Особенности реабилитации детей-инвалидов

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Особенности реабилитации детей-инвалидов". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Реабилитация детей-инвалидов

Реабилитация детей-инвалидов представляет собой систему мероприятий, которые направлены на устранение ограничений жизнедеятельности или на как можно более полную их компенсацию.

Цель реабилитации – восстановление социального статуса детей-инвалидов, их адаптация в социуме и достижение ими материальной независимости. Различают три вида реабилитации – медицинскую, социальную и профессиональную.

Понятие социальной реабилитации детей-инвалидов

Социальная реабилитация – это процесс усвоения ребенком определенной системы знаний, ценностей и норм, которые характеризуют культуру, присущую обществу или социальной группе в целом. В результате социальной реабилитации дети-инвалиды могут функционировать в качестве активных субъектов общественных отношений.

Социализация включает в себя образование и воспитание, но сводить ее только к этим процессам нельзя, так как она осуществляется под влиянием многих условий как контролируемых и направленных, так и возникающих спонтанно.

Социальная реабилитация детей-инвалидов решает задачу общего развития ребенка, прививает ему трудовые навыки, формирует основы правильного поведения, обучает самообслуживанию, а также помогает в ориентации в быту и адаптации в обществе.

В результате социальной помощи выравниваются возможности детей-инвалидов – им легче преодолевать трудности самореализации, налаживать взаимодействия с семьей и близкими. Ребенок интегрируется в совместную деятельность с такими же детьми с ограниченными возможностями.

Одной из главных проблем детей-инвалидов является нарушение их связи с миром, бедность контактов с ровесниками, ограничение мобильности и общения с природой, недоступность культурных ценностей и многих аспектов образования. Задача любой реабилитации, в том числе и социальной, заключается в формировании среды, исполняющей реабилитационную функцию и способствующей развитию потенциала ребенка.

В результате социализации предотвращается нарушение связи детей с окружающим миром. У них восстанавливается бытовая и общественная деятельность, соответствующая их потенциалу. Для осуществления социальной помощи действуют специальные реабилитационные центры для детей-инвалидов, но нередко реабилитацию проводят и в домашних условиях.

Методы социальной реабилитации детей-инвалидов

Медицинские мероприятия, направленные на реабилитацию детей-инвалидов, являются лишь основой для проведения длительной работы по социальной адаптации. Ребенок с ограниченными возможностями должен обрести свое место в обществе и проявить в полной мере собственные способности.

Методы социальной реабилитации детей-инвалидов разнообразны и включают в себя следующие виды деятельности:

  • Подготовка к образованию и содействие в зачислении в специализированную школу;
  • Развитие физических и духовных способностей ребенка;
  • Создание для детей с возможностями обучения практическим навыкам условий, позволяющих участвовать в жизни общества;
  • Установление наиболее комфортного контакта с внешним миром;
  • Облегчение жилищных и бытовых условий;
  • Организация и проведение досуга, а также полноценное участие в культурной и общественной жизни;
  • Поддержка и восстановление моральных и физических сил;
  • Включение в процесс реабилитации не только ребенка, но и его ближайшее окружение.

В России социальная политика по реабилитации детей-инвалидов строится на основе медицинской модели инвалидности, то есть инвалидность рассматривается как заболевание, недуг, патология. Подобная модель ослабляет социальную позицию ребенка-инвалида и обособляет его от общества здоровых детей.

Особенно остро данная проблема ощущается в сфере образования, когда для детей с ограниченными возможностями создаются специальные учебные заведения и санатории, изолирующие их от здорового детского общества и превращающие их в меньшинство с дискриминацией прав.

Задача социальной реабилитации детей-инвалидов – снять страх перед средой, которая недоступна, раскрепостить ребенка и направить его духовные и физические силы на развитие и проявление талантов и способностей.

Выравнивание возможностей детей-инвалидов обеспечивается за счет социальных служб, которые организуют работу со всеми участниками: ребенком, его семьей и ближайшим окружением. Родители, получая поддержку, начинают более объективно оценивать проблемы, связанные с инвалидностью, не замыкаются на своем ребенке и проявляют социальную активность.

Культурно-просветительские и клубные мероприятия, в которых дети-инвалиды участвуют вместе с родителями и здоровыми сверстниками, помогают ребенку приобрести опыт общения и деятельности в коллективе.

Таким образом, социальная реабилитация помогает детям развивать необходимые навыки и умения, а также безболезненно влиться в общество.

Реабилитация детей-инвалидов в домашних условиях

Занятия с ребенком можно проводить не только в специализированных реабилитационных центрах для детей-инвалидов, но и дома. Для этого, прежде всего, родители должны посоветоваться с врачом-психоневрологом и педагогом, которые расскажут, как и чему учить ребенка.

