Основные характеристики работы органов, ведающие делами о гражданстве рф

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Основные характеристики работы органов, ведающие делами о гражданстве рф". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ

МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения России за рубежом сами принимают решения по вопросам приема в гражданство в упрощенном порядке лиц, которые имеют право на льготный прием в гражданство.

МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения России за рубежом ведут учет лиц, находящихся за пределами России, которые изменили свое гражданство.

Таким образом, контроль за институтом гражданства Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Министерство Внутренних Дел Российской Федерации и Министерство Иностранных Дел Российской Федерации.

В заключении хотелось бы отметить, что для создания единого права, регулирующего институт гражданства, необходима, в первую очередь, согласованная, целенаправленная политика большинства государств, единые общечеловеческие мировоззренческие основы и моральные принципы, максимально возможное сближение правовых систем. Окончательное формирование такого сложного правового института как гражданство зависит во многом от решения вопросов общечеловеческих ценностей в процессе развития цивилизации, что, очевидно, будет способствовать демократическому развитию государств и народов.

Институт гражданства является очень важной частью Российской правовой системы. В Российской Федерации идет процесс разработки и обновления законодательства. Он затронул все сферы общественной жизни, все отрасли права, но особенно активно проявляется в области конституционного права. Данный процесс не обошел стороной и жизнь, права и интересы народа и личности в частности. Именно конституционное законодательство определяет важнейшие принципы общественного строя, федеративную природу государства, механизм осуществления публичной власти, конституционно-правовой статус личности.

Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства служит отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.

Таким образом, гражданство является обеспечением политико-юридической связи между народным суверенитетом и свободой личности. В прямой зависимости и связи с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание. Гражданство – непременная предпосылка для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных Конституцией и другими законами обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении формах.

    1. Нормативно-правовые акты и другие официальные документы.

    1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

    2. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 11 ноября 2003 г.

    3. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.

    4. ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан» от 25 июля 2002

    5. ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ» от 12 июня 2002 г.

    6. Собрание законодательства РФ. 2002. №30.

    7. Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г.

    8. Комментарий к Федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации»/ Н.А. Михалева. М.: Изд. «Экзамен», 2003 г.

    9. Конвенция Совета Европы и Российская Федерация. Сборник документов. М.: Юрид. лит., 2000.

    II. Специальная литература.

    1. Конституционное право . Учебник/ Отв. ред. Лазарев В.В. М.: Юристъ, 1999.

    2. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2003. 587 с.

    3. Усанов В.Е., Хмелевский С.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Учебник/Под общ. Ред. д.ф.н. Хмелевской С.А., к.ф.н. Хмелевского С.В. М.: ПЕР СЭ, 2003. 576 с.

    4. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ. 2003. 447 с.

    Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ

    Глава I.Общие положения о гражданстве Российской Федерации…………..6

    § 1. Понятие гражданства РФ………………………………………… ………..6

    § 2. Принципы гражданства РФ………………………………………… ……..9

    ГлаваII.Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации.13

    § 1. Основания и порядок приобретения гражданства РФ…………………..13

    § 2. Основания и порядок прекращения гражданства РФ……………………22


    Глава III. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ…..26

    Тема гражданства в нашей стране в последние годы приобрела исключительную актуальность. Распад СССР, необходимость формирования нового гражданства в России, затрагивающего судьбу миллионов людей, стали предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.

    Существенно возрос интерес к гражданству и в связи с провозглашением в нашей стране человека, его прав и свобод высшей ценностью. Гражданство является звеном между народным суверенитетом и свободой личности. Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других в межгосударственном общении формах.

    Актуальность темы исследования. Институт гражданства является одной из форм взаимодействия лица и государства, выражающейся в наличии правовых, государственных связях между ними. Гражданство неотъемлемый атрибут государственного суверенитета. Главное в логическом основании института гражданства заключается в том, что посредством этого института происходит придание государству как субъекту права юридически значимых очертаний не только в области его суверенных полномочий и его территории, но и тех физических лиц, которые «составляют» государство. Важность этого института нельзя переоценить. Среди основных прав человека в России особое место занимает право на гражданство. Обусловливается это, прежде всего тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства.

    Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой – как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.

    Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами.

    В качестве объекта исследования выступает институт гражданства Российской Федерации.

    Предметом исследования являются понятие и принципы гражданства, а также основания приобретения и прекращения гражданства РФ.

