Правовой статус безработного в россии

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Правовой статус безработного в россии". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Правовой статус безработного, его права и обязанности

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) не зависимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организаций и либо сокращением численности или штата работников организации.

Регистрация безработных проводится органами занятости по их месту жительства при предъявлении паспорта, трудовой книжки (а для впервые ищущих работу — справки с места жительства) и других документов (о специальном образовании, квалификации, среднем заработке за последние 3 месяца). Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 года в редакции от 05.11.1999 года, предусматривает последовательную регистрацию органом службы занятости безработных граждан, обратившихся в этот орган по месту жительства. Гражданин признается безработным со дня предъявления им необходимых документов. Решение об этом орган занятости должен принять не позднее 11 дней со дня предъявления документов, если в течение 10 дней со дня регистрации не возможно было предоставить ему подходящую работу. Не могут быть признаны безработными:

  • 1) лица, не достигшие 16-летнего возраста;
  • 2) лица, которым назначено трудовая пенсия по старости, в том числе досрочно, или пенсия за выслугу лет;
  • 3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах занятости от 2-х вариантов подходящей работы, включая работы временного характера;
  • 4) впервые ищущие работу — отказавшиеся не менее двух раз в течение 10 дней со дня регистрации от профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • 5) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации для предложения подходящей работы, или в установленный срок для регистрации в качестве безработных;
  • 6) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы;
  • 7) осужденные к наказанию в виде лишения свободы;
  • 8) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка или другие недостоверные данные для признания их безработными.

В соответствии с п.3 ст.3 Закона о занятости, безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет. Очевидна некоторая несогласованность указанного положения закона и ст.63 Трудового кодекса России, которая предусматривает возможность заключения трудового договора с лицом, достигшим возраста 15 лет, в случае получения им основного общего образования либо оставления общеобразовательного учреждения в соответствии с федеральным законом. Поэтому необходимо установить единый возрастной критерий и предусмотреть возможность признания безработным гражданина, достигшего 15 лет, в указанных выше случаях.

При отказе в признании безработными граждане имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа.

Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер. Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы. В свою очередь орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

Они имеют право:

[2]

  • 1) быть зарегистрированными в органах службы занятости;
  • 2) на выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • 3) на выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
  • 4) на возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • 5) на возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
  • 6) на социальные гарантии в виде досрочного назначения пенсии.

В соответствии со ст.9 Закона безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставить безработному возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

При отсутствии подходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости безработные граждане имеют право на получение пособия по безработицы или заменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятости обязаны обеспечить их выплату.

В ст.12 Закона безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством. Их выплата обеспечивается соответствующим органом службы занятости.

Безработный гражданин имеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан. Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах органов местного самоуправления.

В Законе РФ «О занятости населения в РФ» исчерпывающим образом определены обязанности безработного гражданина. Безработный гражданин обязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации. Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Безработный гражданин обязан являться к работодателю с направлением на работу, выданным органом службы занятости.

«В содержании правового статуса безработного входят:

  • 1) его правосубъектность;
  • 2) основные (статутные) его права и обязанности как безработного;
  • 3) основные гарантии указанных статутных трудовых прав безработного.

Закон РФ «О занятости населения в РФ» предусмотрел следующие гарантии безработного:

  • 1) гарантии и компенсации работникам, высвобождаемым из организаций, предоставляемые согласно ст.180, 181 ТК РФ;
  • 2) выплату пособий зарегистрированным безработным в установленном порядке;
  • 3) выплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности в размере причитающегося пособия по безработице;
  • 4) оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты». Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. 2003г.

Правовое регулирование экономических отношений

Правовой статус безработного

Правовой статус безработного характеризуется целым рядом прав и обязанностей. Ядро этого статуса составляют государственные гарантии социальной поддержки безработных.

В частности, государство гарантирует безработным:

  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
Читайте так же:  Где возможен безвизовый транзит для россиян

При этом время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.

В то же время, как уже было сказано, статус безработного предполагает наличие у гражданина и определенных обязанностей.

Важнейшие из них:

  • вовремя и в установленном порядке проходить перерегистрацию в органах службы занятости;
  • вовремя являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу);
  • по направлению органов службы занятости своевременно являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве.

