Решится ли сербия на ассоциацию с евросоюзом

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Решится ли сербия на ассоциацию с евросоюзом". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Готовы ли сербские социалисты обменять Косово на дружбу с ЕС?


Лидер радикалов Томислав Николич заявил, что коалиция Тадича и Дачича направлена против Сербии …

Президент Сербии и лидер Демократической партии (ДП) Борис Тадич заявил 21 июня в ходе переговоров с коалиционными партнерами Социалистической партии Сербии (СПС) о достижении согласованности принципов и целей, на которых будет основываться и к которым будет стремиться будущее коалиционное правительство ДП-СПС и их союзников из числа Партии пенсионеров (ПУПС) и Единой Сербии, сообщило агентство Танюг. Тадич уточнил, что если следующий раунд переговоров закончится успешно, то коалиционное правительство будет сформировано достаточно быстро — до конца следующей недели.

В свою очередь лидер СПС Ивица Дачич заявил, что с ДП и ее лидером Тадичем достигнуто согласие по поводу продолжения переговоров о формировании парламентского большинства на принципах, которые выдвинула коалиция, группирующаяся вокруг СПС. По его словам, на переговорах якобы не шла речь о составе правительства и разделе министерских портфелей, а самих социалистов «не интересует политическая торговля, но лишь политика, которую будет проводить будущее правительство».

Дачич не преминул напомнить, что принципами коалиции СПС — ПУПС- ЕС является защита национальных интересов, последовательная политика сохранения Косово и Метохии в составе Сербии, защита Республики Сербской и Дейтонских соглашений, европейская интеграция, экономическое развитие, борьба против криминала и коррупции и вопросы социальной справедливости. Правда, Дачич не пояснил, как его коалиция собирается сохранить Косово и Метохию, защитить национальные интересы и одновременно «евроинтегрироваться». А именно по этим взаимоисключающим вопросам и разошлись пути социалистов с радикалами и ДПС премьера Коштуницы.

Формально околосоциалистическая коалиция прервала переговоры с радикалами и ДПС-НС, мотивировав это тем, что объединение этих партий не сможет обеспечить реализацию их (СПС-ПУПС-ЕС) программных целей и предвыборных обещаний.

СПС-ПУПС-ЕС, как и ДП, выступают за ратификацию Соглашения о стабилизации и ассоциации, который, приоткрывая Сербии дверь в ЕС, на деле отказывает ей и в мыслях держать идею того, что Косово принадлежит Сербии. Однако Дачич занял иезуитскую позицию: Дескать, они будут трактовать Соглашение так, будто оно подразумевает, что Косово неотъемлемая часть Сербии. Здесь-то и проходит линия разграничения между СПС, с одной стороны, и радикалами и ДПС, с другой. И Николич и Коштуница выступают за отказ от подобного соглашения, если там не будет четко прописано, что Косово и Метохия является составной и неотъемлемой частью Сербии.

Как заметил зампред ДПС Александр Попович в интервью Танюг: «Нет ничего общего в программах СПС и тадичевского блока «За европейскую Сербию» (ЗЕС). Причину, по которой СПС создает коалицию с ДП, Г17+, социалистами Воеводины и Сербским движением обновления, нельзя найти в политической сфере и близости политических программ. Любому гражданину Сербии понятно, что эти партии не могут проводить единую политику». Попович намекнул, что созданием подобной коалиции руководят из-за рубежа, силы враждебные Сербии.

Пресс-секретарь ДПС А.Младенович отметил: «Уже давно было очевидно, что СПС ведет двойную игру, скрывая свои истинные намерения. Правительство созданное на тайных встречах, под влиянием мафиози и иностранных послов не принесет Сербии ничего хорошего». Лидер Новой Сербии (НС) Велимир Илич назвал наметившуюся коалицию противоестественной, не имеющей ни идеологии, ни программы, ни стратегии.

Еще категоричней был острый на язык лидер радикалов Томислав Николич, назвавший назревающую коалицию «Коалицией против Сербии». Он исключил возможность дальнейшего сотрудничества с СПС. Примечательно, что посол Великобритании в Белграде Стивен Вордсворт приветствовал решение СПС о создании коалиции большинства в союзе с ДП Тадича.
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для Русской линии

Сербия ратифицировала договор об ассоциации с ЕС

Депутаты сербского парламента большинством голосов ратифицировали во вторник соглашение о стабилизации и ассоциации (ССА) с Европейским союзом.

Против ССА выступили представители Сербской радикальной партии и народной коалиции «Демократическая партия Сербии — Новая Сербия» (ДПС-НС), передает РИА Новости.

Противники ратификации заявляют, что в тексте соглашения недостаточно ясно прописан вопрос территориальной целостности Сербии. Именно при поддержке ведущих стран Евросоюза албанские власти Косово 17 февраля провозгласили независимость, поэтому противники документа уверены, что Брюссель намерен вести диалог с Белградом, рассматривая Сербию и Косово как два независимых территориальных субъекта.

Сторонники соглашения — проевропейские силы во главе с президентом Борисом Тадичем — уверены, что вопрос сохранения Косово и европейской интеграции нужно решать раздельно, а став членом ЕС, Сербия будет иметь благоприятные шансы по противодействию косовским властям на международной арене.

Теперь документ должны ратифицировать страны-члены ЕС, но, как отмечают эксперты, европейские политики не будут спешить с этой процедурой. Главным препятствием считается отсутствие на скамье подсудимых в Международном трибунале для бывшей Югославии (МТБЮ) двух обвиняемых в военных преступлениях сербов — бывшего командующего армии боснийских сербов Ратко Младича и бывшего лидера хорватских сербов Горана Хаджича, которые находятся в розыске в течение многих лет.

