Постановление 481 о деятельности организаций для детей-сирот в рф

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Постановление 481 о деятельности организаций для детей-сирот в рф". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Содержание

Завершение пребывания в организации для детей-сирот — какие документы передаются выпускнику, кто несет обязанности попечителя в отношении детей от 16 до 18 лет?

полис обязательного медицинского страхования;

медицинские документы, в том числе заключение экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта РФ о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии подопечного (при наличии), а также заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для подопечных с ограниченными возможностями здоровья);

документ об образовании;

документы, содержащие сведения о наличии и месте жительства (месте нахождения) братьев, сестер и других близких родственников;

документы, подтверждающие право подопечного на имущество и денежные средства, право собственности и (или) право пользования жилыми помещениями;

справка о пребывании подопечного в организации для детей-сирот (в случае завершения пребывания подопечного в организации для детей-сирот);

пенсионное удостоверение (при наличии);

пенсионная книжка (при наличии);

удостоверение об инвалидности (при наличии);

страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Согласно пп. 16 и 19 Правил ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», по завершении пребывания ребенка в организации для детей-сирот остальные документы из его личного дела должны быть переданы в органы опеки по месту жительства выпускника, откуда передаются на хранение в архив органа опеки. Личные дела подопечных хранятся в архиве в течение 75 лет, после чего подлежат экспертизе ценности документов в соответствии с Федеральным законом РФ от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Выпускники от 16 до 18 лет

В соответствии с п. 4 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот до достижения им возраста 18 лет (например, в связи с поступлением в учреждение профессионального образования) исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

Выпускники от 18 до 23 лет

Согласно п. 31 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481, организация для детей-сирот может разрешать временно бесплатно проживать и питаться в организации для детей-сирот лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, но не старше 23 лет.

Формы документов , используемых в работе организаций для детей-сирот, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

© 2014 Нам пора домой!
Информационно-правовой портал для специалистов по семейному устройству, законодателей, волонтеров.

Нормы обеспечения и материально-технические условия пребывания в организации для детей-сирот

Материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных организациях для детей-сирот, осуществляется на основе полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставление им за время пребывания в организации для детей-сирот бесплатного питания, бесплатных комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития, бесплатных медицинского обслуживания и образования (п. 26 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481).

Что касается содержания детей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, нормы обеспечения питанием, а также одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия в этих организациях утверждены Приложениями № 1 и 2 к Постановлению Правительства РФ от 07.11.2005 № 659 «Об утверждении норм материального обеспечения детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях — специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Финансирование расходов, связанных с содержанием детей-сирот в федеральных государственных организациях, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти и иным получателям указанных средств на обеспечение деятельности соответствующих подведомственных учреждений.

Организация для детей-сирот обеспечивает соблюдение установленных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарными правилами) санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для детей факторов среды обитания, условий деятельности организаций для детей-сирот, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и транспортных средств (п. 43 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481).

Организация для детей-сирот обеспечивает в соответствии с возрастом и особенностями развития детей наличие развивающего, обучающего, игрового и спортивного оборудования и инвентаря, издательской продукции, мебели, технических и аудиовизуальных средств воспитания и обучения, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требованиям к безопасности продукции, установленным законодательством Российской Федерации, а также специального медицинского оборудования для организации медицинской реабилитации детей в медицинских организациях (п. 39 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481).

В целом действующие требования к нормам обеспечения и материально-техническим условиям содержания детей в организациях для детей-сирот соответствуют новым требованиям, которые вступили в силу с 1 сентября 2015 года.

Есть лишь одно исключение: по старым правилам в зданиях и сооружениях организаций должны быть предусмотрены определенные функциональные помещения: а) для проживания детей; б) для хранения, приготовления и приема пищи; в) общевоспитательного назначения; г) для занятий спортом; д) для медицинского обслуживания; е) для проведения реабилитационных мероприятий; ж) административно-хозяйственного назначения; з) санитарные узлы (п. 4 Требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 № 558).

Читайте так же:  Правила организации питания в детском саду

Однако, начиная с 1 сентября 2015 года будет действовать лишь требование, чтобы помещения, в которых размещаются воспитательные группы в организациях для детей-сирот, включали в себя соответствующим образом оборудованные жилые комнаты, санузлы, помещения для отдыха, игр, занятий, приема и (или) приготовления пищи, а также бытовые помещения (п. 37 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481).

