Пенсионная реформа — изменение распределительной пенсионной системы

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Пенсионная реформа — изменение распределительной пенсионной системы". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Пенсионная реформа: Кремль спасается от бунтов 2022 года

«Испарившиеся» с деньгами НПФ стали острой проблемой для власти

Счетная палата изучила законопроект о повышении пенсионного возраста, и пришла к выводу, что он нуждается в доработке. Об этом говорится в отзыве Палаты за подписью руководителя ведомства Алексея Кудрина.

Так, Счетная палата не обнаружила в проекте закона «расчетов, определяющих взаимосвязь между повышением пенсионного возраста и созданием условий для ежегодной индексации пенсий выше уровня инфляции».

Конкретно ведомство указывает на три недостатка законопроекта:

— не объясняется, при каких условиях пенсионная система будет считаться сбалансированной и финансово устойчивой в долгосрочной перспективе;

— нет прогноза, как изменится количество получателей пенсий — из-этого невозможно оценить, как изменится численность пенсионеров с учетом запланированных мер по повышению продолжительности жизни;

— не прописан механизм увеличения размера пенсий выше уровня инфляции, хотя основной целью его разработки является повышение пенсионного обеспечения россиян -Счетная палата считает, что такой механизм может быть разработан ко второму чтению законопроекта в Госдуме.

Кабмин в последний день ЧМ-2018 заявил, что не будет пересматривать параметры реформы

Впрочем, общий вывод экспертов Кудрина предсказуемый: концептуальных замечаний к законопроекту у ведомства нет.

Кстати, 17 июля министр труда Максим Топилин практически ответил на вопрос Счетной палаты по числу получателей пенсий. На заседании комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов министр заявил: если пенсионной реформы не будет, число пенсионеров через пять лет составит 42,1 миллиона человек, а «в результате изменений количество пенсионеров уменьшится до 37,5 миллиона». Другими словами, к 2024 году число пенсионеров снизится почти на 4,6 миллиона человек — или на 11%.

Топилин также отметил, что сейчас якобы самое лучшее время для изменений в параметры пенсионной системы — с точки зрения рынка труда, демографии и экономики. По его мнению, «другого окна возможностей с точки зрения наименьших рисков для рынка труда просто не существует».

Как заявил Топилин, это связано с тем, что сейчас на рынок труда выходит малочисленное поколение 1990-х годов, а число пенсионеров растет. Глава Минтруда подчеркнул, что в дальнейшем с учетом текущих тенденций диспропорция между работающими и неработающими будет только расти.

Ранее Максим Топилин заявил, что через шесть лет размер средней российской пенсии будет вдвое превышать размер прожиточного минимума, и что перед кабмином поставлена задача выйти к 2024 году на размер пенсии в 20 тысяч рублей.

Почему Кремль исключительно жестко проводит пенсионную реформу, примет ли ее население?

— Социум в России относится к реформе резко негативно — и вовсе не потому, что она не продумана, — считает доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. — Подчеркну, речь идет именно о реформе, поскольку изменение одного из параметров пенсионной системы (на такой версии настаивают власти, — «СП») предполагает еще и отсроченное введение новых правил в действие.

Так, например, было в США: в 1983 году американские власти объявили о повышении пенсионного возраста на два года, а сам возраст должен был повыситься к 2000 году. Причем, в 1983 году было сказано, что пенсионный возраст повысится только для американцев, родившихся в 1960-м году и позднее. То есть, для тех, кому на тот момент было 23 года, и которым повышение пенсионного возраста было, что называется, по барабану.

Либо пенсионный возраст повышают мягко и аккуратно, на несколько месяцев в год — как ныне происходит в Германии. Там тоже в 2007 году было принято решение о повышении пенсионного возраста на два года. Возраст начали повышать с 2012 года — на 1−2 месяца в год. В результате, сейчас в ФРГ пенсионный возраст — 65 лет и 7 месяцев. Это повышение закончится в 2029 году.

Сейчас, кстати, темпы повышения пенсионного возраста в Германии приостановили — потому что социум их не тянет.

А у нас разговор не о том, тянет или не тянет — доживем не доживем. Разговор, что если все оставить как есть, то ближе к 2022 году начнут выходить на пенсию первые граждане, которые имеют право на накопительную часть пенсии. И выяснится, что большая часть НПФ (из 300 их осталось около 70) испарились вместе с деньгами.