Понятие подходящей работы. Одним из ключевых понятий законодательства в сфере занятости и трудоустройства является понятие подходящей работы. От наличия или отсутствия таковой зависит получение и сохранение гражданином статуса безработного, размер и сроки выплаты пособия по безработице и многое другое.

Подходящей считается работа, соответствующая:

профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки. Понятно, что для инженера не будет подходящей работой должность бухгалтера, для слесаря-сантехника — работа каменщика, для токаря 6-го разряда — вакансия грузчика или вахтера;

условиям последнего места работы. Здесь прежде всего имеется ввиду условия оплаты труда;

состоянию здоровья работника. Естественно, не может считаться подходящей для гражданина работа, противопоказанная ему по состоянию здоровья.

транспортной доступности рабочего места. Большинство людей вряд ли сочтут для себя подходящей работу — даже если она устраивает их во всех других отношениях — если дорога на работу и с работы будет отнимать у них по нескольку часов в день. Законодательство также учитывает этот фактор при определении подходящей работы. Однако конкретные категории транспортной доступности рабочего места закон не называет — максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

При соответствии всем вышеназванным условиям работа будет признана подходящей. Причем вне зависимости от того, является ли данная работа постоянной или временной.

Для некоторых категорий безработных подходящей будет считаться и иная оплачиваемая работа, если только ее условия соответствуют требованиям трудового законодательства.

К таким категориям относятся граждане:

  • впервые ищущие работу (ранее не работавшие);
  • не имеющие профессии (специальности);
  • уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством;
  • ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;
  • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
  • некоторые другие категории граждан.

В любом случае не может считаться подходящей работа, если:

  1. она связана с переменой места жительства;
  2. ее условия не соответствуют требованиям трудового законодательства;
  3. предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума или — если заработок гражданина на последнем месте работы превышал величину прожиточного минимума — ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

Пособие по безработице. Пособие по безработице — наиболее распространенный вид государственной поддержки безработных граждан. Если другими видами социальной поддержки со стороны государства гражданин может воспользоваться лишь при наличии определенных условий, то на данный вид поддержки может рассчитывать практически каждый безработный. (Следует, правда, учитывать, что период, в течение которого выплачивается пособие, не безграничен.)

Решение о назначении подобия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размер пособия зависит от того, имел ли гражданин до признания его безработным оплачиваемую работу и от срока в течение которого он является безработным.

Гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение года, предшествовавшего началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, пособие начисляется:

  • в первые три месяца безработицы — в размере 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
  • в следующие четыре месяца — в размере 60%;
  • в дальнейшем — в размере 45%.

Однако во всех случаях размер пособия не может превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20% этой величины.

Всем другим гражданам, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим) или не имеющим профессии (специальности), пособие выплачивается в размере 20% величины прожиточного минимума.

Для некоторых категорий безработных предусмотрен повышенный размер пособия. К таким категориям относятся граждане, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

В то же время законодательство предусматривает и возможность уменьшения пособия по безработице. Так, например, размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случае неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости или отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Выплачивается пособие, как правило, два раза в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице, но только в размере 20% величины прожиточного минимума.

В некоторых случаях выплата пособия может быть приостановлена.

Основанием для этого могут послужить:

  • отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  • явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;
  • отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  • нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;
  • некоторые другие случаи, предусмотренные законодательством.

Основанием для прекращения выплаты пособия по безработице является признание гражданина занятым в соответствии с Законом о занятости.

Кроме того, выплата пособия по безработице прекращается одновременно со снятием гражданина с учета, в качестве безработного в случаях:

  • прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
  • длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  • переезда безработного в другую местность.
  • в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством.

Правовой статус безработного

выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности; —

выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; —

возможность участия в оплачиваемых общественных работах; —

[1]

возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.

Читайте так же:  Основные способы приобретения гражданства

Кроме того, время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.

Правовой статус безработного характеризуется также тем, что при определенных условиях гражданин, признанный безработным, имеет право на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. В период безработицы безработному гражданину и лицам, находящимся у него на содержании, органами службы занятости может быть оказана материальная и иная помощь.

Правовой статус безработного

Правовой статус безработного в России наделяет гражданина определенными дополнительными социальными гарантиями, призванными исправить его положение. Порядок и условия признания гражданина безработным строго регламентированы – для получения данного статуса необходимо пройти через определенную процедуру. Однако о том, как получить статус безработного в центре занятости, знает далеко не каждый российский гражданин, что зачастую лишает подобных людей возможности получить поддержку от государства.

