Особенности налоговой системы мексики

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Особенности налоговой системы мексики". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

4.3 Налоги Мексики

Одной из главных экономических проблем в Мексике является высокая доля так называемого теневого сектора. По данным Международного валютного фонда она составляет около 33%. Это около 285 млрд долларов, которые не облагаются никакими налогами.

Новые инициативы правительства республики преследуют своей целью положить этому конец. 20 июня 2007 г. президент страны Фелипе Кальдерон представил конгрессу проект финансовых реформ. Они предусматривают введение фиксированного налога на доход от коммерческой деятельности, двухпроцентный налог на ежемесячные наличные банковские депозиты объемом более 20 000 песо, и пошлину размером в 20% на Азартные игры. По мнению авторов документа, это позволит увеличить доходы от налоговых поступлений, без которых невозможно вести борьбу с бедностью и социальным неравенством. Правительство также надеется сократить свою зависимость от доходов нефтедобывающей отрасли — известно, что на сегодняшний момент приблизительно 40% доходов Мексики, получаемых от налогообложения, выплачивает государственная монопольная нефтяная компания Petroleos Mexicanos.

Новый проект мексиканских налоговиков ставит своей целью создать единую информационную платформу, которая объединит в себе уже существующие разрозненные базы данных.

Планы по реформированию налогообложения предприятий предполагают введение фиксированной 19% ставки, однако за компаниями сохранится право выбора между фиксированным или подоходным налогом вне зависимости от размеров того и другого. Правительство питает надежду, что более гибкая система налогообложения позволит вовлечь в сферу внимания налоговых органов мелкие предприятия, работающие с наличностью, что в конечном итоге должно привести к повышению собираемости налогов. Известно, что Мексика не демонстрирует рекордов по этому показателю — собираемость налогов здесь не превышает десяти процентов, и это очень низкая цифра даже по меркам развивающихся стран. По словам правительственных чиновников, вышеуказанные меры должны улучшить эту величину хотя бы на 3%. К мерам, способным увеличить собираемость налогов и снизить масштабы уклонения от их уплаты, относится и проект системы поощрительного налогообложения для пунктуальных плательщиков. Также для мелких предприятий процедура подсчета и уплаты налогов будет существенно упрощена.

Впрочем, пакет реформ не предусматривает введение НДС на продукты питания и медицинские препараты, такие меры затронут в первую очередь самые обездоленные слои населения, а проблема борьбы с бедностью стоит в Мексике достаточно остро.

Реформы также должны обеспечить более эффективное и прозрачное использование государственных ресурсов. Правительство намерено этого добиться благодаря новой бюджетной политике, «ориентированной на результат», созданию системы независимых экспертных органов, а также при помощи введения единой унифицированной структуры учета и отчетности на всех уровнях государственного управления.

Кроме того, в целях увеличения доходов от налогообложения государственным и местным органам власти будет предоставлена большая финансовая независимость.

Правительство намерено утвердить данный законопроект к сентябрю, когда он будет включен в федеральный бюджет 2008 г. В случае одобрения конгрессом правительство уверено, что к 2012 году он поможет увеличить налоговые поступления на 30%.Реформирование налоговой системы Мексики пройдет при активном участии компании PeopleSoft, которая выиграла тендер на предоставление программного обеспечения и телекоммуникационных услуг Службе налоговой администрации Мексики (SAT) в течение 24 месяцев. Это крупнейшая сделка в истории компании, и общая стоимость ее составляет более 50 млн долларов США.

Проект, разрабатываемый налоговыми органами Мексики совместно со специалистами в области высоких технологий, позволит чиновникам существенно обновить систему налогообложения, сделать более гибкой схему работы с налогоплательщиками, физическими лицами и корпорациями, а также более успешно осуществлять сбор налогов в масштабах всей страны. Необходимость в использовании новейших компьютерных технологий была обусловлена значительной децентрализацией данных, с которыми должны работать мексиканские налоговики. Сейчас в Мексике существует 66 национальных центров сбора информации, которые объединяют в себе многочисленные разрозненные базы данных по налогооблагаемым предприятиям. Благодаря проекту «Модернизация и интеграция информационных систем SAT» мексиканские налоговики намерены консолидировать эти данные в единую платформу, что упростит идентификацию индивидуальных и корпоративных налогоплательщиков и отслеживание нарушителей налогового законодательства. По оценкам Всемирного банка, финансирующего проект, после его внедрения SAT сможет значительно снизить масштабы уклонения от уплаты налогов и повысить государственные доходы благодаря более совершенным методикам сбора.

