Пенсионная система дореволюционной россии

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Пенсионная система дореволюционной россии". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

История развития законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении в России. Дореволюционный и советский периоды

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИИ. ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ

——————————— Putrova O. V. History of development of legislationon non-state pension security in Russia. Pre-revolutionary and soviet periods.

Путрова Оксана Владиславовна, помощник судьи Арбитражного суда Тюменской области.

В данной статье автор создает ретроспективу становления и развития форм социального обеспечения в России, на примере развития негосударственного пенсионного обеспечения показывает эволюцию связанных с ним нормативно-правовых актов и моделей в сфере пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: пенсия, модели пенсионного обеспечения, пенсионные кассы, государственная пенсия, негосударственное пенсионное обеспечение.

The author of the article creates the retrospective of formation and developmentt of forms of social security services in Russia as exemplified by development of non-state pension security, shows evolution of related normative-law acts and models in the sphere of pension security.

Key words: pension, models of pension security, pension pay-offices, state pension, non-state pension security.

Негосударственное пенсионное обеспечение — это атрибут двухуровневой пенсионной системы Российского государства. Несмотря на восприятие этого сегмента как новаторского, можно увидеть, что его корни лежат в далекой истории. «Родоначальником» пенсионного обеспечения в России является Петр I. У нас, как и во многих других странах, пенсионное обеспечение первыми получили военные, а именно морские офицеры, которым, согласно утвержденному в 1720 г. Морскому уставу, могла быть назначена премия по старости. Однако данный период характеризовался отсутствием единого порядка назначения пенсий для всех отраслей государственной службы, а существовали лишь отдельные положения для различных ведомств. Только 6 декабря 1827 г. Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим был утвержден Николаем I как единый нормативный акт для всех чинов гражданских ведомств. Тем не менее, кроме общего Устава, действовали «особенные уставы о пенсиях и единовременных пособиях по некоторым ведомствам». Эти уставы учитывали специфику службы чиновников и служителей: положение в иерархии власти, отдаленность местностей, малонаселенность, климат общие условия службы и быта и т. п. . ——————————— URL: http:// www. opfr. tomsknet. ru/? >

Одновременно с системой государственного пенсионного обеспечения при правительственных учреждениях создавались кассы для выплаты дополнительных к основным пенсиям пособий . ——————————— Васильев С. А. Участие негосударственных пенсионных фондов в гражданских правоотношениях (на материалах Тверской области): Дис. . канд. юрид. наук. Тверь, 2006. С. 38.

Средства кассы составляли собственность всех ее участников и не могли быть использованы иначе как на пенсии и пособия. Хозяйственная и пенсионная деятельность эмеритальных касс проходила под контролем высшего руководства ведомства. Положение об эмеритальной кассе морского ведомства, принятое в 1858 г., послужило образцом для последующих подобных учреждений: в 1859 г. было утверждено Положение об эмеритальной кассе военного ведомства, в 1860 г. — Положение об эмеритальной кассе инженеров путей сообщения. Действовали также эмеритальные кассы при Министерстве юстиции, касса горных инженеров, касса Царства Польского, эмеритальная касса по судебному ведомству . ——————————— Васильев С. А. Указ. соч. С. 39.

Кассы эмеритального типа создавались и на частных предприятиях при условии полной гарантии со стороны хозяев предприятий состоятельности касс, и если предприятие находилось в благополучном финансовом положении . ——————————— Там же.

Свободные денежные средства страховых касс направлялись на приобретение государственных и правительственных гарантированных ценных бумаг, закладных листов частных земельных банков, облигаций городских кредитных обществ, облигаций городских займов . Недвижимое имущество кассы могли приобретать только с разрешения Министерств финансов и внутренних дел, которые и осуществляли надзор за деятельностью пенсионных касс . Часть средств предоставлялась в качестве процентных займов участникам кассы. ——————————— Кузьмина Е. В. Формирование и управление негосударственным пенсионным фондом: Дис. . канд. экон. наук. СПб., 1996. С. 30. Хорошко М. А. Развитие негосударственных, пенсионных фондов в Российской Федерации: Дис. . канд. экон. наук. М., 1995. С. 38.

Основным документом, регламентировавшим внутреннее устройство и деятельность страховых касс, был устав или положение. В подавляющем большинстве уставных документов закреплялись нормы: о целях создания касс, состав участников с разделением на обязательных и добровольных, порядок формирования средств касс, размер взносов и порядок исчисления выплачиваемых пенсий, условия получения права на пенсию. Руководил работой кассы Комитет, в состав которого входили в равной степени представители служащих от всех подразделений организации-учредителя кассы, а исполнительные функции выполнялись специальным органом — управлением пенсионной кассы . ——————————— Воронин Ю. В. Указ. соч. С. 59, 61, 64.

