Основные правила изменения гражданства детей

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Основные правила изменения гражданства детей". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Как происходит смена гражданства детей и недееспособных лиц в России

Дети и граждане, признанные недееспособными, – одна из самых уязвимых категорий населения. Они «привязаны» к ответственным за них взрослым, от жизненных ситуаций которых зависят и их судьбы. А в условиях глобальной мировой миграции многих родителей и опекунов интересует порядок изменения гражданства детей и недееспособных лиц в РФ. Несмотря на обстоятельства, которые бывают разными, «мы в ответе за тех, кого приручили». Теме гражданства детей и недееспособных граждан, а также алгоритму изменения их государственной принадлежности посвящен данный материал.

Гражданство ребенка: общие вопросы

«Дети привязаны к взрослым» – это не только психологическая или эмоциональная формулировка. Данный постулат определяет и законодательные нормы относительно малышей. Сын или дочь регистрируются по месту жительства отца и (или) матери, их «вписывают» в свои паспорта родители. Взрослые, по сути, реализуют права маленького гражданина, который сам еще не может этого сделать в силу своего возраста и малого опыта.

В вопросах гражданской принадлежности это утверждения также актуально. Малыш, который появился на свет в семье россиян, по паспорту автоматически становится гражданином России по «праву рождения». Даже взрослые люди через своих пожилых родителей могут «сделать» себе российский паспорт по упрощенной процедуре.

В данном материале рассмотрим, как изменить гражданство несовершеннолетнему или недееспособному лицу, но для начала ознакомимся с законодательной базой.

Гражданство детей и недееспособных лиц: что говорит закон

Вопросам гражданства детей и недееспособных лиц посвящена глава 5 Федерального закона « О гражданстве Российской Федерации » от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ.

В ней, в частности, раскрывается алгоритм действий в таких случаях:

  • оба родителя обретают или теряют гражданство РФ;
  • только отец (мать) получает паспорт РФ или лишается его;
  • оформляется усыновление (удочерение);
  • ребенку или недееспособному лицу назначен опекун (попечитель).

Российская сторона в большинстве случаев всегда стоит на стороне «незащищенных» категорий и выступает за максимально одинаковое гражданство в одной семье. При этом законодательные инициативы направлены на профилактику ситуаций, когда ребенок остается вообще «ничей» в плане государственной принадлежности.

Данные принципы актуальны и для недееспособных лиц, над которыми установлена опека или попечительство.

Смена гражданства у лиц, находящихся под опекой/попечительством

Особо волнительные (как в жизни, так и в законодательстве) ситуации, когда дети остаются без родителей или взрослый человек оказывается неспособным самостоятельно принимать решения и требует постоянного присмотра.

Определяется гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей по одинаковой схеме: ребенок следует за взрослым.

Понятие «взрослый» предопределяет как кровных отца и мать, так и назначенных опекунов. Наличие такого основания предполагает применение упрощенной схемы приема в гражданство РФ. Она же актуальна и для детей-сирот, помещенных в интернаты, и недееспособных лиц, определенных под надзор в медицинские или социальные учреждения.

В таких случаях заявления с прошением принять в гражданство подают директора соответствующих заведений.

В случае, когда происходит изменение гражданства детей недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, государственная принадлежность такого малыша определяется по опекунам такого родителя.

Важно помнить: если опекунство оформляет иностранец, подопечный не теряет статуса российского гражданина. Когда же ответственный за недееспособное лицо взрослый подает заявление о приеме в гражданство РФ, одновременно можно походатайствовать также и за опекаемого.

Чтобы правильно понимать изложенные выше правила, следует сначала выяснить, кого относят к недееспособным лицам и кто может выступать их опекуном (попечителей).

Недееспособные лица: кто это

К недееспособным относятся граждане, которые сами не в состоянии управлять своей жизнью – в силу малого опыта (возрастная недееспособность) или отклонений в здоровье (психическая). Человек в этом состоянии не до конца осознает свои действия и не может адекватно ими руководить.

В случае возрастной недееспособности имеются в виду как раз дети, не достигшие совершеннолетия (после 14 лет они считаются ограничено дееспособными).