Основной компонент, которым будет пользоваться SAT, — это система PeopleSoft Enterprise Revenue Management («Управление доходами предприятия»). При помощи этой системы правительственные ведомства смогут в режиме реального времени контролировать данные о доходах национальных компаний и управлять такими финансовыми потоками, как федеральные и штатные налоги, налоги на собственность, плата за регистрацию автомобилей, лицензии на ведение бизнеса, разрешения на строительство, услуги здравоохранения, муниципальное жилье, судебные сборы, штрафы за неправильную парковку и социальные услуги. Избрание Фелипе Кальдерона президентом на рубеже 2006 и 2007 годов во многом стало знаковым явлением в жизни этой далекой латиноамериканской страны. Новое правительство Мексики намерено претворить в жизнь многочисленные реформы, модернизировать экономику и не только укрепить свои позиции в Западном полушарии, но и развивать отношения с новыми партнерами по другую сторону Атлантики. Поэтому не исключено, что в самое ближайшее время мир увидит Мексику в ином свете.

Налоги и налогообложение

Понятие и теоретические характеристики налоговой системы

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена ее налоговая система.

Важно определить, какой смысл вкладывается в понятие «налоговая система».

Понятие «налоговая система» было впервые введено Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1. Согласно ст. 2 Закона «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему». Данное определение имеет две отличительные особенности.

Во-первых, в налоговую систему были включены не только перечень налогов (в классическом их понимании) и сборов налогового характера, подлежащих внесению в обязательном порядке в бюджет и внебюджетные фонды, но и различные целевые, лицензионные и прочие сборы, не являющиеся налоговыми платежами. Таким образом, законодатель, разграничивая понятия налога, сбора, пошлины и платежей неналогового характера, тем не менее осознанно предлагал под налоговой системой понимать всю совокупность обязательных финансовых платежей и различных изъятий в пользу государства.

Во-вторых, налоговая система характеризовалась, по сути, как простая совокупность этих обязательных платежей без выделения различных ее элементов, не говоря уже об установлении между ними взаимосвязи и взаимозависимости. Таким образом, законодатель отождествлял один из элементов системы (налоги, сборы, пошлины) с самой налоговой системой.

Читайте так же:  Кубинская служба такси особенности и разновидности

Не случайно поэтому данное законодательное определение «налоговая система» с момента своего официального опубликования постоянно подвергалось критике со стороны как правоведов и экономистов, так и практических работников налоговых органов. Стержнем критики являлась ограниченность законодательного подхода к пониманию налоговой системы, а также стремление искусственно «пристегнуть» платежи неналогового характера к налоговым платежам, т.е. объединить разнохарактерные платежи общим названием «налог».

В качестве альтернативы предлагалось множество других определений, основными отличиями которых были более расширенное толкование данного понятия и стремление определить совокупность налоговых платежей в качестве важного, но лишь одного из входящих в налоговую систему элементов.

В целом приходится констатировать, что данная проблема характеризуется, вплоть до настоящего времени, существенной методологической непроработанностью. Определение понятия «налоговая система», существовавшее ранее на легитимной основе, непонятно почему в аналогичной ст. 2 НК было подменено термином «система налогов и сборов». Такая подмена логически вытекает из искусственно зауженного смысла налоговой системы, раскрытого еще в законодательстве 1991 г. При этом может возникнуть справедливый вопрос: а существует ли у нас сейчас налоговая система? Заметим, что при схожих проблемах методологического характера в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ все-таки закрепляется легитимный статус бюджетной системы страны. Здесь, конечно же, могут возникать споры относительно сущности понятия бюджетной системы, но не возникает проблем относительно ее существования.

Заметим, что существование налоговой системы объективно, оно не должно зависеть от юридических коллизий. Следовательно, данное понятие можно и нужно изучать. Попробуем подойти к нему с позиций теории систем, которая со второй половины XX в. стала играть решающую роль в современной науке. Один из основоположников данной теории Р. Акофф понимает под конкретной системой множество взаимосвязанных элементов, представляющее собой определенную целостность, причем по крайней мере два элемента являются объектами.

В данном ракурсе, по нашему мнению, налоговую систему следует характеризовать не с позиций условий налогообложения, так называемого процессного подхода, а путем выделения элементов (подсистем), имеющих наиболее значимые функциональные взаимосвязи. Для этого предлагается выделить такие подсистемы, каждая из которых будет иметь внутреннюю логическую завершенность (самостоятельность) и функциональную определенность. При таком подходе элементами налоговой системы будут, например, не уплата налогов и налоговый контроль, т.е. предмет налогообложения, а механизм налогового администрирования.