Формы документов , используемых в работе организаций для детей-сирот, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

Принципы и виды деятельности организаций для детей-сирот

наилучшего обеспечения интересов детей,

приоритета общечеловеческих ценностей,

свободного развития личности,

защиты прав и интересов детей

и светского характера образования.

а) круглосуточный прием и содержание детей, а также детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, в том числе создание условий пребывания детей в организации для детей-сирот, приближенных к семейным и обеспечивающих безопасность детей;

б) уход за детьми, организация физического развития детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей, организация получения детьми образования, а также воспитание детей, в том числе физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, включая духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, с привлечением детей к самообслуживающему труду, мероприятиям по благоустройству территории организации для детей-сирот, в учебных мастерских и подсобных хозяйствах;

в) осуществление полномочий опекуна (попечителя) в отношении детей, в том числе защита прав и законных интересов детей;

г) деятельность по предупреждению нарушения личных неимущественных и имущественных прав детей;

д) консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и иная помощь родителям детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав;

е) организация содействия устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участия в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства или организациями, наделенными полномочием по такой подготовке;

ж) организация проведения информационных кампаний по привлечению лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, а также по проведению совместных культурно-массовых мероприятий с такими лицами, благотворительными организациями, волонтерами и другими лицами;

[2]

з) подготовка детей к усыновлению (удочерению) и передаче под опеку (попечительство);

к) восстановление нарушенных прав детей и представление интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах;

л) психолого-медико-педагогическая реабилитация детей, в том числе реализация мероприятий по оказанию детям, находящимся в организации для детей-сирот, психологической (психолого-педагогической) помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи детям, возвращенным в организацию для детей-сирот после устройства на воспитание в семью;

м) создание условий доступности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами услуг, предоставляемых организациями для детей-сирот;

н) осуществление мероприятий по обеспечению оптимального физического и нервно-психического развития детей;

о) оказание медицинской помощи детям, осуществляемой в порядке, устанавливаемом Минздравом РФ;

п) организация и проведение профилактических и иных медицинских осмотров, а также диспансеризации детей в порядке, установленном законодательством РФ;

р) оказание детям квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии;

[1]

с) организация, обеспечение и оптимизация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режима дня, рационального питания и двигательного режима детей;

т) осуществление реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

у) организация отдыха и оздоровления детей;

ц) ведение в установленном порядке личных дел детей;

ч) оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка;

ш) оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

щ) другие виды деятельности, направленные на обеспечение защиты прав детей.

В дополнение к перечисленным выше в пп. (а)-(щ) к видам деятельности образовательных организаций относятся:

реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ;

реализация адаптированных основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ.

В дополнение к перечисленным выше к видам деятельности медицинских организаций относятся:

организация и проведение мероприятий по охране здоровья детей, в том числе по комплексной оценке состояния здоровья детей, а также осуществление профилактических, диагностических, лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и рецидивов детских болезней и инвалидизации;

организация и проведение профилактических осмотров детей с привлечением специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием;

диспансерное наблюдение детей, страдающих хроническими заболеваниями;

проведение восстановительного лечения, комплексной медико-психологической и социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) детей и их социальной адаптации.

Согласно п. 2 Типового положение о доме ребенка, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2012 № 344н, дом ребенка является самостоятельной медицинской организацией, созданной для круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей с рождения до 4х-летнего возраста включительно, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей (законных представителей) и временно помещенных в дом ребенка в соответствии с законодательством РФ.

В дополнение к перечисленным выше в пп. (а)-(щ) к видам деятельности организаций, оказывающих социальные услуги, относятся:

реализация мероприятий по социально-трудовой реабилитации детей с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности и интеграции их в общество;

организация физического воспитания детей-инвалидов с учетом возраста и состояния здоровья, позволяющего развить их способности в пределах максимальных возможностей.

Формы документов , используемых в работе организаций для детей-сирот, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

© 2014 Нам пора домой!
Информационно-правовой портал для специалистов по семейному устройству, законодателей, волонтеров.