Тем самым будет нанесен колоссальный удар по репутации, авторитету и имиджу власти. Власть от этого не отмоется никогда.

«СП»: — Почему вы так считаете?

— Потому что разворовали не абстрактные средства НПФ — разворовали часть зарплаты, которую за людей, на протяжении многих лет, перечисляли именно на старость. А у русского человека всегда была мечта — ментальная. Сначала рай, потом коммунизм, а теперь пенсия, когда можно ничего не делать, а тебе будут платить заслуженные выплаты — пусть небольшие. Некое пособие, которое ты заслужил, и на которое ты можешь жить — хорошо или плохо, другой разговор.

И вот эту мечту у народа украли — народ, я считаю, воспринял пенсионную реформу именно так.

«СП»: — Повышение пенсионного возраста позитивно отразится на экономике РФ?

— Пенсия в России, по сути, представляла собой гарантированный минимум, который выплачивается гражданам в ряде стран на Западе (хотя и там это нельзя назвать подарком от государства — это деньги, заработанные людьми). Тем самым российское государство поддерживало потребительский спрос. А потребительский спрос — это рост экономики.

Это значит, в случае реализации реформы можно ставить крест на темпах экономического развития. Потому что поддерживать спрос будет просто не на что.

«СП»: — Будут ли внесены существенные правки в законопроект ко второму чтению?

Читайте так же:  Особенности использования дошкольной карты санкт-петербурга (спб)

— В том, что реформа будет реализована в нынешнем виде, лично у меня сомнений нет — судя по разговорам, доносящихся с самого верха. Изменений не будет — может быть, будут какие-то незначительные послабления. Например, в плане налогообложения.

Повторюсь, у власти просто нет выхода. Если бы ничего не изменилось, в 2022 году, я считаю, в России начались бы очень серьезные волнения. Это было бы самым страшным негативом в преддверии любых изменений властной конфигурации персоналий.

В итоге, пенсионный возраст повысят именно сейчас. В надежде на то, что это забудется, рассосется, и через какое-то время непопулярная мера будет «съедена».

— Кремль испытывает головокружение от президентских выборов, — уверен член президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Московского городского комитета, депутат Госдумы Валерий Рашкин. — Кроме того, еще не было ни одного жесткого и прямого удара по имиджу Владимира Путина на посту президента. Он уже 20 лет является первым лицом государства, но по-настоящему удара с улицы не получал. Именно поэтому, я считаю, власть сейчас наносит самый сильный удар по социальной политике.

Это выражается не только в увеличении пенсионного возраста, но и увеличении НДС на 2%, росте цен на ГСМ и тарифы. По сути, мы имеем дело с крупным наступлением на социальные завоевания граждан РФ.

За несогласие с решением правительства депутата-коммуниста прессует МВД

Это наступление было заранее хорошо подготовлено. Власть загодя увеличила и численность силовых структур, и зарплаты силовикам. Росгвардия, полиция, юридические службы получили новую экипировку и технику. Весь силовой блок — государственные рычаги угнетения населения — были, я считаю, значительно усилены. К тому же силовикам возраст выхода на пенсию повышать не стали.

Еще раньше было изменено законодательство — по запрету пикетов, шествий на улицы, подаче заявок на митинги. На деле, власть ощутимо урезала права и свободы граждан.

И сейчас, я считаю, наступает момент истины. Или народ выйдет на улицы, взяв себя в кулак, соединившись вокруг партии, которая однозначно отстаивает социальные интересы граждан, в том числе по пенсионной части, и тем самым ответит нынешней команде во власти. Или власть подавит волю народа окончательно.

Если пенсионная реформа будет реализована, я считаю, эксплуатация граждан России резко возрастет. Это классический пример, когда капитал, не имея организованного отпора, все больше и больше прессует наемных работников.

Стала известна средняя стоимость «правильного» бюллетеня на рынке черных политтехнологий в Москве

До конца года расходы на пенсии сократят на 16 миллиардов на фоне перевыполнения плана по доходам бюджета

До Кремля дошло, что перегнули палку, но тот процесс что запущен, уже не остановить

Пенсионная реформа 2019 года: последние изменения

Ни одно из изменений российского законодательства не вызывало такой масштабный общественный резонанс, как пенсионная реформа 2019 года.