Таким образом, с позиций субъектно-объектного подхода в налоговой системе можно выделить два элемента субъектного характера (налоговые администрации и налогоплательщиков) и два элемента объектной направленности (законодательство и сами налоги). Схематично состав элементов представлен на рисунке.

Налоговая система — это основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, налоговых администраций.

Логическим завершением данного определения является очевидный вывод о том, что налоговую систему ни в коем случае нельзя отождествлять с системой налогов.

Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Схематично они представлены на рисунке.

Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере. Было бы ошибочным считать, что влияния, а также взаимосвязи ориентированы преимущественно от законодательства к налогам и далее к налогоплательщикам.

Нет, налогоплательщики будут манкировать своими обязанностями без включения ресурсов системы налогового администрирования, которое, в свою очередь, должно функционировать строго в соответствии с нормами и правилами, формируемыми нормативно-правовой базой, т.е. объектными элементами налоговой системы, иначе велика вероятность трансформации ее в систему налогового произвола. Таким образом, в налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объектным элементам (законодательству, налогам).

Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога — его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа — фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри-, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). В связи с этим может возникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны по территориям? Думается, что такой подход не имеет под собой научной основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.

Классификации налоговых систем в зависимости от различных показателей представлены на рисунке.

В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно подразделить следующим образом:

[1]

  • либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской Америки;
  • умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
  • жестко фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.

В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить так:

  • подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран — США, Канады, Великобритании, Австралии;
  • умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы — Германии, Франции, Италии и др.;
  • косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран — Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана; к этой же группе относится и налоговая система России.
Читайте так же:  Как найти работу в израиле для туристов

В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются следующим образом:

  • централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;
  • умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;
  • децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить так:

  • прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;
  • регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны.
  • нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.

Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

2.1 Оценка действующей налоговой системы России

Для всех стран не может быть единых, универсальных для разных экономик, равновесных параметров налогового бремени — налоговых пределов и оптимума. Для многих современных развитых стран этот вывод имеет отношение и к параметрам известной «кривой Лаффера» — 35-40 % к валовому национальному продукту с точкой налогового оптимума 37,5 %, рассчитанным еще в 70-х годах для экономики США, но до сих пор принимаемым многими специалистами в качестве базы для сравнительной оценки налоговой нагрузки. [14. с. 42]

На основании данных Минфина и Росстата, по оценкам специалистов из Национального исследовательского университета Высшей школы экономики налоговое бремя для экономики России в 2011 году составило 36,6 %. По сравнению с данными 2010 года, этот показатель вырос почти на 4 процентных пункта ВВП — с 32,7 % до 36,6% ВВП. [18. с. 84] Наибольший вклад в увеличение налоговой нагрузки приходится на доходы от внешнеэкономической деятельности.

Как видно из данных табл. 3, за последние три года налоговая нагрузка в России существенно увеличилась — с 31,7% в 2009 году до 36,6% в 2011 году.

Таблица 3. Налоговые поступления (в % от ВВП) [13. с. 54]

Налог на прибыль

Налоги на совокупный доход

Налоги на имущество

Налог за пользование природными ресурсами

Платежи при пользовании природными ресурсами

Административные платежи и сборы

Источник: Минфин, Росстат, оценки автора.

За счет прироста экспортных и импортных пошлин налоговая нагрузка на экономику увеличилась на 1,5% ВВП. Поступления налога на добычу полезных ископаемых обусловили увеличение налоговой нагрузки еще на 0,7% ВВП. По сравнению с 2013 годом (когда общая ставка налога была понижена с 24 до 20%) поступления налога на прибыль увеличились более чем на 1 процентный пункт. Соотношение НДФЛ и налога на совокупный доход по отношению к ВВП снижается, что свидетельствует о том, что доходы населения больше не растут опережающими темпами по отношению к ВВП.

Вследствие быстрого роста уровень налоговой нагрузки в России в 2013 году превысил средний показатель по странам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) за 2013 год (33,8%). Отметим, что ряд развивающихся стран — конкурентов России за получение инвестиций — имеет существенно более низкие показатели налоговой нагрузки. К таким странам относятся Чили, Мексика, Корея и Турция — отношение налоговых доходов к ВВП у первой пары составляет примерно 20%, у второй — примерно 25%.