    Читайте так же:  Бланк заявления для загранпаспорта нового образца для ребенка

    Цель курсовой работы – освещение вопросов, касающихся института гражданства, как одного из основных в правовой системе демократического правового государства.

    Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:

    — раскрыть понятие и принципы гражданства РФ;

    — изучить основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации;

    — изложить особенности функционирования закона о гражданстве и его основных положений.

    [2]

    — рассмотреть полномочия органов, ведающих делами о гражданстве.

    Степень разработанности проблемы. Вопросам, связанным с институтом гражданства, посвящено множество работ таких ученых, как С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, С.С. Кишкина, Е.И. Козловой, С.А. Комарова, О.Е. Кутафина, Г.В. Мальцева, Т.Д. Матвеевой, С.И. Русиновой и других авторов.

    Большинство авторов остановились на двух основных направлениях в рассмотрении гражданства, например, на определении гражданства в виде принадлежности лица к государству в качестве юридической либо политико-правовой связи лица с государством. В.В. Полянский определял гражданство как юридически признанную политико-правовую связь физического лица с государством, которая, будучи неограниченной во времени и пространстве, предполагает взаимообусловленность, с одной стороны, распространения всей полноты суверенной власти государства на лицо, а с другой обладание этим лицом полным комплексом прав, свобод и обязанностей, а также означающую принадлежность лица к народу как субъекту политической власти.

    Д.А. Гайдуков замечает, что между гражданством и политическими правами и обязанностями существует прямая связь .

    Е.И. Козлова определяла гражданство как основанную на юридическом признании государства политико-правовую связь лица с государством, которая влечет за собой распространение на данное лицо в полном объеме суверенной власти, активным участником которой оно является, а также всех прав, свобод и обязанностей граждан

    Таким образом, проблемы гражданства России, носившие в советский период формальный характер в силу поглощения их гражданством СССР, сегодня стали неотъемлемым атрибутом российской государственности, свидетельством приобретения Россией реального суверенитета.

    Глава I. Общие положения о гражданстве Российской Федерации.

    § 1. Понятие гражданства.

    [3]

    Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей 1 . Эта связь длится в течение всей жизни человека. Она возникает в момент рождения или приобретения гражданства РФ и прекращается со смертью или утратой гражданства. Отношения гражданства не могут прекращаться в одностороннем порядке, то есть по инициативе гражданина, но без участия государства, и наоборот, по решению государства без соответствующего волеизъявления гражданина.

    Гражданство является важнейшим элементом правового статуса личности и основой взаимоотношений гражданина и государства. С гражданством связаны существенные юридические последствия для человека : объем его прав, свобод и обязанностей ; гарантированная государственная защита прав и свобод. Гражданство – это правовое состояние, которое предполагает наличие взаимных прав и обязанностей как у гражданина по отношению к государству, так и у государства по отношению к гражданину. Гражданин находится под юрисдикцией государства. Государство может потребовать от своего гражданина выполнение обязанностей, даже если он находится за пределами страны.

    Гражданство является предпосылкой обладания всем комплексом конституционных прав, свобод и обязанностей лица. Так, исключительно российские граждане могут быть депутатами, судьями, прокурорами, следователями, военнослужащими. Только гражданин Российской Федерации может быть избран Президентом страны, занимать должности на государственной службе, иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

    Государство берет на себя обязательства обеспечивать условия для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей своих граждан, защищать их, где бы они ни находились (как внутри страны, так и за рубежом), выплачивать им пенсии по старости, пособия по инвалидности, при потере кормильца и в других случаях.

    В мире насчитывается около 200 государств и каждое из них имеет свое гражданство. Гражданство – это неизменный атрибут суверенного государства.

    Наряду с обычным состоянием гражданства в России возможно почетное гражданство. Оно может быть предоставлено только лицу, не являющемуся гражданином РФ, за выдающиеся заслуги перед Россией и мировым сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ с согласия того лица, которому оно предоставляется.

    Двойное гражданство означает наличие у гражданина России гражданства (подданства) иностранного государства 1 . Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации 2 . Такая ситуация всегда исключение, ибо по общему правилу за гражданином, состоящим в гражданстве конкретной страны, не допускается принадлежность к гражданству другого государства.