Правовой статус безработного – что это такое

Прежде чем рассматривать, что представляет собой правовой статус безработного, необходимо определить непосредственно понятие безработного гражданина. С точки зрения российского законодательства и общемировой практики, безработным считается человек, который:

  • Не имеет официального места работы. В этом случае, однако, следует понимать, что неофициальное трудоустройство подобного человека может привести к потере статуса безработного по причине нарушения законодательства.
  • Не занимается предпринимательством. В данном случае под ведением предпринимательской деятельности подразумевается именно управление предприятием в роли директора или иной должности, или наличие статуса индивидуального предпринимателя. Учредителем, акционером безработный быть может при условии, что он не получает доход от этого статуса.
  • Имеет определенный правовой статус и состоит на учёте в органах занятости. Состояние на учете в органах занятости является ключевым требованием для признания человека безработным. При этом также поддержание данного правового статуса требует соблюдения некоторых иных правил, регламентированных законодательством.
  • Заинтересован в избавлении от данного статуса и в поиске работы. Если человек просто не работает, не имеет дохода и не стремится получать государственную поддержку, он не считается безработным.
  • Является трудоспособным. То есть – имеет как правовые, так и физические возможности заниматься трудовой деятельностью.

Соответственно, правовой статус безработного не предоставляется гражданам РФ по умолчанию. Его необходимо получить путем соблюдения определенных процессуальных процедур.

Порядок признания безработным – правовая база

Правовая база, регламентирующая порядок признания граждан безработными, их обращения для постановки на учет, получения определенных прав и обязанностей, связанных со статусом безработного, является достаточно простой. Большую часть аспектов данных взаимоотношений регулирует закон РФ №1032-1 от 19.04.1991. В частности, он дает полное описание понятия занятости, статуса безработного и устанавливает основные принципы правового регулирования всех аспектов занятости населения. Однако помимо данного закона вопросы, связанные со статусом безработного, регламентируются также следующими нормативно-правовыми документами:

  • Постановление Правительства РФ №891 от 07.09.2012. В данном правительственном постановлении регламентируется непосредственный порядок, в соответствии с которым осуществляется регистрация безработных граждан, их постановление на учет и конкретные требования к подходящей для них работе.
  • Постановление Правительства РФ №1423 от 24.11.2017. Означенное постановление регулирует точные минимальные и максимальные размеры пособия по безработице в 2018 году. Аналогичные постановления принимаются ежегодно.

Статус безработного и условия его получения – кто не может на него претендовать

Условия признания граждан безработными являются достаточно строгими. И в первую очередь необходимо рассмотреть категории населения, которые не могут претендовать на данный статус в принципе. К таковым лицам можно отнести:

  • Граждане в возрасте до 16 лет. Именно с этого возраста допускается самостоятельное трудоустройство несовершеннолетних и полноценное участие в трудовых взаимоотношениях. Ранее шестнадцати лет встать на учет в центр занятости, а значит – и получить статус безработного, невозможно.
  • Пенсионеры. Лица, получающие любую пенсию по старости или по выслуге лет в рамках государственного пенсионного обеспечения, не могут считаться безработными. Однако лица, которые получают пенсию по инвалидности, по потере кормильца – вправе становиться на учет в центре занятости и получать при этом пособие по безработице.
  • Осужденные. Если гражданин был приговорен к лишению свободы или исправительным работам, он не может считаться безработным и становиться на учет.

Кроме этого, есть ряд ситуаций, в которых граждане не могут признаваться безработными по иным причинам. В частности, порядок признания гражданина безработным не предусматривает предоставления данного статуса следующим лицам:

  • Гражданам, которые в течение 10 дней с момента регистрации в центре занятости дважды отказались от предложенных им вакансий, подходящих им по специальности, а не имеющие трудового стажа – от обучения.
  • Гражданам, которые не явились для регистрации их в качестве безработных в учреждения по контролю занятости, либо же не посетили их, когда были приглашены для предложения им работы. При этом наличие уважительных причин подобного непосещения позволяет им претендовать на статус безработных.