Организации для детей-сирот должны строиться по семейному принципу

В ходе круглого стола, состоявшегося в Аналитическом центре, эксперты обсудили положительные эффекты и возможные негативные последствия реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

«Государственной политикой определено, что детский дом – промежуточное звено между ребенком и принимающей семьей, – сообщила старший научный сотрудник Управления научно-исследовательских работ Аналитического центра Инна Каракчиева. – С 1 сентября 2015 года организации для детей-сирот будут приближены к семейному типу и переориентированы на семейное устройство, так как с этой даты вступает в силу Положение о деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое изменит сложившийся подход в системе воспитания». По ее словам, после вступления документа в силу ожидается ряд положительных эффектов: создание более благоприятных условий для усыновления детей, повышение уровня их адаптации и социализации, совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия, а также эффективное использование ресурсов данных организаций и уменьшение доли социально неблагополучных семей.

Читайте так же:  Правила использования родового сертификата

Каракчиева отметила, что для эффективной работы отрасли необходимы серьезные исследования. Например, опросы. Аналитический центр провел такой социологический опрос в 43 субъектах Российской Федерации. Его итоги показали, что 18% респондентов видят возможные проблемы при реализации данного постановления. Эксперт полагает, что существующие риски нужно обязательно учитывать в дальнейшей работе.

Член Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Галина Семья считает, что основной проблемой отрасли является показатель количества устроенных детей в семьи. «Новая контрольная цифра такова – на 30 % сократить число детей в банке данных, – сообщила эксперт. – Чтобы добиться этого показателя, то есть резко сократить число детей в организациях, работники перестали выявлять детей из плохих семей, перестали оказывать помощь нуждающимся». Эксперт полагает, что реализовать положение Правительства № 481 на региональном уровне возможно, и уже есть положительные примеры: Липецкая и Астраханская области, Москва. В заключении своего выступления Семья предложила провести всероссийский мониторинг рисков реализации данного постановления.

Заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Алла Дзугаева рассказала об опыте Москвы. Она напомнила, что в марте 2013 года на заседании Межведомственной рабочей группы по реализации законодательства в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была одобрена концепция модели профилактики социального сиротства и развития семейного устройства таких детей. В рамках реализации модели осуществляется реорганизация существующих детских домов, школ-интернатов, социально-реабилитационных центров и домов ребенка города Москвы в Центры содействия семейному воспитанию. «В каждом центре создаются условия, приближенные к условиям проживания в обычной семье, – сказала Дзугаева. – Семейные жилые ячейки квартирного типа представляют собой оборудованные жилые комнаты не более чем на 2-3 человека, комнаты для отдыха и игр, приготовления и приема пищи, бытовые помещения. В каждой квартире проживает не более 7-8 детей с постоянным взрослым». По ее словам, в настоящее время завершена реорганизация 10 таких центров.

В ходе мероприятия многие специалисты отмечали необходимость создать «формат постоянных взрослых», а не устраивать калейдоскоп воспитателей, чередующихся по сменному принципу. Эксперты полагают, что если у ребенка не будет постоянного взрослого, то результативность создания семейных условий резко снизится.

Постановление Правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Постановление Правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Гуманистическое представление, что нормальная жизнь для ребенка – это жизнь дома, в семье, уже давно было зафиксировано в Конституции и в Семейном Кодексе РФ. Наконец приоритет семейных форм воспитания дошел до уровня подзаконных актов и теперь, наконец, мы надеемся, что такая практика начнет воплощаться в жизнь. С 1 сентября 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому дети-сироты будут помещаться в соответствующие организации только «временно, на период до их устройства на воспитание в семью», а организация должна способствовать их семейному устройству. Хочется верить, что для детей это станет началом движения от системы – к семье.

Плюсы и минусы Постановления комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Павел Кантор.

Основные положения Постановления №481 Правительства РФ о деятельности организаций для детей-сирот

По статистике за 2016 год количество детей-сирот в стране составила около 482 тысяч человек.

Более 30 % из них, находятся на попечении государства. Именно для обеспечения хорошего воспитания этих детей, Правительством был принят документ федерального уровня.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Это быстро и бесплатно!

Основные положения

Начал действовать этот акт в 2015 год и действует до сих пор на территории всей страны.

