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48%, префектурный подоходный налог — 5% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог — 12,3% от государственного, или 4,12% от прибыли. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры.

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40 и 50%. Кроме этого действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10 и 15%, а также существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в 3200 иен в год.

Казалось бы, прямые подоходные налоги очень высоки. Но следует иметь в виду, что установлен довольно значительный необлагаемый минимум, который учитывает и семейное положение налогоплательщика. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные налоговые льготы имеют многосемейные. Средний годовой доход жителя Токио составлял в первой половине 1990-х годов 7100—7500 тыс. иен. В других префектурах Японии он обычно ниже. У среднеоплачиваемого человека может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.

Читайте так же:  Правила оформления компенсации за капитальный ремонт

Налоги на имущество юридические и физические лица вносят по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% от стоимости имущества. Переоценка производится один раз в три года. В объем налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, то есть при приобретении или продаже имущества. В эту же группу входят: налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель.

Среди потребительских налогов Японии основную роль играет налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В настоящее время его ставка повышена до 5%. Существенно пополняют бюджет налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, на табачные изделия, на нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги (проживание в гостиницах, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т. д.). К этой же группе относятся и таможенные пошлины. Иногда налог возникает при превышении определенной суммы, на которую оказывается услуга. Например, обед в ресторане не подлежит обложению его стоимости до 7,5 тыс. иен. Если он дороже, то к цене добавляется 3 %-й налог.

Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т. д. Собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных сборов, обеспечивают в последние годы около 40% доходной части местных бюджетов.

Местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя значительно меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципалитетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии и России, играют отчисления от общегосударственных налогов.

Достаточно интересна структура местных налогов. Из общей суммы местных налогов более половины приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, только третье место занимают потребительские налоги.

Соотношение общегосударственных налогов несколько иное, хотя общие тенденции те же. Государственные подоходные налоги занимали в 1993 г. 56,5% (почти столько же, сколько среди местных налогов), имущественные — 25% и потребительские — 18,5%. Это соотношение вполне естественно, если учесть, что значительная доля имущественных налогов направляется в местные бюджеты.

Распределение различных групп налогов между государством и местными органами управления в Японии характеризуется следующими цифрами: примерно две трети всех доходов дают государственные налоги и лишь 1/3 — местные. Это касается доходов, а не расходов государства, поскольку в дальнейшем происходит перераспределение налоговых поступлений через государственный бюджет.

Налогообложение физических лиц и местные налоги в Японии

В настоящее время в Японии действует около 50 разных налогов. Основу всех налоговых поступлений в госбюджет — около 70% — составляют подоходный налог и налог с юридических лиц.

Подоходный налог взимается со всех видов доходов, которые получают частные лица.

Человек, обязанный уплатить подоходный налог, должен сам подсчитать свой доход за период с 1 января по 31 декабря и соответствующую сумму налога и сообщить эти сведения в местное налоговое управление. При подсчете весь доход, в зависимости от его источника, разбивается на 10 видов: доход от денежных вкладов, от владения акциями, недвижимости, от предпринимательской деятельности, от лесных угодий, зарплата и другие.

Затраты по каждому из этих видов доходов учитываются по-своему. Сведения должны быть представлены в местное налоговое управление в период с 16 февраля по 15 марта. В случае опоздания сумма налога увеличивается на 15%.

По сравнению с другими странами, в Японии ставки налогов выше. Так, даже после налоговой реформы 1988 г., упростившей шкалу налогов и снизившей процент, максимальная ставка центрального подоходного налога составляет 50% (при доходе свыше 30 млн. иен). Если к нему еще прибавить 15% налог на проживание, им облагается доход как физических, так и юридических лиц за предыдущий год. Причем его должны платить даже те, кто не имеет ни работы, ни дохода в текущем году, но имел доход в прошедшем, то в сумме получается 65%, в то время как в США максимальная ставка составляет всего 28%.

У обычных служащих налоги вычитаются при расчете зарплаты. Если других доходов нет, то декларацию можно не подавать. Ежегодный доход, однако, при этом не должен превышать 15 млн. иен. Если размер налогов, взятых при расчете зарплаты, и реальная сумма налогов, которая должна быть уплачена, не совпадают, в конце года проводится корректировка в соответствующую сторону.