Как получить статус безработного в центре занятости

Несмотря на достаточно прозрачное регулирование данного вопроса действующим законодательством и большое количество дополнительных гарантий, которые предоставляет государство безработным гражданам, о том, как получить статус безработного в центре занятости знает не каждый. Порядок и условия признания гражданина безработным являются достаточно простыми и изложить их можно в следующей пошаговой инструкции:

  1. Необходимо собрать пакет документов, требуемый центром занятости для постановления на учет. Данный пакет является достаточно большим, а отсутствие любого из необходимых документов приведет к отказу в предоставлении статуса безработного.
  2. Визит на биржу труда в государственный центр или службу занятости. Данный этап требует в обязательном порядке личного визита – представитель человека или иное лицо не может его заменить даже при наличии генеральной доверенности. Направлять документы почтой также недопустимо.
  3. Заполнение анкеты. В центре занятости, лицо, претендующее на статус безработного должно заполнить анкету с указанием желаемого размера заработной платы и должности.
  4. После подачи документов, если в течение десяти дней гражданин не будет трудоустроен и у службы занятости не возникнет оснований для предоставления отказа, то ему будет предоставлен статус безработного со всеми основными предусмотренными законодательством гарантиями.

Перечень документов для постановки на учет в центре занятости является следующим:

Права и обязанности безработного

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В Российской Федерации правовой статус безработного предусматривает наделение такого человека определенными льготами и правами. Однако, помимо них он также предусматривает и наличие некоторых обязанностей, возложенных на безработного с целью обеспечения такого гражданина работой. К правам безработного можно отнести:

Читайте так же:  Как подать уточненное исковое заявление в гражданском процессе

  • Пособие по безработице. Оно выплачивается вплоть до момента трудоустройства ежемесячно в определенных законодательно размерах. Более подробно о пособии по безработице можно прочитать в отдельной статье.
  • Право на обучение. Центр занятости обеспечивает бесплатное обучение, получение образования и квалификации лицам, заинтересованным в этом, или никогда не занимавшимся трудовой деятельностью с последующим направлением на работу.
  • Помощь в открытии собственного бизнеса. В центре занятости можно получить как консультационную, так и материальную поддержку в вопросах открытия собственного дела.
  • Поиск вакансий. Именно центр занятости осуществляет поиск работы для безработных, освобождая их от необходимости делать это самостоятельно.
  • Медицинское обследование. Если для соискателя находится вакансия в государственном учреждении, центр занятости обеспечивает необходимое медицинское обследование безработного на бесплатной основе.

К обязанностям же безработного лица, которые должны исполняться для сохранения такового статуса, можно отнести:

  • Регулярное посещение центра занятости. Безработный должен посещать все мероприятия, на которые он приглашен центром занятости, а также просто приходить в учреждение для ознакомления с возможными предложениями не реже двух раз в месяц. Пропуски допускаются только при наличии уважительных причин.
  • Снятие с учета при трудоустройстве или появлении дохода. Если безработный устраивается на работу или получает иной источник дохода, он обязан уведомить об этом центр занятости. В противном случае суммы выплаченного ему пособия могут быть взысканы с него впоследствии. Кроме этого, подобные действия могут также повлечь за собой привлечение безработного к ответственности.
  • Обязательное трудоустройство после обучения по распределению. Если безработный воспользовался бесплатным обучением, то он становится обязанным после него трудоустроиться по распределению в то учреждение, которое обеспечивало обучение и нуждается в работниках. Отказ от такого трудоустройства может повлечь за собой как отмену пособия, так и необходимость оплатить услуги по обучению.

11. Правовой статус безработного.

Определение правового статуса безработных означает установление круга лиц, относящихся к данной категории граждан, их прав и обязанностей, а также гарантий соблюдения этих прав.

Безработными признаются граждане, кот.: а) трудоспособны; б) не имеют работы и заработка (при этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата); в) зарегистрированы в органах занятости в целях поиска подходящей работы; г) ищут работу; д) готовы приступить к ней.

Трудоспособность гражданина определяется их возрастом и состоянием здоровья. Не м/б признаны безработными граждане, не достигшие 16 лет, а также те, кому в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости.

Граждане, претендующие на получение статуса безработных, должны искать работу. Этот критерий характеризует субъективное намерение гражданина, однако у такого намерения есть внешние проявления. Свидетельством того, что гражданин ищет работу, является его явка по приглашению органов занятости д/знакомства с предлагаемой работой. Предусмотрен отказ в регистрации в качестве безработных тех, кто отказался в течение 10 дней со дня регистрации в органах занятости в целях поиска работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а д/впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности) — также от двух предложений профессиональной подготовки.