Второй вариант – сложнее: психическую недееспособность нужно доказать в суде. Представители Фемиды принимают решение на основании результатов судмедэкспертизы, заявлений родственников, свидетельств соседей и прочих лиц. В случае признания человека недееспособным, ему назначается опекун, который и реализует гражданские права подопечного. Совершать сделки и распоряжаться имуществом, принимать решения относительно гражданства может отныне только назначенный «взрослый».

Опекун (попечитель): каким требованиям нужно соответствовать

Чаще всего опекунами (попечителями) недееспособного гражданина выступают родственники, хотя законом не регламентируется обязательность именно кровной связи.

Для осуществления защиты прав и интересов и исполнения обязанностей недееспособного человека, нужно соответствовать таким требованиям:

  • быть совершеннолетним и быть полностью дееспособным самому;
  • не быть лишенным родительских прав по отношению к ребенку;
  • иметь стабильные источники дохода и жилье,
  • обладать физическим здоровьем для выполнения обязанностей опекуна,
  • обладать высокими моральными качествами и действовать исключительно в интересах подопечного;
  • личная заинтересованность в судьбе опекаемого, хорошие с ним отношения.

Опекуном точно не назначат алкогольно или наркотически зависимого человека, а также ранее судимого.

Если родители меняют гражданство

Главное, что должны знать родители, которые вдвоем получают российский паспорт или, наоборот, отказываются от него: изменение гражданства детей при изменении гражданства родителей происходит автоматически, необходимо лишь вписать ребенка в заявление.

Данное правило действует и в отношении официально неполных семей, в которых один из родителей умер, лишен родительских прав или признан без вести пропавшим. В таком случае несовершеннолетний вступает в гражданство или выходит из него вслед за своим единственным взрослым членом семьи.

Если один из родителей меняет гражданскую принадлежность

Несколько сложнее ситуация в семьях, где только один родитель решил изменить гражданскую принадлежность. Здесь есть нюансы, которые, с одной стороны, учитывают права ребенка по признаку родства, а с другой – принимают в расчет мнение второго родителя – гражданина иного государства.

Если в семье иностранцев, проживающих на территории России, один из родителей меняет предыдущее гражданство на российское, их ребенок (дети) становится гражданином РФ по заявлению этого родителя.

Такой механизм реализуется и в том случае, если второй родитель – иностранец или не имеет никакого гражданского статуса. Если же семья проживает за границей, в аналогичной ситуации придется заполнять заявления обоим взрослым. Два согласия потребуются и в том случае, если в гражданство РФ вступает апатрид, а второй родитель является гражданином иного государства.

Читайте так же:  Как оформить субсидию на коммунальные услуги через интернет в россии (онлайн)

Данные правила актуальны и в случае выхода из гражданства, при этом если кто-либо родителей остается россиянином, то и ребенок сохраняет свою гражданскую принадлежность.

Если ребенка усыновили

Сохраняется российское гражданство ребенка также в случае его усыновления (удочерения) иностранцами. Лишиться своего статуса маленький россиянин может лишь по заявлению обоих усыновителей. Важное условие при этом – чтобы он сразу стал гражданином другого государства, так как закон запрещает оставлять его апатридом.

Если маленького иностранца усыновляет российская семья, то процесс приобретения гражданства РФ зависит от принадлежности будущих родителей.

Так, по заявлению со дня усыновления присваивается российское гражданство:

  • если новые отец и мать – россияне;
  • если ребенка усыновляет один родитель – российский гражданин;
  • если один из родителей – россиянин, а другой – апатрид.

Если в приемной семье один родитель – россиянин, а второй – гражданин иного государства, оформить статус гражданство РФ возможно только с согласия родителя-иностранца.

С какого возраста учитывается мнение ребенка

Ранее описанные законодательные нормы актуальны для родителей и их детей младше 14 лет.

Общегражданский паспорт, возможность официально выполнять легкие работы, выбирать место жительства – все это свидетельства того, что подростки старше 14 лет считаются полноправными членами общества. Это уже почти взрослые люди, которым можно доверить право принимать решения самостоятельно, хотя и под присмотром старших.

Именно с этого возраста принимается во внимание мнение ребенка при выборе гражданской принадлежности, так как закон определяет его как частично дееспособное лицо. Что касается детей-сирот, то их мнение при выборе опекуна учитывается уже с 10-летнего возраста.

Заключение

Права детей и недееспособных лиц особо отражены в российском законодательстве, которое всячески пресекает ситуации, когда у данных категорий населения отсутствует гражданский статус в принципе.

