Пенсионная реформа — добровольное пенсионное обеспечение

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Пенсионная реформа — добровольное пенсионное обеспечение". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Пенсионная реформа — добровольное пенсионное обеспечение

Напомним, у работающих пенсионеров ежегодная индексация пенсий сейчас «заморожена». То есть пока работник, оформивший получение пенсии, продолжает трудиться, он ее получает без индексации, в первоначальном назначенном размере в течение всех лет «переработки».

Правда, стоит отметить, что поскольку с зарплаты таких граждан работодатели продолжают платить взносы в Пенсионный фонд, пенсию им ежегодно пересчитывают с учетом размера поступивших отчислений — это происходит с 1 августа каждого года. А вот когда гражданин увольняется, пенсия ему пересчитывается с учетом всех пропущенных индексаций. Например, пенсионер продолжал трудиться три года — значит, когда он прекратит карьеру, пенсия ему будет проиндексирована с коэффициентами, действовавшими в последние три года.

Этот принцип «отложенных индексаций» предполагается сохранить для работающих пенсионеров и после начала реформы. Но поскольку правительство обещает увеличить коэффициент индексации после введения новой возрастной планки, эта группа пенсионеров в итоге также окажется в выигрыше, ведь повышенные коэффициенты будут действовать для всех.

Добрый доктор

Более 60 лет отработала в родной больнице в Рязани старейший хирург России (а может, и мира) Алла Ильинична Левушкина.

Ей 90 лет, а оперировать она перестала всего месяц назад. Более 60 лет приходила в ординаторскую первого хирургического отделения 11-й горбольницы Рязани.

«Ни разу не изменила ни больнице, ни хирургии, и о том, чтобы оставить работу, даже не думала», — говорит доктор. А пациенты всегда стремились попасть лечиться к ней — маленькой, хрупкой, но с твердой рукой и бесконечной добротой.

C премьер-министром Дмитрием Медведевым встретилось руководство партии и фракции «Единой России», чтобы обсудить трудовые гарантии для граждан в рамках предстоящей пенсионной реформы.

С одной стороны, речь идет о людях в возрасте после 50 лет, которым необходимо гарантировать трудоспособное будущее. Сейчас такие работники в зоне риска с точки зрения потери работы. Также им довольно сложно в случае увольнения найти новое место.

Нужны гарантии, чтобы людей в этом возрасте не увольняли, либо, если увольнение произошло, чтобы они могли пройти переобучение. Впрочем, в Роструде уже сообщили, что для возрастных работников будут предложены особые программы помощи в трудоустройстве.

Еще одна возрастная категория — молодые люди, у которых нередко возникают проблемы с поиском стартового места работы. Один из обсуждаемых вариантов: дать выпускникам вузов гарантию первого рабочего дня. Другая возможность — вернуться к старой системе распределения выпускников.

Реальное повышение пенсионного возраста, о чем многие сегодня не помнят, началось 1,5 года назад. И первой категорией, для которой было принято такое решение, стали государственные служащие.

Поправки в Закон «О страховых пенсиях» вступили в силу с 1 января 2017 года. Параметры повышения, кстати, были те же самые, что предлагаются сегодня для всех остальных работников (за исключением льготников): возраст увеличивается с 60 лет до 65 для мужчин и с 55 до 63 для женщин. Только шаг повышения тогда был выбран более плавный: по полгода увеличения за год.

Одновременно с возрастом были изменены и некоторые другие параметры для назначения пенсий — например, минимальный стаж работы на госслужбе.

Теперь возраст выхода на пенсию для госслужащих предлагается привести в соответствие с предстоящим увеличением общеустановленного возраста. С 1 января 2020 года шаг уже проводимого второй год увеличения трудоспособного возраста будет ускорен — по принципу «год за год».

Для «обычных» работников, которые по действующему законодательству выходят на пенсию в возрасте 60 лет — мужчины, и 55 лет — женщины, предполагается повысить возрастную планку на 5 лет для сильной половины и на 8 лет — для женского населения. То есть когда реформа закончится, мужчины смогут оформить страховую пенсию по старости в 65 лет, а женщины — в 63 года. Но это повышение не будет скачкообразным. Как показал опыт других стран, чтобы люди адаптировались и спокойнее принимали перемены, возраст надо повышать постепенно.

Начать правительство предлагает уже с 1 января 2019 года, при этом предусматривается достаточно длительный переходный период: с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, возраст выхода на пенсию предлагается увеличивать по принципу «на год за год, пропуская год» в течение 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. (См. инфографику выше)

Если законопроект будет принят в нынешнем виде, увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения. Граждане этого возраста с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году — в возрасте соответственно 61 год и 56 лет.

Отметим, что когда рассматривались разные варианты реформы, эксперты просчитывали и другие параметры, например, более медленное увеличение возраста «по полгода за каждый год». В пользу такого подхода высказалась на днях глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. Так что дискуссии и в правительстве, и среди парламентариев продолжаются. Окончательные параметры станут ясны позднее.

Много вопросов возникло и по поводу, что правительство собирается сделать с льготными пенсиями. Категорий льготников у нас очень много. Для некоторых сегодняшний порядок выхода на пенсию решено не менять. Для других — изменения все же будут.