Вопрос о поддержке ССА уже привел к расколу в рядах Сербской радикальной партии. Ее многолетний лидер, заместитель председателя Томислав Николич подал в отставку из-за внутрипартийных разногласий по вопросу ратификации соглашения, а в понедельник сформировал новую фракцию в парламенте.

Отметим, что сближение с ЕС является, наряду с сохранением в составе Сербии отделившегося в одностороннем порядке края Косово, важнейшей внешнеполитической задачей нынешнего правительства страны.

Договор о стабилизации и ассоциации имеет ключевое значение для стран потенциальных кандидатов в Евросоюз. Документ регулирует параметры торгово-экономических отношений, формулирует подходы к достижению свободного передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов, устанавливает стандарты политического диалога. Он был парафирован Сербией и главами МИД стран-членов ЕС 29 апреля в Люксембурге. Тогдашний премьер-министр страны Воислав Коштуница, не принимавший участие в этой процедуре, и его сторонники по ДПС-НС назвали соглашение «антиконституционным».

Читайте по теме:

Чтобы вернуть Косово, Сербии надо признать Абхазию и Осетию

Сербия подала в суд на независимость Косово

Сербия возвращает послов в страны, признавшие Косово

Сербия откажется от ЕС ради Косово

Сербия – в полушаге от ЕС

Подготовила Юлия Потерянко

Подпишись на Telegram-канал и посмотри, что будет дальше!

Евросоюз обещает Сербии ясную перспективу вступления в ЕС

На саммите в Брюсселе главы Евросоюза обсуждают возможность ускоренного присоединения Сербии к ЕС, если Белград выполнит поставленные ранее требования. Главной темой встречи остается проблема статуса Косово.

Евросоюз рассматривает возможность присоединения Сербии к ЕС по ускоренной схеме, сообщает информационное агентство Reuters. Такая информация содержится в проекте декларации, составленной накануне саммита ЕС, который в пятницу, 14 декабря, открылся в Брюсселе.

[2]

Вступление Сербии в ЕС может быть ускорено

Читайте так же:  Правила получения пособия за постановку на учет в ранние сроки беременности

Согласно этому документу, Евросоюз намерен форсировать процесс вступления Сербии в ЕС сразу после того, как Белград удовлетворит все требования, необходимые для подписания договора об ассоциации с Евросоюзом.

Для Косова нужно найти «разумное решение», заявила в Брюсселе канцлер Германии Ангела Меркель. «Одновременно мы намерены сигнализировать Белграду, что мы нуждаемся в стабильной Сербии», — сказала она. Более конкретно высказались премьер-министры Дании и Эстонии, Андерс Фог Расмуссен и Андрус Ансип. По словам Расмуссена, ЕС должен предоставить ясную европейскую перспективу странам Западных Балкан, включая Сербию.

Министр иностранных дел Сербии Вук Еремич, выступая в пятницу в Белграде, отверг идею более скорого вступления страны в ЕС в обмен на признание независимости Косова. Он назвал предложение Евросоюза «непристойным».

Косово остается проблемой номер один

В тексте документа, который может быть изменен в ходе сегодняшнего заседания, нет прямого указания на то, что Евросоюз одобряет предоставление Косову независимости от Сербии, отмечает агентство. Как известно, у партнеров по ЕС пока нет общей позиции в отношении косовского вопроса. Тем не менее, именно проблема статуса Косово значится одной из главных тем в международной повестке дня сегодняшней встречи лидеров ЕС в Брюсселе.

Между тем, как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на представителя военного командования НАТО, сербская сторона пообещала НАТО не использовать силу в Косово в случае, если правительство албанского большинства провозгласит независимость края в одностороннем порядке. (юс)

Совбез ООН отверг предложение России продолжить переговоры о статусе Косова

Входящие в Совет Безопасности западные страны отвергли российский проект заявления о продлении переговоров по Косову. Госсекретарь США Райс посоветовала России признать очевидное. (13.12.2007)

Сербия собирается обратиться в Гаагский трибунал

В споре о статусе Косова Белград намерен обратиться в Гаагский трибунал. В случае одностороннего объявления краем своей независимости суд должен решить, является ли правомерным такой шаг, заявил сербский президент Тадич. (11.12.2007)

Большинство стран ЕС готовы признать независимость Косова

На встрече в Брюсселе главы МИДов 27 стран-членов Евросоюза попытаются найти единую позицию по поводу возможного одностороннего объявления независимости Косова. Признать суверенитет готовы большинство государств ЕС. (10.12.2007)

  • Дата 14.12.2007
  • ТемыЕвропейский Союз (ЕС, Евросоюз), Беларусь и ЕС, Казахстан и ЕС, Миграция, Саммит G8 (саммит «большой восьмерки»), Саммит G20 (саммит «большой двадцатки»), Еврозона (зона евро), Российско-украинский конфликт, Херман Ван Ромпей, Кэтрин Эштон
  • Ключевые словаЕвросоюз, Сербия, Косово, членство, ЕС, саммит
  • НапечататьНапечатать эту страницу
  • Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/CbbE

Также по теме

Саммит G7 начался на фоне разногласий между США и Евросоюзом 24.08.2019

Перед началом саммита G7 в Биаррице глава Евросовета Дональд Туск заявил, что «ЕС ответит», если США введут повышенные пошлины на французские вина.