В регистрации в качестве безработного будет отказано гражданину, не явившемуся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска работы в органы занятости д/предложения ему подходящей работы, а также не явившемуся в срок, установленный этими органами д/регистрации в качестве безработного.

Наконец, безработный гражданин д/б готов приступить к работе. Это означает, что в момент регистрации не должно быть препятствий к тому, чтобы гражданин смог начать работу, как только она ему будет найдена. Если такие препятствия неустранимы, то признание безработным невозможно. Гражданин, признанный безработным, приобретает определенные права и обязанности.

Права: — на получение помощи государства в поиске работы и в трудоустройстве; — на получение бесплатной информации от органов службы занятости.

Обязанности: — представить ряд документов при регистрации в качестве безработных; — являться на перерегистрацию в сроки, установленные органами службы занятости, и т.д.

12. Социальная поддержка безработного.

Государство гарантирует безработным:

— выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

— выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

— возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

Время, в течение кот. гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое д/переезда по направлению органов службы занятости в другую местность д/трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением гос. обязанностей, не прерывают труд. стажа.

[3]

Правовой статус безработного гражданина

На первый взгляд может показаться, что все они просты, и потому каждый, кто выполнит минимум условий, сможет приобрести правовой статус безработного. Порядок признания граждан безработными – это эффективный правовой механизм, позволяющий различать лиц, по-настоящему нуждающихся в государственной помощи, и тех, кто и не собирается трудиться, а лишь планирует поживиться «легкими» бюджетными средствами. Получить право на финансовую поддержку со стороны государства имеет все шансы гражданин, который:

  • является трудоспособной личностью;
  • не имеет никаких источников денежных средств;
  • готов приступить к работе, подходящей его квалификации и профессиональным навыкам;
  • зарегистрирован в качестве лица, ищущего соответствующий род занятия.

Трудоспособность – важный критерий Вкратце следует пояснить значение отдельных пунктов из вышеуказанных.

Трудовое право

  • 09.07.2017
  • Отработка при увольнении при испытательном сроке.

Характеристика статуса безработного по российскому законодательству

Что касается возраста, то безработными не признаются лица, не достигшие шестнадцати лет или те, кому на основании пенсионного законодательства РФ назначена пенсия за выслугу лет или по старости. Нижний предел возраста для признания гражданина безработным не соответствует пределу для заключения трудового договора.
Из этого можно сделать вывод о том, что на подростков в возрасте пятнадцати лет распространяются требование обязательного основного общего образования, но не распространяются меры государственной поддержки безработных. При этом их конституционное право на труд не нарушается — существует возможность самостоятельного трудоустройства.
Без финансовых средств подростки тоже не остаются — до достижения ими 16 лет родители получают ежемесячные пособия.

26. понятие безработного и его правовой статус.

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в такой последовательности : первичная регистрация; регистрация безработных граждан в целях поиска работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан.

Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Читайте так же:  Ежемесячное пособие малоимущим семьям в россии

Социально-правовой статус безработного гражданина

Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения. Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности.

Как видно из сказанного, у безработного гражданина гораздо больше прав, а у органов службы занятости – корреспондирующих этим правам обязанностей. Однако зачастую на практике права безработных граждан остаются нереализованными.

1.1 понятие, признаки и правовой статус безработных граждан

Безработными не могут быть признаны граждане: а) не достигшие 16летнего возраста; б) получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет; в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы; г) не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных; д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а так же к наказанию в виде лишения свободы.

Правовой статус безработного в россии в 2018 году

О занятости населения в Российской Федерации»; — прохождения профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению государственных учреждений службы занятости населения с выплатой стипендии; — длительной (более месяца) неявки в государственные учреждения службы занятости населения без уважительных причин; — переезда в другую местность; — попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем; — осуждения к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; — назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г.