Структура налоговых поступлений в России и странах ОЭСР различна. Основная российская особенность заключается в высокой доле доходов от экспорта и импорта и налога на добычу полезных ископаемых. Другой российской особенностью является низкая доля прямых налогов (НДФЛ и налога на прибыль) и в общем объеме налогов и в ВВП, а также уже отмеченная низкая доля социальных платежей. Средняя доля прямых налогов в ВВП в странах ОЭСР в 2013году составляла 11,4%, в России в 2013 году этот показатель с учетом налога на совокупный доход составлял 8,5%. По стандартам ОЭСР поступления страховых взносов на уровне 6,5% ВВП (российский уровень 2013 года) не являются высокими. Средние по данной группе стран поступления по социальным платежам в 2013 году составляли 9,2% ВВП. [18. с. 26]

[2]

Стоит так же отметить, что по уровню налогового бремени Россия близка к Канаде (36,8%) и Великобритании (37,2%)[19. с. 21], но по уровню потенциала человеческого развития Россия сильно отстает от этих стран — 66 место против 5 и 28 места соответственно. Причины низкого уровня развития кроются в неформальных платежах, высоком уровне коррупции, которые имеют место в экономике России.

По официальным статданным доля неформальных поборов со стороны чиновников, силовиков и криминала составляет 10-15% ВВП, что увеличивает величину налогового бремени почти до 46-50%.[16. с. 54]

Россия занимает 154 место из 178 стран по индексу восприятия коррупции в государственном секторе за 2013 год, при этом положение существенно не улучшилось по сравнению с 2011 годом. Можно предположить, что проводимая политика борьбы с коррупцией среди государственных служащих не приводит к существенным результатам.

Согласно официальным данным Росстата, доля теневого сектора в экономике составляет порядка 16% от ВВП. С другой стороны, по оценке Всемирного банка доля тени — около 52% от ВВП.

Если использовать усредненную оценку на основе данных Всемирного банка и Росстата, можно сделать вывод, что теневая экономика составляет около трети экономики. Вследствие этого, бюджет страны не дополучает примерно 12 — 16% ВВП, что и создает реальную налоговую нагрузку почти в 50 %.[21. с. 4]

Особенности налоговой системы Мексики

Денежно-кредитная политика Мексики была пересмотрена после финансового кризиса 1994-95 гг., когда чиновники решили, что поддержание общей стабильности цен является наилучшим способом, чтобы способствовать устойчивому росту занятости и экономической активности. В результате, Банко де Мехико имеет в качестве своей главной цели поддержание стабильности покупательной способности песо. Он устанавливает целевой показатель инфляции, который требует установления соответствующих количественных показателей роста денежной массы и увеличения внутреннего кредита.

Читайте так же:  Как снять недвижимость в латвии особенности аренды

Центральный банк также контролирует развитие ряда экономических показателей, таких, как обменный курс, различие между наблюдаемой и прогнозируемой инфляцией, изменение коллективных трудовых соглашений, цены производителей, а также остатки текущих и капитальных счетов.

Продолжаются дискуссии по поводу того, Мексика должна перейти на американскую систему установления процентной ставки. В пользу изменений правительственные должностные лица говорят, что новая система даст им больший контроль над процентными ставками, которые имеют все более важное значение, так как наблюдается рост уровня потребительских кредитов.

До 2008 г., Мексики использовали уникальную систему среди стран-членов ОЭСР для борьбы с инфляцией, известную как Corto (букв. «дефицит»). Этот механизм позволил центральному банку влиять на рыночные процентные ставки. Если центральный банк хочет, чтобы процентные ставки стали выше, он увеличивает Корто. Если он хочет снизить процентные ставки, то Корто снижается.

Налоги Мексики

Одной из главных экономических проблем в Мексике является высокая доля так называемого теневого сектора. По данным Международного валютного фонда она составляет около 33%. Это около 285 млрд долларов, которые не облагаются никакими налогами.

Новые инициативы правительства республики преследуют своей целью положить этому конец. 20 июня 2007 г. президент страны Фелипе Кальдерон представил конгрессу проект финансовых реформ. Они предусматривают введение фиксированного налога на доход от коммерческой деятельности, двухпроцентный налог на ежемесячные наличные банковские депозиты объемом более 20 000 песо, и пошлину размером в 20% на Азартные игры. По мнению авторов документа, это позволит увеличить доходы от налоговых поступлений, без которых невозможно вести борьбу с бедностью и социальным неравенством. Правительство также надеется сократить свою зависимость от доходов нефтедобывающей отрасли — известно, что на сегодняшний момент приблизительно 40% доходов Мексики, получаемых от налогообложения, выплачивает государственная монопольная нефтяная компания Petroleos Mexicanos.