Положением закреплены требования к содержанию, воспитанию, обучению детей-сирот, а также виды учреждений, способных оказывать услуги и сам перечень услуг, которые должны оказываться государством в отношении этой категории лиц.

Какие основные вопросы рассмотрены

Документом определено, что организации должны создавать подходящие условия, для воспитания детей. Пунктом 33 закреплено требование, в соответствии с которым условия нахождения детей в организации должны быть приближены к семейному, что также должно способствовать интеллектуальному, духовному и физическому развитию.

Постановлением разработаны специальные требования к помещению, в которых проживают дети. К ним относятся обязанность в оснащении данных мест:

  1. жилыми зонами:
  2. комнат, предназначенных для игр, отдыха детей;
  3. санузлами;
  4. комнатами для приготовления пищи и её употребления.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Создание помещений должно осуществляется по квартирному типу.

Обязанностью организации является осуществление права ребенка на индивидуальное пространство, которое он может использовать для занятий отдыхом, играми. Организацией обеспечивается возможность для ребенка иметь индивидуальные, личные вещи, а также обеспечивается сохранность и беспрепятственный доступ ребенка к этим вещам.

Организация должна устанавливать режим дня, который разумным образом будет в себе сочетать воспитательные и образовательные программы.

Для детей, оставшихся без попечения родителей, организациями должны оказываться услуги по получению ими основных и дополнительных общеобразовательных программ.

Помимо этого, следует предоставлять возможность детям посещать другие образовательные группы, действующие в иных заведениях. Учитывая возраст детей, их психологическое и физическое состояние здоровья, детям должна предоставляться возможность для участия в различных конкурсах, выставках, смотрах, вне пределов учреждений, в которых они воспитываются.

Организациями должно осуществляется профессиональное обучение детей, при наличии соответствующей лицензии, а также при наличии согласия детей. Должно осуществляться обучение детей рабочей профессии или профессии служащих должностей.

Детям при ограниченных возможностях здоровья следует проходить обучение по адаптированным общеобразовательным программам с учетом рекомендаций медицинской комиссии.

Лица, не достигшие возраста 23 лет, и завершившие свое пребывание в учреждении, имеют право проживать там, на временном условии, а также бесплатно питаться.

Дети, пребывающие в специализированных организациях, в соответствии с Постановлением находятся на полном федеральном обеспечении, которое включает в себя бесплатное:

  • питание;
  • предоставление одежды и обуви;
  • проживание;
  • медицинское обслуживание.

Предоставляются медицинские услуги по:
  • охране здоровья детей, комплексной оценке здоровья, проведения профилактических и диагностических мероприятий;
  • осмотру детей в профилактических целях;
  • диспансерному наблюдению, для детей, страдающих хроническими заболеваниями;
  • по восстановительному лечению, комплексной реабилитации детей, их адаптации.
Читайте так же:  Куда переехать жить пенсионеру из россии на пмж

Помимо вышеуказанных услуг, организациями в обязательном порядке оказываются социальные услуги:

  • направленные на социально-трудовую реабилитацию, целью которой является восстановление бытовых, социальных, профессиональных способностей;
  • по физическому воспитанию детей-инвалидов, учитывая их возраст, состояние здоровья, которые позволяют развить их способности в пределах максимальных возможностей.

На учреждение возложена обязанность ежегодно размещать на своем официальном сайте информацию о:

  • организации (задачи, условия содержания и воспитания детей);
  • количестве детей, находящихся на воспитании;
  • кадровом составе работников;
  • направлении работы с детьми, порядке взаимодействия с гражданами, другими организациями;
  • количестве детей, возвращенных в течение года законным представителям, а также устроенным на воспитание в семьи.

Положительные и отрицательные стороны данного законодательного акта

Несомненно, принятие такого документа содержит в себе положительные стороны. К ним следует отнести:

  1. Закрепление на государственном уровне принципа семейности обустройства жизни детей. Поскольку сироты, оказавшиеся разлученными со своими родителями, находятся в угнетенном психо-физическом состоянии. Обстановка семейности, поможет быстрее осуществить психологическую адаптацию в новых условиях жизни.
  2. Немаловажное значение имеет закрепление положения о предоставлении возможности изучать общеобразовательную программу за пределами организации, осуществляющей попечение за детьми. Нельзя не отметить, что данный пункт имеет очень большое влияние на социализацию данной категории детей, поскольку находясь за пределами учреждения, в котором он воспитывается, повышается уровень восприятия реальной жизни такими детьми;
  3. Благодаря закреплению обязанности информирования организациями населения о проблемах сиротства, а также возможностей устройства таких детей в семьи повышается интерес общественности к этой проблеме, а также увеличивается шансы сирот обрести новую семью.