§ 2. правовой статус безработного

Правовой статус безработного гражданина

Предоставляется за счет средств государственного или местного бюджетов — в зависимости от субсидиарной программы Специальность Принадлежность рабочего гражданина к определенной профессии, по которой он получил специальное образование в среднем специальном или высшем образовательном учреждении Кто может быть признан Основной показатель, по которому определяют возможность получения статуса безработного, это отсутствие ежемесячного официального дохода. В Российской Федерации стать на биржу труда может только человек, который имеет гражданство страны. Но все же есть несколько особенностей, которые нужно учесть. Поскольку статус безработного получают те, кто изначально обратились в Центр занятости населения и в течение 10 календарных дней не смогли получить новое место труда. Только по истечению данного периода времени можно рассчитывать на оформление и постановку на учет в ЦЗ.

Правовой статус безработных граждан

Безработный гражданин имеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан.
Органы службы занятости обеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполнения общественных работ. Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах органов местного самоуправления. Такие акты могут издаваться с соблюдением общих рассмотренных нами правил.

Правовой статус безработных граждан курсовая

Трудовое право (библиотека) ¦ ¦ Трудовое право (Главная) ¦ ¦ Вторая часть ¦ ¦ Третья часть ¦ ¦ Карта раздела ¦ В соответствии с п. 2 ст. З Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления документов, которые необходимы для вынесения решения о признании гражданина безработным. При отсутствии подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы, он признается безработным с первого дня представления необходимых документов. Таким образом, в момент регистрации гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы он вправе представить необходимые для его признания безработным документы.

Правовой статус безработного

Правовой статус безработного

правовой статус безработный занятость

Для определения правового статуса безработного необходимо установить круг лиц, относящихся к этой категории граждан, их прав, обязанностей, гарантий соблюдения прав. Статья 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» называет признаки безработных граждан. Безработными признаются граждане, которые:

  • — трудоспособны;
  • — не имеют работы;
  • — не имеют заработка или иного дохода;
  • — ищут работу;
  • — готовы к ней приступить немедленно;
  • — зарегистрированы в органах службы занятости с целью поиска подходящей работы.

При отсутствии хотя бы одного из этих признаков гражданин не может быть признан безработным.

Трудоспособность зависит от возраста и состояния здоровья гражданина. Безработными не признаются лица, не достигшие шестнадцати лет или те, кому на основании пенсионного законодательства РФ назначена пенсия за выслугу лет или по старости. Нижний предел возраста для признания гражданина безработным не соответствует пределу для заключения трудового договора.

Отсутствие у гражданина работы и, соответственно, заработка свидетельствует о том, что он не принадлежит ни к одной из категорий занятых. Основанием для признания безработным не является временное отсутствие заработка при сохранении рабочего места; осуществление деятельности, не приносящей доход (прохождение военной службы по призыву или обучение в образовательных учреждениях). Кроме того, наличие дохода, не связанного с занятостью (получение наследства, процентов по банковским вкладам, продажа имущества) не мешает признанию человека безработным.

Регистрация в органах службы занятости происходит в соответствии с Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. Органы служб занятости регистрируют по месту жительства граждан в следующем порядке:

  • — первичная регистрация безработных граждан;
  • — регистрация с целью поиска подходящей работы;
  • — регистрация в качестве безработных;
  • — перерегистрация безработных граждан.

При первичной регистрации не требуется предъявление каких-либо документов. Она производится для учета общей численности безработных, чтобы получить необходимую информацию о потребностях в вакансиях. Обратившись в органы службы занятости, гражданин получает необходимую ему информацию и оценивает возможности для своего трудоустройства.

При регистрации с целью поиска подходящей работы гражданин должен предъявить документы, на основании которых в службе занятости в течение десяти дней с момента регистрации должны предложить два варианта работы, подходящей обратившемуся. Если подходящая работа не может быть предложена вследствие недостаточной квалификации работника, то служба занятости может предложить ему направление на повышение квалификации, профессиональную подготовку или переподготовку. Для регистрации безработный должен представить:

  • — паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • — трудовую книжку (иной документ, подтверждающий стаж);
  • — документы об образовании, профессиональной квалификации;
  • — документы о заработной плате по последнему месту работы за последние три месяца.
Читайте так же:  Как на мадейре арендовать автомобиль и не только

Для инвалидов необходимо предоставить также индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Если в течение 10 дней подходящая работа не найдена, то не позднее одиннадцатого дня гражданин регистрируется в качестве безработного. При обоснованном письменно отказе в регистрации гражданин спустя месяц имеет право обратиться повторно.

