Обучение в израиле как работает система образования

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Обучение в израиле как работает система образования". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Школьное образование в Израиле

Поступить в среднюю школу Израиля иностранец может после процесса натурализации – получения вида на жительство или гражданства. Образование в стране предлагается светское и религиозное, платное и бесплатное, а для желающих совершить ознакомительную поездку предусмотрен безвозмездный тур.

Израильская школа – для кого открыты двери?

На образование в Израиле тратится около 10% от ВВП в год, что примерно втрое больше российского финансирования. Одной из причин мощной финансовой поддержки школ является абсорбция – процесс вливания новых детей в иную бытовую обстановку, язык и культуру. Израиль – государство, которое предлагает всем евреям рассеяния и соответственно их детям начать жизнь на своей исторической родине. Поэтому важнейшим условием поступления в школы Израиля будет намерение репатриации. Обучение на период отпуска, командировки одного из родителей невозможно. В последнем случае предусмотрено поступление в школу при посольстве РФ в Тель-Авиве (улица Геула, дом 32).

Для длительного (без визы можно находиться не более трех месяцев в году) пребывания в Израиле потребуется наличие одного из документов:

  • временного вида на жительство;
  • постоянного вида на жительство;
  • даркона – паспорта гражданина этой страны.

Получение вида на жительство категории B1 (рабочая виза), выдаваемого на один год, обычно не дает право на устройство ребенка в школу. Потребуется либо получение категории А1, либо намерение исполнить израильский «Закон о репатриации» от 1950 года, дающий право поэтапно получить гражданство. Эта возможность распространяется на любого еврея, а также на его ребенка, внука, супруга, супругу. Принадлежность к национальности подтверждается документально и только по женской линии: требуется доказать, что в роду была (есть) женщина-еврейка.

Существует еще один путь натурализации – гиюр. Это процедура духовного превращения любого человека нашей планеты в еврея, где в основе такой трансформации лежит искреннее желание будущего гера (прошедшего гиюр) полностью приобщиться к еврейству. Потребуется не менее года занятий у себя на родине для успешной сдачи экзаменов. После принятия гиюра гер обладает всеми правами на репатриацию.

Система школьного образования в Израиле

В стране существуют три типа школ: государственные, с религиозным уклоном (харедим) и государственно-религиозные. Максимальный срок обучения составляет 12 лет, и разделен он на три цикла:

  • начальный (6-12 лет, с 1 по 6 классы);
  • средний (12-15 лет, с 7 по 9 классы);
  • старший(15-18 лет, с 10 по 12 классы).

Независимо от выбранного родителями типа обучения, школьное образование в Израиле ведется на иврите. Исключение составляют две категории: арабские и русские. Первые предназначены преимущественно для эмигрировавших в страну арабов, а русские школы в Израиле являются частными и входят в систему дополнительного, а не обязательного образования. Некоторые начальные школы на русском языке, например, «Гордон» в Петах-Тикве, пытаются изменить план обучения для бывших репатриантов, введя русский язык как обязательный, помимо иврита и английского.

Обучение начинается, как и в России, 1 сентября, правда, дарить цветы учителям необязательно. Отличием от наших школ является и отсутствие домашнего задания в младшей группе: весь учебный процесс происходит непосредственно на уроке. Обучение бесплатное, но потребуется покупка формы, тетрадей, учебников и письменных принадлежностей. Учебная нагрузка на первоклассника составляет 31 урок в неделю (суббота – единственный выходной, пятница короткий учебный день). Летние каникулы – июль и август, а весной и осенью ученики отдыхают по 18 дней.

Оценивается успеваемость по 100-бальной шкале, где отечественной тройке соответствуют примерно 50 баллов. При желании родителей, после второго года обучения, их дети могут сдать экзамены на перевод в спецшколу для одаренных. Ее окончание считается более престижным результатом.

[2]

Альтернативы государственным школам

Принципиальное отличие религиозных и государственно-религиозных средних учебных заведений состоит в более углубленном изучении Танаха (Торы). Многие из израильтян относятся к категории ортодоксальных иудеев, поэтому изначально предпочитают для детей подобное обучение.

Существуют частные школы-интернаты, их около двухсот, и обучение в них платное: средняя цена 1200 шекелей в месяц (около 300$). Помимо высокой стоимости недостатком будет и отсутствие обязательного транспорта – автобуса. Родителям придется встречать и забирать ребенка самостоятельно. В частные школы входят учреждения с традиционным образованием, с экологическим уклоном, антропософским. Последние, так называемые вальдорфские школы в Израиле, строят учебный процесс на принципах, описанных в трудах философа Рудольфа Штайнера. Сегодня работают 22 таких заведения, где помимо общих знаний пропагандируется поиск себя, своей духовности, ее преобладание над материальным началом.

Работают в стране и демократические школы. Свое наименование они получили за право учеников участвовать по принципу большинства в формировании учебного процесса. Демократические школы более доступны по цене (около 160$ в месяц), и сюда часто переводят детей, которые не смогли найти общий язык со своими сверстниками в государственных учебных заведениях.

Отдельно от всех существуют школы системы Шуву. Их насчитывается около семидесяти, вместе с детсадами, и основное предназначение – помочь репатриантам в адаптации. Здесь происходит постепенное устранение привычного образа жизни, праздников, например, новогодней елки, и их замена на аналогичные израильские. Обучение дешевое, работают «продленки», летние лагеря.

Сложности обучения

Записаться в Израиле в государственную школу можно только по месту жительства. Частные, демократические, системы Шуву принимают без привязки к прописке. Из документов понадобятся (при наличии) паспорт гражданина Израиля или теудат зеут – удостоверение личности. Сложности могут возникнуть психологического и языкового характера. Для решения личных проблем по желанию родителей предлагается воспользоваться услугами детского психолога. Постичь непривычный иврит детям проще, чем родителям, особенно с начальной школы. Поможет и дополнительная лингвистическая учеба в Израиле: посещение курсов или ульпанов.