Налоговое управление проводит выборочную проверку правильности заполнения налоговых деклараций. Проводятся также инспекции особо злостных неплательщиков. Отделы проверок и инспекций национального налогового управления и региональных налоговых управлений собирают и анализируют данные, получаемые из различных информационных сетей. Инспекция может быть проведена только с санкции суда. После ее получения в помещении фирмы проводится обыск, налагается арест на конторские книги, прочие вещественные доказательства, принимаются другие меры для выяснения реального финансового положения фирмы. Доказуемость по делам, возбужденным по результатам таких проверок, практически стопроцентная. Чаще всего на сокрытии доходов попадаются предприятия, имеющие дело с наличными деньгами, например казино, больницы и т.д., а также розничные торговцы.

Налог с юридических лиц взимается с доходов от предпринимательской деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, пенсионных фондов и т.д. Сведения о доходах юридических лиц заносятся в установленную форму и представляются в налоговое управление не позже чем через 2 месяца после окончания финансового года компаний (у большинства фирм это 31 марта). Налог с юридических лиц составляет 37,5% для обычных компаний и 28% для малого бизнеса (компании с капиталом менее 100 млн. иен и годовым доходом менее 8 млн. иен).

Потребительский налог взимается в размере 3% цены практически с каждого товара или услуги. Это косвенный налог, поскольку включается в цену товара и оплачивается потребителем. Потребительским налогом не облагаются операции по купле-продаже земли, услуги коммунальных служб, плата за поступление в школу и обучение, плата за профилактический осмотр у врача, плата за погребение и некоторые другие.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ЯПОНИИ

Реферат на тему

Налоговая система Японии

1. Особенности налоговой системы Японии …………………………..…….3

Читайте так же:  Как найти работу в тель-авиве востребованные вакансии

2. Порядок прямого налогообложения в Японии …………………………..8

Прямые налоги на доходы физических и юридических лиц ………. 8

3. Порядок косвенного налогообложения в Японии……………………….16

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день практически во всех странах мира правительства стремятся к оптимизации национальных систем налогообложения. Издревле налоги являются важнейшим источником пополнения бюджета, выполняя тем самым фискальную функцию. За такие правонарушения как уклонение от уплаты налогов, несвоевременная уплата налогов или уплата налогов в неполном объеме, физические и юридические лица несут различную ответственность: от уплаты штрафов (пени), до уголовного делопроизводства. Необходимо помнить, что нормальное функционирование налоговой системы возможно только при наличии крепкой нормативно – правовой базы. Законодательство разных стран имеет свои особенности, содержит различные положения, которые обусловлены ее национальными интересами.

На сегодняшний день современная Япония наряду с США, Германией, Великобританией является центром деловой жизни. В стране расположены крупнейшие корпорации мира, а также представлена широкая филиальная сеть, поэтому будет интересно рассмотреть вопрос налогообложения прибылей корпорации, а также налогообложение доходов физических лиц. Поскольку страна имеет небольшую территорию и огромное количество жителей (в 1997г. – 126,5 млн. человек), т.е. наблюдается высокая плотность населения, необходимо рассмотреть порядок поземельного налогообложения.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ЯПОНИИ

Особый интерес для изучающих зарубежное налоговое законодательство унитарных стран представляет налоговая система Японии. Налоговая система Японии сложилась еще в XIX веке. В современном виде она функционирует, начиная с послевоенного времени, когда была проведена налоговая реформа, названная по имени профессора Шалпа.

Остановимся на некоторых аспектах этой системы, поскольку она имеет специфические особенности и несколько отличается от налоговой системы США и западноевропейских стран.

В Японии функционируют государственные налоги и налоги местные. При этом более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные — за счет местных налогов. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора: примерно 64% финансовых ресурсов расходуются как местные средства, а остальные средства обеспечивают осуществление общегосударственных функций.

Необходимо также отметить, что доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 84% и неналоговые средства — 16%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы и др. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.

Налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

Первая — это прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц.

Вторая — прямые налоги на имущество.

Третья — прямые и косвенные потребительские налоги.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т.д. В Японии платят три вида местных налогов, взимаемых му­ниципалитетами. Это предпринимательский, корпо­ративный муниципальный и уравнительный налоги.

Предпринимательский налог начисляется на облага­емую налогами прибыль и взимается по трем ставкам, ве­личина каждой из которых может незначительно коле­баться в зависимости от префектуры. Так, для Токио он установлен в пределах от 6 до 12,6% прибыли в зависимо­сти от уставного капитала компании и величины самой прибыли.

Корпоративный муниципальный налог представляет собой совокупность двух налогов: префектурального и го­родского или (как в случае для Токио) соответственно го­родского и районного.