    Иностранный гражданин – физическое лицо, которое не является гражданином страны проживания, но имеет доказательства своей принадлежности к другому, то есть иностранному государству. На иностранцев в России распространяется национальный режим. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности наравне с гражданами

    России, если федеральным законом не предусмотрено иное 3 . Также предусмотрены определенные ограничения для иностранцев. Так, они не могут пользоваться политическими правами, находиться на государственной и муниципальной службе. В то же время иностранные граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью, получать образование, работать на строительстве жилищных комплексов, заниматься адвокатской практикой. Также Они могут участвовать в выборах органов местного самоуправления 1 .

    Лицо без гражданства – это довольно ограниченная категория лиц, которые не имеют официального доказательства своей принадлежности ни к стране пребывания, ни к иному государству. По своему правовому статусу лица без гражданства близки к иностранным гражданам. На них распространяются те же ограничения, что и на иностранных граждан. Состояние «безгражданства» может возникнуть в случае, если гражданин одной страны вышел из ее гражданства, а другое государство не предоставило ему своего гражданства.

    Ребенок – лицо, не достигшее совершеннолетия, то есть восемнадцати лет. Дети подразделяются на малолетних и несовершеннолетних. Соответственно различается и их дееспособность во всех ситуациях, и прежде всего в вопросах гражданства. Малолетние следуют гражданству родителей автоматически. Подростки в возрасте от 14 до 18 лет дают письменное нотариальное удостоверенное согласие на изменение своего гражданства.

    Гражданство не связано с территорией государства, поскольку юрисдикция государства осуществляется в отношении своих граждан, проживающих как на его территории, так и за рубежом.

    Законы, принятые российским государством, действуют в пределах его территории и распространяются на всех граждан, если эти законы не предусматриваю каких-либо исключений.

    Гражданство Российской Федерации регулируется, прежде всего, Конституцией РФ и Законом о гражданстве РФ с изменениями и дополнениями 2003 г. Совокупность этих норм образует институт гражданства РФ.

    § 2. Принципы гражданства Российской Федерации.

    Действующая Конституция закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом РФ «О гражданстве РФ».

    Принципы гражданства это фундаментальные начала, которые положены в основу правового регулирования отношений гражданства. В законодательстве Российской Федерации выделяются несколько принципов российского гражданства.

    Во-первых, гражданство РФ является единым. Единое российское гражданство может быть не единственным (например, для лиц с двойным гражданством).

    Читайте так же:  Какой налоговый вычет за ребенка

    Защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, но регулирование этих прав и свобод, равно как и гражданства, состоит в исключительном ведении Федерации. Это означает, в частности, что прием в гражданство РФ осуществляют федеральные органы.

    Во-вторых, гражданство в России является равным. Это означает, что права и обязанности гражданина не зависят от оснований приобретения гражданства, от времени его приобретения других обстоятельств.

    Конституцией провозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. В законодательстве ряда зарубежных стран наблюдается иная картина: там введены определенные ограничения в приобретении гражданства в зависимости от оснований приобретения. Россия идет по более демократическому пути. Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того, как и когда оно было приобретено.

    Глава V. Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации, и их полномочия

    Статья 32. Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

    Государственными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

    Президент Российской Федерации;
    Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
    Министерство внутренних дел Российской Федерации;
    Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

    Статья 33. Полномочия Президента Российской Федерации по делам о гражданстве

    1. Президент Российской Федерации принимает решения по вопросам:

    а) приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства, на которых не распространяется действие статей 13 и 18 настоящего Закона; (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)
    б) восстановления в гражданстве Российской Федерации лиц, на которых не распространяется действие частей первой и второй статьи 20 настоящего Закона;
    в) разрешения на выход из гражданства Российской Федерации лиц, на которых не распространяется действие пункта «б» части первой статьи 23 настоящего Закона;
    г) разрешения гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства;
    д) отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации;
    е) предоставления почетного гражданства Российской Федерации.

    Лицо не может быть лишено почетного гражданства Российской Федерации без согласия Верховного Совета Российской Федерации.

    2. Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства, указанных в настоящей статье, Президент Российской Федерации образует Комиссию по вопросам гражданства.

    3. В осуществление предусмотренных настоящим Законом полномочий Президент Российской Федерации издает указы.

    Статья 34. Полномочия Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации

    1. Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Предложения Комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми ее членами, участвовавшими в заседании.