С учетом специфики нарушенных функций, состояния интеллекта и моторики определяется основная задача обучения. Сначала ребенка тщательно обследуют, а после этого составляют индивидуальную поэтапную программу обучения. Большинство заданий в начале обучения выполняется в процессе повседневных мероприятий по уходу за ребенком.

Чтобы ребенок показал себя с лучшей стороны, родителям следует:

  • Предлагать ребенку короткие разнообразные задания, чередовать виды деятельности;
  • Попеременно использовать новые задания с уже изученными и более легкими;
  • Оценивать навыки самообслуживания в подходящей обстановке;
  • Привлекать других членов семьи для оценки сформированных навыков;
  • Проводить оценку новых достижений в виде игры;
  • Включать в обучение тренировку тех навыков, которые способствуют развитию каких-либо относительно сохранных функций;
  • Составлять с помощью педагога план на 2-3 недели вперед.

Родители должны быть готовы к определенным трудностям в процессе обучения, например, ребенок не хочет выполнять задание, хотя и может, либо ему трудно сконцентрировать внимание. Эти и другие проблемы можно решить, предварительно научив ребенка подчиняться требованиям взрослых, либо обративших к совету квалифицированного специалиста.

Родителям следует разделить процесс обучения на три ступени:

  • Объяснить ребенку, что необходимо сделать;
  • Оказать при необходимости помощь;
  • Создать ситуацию успеха и поощрить ребенка за выполненное задание.

Таким образом, главная цель реабилитации детей-инвалидов как дома, так и в специальных учреждениях, заключается в улучшении качества их жизни и создании условий для равных возможностей с другими членами социума. Это способствует их интеграции в общество и создает фундамент для дальнейшей независимой жизни.

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

В нашей стране существует много организаций и учреждений, в которых родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут получить требуемую помощь, к ним относятся следующие:

[1]

территориальные или районные центры социального обслуживания или социальной защиты населения;

Читайте так же:  Пенсии смертников

реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

городские или районные комитеты по защите прав материнства и детства;

городские или районные отделы управления образованием;

специальные образовательные учреждения (детские сады, школы-интернаты, дома-интернаты и др.);

ассоциации и другие объединения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важнейшее условие успешной социализации ребёнка-инвалида – это сознательное участие его семьи в процессе его реабилитации. Поэтому приоритетной формой работы с такой семьёй в настоящее время является деятельность в условиях реабилитационных центров, преимущество которой состоит в том, что дети «не отрываются» от привычных родственных связей, а родители принимают непосредственное участие в реабилитационном процессе, также получая необходимую психологическую помощь (А.К. Долгушин, В.Ф.Лазарев).

Деятельность реабилитационных центров направлена на оказание детям-инвалидам и подросткам-инвалидам таких видов социальных и психологических услуг, как:

социально-медицинские и санитарно-гигиенические;

содействие в получении детьми образования, с учётом их физических возможностей и умственных способностей;

услуги по организации питания, быта, досуга и пр.

Одна из основных задач реабилитационного центра – помощь семьям, воспитывающим ребёнка или подростка с отклонениями в физическом развитии, проведение необходимых мероприятий по его выздоровлению в домашних условиях, социально-реабилитационная работа с детьми и их родителями. Специалисты центра совместно с врачами определяют исходный уровень физического и психического здоровья ребёнка, разрабатывают индивидуальные программы реабилитации ребёнка, прогнозируют этапы и сроки восстановления нарушенных функций и т.д.

В структуре полномасштабного реабилитационного центра должны быть созданы несколько основных подразделений:

отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации;

отделение медико-социальной реабилитации; его назначение – организация поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в части медико-социальных и медико-консультативных мероприятий;

отделение психолого-педагогической помощи; оно предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в части психолого-социальных и социально-педагогических мероприятий;

отделение дневного пребывания;

стационарное отделение – круглосуточное пятидневное пребывание;

реабилитационные группы, объединяющие детей по полу, возрасту и состоянию здоровья; деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых развивающих программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации.

Центрами используются свыше тридцати реабилитационных методик, в том числе: метод кондуктивной педагогики, массаж, ЛФК и коррекционно-педагогические методики, психотерапевтические методики, иглорефлексотерапия, физиотерапия, музыкотерапия, игротерапия, восстановительная терапия, лазеротерапия, водолечение, сауна, бассейн, фитотерапия, минеральные воды, диетотерапия, тренажёры и спортивно-оздоровительные методики и т.д. (Е.И.Холостова).

Одним из видов помощи родителям, имеющим детей-инвалидов, является патронирование, под которым понимается целенаправленное сопровождение деятельности родителей в соответствии с программой реабилитации детей-инвалидов. Выделяются различные виды патронажа:

медико-социальный – обучение родителей методам реабилитации в домашних условиях;

культурно-досуговый – направленный на содействие развитию ребёнка и включению его в общество;

социально-педагогический и социально-психологический, – коррекция внутрисемейных отношений в неблагополучных семьях, поддержка семей риска.