Граждане, отработавшие определенный срок (иногда его называют «северным стажем») в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к северным территориям, имеют право на досрочную пенсию. Правительство предложило для тех северян, кому сейчас установлен возраст выхода на пенсию в 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), постепенно его повысить. Предусматривается повышение пенсионного возраста до 60 лет и 58 лет соответственно у мужчин и женщин.

Досрочные пенсии для северян ввели в 50-е годы прошлого века, когда нужно было осваивать северные территории. Условия работы и жизни в отдаленных северных регионах были чрезвычайно сложными, инфраструктура, всевозможные социальные объекты, обеспечивающие нормальную жизнь, отсутствовали и строились с нуля. Фактически льготой по раннему выходу на пенсию правительство компенсировало людям жизнь и работу в очень непростых условиях.

Сейчас ситуация другая. А продолжительность жизни у северян растет даже быстрее, чем в среднем по стране. За 2010-2016 годы в целом по России ожидаемая продолжительность жизни выросла на 2,93 года. За это же время на Чукотке стали жить дольше на 6,93 года, в Ненецком автономном округе — на 6,16 года, а в Сахе (Якутии) — на 4,09 года.

Порядка 42 тысяч россиян получают сегодня социальную пенсию. Это граждане, которые не работали вообще или трудились непродолжительное время. В результате они не наработали полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсии. В таких случаях государство берет на себя обязательство выплачивать им небольшую по размеру социальную пенсию.

Читайте так же:  Правила оформления ухода из декрета в декрет (второй)

До сих пор социальная пенсия назначалась женщинам, достигшим 60 лет, и мужчинам — в 65 лет.

Сроки ее получения также предлагается отодвинуть. Если законопроект будет принят, социальная пенсия будет назначаться женщинам на восемь лет позже нынешнего срока — в 68 лет, а мужчинам — позже на пять лет, то есть, соответственно, по достижении 70 лет.

Увеличение возраста для получения социальной пенсии будет проходить точно таким же образом, как и в случае с обычными страховыми пенсиями: плавно и постепенно.

Что касается пенсий по инвалидности, порядок их назначения остается, по сути, прежним. Граждане, имеющие значительные нарушения жизнедеятельности, как и раньше, имеют право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении (независимо от возраста) получать социальную пенсию по инвалидности. Средний размер социальной пенсии с 1 апреля 2018 г. составил 9072 рубля.

Главный момент: досрочные пенсии бюджетникам льготных категорий решено сохранить. Но время их назначения планируется постепенно сдвигать одновременно с увеличением общеустановленного пенсионного возраста.

Напомним, право оформить пенсию досрочно есть у педагогов, медиков и артистов. Сейчас к конкретному возрасту момент назначения пенсии не привязан: нужно только выработать специальный стаж по профессии: от 15 до 30 лет. Например, школьные учителя должны отработать по профессии 25 лет. У врачей, работающих на селе или в поселках городского типа, спецстаж 25 лет, а если доктор работает в городской поликлинике и больнице, он должен отработать не менее 30 лет. У артистов право на льготную пенсию появляется в 50-55 лет, и лишь у некоторых категорий не зависит от возраста.

Требования к стажу разные: у профессий с большими физическими нагрузками, у солистов стаж меньше, у «массовки» — больше. Ключевой момент: требования к величине стажа менять не планируется. «Исходя из общественной значимости этих работников институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме, — пояснили «РГ-Неделе» в минтруде. — Никакого ужесточения требований по спецстажу не будет». Тем не менее порядок назначения досрочных пенсий предлагается изменить. Параллельно с увеличивающимся общеустановленным пенсионным возрастом будут постепенно (по году за год) «сдвигать» и сроки назначения льготной пенсии. В итоге, когда закончится переходный период, срок оформления этого вида пенсий сдвинется на 8 лет.

«Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки спецстажа и приобретения права на досрочную пенсию, — уточнили в минтруде. — Сейчас таким работникам необходимо выработать от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений» (см. рисунок).

Новая пенсионная реформа. Что нужно знать?

Краткое содержание:

Не так давно закончилась одна пенсионная реформа, как началась другая.

Министерство финансов России совместно с Банком России готовят проект по системе накопительной пенсии. Одним из положений проекта является т, что с граждан, имеющих определенный уровень дохода будет удерживаться 6% вместе с текущими отчислениями.

Основу, а если можно выразиться фундамент накопительной пенсии составит индивидуальный пенсионный капитал. Итак, основная цель реформы заключается в том, что работающие граждане с помощью своего работодателя либо работника станут производить отчисления от своей заработной платы в накопительную часть пенсии. Отчисления в размере 6% производить сразу не придется, можно будет отчислять по одному проценту в год на индивидуальный накопительный счет. Новшеством реформы является то, что граждане станут собственниками, 6% отчислений никто не сможет забрать и распорядиться ими.

Главное-отчисления носят добровольный характер. Принуждать производить отчисления никто не имеет право.

Категории граждан, которые в обязательном порядке будут производить отчисления?