    2. При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключение государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. При рассмотрении вопросов гражданства, затрагивающих интересы республики в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение компетентных органов этой республики. Комиссия вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный Комиссией срок. (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)

    Статья 35. Полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации

    1. Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:

    а) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации; (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)
    б) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;
    в) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
    г) определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации; (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)
    д) по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Законом случаях. (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)

    2. Распределение компетенции по вопросам гражданства Российской Федерации внутри системы органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации.

    Статья 36. Полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации

    1. Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации:

    а) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации; (см. текст в предыдущей редакции)
    б) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;
    в) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
    г) определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;
    д) ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;
    е) по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Законом случаях. (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)

    2. По договору между Российской Федерации и другим государством полномочия, указанные в части первой настоящей статьи, могут осуществляться дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями этого государства.

    ПУБЛИКАЦИИ ИРИС

    Автор: О. Каюнов — ИРИС
    Форма выпуска: CD

    Гражданство РФ

    Понятие, сущность и принципы гражданства Российской Федерации. Основания для его приобретения и пути прекращения. Порядок его оформления для детей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц. Характеристика органов ведающими делами гражданства РФ.

    Рубрика Государство и право
    Вид реферат
    Язык русский
    Дата добавления 29.10.2013
    Размер файла 34,2 K

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

    Общие положения по гражданству. Особый институт двойного и почетного гражданства. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц. Прекращение гражданства.

    курсовая работа [32,9 K], добавлен 11.09.2005

    Понятие гражданства. Основание приобретения гражданства. Прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц. Производство по делам о гражданстве РФ.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    реферат [23,8 K], добавлен 01.05.2002

    Общие положения по гражданству. Осуществление в полной мере прав и обязанностей с 18 лет. Основные принципы гражданства. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, родителей, опекунов и недееспособных лиц.

    курсовая работа [34,5 K], добавлен 03.04.2006

    Понятие и принципы гражданства Российской Федерации, его законодательное регулирование. Основания и порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Гражданство детей при изменении гражданства родителей. Гражданство недееспособных лиц.

    реферат [25,7 K], добавлен 25.05.2010

    Общие положения по гражданству. Осуществление в полной мере прав и обязанностей с 18 лет. Основания, порядок приобретения и прекращения гражданства РФ. Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц. Правовое регулирование.

    курсовая работа [66,3 K], добавлен 03.04.2006

    Общие положения по гражданству Российской Федерации: понятие, основные принципы, основания, порядок приобретения и прекращения. Гражданство детей, родителей, опекунов, институт двойного гражданства. Государственные органы, ведающие делами о гражданстве.

    курсовая работа [34,6 K], добавлен 20.01.2011

    Общие положения по гражданству. Основания, порядок приобретения и прекращения гражданства РФ. Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц. Правовое регулирование решения вопросов о гражданстве РФ. Действие уголовного закона в

    курсовая работа [57,1 K], добавлен 11.09.2005

    Понятие, основные принципы гражданства. Основания, порядок приобретения гражданства. Гражданство детей, родителей, опекунов. Изменение гражданства детей. Особый институт двойного гражданства. Правовое регулирование решения дел о гражданстве РФ.

    курсовая работа [24,5 K], добавлен 23.10.2006

    Общие положения по гражданству. Порядок приобретения и прекращения гражданства РФ. Гражданство и брак, гражданство детей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц. Двойное гражданство и многогражданство.

    курсовая работа [36,2 K], добавлен 13.02.2004

    Понятие, принципы, порядок приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации. Гражданство детей и недееспособных лиц. Двойное и почетное гражданство. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, право на политическое убежище.

    курсовая работа [33,7 K], добавлен 27.01.2011

    Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
    PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
    Рекомендуем скачать работу.

    Конституционное право

    Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве

    Реализация норм Закона о гражданстве Российской Федерации о приобретении и прекращении гражданства России требует правового регулирования, которому посвящены несколько глав названного Закона — о полномочных органах, ведающих делами о гражданстве, о производстве по этим делам и об обжаловании решений органов, ведающих делами о гражданстве, и действий их должностных лиц. Также эти и многие другие вопросы, касающиеся гражданства, регулируются различными подзаконными правовыми актами. Важнейшие из них: Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. (с последующими изменениями); Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. (с последующими изменениями); Инструкция по рассмотрению в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений об изменении гражданства, утвержденная приказом МВД России от 6 февраля 2003 г. (с последующими изменениями) об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации но реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.

    Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: (1) Президент РФ; (2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; (3) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и (4) дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами России.

