Русские на земле сербии

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Русские на земле сербии". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

К русским в Сербии отношение особое! И это не просто слова!


К русским в Сербии отношение особое! И это не просто слова! Как уже говорилось выше, причиной тому православие, а значит — духовная и культурная связь на протяжении всей истории.

Я сама филолог, сербский язык — мой хлеб. Точнее, моя ЛЮБОВЬ))) Выбрала его случайно, но после первой же поездки в Сербию поняла: спасибо судьбе, что она меня свела с этим чудесным языком и его потрясающим народом! Для тех, кто не знаком с сербами, объясняю:

1) Сербы — очень жизнерадостные, искренние, эмоциональные, даже страстные люди=) Стоит понаблюдать, как они, например, на улице ругаются или в ресторане пьют. Или как смотрят футбол, баскет.. как болеют за своих. Они просто во всем очень честные, не зажатые. Гулять так гулять, плакать так плакать)))

2) Сербы умеют ненапряжно трудиться и отдыхать от души. При этом, им не нужна куча денег. Они берут от жизни все, зная меру).

3) Сербы очень красивый народ. Когда приезжаешь в Белград впервые, бросается в глаза вот что: высокие плечитые с орлиными профилями красавцы-мужики (независимо от возраста сербы жутко харизматичные), а девушки и женщины какие-то «не такие». Но это просто непривычно для нашего глаза и для наших стандартов красоты (все-таки, женский русский тип совершенно другой). Когда я пожила подольше в Сербии, оценила красоту их женщин, она просто другая, балканская.

4) Сербы оочень радуются, когда слышат русскую речь, непременно знакомятся, вспоминают парочку русских слов, которые остались в памяти со школьных времен)) Некоторые люди старшего поколения даже вполне могут несколько предложений сказать по-русски, что меня лично приводит в восторг.

5) Сербы очень ценят русскую культуру, обожают русские песни (народные, в основном). Для них Россия действительно одна из ведущих мировых держав.

6) Сербы-мужчины испытывают какую-то необъяснимую нежность к русским девушкам, что слегка раздражает сербок. Однажды мои подруги-сербки сетовали: «Что вот, мы не понимаем, они находят в вас? Вот поставь одинаковой красоты сербскую и русскую дамочку, наши мужики выберут русскую! Это просто какая-то загадка!» Сербские представители сильного пола мне объяснили, в чем загадка: «Ну, вы какие-то особенные, ощущение, что вы под кожу проникаете, как будто в кровь, а потом по жилам течете». Думаю, дамам польстит, а заодно можно сделать вывод о «речистости» сербов ХД

7) теперь более серьезное. У сербов слегка сказочное представление о мощи России, её могуществе, политической и военной силе. Они все еще наивно думают, что мы очень важны с мире. И что мы их спасем, если что. Эти убеждения сербами впитываюися с молоком матери, причина — исторически такой стереотип о России сложился у них.

8) Напоследок. Они тоже думают, что Россия — это бесконечные заснеженные пространства. Что реки в России как океаны, горы — до неба. Они не особо в курсе, что у нас ооочень много национальностей, для них мы все русские. Все у нас очень красивое, очень широкое и большое, духовная сила неизмеримая. Богатство — тоже. Русские богатые.

Путин — БОГ. Он Спас Россию. Поднял её с колен.

П.С. В Сербии вы — православный брат (или сестра)! Вашу страну и культуру уважают и любят! Вас примут как самых дорогих гостей на свете! Предложат и ночлег, и любую помощь. С Вами выпьют и споют! Вам улыбаются=) И не потому, что вы русский, а потому что сербы такие отличные) Но у вас есть весомый бонус, ведь вы — Рус!

Татьяна Зырянова

Есть ли среди сербов русофобы?

Все же вернемся к основному вопросe — Есть ли в Сербии русофобы?! Найти ответ на этот вопрос меня натолкнул пост в одной из социальных сетей, собственно переписка этих людей и будет являться ответом. Об объективности судить сложно, но сделать выводы – не составит труда!

Из соц сети: К слову о русофобии в Сербии. Да, да, есть и это.
Последнее время я, кстати, часто натыкаюсь в СМИ. То и дело появляются различные материалы оскорбительного характера. Причем на разных ресурсах, не только на откровенно прозападных. Отвратительнее всего, реакция читателей. Комментарии. Если бы все 90% сербов были бы русофилы, то их комментариев было бы больше, а негативные комменты они бы задавили и числом и аргументами. Но в действительности расклад 50 на 50 и даже меньше не в пользу русофилов. Я стараюсь по возможности не молчать и комментировать негативные антирусские материалы, но их как правило или не пропускают или стирают.