Для семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида, становится необходимой психологическая реабилитация всех ее членов, в первую очередь – матери ребёнка. Суть психологической реабилитации заключается в том, чтобы помочь семье обрести адекватный социально-психологический и социокультурный статус, выйти из состояния психологического стресса. Решение этой проблемы предусматривает:

разработку методики диагностики состояния всех членов семьи;

определение критериев объединения родителей (матерей) в группы для оказания специалистами адекватной помощи каждой конкретной семье;

составление программы реабилитации семьи в психолого-педагогическом и социально-культурном аспекте;

проведение реабилитационных мероприятий конкретно каждой семьи в соответствии с индивидуальной психолого-педагогической программой;

организация групп взаимоподдержки родителей;

эпизодическое патронирование семьи после проведенных мероприятий.

Развитие ребёнка-инвалида в большой степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности выбора воспитательных воздействий, ни в коей мере нельзя исключать решающего влияния семьи в формировании личности ребёнка-инвалида, в чём особая роль принадлежит матери.

Работа с матерями, воспитывающими детей-инвалидов, строится в соответствии с двумя направлениями: 1) изучение родительских позиций и личных особенностей матерей; 2) активное включение матери в реабилитационные мероприятия с ребенком.

На основе наблюдения за поведением матерей, бесед с ними, их отношения к ограниченным возможностям здоровья ребёнка, создаётся программа помощи матерям. Специалисты реабилитационного центра повышают самооценку матерей с пассивной личностной позицией; выслушивают и поддерживают мам с повышенной тревожностью. Родители должны знать о специфике их ребёнка, о его развитии, методах воспитания. К услугам родителей – консультации психотерапевта: индивидуальные беседы и групповые психотренинги. В ходе работы с семьёй ребёнка-инвалида необходимо научить родителей и других родственников принимать ребёнка таким, какой он есть, сочувствовать ему, создавать условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие, так как именно в семье ребенок-инвалид в состоянии включиться в жизнь – в мир её звуков, ощущений, образов, предметов.

Список использованной литературы

Лазарев В.Ф., Долгушин А.К. Модель центра медико-социальной реабилитации детей-инвалидов. – М. — 2012.

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: медико-социальные аспекты / Под ред. Кривцова Л.Н., Красотина Л.И., Цуканова Е.В., Гребенникова Н.В. – М.: Социально-технологический институт. — 2012.

Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» — 2012.

Ялпаева Н.В. Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями. – М. — 2012.

Особенности реабилитации инвалидов (стр. 1 из 2)

Глава 1. Некоторые аспекты реабилитации инвалидов

1.1 Особенности реабилитации детей с умственной отсталостью

1.2 Особенности реабилитации при дефектах зрения и слуха

1.3 Особенности реабилитации при дефектах нижних конечностей

Глава.2. Методика обучения инвалидов двигательным действиям и формирование двигательных навыков

Известно, что одним из рациональных и действенных средств формирования здоровья и здорового образа жизни является физическая культура. Она важна и для людей с ограниченными функциональными возможностями. Серьезный физический недуг привод к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшат координацию движений и ориентацию. Это сопровождается психическим напряжением, которое затрудняет или даже исключает возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях развивается комплекс неполноценности, характеризующийся тревогой, потерей личного достоинства и уверенности в себе. Активные физкультурно-оздоровительные занятия, участие в массовых физкультурных мероприятиях восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернутся к активной жизни, следовательно, являются эффективным средством восстановления физического и психического здоровья лиц с ограниченными физическими возможностями. По сложившейся в нашем обществе системе мировоззренческих взглядов, инвалидами и лицами с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья должны заниматься, в первую очередь, органы здравоохранения, социальной защиты, образования.

Читайте так же:  Какие документы нужны для оформления пенсии по инвалидности 2 группы в россии

Глава 1. Некоторые аспекты реабилитации инвалидов

По данным ООН, в мире каждый десятый житель планеты — инвалид.

В энциклопедическом словаре реабилитация инвалидов рассматривается как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов». Как видно из этого определения, в понятие «реабилитации» входят: функциональное восстановление или компенсация того, что нельзя восстановить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида.

Патологические процессы, развивающиеся в результате болезни, с одной стороны, нарушают целостность и естественность функционирования организма, а с другой — вызывают у инвалида комплексы психологической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью или,

наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью, а подчас и антисоциальными установками.

Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения и последующих коррекций, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в общество — первостепенная государственная задача.

В декларации ООН о правах инвалидов (1975 г) говорится: «Инвалиды имеют все права на уважение их человеческого достоинства, на образование, профессиональную подготовку, восстановление трудоспособности, на максимальное проявление своих возможностей и способностей, на ускорение процесса их социальной интеграции».