Однозначного ответа на данный вопрос сегодня конечно не имеется, однако, по замыслу разработчиков проекта новой пенсионной системы накопительной пенсии речь пойдет о граждан у которых размер дохода в течение одного года составляет 1 000 000 руб. и более, то есть, тот, кто имеет размер заработной платы 80 000 руб. в месяц и выше. Данная категория граждан в обязательном порядке вероятнее всего станет отчислять ежемесячно 1% от размера своей заработной платы.

Цели использования пенсионных отчислений

Планируется, что денежные средства граждан будут использованы в экономике. С помощью именно индивидуального пенсионного капитала возможно будет увеличить размер своей будущей пенсии на 20%, то есть, самостоятельно накопить на «старость». Планируется также и то, что «накопленное» можно будет передать по наследству.

Однако, в экономических кругах по поводу новой пенсионной реформы имеются сомнения на предмет ее добровольности, поскольку не все пожелают в добровольном порядке увеличивать свои пенсии путем ежемесячных отчислений от заработной платы.

Пенсионная реформа — изменение распределительной пенсионной системы

В прежней распределительной пенсионной системе пенсия слабо зависела от зарплаты, полученной человеком за время его трудовой жизни.

С одной стороны, такой подход позволял низкооплачиваемым работникам получать приемлемую пенсию.

Но, с другой стороны, в результате низкие и высокие пенсии различались значительно меньше, чем низкие и высокие зарплаты.

По мере развития рыночных реформ, когда стала падать собираемость налогов и уменьшились доходы Пенсионного фонда, государству пришлось специально ограничивать верхние пределы назначаемых пенсий, что привело к еще большему их выравниванию.

В результате работники теряли интерес к тому, платят ли предприятия за них пенсионные взносы или нет, ведь размер пенсии от этого не зависел.

Пенсионная реформа предполагает появление двух различных частей распределительной пенсионной пенсии:

  • базовой части трудовой пенсии и
  • страховой части трудовой пенсии.

Базовая часть трудовой пенсии должна быть одинаковой почти для всех пенсионеров и представлять собой социальное пособие по старости (нетрудоспособности).

Страховая часть трудовой пенсии будет привязана к размеру пенсионных взносов, перечисленных за работника в ПФР в течение всей его трудовой жизни.

В рамках проводимой Пенсионной реформы поскольку пенсионные взносы зависят от зарплаты, то получаемая пенсия окажется связанной с зарплатой гораздо теснее, чем раньше.

Таким образом предполагается,что Пенсионная реформа, в свою очередь, должна стать стимулом для легализации зарплат.

Если до начала Пенсионной реформы многие работодатели старались выдавать своим сотрудникам зарплату (или, по крайней мере, большую ее часть) неофициально, «в конвертах», и не платили с нее пенсионных взносов, то теперь работники будут заинтересованы в «белой» зарплате и соответствующем перечислении пенсионных взносов в Пенсионный фонд РФ.

В настоящее время, однако, несмотря на проводимую Пенсионную реформу, финансовые потоки в Пенсионном фонде России сильно разбалансированы: средства для финансирования базовой части пенсии поступают с избытком, тогда как для страховой части пенсии — с дефицитом.

PPS. Напишите в комментариях к этой статье о Вашем отношении к пенсионному и финансовому планированию своей жизни.

Читайте так же:  Правила составления заявления о предоставлении льготы по транспортному налогу

PPPS. Если материал «Почему была необходима Пенсионная реформа » оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи.

До встречи!

Что еще читать по пенсионной реформе и пенсионному планированию:

Пенсионная реформа — добровольное пенсионное обеспечение

Все, о чем рассказывалось выше о пенсионной реформе, касается обязательной (государственной) пенсионной системы.

Но пенсионная реформа затрагивает все формы пенсионного обеспечения, в том числе и добровольное формирование пенсий в негосударственном пенсионном фонде (НПФ).

При существующем уровне зарплат и пенсионных взносов накопить на пенсию большую сумму в рамках государственной пенсионной системы не представляется возможным.

У людей с низкими зарплатами пенсии будут составлять солидный процент от них, но абсолютное значение этих пенсий будет все равно мало.

У высокооплачиваемых работников процент отчислений в страховую и накопительную часть, наоборот, оказывается слишком маленьким (из-за регрессивной школы ЕСН: чем больше база, тем меньше ставка налога), поэтому их пенсии в процентах от зарплат будут даже меньше, чем у бедных и средних слоев.

Следовательно, выход на пенсию для таких людей будет означать серьёзное снижение уровня жизни. Как уже известно, сегодня отношение средней пенсии к средней зарплате («коэффициент замещения») в России составляет менее 30%.

Реформа трудовых пенсий позволяет рассчитывать на повышение этого уровня до 35-40% лишь через 15-20 лет.

Между тем, по мнению специалистов Международной организации труда (МОТ), для нормальной комфортной жизни на пенсии коэффициент замещения должен находиться на уровне не менее 65-70%!

Как может добиться такой пенсии обыкновенный трудящийся россиянин? Только одним способом: копить себе на пенсию самостоятельно.

Мировой опыт наглядно показывает, что наилучшим вариантом накопления на пенсию сегодня является добровольное пенсионное обеспечение в негосударственном пенсионном фонде (НПФ).

Для большинства это несколько непривычно, но трезвый анализ убеждает в том, что без заботы о собственном пенсионном будущем обеспеченная старость останется лишь недостижимой мечтой.