К концу XIX в. в России получил развитие еще один тип касс. Это были так называемые сберегательно-вспомогательные кассы, которые вместо выплаты участникам пенсий предоставляли им единовременное пособие в зависимости от срока службы, взносов работника и размера доходности. Благодаря достаточной простоте в расчетах и организации деятельности, создание сберегательно-вспомогательных касс практически не встречало затруднений на практике, однако неоднократно поднимался и обсуждался вопрос по поводу предпочтительности пенсионной или сберегательно-вспомогательной кассы. Так, считалось, что обеспечению капиталом следовало бы с нравственной точки зрения отдать предпочтение перед обеспечением пенсией. В связи с чем в 1916 г. постановлением Совета министров было утверждено Положение о сберегательно-вспомогательной кассе для служащих, мастеровых и рабочих казенных железных дорог, в соответствии с которым все накопленные суммы из пенсионной кассы подлежали передаче в сберегательно-вспомогательную . ——————————— Дегтярев Г. П. Указ. соч. С. 54.

Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» закрепил переход от пенсионной системы, базирующейся на финансировании за счет бюджета, к системе социального страхования, основанной на сборе страховых взносов с фонда заработной платы, и инициировал добровольные дополнительные пенсионные программы предприятий . ——————————— В связи с конфронтацией между республиками и союзным центром с 1 марта 1991 г. действие названного Закона на территории России было прекращено.

В период с 1987 по 1992 г. происходит второе рождение законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении, которое проходило при отсутствии необходимых нормативных правовых актов. В советский период система пенсионного обеспечения была построена на принципиально иных основаниях, преемственность в развитии законодательства о пенсионном обеспечении была нарушена. Основные усилия постсоветского периода в области развития и систематизации пенсионного законодательства были обращены на регламентацию сложившейся системы социального обеспечения и на разработку новых положений без учета дореволюционного опыта пенсионного обеспечения.

Читайте так же:  Оформление полиса дмс для иностранных граждан

Пенсионная система дореволюционной России

История развития пенсионной системы.

КРИЗИС ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Происходившие в социуме наиболее экономически развитых стран изменения во второй половине XX века постепенно привели перераспределительную систему к кризису.

НОВЕЙШАЯ РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ

История современного этапа реформ российской пенсионной системы отсчитывается от 1995 года, когда Правительство РФ утвердило концепцию реформы. Концепция определила общие рамки, механизмы и структуру новой пенсионной системы, выделив в ней базовую, страховую и накопительную части. Концепция была утверждена постановлением Правительства РФ «О мерах по реализации концепции реформы пенсионного обеспечения».

История развития законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении в России. Дореволюционный и советский периоды

(Путрова О. В.) («Социальное и пенсионное право», 2011, N 2)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИИ. ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ

——————————— Putrova O. V. History of development of legislationon non-state pension security in Russia. Pre-revolutionary and soviet periods.

Путрова Оксана Владиславовна, помощник судьи Арбитражного суда Тюменской области.

В данной статье автор создает ретроспективу становления и развития форм социального обеспечения в России, на примере развития негосударственного пенсионного обеспечения показывает эволюцию связанных с ним нормативно-правовых актов и моделей в сфере пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: пенсия, модели пенсионного обеспечения, пенсионные кассы, государственная пенсия, негосударственное пенсионное обеспечение.

The author of the article creates the retrospective of formation and developmentt of forms of social security services in Russia as exemplified by development of non-state pension security, shows evolution of related normative-law acts and models in the sphere of pension security.

Key words: pension, models of pension security, pension pay-offices, state pension, non-state pension security.

Негосударственное пенсионное обеспечение — это атрибут двухуровневой пенсионной системы Российского государства. Несмотря на восприятие этого сегмента как новаторского, можно увидеть, что его корни лежат в далекой истории. «Родоначальником» пенсионного обеспечения в России является Петр I. У нас, как и во многих других странах, пенсионное обеспечение первыми получили военные, а именно морские офицеры, которым, согласно утвержденному в 1720 г. Морскому уставу, могла быть назначена премия по старости. Однако данный период характеризовался отсутствием единого порядка назначения пенсий для всех отраслей государственной службы, а существовали лишь отдельные положения для различных ведомств. Только 6 декабря 1827 г. Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим был утвержден Николаем I как единый нормативный акт для всех чинов гражданских ведомств. Тем не менее, кроме общего Устава, действовали «особенные уставы о пенсиях и единовременных пособиях по некоторым ведомствам». Эти уставы учитывали специфику службы чиновников и служителей: положение в иерархии власти, отдаленность местностей, малонаселенность, климат общие условия службы и быта и т. п. . ——————————— URL: http:// www. opfr. tomsknet. ru/? >

Одновременно с системой государственного пенсионного обеспечения при правительственных учреждениях создавались кассы для выплаты дополнительных к основным пенсиям пособий . ——————————— Васильев С. А. Участие негосударственных пенсионных фондов в гражданских правоотношениях (на материалах Тверской области): Дис. … канд. юрид. наук. Тверь, 2006. С. 38.