Любая патология, которая привела человека к инвалидности, независимо от вызвавшей ее причины и нозологической формы непременно отражается на двигательной функции. Малоподвижность инвалида приводит к гипокинезии и гиподинамии, проявляющиеся целым рядом негативных последствий: снижение функциональных возможностей и работоспособности, нарушение социальных связей и условий самореализации, потеря бытовой и экономической независимости, что, в свою очередь, вызывает стойкий эмоциональный стресс. Поэтому борьба с гипокинезией — это избавление от ряда негативных изменений всех органов, это профилактика ряда заболеваний, это также становление адаптации инвалидов к жизни и профессиональной деятельности.

Привлечение инвалидов к занятиям физкультурой и спортом — наиболее целесообразное реабилитационное мероприятие. Активная физическая культура — это средства, приемы и методы физического воспитания для формирования у инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развития и совершенствования физических, психических, функциональных и волевых качеств и способностей, позволяющих им обрести самостоятельность, бытовую и психологическую независимость, совершенствоваться в профессиональной деятельности, уметь отдыхать.

Помимо основных принципов реабилитации при проведении реабилитационных мероприятий у инвалидов необходимо соблюдать принцип партнерства — включение самого инвалида и членов его семьи в лечебно-восстановительный процесс, привлечение их к участию в восстановлении тех или иных функций и социальных связей.

К числу наиболее распространенных врожденных пороков развития относятся: умственная отсталость, дефекты зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, причем эти пороки развития нередко сочетаются.

1.1 Особенности реабилитации детей с умственной отсталостью

Распространенность этого порока развития в разных странах достигает 1-3%. Принято считать, что до 75% всех случаев умственной отсталости обусловлено генетическими факторами. Эти лица нуждаются в специальных методах воспитания и обучения. Очевидно, что характер реабилитационных мероприятий зависит от глубины умственного недоразвития. Так, лица с относительно не глубоким интеллектуальным недоразвитием могут обучаться по специальной школьной программе и получить доступные профессиональные навыки. В то же время у лиц с глубокой умственной отсталостью невозможны ни школьное обучение, ни профессиональная ориентация. По данным ряда исследователей, занятия физической культурой способствуют улучшению психического развития детей и инвалидов.

1.2 Особенности реабилитации при дефектах зрения и слуха

Свыше 40 млн. человек во всем мире и более 500 тыс. в США оцениваются юридически как слепые (незрячие), и каждый год теряют зрение еще миллион человек. Ведущая роль в происхождении врожденных дефектов зрения и слуха принадлежит генетическим факторам. Степень выраженности дефекта зрения или слуха имеет большое значение для возникновения вторичных нарушений развития ребенка (расстройства нервно-психического развития). При небольшом дефекте слуха — тугоухости существует возможность нарушения самостоятельного овладения речью, а полная глухота при отсутствии специального обучения обычно приводит к немоте.

При слепоте и глухоте задерживается развитие навыков общения, нарушаются формирование предметных представлений (из-за отсутствия контакта, общения) и развитие эмоциональной сферы. Оба вида нарушений требуют соответствующей коррекции. Общие закономерности дефектов зрения и слуха: недоразвитие способностей к приему, переработке, хранению информации и недостаточность словесного опосредования. В результате возникает тенденция к определенному замедлению темпа развития мышления, в частности процессов обобщения и отвлечения. К числу мероприятий коррекции при дефектах зрения и слуха основная роль принадлежит стимуляции развития остаточного слуха и зрения.

У слепых часто имеет место гипокинезия (гиподинамия), поэтому понятно большое значение адаптивной физической культуры. Обучение слепых детей и их родителей проводится на специальных курсах обучения по программам:

академической (получить образование);

профессиональной (помочь слепым подготовиться к трудовой деятельности);

самосовершенствование (изучение для внутреннего удовлетворения и радости).

1.3 Особенности реабилитации при дефектах нижних конечностей

Из всех нуждающихся в профессиональной реабилитации 70% — лица с дефектами опорно-двигательного аппарата.

Социальная реабилитация детей-инвалидов имеет свою специфику.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ПЕРИОДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

ž 1) рождение ребенка — получение информации о наличии у ребенка патологии, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи;

ž 2.) школьный возраст — принятие решения о форме обучения ребенка, организация его учебы и внешкольной деятельности, переживание реакций группы сверстников;

ž 3) подростковый возраст — привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с пробуждающейся сексуальностью, изоляцией ребенка от сверстников и его отвержением (с их стороны), планирование будущей занятости ребенка;

ž 4) период «выпуска» — признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации члена семьи — инвалида;

ž 5) постродительский период — перестройка взаимоотношений между супругами (например, если ребенок был успешно «выпущен» из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.

Социальная реабилитация детей-инвалидов имеет свою специфику.

О.В. Балберова также выделяет следующие особенности социальной реабилитации детей-инвалидов, при этом заостряя внимание на детей-инвалидов, проживающих вне семьи. В своей статье «Особенности социальной реабилитации детей-инвалидов, проживающих вне семьи» она рассказывает о трех сферах, влияющих на процесс становления личности ребенка-инвалида: деятельность, общение, самосознание.