С 2001 года система соцобеспечения российских граждан, вышедших на заслуженный отдых, значительно трансформировалась 3 раза.

На повышении возраста трудоспособности законодатели не остановились: пенсионная система продолжает меняться. Что уже сделано, и каких нововведений стоит ожидать в ближайшем будущем?

Увеличение пенсионного возраста

Новый ФЗ № 350 от 03.10.2018 действует с января 2019 года. Он увеличивает пенсионный возраст для россиян:

  • мужчин — с 60 до 65 лет;
  • женщин — с 55 до 60 лет.

Повышение идет поэтапно и завершится полностью в 2028 году. Вот таблица выхода на пенсию на переходный период:

Период Мужчины, дата рождения Женщины, дата рождения
январь–июнь 2019 на пенсию никто не выходит на пенсию никто не выходит
июль–декабрь 2019 январь–июнь 1959 года январь–июнь 1964 года
январь–июнь 2020 июль–декабрь 1959 года июль–декабрь 1964 года
июль–декабрь 2020 на пенсию никто не выходит на пенсию никто не выходит
январь–июнь 2021 на пенсию никто не выходит на пенсию никто не выходит
июль–декабрь 2021 январь–июнь 1960 года январь–июнь 1965 года
январь–июнь 2022 июль–декабрь 1960 года июль–декабрь 1965 года
июль–декабрь 2022 на пенсию никто не выходит на пенсию никто не выходит
2024 1961 1966
2025 на пенсию никто не выходит на пенсию никто не выходит
2026 1962 1967
2027 на пенсию никто не выходит на пенсию никто не выходит
2028 1963 1968

Реформа коснется всех, за исключением:

  1. «чернобыльцев»;
  2. занятых на опасных и вредных производствах;
  3. тех, чей досрочный выход на пенсию продиктован социальными причинами и медицинскими показаниями и др.

Предусмотрены льготы для женщин, родивших более 3 детей, и граждан, имеющих длительный трудовой стаж (от 42 и 37 лет в зависимости от пола). Они получат право уйти на заслуженный отдых на 2–4 года раньше.

Не меняются требования к обязательному стажу и индивидуальному коэффициенту. Для назначения пенсионных выплат в 2019 г. нужно отработать 10 лет и накопить 16,2 баллов.

Отдельно закон устанавливает условия для «северян». Их возраст досрочного выхода на пенсию также поэтапно вырастет до 60 и 55 лет (в 2018 году — 55 и 50 лет).

Не меняется необходимый стаж:

  1. 15 лет работы на Крайнем Севере или 20 лет — в приравненных к нему районах;
  2. 25 и 20 лет в зависимости от пола — общий трудовой.

Изменения не коснутся представителей малочисленных северных народов и женщин, родивших 2 и более ребенка. При наличии достаточного стажа они выходят на пенсию в 55 (50) лет.

Индексация пенсий

Представляя непопулярную в народе пенсионную реформу, законодатели «сластили пилюлю» обещаниями поднимать уже существующие выплаты на 1000 руб. каждый год. Такой прирост опережал бы текущий уровень инфляции.

Изменение размера пенсии действительно произошло 01.01.2019. Выплаты проиндексированы на 7,05 % (для сравнения в 2018 — 3,7 %).

В 2020 рост составит 6,6 %, в 2021 — 6,3 % (цифры заложены в бюджете ПФР).

Фиксированная часть поднялась с 4982 до 5334,2 руб., стоимость пенсионного балла — с 81,49 до 87,24 руб.

Читайте так же:  Перерасчет и индексация социальных пенсий

Речь идет не о том, что каждому пенсионеру прибавили по 1000 руб. Сумма повышения зависит от стажа и индивидуального коэффициента.

Примерно на 1000 руб. увеличатся выплаты тех, кто в 2018 получал по 15 тыс. руб. Чем меньше была пенсия, тем меньше прибавка.

В среднем же размер пособия по России вырос с 14,3 до 15,4 тыс. рублей. Изменения коснулись только неработающих пенсионеров: для трудящихся индексация до сих пор «заморожена».

Гарантии предпенсионерам

За 5 лет до выхода на заслуженный отдых граждане получают официальный статус «предпенсионеров» (в 2019 году — женщины 51 года и мужчины 56 лет).