Средства кассы составляли собственность всех ее участников и не могли быть использованы иначе как на пенсии и пособия. Хозяйственная и пенсионная деятельность эмеритальных касс проходила под контролем высшего руководства ведомства. Положение об эмеритальной кассе морского ведомства, принятое в 1858 г., послужило образцом для последующих подобных учреждений: в 1859 г. было утверждено Положение об эмеритальной кассе военного ведомства, в 1860 г. — Положение об эмеритальной кассе инженеров путей сообщения. Действовали также эмеритальные кассы при Министерстве юстиции, касса горных инженеров, касса Царства Польского, эмеритальная касса по судебному ведомству . ——————————— Васильев С. А. Указ. соч. С. 39.

Кассы эмеритального типа создавались и на частных предприятиях при условии полной гарантии со стороны хозяев предприятий состоятельности касс, и если предприятие находилось в благополучном финансовом положении . ——————————— Там же.

Свободные денежные средства страховых касс направлялись на приобретение государственных и правительственных гарантированных ценных бумаг, закладных листов частных земельных банков, облигаций городских кредитных обществ, облигаций городских займов . Недвижимое имущество кассы могли приобретать только с разрешения Министерств финансов и внутренних дел, которые и осуществляли надзор за деятельностью пенсионных касс . Часть средств предоставлялась в качестве процентных займов участникам кассы. ——————————— Кузьмина Е. В. Формирование и управление негосударственным пенсионным фондом: Дис. … канд. экон. наук. СПб., 1996. С. 30. Хорошко М. А. Развитие негосударственных, пенсионных фондов в Российской Федерации: Дис. … канд. экон. наук. М., 1995. С. 38.

Основным документом, регламентировавшим внутреннее устройство и деятельность страховых касс, был устав или положение. В подавляющем большинстве уставных документов закреплялись нормы: о целях создания касс, состав участников с разделением на обязательных и добровольных, порядок формирования средств касс, размер взносов и порядок исчисления выплачиваемых пенсий, условия получения права на пенсию. Руководил работой кассы Комитет, в состав которого входили в равной степени представители служащих от всех подразделений организации-учредителя кассы, а исполнительные функции выполнялись специальным органом — управлением пенсионной кассы . ——————————— Воронин Ю. В. Указ. соч. С. 59, 61, 64.

К концу XIX в. в России получил развитие еще один тип касс. Это были так называемые сберегательно-вспомогательные кассы, которые вместо выплаты участникам пенсий предоставляли им единовременное пособие в зависимости от срока службы, взносов работника и размера доходности. Благодаря достаточной простоте в расчетах и организации деятельности, создание сберегательно-вспомогательных касс практически не встречало затруднений на практике, однако неоднократно поднимался и обсуждался вопрос по поводу предпочтительности пенсионной или сберегательно-вспомогательной кассы. Так, считалось, что обеспечению капиталом следовало бы с нравственной точки зрения отдать предпочтение перед обеспечением пенсией. В связи с чем в 1916 г. постановлением Совета министров было утверждено Положение о сберегательно-вспомогательной кассе для служащих, мастеровых и рабочих казенных железных дорог, в соответствии с которым все накопленные суммы из пенсионной кассы подлежали передаче в сберегательно-вспомогательную . ——————————— Дегтярев Г. П. Указ. соч. С. 54.

Читайте так же:  Положен ли земельный участок ветеранам боевых действий (бд)

Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» закрепил переход от пенсионной системы, базирующейся на финансировании за счет бюджета, к системе социального страхования, основанной на сборе страховых взносов с фонда заработной платы, и инициировал добровольные дополнительные пенсионные программы предприятий . ——————————— В связи с конфронтацией между республиками и союзным центром с 1 марта 1991 г. действие названного Закона на территории России было прекращено.

В период с 1987 по 1992 г. происходит второе рождение законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении, которое проходило при отсутствии необходимых нормативных правовых актов. В советский период система пенсионного обеспечения была построена на принципиально иных основаниях, преемственность в развитии законодательства о пенсионном обеспечении была нарушена. Основные усилия постсоветского периода в области развития и систематизации пенсионного законодательства были обращены на регламентацию сложившейся системы социального обеспечения и на разработку новых положений без учета дореволюционного опыта пенсионного обеспечения.

