Пенсионная реформа — введение накопительного компонента для финансирования пенсий

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Пенсионная реформа — введение накопительного компонента для финансирования пенсий". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Совершенствование пенсионного обеспечения в РФ

По мнению специалистов, российская пенсионная система претерпевает полномасштабный кризис, не смотря на постоянное ее реформирование. В настоящее время пенсии фактически превратились в пособие по старости, поскольку полностью утратилась связь между объёмом пенсий и размером заработной платы”.

Наиболее важная проблема — это дефицит бюджета ПФ. Проект бюджета ПФР сформирован в 2014 году с дефицитом в сумме 126,45 млрд. рублей. Причины дефицита Пенсионного фонда РФ обусловлены недостаточным тарифом страховых взносов, отсутствием финансового источника системы досрочных пенсий и отвлечением 6 % на финансирование накопительного компонента. Дефицит ПФР увеличивают расходы на досрочно назначаемые пенсии по старости в связи с работой на вредных и опасных производствах.

Проблему дефицита средств в Пенсионном фонде предполагается решить за счёт денег Фонда национального благосостояния. В нём Минфин копил деньги на нужды будущих пенсионеров. В соответствии с проектом бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014-2015 год было запланировано увеличение трудовых пенсий россиян. Несмотря на это, пенсии у российских пенсионеров не стали ощутимо больше, а вот цены на продукты питания и коммунальные услуги выросли существенно. Полагаю, что решением проблемы обесценивания пенсионных выплат может стать установление льготной системы оплаты услуг ЖКХ для пенсионеров, участников и ветеранов ВОВ, а также ветеранов труда.

На сегодняшний день в России на 128 работающих приходится 100 пенсионеров, и дисбаланс будет только увеличиваться. на каждого пенсионера будет приходится лишь по одному работающему. По прогнозам к 2030 г., если не менять правила выхода на пенсию, соотношение работающих и пенсионеров упадет примерно до соотношения 1:1. А в идеале оно должно составлять 4:1.

Решению пенсионных проблем могут помочь следующие действия:

  • — создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой — способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования на эти цели сформированных в них ресурсов;
  • — предоставление налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочение их правового регулирования;
  • — модернизация страховой составляющей пенсионной системы с учетом потребностей различных возрастных групп пенсионеров и стимулирования добровольного более позднего выхода на пенсию.

По моему мнению, наиболее трудно решаемой является финансовая проблема, которая вызвана, в основном, причиной экзогенного характера — увеличением соотношения числа пенсионеров к числу работающих. Неуклонное увеличение числа пенсионеров и уменьшение числа работающих делает все острее вопрос о надежных механизмах и источниках долгосрочного финансирования пенсионной системы. Прямым следствием этой, по сути, демографической причины, является финансовая нестабильность пенсионных фондов, которая, в свою очередь, приводит к неустойчивости всей пенсионной системы России.

[2]

К числу других негативных факторов, препятствующих развитию пенсионной системы России, можно отнести:

  • — частые изменения нормативно-правовой базы, защищающей интересы застрахованных лиц;
  • — нестабильность инвестиционной среды, порождающая реальные финансовые риски, ограничивающие диапазон инвестиционных решений;
  • — длительность процедуры взаимодействия ПФР и НПФ (полугодовой период передачи денежных средств) способствующая потере инвестиционной прибыли и др.

Для преодоления всех этих проблем государство проводит реформу пенсионной системы и продолжает вводить различные пенсионные преобразования.

В таблице 13 на основании выше сказанного сгруппированы основные проблемы функционирования современной пенсионной системы и пути их решения

Таблица 13 — Основные проблемы функционирования пенсионной системы и пути их решения

Дефицит бюджета ПФ

Привлечь средства Фонда национального благосостояния.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Обесценивание пенсионных выплат из-за инфляции и роста цен на коммунальные услуги

  • -Повысить порог зарплат, облагаемых страховыми взносами
  • — установление льготной системы оплаты услуг ЖКХ для пенсионеров, участников и ветеранов ВОВ, а также ветеранов труда

Увеличение соотношения числа пенсионеров к числу работающих

  • — создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой — способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования на эти цели сформированных в них ресурсов;
  • — предоставление налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочение их правового регулирования;
  • — модернизация страховой составляющей пенсионной системы с учетом потребностей различных возрастных групп пенсионеров и стимулирования добровольного более позднего выхода на пенсию.