Читайте так же:  Как приобрести недвижимость в мексике

Через деятельность ребенок осваивает новые социальные роли и их значение в обществе. Наибольшую информацию об обществе ребенок получает с помощью общения. У ребенка-инвалида, тем более, если он воспитывается вне семьи, в связи с этим возникают большие проблемы в социализации, так как они испытывают дефицит в общении. Возникают затруднения и в самопознании личности. Часто у детей-инвалидов формируется неверное представление о своем «Я». У таких детей часто бывает неадекватная самооценка, завышенная или заниженная. По мнению Балберовой, социальная реабилитация ребенка-инвалида должна включать в себя:

1. Развитие физических и духовных возможностей ребенка.

2. Помощь в получении образования.

3. Создание условий для полноценной жизни в обществе.

4. Помощь в получении профессионального образования.

5. Помощь в установлении реального и оптимального контакта с окружающим миром.

6. Создание благоприятных условий для активного участия в общественной и досуговой деятельности, а также обеспечение максимально возможного самообслуживания.

7. Включение в процесс реабилитации детей, как активных участников, и их социального окружения.

8. Заинтересованное осмысление не только своих собственных задач, но и мотивационно окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с ним смыслового поля. тей-инвалидов формируется неверное представление о своем»большие проблемы в социализации, так как они испытывают дефицит в о

МИКРОСИСТЕМА образует типы ролей и межличностные взаимоотношений в семье. Подобно теории семейных систем и социально-экологической модели, микросистема состоит из следующих подсистем: мать — отец, мать — ребенок-инвалид, мать — здоровый ребенок, отец — ребенок-инвалид, отец — здоровый ребенок, ребенок-инвалид — здоровый ребенок. В связи с этим проблемы, возникающие в семьях, имеющих детей-инвалидов, можно отнести к той или иной подсистеме внутрисемейных контактов:

ž мать— отец. Индивидуальные проблемы родителей, их взаимоотношений до рождения больного ребенка; проблемы в связи с рождением ребенка-инвалида;

ž мать— ребенок-инвалид. Матери по традиции приходится нести основную тяжесть забот по уходу за ребенком-инвалидом и организации его жизни; она часто находится в состоянии депрессии и ощущает чувство вины;

ž мать — здоровый ребенок. Мать должна уделять достаточное внимание здоровому ребенку и удерживаться оттого, чтобы навязывать ему чрезмерные заботы о ребенке с нарушением развития;

ž отец — ребенок-инвалид. Проблемы в этой подсистеме зависят от степени общения отца с больным ребенком и его участия в жизни семьи в целом;

ž отец — здоровый ребенок. Потенциальные проблемы сходны с теми, которые возникают в подсистеме «мать — здоровый ребенок»;

ž ребенок-инвалид — здоровый ребенок. Братья и сестры больного ребенка ощущают чувство вины, стыда и страха «заразиться» той же болезнью; ребенок-инвалид стремится «поработить» брата или сестру; здоровые дети формируют нормальное амбивалентное отношение к брату или сестре с ограниченными возможностями.

[2]

МЕЗОСИСТЕМА включает широкий спектр подсистем, в которых участвует семья. Образования уровня мезосистемы — это отдельные индивиды, а также службы и организации, активно взаимодействующие с семьей: работники здравоохранения и социального обслуживания, родственники, друзья, соседи, сослуживцы, а также специальные реабилитационные или образовательные программы.

ЭКЗОСИСТЕМА В экзосистему входят институты, в которых семья может не участвовать непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на семью:

ž средства массовой информации, которые влияют на формирование стереотипа положительного или отрицательного отношения к людям с ограниченными возможностями: например, инвалиды могут быть представлены как жалкие, несчастные, недееспособные существа или же как компетентные, уверенные в себе личности с сильной волей;

ž система здравоохранения. Семьи, имеющие детей со значительными нарушениями физического здоровья и взрослых инвалидов, в большой степени нуждаются в помощи системы здравоохранения;

ž система социального обеспечения. В современной России для большинства семей, имеющих ребенка-инвалида и взрослых инвалидов, финансовая и иная поддержка государства являются весьма существенными;

ž образование. Содержание и качество образовательных программ, принцип их организации определяют характер взаимоотношений родителей и школы, доступность и форму образования, степень оказываемой родителям помощи и уровень независимости семьи от ребенка с ограниченными возможностями. Для детей-инвалидов обучение посильной и доступной профессии, пользующейся в обществе большим спросом,являетсяодним из факторов, гарантирующих возможности выживания.