    Основными полномочиями в области гражданства обладает Президент РФ , уполномоченный официально оформлять российское гражданство. Конституция РФ в ст. 89 устанавливает, что Президент РФ решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища. В развитие этого положения закон закрепляет, что Президент решает вопросы приема в гражданство в общем порядке, восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке, выхода из гражданства России в общем порядке, отмены решений по вопросам гражданства, принятых на основании подложных документов или заведомо ложных сведений. По вопросам гражданства Президент РФ издает указы. Он может взять на себя решение о приеме в гражданство России при наличии обстоятельств, которые, по общему правилу, исключают принятие в гражданство. При Президенте функционирует Комиссия по вопросам гражданства Российской Федерации, членов которой назначает Президент. В состав Комиссии входят должностные лица федеральных органов исполнительной власти, имеющие отношение к вопросам гражданства. Среди полномочий Комиссии — внесение на рассмотрение Президента РФ предложений по заявлениям по вопросам гражданства, оценка доводов заявителя, документов, представленных в обоснование заявлений, и т.д.

    В Администрации Президента РФ Указом главы государства создано специальное самостоятельное подразделение — Управление по вопросам гражданства . Основными функциями Управления являются организационное, информационное и аналитическое обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по вопросам гражданства и предоставления политического убежища; подготовка по поручению Президента РФ, руководителя Администрации Президента и председателя Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ информационных материалов, касающихся вопросов гражданства; координация деятельности государственных органов, ведающих вопросами гражданства (в том числе анализ деятельности МВД, МИД, а также дипломатических и консульских учреждений России); подготовка проектов указов и распоряжений Президента по этим вопросам; участие в подготовке проектов законов по вопросам гражданства, предложений по совершенствованию законодательства.

    Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций но контролю и надзору в сфере ми фации, является Федеральная миграционная служба (ФМС России) .

    Датами приобретения или прекращения российского гражданства являются: новорожденным ребенком — со дня его рождения; усыновленным ребенком — со дня усыновления (удочерения); в остальных случаях — со дня принятия соответствующего решения. Прекращается гражданство России со дня принятия полномочным государственным органом решения о выходе из российского гражданства.

    Закон о гражданстве устанавливает и порядок обжалования решений по вопросам гражданства. Если полномочный орган отклонил заявление по вопросам гражданства, такое решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Если лицу отказывают в принятии и рассмотрении заявления по вопросам гражданства либо должностные лица полномочных органов нарушают установленную законодательством процедуру или порядок исполнения решений по вопросам гражданства, такие действия могут быть обжалованы во внесудебном порядке в вышестоящий орган. Если же решение, принятое вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицом, не удовлетворит заявителя, он может обжаловать решение в суде общей юрисдикции (районный суд по месту нахождения соответствующего органа либо Московский городской суд — для лиц, постоянно проживающих за пределами России).

    Споры между родителями, между родителями и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются исключительно в судебном порядке и только исходя из интересов ребенка (или недееспособного лица).

    ГРАЖДАНСТВО РФ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РФ

    ГРАЖДАНСТВО РФ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РФ

    Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

    По признаку гражданства физические лица классифицируются:

    1. Граждане Российской Федерации.

    2. Лица с двойным гражданством (бипатриды).

    3. Граждане СНГ (кроме РФ).

    4. Иностранные граждане.

    5. Лица без гражданства (апатриды).

    Государственные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации:

    1. Президент Российской Федерации – принимает решения по вопросам приема и отмены решения о приеме в гражданство; восстановления в гражданстве Российской Федерации; разрешения на выход из гражданства Российской Федерации, а также на право иметь двойное гражданство.

    2. Управление Президента РФ по вопросам гражданства, функции которого следующие:

    – организационное, информационное и аналитическое обеспечение реализации Президентом РФ возложенных на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий по вопросам гражданства РФ и предоставления политического убежища;

    – подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам гражданства РФ и предоставления политического убежища;

    – обеспечение деятельности Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

    – подготовка информационных материалов, касающихся вопросов гражданства РФ и предоставлении политического убежища.

    3. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ – всесторонне оценивает ходатайства и предоставления по вопросам гражданства и вносит их на рассмотрение Президента.