В случае изменения гражданской принадлежности ребенка (недееспособного лица) она чаще всего определяется по взрослым (родителям, опекунам, попечителям), которые несут за него ответственность. При этом по возможности обязательно учитывается мнение всех заинтересованных сторон.

Порядок изменения гражданства детей в возрасте до 18 лет

Проживание человека на территории определенной страны должно быть уютным и комфортабельным.

Физические лица по достижении восемнадцати лет без проблем вносят корректировки в гражданство, но порядок изменения гражданства детей имеет некоторые затруднения.

Важно помнить, что желание изменить документы должно быть обязательно обосновано документально.

Поправка в свидетельстве о рождении

Стабилизацией подданства детей при внесении поправок во взрослое гражданство занимаются органы по делам гражданства РФ.

Процедура осуществляется для предоставления одноименных подданств членам семьи, за исключением случаев с отсутствием подданства у детей.

Необходимо также дать возможность маленькому гражданину самостоятельно сделать выбор в осознанном возрасте.

Основополагающие материалы

Прочная юридическая корреляция человека с определенной страной называется гражданством.

Взаимодействие людей с регулирующим аппаратом государства осуществляется с помощью положений Конституции.

Государство создает благоприятные условия для жизни народа, а лица, проживающие на территории страны, обязуются соблюдать закон.

Юридические понятия, которые необходимо знать для внесения поправок в свидетельство о рождении малыша:

  • двойное подданство — лицо является гражданином одновременно двух или более стран, но необходимо учитывать специфику каждого государства;
  • исправление документов, подтверждающих подданство — коррекция свидетельства о рождении или паспорта — с целью изменения статуса гражданина;
  • опекун — человек, который присматривает и заботится за недееспособным лицом или ребенком.

Исправление подданства родителей

Вносить поправки в детские документы имеет право мама, папа или попечитель.

Если у иностранных граждан рождается малыш на российской территории, то он получает гражданство России.

Но не всегда рождение нового члена семьи происходит в определенной части Российской Федерации (РФ).

Поэтому изменение гражданства детей при изменении гражданства родителей процедура довольно сложная.

Малыш получает подданство Российской Федерации (РФ)в случае, если один из его родителей оформил подданство РФ.

Часто органы по делам гражданства требуют согласия от другого родителя об исправлении документов малыша в письменном виде.

Прекращение действия подданства только у отца/матери не лишает чада гражданства России.

Порядок действий

Довольно распространенный вариант приобретения подданства — передача от мамы и папы к малышу.

Но порядок изменения гражданства детей и недееспособных лиц происходит с небольшим затруднением,если один из родителей отказывается писать соглашение на изменение документов ребенка.

Тогда вопрос о подданстве решается в судебном порядке.

Государственные органы

Опекун или родители оформляют документы, которые необходимы для процедуры изменения подданства детей.

Материалы передают должностным лицам местных органов исполнительной власти.

Задача отделения УФМС МВД Российской Федерации — обработка документации, которую предоставляют родители или попечители.

На время рассмотрения приложенных документов нотариальной конторой ребенку не положено пересекать границу Российской Федерации.

Органы, которые решают вопросы подданства граждан:

  • глава страны;
  • комитет, занимающийся делами подданства;
  • учреждение, которое ведает управленческими функциями (Министерство внутренних дел страны);
  • тесное взаимодействие России с иными государствами (консульство, диппредставительство).

Юридические обоснования

Чтобы в свидетельство о рождении вносить коррективы, необходимо указать причины, которые сподвигли родителей или попечителя принять решение об исправлении документов.

Процедуры получения, изменения и прекращения гражданства детей регулируются определенными отделами УФМС.

Важными причинами для внесения изменений в детские документы считаются:

  • ребенок, его попечитель или родители не изъявляют желания в дальнейшем приезжать на территорию России;
  • нормативно-правовые акты других стран, которые запрещают двойное гражданство.

Правильное оформление документации опекуном или родителями поможет ребенку в скором времени обрести новое подданство.

Желание внести коррективы в документы должно быть обязательно юридически обоснованно.

Необходимо учитывать, что органы исполнительной власти России не могут допустить вариант отсутствия подданства.

Порядок изменения гражданства детей

Гражданство детей следует гражданству родителей.

Гражданство детей от 14 до 18 лет изменяется с их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных род прав, а на изменение гражданства детей не требуется согласия родителей.