Для них законодатели сохранили все прежние льготы и добавили новые:

[3]

  1. получение бесплатных лекарств, путевок и проезда до санатория и обратно — преференции, гарантированные на федеральном уровне;
  2. бесплатный проезд в общественном транспорте, медикаменты, зубопротезирование, скидки на оплату ЖКХ и телефонии и др. — региональные льготы;
  3. увеличенное пособие по безработице 11280 руб. Такая выплата будет предоставлена предпенсионеру в течение года. Для сравнения, остальным безработным полагается максимум 8000 руб.;
  4. иммунитет от увольнения по причине возраста. За безосновательное сокращение или отказ в приеме на работу нанимателю грозит ответственность вплоть до уголовной (ст. 144.1 УК РФ);
  5. дополнительный отпуск на диспансеризацию — 2 дня с сохранением места и заработной платы;
  6. бесплатное переобучение в Центрах занятости населения;
  7. право наследовать обязательную долю (ФЗ № 495 от 25.12.2018).

Для предпенсионеров предусмотрена льготная пенсия — выплаты, назначаемые за 2 года до выхода на заслуженный отдых.

Служба занятости может согласовать их безработным, уволенным с последнего места в связи с ликвидацией компании или сокращением, имеющим 25 (20) лет стажа и достаточное количество баллов.

Пенсионная реформа: новости

Последние новости о реформе касаются накопительной пенсии. Действующую систему планируют заменить на условно-добровольную, предполагающую формирование индивидуального пенсионного капитала.

В рамках нововведения трудящимся предлагают самим инвестировать в свое будущее.

Формировать накопления будет не наниматель, как раньше, а работник из своей личной зарплаты и на добровольной основе.

Эти средства — собственность гражданина. Их можно полноценно наследовать, использовать на лечение тяжелой, угрожающей жизни болезни.

Будет введен также «период охлаждения» — 1,5 года с совершения первого взноса. В течение этого времени будущий пенсионер сможет отказаться от участия в системе и забрать деньги назад.

Идею разрабатывают совместно Центробанк, ПФР и Минфин. В Госдуму законопроект еще не внесен; скорее всего, это произойдет перед осенней сессией 2019 г.

Видео: Россию ждет новый этап пенсионной реформы.

Причины реформирования пенсионных систем

Конец ХХ столетия стал в мировой экономике периодом активного осуществления пенсионных реформ. Они происходят сегодня с большей или меньшей степенью интенсивности на всех пяти континентах планеты. Каждая реформирующаяся страна выбирает те подходы, которые ближе ей с точки зрения местных исторических политических и финансовых условий. Различна степень радикализма реформ. Различна роль, которую в этих реформах играет государство. Различны последствия реформ для экономики и социальной системы той или иной страны. Но несмотря на все отмеченные различия в реформах есть один существенный общий элемент. Все они в большей или меньшей степени сводятся к введению в пенсионную систему накопительных элементов.

Необходимость пенсионного реформирования обусловлена в большинстве стран, прежде всего демографическими и отчасти экономическими факторами — быстрым старением населения, увеличением нагрузки пенсионных выплат на государственные бюджеты. Но к этим общим проблемам добавляются и свои специфические сложности, связанные с относительно более низкой способностью государств этой группы собирать соответствующие страховые платежи, невысоким уровнем доходов населения, сохранением в составе пенсионных систем многочисленных льготных категорий. Сочетание высоких страховых социальных взносов, ненадежного контроля за их выплатой, низких требований, соблюдения которых было достаточно для получения права на пенсию, а также слабой связи между произведенными взносами и полученными пенсиями самым негативным образом влияли на систему пенсионного обеспечения, подрывая ее жизнеспособность. Из группы бывших социалистических стран наибольший интерес при изучении проблемы причин реформирования представляют те государства, в которых уже не только законодательно разработаны реформы пенсионных систем, но и начался процесс их реализации: Чешская Республика, Польша и Венгрия.

Наиболее важными общими характерными чертами пенсионных систем Чешской Республики, Венгрии и Польши до начала реформирования были:

  • — действие пенсионных систем в рамках общих государственных систем социального обеспечения и финансирование их на основе распределительного принципа совместно с медицинским страхованием;
  • — отсутствие финансовых инструментов и налоговых льгот для развития индивидуального пенсионного накопления;
  • — низкая прозрачность пенсионных систем, финансирование через них ряда услуг непенсионного характера.