Отдельной программой обучения детей является система НААЛЕ. Она предлагает старшеклассникам, чьи родители имеют право на репатриацию, завершить обучение в Израиле и получить багрут – аттестат зрелости. Он признан во всем мире и является хорошим шансом поступить в престижный вуз.

Ученик школы НААЛЕ в Израиле сохраняет свое гражданство, но получает особый статус, как учащийся, от МВД страны. Принимаются старшеклассники, закончившие в России 8 или 9 классов, но прошедшие у себя на родине предварительные экзамены. Обучение, проживание, питание, медстраховка для ученика бесплатны. Компенсируется частично и телефонная связь с родителями – старшеклассники находятся в Израиле одни. После года обучения оплачивается авиаперелет домой на время каникул.

Ознакомительная поездка перед репатриацией

В Израиле действует программа Таглит, которая предлагает молодым людям еврейского происхождения посетить страну с 10-дневным визитом. Место проживания значения не имеет, важно лишь подтверждение еврейства и возраст от 18 до 26 лет включительно. Программа бесплатная, существует при поддержке правительства с 1999 года. Во время поездки гостей знакомят с историей, культурой страны, проводят для них экскурсии по известным местам на всей ее территории. Обязательно внесение залога(100$), который возвращается после завершения тура.

При наличии еврейских корней или просто искреннего желания стать частью израильского народа, проблем с поступлением ребенка в школу не будет. Родителям гарантируются высокое качество образования, разнообразные программы и финансовая доступность обучения их детей.

Израильское образование и «пережитки социализма»

Забастовки школьных учителей и профессоров университетов, прошедшие в Израиле минувшей осенью, оставили глубокий след в сознании общества. Хотя профсоюзные организации педагогов пришли к компромиссу с министерством финансов, большинство израильтян не считают, что ситуация в сфере образования стала идиллической.
В израильских СМИ продолжаются дискуссии о проблемах школьного и высшего образования. Несмотря на разнообразие высказываемых мыслей, в газетных публикациях просматриваются определенные тенденции.

Читайте так же:  Какой порядок оплаты больничного листа

Особенно показательны две статьи, появившиеся в израильской прессе в последнее время. В одной из них подвергаются резкой критике израильские университеты, в которых неуклонно растут зарплаты преподавателей. Другая статья «разоблачает» успехи лучших школ Израиля и объясняет их тем, что в этих учебных заведениях преобладают дети из обеспеченных семей и хорошие оценки становятся «функцией денег».

Министр образования Юли Тамир

Нетрудно заметить социалистический дух этой критики. Это не удивляет. У истоков сионизма стояли деятели с социалистическими (но не коммунистическими!) взглядами. Они собирались строить не просто еврейское, но справедливое государство. Этой идеологии было подчинено и развитие страны в первые десятилетия после провозглашения независимости. Такой путь был не волюнтаристской прихотью отцов-основателей, а объективной необходимостью. Население еврейского государства стремительно увеличивалось за счет огромных волн алии.

Подавляющее большинство новых репатриантов прибывали в Израиль без минимальных сбережений и начинали свою жизнь с нуля. Руководство страны должно было обеспечить всем гражданам и их детям равенство возможностей, не бросать их под жернова беспощадной рыночной конкуренции.

Все это нашло отражение в системе образования. С первых лет существования государства министры образования категорически возражали против любых попыток создать «элитарные» школы – чтобы, не дай Б-г, не породить в Израиле неравенство! В этом подходе было немало положительного. Государство уделяло одинаковое внимание всем школам, и качество школьного образования в Израиле до 1970-х годов находилось на уровне высших мировых стандартов.

Тем не менее успешное экономическое развитие страны уже требовало уничтожения «пережитков социализма» и стимулирования свободной конкуренции. Соответственно, «уравниловка» начинала мешать израильской школе. Руководство страны смирилось с тем, что для творчески одаренных детей появились школы искусств. Но об открытии специальных школ для талантливых математиков, физиков, биологов никто не хотел и слышать. Надо сказать, что в израильских школах существует гибкая и достаточно эффективная система специализации в старших классах. Но все-таки такую атмосферу, как, например, в лучших советских физматшколах, в рядовой школе создать невозможно.

Некоторые категории населения сами решали проблему повышения качества школьного обучения для своих детей. В упоминавшейся выше «разоблачительной» статье выявляются причины высоких показателей в ряде школ. Среди 30 израильских школ, лидирующих по проценту отличников в выпускных классах, преобладают специализированные школы для творчески одаренных детей и религиозные школы – не только еврейские, но и христианские (в арабском секторе).

Главный порок этих школ, по мнению автора статьи, – высокая плата за обучение. Журналист обвиняет администрацию таких школ в «селекции» – комплектовании классов из детей обеспеченных родителей, что якобы гарантирует впоследствии высокие показатели в учебе. Вообще-то в израильских школах обучение бесплатное, расходы родителей не слишком чувствительны и связаны с оплатой экскурсий, библиотечных услуг, а также некоторых технических усовершенствований. Обучение детей в «элитарных» школах обходится родителям в кругленькие суммы. Это относится в основном к школам для творчески одаренных детей. Религиозные учебные заведения находят немало спонсоров. Последнее обстоятельство опровергает теорию «селекции».

Министр образования Юли Тамир – депутат кнессета от Аводы (партии с социалистической идеологией) нервно отреагировала на критику в прессе, пообещав, что… будет наказывать штрафами директоров школ, прибегающих к «селекции». Борьба за равенство похвальна, но в современном мире никто не оспаривает аксиому: сделать людей равными по способностям нельзя, но равенство возможностей необходимо обеспечить.