Пенсионная система дореволюционной России

Пенсии до революции: социальное обеспечение в России на рубеже XIX —.

Пенсии до революции: социальное обеспечение в.

Пенсии до революции:

социальное обеспечение в России на рубеже XIX — XX веков

Пенсионное обеспечение в последние годы существования Российской империи представляло собой сочетание государственного и частного пенсионных капиталов. В системе дополнительного социального обеспечения уже в конце 19 века насчитывалось более 200 ведомственных эмеритальных касс. Но в целом система пенсионного обеспечения оставалась избирательной и охватывала менее 1/3 населения.

Дополнительное пенсионное обеспечение за счет взносов в эмеритальные кассы и рабочие фонды взаимопомощи затрагивало незначительную часть трудящихся, поскольку пенсионные кассы создавались в основном в государственных ведомствах и на крупных промышленных предприятиях. В то время как в России к началу XX века почти половину населения составляли сельские жители: более 60 млн человек из 125 млн, по переписи 1897 года.

Российское крестьянство не обеспечивалось пенсиями долгое время — и до, и после революции. Большинство сельских тружеников будут интегрированы в пенсионную систему страны лишь в 60-е годы ХХ века.

Государственные пенсии на рубеже 19-20 веков по-прежнему оставались привилегией военных и гражданских служащих. Сохранялась традиция назначения пенсий как особых привилегий за заслуги перед отечеством. Существовали повышенные пенсии кавалерам наиболее престижных государственных наград.

Численность военных пенсионеров резко выросла с началом первой мировой войны. Но рядовых солдат в числе получателей привилегированных пенсий не было. Хотя, по разным оценкам, Георгиевские кресты разных степеней в ходе первой мировой войны получили почти полтора миллиона солдат.

До революции 1917 года структура пенсионного обеспечения обычных граждан России состояла из нескольких уровней. Главной компонентой была государственная пенсия, назначаемая за долговременную беспорочную службу, либо пенсия по болезни или инвалидности. Она полагалась работающим в случае досрочного выхода на пенсию по состоянию здоровья.

Начиная с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась также рабочим частных предприятий.

В дореволюционный период социальная система Российской империи достигла достаточно высокого уровня по сравнению со многими другими странами. В целом по уровню жизни царская Россия к 1913 году занимала 15-е место в мире. Численность населения за пять лет (с момента переписи 1897 года) выросла более чем на треть.

Социальное страхование рабочих и система трудового законодательства в Российской империи признавались одними из лучших в мире – об этом, в частности, на встрече с группой промышленников из России в 1912 году заявил Уильям Тафт, 27-й президент США. Он посещал Россию в начале века, его путь в Санкт-Петербург на встречу с императором Николаем II пролегал через Владивосток. Поэтому президент Тафт оценивал качество социальной политики царской России непонаслышке.

Что касается оценок системы трудового законодательства, социального страхования и в целом качества пенсионной системы России на рубеже 19-20 веков, то они остаются весьма противоречивыми. И, безусловно, эта проблема требует дальнейшего объективного исследования.

Пенсионное обеспечение чиновников Российской империи до 1917 года регулировалось «Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам». Срок выслуги для получения государственной пенсии составлял 35 лет. Безусловно, при условии «беспорочной службы».

Право на пенсию теряли лица, уволенные со службы по решению суда, а также приговоренные к различным видам наказания, включая лишение свободы или другие ограничения гражданских прав. Любопытно, что по истечении срока наказания и после возвращения на службу чиновник вновь приобретал право на пенсию.

Чиновник, прослуживший не менее 25 лет, соответственно, получал 50% пенсионного оклада. Фактически, пенсию на государственной должности можно было выслужить только к 60 годам, учитывая, что средний возраст приема на службу дипломированного специалиста начинался с 20 лет. При этом пенсионная планка в 60 лет на тот период была выше средней продолжительности жизни в стране.

Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях. В случае неизлечимой болезни полный оклад пенсии можно было получить за 30 лет службы. Во-вторых, досрочную пенсию можно было получить, если чиновнику требовался посторонний уход в случае болезни. Полный оклад пенсии в этом случае полагался за 20 лет службы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для назначения пенсий служащим низших чинов нередко требовалось доказать тот факт, что к моменту достижения пенсионного возраста чиновник не будет иметь другой возможности содержать семью, кроме пенсионного пособия.

