Разновидности форм устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (семейного)

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Разновидности форм устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (семейного)". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Формы устройства детей без попечения родителей

Защита детей, которые остались без родительского попечения, является обязанностью государства. Одним из ее проявления является устройство детей.

Формы устройств детей, оставшихся без попечения

Защита детей, которые остались без родительского попечения, является обязанностью государства. Одним из ее проявления является устройство детей. Законодателем определены три формы, в рамках которых сироты и дети, лишенные родительской опеки, могут быть устроены.

Одной из таких форм является усыновление. Под усыновлением необходимо понимать принятие ребенка, признанного сиротой, в семью, где он будет считаться кровным родственником, являться носителем прав и обязанностей, вытекающих из такого принятия. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в форме усыновления, является для государства приоритетным. После прохождения процедуры усыновления, родители, принявшие ребенка, являются носителями обязанности по его воспитанию, развитию и содержанию. Существует ряд ограничений в отношении детей, которые не могут быть усыновлены.

Установление опеки и попечительства означает передачу ребенка в семью на праве воспитанника. Детям, которые не достигли 14 лет, назначается воспитатель – опекун. Попечитель назначается детям, возраст которых находится в пределах 14 – 18 лет. Лицо, принявшее на себя опеку над несовершеннолетним, наделяется практически полным спектром прав, которые были бы присущи родителю по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего. Такие лица принимают на себя ответственность за действия ребенка, принятого под опеку. Обязанностью органов опеки является осуществления регулярного контроля за условиями, в которых проживает ребенок, его воспитанием и обучением. Назначение опеки может быть осуществлено с установлением ее срока или без него. Статистика показывает, что опека нередко выступает в виде промежуточной формы, используемой на пути усыновления ребенка.

Дети, которые не имеют опеки со стороны биологических родителей, могут быть устроены в приемную семью. Пребывание ребенка в приемной семье осуществляется в договорном порядке. Над ребенком, который передается на воспитание приемной семье, устанавливается опека или попечительство, в зависимости от его возраста. Договор о передаче ребенка в приемную семью является срочным. Сторонами его заключения выступают приемные родители или родитель, а также орган опеки и попечительства. Как правило, сирот передают на воспитание приемной семьи в том случае, если усыновить или взять под опеку такого ребенка невозможно. Примером может послужить фактическое воспитание в одной приемной семье нескольких братьев и сестер. Таким образом, при помощи домашнего воспитания обеспечивается процесс развития детей, их обучения и содержания.

Данные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеют различные основания, среди которых судебное решение и договор, но все они направлены на удовлетворение интересов ребенка.

Основания установления опеки и попечительства

Детьми, оставшимися без родительского попечения, считают тех детей, у которых умерли родители или имеют статус недееспособных, а также тех, у которых родителей лишили или ограничили в их правах. Такие дети нуждаются в социальной защите, которую обеспечивается государство в лице органов опеки и попечительства.

Единственной причиной, по которой в отношении детей устанавливается опека или попечительство, является утрата родительского попечения в их отношении. Установление такого правового положения ребенка осуществляется с целью воспитания данной категории детей, а также защиты тех прав и интересов, которыми они наделены. Данное положение законодательно закреплено в ст. 45 СК и 31 ГК РФ.

В отношении малолетнего ребенка, который не достиг 14-летнего возраста, устанавливается опека. Попечитель назначается детям, находящимся в возрасте 14 – 18 лет.

Оба понятия не имеют существенных различий в разрезе воспитательного и образовательного направления. Отличие понятий имеет важность в сфере осуществления имущественных прав детей. Здесь большое значение придается именно возрастному критерию ребенка.

С точки зрения гражданско-правовых норм, опека и попечительство есть способом восполнения объема дееспособности. Малолетние дети, возраст которых находится в промежутке 6 – 14 лет, имеют право на самостоятельное совершение ограниченного круга сделок, среди которых: мелкие бытовые сделки; действия, результат которых направлен на безвозмездное достижение выгода; сделки, которые не требуют нотариальных и регистрационных процедур; сделки, связанные со свободным распоряжением средствами, которые предоставлены законными представителями.