Говорить о «селекции» смешно уже из-за демографического фактора. Нельзя в принудительном порядке заселять целые города и отдельные их районы «социально однородным» населением. Как во всем мире, в Израиле есть города и поселки, различающиеся по качеству жизни. Уже поэтому в разных регионах страны могут появляться школы, в которых ученики получают от обеспеченных родителей «дополнительные» возможности. Нельзя запретить людям за честно заработанные деньги улучшать качество обучения их детей. Но государство должно создавать такую систему школьного образования, которая даст возможность способным детям из семей со скромными финансовыми возможностями реализовать свой потенциал.

Является ли успеваемость в школе «функцией денег»? Даже приводимые все в той же статье цифры говорят об обратном. В самых лучших израильских школах (с «селекцией». ) в последнем классе отличники составляют менее 50 процентов. В конце списка из 30 «элитарных» школ – учебные заведения, в которых 25-30 процентов отличников. То есть деньги родителей «автоматически» не превращают их отпрысков в успешных учеников.

Кстати, в школах искусств учится немало детей отнюдь не из богатых детей. Есть там и юные репатрианты. Стоимость обучения довольно высока, но доступна для родителей со средними доходами.

В число 30 лучших школ не попали школы Иерусалима, Тель-Авива, Рамат-Гана, Реховота и других городов, где относительно немного отличников, но общий уровень преподавания весьма высок. Из этих школ значительная часть студентов университетов. Дополнительной платы за обучение здесь нет, и детям из небогатых семей никто не мешает достичь успехов в учебе.

Способы придания большей мобильности израильской системе образования продемонстрировали создатели «русской» школы «Мофет» в Тель-Авиве. Ее «запустили» в 1990-е годы на базе одной из худших школ города «Шевах», находящейся в «неблагополучном» районе. Родители-репатрианты никак не могли тратить деньги на создание особо комфортных условий обучения их детей. Но прекрасные учителя, действовавшие по модели советских физматшкол, добились прекрасных успехов: их ученики побеждают даже на международных олимпиадах. Тем не менее в истории внедрения этого методического новшества не самую прогрессивную роль сыграло министерство образования. Оно, исходя из прежних догм о недопустимости «элитарности», долго противилось созданию «русской» школы. Когда в еще нескольких городах были сделаны попытки открытия отделений «Мофет», старожилы страны быстро оценили их преимущества и были готовы отдать своих детей в «русские» школы. Но тут начали возникать различные бюрократические препоны, не преодоленные по сей день.

Без сомнения, «Мофет» – не единственный вариант улучшения качества школьного обучения. Министерство образования, которое много говорит о необходимости реформ, должно решиться на расширение методик преподавания. Это будет более эффективной борьбой с «селекцией», чем бессмысленные – и несправедливые! – штрафы.

Рецидивами «уравниловки» порождены и некоторые нападки на университеты. Статья в недавно открывшейся газете «Калькалист» («Экономист») привлекает внимание общественности к «возмутительному» факту: с 1997-го по 2006-й год последовательное повышение зарплат работников университетов обошлось государству в 240 миллионов шекелей. Опять – «пролетарский» страх перед крупными суммами, классовая неприязнь к обладателям высоких заработков.

Во-первых, приведенную цифру следует разделить сначала на 9 (количество лет), а затем на 7 (число университетов). Получится, что в среднем отдельный израильский университет в год тратит менее 4 миллионов шекелей на повышение зарплат своих работников. Учитывая, что на высшее образование государство ассигнует миллиарды, это весьма скромный показатель.

Академическая верхушка получает зарплаты, в несколько раз превосходящие среднюю израильскую зарплату. Но дело не только в том, что самые образованные люди страны имеют право зарабатывать больше, чем менее образованные соотечественники. Зарплаты персонала израильских университетов следует сравнивать не с средней израильской зарплатой, а с окладами преподавателей западных университетов! Сегодня более половины израильских профессоров работают за границей. Очень многие израильтяне – обладатели второй степени и доктора – продолжают образование в других странах. Для того, чтобы они впоследствии вернулись в Израиль и обучали израильских студентов, требуется не только сионистская мотивация, но и материальный стимул. Уровень израильских университетов до последнего времени был очень высок. Авторы статей должны учесть, что попытки правительства урезать бюджет высшей школы, а тем более – призывать профессоров к бережливости и аскетизму – могут нанести огромный ущерб израильской науке и потенциалу страну. В науке не может быть «уравниловки» – ее двигает вперед только элита. И еврейскому государству не надо бояться этого слова.

Читайте так же:  Какой налоговый вычет за ребенка

Учеба в Израиле

Особое внимание, уделяемое властями просвещению в стране, позволило Израилю занять второе место в мире по количеству выпускников. Дипломы учебных заведений признаются во всех мировых государствах.

Высшее образование

Обучение в высших школах Израиля осуществляется по англо-саксонской системе и предусматривает получение степени бакалавра за 3 – 5 лет, на магистра — больше на 1–2 года, докторскую степень получают, проучившись дополнительно от 2-х до 4-х лет и осуществив свое исследование.

Для выпускника из СНГ школьного аттестата недостаточно для поступления в вуз Израиля: необходимо окончить подготовительные курсы. Если абитуриент окончил на родине хотя бы один курс вуза, то подготовку он не проходит.

  • На подготовительные курсы принимают молодежь после 16 лет;
  • Обучение на бакалавра доступно с 18 лет;
  • В магистратуру и докторантуру принимают после 20 лет.

Точное время начала занятий в университетах Израиля не установлено, т. к. оно приурочено к окончанию празднования Суккот, дата которого ежегодно меняется. Осенний семестр длительностью 13–14 недель заканчивается в декабре-январе, весенний – в мае-июне. По окончанию сдается письменный экзамен или реферат.