Парламент Косово объявил о самороспуске 22.08.2019

В Косово в ближайшие 45 дней должны состояться внеочередные выборы. Самороспуск парламента произошел через месяц после отставки премьер-министра Харадиная, который предстал перед судом в Гааге.

Комментарий: На саммите G7 победил Макрон 26.08.2019

На саммите G7 президент Франции проявил мастерство дипломатии, переиграв в иранском вопросе Дональда Трампа. Тем самым Макрон взял на себя роль европейского лидера, пишет Барбара Везель.

Балканский клуб

Сербия на пути к вступлению в ЕС

В современном мире одним из наиболее важных вопросов многих стран является преодоление существующего экономического кризиса. Некоторые государства ищут собственный путь выхода из кризисной ситуации, другие напротив — стремятся к интеграции с другими странами и международными объединениями, к еще более тесному сотрудничеству для решения тех задач, с которыми уже самостоятельно справиться не могут; они рассматривают интеграцию как шанс выживания в условиях глобального кризиса.


29 апреля 2008 года Республика Сербия подписала Соглашение о стабилизации и ассоциации с Европейским союзом, который вступил в силу с 1 сентября 2013 года. А 1 марта 2012 года официально приобрела статус кандидата в члены Евросоюза.

Еще один фактор, который заставляет многих задуматься о том, действительно нужны ли ЕС и Сербия друг другу, это экономическое положение последней. После перехода от коммунистической системы к рыночной сербская экономика в 1990-е годы пережила серьезный спад, а недавно снова очень серьезно пострадала, когда начавшийся после 2008 года кризис охватил весь регион. Для введения беспошлинной торговли со странами ЕС потребуется от 3 до 6 лет. Но с уменьшением ставки таможенных пошлин Сербия только в 2009 г. потеряла примерно 150 миллионов евро. И как бы радужно не представляли политики сотрудничество Сербии с ЕС, сербские производители (особенно это заметно в с/х) терпят убытки, а граждане вынуждены терпеть подорожание цен на газ, электроэнергию, продукты. ЕС не хочет терпеть в своем окружении страну, у которой тесные отношения с Россией. С другой стороны, интерес союза еще и в том, чтобы укрепить связи с самой влиятельной страной балканского региона, то есть это фактор региональной безопасности и стабильности, который Европа не может обойти вниманием плюс прекрасный способ показать жизнеспособность союза.

В заключение можно сказать, что любая интеграция это сложный и долгий процесс, требующий поиска компромиссов, тщательного обдумывания и обсуждения политических решений. Что касается конкретно Сербии, ее сотрудничество с Европой будет продолжаться во многих аспектах. Главное — это не допустить того, чтобы территория Балкан стала плацдармом для ведения скрытой войны Запада и России. Кроме того, вступление не положит конец «посредническому положению» Сербии, т.е. между Европой и Россией. Наоборот это приведет к еще большему усугублению противоречий и подрыву доверия сербского народа к правительству. Несомненно в сложившейся политической ситуации следующие несколько лет будут серьезным испытанием на прочность и для самого Европейского Союза и для идей европейской интеграции.

Результаты опросов населения демонстрируют то, что для граждан Сербии главное — это жить в хороших экономических и социальных условиях, при этом вопрос о том, в какое интеграционное объединение необходимо вступать отходит на второй план.

Aвтор — Татьяна Шапошник

Сербия вступает в Евросоюз

22 декабря Сербия намерена подать официальную заявку на вступление в Европейский Союз. Президент страны Борис Тадич вылетит в Стокгольм, где вручит соответствующий документ премьер-министру Швеции Фредерику Рейнфельдту, передает ВВС.

В настоящий момент Швеция председательствует в Евросоюзе. В состав ЕС входят 27 стран. Последними его членами стали Болгария и Румыния, принятые в 2006 году. Сербия надеется стать следующей, 28-й страной.

Недавно ЕС разморозил договор с Белградом о свободной торговле. Многие эксперты усмотрели в этом положительный для Сербии знак в вопросе ее потенциального присоединения к общеевропейскому блоку.

Однако для начала переговоров о членстве Сербии предстоит преодолеть очень важный политический барьер – поймать до сих пор находящихся в розыске действующих лиц войны на Балканах, которых обвиняют в военных преступлениях.

Читайте так же:  Что такое налоговые вычеты по ндфл (налог на доходы) в россии

В Сербии полагают, что в последние несколько недель страна проделала большой путь к сближению с Евросоюзом: вступил в силу очень важный торговый договор, и многие страны-члены ЕС подписали с Белградом соглашения о безвизовом режиме.

Однако некоторые европейские страны, и в первую очередь Нидерланды, настаивают, что основным условием для вступления Сербии в ЕС должна быть поимка двух военных, выдачи которых ждет Международный трибунал по военным преступлениям в бывшей Югославии.

Один из них — бывший командующий армией боснийских сербов Ратко Младич, другой – Горан Хаджич, обвиняемый в военных преступлениях на территории Хорватии. Трибунал ООН по бывшей Югославии обвиняет Младича в геноциде и преступлениях против человечности в ходе войны в Боснии в 1992-95 гг. Главный эпизод, вменяемый ему в вину, — убийство подчиненными ему ополченцами семи с половиной тысяч боснийских мусульман в городе Сребреница в июле 1995 года. Младич скрывается уже 14 лет. В 2008 году сербские силы безопасности активизировали его поиски.