Однако, не смотря на очевидные плюсы документа, нельзя не сказать и нескольких минусах:

  1. В первую очередь это касается педагогического состава подобных организаций. Указанным документом не решена проблема соответствующей подготовки кадров. Нет механизмов внедрения новых технологий и новых воспитательных стандартов.
  2. Во-вторых, хоть документом и предусмотрена возможность обучения вне учреждения, занимающегося воспитанием детей, детские сады и школы не готовы к принятию таких учеников. Опять же, нет механизмов реализации этой идеи.

Таким образом, можно сказать, что Постановление N 481 хоть и имеет некоторые недочеты, однако в общем показывает положительную тенденцию участия государства в решении важных социальных проблем.

О проведении проверки согласно данного закона рассказано в следующем видеосюжете:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Постановление Правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Гуманистическое представление, что нормальная жизнь для ребенка – это жизнь дома, в семье, уже давно было зафиксировано в Конституции и в Семейном Кодексе РФ. Наконец приоритет семейных форм воспитания дошел до уровня подзаконных актов и теперь, наконец, мы надеемся, что такая практика начнет воплощаться в жизнь. С 1 сентября 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому дети-сироты будут помещаться в соответствующие организации только «временно, на период до их устройства на воспитание в семью», а организация должна способствовать их семейному устройству. Хочется верить, что для детей это станет началом движения от системы – к семье.

Плюсы и минусы Постановления комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Павел Кантор:

В Постановлении на нормативном уровне зафиксированы три очень важных положения:

1) Содержание и воспитание детей в учреждениях для детей-сирот должно быть организовано не в виде системы палат и коридоров казарменного типа, а в виде воспитательных групп семейного типа с одними и теми же преподавателями, объединяющих детей разного возраста и состояния здоровья.

Непонятно, насколько это будет реально на практике, но по крайней мере в теории – хорошо.

2) Акцент на том, что учреждение для детей-сирот, как правило, не должно являться местом их учебы, а обучение должно происходить в обычных школах, которые наиболее подходят ребенку и которые они будут посещать наряду с обычными детьми.

3) Акцент на том, что задача состоит в развитии и сохранении социальных связей ребенка, в том числе и семейных, а также с друзьями, знакомыми и т.д.

Эти три момента очень существенны.

Что касается недоработок: автор этого Постановления явно не имел в виду, что учреждения для детей-сирот могут быть – и уже есть! – разные, а не только государственные. В законе сказано, что теоретически может быть и так, но Постановление этого не учитывает. В результате это будет, скорее всего, неоднозначно пониматься чиновниками на местах. Правильнее было бы прямо указать в Постановлении, что учреждения для детей-сирот могут быть и негосударственные, с разным укладом, и оговорить, в какой степени это Постановление на них распространяется.

Второе: в постановлении не предусмотрено (хотя, на наш взгляд, должно быть), что эти учреждения в будущем могут не только быть опекунами и попечителями, но и быть соучастниками в опеке и попечительстве, наряду с другими лицами (участниками распределенной опеки, к которой движется законодатель и которая – теоретически – есть и сейчас, правда только в отношении взрослых). А автор этого Постановления, к сожалению, явно исходил из мнения, что если ребенок попал в систему, то он «их» целиком, и все функции по надзору, присмотру, защите прав и отстаиванию интересов целиком возложены на сиротское учреждение.

Третье: несмотря на общие правильные слова, в этом Постановлении не урегулирован очень больной и важный вопрос выхода из учреждения – насколько и в каком порядке ребенок может проводить время вне интерната (у друзей, у родственников, на каникулах, в поездках и т.д.). Там есть только краткое упоминание, что теоретически это возможно (и в Семейном кодексе есть эта возможность). Но отсутствие регулирования, скорее всего, на местах будет восприниматься как «не положено». В Постановлении сказано, что интернат должен всячески поощрять взаимодействие с теми, кто хочет стать усыновителями, опекунами и попечителями – это очень важно и прекрасно, но недостаточно, т.к. у ребенка должно быть свое взаимодействие за пределами интерната и с теми людьми, которые к опекунству не имеют отношения (например, с друзьями, дальними родственниками, волонтерами, одноклассниками и их семьями).