Образовательные программы

Ступень бакалавра можно получить во всех израильских вузах. Процесс обучения длится 3–4 дня в неделю. Бакалавры-социологи и студенты из факультета естественных наук закончат обучение через 3,5 года, бакалавры-инженеры – 4,5 года, будущие доктора — через 5 лет от даты поступления, медсестры учатся 4 года.

Магистерская программа рассчитана на ежедневные занятия в вузе длительностью 6–7 часов.

Образование в Израиле

Власти страны контролируют и поддерживают систему образования. Вот почему Израиль занимает вторую позицию в мировом рейтинге по количеству жителей, получивших высшее образование, и лидирует по числу научных работ в расчете на одного гражданина. Дипломы, выданные здесь, признают все государства, а больше всего ценят выпускников технических ВУЗов и специалистов в области информационных технологий.


Множество людей ежегодно приезжают сюда, чтобы учиться, и среди них немало наших граждан России. Узнав, как получить образование в Израиле для русских, они едут сюда учиться, так как в этой стране довольно много наших соотечественников.

Как устроена образовательная система Израиля?

Система образования страны развивается по выбранному правительством курсу, поэтому инвестирование и расходы на эту область постоянно растут. А, поскольку, выпускники ВУЗов, получившие высшее образование в Израиле, востребованы во многих мировых компаниях, то проблем с трудоустройством обычно не возникает.

Наиболее развиты здесь три основных направления в образовании:

  • государственное: школьники и абитуриенты обучаются по тем методикам и программам, которые разработало и утвердило Министерство Просвещения;
  • с религиозным уклоном: в учебном заведении около 40% учебного времени выделяется на изучение религии;
  • независимое: специальные школы для изучения Торы.

Так же, как и в других странах, в Израиле принята трехступенчатая система образования.

Обучение малышей

Декретный отпуск в стране составляет всего полгода, поэтому мамы отдают либо в ясли (здесь их называют маон), либо в мошпахтон (семейный детсад). Дошкольное образование в государственном и частном детском саду стоит примерно одинаково, и обойдется родителям в 1500 шекелей, это примерно 28000 рублей.

Для репатриантов и родителей с невысокими доходами предусмотрены скидки. Детей

не принято к чему-либо принуждать, им предоставляется свобода, трехразовое питание и дневной сон. По достижении ребенком трехлетнего возраста, его отдают в ган тром-хову, муниципальный детсад, где дети находятся первую половину дня, не едят и не спят. Зато стоит эта услуга 600 шекелей, а репатрианты оплачивают лишь шестую часть суммы.

Кстати, для одиноких мам организованы детсады на основе благотворительности, которые обходятся значительно дешевле, и присматривают за детьми там целый день. В группе подготовки к школе обязательно занимаются все дети, причем бесплатно, их учат писать, читать и считать.

Школы Израиля

Хотя школьное образование и контролируется израильским правительством, однако, каждое общеобразовательное учреждение выбирает методику и программы обучения детей. Начинается учеба в Израиле с шести лет, заканчивают школу в 18 лет, и проходят три периода:

  1. Начальный (1-й — 6-й класс).
  2. Промежуточный (7-й — 9-й класс).
  3. Средний (10-й — 12-й класс).

Интересно, что практически все каникулы, исключая летние, в школах Израиля всегда приходятся на еврейские праздники, а домашние задания не дают до шестого класса. В начальной школе ребята изучают иврит и учатся просто понимать и запоминать, что говорит учитель.

Три четверти всех предметов составляют традиционные науки: математика, география, английский язык, история и другие. Остальные 25% каждая школа выбирает самостоятельно. В религиозных много времени уделяется иудаистике и чтению молитв. Кроме того, там строго следят за поведением и внешним видом учеников.

Высшее образование

Самые лучшие университеты Израиля это:

  • Иерусалимский Еврейский университет;
  • Израильский Технион (Политехнический институт);
  • Тель-Авивский университет:
  • Хайфский университет;
  • Открытый университет Израиля.

Все они имеют свои особенности и специфику обучения. Например, старейший в стране Еврейский универ был основан в начале ХХ века, и расположен неподалеку от святых мест Иерусалима, что, по мнению властей, помогает студентам более серьезно относиться к учебе.

Перед тем, как поступить в университет Израиля, будущие студенты проходят психометрическое тестирование, который разработан для проверки логики, знания английского языка и выявления способностей к математике. Тест проводится на нескольких языках, в том числе и на русском, это обеспечивает достаточно высокий уровень образования для абитуриентов из разных стран.

Плата за обучение в ВУЗах составляет в среднем 10000 шекелей в год, для малообеспеченных студентов есть возможность кредитования под низкий процент. А открытый университет в Тель-Авиве, дает возможность получить бесплатное образование в Израиле, так как принимают туда без экзаменов, можно обучаться и заочно.

[1]

Дополнительные возможности для репатриантов

Власти страны стремятся помочь своим согражданам вернуться на родину, поэтому они всячески помогают им. Репатрианты получают материальную помощь, а также израильское образование по упрощенной схеме. Для абитуриентов существуют специальные курсы по ивриту и психологической адаптации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дети школьного возраста проживают в специализированных учебных заведениях — Наале, а все расходы на их содержание берет на себя государство. Помимо этого, школьники летают домой на летние каникулы бесплатно.

Закончившие школу репатрианты поступают в израильские университеты и первые три года учатся бесплатно, кроме этого, им выдаются государственные субсидии на покупку учебных материалов и канцелярии. Под эту программу попадают поступившие в институт или колледж в течение трех лет после приезда в страну.