МАКРОСИСТЕМА образует следующие факторы:

ž социокультурные и социально-экономические. Члены семьи воспринимают инвалидность своего ребенка с позиций социокультурных факторов, этнических и конфессиональных ценностей, широкого социального окружения. Эти же факторы определяют семейный выбор по участию в системе услуг. Социально-экономический статус семьи может определять или отражать характер и уровень ресурсов семьи;

ž экономический и политический. Состояние экономики и политическая атмосфера региона или страны в целом оказывают большое воздействие на программы для инвалидов и их семей. Инвалидность следует понимать не только как физическое состояние, но и как ограничение возможностей, поскольку нарушения телосложения, функций организма или условий окружающей среды снижают активность человека и затрудняют его социальную деятельность.

Основы медицинской реабилитации ребенка

Некоторые детки рождаются с отклонениями, а у других патологические изменения проявляются с возрастом. В обоих случаях необходима медицинская реабилитация детей. Это борьба за будущее здоровое развитие ребенка. Главным отличием от простого лечения является нормализация жизнедеятельности с учетом возраста малыша.

Главная цель реабилитации – возврат пациенту утраченных возможностей, навыков, здоровья, адаптация в социум, бытовую жизнь.

Виды мед реабилитации детей

По данным ВОЗ, 650 млн. человек, из которых треть дети, имеют тяжелые заболевания, которые требуют реабилитации. С каждым годом их число увеличивается.

Иногда крайне необходима медицинская реабилитация детей с ограниченными возможностями, инвалидам, уже с первых дней жизни. В этом помогают специальные центры и службы.

Реабилитация включает все виды и методы предоставляемых услуг для разных возрастных категорий. Это полный комплекс, который социализирует детей с особенностями.

Помимо здоровья, происходит полное либо частичное восстановление трудоспособности.

Приобретенные отклонения обычно проявляются после перенесенной серьезной болезни, травмы, как физической, так и психологической.

Существуют такие основные виды реабилитации:

  1. Медицинская. По восстановлению утраченных функций. Совершается поэтапное лечение, которое проводят до полного либо частичного выздоровления. Происходит активизация возможностей организма. Проводят психотерапию, чтобы малыш научился спокойно принимать свою болезнь, боролся с ней собственными силами (физические упражнения, позитивный настрой, обучение).
  2. Социальная. Социально-бытовая адаптация. Помогает составить режим дня, учитывая особенности ребенка, его возраст. Рассматривается необходимый уход за детьми с особенностями. Этот вид помогает ребенку в положительном ключе воспринимать себя и свою семью, осознавать окружающее общество. Помощь соц. реабилитации велика: адаптация, получение спец. средств, работа по дому, материальная помощь, воспитание в специальных учреждениях.
  3. Трудовая (профессиональная) деятельность (для деток – обучение). Происходит качественная подготовка к учебе, к восприятию, запоминанию учебных программ. Выделяются средства для учебы, профориентации или переобучения.
Читайте так же:  Нужна ли виза на остров родос для россиян

Суть, особенности реабилитации

Основная суть – это максимальное восстановление здоровья в физическом и психическом плане. Проводят реабилитацию центры, организации по здравоохранению. Также ею стоит заниматься дома самостоятельно.

Первым местом, где начинается восстановление, является роддом. Дальше следует поликлиника, различные консультации, стационарное лечение. Когда малыш подрастает, возможно дальнейшее лечение в специальных санаториях, лагерях, интернатах, школах, садиках, диспансерах.

Чтобы улучшить состояние ребенка, развить его возможности, используют определенные программы, которые назначает непосредственно доктор. Это может быть:

Учитывая способности детского организма, реабилитация обладает определенными особенностями:

  • составляется индивидуальный план (с учетом имеющихся изменений, нарушений, характеристик пациента), по которому проводят все назначенные комплексы по реабилитации;
  • самая высокая эффективность проявляется, если лечение начато на первых стадиях болезни, отклонения;
  • применяется комплексный подход;
  • все предписания выполняются ежедневно, не пропуская;
  • реабилитация преследует цель полного восстановления либо приспособления к сложившимся обстоятельствам.

Дети находятся на учете, регулярно проходят осмотры. Например, медицинская реабилитация детей с ДЦП может происходить длительное время, с периодическими обострениями. Главное, не сдаваться, а продолжать лечение.

Средства реабилитации

Необходимо серьезно подойти к организации, выбору методики по реабилитации ребенка, имеющего некоторые отклонения. Ведь правильно подобранная схема лечения дает больше шансов на выздоровление. Необходимо четко придерживаться медицинской реабилитации детей по специальной программе.

Существуют признанные у нас и за рубежом основные реабилитационные положения:

  • место, где проводят реабилитацию, должно применять все виды лечения, иметь связь с себе подобными учреждениями;
  • восстановление начинают с ранних этапов заболевания комплексным подходом;
  • лечение совершают без перерывов, до максимально положительного результата;
  • все лечебные этапы проводят комплексно;
  • назначаются индивидуальные программы для каждого пациента (необходимо учитывать все особенности каждого организма);
  • цель – по возможности, вернуть здоровье, сформировать положительный настрой на дальнейшую жизнь, научить справляться с элементарными повседневными задачами, привить стремление к борьбе за свое здоровье, раскрыть желание к учебе.