За ходом поисков Младича и Хаджича наблюдает специальная Комиссия ООН по военным преступлениям и публикует регулярные доклады о том, достаточно ли сил, на их взгляд, сербские власти прилагают в этом деле. Следующий доклад ожидается в июне 2010 года, и сербские власти возлагают на него большие надежды.

Если доклад охарактеризует работу сербских следователей положительно, то, надеются в Белграде, Амстердам может смягчить свои позиции и позволить переговорам о вступлении Сербии в ЕС выйти на следующий уровень.

Как ранее сообщалось, Евросоюз отменил визы для граждан Сербии, Македонии и Черногории при въезде на территорию союза. При этом он сохранил визы при въезде для граждан Албании и Боснии.

Македония, Черногория, Албания и Босния также надеются присоединиться к ЕС, и решение о визах стало важной частью по либерализации политики союза в отношении балканских стран.

Для вступления в ЕС Сербия, Македония и Черногория должны выполнить необходимые требования, в том числе по пограничному контролю, борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Большую часть требований они выполнили, поэтому ЕС пошел на уступки и отменил визы.

Албания и Босния до сих пор не отвечают всем условиям, поэтому исполнительный орган ЕС, Еврокомиссия (ЕК), вероятнее всего, проведет проверку этих стран на соблюдение необходимых требований в 2010 году, пишет «Росбалт».

Читайте по теме:

В офис сербского телеканала бросили гранату

Ющенко больше не стучит в двери Евросоюза

Евросоюз отказывается признавать выборы в Абхазии

Евросоюз подпишет ассоциацию с Украиной в 2010

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Евросоюз все еще надеется на реформы в Украине

Подписывайся на наш Telegram. Получай только самое важное!

Решится ли Сербия на ассоциацию с Евросоюзом

О том, что такое Евросоюз знают многие. Но далеко не каждый с легкостью назовет те страны, которые в него входят. Сегодня по разным причинам Балканы привлекают к себе пристальное внимание наших соотечественников и не только. Многие отправляются туда на отдых, а есть и та категория людей, которая хочет задержаться там надолго. Однако не все они четко для себя понимают, сейчас Сербия входит в Евросоюз или нет. Ведь от этого кое-что зависит.

Взаимоотношения Сербии с ЕС

История со вступлением балканской страны в эту организацию тянется уже давно. Начало было положено еще в 2005 году, когда сербы и македонцы являлись единым государством. Но после того, как весной 2006 года последние провели референдум и стали самостоятельными, Белград в одиночку продолжил переговоры по этому вопросу.

Пока ему удалось лишь заключить в 2008 году соглашение об Ассоциации и стабилизации, а в 2012 году подать заявку на полноценное вступление в Евросоюз. После этого Совет ЕС дал зеленый свет на начало диалога по полноценному вхождению Сербии в единый европейский дом. Однако до сих пор заключительная точка не поставлена. Поэтому еще до конца непонятно, входит ли Сербия в ЕС или же выберет для себя другой вектор внешнеполитического и экономического развития, тем более что такой вариант существует.

Таким образом, сербы находятся на начальном этапе евроинтеграции. Не исключено, что процесс шел бы намного быстрее, если бы не ряд серьезных разногласий. Например, вопрос Косово. Он возникал еще задолго до того, как эта территория получила независимость.

На последующих этапах сторонам предстоит договориться по всем спорным моментам, в ряде случаев в стране потребуется провести реформы в различных сферах жизни. Как бы то ни было, а переговорный процесс пусть медленно, но идет. Совсем недавно он получил дополнительный импульс и, как заявляют представители Сербии, они хотят завершить все до 2019 года. В приоритете сейчас – нормализовать отношения с Косово и наладить финансовый контроль внутри государства.

Какие у Сербии перспективы

На сегодняшний день однозначно сказать, будет ли Сербия в ЕС или нет, нельзя. Со стороны населения есть поддержка всего 47% граждан, а это меньше половины. В политических кругах также не наблюдается единодушия. Во-первых, многие против нормализации отношений с Косово, во-вторых, сильны позиции тех, кто ратует за более тесную дружбу с Россией и против «заключения брака» с Европейским Союзом. Да и народы двух стран поддерживают друг друга.

Рассматриваются также и другие аспекты возможного полноценного членства Сербии в Евросоюзе. Поэтому особое внимание уделяется просчету экономической составляющей, а она пока не дает позитивных эмоций. Многие и не без основания считают, что вхождение страны в состав ЕС – очень заманчивая перспектива, но вот блага, которые там можно получить, очень уж сомнительные, да и неудачных примеров хватает: чего стоит только одна Греция.

Усложняет задачу евроинтеграции и тот факт, что именно страны ЕС и войска НАТО осуществляли бомбардировки Белграда во время югославского конфликта. В общем, ситуация пока находится в таком половинчатом состоянии, хотя правящий режим последовательно и неуклонно ведет государство по пути вступления в европейскую семью.

Есть ли этому альтернатива? Да, есть. Оппозиционные силы ратуют за отказ от Ассоциации с ЕС, не говоря уже о полноценном членстве. Они видят залог успеха в развитии всеобъемлющих отношений с Россией. Неудивительно, что представители этого лагеря уверены – Сербия в ЕАЭС получит значительно больше преференций во всех отношениях, особенно в экономике.