Льготы по взносам на обязательное пенсионное страхование, поскольку они приводят не только к уменьшению поступлений средств на обязательное пенсионное страхование, но и сокращают размер страховой части трудовой пенсии для соответствующих категорий застрахованных

Поскольку конечной целью пенсионной реформы является увеличение размера трудовой пенсии, в том числе и за счет ее страховой части, следует в рамках законодательства по обязательному пенсионному страхованию не предусматривать введения пониженных тарифов страховых взносов для новых льготных категорий страхователей.

Недоверие населения и чрезмерные ограничения деятельности негосударственных пенсионных фондов и частных управляющих компаний со стороны государства;

Изменение нормативно-правовой базы в данных вопросах

Нестабильность инвестиционной среды, порождающая реальные финансовые риски, ограничивающие диапазон инвестиционных решений;

Длительность процедуры взаимодействия ПФР и НПФ (полугодовой период передачи денежных средств) способствующая потере инвестиционной прибыли и др.

Итак, к основным проблемам функционирования пенсионной системы РФ можно отнести дефицит бюджета ПФ, обесценивание пенсионных выплат из-за инфляции и роста цен на коммунальные услуги, увеличение соотношения числа пенсионеров к числу работающих. В ходе исследования были предложены пути решения каждой проблемы.

Почему была необходима Пенсионная реформа

Резкий переход от сравнительно терпимого положения пенсионеров в СССР к полунищенскому существованию пенсионеров в «рыночной» России произошел одновременно в начале 90-х годов практически из-за трех причин:

  • ухудшения демографической ситуации
  • уклонения от уплаты налогов
  • недостаток инвестиционных ресурсов в экономике.

Ухудшение демографической ситуации

Распределительная пенсионная система эффективна, когда численность работающего населения значительно превышает количество пенсионеров. Простые расчеты иллюстрируют это. Так, чтобы обеспечить средний размер пенсии на уровне 40% от зарплаты при соотношении работников и пенсионеров 4:1, достаточно взимать пенсионный налог в размере 10% от фонда оплаты труда.

Читайте так же:  Правила использования материнского капитала на обучение ребенка

При соотношении работников и пенсионеров 3:1 тот же уровень пенсии потребует 13%-ного налога, при соотношении 2:1 налог должен будет возрасти до 20%, что уже становится обременительным для работодателей.

А ведь в современной России общее количество работников превышает общее количество пенсионеров уже не в два раза, а всего лишь в 1,67 раза, и это соотношение ухудшается год от года (еще в 1990 году в СССР работающих было в 2,3 раза больше, чем пенсионеров).

Эта проблема характерна не только для России. Старение населения происходит в большинстве развитых стран — во-первых, из-за снижения рождаемости, во-вторых, из-за увеличения продолжительности жизни (но в России второй компонент играет меньшую роль).

Кроме того, в 1990-ые годы в России была отмечена повышенная смертность людей трудоспособного возраста. В результате доля старшего населения оказалась сопоставима с показателями наиболее «старых» стран мира из-за низкого общего возраста выхода на пенсию (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин).

С другой стороны, в России еще с советских времен получили широкое распространение «льготные пенсии» — точнее, различные основания, дающие право на получение пенсии до достижения общего пенсионного возраста.

В 1990-ые годы наблюдалось еще и снижение занятости населения. Все эти факторы в совокупности привели к росту «коэффициента пенсионной нагрузки» и ухудшению финансового положения Пенсионного фонда России (см. также таблицу «Динамика основных демографических коэффициентов в России»).

Такое неблагоприятное воздействие демографических изменений на пенсионную систему можно ослабить.

Для этого нужно финансировать часть будущей пенсии за счет пенсионных накоплений, — тех, что собираются в течение всей трудовой жизни человека и начинают использоваться только в момент его выхода на пенсию.

Именно поэтому введение накопительной части трудовой пенсии является одним из главных компонентов Пенсионной реформы.

Уклонение от уплаты налогов

Впрочем, демографические причины сами по себе еще не привели бы к тому печальному положению пенсионеров, которое мы наблюдаем сегодня.