В случае, если 1 из родителей приобретает гражданство РФ, то ребенку предоставляется его гражданство по ходатайству этого родителя и при письменном согласии другого родителя.

Если гражданство РФ прекращается только у 1 родителя, то ребенок сохр. это гражданство. По ходатайству данного родителя и при письменном согласии др. родителя рос. гражданство ребенка прекращается, но при условии, что он не останется лицом без гражданства.

Гражданство недееспособного следует гражданству опекуна. Споры о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в суд. порядке.

Иностр. гр-нами признаются гр-не, не явл. гражданами РФ и имеющие док-во своей принадлежности к гр-ву иностранного гос-ва. Выделяют 2 категории иностр. граждан:

1) постоянно пребывающие на территории РФ

2) временно пребывающие на территории РФ.

В ст. 41 Закона о гражданстве 2002 г. указывается, что споры между родителями, между родителями и опекунами или попечителями о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

Читайте так же:  Положены ли коммунальные льготы ветеранам боевых действий (бд)

Споры между родителями могут возникать в тех случаях, когда решается вопрос о гражданстве ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей (ст. 25 Закона о гражданстве 2002 г.), если при этом требуется заявление обоих его родителей.

Такое заявление требуется, как уже отмечалось, для приобретения российского гражданства ребенком, проживающим за пределами Российской Федерации, если один из его родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации (ч. 2 ст. 25); ребенком, если один из его родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство (ч. 4 ст. 25). Оно также требуется для прекращения гражданства Российской Федерации ребенка одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из его родителей при условии, что ребенок не станет в результате прекращения гражданства Российской Федерации лицом без гражданства (ч. 5 ст. 25).

Споры между родителями и опекунами или попечителями о гражданстве детей или недееспособных могут возникать, когда дети и недееспособные лица, над которыми установлена опека или попечительство гражданами Российской Федерации, собираются приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению опекуна или попечителя (ч. 1 ст. 27 Закона о гражданстве 2002 г.). А также когда ребенок или недееспособное лицо, над которым установлена опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, собираются приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению (ч. 3 ст. 27). Родители, не лишенные родительских прав, могут в судебном порядке оспаривать действия опекунов и попечителей, связанные с изменением гражданства детей и недееспособных лиц.

Если ребенок или недееспособное лицо находится на полном, государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении Российской Федерации, опекун или попечитель ему не назначается, а функции по опеке или попечительству выполняет администрация воспитательного или лечебного учреждения. Родители, не лишенные родительских прав, могут в судебном порядке оспаривать действия такой администрации, связанные с изменением гражданства детей и недееспособных (ч. 2 ст. 27).

В соответствии с действующим законодательством централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей (первичный, региональный и федеральный), осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и Минобрнауки России. Именно в эти органы обращаются лица, желающие усыновить ребенка, для получения сведений о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семью.

Разногласия по вопросу гражданства между лицами, усыновившими (удочерившими) детей, могут возникать и в последующем. Однако в этом случае указанные лица будут выступать уже не в роли усыновителей, а в роли родителей со всеми вытекающими отсюда последствиями, предусмотренными Законом о гражданстве 2002 г. (ст. 25).

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

[3]

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Порядок изменения гражданства детей

Читайте также:

  1. I. Принципы, определяющие порядок образования и преобразования муниципальных образований.
  2. II. Принципы, определяющие порядок установления и изменения границ муниципальных образований.
  3. III. Коренные изменения в международной обстановке после окончания II Мировой войны
  4. Автолитические изменения мяса с нормальным характером изменения рН
  5. Административно-политическое устройство Украинского казацкого государства середины 17 в. Изменения в социально-экономических отношениях
  6. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  7. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  8. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  9. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  10. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.
  11. Административные взыскания и порядок их наложения
  12. Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщика.