Иные виды сделок совершаются в интересах малолетнего опекуном или лицом, выступающим его законным представителем. Участие опекуна позволяет малолетнему ребенку являться участником любых гражданских правоотношений.

Наибольшим кругом прав обладают несовершеннолетние дети, возраст которых находится в границах 14 – 18 лет. Они являются практически полноправными участниками гражданско-правовых отношений.

Такие дети имеют право на самостоятельное совершение сделок, которые предусмотрены для лиц, находящихся в возрасте с 6 до 14 лет. Также, закон позволяет им: осуществлять распоряжение собственным заработком, стипендией и иным доходом; нести авторские права, права изобретателя, а также иные права, связанные с интеллектуальной деятельностью; вкладывать средства в учреждения кредитной сферы, а также осуществлять распоряжение ими.

Иные виды сделок могут быть совершены только при наличии письменного согласия попечителя или законного представителя, что является проявлением защиты прав несовершеннолетнего в гражданско-правовом обороте.

Процедура установления опекунства и попечительства, равно, как и их прекращение, регламентируется нормами гражданского права. ГК наделяет органы опеки и попечительства всем спектром прав и функциональных обязанностей по установлению данной формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.

Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Определить порядок действий, необходимый для устройства ребенка, не имеющего родительского попечения, можно исходя из формы, в рамках которой он передается на воспитание в новую семью.

При усыновлении, подразумевающим принятие детей в семью на правах кровных, потребуется прохождение судебной процедуры, результатом которой станет решение суда об усыновлении. Дата вступления решения суда в силу является день, с которого у ребенка появляются новые родители, а у родителей – круг прав и обязанностей в отношении несовершеннолетнего. Усыновление не имеет сроков, что говорит о продолжении существования взаимных прав и обязанностей, определенных законодателем среди родителей и их детей.

Читайте так же:  Как оформить ходатайство в налоговую о снижении штрафа (уменьшении)

Установление опеки или попечительства, являющееся принятием ребенка на воспитание в семью, осуществляется на основании приказа органа опеки и попечительства. Основное предназначение такой формы устройства ребенка относится к защите прав и интересов ребенка, без порождения родительских правоотношений. Такой вид устройства является срочным. Опека прекращается с момента наступления 14-летия ребенка, а попечительство датой совершеннолетия.

Договорную основу имеет устройство детей оставшихся без попечения родителей в виде передачи на воспитание в приемные семьи. Права, возникающие у приемных родителей, не ограничиваются только полномочиями опекуна или попечителя.

Такие лица являются законными представителями несовершеннолетнего. Передача ребенка происходит на основании договора, который подписывается между приемными родителями или отдельным гражданином и органами опеки. Срок действия такого договора устанавливается соглашением обеих сторон.

Передача в семью на воспитание (усыновление, удочерение)

Наиболее и длительной и процессуально сложной формой устройства ребенка является усыновлением. Дети, являющиеся сиротами, передаются в семью в порядке усыновительной процедуры, в качестве кровного ребенка. Такая передача порождает у усыновивших весь спектр прав и обязанностей родителя, а у ребенка те права и обязанности, которые присущи родным детям.

Усыновление происходит в судебном порядке. В некоторых случаях, мнение ребенка о своем усыновлении, может быть принято судом во внимание. Судебное решение об усыновлении дает возможность новым родителям изменить личные данные ребенка: его имя, отчество, фамилию.

В большинстве случаев, процедуре усыновления предшествует опека или попечительство над ребенком.

После того, как усыновленный ребенок передан на воспитание усыновителям, орган опеки и попечительства контролируют жизнь ребенка в новой семье, при обязательном соблюдении тайны усыновления.