Сербия в EАЭС

Параллельно с переговорами о вступлении страны в Европейский союз, Сербия начала активный диалог по созданию зоны свободной торговли в рамках EAЭС. Что из этого получится, говорить рано. Внешняя политика балканского государства пока многовекторна. И если в диалоге с европейскими партнерами есть четкая дорожная карта, то в отношении Евроазийского пространства этого не наблюдается.

Стоит учесть, что предметные переговоры начались только в 2016 году.

[3]

Многие утверждают, что зона свободной торговли между Сербией и странами Евразийского союза будет значительно выгоднее, чем перспективы сербов в ЕС.

Читайте так же:  Как оплачивается пострадавшему травма на производстве в россии

И если стороны договорятся, то одним из ключевых вопросов станет координация торговых отношений балканской страны с тем же Евросоюзом.

Похоже на то, что Сербия станет своеобразным мостом между двумя крупными организациями и сможет извлечь из этого огромную выгоду.

Таким образом, на сегодня это балканское государство не является полноправным членом какого-либо союза. Так что попасть на его территорию можно по установленным и действующим сейчас правилам. Кстати, для россиян они максимально упрощены, и это радует.

Евросоюз сегодня

В последние годы вступление в Евросоюз новых членов не происходило. В основном были заключены с рядом государств так называемые соглашения об Ассоциации, имеющие три вида будущей интеграции. Сейчас в состав Евросоюза входит 27 стран:

  • Австрия
  • Бельгия
  • Болгария
  • Венгрия
  • Германия
  • Греция
  • Дания
  • Ирландия
  • Испания
  • Италия
  • Кипр
  • Латвия
  • Литва
  • Люксембург
  • Мальта
  • Нидерланды
  • Польша
  • Португалия
  • Румыния
  • Словакия
  • Словения
  • Финляндия
  • Франция
  • Хорватия
  • Чехия
  • Швеция
  • Эстония.

До недавнего времени в этом списке фигурировала и Великобритания, но после нашумевшего Brexit она покидает ЕС. А вот ближайшими кандидатами на вступление в единую европейскую семью являются четыре балканских страны – Македония, Сербия, Черногория и Албания, а также Турция. Получить статус кандидатов на вступление желают изо всех сил Украина и Грузия.

ИА REGNUM — сюжет «Вступление Сербии в Европейский союз»

Свидетельства о регистрации СМИ:

Эл № от 14 августа 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор),
ИА № от 23 ноября 2012 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Настоящий ресурс содержит материалы 18+.

[1]

При цитировании информации гиперссылка на ИА REGNUM обязательна.
Использование материалов ИА REGNUM в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Балканский клуб

Стратегическая ориентация Сербии в условиях новой геополитической обстановки в Юго-Восточной Европе

На Балканах переплетаются политические и военные интересы крупнейших игроков мировой политики.

Балканский регион характеризуется наличием внутренних проблем: сложной историей, территориальными спорами, «вынужденным соседством» представителей разных народов, культур и религий. Таким образом, Сербия находится в регионе с нестабильной геополитической обстановкой. Следовательно, существует потребность в сильном и диверсифицированном региональном сотрудничестве с внешними соседями, учитывая национальные интересы и интересы глобальных игроков.

Сербия рассматривает Балканы как регион для самого широкого политического диалога и сотрудничества, и страна действительно заинтересована в обеспечении стабильности и развитии взаимовыгодного партнерства между балканскими государствами. Особое место в региональной политике Сербии занимают отношения с постюгославскими государствами, так называемыми «новыми соседями», стратегические отношения с которыми обусловлены историческими особенностями и тем фактом, что сербы, как автохтонный народ, в девяностых остались вне Сербии и в новых государствах чувствуют, что их гражданские права ущемлены. Сербия как государство «сербского народа и всех своих граждан» (согласно Конституции Сербии) активно пытается улучшить их положение, что не всегда доброжелательно оценивается соседями и приводит к политическим разногласиям.

Сербия в настоящее время находится в незавидном положении, прежде всего из-за объективных трудностей: попыткой сдерживать процесс фрагментации своей территории и стремлением стать членом ЕС. На практике Сербия политически связала себя евроатлантической интеграцией, которая в военном и экономико-политическом смысле привела ее в незавидное положение.

Влияние России на Балканах и в Сербии в настоящее время не так сильно, как влияние США и ЕС, но, тем не менее, тенденция к его увеличению определенно существует, что дает возможность Сербии, в свою очередь, по-новому рассматривать свое положение в регионе. Первые шаги уже предприняты — президенты России и Сербии В.В. Путин и Томислав Николич подписали 24 мая 2013 г. в Сочи Декларацию о стратегическом партнерстве между двумя странами, которая охватывает все сферы взаимодействия, включая политику, торговлю, экономику, культуру, науку, технику и образование.

В отличие от предыдущего разделения балканских стран на два блока, когда Болгария и Румыния были участниками Варшавском договоре, Греция и Турция членами НАТО, Албания была в полной изоляции, а Югославия являлась лидером Движения неприсоединения, сегодня балканские правительства провозгласили одну и ту же цель – интеграцию в ЕС. За исключением Сербии, которая продолжает настаивать на военном нейтралитете, все балканские страны определили НАТО в качестве своей внешнеполитической цели. Из бывших республик Югославии, Словения, а с июля 2013 г. и Хорватия, уже стали членами Европейского союза, как и Румыния с Болгарией. Другие страны в регионе имеют либо статус кандидата, либо участвуют в процессе ассоциации. Необходимо отметить, что путь евроатлантической интеграции этих стран начался со вступления в НАТО, а уже только потом продолжился вступлением в ЕС.