— отдельная глава в ФЗ посвящена регулированию гр-ва детей при изменении гр-ва родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве; при этом исход.п-п — стремление обеспечить одинаковое гр-во всех членов семьи; исключить состояние безгражданства детей; по воз-ти сохранить рос. гр-во детей в их интересах;

— ст. 24 ФЗ: гр-во детей следует гр-ву родителей как при приобретении, так и при прекращении рос. гр-ва обоими родителями = если оба родителя или единственный родитель приобретают или прекращают рос.гр-во, соответственно меняется гр-во детей;

— если 1 из родителей приобретает рос. гр-во, то ребенку, проживающему на тер. РФ, предоставляется ее гр-во по заявлению этого родителя;

— если гр-во РФ прекращается только у 1 родителя, то ребенок сохраняет рос. гр-во; по заявлению данного родителя и при письменном согласии другого рос. гр-во ребенка прекращается, но только если он не останется лицом без гражданства;

— законом урегулированы и все иные варианты.

— на аналогич. подходах основывается и норма о гр-ве детей при усыновлении (удочерении): во всех возможных случаях обеспечивается сохранение или приобретение усыновленными рос.гр-ва;

— гр-во детей не изменяется при изменении гр-ва родителей, лишенных родительских прав, а на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласия родителей (относится ко всем ситуациям, когда необходимо решить ? гр-ве ребенка при изменении гр-ва родителей, опекунстве, усыновлении).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

6. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ:

1) Президент РФ: его полномочия по решению ? гр-ва закреплены К-цией РФ (п. «а» ст. 89) и конкретизированы в ФЗ:

— решает ? приема в гр-во; восстановления в гр-ве; выхода из гр-ва; отмены решений по ? вопросам гражданства при условии, что все перечисленные ? подлежат решению в общем порядке;

— вправе допустить опред. исключения при рассмотрении ? о приеме в рос. гр-во или о восстановлении в нем (см. ФЗ);

— издает указы по названным ?;

— обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами по гр-ву, утверждает Положение о порядке рассмотрения ? гр-ва (такое Положение б. утверждено Указом Президента РФ от 14 нояб. 2002 г. и действует с измен., внесенными в него Указом от 31 дек. 2003 г.);

— в Администрации Президента — Управление по вопросам гр-ва; Комиссия по ? гр-ва при Президенте, действующая на общественных началах.

2) федер. орган исп.вл., ведающий вопросами миграционной службы

, и его террит.органы;

3) федер. орган исп.вл., ведающий ? иностранных дел, и дипломатич. представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за ее пределами:

— полномочия аналогичны, но первые — осуществляют их в отношении лиц, проживающих на тер. РФ, а вторые — за ее пределами;

Читайте так же:  Правила получения алиментов на 3 детей

— их полномочия многообразны:

принимают участие в решении ? гр-ва, рассматриваемых в общем порядке, и решают ? гр-ва, для кот. предусмотрен упрощ. порядок;

определяют наличие гр-ва РФ;

осущ-т прием заявлений по ? гр-ва РФ;

проверяют факты и представленные документы;

направляют Президенту заявления вместе с документами по ? гр-ва, решаемым Президентом;

осущ-т регистрацию приобретения или прекращения гр-ва РФ в предусмотренных законом случаях и др.

Заявление по вопросам гражданства подается в письменном виде, по установленной форме в орган внутр. дел по месту жительства лица (за пред. РФ — в соответствующее дипломат. представительство или консульство).

| следующая лекция ==>
Прекращение гражданства РФ | Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 251 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

58.Порядок изменения гражданства детей

59. Органы, принимающие решения по вопросам гражданства

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются:

— федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;

— федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

Полномочия Президента РФ:

а) прием в гражданство РФ в общем порядке;

б) восстановление в гражданстве РФ в общем порядке;

в) выход из гражданства РФ в общем порядке;

г) отмена решений по вопросам гражданства РФ.

Президент РФ утверждает положение и издает указы по вопросам гражданства РФ.

Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов:

а) определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ;

б) принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы;

г) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих на территории РФ;

д) рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими на территории РФ, и принимают решения по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке;

[2]

е) ведут учет лиц, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства;

ж) оформляют гражданство РФ;

з) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ.

Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, находящихся за пределами РФ:

а) определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих за пределами РФ;

б) принимают от лиц, проживающих за пределами РФ, заявления по вопросам гражданства РФ;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы;

г) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих за пределами РФ;

д) рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими за пределами РФ, и принимают решения по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке;

е) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, находящимися за пределами РФ, приняты решения об изменении гражданства;

ж) оформляют гражданство РФ;

з) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ.

§ 7. Порядок изменения гражданства детей

Специальную главу Закон о гражданстве посвящает регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходным принципом при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, учесть желание детей, которые могут в соответствующем возрасте делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства детей, по возможности сохранить российское гражданство детей в их интересах.