PPS. Напишите в комментариях к этой статье о Вашем отношении к пенсионному и финансовому планированию своей жизни.

PPPS. Если материал «Почему была необходима Пенсионная реформа » оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи.

До встречи!

Что еще читать по пенсионной реформе и пенсионному планированию:

[2]

Пенсии конфискуют в добровольно-принудительном порядке

Власти придумали новый механизм отъема средств у населения

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина и министр финансов Антон Силуанов опять пытаются решить судьбу пенсионных накоплений. Фото Петра Ковалева/ТАСС

Чем меньше денег в бюджете, тем больше в правительстве планов пенсионных реформ. При этом направление каждой следующей реформы оказывается прямо противоположным предыдущему. Правительство только что ликвидировало обязательные пенсионные накопления путем их заморозки ради пополнения бюджета. А в Минфине уже готова новая реформа, которая возрождает квазиобязательные пенсионные накопления. Удерживать граждан в невыгодной для них накопительной системе можно будет только хитростью – фактически открыто признают чиновники Центробанка.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Действительно, у нас в последнее время принимались различные решения по накопительному пенсионному страхованию, оно замораживается. Сейчас мы подготовили вместе с Банком России предложения по созданию системы, в которой наши граждане могли самостоятельно откладывать средства на пенсию, накапливать пенсию в негосударственных пенсионных фондах», – заявил в конце прошлой недели глава Минфина Антон Силуанов.

Чиновник отметил, что добровольные пенсионные накопления будут страховаться, и их можно будет передать по наследству. «Это будет, по сути, такой не материнский капитал, который у нас есть, а пенсионный капитал. Каждый гражданин может формировать себе пенсионный капитал, зная, что эти средства не пропадут, эти средства останутся в любом случае, эти средства гражданин может направить не только на пенсию, но и на здравоохранение, и еще на целый ряд направлений. Но эта система должна заработать», – объясняет глава Минфина.

Заметим, ранее Антон Силуанов уже заявлял о новой пенсионной реформе – добровольной системе формирования пенсионных накоплений, которая должна заработать уже с 2017 года. По словам министра, «речь идет о новом видении накопительной составляющей пенсионной системы».

Тогда же министр объяснял необходимость перехода на добровольную систему формирования пенсии тем, что текущая система может обеспечить пенсионерам только 12–13 тыс. руб. в месяц, в то время как новая система позволит им увеличить свои пенсии. «Чтобы воссоздать эту (накопительную. – «НГ») систему, мы говорим, что каждый гражданин должен формировать себе такие накопления, иметь четкое понимание, сколько средств он накопил», – заявлял министр в интервью телеканалу «Россия 24» в мае этого года.

Чуть позже замглавы Минфина Алексей Моисеев объяснил, что граждане, чей среднемесячный доход превышает 50–100 тыс. руб., смогут копить дополнительно на пенсию сверх того, что им гарантирует государство. Моисеев отметил, что подобный формат пенсионной системы считается наиболее эффективным «как с точки зрения вовлечения людей, так и с точки зрения ответственности людей за пенсионные накопления». При этом чиновник сетовал на то, что государство не в состоянии выплачивать гражданину 40% его заработка на пенсии, если он всю жизнь получал 100 тыс. в месяц. Очевидно, именно поэтому власти и приняли решение переложить ответственность за пенсии на граждан.

В настоящий момент пенсионное обеспечение россиян может формироваться из трех частей: страховая часть, накопительная часть и пенсия по государственному обеспечению.

Работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа может идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут – по выбору гражданина – все 22% идти на формирование страховой пенсии.

Прежнюю добровольную накопительную пенсионную систему в ЦБ считают безрезультативной. «Накопительная часть – это безальтернативная история, если мы хотим обеспечить для наших граждан переход от потери основного источника дохода – заработной платы», – считает первый зампред Центробанка Сергей Швецов. Начинать копить на пенсию необходимо как можно раньше, уверен чиновник. При этом чиновник как бы невзначай обходит тот факт, что накапливать деньги или даже просто их сохранять в России невозможно. Об этом говорят не только десятилетия пореформенной России, но также опыт СССР и Российской империи.

И хотя финансовые власти РФ так и не создали возможность для накопления, они уверены, что смогут завлечь в убыточные «накопления» миллионы доверчивых россиян. Швецов, в частности, рассчитывает на деньги половины всех россиян. Правда, для этого необходимо немного «пофантазировать».

«Давайте пофантазируем, что мы выстроили правильную коммуникацию и что у нас нет факторов, отталкивающих людей от участия в этой системе. Исходя из того, что около 60% в нашей стране все-таки получают легальные зарплаты, я думаю, что от этой цифры 80% будут участниками этой системы, то есть примерно половина нашего населения», – цитирует Швецова Reuters.

Читайте так же:  Как восстановить истекший срок исковой давности при подаче виндикационного иска

А чтобы удержать граждан в убыточной для них системе, в ЦБ придумали разные мелкие хитрости. В частности, чтобы отказаться от навязанной накопительной системы, гражданам придется совершить много специальных действий. «Мы проанализировали зарубежный опыт – в принципе люди не очень хотят совершать много активных действий, если они точно не понимают, зачем им это нужно», – откровенно объясняет зампред ЦБ.