Перерегистрация безработных граждан осуществляется в сроки, установленные органами службы занятости. Гражданин снимается с регистрационного учета в случаях:

  • — признания занятым;
  • — установления злоупотреблений со стороны гражданина;
  • — неявки в установленные для перерегистрации или предложения подходящей работы сроки;
  • — назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
  • — осуждения к наказанию в виде лишения свободы.

Для того чтобы быть признанным безработным у человека должен присутствовать субъективный критерий — желание найти работу. Однако это желание должно иметь какое-либо объективное выражение. В данном случае таким выражением является явка по приглашению службы занятости для знакомства с предлагаемой работой. Именно по этой причине законодатель предусмотрел отказ в регистрации незанятых граждан, отказавшихся в течение десяти дней со дня регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы. Не регистрируются в качестве безработных и те, кто отказался от работы временного характера; впервые ищущие работу и не имеющие профессии или специальности, отказавшиеся при этом от двух предложений профессиональной подготовки. Кроме того, в регистрации в качестве безработного будет отказано гражданину, без уважительных причин не явившемуся в органы службы занятости для поиска работы.

Безработный гражданин обязательно должен быть готов приступить к работе. На момент регистрации не должно существовать каких-либо препятствий, по причине которых человек смог бы приступить к работе, как только она будет для него найдена. Если такие препятствия нельзя устранить, то и признать безработным этого человека тоже нельзя. Так, нельзя зарегистрировать в органах службы занятости человека, признанного виновным по приговору суда в совершении преступления и осужденного к лишению свободы.

Официально признанный безработным гражданин приобретает специальные права и обязанности, которые дадут ему возможность сменить статус безработного на статус занятого. Эти права и обязанности подразделяются на две группы: первые из них являются общими для всех безработных. А вторые устанавливаются для определенных категорий.

К общему для всех безработных праву относится право на получение помощи государства в поиске работы и в трудоустройстве. Для того чтобы иметь возможность оказывать такого рода помощь, органы службы занятости создают банки вакансий на основании данных работодателей. Помимо этого основного права Закон РФ «О занятости населения» называет и другие права безработных:

Однако помимо прав, предоставляемых безработным, на них одновременно возлагаются определенные обязанности в соответствии с Порядком регистрации безработных граждан:

  • 1) обязанность представить пакет документов для регистрации в качестве безработного;
  • 2) представить необходимые документы при прохождении перерегистрации;
  • 3) являться на перерегистрацию в установленные сроки;
  • 4) соблюдать условия и порядок регистрации и перерегистрации;
  • 5) активно содействовать своему трудоустройству;
  • 6) являться на собеседование с работодателями по направлению службы занятости;
  • 7) известить органы службы занятости о том, что лицо самостоятельно нашло работу и трудоустроилось, если это произойдет.

Некоторым категориям граждан, которые испытывают особенные трудности при поиске работы, предоставляются дополнительные права, что повышает их конкурентоспособность на рынке труда. Как правило, их преимущественно перед остальными безработными направляют на работу или обучение. К таким категориям граждан относятся: лица, освобожденные из мест лишения свободы; инвалиды, несовершеннолетние; лица, которым осталось два года до наступления возраста, дающего право на получение пенсии по старости; беженцы и вынужденные переселенцы; одинокие и многодетные родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; уволенные с военной службы и члены их семей; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие чернобыльской или иных радиационных катастроф и аварий.

Порядок определения размеров пособия по безработице установлен ст. 30 Закона N 1032-1. На основании п. 1 названной статьи пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Исключение составляют граждане:

  • — впервые ищущие работу (ранее не работавшие);
  • — стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • — уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • — уволенные по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • — направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия.

Данной категории лиц выплачивается пособие по безработице в размере минимальной величины.

Минимальная величина пособия по безработице на сегодняшний день составляет 850 руб., а максимальная величина пособия по безработице — 4900 руб., что следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2009 г. N 926 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год».

Минздравсоцразвития намерено усовершенствовать условия выплаты пособия по безработице. Это следует из проекта распоряжения, одобряющего основные направления действий на рынке труда на 2011 — 2015 гг.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Новый порядок ставит размер выплачиваемого пособия по безработице в зависимость от величины получаемой в прошлом заработной платы, стажа работы, активности поиска работы и участия в специальных программах по содействию занятости.

Источники


  1. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.

  2. Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.

  3. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.
  4. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.
  5. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
Правовой статус безработного в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here