Отметим также, что в Постановлении есть мелкие нестыковки технического характера с новым законом о социальном обслуживании (поскольку учреждения для детей-сирот выступают по отношению к ним как поставщики социальных услуг) – хотя это не так важно.

Положения Постановления № 481 о деятельности организаций для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей

Ежегодно в России появляются тысячи детей-сирот. У кого-то из них погибли родители, от кого-то отказались родственники. Есть дети, которых забирают из недобросовестных семей и передают на попечение государству. Для проживания сирот созданы специальные организации, работа которых регулируется Постановлением № 481.

Цель принятия документа

Постановление Правительства № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» принято в мае 2014 года. Ранее существовали другие законодательные акты, регулирующие работу организаций для детей-сирот. Однако их положения не описывали полностью, какими должны быть условия, необходимые для обучения, комфортного существования и развития детей. Новое постановление было принято с целью улучшения среды, в которой воспитываются несовершеннолетние.
Читайте так же:  Какая пенсия по старости без трудового стажа

Принятый акт призван обеспечить эффективную работу организаций для сирот при устройстве их в новые семьи, улучшить правовую информированность воспитанников. Одна из целей принятия документа — повышение эффективности адаптации маленьких инвалидов к условиям внешнего мира.

Основные положения Постановления и рассматриваемые вопросы

Основные положения Постановления описывают порядок функционирования организаций, в которых проживают дети, оставшиеся без попечения родителей. Документ закрепляет принципы деятельности организаций, правила приема воспитанников, требования к их содержанию. В Постановлении описаны услуги, которые предоставляются несовершеннолетним в государственных учреждениях.

В акте приводятся обстоятельства, необходимые для определения ребенка в организацию для сирот, и сопутствующие этому документы. Также рассматриваются следующие вопросы:

В Постановлении приводится рекомендуемое количество детей в группе; описано, что родные братья и сестры имеют право проживать в одном учреждении и свободно общаться.

Положительные и отрицательные стороны Постановления № 481

Постановление призвано защитить права несовершеннолетних граждан, которые лишены попечения родителей. Оно имеет ряд положительных моментов:

  • Воспитание несовершеннолетних в условиях семейности. Маленькие граждане, лишенные возможности расти в семье, пребывают в стрессовом состоянии. Организации для детей-сирот обеспечивают воспитанникам максимально комфортные условия. Обстановка, создающаяся в учреждении, позволяет подросшим воспитанникам быстро привыкнуть к жизни вне стен детского дома.
  • Информирование общественности о работе организаций. Данная деятельность привлекает внимание общества к проблемам сирот. Открытое информирование увеличивает возможности детей попасть в новую семью, а также привлекает волонтеров, оказывающих добровольную помощь организации.
  • Возможность воспитанников получать образование вне стен организации. Посещение учебных заведений позволяет воспитанникам детских домов получить представление о внешнем мире, способствует их быстрой адаптации к самостоятельной жизни.
  • Способствование обретения семьи воспитанниками. Благодаря деятельности работников государственных учреждений, количество сирот в государстве имеет тенденцию к уменьшению.

Несмотря на положительные моменты, документ имеет отрицательные стороны. К таковым относят:

  • В законе не описаны требования к педагогическому составу сотрудников. Отсутствуют образовательные программы подготовки воспитателей и учителей для осиротевших детей.
  • Возможность обучения ребенка, оставшегося без родителей, вне стен организации не закреплена четкими правилами. Школы и детские сады часто отказываются принимать на обучение сирот. Нет механизма для осуществления данного положения.
  • Воспитанник вправе находиться в организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и после того, как ему исполнилось 18 лет. Однако на практике в детских домах не находится свободного места для совершеннолетнего воспитанника.