В России ставка «пенсионного налога» (условно назовем так ту долю единого социального налога, или ЕСН, которая идет на финансирование пенсий), равна 28% при зарплате работника менее 100 000 рублей в год.

[1]

Но по мере роста зарплаты она снижается до 2% (такой налог называется регрессивным). Средняя, или «эффективная», ставка пенсионного налога составляет около 25%. Если число работников превышает число пенсионеров в 1,67 раза, то такого налога теоретически должно хватать для обеспечения средней пенсии на уровне 41,7% от средней зарплаты (без учета расходов на функционирование самого Пенсионного фонда России).

Реально же отношение средней пенсии к средней зарплате («коэффициент замещения») в России составляет, как было указано выше, менее 30%. Где же разница?

Она скрыта не столько в больших расходах Пенсионного фонда РФ, сколько в неуплате налогов.

Для очень многих предприятий пенсионные взносы, а в последние годы — ЕСН, оказались тяжелым бременем. Они стараются его облегчить, выплачивая часть зарплаты своим сотрудникам по «черным» или «серым» схемам.

Неважно, происходит ли это за счет «черного нала», фиктивных страховых договоров, фиктивных банковских депозитов или достигается иными хитрыми способами, — целью всегда является экономия на пенсионных взносах.

До тех пор, пока в рамках старой распределительной пенсионной системы пенсия работника никак не зависела от размера перечисленных за него пенсионных взносов, работники не имели ничего против подобных схем.

Однако понятно, что в результате страдают пенсионеры, поскольку у Пенсионного фонда России просто не оказывается достаточных средств для выплаты им достойных пенсий!

Как разорвать «круговую поруку» работников и работодателей? Надо не только ужесточить ответственность предприятий за неуплату пенсионных взносов, но и заинтересовать работников в том, чтобы работодатели исправно платили их. Эта задача решается в Пенсионной реформе путем введения страховой части и накопительной части трудовых пенсий.

Недостаток инвестиционных ресурсов в экономике

В распределительной пенсионной системе отсутствуют накопления: пенсионные взносы, уплаченные сегодня за работников, уже завтра будут использованы для выплат нынешним пенсионерам.

Что произойдет, если какая-то часть пенсионных взносов будет постоянно откладываться, накапливаться на протяжении десятилетий и лишь при выходе человека на пенсию использоваться — не сразу, а постепенно — для выплат в его пользу?

Очевидно, что при массовом использовании такой пенсионной системы в экономике появятся огромные суммы пенсионных средств, изъятые у работодателей и пока не попавшие в руки ни работникам, ни пенсионерам.

Чтобы эти пенсионные средства при реализации Пенсионной реформы не обесценивались с годами, их необходимо куда-то вкладывать с целью прироста, то есть инвестировать.

Если в России около 70 млн. работающих граждан, то даже накопления в сумме 1000 долларов на каждого пенсионера (с точки зрения финансирования будущей пенсии это совсем немного) означают инвестиционный пенсионный ресурс в 70 млрд. долларов.

Сравним с США — там накопительные пенсии развиваются давно и преобладают над распределительными, и потому счет пенсионных средств идет на триллионы долларов.

Такие долгосрочные пенсионный инвестиции, за которыми хозяин не обратится ни через день, ни через год, могут «работать» в экономике десятилетиями.

Таким образом Пенсионная реформа позволит за счет этих пенсионных средств финансировать крупные проекты с длительным сроком окупаемости. Конечно, в том случае, если возможно с высокой степенью надежности просчитать эффективность таких проектов, потому что риск при инвестировании пенсионных накоплений должен быть достаточно низким.

Российская экономика для своей модернизации остро нуждается в таких пенсионных инвестициях.

При грамотном подходе к Пенсионной реформе пенсионные накопления могут дать существенный импульс развитию инвестиционных процессов.

Для того, чтобы вложения сочетали надежность и доходность, необходимо при проведении Пенсионной реформы передать эти пенсионные средства в руки профессионалов, связанных определенными обязательствами перед гражданами и находящимися под жестким контролем государства.

Это управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды (нпф).

PPS. Напишите в комментариях к этой статье о Вашем отношении к пенсионному и финансовому планированию своей жизни.

PPPS. Если материал «Почему была необходима Пенсионная реформа » оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи.

Читайте так же:  Правила оформления гражданства таиланда для россиян

До встречи!