Экономические и социально-демографические условия переходного периода: во-первых, резкий рост безработицы и снижение численности плательщиков социальных взносов при ускоренном увеличении численности пенсионеров за счет категорий пенсионеров по инвалидности, ранних пенсионеров; во-вторых, высокая инфляция, снижающая реальную стоимость пенсий, — предопределяли необходимость повышения уровня взносов. А высокие уровни социальных взносов (одни из наиболее высоких в Европе) в свою очередь способствовали развитию «серого» и «черного» рынков, что в итоге сужало базу налогообложения и усиливало нагрузку на централизованные бюджеты.

Также к числу экономических факторов относятся следующие: предполагаемая роль других накопительных элементов будущей системы пенсионного обеспечения, включая дополнительные, негосударственные пенсии и любые программы накопительного пенсионного обеспечения, направленные на то, чтобы сохранить для представителей определенных профессий право досрочного выхода на пенсию; бюджетные возможности уменьшения нагрузки на распределительную систему без создания чрезмерно большого нового государственного долга; финансовые требования, связанные с сохранением гарантируемого пенсионного минимума.

Решение финансовых проблем пенсионных систем, как показывает общемировой опыт, могло пойти по двум направлениям:

  • 1) по пути сохранения, правда, в несколько реформированном виде государственной распределительной пенсионной системы и одновременного стимулирования развития дополнительных добровольных частных пенсионных программ;
  • 2) введения новой многоступенчатой распределительно-накопительной пенсионной системы, финансируемой из различных источников.

При осуществлении пенсионной реформы необходимо учитывать экономические, демографические и социальные процессы, происходящие в стране.

Видео удалено.
Читайте так же:  Как оформить компенсацию за бензин сотрудникам без аренды транспортного средства
Видео (кликните для воспроизведения).

Основными целями проведенной пенсионной реформы являются:

  • 1) реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение в старости, а также в случае инвалидности, при потере кормильца и в иных установленных законом случаях.
  • 2) обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования.
  • 3) адаптация системы пенсионного обеспечения к экономической ситуации в Российской Федерации.
  • 4) создание более оптимальных условий предоставления размеров пенсий.
  • 5) повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования системы управления пенсионным обеспечением, включая инвестициипенсионных средств.

Исходя из заявленных выше целей реформа основывается на следующих принципах:

  • 1) Каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение.
  • 2) Каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию.
  • 3) Каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы.
  • 4) Финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики.
  • 5) Средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с этими принципами возникла пенсионная система, пенсия в которой складывается из нескольких частей. Первая базовая часть пенсии гарантирована для граждан России, достигших пенсионного возраста. Вторая часть — страховая, это сумма средств, перечисленных на персональный счет пенсионера в период его трудовой деятельности. Третья часть — накопительная: от 2 до 6 процентов (в зависимости от возраста) от фонда оплаты труда, которые работодатель будет перечислять на персональный счет будущего пенсионера. Четвертая часть — профессиональная пенсия. При работе во вредных условиях производства работодатель должен будет делать дополнительные отчисления на формирование профессиональной пенсии.

Для людей старшего поколения, у которых нет времени на длительный период пенсионных отчислений и инвестирования их, выгоднее, чтобы быстрее росла страховая часть, а молодым выгоден более быстрый рост накопительной части, поскольку по установленным процентам за 30-40 лет до достижения ими пенсионного возраста действительно скапливаются приличные деньги.

Предусмотрена возможность выбора пенсионером организации, которая будет осуществлять инвестиции накопительной части пенсии. Некоторые негосударственные пенсионные фонды могут предложить более активные пенсионные пакеты, чем Пенсионный фонд Российской Федерации. Если человек боится рисковать или не может определиться в выборе пенсионного фонда, то будет осуществляться выбор режима по умолчанию. Правительство назначит государственного агента, который, скорее всего, вложит деньги со стопроцентным доходом в нерыночную ценную бумагу, то есть гарантирует вам определенный процент на уровне инфляции. При этом доход будет, конечно, немножко меньше, чем в случае выбора портфеля более активного негосударственного пенсионного фонда.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

НОВАЯ ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2019 ГОДА

Одновременно с Центробанком также Министерство финансов и Министерство труда и социального развития готовят свои предложения по новой реформе пенсионного рынка. Минфин предлагает ввести механизм пенсионных отчислений — обязательное негосударственное пенсионное обеспечение (ОНПО) уже с 1 января 2019 года (к этому времени будет введена система гарантирования прав граждан в НПФ). После того как предложения будут доработаны и согласованы между ведомствами, их представят на обсуждение участникам рынка.