Новый проект мексиканских налоговиков ставит своей целью создать единую информационную платформу, которая объединит в себе уже существующие разрозненные базы данных.

Планы по реформированию налогообложения предприятий предполагают введение фиксированной 19% ставки, однако за компаниями сохранится право выбора между фиксированным или подоходным налогом вне зависимости от размеров того и другого. Правительство питает надежду, что более гибкая система налогообложения позволит вовлечь в сферу внимания налоговых органов мелкие предприятия, работающие с наличностью, что в конечном итоге должно привести к повышению собираемости налогов. Известно, что Мексика не демонстрирует рекордов по этому показателю — собираемость налогов здесь не превышает десяти процентов, и это очень низкая цифра даже по меркам развивающихся стран. По словам правительственных чиновников, вышеуказанные меры должны улучшить эту величину хотя бы на 3%. К мерам, способным увеличить собираемость налогов и снизить масштабы уклонения от их уплаты, относится и проект системы поощрительного налогообложения для пунктуальных плательщиков. Также для мелких предприятий процедура подсчета и уплаты налогов будет существенно упрощена.

Впрочем, пакет реформ не предусматривает введение НДС на продукты питания и медицинские препараты, такие меры затронут в первую очередь самые обездоленные слои населения, а проблема борьбы с бедностью стоит в Мексике достаточно остро.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Реформы также должны обеспечить более эффективное и прозрачное использование государственных ресурсов. Правительство намерено этого добиться благодаря новой бюджетной политике, «ориентированной на результат», созданию системы независимых экспертных органов, а также при помощи введения единой унифицированной структуры учета и отчетности на всех уровнях государственного управления.

Кроме того, в целях увеличения доходов от налогообложения государственным и местным органам власти будет предоставлена большая финансовая независимость.

Правительство намерено утвердить данный законопроект к сентябрю, когда он будет включен в федеральный бюджет 2008 г. В случае одобрения конгрессом правительство уверено, что к 2012 году он поможет увеличить налоговые поступления на 30%.Реформирование налоговой системы Мексики пройдет при активном участии компании PeopleSoft, которая выиграла тендер на предоставление программного обеспечения и телекоммуникационных услуг Службе налоговой администрации Мексики (SAT) в течение 24 месяцев. Это крупнейшая сделка в истории компании, и общая стоимость ее составляет более 50 млн долларов США.

Проект, разрабатываемый налоговыми органами Мексики совместно со специалистами в области высоких технологий, позволит чиновникам существенно обновить систему налогообложения, сделать более гибкой схему работы с налогоплательщиками, физическими лицами и корпорациями, а также более успешно осуществлять сбор налогов в масштабах всей страны. Необходимость в использовании новейших компьютерных технологий была обусловлена значительной децентрализацией данных, с которыми должны работать мексиканские налоговики. Сейчас в Мексике существует 66 национальных центров сбора информации, которые объединяют в себе многочисленные разрозненные базы данных по налогооблагаемым предприятиям. Благодаря проекту «Модернизация и интеграция информационных систем SAT» мексиканские налоговики намерены консолидировать эти данные в единую платформу, что упростит идентификацию индивидуальных и корпоративных налогоплательщиков и отслеживание нарушителей налогового законодательства. По оценкам Всемирного банка, финансирующего проект, после его внедрения SAT сможет значительно снизить масштабы уклонения от уплаты налогов и повысить государственные доходы благодаря более совершенным методикам сбора.

Основной компонент, которым будет пользоваться SAT, — это система PeopleSoft Enterprise Revenue Management («Управление доходами предприятия»). При помощи этой системы правительственные ведомства смогут в режиме реального времени контролировать данные о доходах национальных компаний и управлять такими финансовыми потоками, как федеральные и штатные налоги, налоги на собственность, плата за регистрацию автомобилей, лицензии на ведение бизнеса, разрешения на строительство, услуги здравоохранения, муниципальное жилье, судебные сборы, штрафы за неправильную парковку и социальные услуги. Избрание Фелипе Кальдерона президентом на рубеже 2006 и 2007 годов во многом стало знаковым явлением в жизни этой далекой латиноамериканской страны. Новое правительство Мексики намерено претворить в жизнь многочисленные реформы, модернизировать экономику и не только укрепить свои позиции в Западном полушарии, но и развивать отношения с новыми партнерами по другую сторону Атлантики. Поэтому не исключено, что в самое ближайшее время мир увидит Мексику в ином свете.

Налоговая система Мексики.

Индивидуальный подоходный налог: индивидуальные ставки по налогу на прибыль Мексики на 2013 прогрессивны и составляют от 1,92% до 30%.