Израильское образование для русских

Возможность проходить обучение в Израиле для русских, как и для выходцев из других стран, есть. Исключение составляет только медицинское образование, которое здесь для иностранцев недоступно. Обучаются наши соотечественники также на платной основе, но редко чувствуют себя чужими в этой стране, так как почти половина преподавателей в ВУЗах говорят по-русски и даже читают часть лекций на русском языке.

Израильское образование помимо диплома и возможности устроиться на работу в любой стране мира имеет еще несколько преимуществ:

  • школьники и студенты за время учебы получают бесценный опыт и массу положительных эмоций, ведь Израиль — страна с богатой многовековой историей;
  • здесь чистый воздух, изумительные пляжи и множество памятников культуры и исторических достопримечательностей;
  • возможность учиться и жить на Святой земле, куда люди едут специально и за немалые деньги.
Читайте так же:  Как выгодно получить выходное пособие

Перед поступлением, русские абитуриенты в течение года обучаются по программе СЕЛА, где их учат ивриту и готовят к обучению в ВУЗе.

Даже являясь студентом российского ВУЗа можно оформить перевод в один из израильских университетов, и продолжить обучение там. Для этого нужно предоставить в соответствующий отдел Министерства просвещения и подтвердить знание английского языка и иврита.

После того, как диплом будет получен его необходимо подтвердить, процедура эта обязательна для всех и занимает около месяца. Затем Министерство выдает справку о подтверждении, выпускник может устраиваться на работу.

Обучение в университетах Израиля

В Израиле большая русскоязычная община — и это во многом способствует тому, что россиянам тут легко и комфортно: на русском языке можно объясниться даже на улице, найдя среди случайных прохожих того, кто вас поймет. Практически в каждом госучреждении, банке или магазине есть русскоговорящие сотрудники. Газеты, телевидение, спектакли и другие развлечения тоже не дадут почувствовать языковой изоляции.

Во время летнего отдыха, под влиянием вкусной еды, жаркого солнца и чего-то такого, что трудно определить словами, понимаешь, что хочется пожить здесь подольше, став на время частью яркого карнавала языков, культур и традиций. Поехать сюда учиться – вот наиболее логичный для молодежи способ расширить свой кругозор и узнать эту страну поближе.

Специальности и вузы

Израильское высшее образование (как и достижения Израиля в области науки и технологии) высоко котируется в Европе и США. Популярными направлениями израильского образования сегодня также являются:

Более подробно с учебными заведениями страны вы можете ознакомиться в разделе «Вузы Израиля»

Если вы подпадаете под действие Закона о возвращении, то репатриация и получение израильского гражданства дают вам право на участие в молодежных программах Еврейского агентства Сохнут и существенную денежную помощь в процессе учебы.

Если же вы не планируете репатриироваться, для вас открыты программы обучения зарубежных студентов. Они есть во всех университетах и в некоторых колледжах.

  • Неакадемические программы длятся от семестра до года. В них обычно изучают иврит, знакомятся с иудаизмом и еврейскими традициями, политической жизнью современного Израиля. Существуют также семинары для представителей других конфессий.
  • Академические программы предполагают обучение с целью получения академической степени. Обучение на первую степень В.А. (бакалавриат) по гуманитарным наукам длится 3 года, по техническим (В.Тесh) – 4. Получение второй академической степени М.А. (магистр) занимает от 2 до 5 лет, в зависимости от успешного завершения заключительной научной работы (диссертации). Получение докторской степени (Рh.D.) и программы постдок для ученых длятся несколько лет, в зависимости от того, как продвигается исследование.

Абитуриентам из других стран следует обратить внимание, что не все вузы принимают студентов, не достигших 18 лет. Выяснить это можно, связавшись напрямую с координатором учебных программ для «заморских» (overseas) претендентов.

Израильская система образования отличается от российской: местные жители учатся в школе 12 лет, а потом большинство будущих студентов призываются в армию или проходят альтернативную службу. После военной службы парень или девушка обычно начинают самостоятельную жизнь и съезжают из родительского дома, что не мешает родителям еженедельно привозить «деточке» противень-другой домашней еды. Средний возраст местного студента-первокурсника составляет около 23 лет.

Так что вам проще всего поучиться год или два дома, а потом уже поступать в израильский университет или колледж. Другой вариант – получить степень бакалавра и приехать в Израиль, чтобы учиться в магистратуре.

Поступление и виза

Процесс поступления регламентируется непосредственно учебным заведением. Проще всего связаться по электронной почте с координатором интересующей вас программы. Запись и подача документов на рассмотрение вступительной комиссии требуют уплаты денежного сбора, поэтому, прежде чем посылать документы, выясните, каковы ваши шансы на поступление, есть ли дополнительные условия вроде вступительных экзаменов по профильным предметам (такое практикуется в технических вузах), – и тогда уже записывайтесь.

Запомните: сначала вы должны поступить на интересующую вас программу – и лишь потом обращаться за визой. Координатор поможет вам собрать необходимые справки. Несмотря на отмену визового режима между Россией и Израилем, для пребывания в стране с целью обучения необходима виза типа А-2. Это студенческая виза, ее необходимо продлевать раз в год.

Порядок получения визы А-2 изложен на сайте израильского консульства в разделе «Консульские услуги» . Обратите внимание, что студенческая виза А-2 не дает права на работу. Так что, трудоустроившись, смените ее с помощью работодателя на рабочую визу Б-1.

Язык. Английский или иврит?

В каждом университете существуют академические программы, где преподавание ведется на английском языке. Кроме того, большинство программ потребует пройти интенсивный курс иврита («ульпан»).

Вообще хорошее знание английского языка необходимо каждому израильскому студенту: здесь принято читать научную литературу в подлиннике. Переводов на иврит мало, и они не всегда высокого качества. Кроме того, большая община англоязычных израильтян исправно поставляет студентов, преподавателей и служащих университета. Поэтому можно смело сказать, что главный язык для студента в Израиле – это всё же английский.