Что еще читать по пенсионной реформе и пенсионному планированию:

Этапы пенсионных реформ в России

Год за годом: пенсионные реформы в России

Все пенсионные преобразования, проходившие в нашей стране можно разделить на несколько ключевых этапов. Здесь мы обозначили ключевые реформы, разделив их по годам.

Создание Пенсионного фонда России. Подробнее о деятельности ПФР читайте на странице «Пенсионный фонд РФ».

1992-1994

В 1992 году вышел указ президента Российской федерации № 1077«О негосударственных пенсионных фондах». Указ дал старт созданию и работе НПФ. А в 1995 году в Гражданском кодексе введен в правовой оборот понятие «фонд», как некоммерческой организации.

Правительством была одобрена «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской федерации».

В ПФР теперь ведется учет сведений о пенсионных правах каждого гражданина страны. Пенсионный фонд России фиксирует личные данные для установления пенсии. На индивидуальном страховом счете гражданина содержится информация обо всех страховых взносах, т.е. копится его будущая пенсия. Персональный номер лицевого счета (СНИЛС) указывается на карточке обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ежегодно ПФР рассылает извещения («письма счастья»), благодаря которым каждый может следить за состоянием личного пенсионного счета. Проект действует в 5 регионах страны.

1998 – 2001

1998 год стал особенно важным для негосударственных пенсионных фондов. Вступил в силу федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Данный закон определил деятельность по негосударственному обеспечению у НПФ и их права. Он также закрепил новые понятия в пенсионной системе РФ, обязательства фонда перед его вкладчиками и участниками.

В 1998 году персонифицированный учет стал использоваться в тестовом режиме для назначения пенсий, а в 2000 им были охвачены все работающие жители страны в 22 субъектах РФ.

В 1998 году также была представлена программа новой пенсионной реформы в РФ, законопроекты которой были одобрены в конце 2001 года президентом.

Реализация новой пенсионной реформы, которая позволяет перейти Российской Федерации от уравнительных принципов солидарной пенсии к распределительно-накопительным. Подробнее о положениях реформы читайте на странице «Пенсионная реформа 2002 года».

В 2004 году негосударственные пенсионные фонды получили право заключать договора ОПС. Граждане РФ получили возможность формировать и увеличивать накопительную часть пенсии за счет НПФ. Для всех фондов были повышены требования к размерам имущества для обеспечения уставной деятельности. С 1 января 2005 г. сумма ИОУД должна быть не меньше 30 млн. руб., а с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн. руб.

Пенсионный фонд России начал выплачивать дополнительные средства инвалидам и ветеранам ВОВ и их вдовам. Также ПФР начал вести федеральный регистр граждан, которые имеют право государственную социальную помощь.

Старт реализации программы по выплатам материнского (семейного) капитала. Владельцы данных сертификатов получили возможность переводить часть капитала или всю его сумму на формирование пенсионных накоплений.

С 2008 года накопительная часть пенсии увеличивается до 6%, а страховая до 8% от зарплаты. С октября запущена программа по государственному софинансированию накопительной части пенсии. Подробнее об этом читайте на странице «Софинансирование пенсии».

2010 – 2012

В 2010 году Единый социальный налог (ЕСН) заменен на страховые взносы. Максимальный размер годовой заработной платы, влияющий на размер пенсии, на 2010 год составляет 415 тыс. руб. На 2011 данная сумма увеличилась до 463 тыс. руб., а в 2012 она равняется 512 тыс. руб.

В 2010 была проведена крупнейшая переоценка расчетного пенсионного капитала с учетом трудового стажа в советское время (валоризация). Это повысило пенсию действующим пенсионерам где-то на 46%.

Пенсия стала делиться лишь на 2 части – накопительную и страховую. Базовый размер вошел в страховую часть.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

С 2010 года утвержден минимальный размер пенсии, превышающий прожиточный минимум пенсионера.

2013-2015

В 2013-2015 годах пенсионная реформа России делает новый виток – пенсионная система претерпевает серьезные изменения.

Разработана новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии, вводится новый порядок формирования пенсионных прав: учитывается стаж, размер страховых отчислений и возраст выхода на пенсию.

В 2014-2015 годах россияне могут выбрать тариф на накопительный компонент пенсии: 0% или 6%. А пока граждане делают свой выбор, пенсионные накопления не формируются – в 2014-2015 году все страховые отчисления идут на формирования страховой части пенсии.