На сегодняшний день существуют различные оценки целей и достижений интеграции в регионе и места Сербии в них. Существует группа людей, для которых процесс вступления в Европейский Союз оказался наиболее эффективным мобилизующим фактором в процессе стабилизации и при проведении реформ на Западных Балканах. Совершенно противоположной точки зрения придерживаются те, кто утверждают, что именно на Балканах проверен механизм принудительного разрушения стран, и именно на Балканах НАТО реализовала свою стратегию так называемых «гуманитарных интервенций». Таким образом, нейтральная, межблочная областъ, пространства бывшей Югославии стала «полигоном постмодерного, неоколониального господства – крупным геополитическим выигрышом атлантизма». Eвроскептики отмечают, что «мы не должны допустить ошибку, бежать за евроатлантическим поездом, который мы потеряли 20 лет назад, потому что он ушел, и теперь маятник качнулся в другую сторону».

На сегодняшний день отмечается прекращение мирового господства США и их глобальной гегемонии. Ясно, что такое развитие событий не соответствует интересам США, которые пытаются предпринять конкретные стратегические шаги, направленные против развития подобных тенденций путем использования силовых инструментов.

Евроатлантический и евразийский центры выделяются в качестве точек, вокруг которых объединяются страны на нашем большом евразийском континенте от Лиссабона до Владивостока. Потребность и геополитическая реальность Сербии — развитие и укрепление отношений со странами обоих блоков, а именно с Евроатлантикой (членами ЕС и США) с одной стороны, и со странами Евразии, особенно с Российской Федерацией и странами-членами Евразийского Союза с другой стороны.

В процессе выбора стратегических партнеров или при принятии решения остаться вне блоков, Белград должен сохранить наиболее важные элементы государственности и право на самостоятельный политический путь, оберегая свои национальные ценности. Учитывая все более выраженное противостояние между двумя центрами, возникает вопрос, может ли Сербия вообще выжить как нейтральное государство? Или Сербия должна определиться и стать восточным флангом Европейского Союза, а, следовательно, и Атлантического блока (собственно говоря, начиная с 2000 года это и является основным направлением внешней политики всех правительств Сербии), или стать западным флангом Евразии, что естественнее и ближе для народа Сербии, который идентифицирует Евразию со своим историческим союзником — Россией.

Читайте так же:  Как получить медаль ветерана мвд россии

В Сербии преобладает мнение, согласно которому она должна связать свой прогресс с интеграцией в более крупную систему. В том же ключе, известный сербский политолог и дипломат Ковачевич отмечает, что новая внешняя политика Сербии должна быть «основана на рациональной и объективной оценке ситуации, в которой страна находится, и среды, к которой она принадлежит». Согласно широко распространенному мнению, Сербия находится в сфере интересов Европейского Союза и НАТО и будет быстро окружена ими со всех сторон в обозримом будущем. Поэтому не удивительно, что официальная позиция представителей евроатлантической концепции внешней политики Сербии, чьим ярким представителем является Ковачевич, учитывает эту оценку ситуации в международных отношениях, и предпочитает европейскую и евроатлантическую интеграцию всем другим. К этому дополнительно добавляется тот факт, что у всех соседей, в том числе и у стран на Западных Балканах недвусмысленная позиция в этом вопросе, то есть, ни одна из стран не нашла адекватной альтернативы европейской интеграции для того, чтобы обеспечить ожидаемый уровень внутренних экономических и социальных реформ.

Почти все шаги, предпринятые правительствами Республики Сербия с 2000 года, не противоречат вышеизложенным взглядам, указывающим на необходимость присоединения к этим организациям. Такой политический выбор обоснован, в первую очередь, предположением политических элит Сербии о том, что оказавшись за пределами европейской и евроатлантической интеграции, Сербия неизбежно окажется в самоизоляции.

Опыт девяностых годов прошлого столетия и первых десятилетий XXI века показывает, что решение национального вопроса без согласования с принципиальными союзниками внутри одного блока и без широкого понимания международного контекста может привести к полной геополитической изоляции. Изменения во внешнеполитической линии, отказ от декларативного нейтралитета, присоединение к одному из двух блоков и стратегическая ориентация на Запад или Восток — остаются незавершенными для Сербии процессами. Решение всех внешнеполитических задач требует политической воли и общественной поддержки.

В заключении необходимо подчеркнуть, что путь в Евросоюз для Сербии не является безальтернативным, и на сегодняшний день приоритетной задачей Правительства должна стать выработка разнообразных форм интеграционного взаимодействия не только с ЕС, но и с ЕАЭС.

Визит Президента Российской Федерации В.В. Путина в Белград

Премьер-министр Сербии Александр Вучич на встрече с Председателем Европейского совета Дональдом Туском

ЕС и Сербия подписали ассоциативное соглашение

По итогам встречи министров иностранных дел стран ЕС в Люксембурге 29 апреля подписано Соглашение о стабилизации и ассоциации (ССА) между Сербией и ЕС. Однако документ содержит важную оговорку.

Слева направо: замглавы себского МИДа Бозидар Гелич, президент Сербии Борис Тадич, высокий представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана и министр иностранных дел Словении Дмитрий Рупель

Министры иностранных дел стран-членов ЕС на встрече в Люксембурге во вторник, 29 апреля, приняли решение о заключении ассоциативного соглашения с Сербией. Соглашение о стабилизации и ассоциации (ССА) между Белградом и Брюсселем является первым шагом на пути к полному членству Сербии в Евросоюзе и предусматривает установление более тесных торговых отношений со страной-кандидатом и упрощение визового режима.