Не всегда после посещения лечебных центров дети быстро возвращаются к былым условиям. Им необходимо время. Чтобы не возникло рецидива либо другой болезни нужно внимательно отнестись к адаптации малыша.

Следует заново организовать распорядок дня с назначенными врачом занятиями. Используйте массаж, ЛФК, придерживайтесь предписанной диеты, физиотерапии, работайте над психикой ребенка (главное – не травмировать ее).

Этапы медицинской реабилитации ребенка

Существуют государственные программы по реабилитации детей с определенными болезнями, разработана медицинская реабилитация детей инвалидов, которая состоят из таких этапов:

Проводя реабилитационные мероприятия, их обязательно заносят в личную карточку пациента.

Важны личностные качества, положительная жизненная позиция. Обучайте свое чадо основным правилам, которые нужно соблюдать в обществе.

Каждый человек полноценен, не зависимо от его физических возможностей. В дальнейшем поддерживать здоровье, наладить социальные связи помогут активные групповые игры на свежем воздухе.

К сожалению, некоторые последствия заболеваний откладывают свой отпечаток на всю дальнейшую жизнь малыша. И для того, чтобы сделать его существование более полноценным, необходима реабилитация. Она поможет вернуть утраченные функции либо компенсирует потерянные возможности. Таким образом, чадо будет чувствовать себя комфортно, ведя обычный образ жизни.

Глава 2. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья как деятельность

Понятие «социально-реабилитационная деятельность»

Основные принципы, цели и задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Основные направления социально-реабилитационной деятельности

Средства, способы и формы реализации целей и задач социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Коррекция психического и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Контрольные вопросы

Темы для докладов и сообщений

1. Комплексный подход в реабилитации детей-инвалидов — важнейшее условие их подготовки к интеграции в общество.
2. Благотворительность — одна из гуманных инициатив с целью оказания помощи и поддержки детям-инвалидам и их семьям и ее проявление в условиях города, области.
3. Средства массовой информации — мощный рычаг общественной поддержки проблем инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Неправительственные и общественные организации как активные участники создания полноценных условий для успешной интеграции инвалидов в общественную жизнь.

Литература

Концепция совершенствования медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства. Проект Концепции

Приложение N 1

Концепция
совершенствования медико-социальной и психологической реабилитации
детей-инвалидов и инвалидов с детства
(утв. приказом Минздрава РФ от 25 ноября 2003 г. N 567)

Предлагаемый Вашему вниманию проект Концепции разработан:
— Управлением организации медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения Российской Федерации;
— Департаментом организации и развития медицинской помощи населению Министерства здравоохранения Российской Федерации;
— Российским реабилитационным центром Детство Министерства здравоохранения Российской Федерации;
— Российской медицинской академией последипломного образования Министерства здравоохранения Российской Федерации;
— Центром нейрореабилитации Министерства здравоохранения Российской Федерации;
— Московским НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава Российской Федерации.

Обоснование Концепции совершенствования комплексной (медико-социальной
и психологической) реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства

[3]

Разделы Концепции

I. Введение.
II. Основные направления государственной политики в области оказания комплексной реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста.
III. Цель и задачи Концепции совершенствования комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства в Российской Федерации.
IV. Механизмы реализации Концепции совершенствования медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства в Российской Федерации.
V. Научные исследования в области детской и взрослой реабилитологии, в частности, нейрореабилитологии.
VI. Структура службы комплексной реабилитации детей-инвалидов инвалидов с детства независимо от возраста в Российской Федерации.
VII. Система подготовки, переподготовки и усовершенствования кадров в области комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста.
VIII. Работа по повышению информированности общества в вопросах инвалидности и реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства.

I. Введение

В существующих социально-экономических условиях состояние здоровья населения России остается одной из наиболее острых медико-социальных проблем.
В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей, увеличение числа хронических и сочетанных форм заболеваний, рост частоты интранатальных повреждений, наследственной, врожденной патологии.
Сохраняющаяся тенденция и прогнозируемый на начало XXI века значительный рост численности детей-инвалидов и инвалидов с детства могут создать серьезные социальные, экономические и психологические проблемы, как для самих инвалидов, так и для общества в целом, составляя определенную угрозу для национальной безопасности.
Скоординированное взаимодействие при оказании комплексной реабилитации детям-инвалидам и инвалидам с детства, преемственность в работе учреждений здравоохранения являются ведущими принципами Концепции совершенствования и систематизации комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства. При этом, основополагающее значение имеет взаимодействие специалистов разного профиля в оказании детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста реабилитационной помощи.