Размер пенсии государственных чиновников устанавливался соответственно уровню чина. Все должности в государственном аппарате для расчета пенсии были разделены на 9 разрядов.

В начале 20 века размер пенсий российских чиновников мог составлять в среднем от 85 рублей в год (по 9-му разряду) до 1 453 рублей (по первому разряду). Для сравнения, заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в отдельных отраслях промышленности всего несколько десятков рублей в месяц.

Также важно подчеркнуть, что в конце XIX века рост инфляции в России значительно обесценил пенсионные оклады, которые долгое время не менялись. По пенсионному законодательству того времени, было запрещено устанавливать пенсии выше уровня, определенного Уставом. Руководители различных ведомств по этой причине нередко атаковали министерство финансов просьбами об «усилении» пенсий своим работникам. В случае несогласия министра финансов вопрос о повышении пенсии тому или иному чину выносился на заседание Комитета министров. Прибавка к пенсионному пособию могла составлять от одной трети до половины суммы жалования.

Читайте так же:  Что это такое реструктуризация долга по ипотеке

В случае смерти служащего размер пенсии определялся с учетом семейного положения. В частности, учитывалось количество членов семьи, оставшихся без попечения, а также их права на получение пенсии. Например, вдова служащего могла получать лишь половину пенсии мужа, если в семье не было малолетних детей (не старше 17 лет). На каждого из малолетних детей прибавлялась треть от половины пенсии отца. Если в семье было более четырех детей, то все они должны были получать пенсию поровну, но в сумме не больше размера пенсионного жалования отца.

Пенсия умершего также не назначалась сыновьям старше 17 лет и дочерям старше 21 года. Кроме того, право на пенсию утрачивали сыновья, поступившие на службу или принятые в учебные заведения за казенный счет, а также дочери в случае выхода замуж или обучения за казенный счет. Вдовам, вторично вышедшим замуж, государственная пенсия первого мужа также не полагалась.

Кроме того, пенсии лишались чиновники при вступлении на новую должность, или при переходе на службу иностранному государству без согласия российского правительства. Пенсионное право утрачивалось также при пострижении в монашество и в случае нарушения условий выезда за границу (а именно пребывания за границей более разрешенного срока).

Что касается пенсий военнослужащих, то они выплачивались из двух источников: из Государственного казначейства и инвалидного капитала.

Срок выслуги военной пенсии был меньшим, чем у гражданских чиновников — в среднем 25 лет для полного оклада пенсии, и 20 лет — для 50 %.

Примечательно, что офицерам военных тюрем каждые пять лет службы засчитывались за семь.

Для офицеров и гражданским чиновникам военного ведомства, которые служили в отдаленных регионах страны, сроки выслуги пенсий сокращались: например, один день службы считался за два, три, четыре дня и так далее — в зависимости от конкретной удаленности места службы.

При этом для всех без исключения офицеров, военных священников и врачей время службы в действующей армии засчитывалось вдвойне по сравнению с гражданской службой.

Для морских офицеров, кроме общих пенсий, существовали дополнительные вознаграждения. А именно в размере 1/2 оклада жалования — за общий срок плавания в течение службы от 120 до 180 месяцев. Две трети оклада пенсии полагалось за плавание сроком более 180 месяцев.

Командирам кораблей выдавалось дополнительное вознаграждение за долговременное командование судном, корабельным инженерам — за постройку и перестройку судов (сумма дополнительного вознаграждения могла составлять до 1350 рублей в год). Инженерам-механикам полагались доплаты к пенсии за долговременное управление судовыми машинами (до 900 рублей в год).

Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше обычных офицерских пенсий. Причем правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались только офицеры, которым оказывал покровительство так называемый «Александровский комитет о раненых». Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер на момент ранения, и от степени тяжести ранения (соответственно, различались пенсии раненым офицерам первого и второго класса).

[3]

Также важно отметить, что офицеры, получившие раны и увечья во время боевых действий, получали пенсии из инвалидного капитала независимо от пенсий из государственного казначейства. Кроме пенсии, отставным офицерам выдавалось ежегодное пособие для найма прислуги.

Как уже отмечалось выше, доходы рабочих в Российской империи на рубеже 19-20 веков были весьма невысоки по сравнению со служащими. На получение пенсионного пособия рабочие в то время могли рассчитывать только при условии добровольных отчислений в пенсионные кассы, в том числе — эмеритуры, которые начиная с 80-х годов 19 века в производственной сфере наиболее активно и массово создавались на железных дорогах.

Правительство предпринимало попытки расширить сферу социальной защиты наемных работников. Так, в 1893 году по предложению министра финансов Витте была создана специальная комиссия для разработки законопроекта об индивидуальной ответственности предпринимателей за здоровье и обеспечение рабочих.