Такие проверки осуществляются по истечении 6 месяцев, со дня передачи ребенка, через год и на протяжении последующих двух лет, по одному разу в год. При наличии необходимости, такие обследования могут быть продолжены.

Передача в организацию для детей-сирот

Формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, включают в себя их помещение в организации, предусмотренные для детей сирот. В качестве таких организаций могут выступать образовательные, медицинские, социальные и некоммерческие организации, форма деятельности которых соответствует цели размещения и воспитания сирот и детей, не имеющих родительского попечения.

Контроль за условиями пребывания несовершеннолетних детей, равно как и процедура их помещения в такие учреждения, возложена на органы опеки и попечительства.

Передача ребенка в организацию, предусмотренную для воспитания сирот, не требует установления опеки или попечительства в отношении ребенка. Она характеризуется критерием срочности, что говорит о завершении пребывания ребенка в учреждении с момента совершеннолетия.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

В соответствии со ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

Приоритетными формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

— опека и попечительство,

Усыновление (удочерение).

Усыновление (удочерение) юридический акт, результатом которого является возникновение взаимных прав и обязанностей между усыновителем, усыновленным, родственниками усыновителя как между родителями, детьми и родственниками по происхождению.

Условиями усыновления являются:

1) несовершеннолетие усыновляемого.

2) Соблюдение интересов ребенка при усыновлении.

[1]

3) Совершеннолетие, дееспособность усыновителя, отсутствие лишения его родительских прав.

4) Согласие на усыновление (по общему правилу) родителей ребенка, не лишенных родительских прав; усыновляемого, достигшего десятилетнего возраста; супруга усыновителя (если ребенок усыновляется одним из супругов).

5) Надлежащее состояние здоровья усыновителя.

6) Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым должна быть не менее 16 лет (при наличии уважительных причин разница может быть сокращена судом).

Опека и попечительство.

Опека и попечительство правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности.

Опека устанавливается над малолетними (до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. По своему содержанию она наиболее полно охватывает и защищает права опекаемого лица. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18, а также над ограниченно дееспособными лицами. Попечители дают согласие на совершение сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают содействие подопечным в осуществлении прав и исполнении обязанностей, охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Приемная семья.

Приемная семья образуется на основании договора между приемными родителями и органом опеки и попечительства о передаче несовершеннолетнего ребенка (детей) на воспитание в семью. На воспитание в приемную семью передается ребенок, не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный договором.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей по отношению к приемным детям, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Договор может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменении семейного или имущественного положения, отсутствии взаимопонимания с ребенком, конфликтных отношений между детьми и др.), а также по инициативе органа опеки и попечительства, если, например, условия в приемной семье стали неблагоприятными.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8656 —

Читайте так же:  Новые льготы для ветеранов боевых действий в россии (бд)
| 7435 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Материал подготовила воспитатель МАДОУ «Детский сад №269» г. Барнаула.

Материал будет полезен родителям и педагогам, которые интересуются проблемой сиротства в Российской Федерации, формами устройства детей в семью, которые закреплены Законодательством РФ.

Многие родители, узнав о моем опыте взаимодействия с детьми-сиротами, на индивидуальных беседах спрашивали меня, что мне известно об усыновлении и прочих формах устройства. Это побудило меня начать публиковать материалы. Данная статья станет вводной. Она будет полезна тем, кто только начал свой путь к усыновлению. Для начинающих педагогов детских домов и для всех, кому данная тема интересна.

Законодательством РФ закреплены четыре формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Усыновление— это принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является оптимальной формой устройства ребенка, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Преимущества:
• Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
• Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста.
• Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.

Особенности:
• Требуется утверждение гражданским судом, поэтому оформляется дольше, чем опека.
• Все обязанности по содержанию и воспитанию ребенка ложатся только на усыновителей, но в некоторых регионах выплачивается ежемесячное пособие.
• Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.
Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
• лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
• супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным;
• лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
• лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
• бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
• лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права (перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 542)

Другие ограничения для лиц, желающих усыновить ребенка:
• Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
• При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами.
• Согласие супруга на усыновление ребенка не требуется, если супруги прекратили
семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно.
• Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется.
Иных ограничений, кроме перечисленных выше, нет.

Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они:
• неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; признаны
• судом недееспособными;
• лишены судом родительских прав;
• по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не
• проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов (попечителей).

Для усыновления детей, находящихся в приемных семьях, необходимо согласие в письменной форме приемных родителей. Для усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, необходимо согласие в письменной форме руководителей данных учреждений. Для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие.

Финансовая поддержка государства:
Государство выплачивает единовременное пособие на усыновляемого ребенка. Кроме того, государство предоставляет послеродовой отпуск и выплаты в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец. Если усыновленный ребенок в семье по счету второй (третий и т.д.), он имеет право на материнский капитал. Все остальные формы семейного устройства выплаты материнского капитала не предполагают.

Опека— вид семейного устройства малолетних. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет. (Федеральный закон № 159- ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ).

Преимущества:
• Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда.
• На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
• По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
• Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий

Особенности:
• Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.
Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребёнка.
• Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.
• Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка.
• Смена фамилии ребёнку затруднена, изменение даты рождения невозможно.
Как опекуны, так и попечители обязаны:
• Заботится о содержании подопечных (т.е. предоставлять им питание, одежду и т.п.);
• Обеспечивать подопечного уходом и лечением;
• Заботиться о воспитании ребенка;
• Обеспечить получение ребенком основного общего образования;
• Заботиться о здоровье ребенка и о его физическом развитии;
• Заботиться об общении ребенка с его родственниками и регулировать порядок общения;
• Представлять и защищать права и интересы ребенка.
Это фактические действия, которые ст.36 Гражданского Кодекса РФ обязывает совершать опекунов и попечителей несовершеннолетних.

Читайте так же:  Как получить гражданство дании для россиян

Финансовая поддержка государства:
• На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу.
• В случае смерти кровного родителя ребенка назначается пособие по потере кормильца.
• Льгота на проезд, квартплату, санаторно-курортное лечение, при поступлении в учебное заведение.
• Право на получение жилья по достижении 18 лет (в случае отсутствия собственного).
• Право на бесплатное питание в школе и на бесплатное посещение кружков.

Патронат — одна из узаконенных в ряде регионов РФ форм устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя.

Преимущества:
• Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому
временно требуется замещающая семья или не имеющего статуса, позволяющего
передать его под постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае,
обречённого попасть в приют, детский дом.
• Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при опеке.
• Стороны в договоре, представляющие государство, организуют обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывают помощь в воспитании, в решении сложных проблем.

Особенности:
• Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение).
• Работа по планам, устанавливаемым учреждением по патронату, постоянный
контроль и отчётность за воспитание, и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.
• Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя по решению сторон договора.
• Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило,
обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.
• Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.

Финансовая поддержка государства:
• На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно
установленному в регионе нормативу.
• Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.
• На ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, льготы на оплату жилья, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.
• Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.
• По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.

Ребенок может жить в патронатной семье, пока не решится его судьба. Это дети-подкидыши, дети с неустановленным статусом, дети, чьи родители ограничены в родительских правах, дети, у которых единственный родитель попал в больницу, дети, чьи родители, несмотря на приговор суда о лишении родительских прав, борются за из возвращение, дети-инвалиды, которые не могут быть помещены в оздоровительный лагерь на время отдыха родителей, дети, убежавшие из дома и другие дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Отличие патроната от других форм семейного устройства в распределении ответственности по уходу и воспитанию ребенка между тремя сторонами – государственное учреждение (с патронатной функцией), биологическая семья (в части случаев) и патронатная семья. В патронатной семье осуществляется непосредственный уход и каждодневное воспитание. Решением юридических вопросов (определение статуса ребенка, жилищных и других вопросов, связанных с защитой прав ребенка) занимается госучреждение. Биологический родитель выполняет строго определенные функции – материальное обеспечение (алименты) и частичное участие в воспитании.