То есть чтобы оказаться в новой накопительной системе, гражданам ничего делать не придется. Новая накопительная система будет работать как бы по умолчанию. «Но чтобы в ней не участвовать, нужно прийти написать заявление, что я такой-то, в твердом уме и твердой памяти сознательно лишаю себя будущего. Как-то так. Большинство людей не будут этого делать. Тем более что старт системы начнется не с 6%, а все-таки начнется с более меньшей суммы – возможно, это 1% или, может, даже меньше. И это не та сумма, ради которой человек будет подвергать себя мукам отказа от своего будущего», – объясняет Швецов вторую хитрость для обмана граждан.

Первый зампред Центробанка Сергей Швецов предлагает включать россиян в новую накопительную систему по умолчанию. Фото РИА Новости

Многие эксперты скептически восприняли новые предложения ЦБ и Минфина, сообщает Reuters. По оценке главы совета Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) Сергея Белякова, число желающих участвовать в новой системе будет стремиться к нулю. «На первом этапе, наверное, действительно будет эффект «молчуна», когда нежелание совершать активные действия сохранит какую-то определенную сумму в системе накопительного компонента», – не исключает он. Но как только граждане с падающими доходами, невысокими зарплатами, высокой степенью закредитованности и абсолютной неуверенностью в завтрашнем дне получат первые квитанции от работодателя, где увидят, что размер их отчислений выше, потому что часть средств переводится в систему, быстро примут решение из этой системы выйти, уверен Беляков. «Власти транслируют совершенно разные сигналы. Эти танцы формируют недоверие к пенсионной системе в целом. И когда гражданин получает такие сигналы, у него возникает уверенная картинка, что лучше свои деньги никому не отдавать», – подчеркивает представитель АНПФ.

Прежде чем заморозить пенсионные накопления, власти предоставили гражданам выбор – участвовать в накопительной пенсионной системе или остаться полностью в распределительной системе. В результате больше половины граждан РФ выбрали участие в обязательной накопительной пенсионной системе, а значит, их мнение необходимо учитывать при выборе модели пенсионной системы в России, считает бывший министр финансов Алексей Кудрин. Экс-министр финансов высказывался против отмены обязательной накопительной пенсии и ранее. «Она в значительной степени реализуется, она работает на рынке. Я не вижу причин от нее отказываться», – подчеркивал он. В случае же ее отмены больше половины нынешних участников такой накопительной системы уйдут, и добровольно будут участвовать, по оценкам Кудрина, «в лучшем случае процентов 25».

По мнению же экспертов, предложение Минфина не более чем очередной способ отъема пенсионных денег у граждан. «И история с накопительным компонентом уже это показала. Для самих пенсий новая система ничего не даст», – подчеркивает профессор-исследователь Высшей школы экономики (ВШЭ) Наталья Тиханова.

С такой оценкой эксперта согласен и директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. «Государство так или иначе намерено пополнять свои резервы и каким-то образом мобилизовывать то, что называется традиционно длинными деньгами. Возможно, что этим новым вкладам будут даны какие-то дополнительные льготы. Может быть, будет расширен список инструментов, в которых можно инвестировать. Я думаю, что это попытка каким-то образом спасти лицо после предыдущих неудач и создать какую-то новую схему», – цитирует его радио «Эхо Москвы».

Расчет властей на то, что люди просто поленятся выходить из новой системы, вполне может оправдаться. «Стоит помнить, что у нас фантастически неграмотное в этом смысле население. Треть россиян проживает в сельской местности», – подчеркивает Тиханова. Однако это не значит, что россияне будут доверять новой добровольной пенсионной системе. «Когда мы воспринимаем наше население как объект – сложно рассчитывать на доверие с его стороны», – полагает эксперт ВШЭ. К тому же, напоминает она, в развитых странах все решения о пенсионном обеспечении принимают довольно тщательно, и после эти решения не меняются как минимум в течение 30 лет. «У нас же за последние несколько лет проводилось пять пенсионных реформ», – сообщает Тиханова.

Для самих граждан в текущей ситуации куда более эффективным решением проблемы будущей пенсии может стать открытие привлекательного сберегательного вклада, который они будут периодически пополнять. «Для чего при этом дополнительно создавать какие-то пенсионные фонды, вступать с ними в отношения, потом ожидать, смотреть на доходность их вложений, которые в общем-то в России, скажем так, редко бывают очень впечатляющие», – резюмирует Иноземцев.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Как пенсионная реформа затронет действующих пенсионеров?

Вступление в силу законов, принимаемых в рамках известной пенсионной реформы, которая инициирована правительством в 2018 году, коснется самых разных категорий пенсионеров — как действующих (работающих и неработающих), так и будущих. Ознакомимся подробнее с влиянием реформы на различные группы получателей пенсии.

Кого затронет пенсионная реформа?

Пенсионная реформа в России коснется как работающих, так и неработающих пенсионеров — но в каждом случае по-разному. Следует сразу отметить, что данная реформа пока что имеет отношение только к одному виду государственных выплат — страховой пенсии по старости. Ее можно считать основной, «общегражданской» и самой распространенной. При этом наряду с ней, граждане России различных категорий могут получать пенсии:
  1. военные;
  2. за государственную службу;
  3. по инвалидности;
  4. частные, ведомственные (от работодателей, НПФ).