В ст. 25 содержатся общие положения о том, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей; гражданство детей в возрасте от 14 лет до 18 лет изменяется при наличии их письменного согласия; гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, а на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласие родителей. Эти положения относятся ко всем ситуациям, когда необходимо решить вопрос о гражданстве ребенка при изменении гражданства родителей, опекунстве, усыновлении.

Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство РФ, то при соблюдении указанных выше условий соответственно меняется гражданство детей. В случае если один из родителей приобретает гражданство РФ, то ребенку предоставляется ее гражданство по ходатайству этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. Если гражданство РФ прекращается только у одного родителя, то ребенок сохраняет это гражданство. По ходатайству данного родителя и при письменном согласии другого российское гражданство ребенка прекращается, но только если он не останется лицом без гражданства.

На аналогичных подходах основывается и норма Закона о гражданстве детей при усыновлении. Во всех возможных случаях обеспечиваются сохранение или приобретение усыновленными российского гражданства.

Однако, исходя из интересов одинакового гражданства в семье, не исключается и иное решение вопроса. В качестве условий предусматривается наличие ходатайства об этом, соглашение усыновителей и предоставление ребенку другого гражданства, т.е. недопустимость его безгражданства.

Закон устанавливает, что гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна.

Споры между родителями, опекуном или попечителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

§ 8. Порядок решения дел о гражданстве

Реализация рассмотренных выше норм об основаниях приобретения, прекращения и изменения российского гражданства связана с необходимостью ее правового регулирования.

Этому посвящена значительная часть Закона о гражданстве и Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. В последнем подробно определяется порядок рассмотрения и решения вопросов гражданства.

Закон о гражданстве предусматривает, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и каковы полномочия этих органов, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам.

В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент Российской Федерации как глава государства, олицетворяющий его.

Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации (п. «а» ст. 89). К их числу относятся: прием в гражданство; восстановление в гражданстве; выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство.

По всем названным вопросам Президент издает указы. Другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

К таким органам относится Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. В ее задачи входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства.

Читайте так же:  Как начать свой бизнес в гонконге

Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.

Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. В Администрации Президента в качестве ее подразделения действует Управление Президента РФ по вопросам гражданства.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

Полномочия, возложенные на эти органы по решению вопросов гражданства, аналогичны, с тем лишь различием, что первые — принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые — за ее пределами. В число таких полномочий входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определение принадлежности лиц к гражданству РФ; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных Законом случаях.

В процедуре оформления и решения вопросов о приобретении и прекращении гражданства в порядке регистрации (т.е. в упрощенном порядке) и во всех остальных случаях имеются существенные различия. Они касаются: установленной формы обращения; органов, принимающих решения; актов, которыми оформляются решения; порядка обжалования.

Для решения вопроса о регистрации гражданства подается заявление; решение по этому вопросу принимают соответствующие органы внутренних дел либо Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения; оформляются решения заключением (в необходимых случаях представлением); срок рассмотрения — не более шести месяцев; решения могут быть обжалованы в суд в месячный срок.

Во всех других случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под регистрационный порядок, оформляется ходатайство на имя Президента, который и принимает решения по этим вопросам; оформляются они Указом Президента; срок рассмотрения ходатайств — не более девяти месяцев; решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства.

Как заявление, так и ходатайство подаются в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами Российской Федерации в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение).

Гражданство РФ считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ.

Исполнение решений возлагается соответственно на Министерство внутренних дел и его органы или на Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

В соответствии со ст. 71 (п. «в») Конституции РФ регулирование вопросов гражданства отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.

Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей

Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства РФ его родителей регламентировано статьей 24 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ.
Указанная статья устанавливает основания, как приобретения, так и прекращения гражданства ребенка. Изменение гражданства при этом ставится в зависимость от приобретения или прекращения гражданства РФ родителями ребенка.

Следует учитывать, что при изменении гражданства ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо учитывать его мнение

Ч. 1 ст. 24 рассматриваемого закона предусматривает разную процедуру приобретения гражданства одновременно детьми и родителями, в зависимости от возраста детей:

— дети в возрасте до 14 лет приобретают гражданство при условии его приобретения обоими родителями (единственным родителем);

— дети в возрасте от 14 до 18 лет приобретают гражданство в таких случаях при наличии их согласия .