    4. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Этому министерству принадлежит широкий круг полномочий, связанных с вопросом гражданства Российской Федерации. Вместе с подведомственными ему органами МВД РФ проводит работу по приему заявлений и ходатайства по вопросам гражданства от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, проверяет факты и документы, предоставленные в их обоснование, направляет их в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, а также определяет принадлежность лиц, проживающих на территории РФ, к гражданству РФ.

    По заявлению заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, органы МВД осуществляют также регистрацию приобретения или прекращения гражданства РФ.

    5. Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации наделены аналогичными с МВД РФ полномочиями. Однако исполняют их за пределами РФ. Кроме этого, этим органам вменены полномочия по осуществлению учета граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами России. Отметим и то, что по договору между РФ и другим государством полномочия последней группы органов могут осуществляться дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями этого государства.

    Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ

    – имеющих не выполненные перед государством обязательства (призыв на военную или альтернативную государственную службу; непогашенная банковская ссуда; неоплаченные налоги);

    – привлеченные к уголовной ответственности или отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы;

    – не имеющих иного гражданства и гарантий его приобретения.

    В упрощенном порядке решается вопрос о выходе из российского гражданства ребенка, если один из его родителей иностранный гражданин, а другой – гражданин России – не возражает против такого решения. Еще проще решается этот вопрос, если у ребенка имеется единственны родитель (отец или мать) и этот родитель иностранный гражданин.

    Лицу, которому разрешен выход из гражданства Российской Федерации, в том числе ребенку, выдается справка о прекращении гражданства Российской Федерации.

    В случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо для отказа в выходе из гражданства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган.

    Решения по вопросам гражданства принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований принятия в гражданство и восстановления в гражданстве Российской Федерации либо отклонения таких заявлений, разрешения выхода и гражданства Российской Федерации либо отказа в выходе из гражданства.

    Оптация является в равной мере, как основанием приобретения, так и основанием утраты гражданства.

    В случае территориальных изменений в соответствии с международным договором, если какая-либо часть территории Российской Федерации отойдет от России, люди, проживающие на данной территории, будут иметь право сохранить или изменить свое гражданство.

    Если же какое-либо государство или его часть присоединяется к России, люди, населяющие эту территорию, смогут в порядке оптации приобрести гражданство РФ.

    Точно также решается вопрос об утрате российского гражданства лицами, проживающими на территории РФ, переданное иностранному государству. Если они в установленный срок не заявят о своем желании сохранить прежнее, то есть российской гражданство, на них автоматически распространиться гражданство государства, к которому отошла часть территории России.

    Глава III. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации.

    Решения по вопросам гражданства уполномочены принимать три вида органов.

    Во-первых, глава государства – Президент РФ. Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища 1 .

    В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства и предварительного рассмотрения заявлений Президент РФ образует совещательный и консультативный орган – Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

    В соответствии с положением о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1318 2 , эта Комиссия обеспечивает реализацию конституционным полномочий главы государства по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также Положением о Комиссии по вопросам о гражданстве при Президенте РФ.

    Вторым видом органов, принимающих решения по вопросам гражданства, являются Министерство внутренних дел РФ и его территориальные подразделения; министерства внутренних дел республик; департаменты (управления) внутренних дел правительств других субъектов Федерации.

    Третьим видом органов, занимающихся вопросами гражданства, является Министерство иностранных дел РФ, дипломатические и консульские представительства России за рубежом.

    Каждый из этих органов принимает решения по вопросам гражданства в пределах своих полномочий.

    Детально полномочия каждого из вышеназванных органов определены законом о гражданстве.

    Согласно Конституции РФ и действующему Федеральному закону о гражданстве Президент РФ решает вопросы приема, восстановления в гражданстве и выхода из гражданства РФ в общем порядке. Президент отменяет в необходимых случаях решения по вопросам гражданства РФ независимо от того, кем такое решение было принято. На Президента Российской Федерации возложена также координация, то есть обеспечение согласованного функционирования полномочных органов в связи с исполнением закона о гражданстве.

    По вопросам гражданства Президент РФ издает процедурный документ – Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. В нем детально урегулирован порядок оформления и подачи заявлений и иных документов, необходимых для приобретения или прекращения гражданства РФ, приема в гражданства детей и недееспособных лиц; функции органов, полномочных решать вопросы гражданства; порядок исполнения решений по вопросам гражданства; процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства и ряд других вопросов.

    Президент РФ как глава государства обеспечивает согласованное взаимодействие всех органов государственной власти, в том числе, ведающих делами гражданства.