Согласно инициативе Минфина, взносы будут формироваться обязательными отчислениями работника «сверх распределительной и накопительной систем», а их сумма будет установлена в соответствии «с целевым ориентиром обеспечения коэффициента замещения заработной платы по корпоративным пенсиям в размере, например, 10%». При этом отчисления предусмотрены не только для работников, но и для работодателей, которые в обязательном порядке будут софинансировать пенсии своих работников.

Гражданам, не желающим платить добровольные отчисления, нужно будет специально подать заявление в ответственный государственный орган. В системе предполагается изменение параметров по желанию участников — увеличение, уменьшение взносов и их временное замораживание.

При этом добровольным участникам предлагается налоговая льгота: до 6% пенсионных накоплений будут вычитаться из базы по налогу на доходы физических лиц. Эти средства будут учитываться как личная собственность гражданина на специальных счетах, о состоянии которых граждан будут регулярно информировать с помощью SMS.

Ответственность за ежемесячное перечисление на счет НПФ и тех, и других средств, предлагается возложить на работодателя. Работник автоматически присоединяется к договору ОНПО при приеме в штат организации.

Тарифы взносов предлагается повышать поэтапно. Так, с 1 января 2019 года работодатель и работник будут платить по 1%, с 2022 года — по 2%, а с 2025 года — уже по 3%. По оценкам ведомства, в 2019 году при тарифе взноса в 1% от размера заработной платы (без учета средств организаций или индивидуальных предпринимателей) при полном включении всех наемных работников в систему ОНПО сумма пенсионных средств может составить 156 млрд. рублей, или 0,6% к фонду оплаты труда. В качестве запасного варианта министерство предлагает поэтапное внедрение ОНПО в зависимости от численности сотрудников в организациях: с 2019 года — для компаний численностью от 1 тыс. человек, с 2021 года — от 500 человек, с 2023 года — от 100 человек. К 2024 году в программу должны быть включены все индивидуальные предприниматели.

Обязательным условием для получения пенсии является достижение установленного законодательством возраста, а также необходимый период уплаты взносов (в документе не конкретизирован). Выплаты могут быть назначены и досрочно.

По мнению участников пенсионного рынка, из-за текущих проблем в экономике наблюдается постепенная деградация пенсионной системы, когда социальные обязательства существенно превышают возможности бюджета по выплатам. Минфин больше не в состоянии платить трансферты ПФР без существенного сокращения других статей расходов.

Иными словами, предлагается постепенный переход к пенсионной системе развитых стран, где сами граждане обязаны платить взносы для того, чтобы потом получать пенсию.

Читайте так же:  Правила оформления отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет

На этом пути, однако, авторы реформы могут столкнуться с противодействием социального блока Правительства РФ, так как вице-премьер Ольга Голодец является решительным противником накопительной пенсионной системы. Социальный блок против проведения этой реформы еще и потому, что отказ властей повышать ставку страховых отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования с 5,1 до 5,9% вынудит Правительство РФ искать другие источники покрытия дефицита фонда с 2019 года. Одним из вариантов станут отчисления в 1-2% зарплаты работников — однако при пенсионной реформе Минфин и ЦБ РФ рассчитывают на тот же механизм. Выработать «общую позицию» Правительство должно в период до 2018 года, что записано в «Основных направлениях деятельности» кабинета министров.

В настоящее время граждане по умолчанию являются участниками распределительной пенсионной системы, пенсионные накопления до 2014 года формировались только у граждан, которые сделали выбор в пользу накопительной системы. В 2015 и 2016 годах отчисления на пенсионные накопления всех граждан в России «заморожены», пенсионные взносы в полном объеме поступают в распределительную систему.