Обучение в Израиле платное и совсем не дешевое – для граждан страны около 10 тыс. шекелей в год (около 2,8 тыс. долларов). Студенты, имеющие израильское гражданство, задействуют накопительные программы, денежный подарок от государства за армейскую службу, обращаются в различные фонды с просьбами о стипендии. Подавляющее большинство студентов совмещает учебу и работу. В основном трудятся официантами, ночными охранниками, уборщиками, продавцами, сидят с детьми, ухаживают за больными. Популярна занятость в call-centers, там есть специальные ставки для студентов.

Для иностранных граждан оплата выше – от 8 тыс. долларов в год и более. Для неакадемических программ цены варьируются в зависимости от продолжительности учебы и других факторов.

Студентам положена скидка в общественном транспорте, при посещении музеев, многих кинотеатров и концертов. При этом большинство студентов работают, обеспечивают себя сами хотя бы частично, живут отдельно от родителей и вообще прошли хорошую школу самостоятельности в армии. Так что они смотрят на учебу с точки зрения целесообразности затрат. Если для продолжения учебы в магистратуре нужен средний балл около 85, то нет смысла не спать ночами ради того, чтобы в итоге получилось 86. Лучше проскочить трудный предмет или вредного преподавателя с оценкой пониже – а наверстать разницу там, где это легче сделать.

Другая сторона такого отношения – это понимание, что, поскольку образование платное, университет обязан предоставлять услуги и решать определенный круг проблем. Деканат и студенческое объединение обычно помогают студенту выйти из сложной ситуации: есть денежные ссуды с низким процентом, бесплатные репетиторы (студенты-старшекурсники, которые получают стипендию за свою работу) и т. п.

Учебный год начинается в октябре и заканчивается в июне. На многочисленные религиозные и государственные праздники учеба прерывается. Дата начала учебного года сдвигается в зависимости от религиозного праздника Суккот (праздник Кущей) – например, в 2011–2012 году учеба начнется 30 октября. Все государственные праздники и памятные даты в Израиле празднуются по традиционному лунному календарю, поэтому каждое учебное заведение заранее размещает на сайте календарь на ближайший учебный год. В среднем каждый семестр длится 13–14 недель.

Учеба на первую степень занимает 3–4 полных дня в неделю, на вторую – обычно 2 или даже меньше. Имеются в виду, конечно, часы, когда идут лекции: время, которое вы тратите на домашние задания или подготовку к экзаменам, при этом не учитывается. Студенты сами составляют себе расписание, не в последнюю очередь руководствуясь отзывами выпускников о том, где интересно, где слишком много презентаций, а где в конце семестра будет «драконовский» экзамен. Формально посещение лекций обязательно, а на практике – зависит от преподавателя. Особо придирчивые могут за прогулы не допустить к экзамену.

Читайте так же:  Где можно получить льготную санаторную путевку

В начале семестра публикуется список рекомендованной литературы. Вся она берется в библиотеке или электронных информационных хранилищах. В начале каждого семестра библиотеки (у каждого факультета своя) проводят для студентов инструктаж – как правильно искать информацию, как пользоваться электронными научными ресурсами и т. д. Никто не будет интересоваться, чем вы заняты и насколько продвинулись в изучении материала. В конце семестра вас ожидает либо письменный экзамен, либо сдача реферата (от 10 листов). Возможны промежуточные задания: скажем, подготовить выступление со слайдами на заданную тему. Проходной балл обычно 60 (по 100-балльной системе). Часто итоговая оценка делится на части: например, посещаемость составляет 20%, экзамен 50% и реферат – 30%.

Лабораторные работы по физике, математике, химии и биологии чаще всего выполняются группами из нескольких студентов, где все получают одинаковую оценку. Точно так же все равны и в конспектировании: конспекты мало кто пишет от руки, предпочитая работу на лэптопах, и содержание лекции принято «раскидывать» на всех, чтобы никому не обидно было, и «стенографировать» по очереди. Сделать ксерокс конспекта дают без проблем, а тех, кто жадничает, называют социоматами. Впрочем, есть отдельные вузы или факультеты, где конкуренция между студентами высока: например, хайфский Технион или факультеты психологии. По слухам, там могут и не тот конспект подсунуть, или «случайно» не сказать, что надо было приготовить к презентации.

Списать на экзамене практически невозможно. Во всяком случае, я ни разу еще не видела никого, кому бы это удалось. Да и не пытаются особо. Не думаю, что израильские студенты такие уж честные, просто это слишком сложно. Каждый студент получает свою версию экзамена, где сами вопросы и варианты ответов на них находятся в ином порядке, нежели у остальных. Студентов рассаживают так, чтобы между ними было как минимум два пустых стула. За порядком на протяжении всего экзамена следят специально нанятые суровые тетеньки пенсионного возраста. В туалет выходить не разрешается: всех просят посетить это заведение перед началом экзамена. Никаких шпаргалок тоже не спрячешь: за стул (в Израиле в большинстве аудиторий нет столов, а только стулья с подлокотником для письма) садишься с ручкой и удостоверением личности. Зато на экзамен в изобилии приносятся соки, конфеты, шоколадки, что может как-то морально поддержать.

Для сдачи каждого экзамена есть 2 даты. Это дает студентам возможность пересдать учебный материал повторно с целью повышения оценки или просто выбрать тот день, который им больше подходит. Удобно! А вот неприятным аспектом израильского высшего образования я бы назвала стремление проводить экзаменационную сессию в каникулы. Сначала сдаешь экзамены, а в оставшееся время отдыхаешь – сколько получится. Экзаменов и курсовых может быть и 8, и 12. В общем, скучать не приходится!