Приёмная семья— форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в
семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями
(супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) (Семейный кодекс РФ, Раздел IV, глава 11, статья 54, Раздел VI, глава 21, статьи со 151 по 155) (Федеральный закон № 159- ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ).Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями;

[2]

Ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью именуется приемным
ребенком, а такая семья приемной семьей. Постановлением от 17 июля 1996 г. N 829 о приёмной семье (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49).

Используемая литература:
1.Гурко Т.А., Тасеев В.Б. Приемные семьи в России (на примере Самарской области)// Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 74-91.
2.Добровольская А.В. Патронатное воспитание — новая возможность решения проблемы социального сиротства //Актуальные проблемы семей в России / Ред. Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 92-102.

Семейное право России

Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Поэтому СК установлен приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Право ребенка на воспитание в семье в случае утраты родительского попечения обеспечивается органом опеки и попечительства, который при выборе форм устройства такого ребенка отдает предпочтение прежде всего семейным формам воспитания: передаче на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Читайте так же:  Что нужно для выезда из украины на пмж

И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и т.п.). Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Такая форма устройства ребенка не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей.

Ранее между существовавшими формами устройства детей в семью либо в специализированное детское учреждение закон (КоБС) не делал какого-либо различия. В СК же впервые реализованы предложения о необходимости законодательного признания преимущества семейных форм содержания и воспитания детей, утративших родительское попечение, и детей-сирот и отказа от монополии государства на воспитание таких детей в государственных воспитательных учреждениях.

Закрепление в СК положения о приоритете семейных форм воспитания детей, безусловно, имеет принципиальный характер. Оно направлено на усиление гарантий соблюдения прав несовершеннолетних, поскольку воспитание в семье предпочтительнее с учетом как материально-бытовых условий жизни, так и иных самых разнообразных интересов ребенка.

Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Не случайно ст. 123 СК определено, что при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны учитываться его этническое происхождение, религиозная и культурная принадлежность, родной язык, возможность обеспечения преемственности воспитания.

Новой для семейного законодательства РФ является норма об устройстве детей на воспитание в приемную семью. Общеизвестно, что в мировой практике передача детей-сирот в приемные семьи является наиболее распространенной формой их социального устройства и воспитания. С конца 80-х гг. определенные попытки создания детских домов семейного типа предпринимались первоначально в СССР, а затем и в Российской Федерации.

Однако непосредственно в КоБС этот способ (форма) устройства детей, лишившихся попечения родителей, предусмотрен не был. С принятием СК порядок и условия образования приемной семьи получили законодательное закрепление в ст. 151—155 СК В последующем более детальная регламентация правового статуса приемной семьи и порядка ее организации была дана в Положении о приемной семье, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829.

Семейным кодексом (ст. 123), как и прежде КоБС, предусмотрена возможность передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие воспитательные и другие аналогичные учреждения. Деятельность этих учреждений должна отвечать требованиям, установленным компетентными органами, в области безопасности и здравоохранения, по численности и пригодности их персонала, а также по осуществлению компетентного надзора за детьми.

Учреждения, обеспечивающие содержание, воспитание, образование, другую социальную помощь и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, создаются в системе образования, в системе социальной защиты и здравоохранения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

К таким учреждениям относятся детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, школы-интернаты, коррекционные учреждения и другие подобные учреждения (ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Возможность воспитания в условиях семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется при помещении их в детский дом семейного типа. Такой детский дом организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с десятилетнего возраста только с их согласия).

Причем общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек. Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с десятилетнего возраста только с его согласия) и с согласия администрации образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости. Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа, в том числе срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа, определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ.