Белграду предстоит выполнить ряд условий

В ходе дебатов в Люксембурге представители Бельгии и Голландии в очередной раз заявили о том, что возражают против подписания документа. По их мнению, передает агентство dpa, Сербия не должна пользоваться предусмотренными соглашением льготами, пока Белград не будет в полной мере сотрудничать с Международным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ). В частности, представители Бельгии и Голландии настаивают, чтобы Белград передал в руки международного правосудия бывшего сербского генерала Ратко Младича и бывшего президента Республики Сербской (Босния и Герцеговина) Радована Караджича, обвиняемых в совершении военных преступлений.

Согласно соглашению, которое было подписано во вторник, 29 апреля, документ вступит в силу лишь после того, как Сербия выполнит все требования по сотрудничеству с международным трибуналом в Гааге.

Сербская оппозиция критикует соглашение

Представители Национал-консервативной партии Сербии подвергли жесткой критике решение о подписании соглашения между ЕС и Сербией. Как заявил заместитель председателя партии Александр Попович, данный шаг является ошибочным, и новое правительство страны, которое будет сформировано после парламентских выборов 11 мая, объявит данный документ недействительным.

Один из видных деятелей этой партии, министр образования Зоран Лонкар обвинил проевропейски настроенного президента Сербии Бориса Тадича в предательстве сербского народа. Как передает агентство dpa, Лонкар, в частности, заявил, что при решении косовской проблемы Тадич действовал по указке НАТО, а его подпись под сегодняшним документом является «антиконституционной». (ак)

Балканский клуб

Заявка Боснии и Герцеговины на вступление в ЕС

15 февраля 2016 г. Босния и Герцеговина подала заявку на вступление в Евросоюз. Заявления встреч членов Президиума БиГ с лидерами ЕС и отдельных государств в Брюсселе говорят о том, что большинством решение было встречено положительно. Предстоит долгий путь, но в его успехе высокие переговорщики сомнений не допускают. Какая Босния намерена вступать в ЕС и что значат для региона изменения в его наиболее сложной части?

Особенность Боснии и Герцеговины заключается в том, что она является международным протекторатом. Его целостность и жизнеспособность обеспечивается Советом по выполнению Дейтонских соглашений, аппаратом высокого представителя, моделирующего политическую жизнь в республике, вооруженными силами ЕС и НАТО и регулярными кредитами. В 2008 г. высокий представитель должен был завершить работу, но его мандат был продлен на неопределенный срок. Важный центр влияния — посольство США в Сараево. Глубоко символичным представляется то, что оно занимает территорию, где раньше находились казармы Югославской народной армии «Йосип Броз Тито». БиГ не имеет конституции в традиционном понимании, нынешний конституционный документ — приложение к Дейтонским соглашениям.

Уже много лет должность высокого представителя занимает австрийский дипломат словенского происхождения В. Инцко. Он считает, что решение подать заявку отражает существующую реальность и интересы народов. «Государства имеют свои желания и цели, но в любом случае граждане уже давно решили, чего они хотят. Большинство эмигрантов из Боснии, Сербии или Хорватии обычно уезжают в Европу, так что пришло время для новых шагов на этом направлении».

Хотя Верховный представитель ЕС Ф. Могерини говорит, что «поражена» успехами боснийской экономики, эта оценка дается скорее для мотивации, чем как констатация. Ситуация в Боснии представляется не лучше, чем в Болгарии и Румынии. Экономические проблемы Боснии — падающий ВВП, отрицательный внешнеторговый баланс, безработица в 27-40%, по различным данным, сохраняются. Значительна сумма внешнего долга, что, однако, не является показателем, так как у входящих в ЕС Хорватии и Словении и кандидата на вступление Сербии он еще выше (56, 62 и 36 млрд долл. соответственно).

Статья 2 Лиссабонского договора гласит, что государство-соискатель должно опираться в своей политике на ценности свободы, демократии, равенства, уважения человеческого достоинства и прав этнических меньшинств. Предполагается, что спустя 20 лет после подписания Дейтонских соглашений удалось гармонизировать отношения трех народов, сформировать гражданскую нацию, утвердить чувство общности, доверия и равенства. Это спорное утверждение.

Читайте так же:  Порядок признания малоимущими для постановки на жилищный учет в россии

Столицу республики сегодня сложно назвать символом мультикультурализма. Ее облик становится все более ориентальным. Сербы (как, впрочем, и хорваты), находясь в центре Сараево, ведут себя крайне осторожно, говорят шепотом, называют его «чужой территорией».

В положении Восточного Сараево — сербского микрорайона на окраине города — можно усмотреть зону отчуждения. Туда не ходит городской транспорт, граница анклава начинается через несколько сотен метров от конечной остановки. Дорожные знаки сообщают, что ты покидаешь одну часть федерации, и вступаешь в другую. Разделенность существует и в хорватско-мусульманском Мостаре.

Не способствуют снятию недоверия избирательность и односторонний взгляд на недавнюю историю, которой на Балканах придают большое значение. По понятным причинам в Сараево много мемориалов, посвященных жителям города (в основном мусульманам), погибшим в ходе сербской осады 1992-1995 гг. Но отсутствует мемориальное упоминание на месте расстрела сербской свадьбы 1 марта 1992 г. — это событие, произошедшее на центральной улице (рядом с православной церковью), стало важнейшим в цепочке эскалации конфликта.