Таким образом, поднимать вопросы, подобные тому, как пенсионная реформа коснется военных пенсионеров или, к примеру, граждан, получающих социальную пенсию, пока что преждевременно. Текущая законодательная инициатива — в основе которой повышение пенсионного возраста, касается только одного, самого распространенного вида пенсии.

Правда, косвенно получатели указанных видов пенсии, отличных от страховой, все же могут почувствовать на себе влияние реформы — если запланируют переход со своей специальной пенсии на страховую: сделать они могут это только при достижении необходимого пенсионного возраста, который будет повышен.

Отметим, что повышение пенсионного возраста касается только тех людей, которые не выйдут на пенсию до конца 2018 года. Минимальное повышение возраста по факту установлено и в 2019 году: до конца 2019 года (но не ранее его второго полугодия) на пенсию смогут выйти:

  • мужчины, достигшие возраста 60 лет и 6 месяцев;
  • женщины, достигшие возраста 55 лет и 6 месяцев.

Те граждане, которые оформят страховую пенсию по старости до 2018 года, разумеется, не утратят права на нее. Но при этом в рамках данной категории граждан есть отдельные группы получателей пенсии, в отношении которых реформа работает по-разному.

Ознакомимся подробнее с этими группами пенсионеров и с тем, как именно их затрагивает пенсионная реформа.

Читайте так же:  Право и условия назначения трудовой пенсии по инвалидности

Как пенсионная реформа затронет действующих пенсионеров?

Речь идет о следующих трех группах граждан, оформивших пенсию до конца 2018 года:

Работающим признается пенсионер, который получает заработную плату по трудовому или гражданско-правовому договору. С этой зарплаты работодатель обязан исчислять и уплачивать страховые взносы в ПФР: именно факт их начисления свидетельствует о том, что человек работает. То же самое касается индивидуальных предпринимателей: законом в отношении ИП установлена обязанность по перечислению в ПФР фиксированных взносов за себя.

Работающий пенсионер — по найму или ИП, в соответствии с рассматриваемой пенсионной реформой практически не изменит своего статуса, и правила исчисления пенсии в отношении него практически изменены не будут.

Главная особенность статуса работающего пенсионера — в том, что с 2016 года его пенсия не подлежит индексации в течение неопределенного срока. Пенсия может быть увеличена только за счет общего для всех страховых пенсий механизма увеличения стоимости пенсионного балла. Также пенсия увеличивается на 3 балла за каждый трудовой год. На практике суммарное увеличение приводит к росту пенсии на сумму, как правило, не превышающую 200-300 рублей. Пересмотр стоимости пенсионного балла осуществляется ежегодно, 1 августа.

Так или иначе, указанное увеличение пенсии работающего пенсионера несопоставимо с официальной индексацией пенсий.

Граждане, которые относятся к данной категории, в свою очередь, получают все преференции, предусмотренные рассматриваемой пенсионной реформой. Главная из них — это увеличенная индексация пенсий. Отметим, что до пенсионной реформы в отношении выплат для неработающих пенсионеров действовала полноценная «обычная» индексация.

Повышенная индексация выплат неработающим гражданам в рамках реформы составит:

  • в 2019 году — 7,05%;
  • в 2020 году — 6,6%;
  • в 2021 году — 6,3%;
  • в 2022 году — 5,9%;
  • в 2023 году — 5,6%;
  • в 2024 году — 5,5%.

Разумеется, индексация будет применяться и к тем пенсионерам, которые выйдут на пенсию уже при более высоком пенсионном возрасте — при условии, что они также будут считаться неработающими.

Ожидается, что ежегодная индексация в рамках реформы будет существенно опережать инфляцию, в результате чего доход неработающих пенсионеров вырастет в части реальной покупательной способности. Примечательно, что если исчислить индексацию в 2019 году на базе величины средней пенсии в 2018 году (порядка 14 000 рублей), то фактическое увеличение выплаты составит около 1000 рублей. То есть — 12 000 рублей в год. Это именно те цифры, о которых говорили власти, обещая увеличить пенсию наряду с увеличением пенсионного возраста. На практике увеличение будет происходить пропорционально пенсии. Если она выше средней, то надбавка будет больше. Если ниже — меньше.

Ожидается, что к 2024 году средняя российская пенсия превысит 20 000 рублей, и по покупательной способности вырастет относительно пенсии 2018 года на 10-20%. Конечная цифра зависит от инфляции — по которой прогнозы очень разнятся. Одни экономисты говорят о том, что она составит порядка 4-4,5% в год в указанный период индексации, другие считают, что она будет вдвое-втрое меньшей.

  1. Неработающие пенсионеры в сельской местности со стажем не менее 30 лет в сфере сельского хозяйства (и проживающие на селе).

В отношении таких граждан в рамках реформы установлена отдельная доплата к пенсии — в среднем размере 1300 рублей. Номинально она составляет 25% от фиксированной выплаты — утвержденной законом обязательной составляющей страховой пенсии.