    Актами Президента РФ по вопросам гражданства являются указы нормативного и индивидуального характера.

    Указ нормативного характера является правоустановительным актом, источником права. Он рассчитан на многократное применение и касается неограниченного круга лиц, оказавшихся в сфере действия этого акта.

    [1]

    Указы индивидуального характера по вопросам гражданства являются правоприменительными актами и не содержат норм права. Они касаются интересов конкретных лиц.

    Предусматривается право Президента РФ рассмотреть вопрос о приеме или восстановлении в гражданстве лиц, которым на общих основаниях будет отказано.

    Закон о гражданстве подробно определяет полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, а именно Министерства внутренних дел РФ и его территориальных подразделений – Министерства внутренних дел республик в составе РФ, главных управлений (департаментов) внутренних дел, других субъектов Федерации (областей, краев, городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований).

    Согласно Закону они определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ; проверяют факты и представляемые для обоснования заявления по вопросам гражданства РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.

    Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в России, при намерении получить российской гражданство подают заявление в подразделение паспортно-визовой службы УВД субъекта Российской Федерации – республики, областного, города федерального значения, автономной области, автономного округа отделения милиции.

    На органы милиции возлагается проверка представленных для оформления гражданства документов. В случае необходимости, если есть сомнение в подлинности этих документов, органы милиции могут запрашивать дополнительные сведения в органах Федеральной службы безопасности и других государственных органах.

    Пакет подготовленных на каждого ходатайствующего о приеме в российское гражданство, восстановлении в гражданстве или выходе из гражданства документов, с обоснованием и заключением на данные материалы, направляется органами МВД РФ в администрацию Президента РФ.

    На органы МВД РФ возложено исполнение решений по вопросам гражданства. Это касается граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в России.

    Решения по вопросам гражданства, касающиеся лиц, поживающих за рубежом, исполняются консульскими учреждениями России и за рубежом.

    Органы МВД РФ рассматривают заявления по вопросам гражданства, поданные иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами РФ.

    Органы МВД РФ решают вопросы о приеме в гражданство в упрощенном порядке.

    Органы МВД РФ ведут учет лиц, в отношении которых принимались решения об изменении гражданства.

    Органы МВД РФ оформляют российское гражданство ребенка, находящегося на территории России, родители которого неизвестны и не объявляются в течение шести месяцев.

    Решения по вопросам гражданства, принятые органами МВД РФ, могут быть отменены.

    Интересы Российской Федерации за рубежом представляют МИД РФ, а также дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом.

    Министерство иностранных дел РФ:

    – составляет на основании заключений дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке;

    • устанавливает форму статистического учета и ведет базу данных об обратившихся с заявлением за пределами РФ лицах, в отношении которых принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации;
    • осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

    Органы МИД РФ ведут учет лиц, проживающих за рубежом и имеющих гражданство РФ. Это необходимо для поддержания связи с соотечественниками.

    Если гражданин России, проживающий за рубежом, решит оформить прекращение гражданство РФ, или иностранный гражданин или лицо без гражданства, проживающее за рубежом, пожелает приобрести гражданство России, эти лица должны будут обратиться с соответствующим заявлением в дипломатические представительства или консульские учреждения России.

    Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом:

      • принимают в соответствии со своей компетенцией заявления от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, проверяют соответствие заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным законом о гражданстве РФ и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ;
      • составляют заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке и направляют их в Министерство иностранных дел РФ;
      • принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке;
      • исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства;
      • определяют и оформляют наличие гражданства Российской Федерации;
      • осуществляют отмену принятых им решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

    На МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения России за рубежом возложена обязанность проверять документы и сведения, представленные для оформления решений по вопросам гражданства. В случае необходимости запрашиваются дополнительные сведения в соответствующих инстанциях.

    МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения России за рубежом готовят материалы и заключения для Президента РФ по вопросам приема, восстановления и прекращения гражданства РФ, а также отмены решений по вопросам гражданства в общем порядке, касающиеся лиц, проживающих за рубежом. При этом должны быть тщательно проверены основания как для положительного, так и отрицательного решения вопроса.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    На МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения России за рубежом возлагается обязанность довести до сведения заявителя, проживающего за рубежом, принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства.

    Источники


    1. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.

    2. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.

    3. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.
    4. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c.
    5. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
    Основные характеристики работы органов, ведающие делами о гражданстве рф
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here