9 мая 2014 г. после реконструкции была открыта городская ратуша Сараево (Вечница). Она была разрушена в ходе осады и восстановлена на деньги Еврокомиссии, Австрии, Венгрии и Испании. Табличка на входе в здание поясняет, что здание было сожжено «сербскими преступниками», ниже призыв Do not forget. Remember and Warn! Внутри — эмоциональная выставка, посвященная событиям в Сребренице. Очень легко экстраполировать отрицательное представление на всех боснийских сербов, что, безусловно, неверно. Международные спонсоры проекта могли бы настоять на более толерантной формулировке, хотя бы в интересах межнационального диалога. Хотя о преодолении тяжелого наследия боснийского конфликта говорится много, эти примеры показывают, что сербы, составляющие 33% населения республики, воспринимаются не как союзники в построении государства, а как побежденные, и претензии к ним выставляются соответствующие. Можно ли в такой ситуации говорить о равенстве, гражданственности и мультикультурности?

Фактически государственный проект БиГ — это проект создания титульной боснийской нации. Однако с ней себя отождествляет в основном мусульманское население, которое пока не является большинством. Поддержание хрупкого баланса обеспечивается международным присутствием. В некотором роде нынешнюю БиГ можно сравнить с положением Боснии в Австро-Венгрии между 1878 и 1908 гг. Если аннексия провинции рассматривалась Веной как шанс укрепить корону и ослабить набиравшую тогда силу Сербию, то сегодня заявка БиГ — подтверждение состоятельности для ЕС, и неизбежности евроатлантического пути для соседей.

Принципиальное отличие сегодняшней ситуации в том, что курс БиГ поддерживается официальным Белградом и другими республиками. А нынешняя Босния все же обладает атрибутами суверенитета. Так, при поддержке НАТО и частных военных компаний удалось создать единую пограничную службу и армию, формируемую на пропорциональной основе. Служба в вооруженных силах активно рекламируется, и в условиях недостатка эффективности политических институтов армия — главный социальный институт федерации и символ единства. Разумеется, промежуточное состояние не может длиться вечно. Стоит ожидать, что по мере развития процесса интеграции будут проводиться более настойчивые попытки пересмотра дейтонской конституции.

Есть претензии и к качеству элит. Например, активно дебатировавшийся летом 2015 г. закон о труде вызвал споры по 26 пунктам, возникла угроза массовых протестов, как это было в феврале 2014 г. Существует и контроль над СМИ, причем осуществляется он по идеологическому и социальному, а не национальному признаку. Издания, стоящие на интернационалистских, секуляристских, антиглобалистских позициях, популярных в обществе, не приветствуются, а иногда и подавляются.

Процессы в БиГ происходят в региональном контексте. В июле 2016 г. на Варшавском саммите ожидается вступление в НАТО Черногории. 12 февраля 2016 г. соглашение с Альянсом подписала Сербия, согласно которому НАТО получает в Сербии дипломатический иммунитет и свободу передвижения.

Таким образом, как и отмечалось год назад, Брюссель активизирует свое присутствие на Балканах, видя в этом возможность оказать давление на Россию. Дополнительные возможности дают результаты электоральных процессов. Возникают предпосылки для преодоления препятствий интеграционным процессам, заложенных внутренним устройством государств. Если это будет сделано, будет послан сигнал участникам «Восточного партнерства», что все преодолимо, и даже самые сложные государства имеют шанс на продолжение и углубление интеграции.

Увеличение давления на Республику Сербскую и ослабление позиций после выборов 2014 г. вынуждают ее маневрировать.

2015 год прошел под знаком возможного референдума в РС о суде и прокуратуре БиГ (а фактически по вопросу неконституционного навязывания законов из центра), который намеренно трактуется противниками, как сепаратистский. Референдум так и не состоялся, а 26 ноября 2015 г. Конституционный суд БиГ принял решение о признании незаконным празднование Дня Республики Сербской (9 января).

Насколько известно, решение подать заявку в ЕС принималось без учета мнения РС. 26 января 2016 г. Совет министров БиГ тайно принял решение о системе координации евроинтеграционных процессов. Консультации с Баня-Лукой состоялись лишь спустя 4 дня. В этих условиях М. Додику, допускающему антиевропейские заявления, осталось лишь публично поддержать курс БиГ (17 февраля).

Таким образом, заявку на вступление в ЕС подает страна, внутренние проблемы которой вряд ли можно назвать решенными. Однако последние события могут привести к значительному изменению облика БиГ. Решение предоставить республике кандидатский статус может быть только политическим. Если БиГ будет предоставлен кандидатский статус, это станет приглашением к реформам, лозунгом которых должны стать повышение качества управления и централизация. Следующие 1-3 года должны стать определяющими: должна принять решение Еврокомиссия, решится вопрос с референдумом в Республике Сербской, а в 2018 г. пройдут очередные всеобщие выборы в БиГ. Статус кандидата ЕС открывает дорогу к вступлению Боснии в НАТО, к чему общественное мнение уже подготовлено. Жесткая позиция Баня-Луки в отстаивании прав Республики Сербской рискует повлечь очередной виток обвинений в сепаратизме и началу нового наступления на республику.

Табличка на городской ратуше в Сараево, содержащая антисербскую риторику.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Автор — Александр Пивоваренко

Источники


  1. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: моногр. . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 624 c.

  2. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.

  3. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2014. — 560 c.
  4. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.
  5. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.
Решится ли сербия на ассоциацию с евросоюзом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here