Ст. 12 Закона «О гражданстве Российской Федерации» регламентирует приобретение гражданства по рождению, и большинство ее положений связаны с наличием у родителей ребенка (или единственного родителя) российского гражданства. Исключением здесь является п. «г» ч. 1 ст. 12, разрешающий приобретение гражданства по рождению ребенком, родившимся на территории РФ от иностранных граждан или лиц без гражданства, при условии невозможности приобретения им гражданства, которое имеют его родители.

Положения ст. 24 распространяются на случаи приобретения ребенком гражданства в порядке приема или иных оснований, предусмотренных Законом «О гражданстве Российской Федерации», не связанные с возможностью приобретения гражданства РФ по рождению.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство РФ. Для обеспечения реализации этой нормы в формах заявлений о приеме в гражданство (Приложения № 1-2 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. № 1325), предусмотрена возможность указания заявителем просьбы об одновременном приеме в гражданство несовершеннолетних детей (с отражением анкетных данных и сведений о гражданстве). В порядке, установленном ч. 2 ст. 14, заявление подается в интересах ребенка его родителем, имеющим гражданство РФ (единственным родителем), опекуном, попечителем.

В соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ должностное лицо, принимающее заявление, обязано ознакомить заявителя, имеющего детей, с положениями ст. 24 комментируемого закона и выяснить его мнение об изменении гражданства детей.

В случае изменения гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет представляется его письменное согласие. Такое согласие дается в произвольной форме. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью, либо подписью должностного лица и печатью полномочного органа в присутствии ребенка.

Заявление о приеме в гражданство РФ либо о выходе из гражданства РФ ребенка одновременно с родителями либо единственным родителем оформляется на бланке заявления о приеме в гражданство РФ соответственно родителей либо единственного родителя.

При этом родители ребенка (единственный родитель) могут приобретать гражданство РФ в общем или упрощенном порядке. Условия, установленные ч. 1 ст. 13 и ч. 1 ст. 14 Закона «О гражданстве Российской Федерации», на ребенка не должны распространяться, поскольку в этих нормах специально указано об их применении к лицам, достигшим возраста 18 лет. В законе этот вопрос не решен однозначно, поскольку, например, ч. 6 ст. 14 характеризует нормы об упрощенном порядке приема в гражданство некоторых категорий субъектов, не достигших 18 лет, говорит о неприменении к ним условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 (ценза проживания, обязательства соблюдения Конституции и законодательства РФ, наличия законного источника средств к существованию, отказа от имеющегося иного гражданства, владения русским языком). Большинство этих условий вряд ли может быть применено к несовершеннолетнему. Например, неуместно говорить о наличии законного источника средств к существованию, поскольку прием на работу в соответствии с ТК РФ относится к лицам, достигшим 15 лет. Как правило, ребенок до достижения возраста 18 лет находится на иждивении у родителей.

В отличие от норм ст. 24, положения ст. 25 Закона «О гражданстве Российской Федерации» рассматривают порядок определения гражданства ребенка в случаях приобретения и прекращения гражданства РФ одним из его родителей. Таким образом, правила ст. 25 относятся к ситуациям, когда один из родителей приобретает (прекращает) гражданство РФ, а другой остается иностранным гражданином или лицом без гражданства (сохраняет российское гражданство). Гражданство ребенка при этом составляет коллизионный вопрос, который законодатель посчитал необходимым разъяснить во избежание проблем в практике применения Закона «О гражданстве Российской Федерации».

Читайте так же:  Особенности инвестиционного налогового вычета по ндфл

Конституция РФ гарантирует право граждан изменить свое гражданство (ч. 3 ст. 6). Это право может быть реализовано путем выхода из российского гражданства или выбора гражданства (оптации). Изменение гражданства осуществляется только на основе добровольного волеизъявления лица. Вместе с тем при изменении гражданства родителей определенные правовые последствия наступают и по отношению к гражданству их детей. При изменении гражданства обоих родителей особых трудностей в определении гражданства ребенка не возникает — ребенок автоматически следует за родителями. При этом условие получения согласия подростка в возрасте от 14 до 18 лет сохраняет свою силу. Если же гражданство изменено одним из них, необходимо соблюдать ряд специальных правил применительно к гражданству ребенка.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