Резюме «Вопрос-ответ»

  1. Кого коснется пенсионная реформа?

Реформа распространяется только на будущих и действующих получателей страховой пенсии по старости — той, которая зарабатывается на обычных трудовых должностях, не связанных, в частности, с военной и гражданской службой.

  1. Как пенсионная реформа коснется работающих пенсионеров?

Практически никак — пока законом не будет установлено иного. Работающим пенсионерам по-прежнему не будет индексироваться пенсия (при этом, останутся актуальными механизмы ее увеличения за счет повышения стоимости и увеличения количества пенсионных баллов).

  1. Как реформа коснется неработающих пенсионеров?

Она призвана повлиять на их доходы в позитивном ключе — за счет увеличенной индексации пенсии.

Пенсионная реформа-2: К выкачиванию денег из стариков подтянули ВЭБ

Сумеет ли госкорпорация привлечь миллионы граждан в накопительную систему

Госкорпорация ВЭБ. РФ примет участие в новой пенсионной реформе, на этот раз реформе негосударственного пенсионного обеспечения. Для этого госструктура (сейчас она управляет пенсионными накоплениями «молчунов») намерена приобрести блокирующий пакет НПФ «Благосостояние». Об этом 30 августа заявил председатель госкорпорации Игорь Шувалов.

Шувалов сообщил, что ВЭБ с Банком России ранее «обсуждали, как в системе негосударственного пенсионного обеспечения» создать НПФ, «которому и правительство, и ЦБ, организации-работодатели и граждане смогут доверять». Он также подчеркнул, что госкорпорация как акционер НПФ «Благосостояние» «будет предлагать комфортные условия гражданам по формированию будущей пенсии в рамках НПО».

До этого замминистра финансов Алексей Моисеев говорил, что в рамках ИПК рассматривалась возможность создания «окологосударственного» НПФ при ВЭБе. По информации СМИ, было предложено два варианта:

— создание фонда «с нуля»;

— вхождение ВЭБа в существующий НПФ с хорошими компетенциями.

НПФ «Благосостояние» вполне вписывается во вторую схему. В частности, НПФ обладает одной из крупнейших клиентских баз — на 30 июня участниками фонда являлись 1,3 млн. человек.

Впрочем, 27 августа Моисеев заявил, что о введении ИПК пока речи не идет: в ближайшее время будет представлена модернизация существующей системы НПО — с элементами ИПК, но на полностью добровольной основе.

По одной из версий, будет создана стандартизированная пенсионная схема с упрощенным ежемесячным налоговым вычетом и стимулированием работодателя-плательщика взносов. Кроме того, будет использоваться центральный оператор для администрирования взносов, перевода средств и ведения реестра участников. Все это, если верить Шувалову, и сможет делать ВЭБ. РФ, когда купит НПФ «Благосостояние».

Понятно, на что правительство рассчитывает, делая ВЭБ. РФ главным проводником пенсионной реформы-2: на то, что под бренд госкорпорации удастся привлечь миллионы клиентов.

Напомним, изначально предполагалось включение россиян в ИПК «по умолчанию» (чтобы не участвовать в системе, будущий пенсионер должен подать работодателю соответствующее заявление). Но после обвала рейтингов власти из-за пенсионной реформы, повышения пенсионного возраста президент Владимир Путин потребовал сделать систему ИПК добровольной.

Однако против варианта полностью добровольного подключения выступили финансисты. Они высказали опасения, что добровольность не обеспечит массового притока средств в пенсионную систему.

Наверняка так и случится, если этим займутся нынешние НПФ. Просто потому, что доверие к ним подорвано еще в нулевые, когда многие фонды «испарились» вместе с деньгами граждан — отчислениями в накопительную часть пенсии.

Но репутация ВЭБа у граждан сомнений не вызывает. Так что под вывеской госкорпорации, дает понять Игорь Шувалов, дело у НПФ «Благосостояние» вполне может пойти.

Удастся ли по такой схеме перезапустить накопительную пенсионную систему и все пенсионную реформу?

— Блок-пакет НПФ «Благосостояние» не дает никаких полномочий и привилегий даже в масштабах одного фонда, пусть этот фонд один из крупнейших — вместе с НПФ «Лукойл-Гарант» они по показателям занимают первое-второе место, — отмечает доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. — Подчеркну, речь идет даже не о контрольном пакете — а блокирующий пакет, по российскому законодательству, никаких ощутимых преимуществ владельцу не дает.

Читайте так же:  Как действуют государственные программы поддержки малого бизнеса

На мой же взгляд, затея ВЭБ. РФ с покупкой блок-пакета — это завуалированная форма кредитования структур РЖД (в результате сделки основными участниками фонда станут ОАО РЖД, группа ВЭБ. РФ и «Газпромбанк», — «СП»). Напрямую это сделать по каким-то причинам нельзя, а таким образом — через «Благосостояние» — вполне даже можно. Чем, собственно, ВЭБ и воспользовался.

«СП»: — Но Шувалов говорил о создании в системе негосударственного пенсионного обеспечения НПФ, «которому и правительство, и ЦБ, организации-работодатели и граждане смогут доверять». Разве речь не об этом?