Помимо государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться в установленном законом порядке и негосударственные образовательные учреждения. Причем содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в таких учреждениях осуществляются на основе полного государственного обеспечения (ст. 1, 50 Закона об образовании). Организационно-правовые формы негосударственных воспитательных учреждений могут быть различными. Например, в Москве создан приют — детский дом для девочек при Сестричестве во имя благоверного царевича Димитрия.

Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 26), закреплен принцип, по которому дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно воспитательное учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должно осуществляться раздельно.

В целях устройства детей, находящихся в домах ребенка исправительных колоний, осужденным женщинам разрешается краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы в отпуск продолжительностью до семи суток (не считая времени нахождения в пути). При этом предусматривается устройство их детей не только у родственников, но и в воспитательные учреждения (детские дома) (п. 2 ст. 97 УИК).

Для некоторых категорий детей-сирот федеральным законодательством предусмотрены льготы в виде первоочередного помещения в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 370 «О порядке перевода и приема в государственные образовательные учреждения членов семей военнослужащих, а также уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями» потерявшие мать (отца) дети военнослужащих, проходящих военную службу, а также несовершеннолетние братья и сестры военнослужащих, лишившиеся попечения родителей (лиц, их заменяющих), помещаются в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первоочередном порядке.

Читайте так же:  Сколько составляет средний и минимальный заработок в швеции

К обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ отнесено обязательное предоставление мест в детских домах детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из числа вынужденных переселенцев.

С принятием СК появилась возможность использования иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. тех, которые прямо не указаны в ст. 123 СК, но могут быть предусмотрены законами субъектов РФ. Отсюда следует, что допускается использование в перспективе различных известных ранее в практике способов устройства детей-сирот (включая патронат, патронаж, так называемое «свободное воспитание» и т.п.) при условии закрепления этих форм устройства детей в законах субъектов РФ.

Так, например, в СССР патронат над детьми, оставшимися без попечения родителей, предусматривался в виде формы их передачи на добровольных началах на воспитание в семьи, как довоенным союзным законодательством, так и нормативными актами военного времени. Патронат над детьми существовал в дореволюционной России.

Таким образом, перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, данный в СК, не является исчерпывающим и может быть дополнен законами субъектов РФ. В настоящее время в ряде субъектов РФ идет поиск таких форм (детские деревни, мини-детский дом, попечительские семьи, воспитательные семьи и др.).

Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначение опекуна и т.п.).

Поэтому даже суд, например, лишая родителей родительских прав или ограничивая родителей в родительских правах и передавая детей на попечение органам опеки и попечительства, не вправе решать вопрос о конкретном способе устройства детей, утративших родительское попечение.

До определения конкретной формы устройства ребенок может временно проживать в — специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей и подростков, центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Здесь ребенку предоставляется не только кров, питание, одежда, обувь, но и оказывается содействие в преодолении трудной жизненной ситуации, а также медико-социальная помощь.

В настоящее время в России существует более четырехсот подобных учреждений, которые самостоятельно создаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Более тридцати из них расположено в Московской области. В Москве постановлением Правительства Москвы от 9 января 1996 г. № 8 создан городской детский социальный центр (приют) для детей, временно оказавшихся в сложной ситуации.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 89б утверждены Примерные положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, о социальном приюте для детей и о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Одной из функций этих учреждений является оказание содействия органам опеки и попечительства в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей. Так, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей (п. 2), закреплено, что его основной задачей является временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем трудоустройстве.

[3]

Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, являющиеся гражданами РФ и отнесенные по результатам медицинского обследования в медицинских учреждениях по месту жительства (пребывания) к первой и второй группам здоровья по критериям, установленным Министерством здравоохранения РФ, могут зачисляться в качестве воспитанников в воинские части с возможностью содержаться там до передачи под опеку (попечительство), на усыновление, в приемную семью, в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статус воспитанников воинских частей определен специальным Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. № 745.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с п. 2 ст. 123 СК до определения наиболее оптимальных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.

  2. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.

  3. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.
  4. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.
  5. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.
Разновидности форм устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (семейного)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here