Налог: ставка корпоративного налога в Мексике в 2013 году составляет 30%.

Ставка корпоративного налога будет снижена до 29% в 2014 и 28% в 2015 году.

Читайте так же:  Как работает система платон

Альтернативный минимальный налог, AMT, 17,5% применяется к доходам на основе денежных потоков.

Прирост капитала: Прирост капитала компаний будет добавлен в регулярный доход.

Доходы от продажи ценных бумаг в мексиканской фондовой бирже не облагаются налогом.

Продажа основного места жительства также освобождаются от налогообложения при соблюдении определенных условий.

Мексика. Налоговые вычеты

Амортизация списывается с помощью линейного метода. Темпами износа являются:

Строительные объекты 5%

Пожертвования не облагаются налогом до 7% от предыдущего года налогооблагаемого дохода.

Мексика. Личные льготы и вычеты.

Существует налоговый кредит на каждого иждивенца.

Расходы на обучение принимаются к вычету, до предела.

Отчисления также разрешается проводить для выплаты по социальному страхованию работником, и выплаты частных пенсионных планов.

Расходы на похороны не облагаются налогом.

Медицинские расходы подлежат вычету.

Пожертвования организаций, с учетом некоторых условий, подлежат налогообложению.

Вычет налога у источника.

В Мексике налог удерживается у источника из следующих платежей нерезидентам:

Налоговые системы зарубежных стран

Особенности налоговой системы Швейцарии

Швейцария — конфедеративное государство, состоящее из Конфедерации (центрального штата), 26 кантонов и входящих в них 3000 муниципалитетов. Кантоны являются суверенными административно-территориальными единицами, а степень муниципальной автономии определяется законодательством кантона. В соответствии с принципом швейцарского федерализма в стране существует трехуровневая система налогообложения.

Распределение налогов по территориальному признаку
Налоги с дохода и собственности Налогообложение потребления и владения
Конфедерация

Налог на прибыль и капитал

Налог, взимаемый у источника

Налог на добавленную стоимость

Налог на транспортные средства

Налог с владельцев собак

Налог на зрелища

Налоги на прибыль и капитал

Налог с наследства

Налог на недвижимость

Муниципалитеты Повторение налогов кантонов Повторение налогов кантонов Источник. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран Европы и США. М., 2002.

Определение налоговой юрисдикции регулируется конституцией, согласно положениям, которой ни один из трех органов не мешает другим, а бремя, которое несут налогоплательщики, не переходит за экономическую границу обложения. Кантонам, в принципе, разрешено взимать любые виды налогов, кроме тех, сбор которых является эксклюзивной юрисдикцией конфедерации.

Кантоны имеют право создавать свое собственное налоговое законодательство. Муниципалитетам, в свою очередь, право собирать свои налоги определяют конституции кантонов. Структура налоговых доходов конфедерации во второй половине 1990-х годов выглядела следующим образом: НДС — 29,1%; прямые налоги — 23,6; таможенные пошлины — 14,9; расчетный налог -10,1; гербовые сборы — 4.5; прочие — 5,5; неналоговые сборы — 12,3%.

Налог на добавленную стоимость введен в Швейцарии только 1 января 1995 г. (вместо налога с оборота) для унификации с налоговыми системами стран ЕС. НДС в Швейцарии — это налог на всеобщее пользование и потребление и взимается на всех стадиях производства и распределения с импорта товаров, отечественной сферы услуг и приобретения услуг за границей. По этому налогу существуют три вида славок: стандартная — 6,5%, специальная — 3% на услуги в гостиничном секторе и пониженная — 2% для продуктов и безалкогольных напитков, птицы, рыбы, зерна, медицинских товаров, полиграфической продукции. Таможенные пошлины взимаются как по импортным, так и по экспортным операциям по твердым ставкам.

Из прямых налогов наибольшее значение имеют подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль, и капитал юридических лиц. Подоходный налог с физических лиц платят все лица, осуществляющие прибыльную деятельность в Швейцарии. Максимальная ставка составляет 11,5%. Что касается федерального налога на прибыль , то он является прогрессивным и взимается по трехуровневой шкале. Базовый налог взимается по ставке 3,63%. Максимальная ставка не может превышать 9,8% суммарной прибыли. Налог на капитал является пропорциональным. Он взимается с полученного капитала, а также с запасов, отраженных и не отраженных в балансе. Ставка налога составляет 0,08% суммы налогооблагаемого капитала.

Кантоны сами строят свои законодательства, но к началу 2001 г. они их выровняли в соответствии с Законом о гармонизации налогообложения.