Уравнительный налог представляет собой подлежа­щую уплате фиксированную сумму, величина которой (от 50 тыс. до 3750 тыс. иен) определяется по соответствующей таблице, зависит от размера капитала юридическо­го лица и числа работающих на нем и распределяется между городом и префектурой в соотношении 4:1. Рассмотрим структуру доходов местных органов власти в целом по стране по данным за 1990г. Общие доходы местных органов управления составили 80,41 трлн. иен. Из них собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных налогов (30), обеспечили 33,45 трлн. иен, или 41,6% доходной части местных бюджетов. Еще 14,33 трлн. иен, или 17,8%, дали отчисления от общегосударственных налогов. Государство выделило местным органам дотации на осуществление общенациональных мероприятий в сумме 10,65 трлн. иен, или 13,2%. Остальные 20,3 трлн. иен, или чуть больше четверти доходов местных бюджетов, — это неналоговые поступления, включая займы.

Как видно, местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя значительно меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципалитетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии, России, играют отчисления от общегосударственных налогов.

Достаточно интересна структура местных налогов. Приведем ее по данным 1990 г., исходя из указанной выше классификации групп налогов. Из общей суммы местных налогов (33,45 трлн. иен) 18,8 трлн. иен, или 56,2% приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, которые принесли 10,49 трлн. иен, или 31,4%. И только на третьем месте потребительские налоги — 4,16 трлн. иен, или 12,4% доходов местных налогов.

Соотношение общегосударственных налогов несколько иное, хотя общие тенденции одинаковы. Государственные подоходные налоги занимают долю 56,5% (почти такую же, как и среди местных налогов), имущественные — 25% и потребительские налоги — 18,5%. Это соотношение вполне естественно, если учесть, что существенная доля имущественных налогов направляется в местные бюджеты.

Распределение различных групп налогов между государством и местными органами управления в Японии приведено в таблице 1.

Таблица 1. «Распределение налогов между государственными и местными органами управления Японии в 1990 г.»

Налоги Всего, трлн. иен В том числе
государственные местные
сумма, трлн. иен удельный вес, % сумма, трлн. иен удельный вес, %
Подоходные 52,74 33,94 64,4 18,80 35,6
Имущественные 25,53 15,05 58,9 10,48 41,1
Потребительские 15,29 11,12 72,8 4,17 27,2
Всего 93,56 60,11 64,2 33,45 35,8
Читайте так же:  Миграция населения в финляндию из россии

По данным таблицы прослеживается приоритетное положение общегосударственных налогов и сборов по сравнению с местными. Повто­рим, что это касается доходов, а не расходов государства, поскольку в дальнейшем происходит перераспределение налоговых поступлений через государственный бюджет.

В 1993 г. сумма всех государственных налогов Японии увеличилась до 61 трлн. 157 млрд. иен, из которых 933 млрд. иен составляли таможен­ные сборы и пошлины. Удельный вес их практически не изменился в связи с тем, что одновременно возросла и сумма местных налогов.

Налоговая система Японии

Сейлор Мун, аниме, японская культура

Налоговая система Японии

Налоговая система представляет собой совокупность всех налогов и сборов, которые государство взимает с граждан для формирования бюджета – денежного фонда, необходимого для того, чтобы государственные органы выполняли свои функции, а также способы взимания этих налогов. Налоговые системы разных стран имеют свои отличительные особенности. В этой статье мы рассмотрим налоговую систему Японии.

Согласно 30-й статье Конституции Японии, каждый гражданин обязан по закону уплачивать налоги. Налоговая система Японии очень сложна по сравнению с российской: огромное количество налогов и сборов, причем один и тот же вид налога может взиматься как на общегосударственном, так и на региональном, и на муниципальном уровнях. Все эти налоги зафиксированы в японском законодательстве.

Какие же это налоги? Они делятся на два типа: общегосударственные (国税кокудзэй) и региональные (地方税тихо:дзэй), которые подразделяются на налоги, взимаемые органами управления префектур, а также местными органами управления районов, кварталов и мелких населенных пунктов.

Кроме того, налоги можно разделить на прямые (直接税тёкусэцудзэй) и косвенные (間接税кансэцудзэй). Прямые налоги уплачиваются непосредственно лицом, ответственным за их уплату, и являются процентом с дохода, полученного от ресурсов, и составляют основу налоговой системы Японии, а косвенные включаются в стоимость приобретаемых услуг или товаров.

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЛОГИ

Общегосударственные налоги составляют 64% всех налоговых поступлений в японский бюджет. Оставшаяся доля налоговых поступлений приходится на региональные налоги.

Почти все общегосударственные налоги и сборы в Японии находятся в ведении Главного налогового управления и главного бюро налогов и сборов, но некоторые из них уплачиваются другим органам: таможне, отделению министерства юстиции, отделению транспорта и т.д.