Вводится система гарантирования пенсионных накоплений. Негосударственные пенсионные фонды проходят процедуру акционирования.

Подробнее об изменениях в пенсионной системе: в 2013 году, в 2014 году.

22. С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы. Реформа является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.

На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов. Конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы:

· от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

· от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

· от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

· от 07.09.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

· от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

· от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;

· от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Исходя из действующего законодательства можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:

Читайте так же:  Досрочная пенсия спасателям мчс россии, участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций

· государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение по закону 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»;

· обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;

· негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

Страховая пенсия зависит от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой пенсии также входит фиксированная выплата, устанавливаемый Законом и одинаковая для всех пенсионеров, за исключением определенных категорий.

Накопительная пенсия выплачивается в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ или на пенсионных счетах в негосударственном пенсионном фонде.

Структура пенсионного обеспечения

Виды пенсий Источник финансирования Субъект формирования и выплат
Обязательное пенсионное обеспечение и страхование
Государственная пенсия Выплачивается: · государственным служащим · военнослужащим · пострадавшим в техногенных катастрофах · участникам ВОВ · нетрудоспособным гражданам Бюджет Государственные органы
Страховая пенсия Выплачивается: · по старости · по инвалидности · по случаю потери кормильца Страховые взносы ПФР
Накопительная пенсия Выплачивается лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости Страховые взносы и доход от инвестирования ПФР или негосударственный пенсионный фонд
Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение
Негосударственная пенсия Выплачивается работникам предприятий (организаций), гражданам на основании заключенных договоров негосударственного пенсионного обеспечения Взносы предприятий, граждан и доход от их инвестирования Негосударственный пенсионный фонд

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8264 —

| 7903 — или читать все.

Пенсионная реформа — введение накопительного компонента для финансирования пенсий

Понятие «пенсионная реформа» не имеет единообразного определения и может трактоваться по-разному в зависимости от контекста или от целей исследования. На протяжении последних лет достаточно сильно менялись представления о целях, задачах, содержании и путях российской пенсионной реформы. В настоящее время можно выделить следующие основные ее направления:

• модификация распределительной пенсионной системы в плане усиления взаимосвязи между полученной за время трудового стажа зарплатой (точнее, уплаченных с нее пенсионных взносов) и размером пенсии;

• формирование накопительного компонента обязательной (государственной) пенсионной системы;

• изменение системы льготных пенсий, назначаемых в связи с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, путем создания профессиональных пенсионных систем (ППС);

• развитие дополнительного, или добровольного, пенсионного обеспечения;

• улучшение технологического и информационного обеспечения пенсионной сферы.

Cодержание и цели пенсионной реформы

До 2002 года пенсионная система России была полностью распределительной, основанной на принципе «солидарности поколений». Ее суть заключалась в следующем: финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. То есть деньги собираются с работающих граждан и сразу выплачиваются старикам.

Основные причины кризиса распределительной пенсионной системы многократно и подробно обсуждались в ходе принятия решений о начале реформы. С математической точки зрения, при снижении отношения численности работающего населения к численности пенсионеров нельзя построить устойчивую модель распределительной системы с постоянными значениями налоговой нагрузки, пенсионного возраста и коэффициента замещения, так как все меньшему количеству взрослых работников приходится содержать одного пенсионера. Это происходит из-за снижения уровня рождаемости и роста продолжительности жизни. И хотя в России жить в последнее время дольше не стали, с 1990 года отношение взрослых работников к пенсионерам снизилось с 2,28 до 1,74 ( В 2002 году 66 млн. работающих содержали 38 млн. пенсионеров). По прогнозам Всемирного банка к 2040 году в России число работников и людей, получающих пенсию, сравняется. И если оставить систему без изменений, то к 2040 году коэффициент замещения снизится до 14,4 % (сейчас 34,7 %).

В этой ситуации единственным способом является либо увеличение налогов, либо повышение пенсионного возраста, либо уменьшение коэффициента замещения, который в нашей стране и так крайне низкий. В тоже время остается и еще один способ – начать реформировать действующую пенсионную систему и таким образом искать пути решения проблем.