Иностранные студенты не всегда имеют право на место в общежитии, поэтому обычно несколько человек вместе снимают квартиру неподалеку от университета – через студенческую организацию. Если вы ищете квартиру, обязательно заранее проверьте прилегающие маршруты и стоимость общественного транспорта. Он в Израиле недешевый, поэтому есть смысл купить проездной билет. Важно знать, что в канун субботы и саму субботу до вечера общественный транспорт не работает, поэтому продумайте альтернативные варианты передвижения в выходные. Например, есть районы, где действует маршрутное такси.

Жизнь дешевле на периферии (юг и север страны), но в центре больше развлечений и возможностей для трудоустройства. Хотя по российским меркам расстояния в Израиле смешные: час езды на электричке – и вы попадаете с севера в центр, или с юга в Иерусалим.

Система высшего образования в Израиле. Краткий обзор состояния и перспектив развития

«Наша главная цель – содействовать развитию системы высшего образования, обеспечив ей уровень наиболее признанных университетов мира, а также гарантируя равные возможности самореализации для всех студентов.
Система высшего образования в Израиле включает в себя разные типы учебных заведений и предусматривает возможность свободного перехода студентов из одного вуза в другой.
Израильская система высшего образования разработала специальную программу материальной поддержки для малоимущих студентов».

«Израиль 2028. Стратегия и видение». Комиссия Брандта, авторы А. Горовиц, З. Тадмор, 2008 г.

Система высшего образования в Израиле во многом отражает те ценности, на которых построено израильское общество. Имеется в виду как стремление к высокому академическому уровню, так и доступность высшего образования для всех слоев населения.

В данном докладе использованы материалы новейшего исследования профессора Ури Кирша «Стратегия высшего образования в Израиле: доступность, высокий уровень при ограниченных ресурсах», июнь 2010 г., Израильский технологический институт.

Темы, которые мы собираемся затронуть, касаются процессов развития системы высшего образования в Израиле, появления новых типов вузов, места израильских университетов в международных рейтингах, и, наконец, профиля израильского студента.

Развитие системы высшего образования в Израиле

Фундамент системы высшего образования был заложен в 20-е годы ХХ века, когда Технион в Хайфе (1924 г.) и Еврейский университет в Иерусалиме (1925) открыли для желающих свои двери. Прирост населения, а также экономическое и социальное развитие привели к постоянно возрастающему интересу к получению высшего образования среди молодежи.

С 1949 по 1976 гг. в стране было открыто 6 новых университетов: Институт им. Вейцмана (1949 г.), Бар-Иланский университет (1955 г.), Тель-авивский университет (1956 г.), Хайфский университет (1963 г.), Университет им. Бен-Гуриона (1969г.) и, наконец, Израильский Открытый Университет (ОУИ) (1976 г.), который занимает особое место в этом списке. Именно он воплощает те принципы доступности и высокого качества, о которых мы упомянули в начале статьи. В отличие от классических вузов, для поступления в ОУИ не требуется аттестат зрелости или какие-либо вступительные экзамены. ОУИ является единственным университетом в Израиле, который издает учебные пособия и работает по принципу дистанционного обучения. Филиалы ОУИ разбросаны по всей территории Израиля, обеспечивая возможность получения академического образования жителям любых районов страны.

С провозглашением Государства Израиль в 1948 году в стране насчитывалось 1600 учащихся высших учебных заведений. В 1960-м году число студентов выросло до 11-ти тысяч. С 1960-го года рост числа учащихся в вузах составлял 14% в год. Так, в 1970-м году в вузах уже обучались более 35-ти тысяч студентов. По последним данным ЦСБ Израиля за период с 1990 по 2008 год процент поступивших в вузы вырос в два раза (если в 1989-90 гг. число студентов составляло 80,748 человек, то в 2007-8 учебном году число студентов выросло до 220,000, а число поступивших выросло до 46,000 человек). На сегодняшний день это число выросло до полумиллиона. Так же постоянно увеличивается поток студентов, обучающихся на вторую степень (во избежание неясностей следует особо почеркнуть, что система израильского высшего образования построена по трехступенчатому принципу: первая степень ВА (бакалавр), вторая степень – магистр (МА) и третья степень – доктор (PhD)).

Рост и развитие новых типов вузов (1990–2008 гг.)

Израиль занимает сегодня одну из верхних ступеней мирового рейтинга по проценту обладателей академической степени: 44% обладателей степени в возрасте 25-64 лет в Израиле по сравнению с 27% в среднем в странах, входящих в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭCР).

Увеличение потока репатриантов, а также экономический рост, привели к возрастающей потребности в образовании и к расширению сферы деятельности системы высшего образования. Эти процессы способствовали увеличению числа различных типов учебных заведений цель которых – предоставить альтернативные решения, отвечающие требованию доступности высшего образования по всей стране. По закону все научные степени, полученные в университетах и других учебных заведениях, равноценны. Университеты обязаны принимать на обучение на степени магистра и доктора на абсолютно равных основаниях выпускников всех университетов и других высших учебных заведений.
Наиболее бурный рост числа вузов зафиксирован в период с 1990 по 2008 г. Если в 1989–90 учебном году число вузов в Израиле составляло 21 (среди них 8 университетов, 6 академических колледжей и 7 педагогических колледжей), то 2007-8 учебном году число академических колледжей выросло до 34-х, а педагогических – до 24-х.

Читайте так же:  Особенности использования дошкольной карты санкт-петербурга (спб)

Таким образом, общее число вузов выросло до 66-ти, увеличившись более чем в три раза. При этом число университетов оставалось неизменным.

Бесспорно, этот процесс отражает динамичное развитие израильского общества и его растущую потребность в высшем образовании. Наряду с этим, столь стремительный рост числа вузов требует постоянного совершенствования методов объективного контроля качества образования, ответственность за который несет Совет по высшему образованию.