Итак, действующая пенсионная система Российской Федерации нуждается в глубоком реформировании, что в настоящее время представляется довольно сложным. В данном случае постепенное реформирование является наиболее оптимальной мерой, которая позволит стабилизировать текущую ситуацию в системе пенсионного обеспечения в России в ближайшие годы.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

ЭТАПИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ

Современная пенсионная система Российской Федерации прошла много этапов реформирования на пути к повышению уровня социального обеспечения граждан. Сегодня в России сформировалась особая модель пенсионного обеспечения, в рамках которой для жителей нашей страны созданы условия для формирования личного пенсионного капитала. Теперь размер будущей пенсии во многом зависит не от государства, а от нас самих, но так было не всегда.

Все пенсионные преобразования, проходившие в нашей стране можно разделить на несколько ключевых этапов. Здесь мы обозначили ключевые реформы, разделив их по годам.

Первый этап. 1990 — Создание Пенсионного фонда России.

Пенсионный фонд России (иначе — ПФР или ПФ РФ) является крупнейшей системой в сфере оказания социальных услуг гражданам Российской Федерации. ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение.

Свою деятельность Государственный пенсионный фонд начал с 22 декабря 1990 года. Он был основан постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Предполагалось, что после принятия ряда документов, данное направление работы финансового обеспечения будет выделено в самостоятельный внебюджетный фонд, как, собственно, и произошло.

Бюджет ПФР утверждается отдельным законом одновременно с принятием федерального бюджета РФ. Средства для выплаты пенсий формируются за счет поступлений страховых взносов граждан, а также работодателей. Данные взносы носят обязательный характер.

Государственный Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет следующие социально значимые функции:

[1]

формирует средства пенсионных накоплений и организует их инвестирование.

устанавливает и выплачивает все виды пенсий;

назначает и реализует федеральную социальную доплату к пенсиям до уровня прожиточного минимума;

назначает и реализует социальные выплаты (с 2005 г.);

выдает сертификаты на получение семейного (материнского) капитала и выплачивает его средства (с 2007 г.);

администрирует страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС);

ведет индивидуальный учет пенсионных прав участников системы ОПС;

реализует программу государственного софинансирования пенсии (с 2010 г.), в которой можно принять участие до 1 октября 2013 года).

Второй этап-1992-1994. В 1992 году вышел указ президента Российской федерации № 1077«О негосударственных пенсионных фондах». Указ дал старт созданию и работе НПФ. А в 1995 году в Гражданском кодексе введен в правовой оборот понятие «фонд», как некоммерческой организации.

Третий этап — 1995 год. Правительством была одобрена «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской федерации».

В ПФР теперь ведется учет сведений о пенсионных правах каждого гражданина страны. Пенсионный фонд России фиксирует личные данные для установления пенсии. На индивидуальном страховом счете гражданина содержится информация обо всех страховых взносах, т.е. копится его будущая пенсия. Персональный номер лицевого счета (СНИЛС) указывается на карточке обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ежегодно ПФР рассылает извещения («письма счастья»), благодаря которым каждый может следить за состоянием личного пенсионного счета. Проект действует в 5 регионах страны.

Четвертый этап 1998 — 2001. 1998 год стал особенно важным для негосударственных пенсионных фондов. Вступил в силу федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Данный закон определил деятельность по негосударственному обеспечению у НПФ и их права. Он также закрепил новые понятия в пенсионной системе РФ, обязательства фонда перед его вкладчиками и участниками.

В 1998 году также была представлена программа новой пенсионной реформы в РФ, законопроекты которой были одобрены в конце 2001 года президентом.

Пятый этап — 2002 год. Реализация новой пенсионной реформы, которая позволяет перейти Российской Федерации от уравнительных принципов солидарной пенсии к распределительно-накопительным.

До 2002 года выплаты пенсий в России осуществлялись согласно распределительной системе по «принципу солидарности». Тогда все взносы, поступающие от работников в Пенсионный фонд, распределялись между текущими пенсионерами.

[2]

Минимальные выплаты одному пенсионеру складывались из выплат двух работающих граждан. Однако при ухудшающейся демографической ситуации эффективная работа данной системы была просто невозможна. По статистике, за последние 15 лет соотношение работающих граждан к количеству пенсионеров уменьшилось в 1,5 раза. А на 2020 год, по оценкам экспертов, на одного работника и вовсе будет приходиться один пенсионер.