Постановление 481 фонды должны знать, как христиане – Библию

Семь перемен к лучшему для детей-сирот, приемных родителей и НКО – главные выводы с конференции «Опыт и роль НКО в решении проблемы социального сиротства» в «Благосфере»

Фото: Владимир Песня / РИА Новости

Радикальный документ — Постановление № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» — был принят в 2014 году и призван изменить подход к работе всех российских детских учреждений в области социального сиротства.

Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», считает, что сотрудники НКО должны знать Постановление № 481 так же хорошо, как христиане — Библию.

В чем суть: до постановления детские дома обязаны были обеспечить уход за ребенком – содержать, удовлетворять его или ее базовые потребности и в отдельных случаях обучать. Сегодня их главная задача совместно с органами опеки – реабилитация и социальная адаптация подопечных, скорейшее жизнеустройство. Первый шаг на этом пути – возвращение в кровную семью, работа по восстановлению отношений с родителями. Только если этого сделать не удается, ребенку ищут приемную семью, а не наоборот, подчеркивает Альшанская.

В этой новой реальности сильно поменялась роль НКО и волонтеров – фокус должен быть не на проведение спектаклей или праздников, а на куда более кропотливую и монотонную, но и более важную работу с семьями.

[3]

Какие главные изменения произошли за четыре года с момента принятия документа?

Индивидуальный подход

Фото: РИА Новости / Мария Ткачева

Известно, что дети вырастают в системе детских домов не приспособленными к нормальной жизни, не понимают ее законов, не знают многих вещей, которые нам кажутся очевидными. Причина – отсутствие индивидуального подхода.

Решение 481: условия в детском доме теперь должны быть максимально приближены к семейным. В первую очередь, маленькие группы (до 8 детей, а не 18-20 и больше, как было до постановления) и постоянный воспитатель у каждого подопечного.

«Это сделано для того, чтобы ребенок, потерявший семью, не становился маргиналом, не утрачивал понимания того, как вообще живут в мире за стенами учреждения, — объясняет Альшанская. – Невозможно научиться этому на уроках по социальной адаптации раз в неделю в восьмом классе – взрослея, мы каждый день осваиваем мир через быт, который нас окружает, рутинные действия. Не знать всего этого восемнадцать лет, а потом выйти из детского дома и резко научиться — нереально».

Новый дом недалеко от родных мест

Фото: РИА Новости / Константин Чалабов

Сегодня ребенка стараются устроить в учреждение для детей-сирот рядом с местом, где его «выявили» органы опеки. «Лучше всего, чтобы он не менял ни район, ни школу, ни места досуга, куда привык ходить, — подчеркивает Альшанская. – Ведь он ни в чем не виноват – его же не в тюрьму сажают! А получается, что, помимо мамы, которая не справилась с ситуацией, ребенок разом утрачивает все окружение, друзей. На самом деле, ему вообще необязательно говорить своим одноклассникам, что у него в жизни что-то изменилось. У нас бывали случаи, когда смена семейного положения проходила незаметно, и об этом знали только близкие друзья ребенка».

Выплаты раз в месяц из материнского капитала

Фото: РИА Новости / Алексей Никольский

У социального сиротства много причин, но исходная точка очевидна: неблагополучные семьи. С 1 января 2018 года малоимущая семья каждый месяц может получать выплату из средств материнского капитала в размере прожиточного минимума ребенка. Деньги будут начисляться до момента, когда ребенку исполнится полтора года.

Читайте так же:  Где отдохнуть украинцам без загранпаспорта и визы

Порог дохода для тех, кто может воспользоваться этой возможностью – полтора прожиточных минимума на человека в семье. Сумма варьируется в зависимости от того, где семья живет: в разных регионах прожиточный минимум разный.

«Министерство финансов долго на это не соглашалось, потому что все-таки материнский капитал – средства отсроченные, а мы их превращаем в ежемесячные выплаты, – говорит Ольга Баталина, депутат Госдумы РФ, член Комитета по государственному строительству и законодательству. – Но мера востребована и она сработала. Ведь почти половина людей, имеющих на руках сертификат, никак им не распорядились. Кто-то действительно планирует использовать его под ипотеку, под жилье, но есть и те, для кого ни одно из этих направлений не подходит — им нужны деньги, и прямо сейчас. Отсюда все эти незаконные схемы по обналичиванию материнского капитала – не от хорошей жизни».

Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!