Следует, однако, иметь в виду, что изменения в принципах начисления и выплаты распределительных пенсий, к которым относятся минимально необходимый стаж; период, зарплата за который учитывается при определении размера пенсии; степень учета полученной зарплаты/уплаченных пенсионных взносов; система индексаций; предельное соотношение минимальной пенсии и прожиточного минимума; предельный уровень максимальной пенсии; разделение пенсии на базовую и страховую; введение условно-накопительных счетов и т.д., несмотря на всю значимость назвать пенсионной реформой можно с большим трудом. За период 1991-2001 гг. такие изменения в действующую систему вносились огромное количество раз . При этом основной целью таких изменений является корректировка пенсионной системы с учетом финансовых возможностей государства и представлений об относительной социальной справедливости, тем не менее они не приводят, да и не могут привести к значительному улучшению в пенсионной сфере в долгосрочном плане.

Главным изменением, позволяющим назвать происходящие сейчас преобразования пенсионной реформой, является введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых компаний к управлению накопительной частью пенсионных средств. Однако несмотря на все положительные стороны данного нововведения результаты мы сможем увидеть только через несколько лет, так как в краткосрочном периоде эти изменения так же «бессильны». Кроме того, введение новой пенсионной системы связано с одной трудностью, которая заключается в том, что государству необходимо, не снижая уровня обеспечения нынешних пенсионеров, изъять часть средств из распределительной системы, чтобы работающие граждане имели возможность постепенно накапливать себе на старость. Тем не менее в долгосрочном периоде введение накопительных пенсий должно позволить достичь следующих положительных результатов:

Читайте так же:  Как правильно произвести расчет отпуска

• повышение благосостояния будущих пенсионеров за счет длительного срока накопления средств для финансирования пенсий;

• инвестирование пенсионных средств в экономику страны, и как следствие — обеспечение более высоких темпов экономического роста;

• значительное снижение нагрузки на государственную пенсионную систему, что позволит тратить больше денег на социальные программы;

• повышение доли официальных («белых») зарплат, и как следствие – развитие рынка труда;

• развитие фондового рынка и финансовой инфраструктуры.

Эти изменения затронут практически все сферы экономической и социальной жизни, поэтому пенсионная реформа является на сегодняшний день одной из важнейших реформ в российской экономике. Принимая это во внимание, крайне важно, чтобы все граждане стали ее участниками, что позволит в полной мере реализовать ее потенциал.

Пенсионная реформа — введение накопительного компонента в пенсионную систему для финансирования пенсий

Что даст введение в рамках пенсионной реформы накопительного компонента в пенсионную систему для финансирования пенсий?

В долгосрочном плане пенсионной реформы от введения накопительных пенсий можно ожидать следующих благоприятных изменений:

Благосостояние будущих пенсионеров повысится за счет длительного срока накопления средств для финансирования пенсий.

Привлечение пенсионных «длинных денег» в качестве инвестиций в экономику страны обеспечит более высокие темпы экономического роста.

Снизится нагрузка на государственную пенсионную систему.

Увеличится доля официальных («белых») зарплат, и как следствие – активнее будет развиваться рынок труда.

За счет пенсионных средств появятся возможности для развития фондового рынка и финансовой инфраструктуры.

Перечисленные сдвиги касаются практически всех сфер экономической и социальной жизни.

Поэтому сегодня пенсионная реформа относится к одним из наиболее значимых преобразований в России.

Очень важно полностью использовать потенциал пенсионной реформы.

Однако следует признать, что уровень готовности всех основных участников пенсионной системы (государства, частного бизнеса, населения, нпф и др. ) к участию в пенсионной реформе далек от идеального.

Поэтому в краткосрочном плане быстрых успехов от пенсионной реформы ожидать не приходится.

PPS. Напишите в комментариях к этой статье о Вашем отношении к пенсионному и финансовому планированию своей жизни.

PPPS. Если материал «Почему была необходима Пенсионная реформа » оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи.

До встречи!

Что еще читать по пенсионной реформе и пенсионному планированию:

«27 лет пенсионных реформ»: история пенсионных изменений в РФ

Каждый, кому повезло в здравом уме и светлой памяти прожить последние 27 лет после развала Союза и обретения Россией государственного суверенитета, прекрасно помнят о бесчисленном количестве реформ, внедренных за это время. Бесспорным лидером реформирования, конечно же, стала многострадальная пенсионная система. На протяжении всех этих лет не проходило и года, чтоб условия назначения пенсий так или иначе не менялись: от 1990 года, коим и датируется появление принципиально новых государственных пенсий, и до 2017 года, с которого был дан старт невиданного ранее для отечественных пенсионеров повышения возрастного пенсионного ценза.