В сентябре 1902 года был разработан законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев».

2 июня 1903 года закон был утвержден Николаем II, и вступил в силу с 1 января 1904 года.

При всей ограниченности принятых мер Закон 1903 года все же был значительным прогрессом в развитии трудового законодательства. В нем впервые устанавливались размеры пенсий для наемных рабочих и служащих.

Так, при полной потере трудоспособности полагалась постоянная пенсия в размере 2/3 заработка. В таком же размере выплачивалась пенсия семье в случае потери кормильца. Главным изъяном закона было то, что в нем искусственно занижалось исчисление годового заработка рабочего. Что привело к уменьшению размера пенсии.

Активизация рабочего движения в период первой русской революции (1905–1906 годы) привела к разрушению многих пенсионных касс. Но их развитие продолжилось, как только общественно-политическая ситуация в России стабилизировалась.

К 1912 году назрел вопрос об объединении пенсионных касс различных ведомств в единую организацию, что позволило бы создать в стране полномасштабную пенсионную систему страхового типа. Вступление России в мировую войну в 1914 году стало новым препятствием для развития в стране всеобщего пенсионного обеспечения.

[2]

В свою очередь, политические партии активно боролись за введение обязательного социального страхования рабочих за счет средств работодателя или из специальных фондов страхования рабочих, которые предлагалось формировать за счет взимания особого налога на владельцев частных предприятий. Этот вопрос, в частности, обсуждался в 1903 году на втором съезде РСДРП.

Кроме того, в 1912 году на VI Всероссийской партийной конференции в Праге была предложена страховая программа, которая предусматривала обязательное страхование всех наемных работников и членов их семей за счет предпринимателей, и за счет государства — в случае утраты рабочими трудоспособности, в том числе и по старости.

Требование распространить систему социального страхования на все категории рабочих стало одним из ключевых поводов для усиления протестного движения рабочих и активизации деятельности левых партий в России в начале ХХ века.

Вынужденным ответом правительства на эти вызовы стало принятие Закона от 23 июня 1912 года «О социальном страховании рабочих». Однако социальные меры, прописанные в законе, были довольно ограниченными.

Читайте так же:  Правила гражданства рф за 6 месяцев

Так, обязательное социальное страхование распространялось только на предприятия с численностью не менее двадцати рабочих — при наличии двигателя (парового или электрического), и тридцати рабочих — при отсутствии двигателя.

В силу данных ограничений закон — безусловно, прогрессивный по тем времена — охватил не более 2,5 миллионов рабочих по всей стране. Еще порядка 12 миллионов наемных рабочих и служащих в России оставались по-прежнему без какого бы то ни было обеспечения по старости и инвалидности.

Социальное страхование не распространялось на всех транспортных рабочих, домашнюю прислугу, торгово-промышленных служащих, сельских наемных работников (батраков). Основную нагрузку по выплате страховых взносов закон возложил на самих страхуемых рабочих. По схеме страхования, 3/5 части страхового взноса платили рабочие из своего дохода, 2/5 части взноса платил работодатель. Это привело к снижению заработка большей части наемных работников, что, в свою очередь, провоцировало новую волну стачек и роста революционных настроений накануне 1917 года.

Электронная библиотека

История пенсий, или более точно, пожизненного содержания, уходит корнями в глубину веков. Впервые на государственном уровне военные пенсии были введены в Римской империи Гаем Юлием Цезарем. Историки утверждают, что эти первые в мире пенсии он платил своим постаревшим легионерам из собственных средств. Вообще-то в разных странах изначально пенсии получали исключительно военные, да и то не все. К примеру, в петровской России пенсии по старости полагались лишь морским офицерам. Первоначально назначение пенсий имело характер награды или привилегии, подразумевалось, что человек, получающий пенсию, был отмечен особым расположением за заслуги. С развитием и совершенствованием системы государственной власти изменялось и назначение пенсии, пенсия вместо оттенка избранности и отличия, постепенно приобретала ярко выраженный социальный аспект.

Первые в мире государственные пенсии появились более 100 лет назад, в 1889 году, в Германии при канцлере Бисмарке. Это была первая организованная государством система пенсий по возрасту работников, занятых в частном секторе. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на её финансирование. Введенная в Германии система базировалась на предшествующей практике существования добровольных фондов взаимопомощи, организуемых гильдиями и рабочими объединениями. Права на пенсию в новой системе основывались на ранее выплаченных взносах.