Налоги на доходы и чистые активы — периодические налоги, и поэтому они должны быть собраны к определенному моменту времени (фискальному периоду). В кантонах платят также подоходный налоге физических лиц по сумме налогов, исчисленных по базовой федеральной ставке и дополнительным ставкам кантонов и муниципалитетов. Все кантоны взимают налоги с доходов иностранцев, временно работающих в Швейцарии у «источника». Как физические, так и юридические лица должны платить налог на прирост недвижимой собственности . Физические лица платят налог с лотерей. Все кантоны взимают также налоги с наследств и дарений , а также налог на транспортные средства.

В целом общие черты налоговых систем федеративных государств можно охарактеризовать следующим образом:

  • во всех федеративных государствах субъекты федерации (штаты, земли, провинции, кантоны) имеют высокий уровень самостоятельности в налоговых полномочиях;
  • властные полномочия, обязательства по расходам и права на налоговые доходы имеют хорошее правовое обеспечение и четкое разграничение;
  • налоги, несущие основную фискальную нагрузку, обычно повторяются на всех трех уровнях;
  • в достаточно сложной системе налогообложения с часто высоким суммарным уровнем ставок всегда предполагается стимулирующая роль основных налогов, однозначно фискально-конфискационная направленность отсутствует, а реальная оценка налогооблагаемого объекта всегда ниже первоначальной;
  • отсутствие реальных источников налогообложения, необходимых для обеспечения достаточного финансирования расходов, всегда дополняется различными методами финансового выравнивания со стороны федерального органа, что обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность составных частей государства как единого целого;
  • во всех государствах ведется постоянная работа в сферах совершенствования теории и практики федерализма, гармонизации налоговых систем.

Особенности налоговой системы Мексики

Основные положения налоговой системы Мексики определены Конституцией 1917 года, поэтому все действующие в настоящее время налоги основываются на таких принципах, как общеобязательность, справедливость и соизмеримость, законность, направленность налогов на покрытие расходов государства. Налоговая система Мексики регулируется не только федеральными законами, но и властями штатов и даже муниципалитетами. Непосредственные полномочия по управлению ею сосредоточены у Службы налоговой администрации.

Налогообложение недвижимости в Мексике

Согласно принципу общеобязательности, иностранные граждане, владеющие недвижимостью в Мексике, не освобождаются от уплаты налога на недвижимость. К данному виду налогообложения относятся 3 налога:

  1. Налог на покупку – уплачивается при покупке недвижимости, его размер составляет 2% от стоимости.
  2. Ежегодный сбор – представляет собой ежегодную уплату 0,01% стоимости недвижимости.
  3. Налог на прирост капитала – уплачивается при продаже недвижимости в размере 25-30% в зависимости от способа расчета.

Стоит отметить, что процентная ставка налога может исчисляться, не только исходя из реальной рыночной стоимости, но и оценочной. Вторая является в Мексике неправомерной, но при этом регулярно используется. Обычно оценочная стоимость недвижимости намного ниже реальной.

Читайте так же:  Можно ли пересчитать размер пенсии после ее назначения

Налогообложению могут подлежать и владельцы недвижимости за пределами страны, если большую часть своего дохода физическое лицо получает в Мексике и/или Мексика является основным местом его жизненных или деловых интересов.

При продаже недвижимости в Мексике налоговый сбор на прирост капитала можно оплатить двумя способами: оплатить 25% от стоимости сделки по продаже или же оплатить 30% так называемой нетто-стоимости, которая представляет собой разницу между оценочной стоимостью недвижимости на момент покупки и на момент продажи. О том, как заключить сделку купли-продажи, лучше проконсультироваться у нотариуса.

Подоходный налог в Мексике и его особенности

Иногда между разными видами налогов проходит тонкая грань, как, например, в случае с подоходным налогом и налогом на недвижимость. Иностранный гражданин, владеющий недвижимостью в Мексике, платит налог на недвижимость, однако в том случае, если иностранец сдает ее в аренду, он платит подоходный налог как владелец собственного бизнеса.

Итак, подоходный налог оплачивается в том случае, если вы:

  • имеете банковский счет, на который начисляются проценты;
  • владеете ценными бумагами или собственным бизнесом;
  • работаете по найму.

Ставка данного налога не превышает 30%.

Величина налога за работу по найму рассчитывается исходя из размера заработной платы, начиная от 3% при минимальной зарплате, включающей в себя и премии. При этом под уплату подоходного налога подпадают как резиденты, так и нерезиденты страны.