Читайте так же:  Как приобрести недвижимость в аргентине

II. Основные направления государственной политики в области оказания
реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства
независимо от возраста

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер вышеназванного постановления следует читать как 21.09.2000 г.

Однако, действующий в Российской Федерации приказ Минздрава России Министерства труда России от 29.01.1997 г. N 1/30, Об утверждении Классификации и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы, основанный на Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (МКН), уже не отвечают современным положениям нового документа Всемирной организации здравоохранения — Международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).
Следует также отметить, что в Федеральном Законе О социальной защите инвалидов в Российской Федерации от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ нет четкого определения медико-социальной экспертизы детей-инвалидов и инвалидов с детства, а также статей, касающихся как комплексной реабилитации, так и статей об организации жизнедеятельности инвалидов с детства.

III. Цель и задачи Концепции совершенствования медико-социальной
и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов
с детства в Российской Федерации

IV. Механизмы реализации Концепции совершенствования медико-социальной
и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства
независимо от возраста

Механизмы реализации Концепции предусматривают:
1. Разработку единой научной методической основы медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста.
2. Содействие межведомственным координационным советам при администрациях субъектов Российской Федерации в реализации программ комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства
3. Обеспечение межведомственного взаимодействия и контроля за реализацией современных реабилитационных технологий.
4. Взаимодействие с общественными организациями родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства и с благотворительными фондами.
5. Обеспечение информированности населения по вопросам инвалидности и реабилитации с привлечением средств массовой информации.

V. Научные исследования в области реабилитологии

VI. Структура службы медико-социальной и психолого-педагогической
реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо
от возраста в Российской Федерации

Концепция совершенствования комплексной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства предусматривает следующую структуру:
— базовые федеральные центры комплексной реабилитации системы здравоохранения в Федеральных административных округах для детей-инвалидов и инвалидов с детства от рождения, в том числе, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих с отделениями для постоянного проживания; региональные (межрегиональные) организационно-методические реабилитационные центры;
— отделения реабилитации для детей-инвалидов и инвалидов с детства самостоятельно передвигающихся и себя обслуживающих в многопрофильных больницах;
— центры восстановительной медицины и реабилитации в регионах;
— специализированные пансионаты в федеральных округах для самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих, инвалидов с детства независимо от возраста, предназначенные для постоянного их проживания, проведения им комплексной реабилитации
— санаторно-курортные учреждения.

Федеральный и региональные реабилитационные центры

Патронажная служба

Патронажные работники (врачи, сестры, социальные работники), прошедшие специальную подготовку, осуществляющие помощь детям в своем районе (области) на всех этапах.
Патронажная служба также должна быть организована при реабилитационных центрах, задачей которых является проведение минимальных диагностических и реабилитационных мероприятий в домашних условиях.

Школа для родителей

Для семей детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста при центрах и в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях организуются школы для родителей, целью которых является обучение семей навыкам реабилитационной помощи в домашних условиях.
Врачи и методисты школ проводят занятия по обучающей программе с детьми и их родителями в зависимости от возраста инвалида.

Дневной стационар

Дневной стационар является одним из основных звеньев службы комплексной реабилитации. Помимо экономической целесообразности деятельности дневного стационара реабилитационного профиля (уменьшение финансовых затрат на основные виды деятельности — медицинской, психолого-педагогической и хозяйственной), данная структура решает целый ряд медико-социальных вопросов. Дневной стационар является связующим звеном между реабилитацией больного в стационаре и в домашних условиях, что позволяет реализовать основные принципы реабилитации — перенос центра тяжести реабилитационного процесса в семью. Положительным аспектом деятельности дневного стационара является привлечение родителей к процессу реабилитации и их обучение возможным методикам, чтобы затем полученные знания постоянно отрабатывались в домашних условиях. Таким образом, с помощью дневного стационара решается одна из основных задач реабилитации инвалидов — обеспечение активной реабилитации в семье инвалидов с детства от рождения.
Перспективным направлением развития реабилитационной помощи является организация на базе дневного стационара центров для ранней диагностики отклонений развития у детей с целью профилактики инвалидности.

Школы адаптивной физической культуры

Школы адаптивной физической культуры — одно из звеньев службы реабилитации. Основными задачами являются оздоровительно-развивающие, коррекционные, компенсаторные и профилактические занятия, как по отношению к основному дефекту, так и сопутствующему заболеванию, а также по отношению к вторичным нарушениям, обусловленным основным дефектом.

VII. Система подготовки и усовершенствования кадров в области
реабилитации

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

VIII. Повышение информированности общества в вопросах инвалидности
и реабилитации

Источники


  1. Теория государства и права (схемы и комментарии). — Москва: Мир, 2000. — 208 c.

  2. Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика); М.: Юрилическая литература, 2013. — 288 c.

  3. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.
  4. Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.
  5. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.
Особенности реабилитации детей-инвалидов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here