Дания (1891 г.) и Новая Зеландия (1898 г.) ввели системы пенсионирования, ориентированные на целевую помощь бедным. Они финансировались за счет общих налоговых доходов, предполагали проверку нуждаемости и гарантировали одинаковый для всех уровень выплат.

В Великобритании и Австралии первые государственные пенсии начали выплачивать в 1908 году. В Северной Америке государственная система пенсионирования по старости получила распространение сравнительно поздно. Канада ввела систему, основанную на проверке нуждаемости, не предполагающую страховых

взносов, в 1927 году. В Соединенных Штатах правительства штатов начали вводить основанные на критерии нуждаемости пенсионные системы в 1920-х годах. К 1934 году они существовали в 28 штатах. В 1935 году в США вводится федеральная система пенсионного страхования. Первый закон об обязательном пенсионном страховании был принят в США только в 1935 году. Пенсии начали выплачивать с 1940 года.

Большинство западноевропейских стран сформировало системы пенсионного страхования, ориентированные на германскую модель; англосаксонские страны (за исключением США) и страны Северной Европы в большей степени шли по пути, проложенному Данией и Новой Зеландией. Эти системы решали разные задачи. Германская была ориентирована на сохранение социального статуса работающего после выхода на пенсию, а датская, введенная в Англии, – на ограничение бедности.

В XX веке происходит постепенное сближение пенсионных систем развитых стран. Там, где они были основаны на страховых взносах (Германия), вводятся гарантии минимальной пенсии, не зависящие от предшествующих взносов. В странах, ориентировавших пенсионную систему на равные пенсии, финансируемые за счет общих доходов из бюджетов, отменяется контроль нуждаемости. В дополнение к минимальным пенсиям вводится система обязательного социального страхования (Великобритания).

Историю возникновения пенсионного обеспечения в России мы рассмотрим далее в подразделе 3.1.

[1]

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Пенсии в царской России

Немногие знают сейчас, что социальное страхование и рабочее законодательство России к 1912 году было лучшим в мире — об этом публично заявил американский президент Тафт в 1912 году [Буркин А. И., Начало. М.: Купина, 1997].

Но, думаю, ещё меньше людей знают, что к 1914 году уже практически все «бюджетники» (говоря нынешним слэнгом) имели право на государственную «пенсию по старости». К 1914 году право на государственную пенсию за выслугу лет («за долговременную беспорочную службу») имели все «бюджетники», то есть:

— чиновники всех ведомств, всех классов, а также канцеляристы;

— офицеры и прапорщики армии, таможенной службы, жандармского корпуса и др.;

— учителя (в том числе народные, начальных классов), законоучителя и служащие духовных учебных заведений, а также преподаватели, профессора университетов и других учебных заведений;

— ученые и инженеры на всех казенных заводах, всех ведомств и организаций;

— врачи и фельдшеры (в том числе ветеринарной службы), а также служащие и нижние чины (обслуга) казенных больниц и заведений;

— к 1914 году право на государственную пенсию за выслугу лет получили и рабочие казеных заводов [Фельдман М.А. Стимулы к труду в промышленности Урала в первые десятилетия XX века. с.45].

У обычных граждан Российской империи пенсионное обеспечение состояло из нескольких слагаемых. Главное, конечно, это государственная пенсия «за долговременную беспорочную службу» либо пенсия по болезни (инвалидности) в случае вынужденного досрочного ухода с работы по состоянию здоровья, причем с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась и рабочим частных предприятий.

Второе слагаемое — эмеритура — сумма, выплачиваемая отдельными ведомствами (например, инженеров путей сообщения, горно-инженерным, юстиции и так далее) своим пенсионерам из кассы взаимопомощи пожизненно при условии, что человек отчислял в эту кассу взносы на протяжении десяти лет. Размер эмеритуры порой не уступал размеру государственной пенсии!

И третье: пенсии, полагающиеся кавалерам наиболее престижных государственных наград. На самом деле этот контингент был не мал, и включал также солдат, награжденных георгиевскими крестами. В годы Первой мировой георгиевские кресты разных степеней получили почти полтора миллиона солдат — все они имели бы после войны и многие другие льготы. Имели бы.

Читайте так же:  Какая работы предусмотрена для инвалидов в москве

Возвращаясь к пенсиям за выслугу лет («по старости»), следует сказать, что единого для всей империи возраста, по достижении которого человек автоматически считался пенсионером, не было. Но чтобы получить пенсию в размере 100% своей зарплаты (тогда говорили «получить полный оклад») следовало проработать 35 лет. Речь об общем стаже, советское изобретение «непрерывный стаж» в те времена известно не было. Работники, прослужившие 25 и более лет, имели право на «половину оклада».