Налоги на бизнес в Мексике

Получение доходов от бизнеса считается коммерческим доходом. Таковым признается любой доход, получаемый физическим лицом вследствие ведения предпринимательской деятельности. Ставка такого налога не превышает 35% и напрямую зависит от размера дохода. В случае если физическое лицо признано нерезидентом и получаемый им доход от ведения бизнеса не достигает минимальной суммы, необходимой для налогообложения, налог не уплачивается.

Так называемый пассивный доход, то есть получение дивидендов на банковский счет от мексиканских компаний, облагается подоходным налогом в размере 10% от получаемого дохода.

Сдача в аренду мексиканской недвижимости

Сдача иностранцами недвижимости в аренду жестко отслеживается на предмет уклонения от уплаты налогов и, как следствие, недобросовестной конкуренции. Тем не менее иностранцы имеют такое же право на сдачу собственной недвижимости в аренду, как и местное население, при условии, что все налоги будут ими уплачиваться, хотя порой это сделать весьма проблематично.

Владельцы недвижимости часто назначают банк своим доверительным управляющим, однако в некоторых банках просто нет необходимой инфраструктуры для своевременного выполнения этих обязанностей. Поэтому добросовестные владельцы недвижимости нередко получают личный налоговый номер и после его регистрации в мексиканском казначействе оплачивают налоги напрямую самостоятельно.

Собственный налоговый номер (RFC)

Получить RFC (Registro Federal de Causantes) могут не только резиденты, но и нерезиденты. Для этого необходимо иметь паспорт и иммиграционный документ. Заполнить специальную форму и подать заявку на получение номера вы можете в казначействе самостоятельно или доверить это дело своему бухгалтеру.

Уплата налогов в Мексике имеет одну особенность: если вы изначально задекларировали свой доход как прибыль мексиканского резидента, то оплату налогов от вашего имени может проводить доверенное лицо (бухгалтер или компания); если же вы зарегистрировались как нерезидент, то все налоговые операции следует проводить лично.

Налогообложение дохода от аренды для резидентов

Резидент может уплатить арендный налог двумя способами:

  1. Подав декларацию с удержанием до 35% дохода. Уплачивается ежемесячно, при этом НДС взимается с арендатора.
  2. Распределив по категориям и задокументировав все налоговые вычеты.

Во втором случае резидент должен вести учет всех категорий данного сбора и иметь их документальное подтверждение. К таким категориям относятся:
  • налог на владение недвижимостью с учетом взносов и местных налогов;
  • платежи по водоснабжению и расходы на обслуживание;
  • оплата труда работников, непосредственно связанных с недвижимостью, которая сдается в аренду;
  • взносы по страхованию недвижимости.

Помните, что предъявление официальных чеков и квитанций является обязательным, хотя получить их иногда бывает непросто.

Оплата налогов для нерезидентов

Арендный налог для нерезидентов, как правило, является фиксированным и составляет 25% от дохода. Для того чтобы оплачивать арендный налог в качестве нерезидента, необходимо заключить контракт с риелтором или агентом, чтобы они работали от вашего имени. То есть именно риелтор или агент будут выдавать квитанции арендатору, взимать с него туристический сбор, если таковой предусмотрен, и НДС.

Другие виды налогов в Мексике

Налоги в Мексике не исчерпываются подоходным или налогом на недвижимость. Не стоит также забывать и о таких сборах, как НДС и налог на транспортные средства. Налог на добавленную стоимость в Мексике, который называется IVA, составляет 16%. Он распространяется на большинство товаров и услуг, а оплачивается покупателем или потребителем.

Что касается транспортных средств, то владелец автомобиля с мексиканскими номерными знаками должен оплачивать транспортный налог, который увеличивается с ростом цены на автомобиль и в итоге может даже превысить величину налога на недвижимость. Небольшой транспортный сбор взимается только с пикапов, так как они приравниваются к фермерским автомобилям.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, существуют налоги на процентный доход и на ценные бумаги. При наличии счета в мексиканском банке, на который регулярно поступают дивиденды, предусмотрен налог на процентный доход. Для нерезидентов заполнение декларации не требуется – налог будет взиматься автоматически.

Продажа ценных бумаг, таких как акции, не облагается налогом, если продается не более 10% ценных бумаг. Нерезиденты, которые инвестируют в ценные бумаги, платят подоходный налог, начисляемый либо исходя из стоимости сделки, либо из суммы дохода. Как правило, это 25% или 28%.

[3]

Источники


  1. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.

  2. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.

  3. Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm; М.: Спарк, 2012. — 313 c.
  4. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.
  5. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.
Особенности налоговой системы мексики
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here