Прямые налоги

  • Подоходный налог(所得税сётокудзэй) – налог, который взимается с годового дохода физического лица. Сумма вычетов и процент налога зависит от вида дохода (всего их выделяют 10 видов: прибыль, проценты с капитала, дивиденды, доход от недвижимости, заработная плата, доход от передачи имущества, выплаты по увольнению с работы, смешанный доход, временный доход, доход от продажи или вырубки леса). Каждый год физические лица предоставляют декларацию о доходах в налоговое управление, однако доход с заработной платы чаще всего рассчитывается и уплачивается предприятием, где работает физическое лицо.
  • Налог на доходы юридических лиц (法人税хо:дзиндзэй ) взимается с юридических лиц с дохода за отчетный период их деятельности. Ставка налога оставляет обычно 30%.

В сумме подоходный налог и налог на доходы юридических лиц составляет около 56% всех налоговых поступлений в бюджет, то есть больше половины.

  • Налог на дарение (贈与税дзо:ёдзэй) взимается с лица, получившего какое-либо ценное имущество стоимостью более 1 100 000 иен в год от других лиц в безвозмездное пользование. Ставка налога составляет от 10% до 50% в зависимости от стоимости имущества (чем оно дороже, тем выше ставка).
  • Налог на наследство (相続税со:дзокудзэй ) взимается с лица, получившего наследство. Сумма налога рассчитывается по формуле: стоимость наследства-стоимость необлагаемого налогом имущества-долговые обязательства и расходы на похороны+безвозмездно переданное имущество в течение 3-х лет до вступление в права наследования-налоговые вычеты.
  • Земельный налог (地価税тикадзэй) — отменяется
  • Временный специальный налог на юридические лица: есть только юридически, но фактически не применяется.
  • Специальный налог на юридические лица: есть только юридически, но фактически не применяется.

[2]

Косвенные налоги

РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

Префектуральные:

  • Национальный префектуральный налог
  • Налог с предприятий
  • Региональный потребительский налог
  • Налог на приобретение недвижимости
  • Налог на использование полей для гольфа
  • Префектуральный табачный налог
  • Налог на приобретение автомобиля
  • Налог на дизельное топливо
  • Автомобильный налог
  • Налог на участки добычи руды
  • Налог на основные средства
  • Общий налог помимо установленных законом
  • Налог на охоту
  • Целевой налог помимо установленных законом

Особенности налоговой системы Японии

Местные налоги Японии

Государственные налоги Японии

Особенности налоговой системы Японии

Налоговая система Японии

Налоговая система Японии, также как и бюджетная, является двухуровневой и включает в себя налоговые поступления центрального правительства и налоговые поступления местных органов власти. Причем за счет государственных налогов образуется более 64 % всех налоговых поступлений, за счет местных налогов – 36 %. Затем значительная доля государственных средств перераспределяется через государственный бюджет, в результате чего получается зеркальное распределение: примерно около 64 % финансовых ресурсов расходуется через местные бюджеты.

Налоги поступающие в бюджеты, как центрального правительства, так и местных органов власти подразделяются на три группы:

— подоходные (подоходный налог с юридических и физических лиц);

— имущественные (налоги на имущество, налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство);

— потребительские (налог с продаж, таможенные пошлины, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, акцизы на проживание в гостинице, питание в ресторанах, купание в горячих источниках).

Схема налоговой системы Японии представлена в Приложении Е.

Налоги, поступающие бюджеты всех уровней бюджетной системы, подразделяются также на прямые и косвенные. К прямым относятся подоходные и имущественные налоги, к косвенным – потребительские.

В налоговой системе Японии преобладают прямые налоги. Важнейшие из них представлены в таблице 45.

Основу доходов бюджета центрального правительства составляют прямые налоги. Наибольшие поступления в государственный бюджет приносит подоходный налог с юридических и физических лиц, около 30 % всех налогов.

Таким образом, к особенностям налоговой системы Японии можно отнести следующее:

— наличие двухуровневой налоговой системы;

— преобладание прямых налогов;

— высокий уровень налогообложения прибыли;

— социальную направленность налогообложения;

— взимание на местном уровне налогов, аналогичных поступающим в бюджет центрального правительства.

Таблица 45 — Основные виды прямых налогов Японии

Вид налога Облагаемая база Ставка
Подоходный налог Сумма доходов 10 – 37 %
Налог на прибыль корпораций: — для крупных корпораций; — для мелких и средних корпораций; — для государственных корпораций Сумма прибыли 30 % 28 % 27 %
Налог на доходы от операций с ценными бумагами Сумма прибыли, полученной по всем операциям с ценными бумагами 20 %
Налог на наследство Сумма наследства 10 – 70 %
Налог на счета гостиниц, ресторанов и других предприятий сферы услуг Сумма счета 3 %
Читайте так же:  Правила приема на работу инвалида

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 708 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Тема 19. Налоговая система Японии.