Социальный контракт

Социальный контракт — еще один вариант материальной помощи малоимущим. Деньги в этом случае должны пойти на развитие семьи, например, на обустройство подсобного хозяйства, покупку оборудования для пекарни или, скажем, швейной мастерской, на дополнительное образование.

Звучит заманчиво, но на деле заключить такой договор с государством могут немногие. Причина в том, что у регионов крайне мало бюджетных средств на этот проект. «Только 14 регионов-доноров имеют право самостоятельно, без согласования с Минфином, расширять свои расходные обязательства, – поясняет Ольга Баталина. – Они могут принимать дополнительные выплаты, наращивать социальные расходы. Остальные живут по так называемому «модельному бюджету». У них на расширение своих социальных расходов просто нет права».

Как НКО узнать, есть ли у подопечных шанс заключить социальный контракт: На федеральном уровне это закон «О государственной социальной помощи». В субъекте федерации действует республиканский закон, в нем вводится инструмент социального контракта. «Он находится в компетенции местного министерства социальной развития или защиты (оно может по-разному называться), — поясняет Баталина. — Надо найти нормативный акт и понять, какое количество денег в республиканском бюджете заложено на эти цели на текущий год, как формируется очередность и есть ли она. На уровне субъекта определяется набор целей, то есть на что могут быть потрачены деньги по социальному контакту. Максимальная сумма соцконтракта в одни руки лимитирована и варьируется в зависимости от направления (на обустройство, образование и так далее)».

Учеба в обычной школе

Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Каждый ребенок в детском доме должен иметь возможность посещать обычную школу, а не учиться, как раньше, не покидая стен учреждения, — весь день в домашних тапочках, спускаясь с третьего этажа общежития на первый в классы и поднимаясь обратно.

За последние три года произошло глобальное перераспределение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по ведомствам внутри региона. Если учреждение сохранило образовательную лицензию плюс в силу объективных причин ребенок в нем и живет и учится, то оно остается в ведомстве министерства образования. Если же организации не учат, то все они переходят в министерство соцразвития или Минсемьи. В Минздраве остались только дома ребенка.

«Понятно, что внутри еще идет деление на обычные учреждения и на учреждения для детей с нарушениями и в доме-интернате для детей с ментальными нарушениями говорить о семейно-воспитательной группе пока не приходится, — говорит Ольга Баталина. — Там очень сложная ситуация, хотя все требования постановления распространяются и на них».

Тем не менее, у НКО уже есть опыт, когда и для таких детей создаются условия, приближенные к семейным. В качестве примера Ирина Романова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ, приводит московский Центр содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь».

«Подъемные» для выпускников

Фото: Евгений Епанчинцев / РИА Новости

Молодой человек или девушка, вступая во взрослую жизнь без поддержки родителей, испытывают большие трудности с социализацией и, как следствие, c поиском работы. Как правило, они обращаются в службу занятости региона, их ставят на учет как безработных и назначают пособие.

Это пособие отличается от обычного — оно выплачивается в течение шести месяцев и равно средней заработной плате в этом регионе. Дело в том, что во многих регионах подъемные выпускнику детского дома очень и очень небольшие – иногда даже просто в виде набора постельного белья. А если ему или ей еще квартиру надо снимать? Ведь часто жилье дают не сразу. Пособие помогает адаптироваться к нормальной жизни.

Кроме того, во многих регионах действуют муниципальные программы поддержки каникулярной занятости подростков — в них предусмотрена выплата части зарплаты ребенку. Такое софинансирование может стать выходом и позволить детям провести лето с пользой.

Обязательное обследование

В ближайшем будущем Министерство просвещения собирается ввести обязательное психологическое обследование потенциальных усыновителей. Оно, впрочем, существовало и раньше, но прежде претендент мог отказаться его проходить, а теперь не сможет. Причем, по словам Ирины Романовой, обсуждается вопрос психологического обследования не только самого усыновителя, но и людей, которые с ним проживают.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Еще одна тема в процессе обсуждения – разрешить усыновление людям с диагнозом ВИЧ. Министерство здравоохранения сейчас разрабатывает соответствующее изменение в законе.

Источники


  1. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.

  2. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.

  3. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2014. — 885 c.
  4. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.
  5. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.
Постановление 481 о деятельности организаций для детей-сирот в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here