[1]

В соответствии с ч. 1 ст. 25 данного закона при приобретении одним из родителей ребенка гражданства РФ ребенок может приобрести гражданство РФ, если он проживает на ее территории. При этом второй родитель ребенка остается гражданином иностранного государства либо лицом без гражданства. Согласия на приобретение гражданства РФ, родителя, имеющего иное гражданство, не требуется. Гражданство ребенком приобретается по заявлению того из родителей, кто приобретает российское гражданство, для чего в заявлении о приеме в гражданство предусмотрена специальная запись. Кроме того, в заявлении указываются сведения о другом родителе: фамилия, имя, отчество, гражданство, место жительства.

Ч. 2 ст. 25 Закона «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает порядок приобретения гражданства ребенком, проживающим за пределами РФ, один из родителей которого приобретает российское гражданство. Для этого необходимо заявление обоих родителей.

Просьба о приеме в гражданство ребенка указывается в заявлении о приеме в гражданство родителя, который ходатайствует об этом. Кроме того, в соответствии с п. 19 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ при приобретении ребенком, проживающим за пределами РФ, гражданства РФ к заявлению родителя, приобретающего гражданство РФ, прилагается письменное согласие другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Такое согласие составляется в произвольной форме. Подпись родителя на этом согласии удостоверяется нотариальной записью. Кроме того, к заявлению родителя, приобретающего гражданство РФ, должен быть приложен документ, удостоверяющий личность и гражданство другого родителя.

При наличии соответствующих обстоятельств, вместо согласия другого родителя, представляется решение суда о признании этого родителя умершим или безвестно отсутствующим, либо о лишении его родительских прав, или свидетельство о смерти этого родителя, или документ, подтверждающий, что заявитель является одинокой матерью.

В случае, когда место нахождения другого родителя неизвестно, должно быть представлено заявление одного из родителей, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения другого родителя.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона «О гражданстве Российской Федерации» регламентируется вопрос о приобретении ребенком гражданства РФ в случае, если один из его родителей (иностранный гражданин) приобретает гражданство РФ, а другой остается лицом без гражданства. Ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению родителя, приобретающего гражданство. Выражение волеизъявления родителя, являющегося лицом без гражданства, не требуется.

Ч. 3 ст. 25 не устанавливает в этом случае разной процедуры приобретения гражданства в зависимости от проживания или не проживания ребенка на территории РФ.

Ч. 4 ст. 25 Закона «О гражданстве Российской Федерации» регулирует возможность приобретения гражданства РФ ребенком, один из родителей которого до приобретения гражданства РФ, является лицом без гражданства, а второй остается гражданином иностранного государства. В таких случаях ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.

Требование заявления обоих родителей, в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 25, вызвано тем, что родитель, приобретающий гражданство РФ, является апатридом, но второй имеет гражданство иностранного государства, и поэтому ребенок может также претендовать на иное гражданство. Таким образом, эта норма направлена на предотвращение возникновения двойного гражданства.

В соответствии с ч. 5 ст. 25 Закона «О гражданстве Российской Федерации» решается вопрос о прекращении гражданства ребенка вследствие прекращения гражданства одного из родителей. При этом второй родитель остается гражданином РФ.

Таким образом, Закон «О гражданстве» отдает предпочтение российскому гражданству ребенка, в случае выхода из гражданства РФ одного из его родителей. Если же родитель, остающийся в российском гражданстве не возражает против того, чтобы ребенку было предоставлено гражданство другого родителя, он должен подтвердить свое решение письменно.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Лицу, которому разрешен выход из гражданства РФ, в том числе ребенку, выдается справка о прекращении гражданства РФ. Справка оформляется на бланке полномочного органа, исполняющего решение по заявлению о выходе из гражданства РФ, и подписывается руководителем или иным должностным лицом этого полномочного органа (с указанием своей должности). На справке проставляется гербовая печать полномочного органа.

Источники


  1. Кудрявцев, В. В. История и методология физики 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистров / В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2015. — 230 c.

  2. Правоведение для сельскохозяйственных и ветеринарных вузов. Учебник. — М.: Юрайт, 2015. — 524 c.

  3. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.
  4. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.
  5. Зайцева Т. И., Медведев И. Г. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3; Инфотропик Медиа — М., 2010. — 400 c.
Основные правила изменения гражданства детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here