— Чтобы сделать то, что декларирует Шувалов, нужно прежде принять закон об ИПК, а закон не готов. До сих пор нет согласия по поводу самого формата — то ли это будет обязательная система, то ли добровольная. И неизвестно, когда согласие будет достигнуто.

Наконец, самое главное. Если это будет обязательный формат — это будет пролонгация действующий в настоящий момент системы обязательных пенсионных накоплений. А если это будет добровольный формат — будет повторение действующей на протяжении нескольких десятилетий системы добровольных пенсионных резервов. По сути, в любом случае это повторение того, что уже есть.

Замечу также, что система обязательных пенсионных накоплений фактически обанкрочена и разворована — с молчаливого согласия соответствующих регуляторов. Что же касается системы пенсионных резервов, в ней принимает участие минимум граждан.

Как правило, денег у этих граждан существенно больше, нежели чем они откладывают в качестве пенсионных резервов. Для них такие отчисления — своего рода игрушка сродни фондовому рынку. Как известно, чтобы поиграть на фондовом рынке, рекомендуется вкладывать в акции не более 10% от своих доходов. Пенсионные резервы — что-то вроде разновидности подобных игрушек: мол, денег и так много — не убудет.

Так вот, в любом случае то, что декларирует Шувалов, в настоящее время реализовать нереально. Если Путин говорит о добровольности, а Эльвира Набиуллина об обязательности — что в этой истории может сказать Шувалов? К чему он может прислониться — к позиции Путина? И как все, что он предлагает, будет проходить через Государственную Думу?!

На деле, здесь требуется огромная лоббистская работа, а у Игоря Шувалова нет ресурсов для этого — ни человеческих, ни финансовых, ни административных

Напомню, в проекте бюджета-2020 и в проектировках на последующие годы индивидуальный пенсионный капитал пока не предусмотрен, и создание центрального администратора — тоже. Наши регуляторы об этом даже не заикаются — их вполне устраивает статус-кво.

«СП»: — Для чего новая пенсионная реформа, перезапуск системы пенсионных накоплений, она способна обеспечить экономику длинными деньгами?

— Длинные деньги создаются не через НПФ, а преимущественно через бюджетные инвестиционные программы. Тех денег, которые могут быть собраны с населения, хватит на покрытие половины заявленных нацпроектов. Но проблема в том, что нацпроекты уже расписаны в долгосрочном финансовом плане — то есть, на них уже есть деньги.

[1]

А главное, длинные деньги НПФ — это еще и кардинальные изменения в законодательство об инвестировании средств пенсионных накоплений. К этому пункту близко никто не подходит. Сейчас, напомню, без ограничений можно вкладывать пенсионные накопления только в гособлигации РФ и регионов. Все остальные инвестиции сопряжены с очень серьезными ограничениями, обойти которые так просто не получится.

Тут уже вопрос не о введении ИПК и его формате, а о том, что надо решать глубинную проблему пенсионных накоплений. А именно — пересматривать всю систему инвестирования. К этому, повторюсь, и близко никто не подходит.

Думаю, Игорь Шувалов приобрел блок-пакет (помимо того, что он сможет финансировать какие-то проекты РЖД), чтобы реализовать мечту: зайти на рынок пенсионных накоплений и пенсионных резервов НПО, и собирать дополнительные деньги. Средств, которые выделают из бюджета ВЭБу, ему недостаточно. А пенсионные отчисления — это постоянный источник пополнений, который, при будущей разморозке пенсионных накоплений, будет давать ВЭБу хороший приток. В этом суть этой так называемой пенсионной реформы.

По сути, Шувалов делает инвестиции на будущее. Что до реальной системы НПО на основе ВЭБа — с тем же успехом можно заявить о намерении построить мост на Луну.

— ВЭБ не в первый раз страхует правительство страны на важных направлениях, — отмечает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Это не столько банковская структура, которая ведет предпринимательскую деятельность, ВЭБ для кабмина — это именно инструмент решения возникающих проблем. И теперь, похоже, он задействуется для решения проблемы НПФ и накопительной части пенсии, всей пенсионной реформы.

В последнее время эта проблема, замечу, приобрела чрезвычайно мутные очертания. И если ВЭБ подключится к его решению — это неплохо, поскольку даст устойчивость пенсионной системе. Другой вопрос, насколько массовым будет приток граждан в накопительную пенсионную систему — даже под флагом ВЭБа.

Население сейчас, я считаю, пребывает в некотором недоумении по поводу системы пенсионных накоплений. И не вполне понимает, как вернее откладывать на пенсию. Если, конечно, у граждан вообще есть на это свободные средства.

Стала известна средняя стоимость «правильного» бюллетеня на рынке черных политтехнологий в Москве

[3]

До конца года расходы на пенсии сократят на 16 миллиардов на фоне перевыполнения плана по доходам бюджета

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

До Кремля дошло, что перегнули палку, но тот процесс что запущен, уже не остановить

Источники


  1. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.

  2. Кондратьев, Ф.В. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Очерки истории / ред. Т.Б. Дмитриева, Ф.В. Кондратьев. — М.: ГНЦССП им. Сербского, 2014. — 228 c.

  3. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.
  4. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.
  5. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
Пенсионная реформа — добровольное пенсионное обеспечение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here