Рейтинг израильских университетов

Обладающий малой площадью и немногочисленным населением, лишенный многих необходимых природных ресурсов и обремененный нуждами обороны, Израиль с момента образования государства в 1948-ом году прошел долгий и плодотворный путь. С 1950-го года население страны и валовой внутренний продукт на душу населения увеличились почти в пять раз в реальном исчислении. Ни одно объяснение такого экономического роста не будет полным, если не принимать во внимание израильскую динамичную и эффективную систему научно-исследовательской деятельности.

У Израиля долгая история достижений в фундаментальных и прикладных научных исследованиях. Сегодня Израиль занимает одну из верхних ступеней по проценту обладателей академической степени: 44% обладателей степени в возрасте 25-64-х лет в Израиле по сравнению с 27% в среднем в странах, входящих в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

Данные международных рейтингов системы высшего образования за последние годы указывает на ряд впечатляющих достижений Израиля. Три израильских вуза (Еврейский университет в Иерусалиме, Тель-Авивский университет и хайфский Технион) занимают почетное место в первой сотне лучших университетов мира. Таков результат классификации Шанхайского академического рейтинга и Times Higher Education Supplement (THES).

В нескольких отраслях Еврейский университет и Технион занимают в международной таблице 25-30-е места. Согласно Шанхайскому академическому рейтингу ста лучших университетов мира в области компьютерных наук, Институт им. Вейцмана занял в 2010 году 12-е место, Технион – 15-е место, Еврейский университет в Иерусалиме – 21-е место и Тель-Авивский университет – 31-е место.

Женщины в израильских высших учебных заведениях

Доля женщин среди израильских студентов постоянно растет. Уже в конце 1980-х годов женщины составляли более 50% общего числа студентов, и эта тенденция продолжалась в 90-ые годы. Кроме того, в тот же период было зафиксировано увеличение процента женщин, обучающихся на степени выше степени бакалавра. В 2005 году процент женщин, обладательниц степени бакалавра (ВА), составлял 57%. На тот же 2005 год процент женщин, обладательниц степени магистра (МА) равнялся 60% (по сравнению с 27% в 1970 году). Еще более стремительный рост наблюдается среди женщин, обладательниц докторской степени (PhD). В 1970 году лишь 20% израильских женщин удостоились докторской степени. В 2005 году этот показатель вырос до 51%.

Студенты-арабы в израильских высших учебных заведениях

Особая ситуация сложилась среди арабского населения Израиля. Разрыв в успеваемости начинается уже в средней школе: в 2004-ом году лишь 82% 17-летних арабских юношей и девушек посещали школу, тогда как среди евреев эта цифра составляла 92%.

Однако процент студентов высших учебных заведений среди арабов постоянно растет. В 1991-ом году после окончания школы в высших учебных заведениях учились всего лишь 10,7% арабских выпускников средних школ, к 2002-му году их доля возросла до 18,8%.

[3]

В начале 90-х во всех высших учебных заведениях Израиля учились 5000 студентов-арабов. К 2005-му году их число более чем утроилось. Более того, самые впечатляющие показатели были отмечены среди арабских женщин – учащихся высших учебных заведений. Этому процессу во многом способствовало открытие середине 90-х годов академических колледжей на периферии, что обеспечило доступность академического образования для этого сегмента населения.

И всё же, процент студентов-арабов, получивших степень бакалавра, остается весьма низким – лишь 11,4% в 2005-ом году, хотя доля арабской молодёжи в возрасте 20-24-х лет среди израильской молодёжи в целом составляет около 20%.

Из общего числа студентов университетов в 2004-ом году студенты-арабы последнего курса на степень бакалавра составляли 10,1% по сравнению с 6,7% в 1990-ом. В академических колледжах с 1997-го по 2005-й гг. доля студентов-арабов выросла с 3,5% до 5,6%, а в педагогических колледжах – с 15,6% до 30,4%.

В последнее время в университетах стало больше студентов-арабов, продолжающих учиться на степень магистра – с 3,6% в течение 90-х до 5,1% в 2004-ом году.

Взгляд в будущее

Как мы могли убедиться на основании приведенной выше статистики, в системе высшего образования Израиля наблюдается устойчивая положительная динамика, для поддержания которой необходимо уделить особое внимание следующим направлениям:

  • Усовершенствование и модификация системы преподавания в вузах, что означает разработку новых программ и использование новейших технологий в процессе преподавания.
  • Реформа высшего образования – унификация системы израильских академических степеней в соответствии с признанными в мире стандартами.
  • Укрепление статуса гуманитарных наук

К сожалению, прагматизация образования привела к падению интереса к гуманитарной сфере. В сентябре 2010 года израильское правительство разработало национальный план повышения статуса гуманитарных наук, согласно которому студенты, обучающиеся на степень бакалавра, независимо от выбранного направления, должны будут включить в курс обучения обязательный блок гуманитарных наук. Для реализации этой программы и привлечения студентов на гуманитарные факультеты Совет по Высшему образованию планирует выделить 12 млн. долларов.

Поощрение преподавания точных и естественных наук

С целью сохранения лидирующего статуса Израиля в области науки и технологии необходимо повышать уровень преподавания точных и естественных наук в средних школах. Реализация этого плана приведет к увеличению числа студентов, изучающих естественные и точные науки в вузах.

Привлечение студентов к академической учебе в региональных и периферийных колледжах за счет повышения стипендий и помощи в оплате жилья.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Автор: Софи Коцер,
Лектор Открытого университета Израиля,
2011 г. Тель-Авив

Источники


  1. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.

  2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный); Юркомпани — М., 2012. — 520 c.

  3. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.
  4. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
  5. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.
Обучение в израиле как работает система образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here