Налоговая система Японии несколько отличается от надоговой ситемы США и западноевропейских стран. Япония – унитарное государство, состоящее из 47 префектур, объединяющих 3255 муниципалитетов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет.

Между правительством и деловыми кругами в тот период сложился консенсус относительно того, что налоговая система должна активно использоваться для стимулирования экономического роста. Следует также отметить, что лежавшая в основе общей стратегии экономического роста промышленная политика правительства носила вынужденно (вследствие объективной ограниченности распределяемых ресурсов) селективный характер, т.е. стимулирующие налоговые меры распространялись преимущественно на определяемые в каждой конкретной фазе развития приоритетные отрасли и производства (отсюда и широко известное наименование «система приоритетного налогообложения»).
Если говорить об общем налоговом бремени нации, то отношение суммарного объема налогов к национальному доходу составляло в первой половине 50-х годов ХХ века 16,5% по сравнению с 35,5% — в Англии, 24,4 — в ФРГ, 21,9 — в США и Канаде и 21,8% — во Франции. Начиная со второй половины 70-х годов обнаружилась тенденция к утяжелению налогового бремени, но и в середине 90-х годов оно было значительно легче, чем в других развитых странах.

Современная налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления.

В настоящее время в стране функционируют государственные (25 налогов) и местные налоги (30 налогов). При этом более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные – за счет местных. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет в пользу местных бюджетов. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора, т.е. примерно 64% финансовых ресурсов расходуется на цели местных бюджетов, остальные – на осуществление общегосударственных функций.

Налоги можно классифицировать по группам:

1.Прямые подоходные налоги с юридических и физических лиц:

— предприятия и организации уплачивают из прибыли:

-государственный подоходный налог по ставке -33,48%;

— префектурный налог – 5% государственного (1,67% от прибыли);

— городской – 12,3 государственного (4,12% от прибыли).

физические лица уплачивают:

— государственный подоходный налог по ставкам: 10,20,30,40,50%;

— префектурный налог по ставкам 5,10,15%;

— местный по ставкам 3-12%

Налог имеет необлагаемый минимум, льготы… — в итоге от налога освобождается до 30% доходов.

2. Налоги на имущество юридические и физические лица вносят по одинаковой ставке – 1,4% стоимости имущества.

К этой же группе относятся:

— на логии на регистрацию лицензий;

— налог на наследство;

— налог на улучшение земель;

3. Прямые и косвенные потребительские налоги:

— налог с продаж – ставка 3-5%;

— налог с владельцев автомобилей;

— акцизы (спиртные напитки, табачные изделия, газ, бензин…);

[1]

— налог на развитие источников электроэнергии;

— акциз за услуги (проживание в гостиницах, питание в ресторанах, купание в горячих источниках…).

• Налог на проживание в гостиницах и пользование предприятиями общественного питания. Так, в случае, если плата за проживание одного человека в течение суток превышает 10 тыс. иен или если плата с человека за одно посещение ресторана превышает 5 тыс. иен, взимается налог в размере 3%;
• Налог за посещение горячих источников. За один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф — 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 5% потребительскому налогу;

Местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя значительно меньше половины их доходной части. Собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных сборов, обеспечивают в последние годы около 40% доходной части местных бюджетов.
Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципалитетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии и России, играют отчисления от общегосударственных налогов.

Необходимо также отметить, что доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 84% и неналоговые средства – 16%. В местных бюджетах 75% составляют налоговые поступления, а неналоговые -25%. Неналоговые поступления: арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы, остаток предыдущего года и др.
В целом японская налоговая система представляется достаточно эффективной. На ее функционирование в 2002 году из бюджета было затрачено 731,6 млрд. иен. Таким образом, на сбор 100 иен налогов было затрачено 1,6 иены (в 1980 г. – 1,4 иены, в 1995 г. – 1,26 иены).

[3]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2015-12-08 ; просмотров: 414 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.

  2. Кондратьев, Ф.В. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Очерки истории / ред. Т.Б. Дмитриева, Ф.В. Кондратьев. — М.: ГНЦССП им. Сербского, 2014. — 228 c.

  3. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.
  4. Корнев, А.В. Социология права. Учебник / А.В. Корнев. — М.: Проспект, 2016. — 825 c.
  5. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.
Налоговая система японии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here