Каковы были пенсии за выслугу лет у рабочих до 1917 года? — Поскольку они были введены только в 1914 году, а во время войны вряд ли о них писали где либо (во всяком случае мне не удалось найти сведений об этом в публикациях того времени), то оставалось искать только в архивных публикациях по истории рабочего движения в России первых послереволюционых лет (до середины 1920-х годов статистики еще не врали).

Один такой источник мне удалось найти: согласно опубликованным в 1923 г. данным «Архива истории труда в России» [Архив истории труда в России. Книга 9. Петроград, 1923., с.135, 141] пенсии у рабочих Петрограда в начале 1917 г. очень сильно различались — в пределах от 300 до 3000 р. (и более) в год (т.е. от 25 до 250р. в месяц) — Напомним, что средняя по России месячная зарплата рабочих в начале 1917 года составляла 116 рублей (на оборонных заводах не менее 160-ти и до 400 рублей), а средний бюджет семьи из трех человек составлял 169 рублей [13, Книга 9, с.59-60].. Накануне Февральской революции пенсии были повышены: минимальные на 75%, максимальные на 25%. Там же («Архив истории труда в России», с. 135) указано, что семьям рабочих, призванных на военную службу, сохранялось содержание (в том числе пенсия кормильца семьи), в зависимости от семейного положения: семьям с детьми — 100% содержания, бездетным — от 75 до 50%.

Возвращаясь к пенсионному законодательству 1912 года, пенсионные льготы предоставлялись прежде всего тем, кто вынужден был досрочно уйти в отставку по состоянию здоровья. Право на максимальную пенсию они получали при выслуге 30 и более лет. Стаж от 20 до 30 лет обеспечивал 2/3 оклада, а от 10 до 20 лет — треть. Если болезнь не позволяла человеку не только работать, но даже ухаживать за собой, «полный оклад» полагался после 20 лет работы, 2/3 при выслуге не менее 10 лет, а треть — при наличии трудового стажа хотя бы пять лет.

Помимо трудового стажа было еще одно принципиальное условие: служба на протяжении всех лет должна была быть «беспорочной». Нечего было надеяться на пенсионное обеспечение тем, кто хотя бы раз был уволен «по статье»: «отрешен от должности» судом или же «удален от должности» по распоряжению начальства. Не полагалась пенсия лицам, отбывшим наказанием за уголовные преступления. В число последних включали и «политических» осужденных, от народовольцев до большевиков.

Что касается уволенного по статье через суд или начальством, он мог устроиться на другую работу и там заслужить пенсию. В этом случае отсчет выслуги лет начинался с нуля. Сложнее было гражданину, имевшему проблемы с Уголовным кодексом. По российскому законодательству никто не мог вернуть ему утраченные пенсионные права, кроме, разумеется, государя. Однако прошение на имя главы государства следовало подавать не сразу по отбытии наказания, а хотя бы после трех лет беспорочной службы. Этот минимальный стаж служил свидетельством того, что вчерашний правонарушитель стал на путь исправления и может быть прощен.

Все это было предусмотрено Сводом Законов Российской Империи к 1914 году, а также Уставом о промышленном труде [Свод законов Российской империи /КонсультантПлюс: Классика российского права.], [Устав о промышленном труде Российской Империи / Киселев И. Я. Трудовое право России. М. 2001]

***
Революции 1917 года и Гражданская война разорили страну и народ, но НЭП позволил довольно быстро восстановить хозяйство и уровень жизни как рабочих (за исключением жилищных условий), так и крестьян.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

С началом сталинской коллективизации в 1929 году и свертывания НЭПа уровень жизни не только крестьян, но и рабочих начал быстро падать. Минимум уровня жизни рабочих по критерию соотношения зарплаты и потребительской корзины до Великой Отечественной войны пришелся на 1940 год — он был в два раза меньше, чем в 1913 году. Только к концу 1950-х годов уровень жизни рабочих достиг дореволюционного. А крестьян и всех прочих — так никогда и не достиг. Что касается советских пенсий, то при Сталине, и ещё до 1956 года они были мизерными, прожить на них было невозможно. — только хрущёвская пенсионная реформа довела средний уровень советских пенсий до 40% от средней по стране зарплаты.

Источники


  1. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.

  2. Юсуфов, А.Г. История и методология биологии. Учебное пособие для ВУЗов / А.Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа, 2011. — 107 c.

  3. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Инфра-М, Норма, 2011. — 496 c.
  5. Кони, А. Ф. Обвинительные и судебные речи / А.Ф. Кони. — М.: Студия АРДИС, 2016. — 707 c.
Пенсионная система дореволюционной россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here