В общем же, по нашим подсчетам, за это время можно выделить семь главных этапов реформирования. Каждый из них выполнял собственную функцию и преследовал собственные цели, но все они преподносились общественности в качестве единственно верной панацеи. Само собой, что без них никуда – переход к рыночной экономике требовал совершенно иных источников финансирования. Однако за 27 лет реформ стабильно функционирующей и действенной модели найдено так и не было. Сколько еще новаций ждет пенсионную систему, боимся, не ответит никто. Мы же решили составить краткий календарь пенсионных реформ, который нам уже повезло пережить.

1990 год. Пенсия выполняет страховые функции

Новая история российских пенсий берет свое начало в 1990 году, с момента принятия закона о госпенсиях. Документом вводилось 4 вида пенсий, вызванных старостью, инвалидностью, потерей кормильца и выслугой лет, что было под копирку перенесено с советской модели. Но были и принципиальные изменения, например, изменился источник финансирования: вместо бюджетных денег, пенсии стали выплачивать из средств, совокупно аккумулируемых за счет отчислений работодателей и работников. Таким образом, российская пенсионная система получила страховой статус. Для администрирования платежей и управления всей этой денежной массой был учрежден ПФР.

Новый закон предполагал внедрение новой формулы расчета пенсий: в страховой стаж входил не только период работы, но и перед вынужденного отсутствия – службы в армии, декрета, ухода за больными и т.д; сама же пенсия рассчитывалась за любые 5 лет труда. Кроме того, введен минимальный предел назначения пенсий, обозначенный прожиточным минимумом и институт индексации пенсий.

1992 год. Рождение НПФ

К удивлению автора этих строк, НПФы родились гораздо раньше, чем в обществе зародился класс граждан, способных самостоятельно откладывать себе на пенсию. И действительно, НПФы появились в 1992 году в результате выхода соответствующего президентского указа. И как оказалось, интерес в определенных кругах действительно – за следующие 2 года в России появилось около 350 подобных организаций, привлекающих накопления на старость от населения. Ввиду возросшей популярности таких организаций, возникла необходимость в контроле над ними, в результате чего была создана Инспекция НПФ, которая правда на сегодня уже упразднена.

Стоит отметить, что уже тогда негосударственная пенсия воспринималась в качестве дополнительного источника финансирования, в качестве бонуса к государственной пенсии. При этом накопления принимались как от организаций, дополнительно финансирующих пенсии собственных сотрудников, так и от самих граждан. Федеральный закон, регулирующий деятельность фондов, появился лишь через 6 лет, когда стала понятна роль НПФов в финансировании будущих пенсий. Главным в этом всем можно считать появление законодательного закрепления обязательств фондов перед его участниками.

1995 год. Первая реформа

В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание 3-уровневой системы пенсий:

  • Социальная пенсия являлась «фундаментом» – ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось – ранее установленный минимум для пенсий.
  • Страховая пенсия стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.
  • Накопительная негосударственная пенсия воспринималась в качестве бонуса, который добавлялся к двум другим пенсия. Само собой, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.
Читайте так же:  Правила подачи искового заявления дольщика к застройщику о нарушении сроков сдачи

В целях реализации предложенных мер, Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.

2002-03 годы. Вторая пенсионная реформа

После 00-х была предпринята новая попытка реформировать российские пенсии. В кабмине провозгласили переход от солидарной системы к распределительной, согласно которой все собранные деньги не распределялись между пенсионерами, как это было до этого, а формировались в системе страхования, исходя из размера, рассчитанного по специальной формуле. Трудовую пенсию тогда решили рассчитывать по двум составляющим: страховой и накопительной. Страховую часть считали исходя из отработанного стажа и размера страховых взносов, внесенных на каждого из трудящихся, с учетом минимума, закрепленного законом за каждым застрахованным. Накопительную же часть ввели лишь для граждан, которые родились после 1967 года – в нее вошли часть уплачиваемых страховых взносов и доход, полученный от их инвестирования.