С 2002 года Российская Федерация взяла курс на достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы. Данный рывок выразился в плавном переходе от распределительной системы к распределительно-накопительной. По сути, был модернизирован существовавший раньше «солидарный принцип» — его дополнил накопительный.

Шестой этап 2010 — 2012. В 2010 году Единый социальный налог (ЕСН) заменен на страховые взносы. Максимальный размер годовой заработной платы, влияющий на размер пенсии, на 2010 год составляет 415 тыс. руб. На 2011 данная сумма увеличилась до 463 тыс. руб., а в 2012 она равняется 512 тыс. руб.

Читайте так же:  Основные условия принятия встречного иска в россии

В 2010 была проведена крупнейшая переоценка расчетного пенсионного капитала с учетом трудового стажа в советское время (валоризация). Это повысило пенсию действующим пенсионерам где-то на 46%.

Пенсия стала делиться лишь на 2 части — накопительную и страховую. Базовый размер вошел в страховую часть.

С 2010 года утвержден минимальный размер пенсии, превышающий прожиточный минимум пенсионера.

В 2013 голу стартовал новый этап пенсионной реформы в России.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ряд значимых функций:

целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 «Положения о Пенсионном фонде РФ»; (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федерального закона от 05.05.1997 № 77-ФЗ);

организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);

межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Государственную Думу Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;

проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Ключевые задачи Пенсионного фонда: учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, назначение и выплата пенсий и социальных выплат. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих, выплаты ветеранам, инвалидам и т.д.

Пенсионная реформа — изменение распределительной пенсионной системы

В прежней распределительной пенсионной системе пенсия слабо зависела от зарплаты, полученной человеком за время его трудовой жизни.

С одной стороны, такой подход позволял низкооплачиваемым работникам получать приемлемую пенсию.

Но, с другой стороны, в результате низкие и высокие пенсии различались значительно меньше, чем низкие и высокие зарплаты.

По мере развития рыночных реформ, когда стала падать собираемость налогов и уменьшились доходы Пенсионного фонда, государству пришлось специально ограничивать верхние пределы назначаемых пенсий, что привело к еще большему их выравниванию.

В результате работники теряли интерес к тому, платят ли предприятия за них пенсионные взносы или нет, ведь размер пенсии от этого не зависел.

Пенсионная реформа предполагает появление двух различных частей распределительной пенсионной пенсии:

  • базовой части трудовой пенсии и
  • страховой части трудовой пенсии.

Базовая часть трудовой пенсии должна быть одинаковой почти для всех пенсионеров и представлять собой социальное пособие по старости (нетрудоспособности).

Страховая часть трудовой пенсии будет привязана к размеру пенсионных взносов, перечисленных за работника в ПФР в течение всей его трудовой жизни.

В рамках проводимой Пенсионной реформы поскольку пенсионные взносы зависят от зарплаты, то получаемая пенсия окажется связанной с зарплатой гораздо теснее, чем раньше.

Таким образом предполагается,что Пенсионная реформа, в свою очередь, должна стать стимулом для легализации зарплат.

Если до начала Пенсионной реформы многие работодатели старались выдавать своим сотрудникам зарплату (или, по крайней мере, большую ее часть) неофициально, «в конвертах», и не платили с нее пенсионных взносов, то теперь работники будут заинтересованы в «белой» зарплате и соответствующем перечислении пенсионных взносов в Пенсионный фонд РФ.

В настоящее время, однако, несмотря на проводимую Пенсионную реформу, финансовые потоки в Пенсионном фонде России сильно разбалансированы: средства для финансирования базовой части пенсии поступают с избытком, тогда как для страховой части пенсии — с дефицитом.

PPS. Напишите в комментариях к этой статье о Вашем отношении к пенсионному и финансовому планированию своей жизни.

PPPS. Если материал «Почему была необходима Пенсионная реформа » оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи.

До встречи!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Что еще читать по пенсионной реформе и пенсионному планированию:

Источники


  1. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.

  2. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.

  3. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.
  4. Басовский, Л. Е. История и методология экономической науки / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 240 c.
  5. Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Том 2. История химико-биологических наук. История наук о земле. Проблемы экологии. История техники и технических наук. — М.: Ленанд, 2013. — 440 c.
Пенсионная реформа — изменение распределительной пенсионной системы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here