2008 год. Первое софинансирование пенсий

Уникальная для российского рынка программа софинансирования пенсионных выплат за пределами пенсионной системы впервые появилась еще в 2008 году. Суть ее была в удвоении государством тех взносов (в пределах 12 тыс. в год), которые добровольно внесет гражданин, на протяжении десяти лет с момента вхождения в программу. Минимальный годовой платеж со стороны участников не мог быть ниже 2 тыс. рублей, максимальный предел ограничен не был. Возможность участия в качестве третьей стороны получал работодатель страхователя. Принять участие в программе, которая получила название «1000+1000», можно было до начала 2015 года. С начала 2015-го прием в нее закрыт, однако около 16 млн россиян остаются активными участниками данного софинансирования.2013-15 годы. Третья реформа: «Глобальная»

В конце 13-го года парламент принял новый закон о страховых пенсиях, который смог стать отправной точкой в новой реформе отечественных пенсий. До конца 15-го года была продлена возможность определиться с накопительной частью пенсий: или 6% или отказ от нее. Знаковым моментом стал отказ от рассылки писем с результатами накоплений – теперь узнать объем накоплений на своем пенсионном счету предлагалось через сайт госуслуг. В число приятных новостей вошло повышение страхового тарифа для ИП на 100% — с начала 2014 года им необходимо было уплачивать около 33 тыс. рублей в год.

Знаковым событием 2014 года стала заморозка пенсионных накоплений, продолжающаяся и по сей день. Причем даже для тех, кто выбрал в качестве тарифа накопительный вариант пенсии. Эта мера ежегодно дает сэкономить свыше 400 млрд рублей. В 2015 году закон о страховых пенсиях заработал в полную силу, в результате чего появились пресловутые страховые баллы. С тех пор пенсия россиян формируется не в деньгах, а в баллах, стоимость которых ежегодно меняется. Причем на конвертацию этих самых балов в рубли можно рассчитывать не ранее выхода на пенсию. Кстати, к выходу на пенсию каждому нужно иметь минимальное количество баллов, определенное законодательством – к 2025 году оно должно достигнуть минимума в 30 баллов.

Если накопленных баллов будет недостаточно, выход на пенсию придется отложить или на 5 лет, или как минимум до того момента, пока количество баллов не достигнет необходимого. Кстати, предложен и вариант осознанной отсрочки пенсии – в таком случае гражданин может рассчитывать на «премиальные коэффициенты»: 5 лет отсрочки в совокупности дают повышение пенсии на 35-40%, плюс заработанные дополнительно пенсионные баллы.

2017 год. Пенсионный возраст и новые накопления

На протяжении всего 2016-17 годов вопрос повышения пенсионного возраста не перестает быть главной темой для обсуждения, если тема касается пенсионной системы. И хоть многие чиновники отрицают возможность поднятия ценза, начало, собственно говоря, уже положено – с января пенсионный возраст начал расти у госслужащих. Ежегодно он будет увеличиваться на полгода, пока не достигнет 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Похожего шага в ближайшее время ожидают и в массовом порядке – по мнению аналитиков, этим вопросом активно займутся после президентских выборов 2018 года.

Второй главной темой 2018 года стала разработка Центробанком и Минфином системы Индивидуальных пенсионных накоплений, которые должны быть внедрены уже в 2017 году. По сути, данная система должна прийти на замену замороженной накопительной системе. Хотя сами ее нормативы и отличаются в корне. В частности, гражданам предлагается самостоятельно собирать себе на пенсию, откладывая из собственной зарплаты от 1 до 6% в месяц. Участие в программе преподносится как добровольное, однако подключение к ней будет автоматическим, и если гражданин не изъявит желание отключиться, удержания с его зарплаты ежегодно будут расти, пока не достигнут 6%.

И это, очевидно, далеко не все изменения в пенсионной системе, которые ждут нас в ближайшее время.

Источники


  1. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.

  2. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.

  3. Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm; М.: Спарк, 2012. — 313 c.
  4. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран; Юстицинформ — Москва, 2010. — 560 c.
  5. Юсуфов, А.Г. История и методология биологии. Учебное пособие для ВУЗов / А.Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа, 2011. — 107 c.
Пенсионная реформа — введение накопительного компонента для финансирования пенсий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here