Сегодня к примеру, наткнулся на вот эту подборку о русских http://www.telegraf.rs/foto/945825-pitate-se-sta-ova-.. Мой коммент, естественно стерли, оставив только три коммента о том, что русские самые долбанутые, маньяки и отвратительные — не годящиеся в подметки сербским селякам. При всем при том, бравая редакция сообщает, что: «Komentari koji sadrže psovke, uvrede, pretnje i govor mržnje na nacionalnoj, verskoj, rasnoj osnovi ili povodom nečije seksualne opredeljenosti neće biti objavljeni.» Но видимо на русских это не распространяется и нас можно обсерать.

— Влада: Мне сербы совершенно серьезно говорят, что эти комментарии проплачены, что ведется информ.война, в том числе и таким образом. Мы вот прочитаем — поневоле какая-то горечь останется, хотя и знаем, что большинство думают по-другому. Впрочем, многие действительно так думают. Молодому поколению хорошо промыли мозги.

— Вадим: я бы не был так категоричен, но скажу, что двуличие, которое особенно свойственно «потурченцам» на Балканах, увы в некоторой степени характерно и для сербов. Они сколько угодно могут петь вам в глаза о нерушимом братстве, а потом какому-нибудь немцу рассказывать о предрешенности европейского пути для Сербии и проч. Впрочем, особенности существования на «срединной земле», да и опыт нахождения под османским игом, это объясняют.

Ниже приводим статью:

«Любовь сербов к русским сильно преувеличена»

Вот о чём бы сегодня хотелось написать Об отношении сербов к русским и России, и об отношение русских к сербам и Сербии. Для начала бы стоило указать на вполне очевидный факт, что все подобные рассуждения на эту тему являются моими сугубо личными умозаключениями. Которые с одной стороны не претендуют ни на какую всеобъемлемость и объективность(в самом деле, никаких исследований я не проводил), а с другой стороны, эти мои рассуждения актуальны только на текущий момент, то есть они соответствуют моему теперешнему мнению по данной теме, и соответственно, могут меняться. Я руководствуюсь, почти исключительно, своими личными впечатлениями, которые у меня сформировались за два года проживания в Сербии.

Характеризуя отношение сербов к русским и России следует сразу указать на то, что оно не однозначно. И что разным группам и слоям населения присуще различное отношение к этому вопросу. При этом отношение, как положительное, так и отрицательное, может быть проявлено в совершенно однозначной и стабильно определённой форме, так и быть амбивалентным, то есть колебаться в зависимости от настроений и текущей коньюктуры. К группе русофобов(этот термин, наряду с русофилами широко используется в общественных дисскусиях и публикациях в СМИ Сербии) относятся, в первую и основную очередь, так называемые «западники», то есть люди считающие, что Сербия это часть Западного мира, и что антитезой Запада является Россия.

Эта группа идеализирует Запад, в особенности ЕС, приписывая ему всяческие достоинства и добродетели. Россию же, сознательно демонизируют, наделяя её всяческими пороками и недостатками. При этом, не о какой попытке быть объективными и беспристрастными речи даже не идёт. Любые действия Запада трактуются как однозначно и безусловно положительные, а любые действия России как столь же однозначно негативные. Руссофобы в Сербии достаточно многочисленны, сплочёны и влиятельны.

По моим наблюдениям в обществе, примерно от 20% до 30% выраженых сторонников этой группы. Как правило, эти люди относятся к ведущим слоям сербского общества. Они, в основном, образованы и относительно успешны. При этом, что особенно интересно, их настроение по отношению к России фактически никак не зависит от персоналий которые находятся во главе российской власти и политики проводимой Россией. Резкие обострение ненависти к России случаются в моменты ухудшений отношений России и Запада, яркий пример тому прошлогодняя война в Южной Осетии и газовый кризис в начале текущего года.

Сербская русофобия имеет весьма глубокие и богатые традиции восходящие ещё к 19 веку. В сербской исторической памяти бытуют мнения, что русские сербов всегда продавали и предавали. А если действия России(СССР), русских иногда и приносили некоторую пользу сербам и Сербии, то всё равно, это не имеет ровным счётом никакого значения, так как коварные русские действовали исключительно в своих егоистичных интересах и следовательно, никакой признательности категорически не заслуживают. Таким образом, сербское западничество (за редчайшим исключением отдельных его представителей) по сути является синонимом русофобии.

Группа русофилов состоит из двух не равнозначных частей. Первая группа, это собственно и есть русофилы, являющиеся такими в большей степени из-за религиозных и культурных соображений. Для таких людей характерно уважение к лучшим образцам российской национальной культуры и ощущение совместной православной идентичности. Количество таких людей, по моим оценкам, от 5% до 10%. Эти люди имеют не сравнимо малое влияние в сербском обществе в сравнении с русофобами. Их голос почти не слышан, а если иногда и бывает услышан, то только для того, что бы стать предметом для ироничных коментариев.

Другая часть русофилов, может быть отнесена к условным русофилам. Эти люди не любят Россию бескорытно и искренне. Россия, по их мнению должна взять на себя роль защитника Сербии и сербов, в различных значимых для них вопросах. Сама Россиия как таковая, её культура, самобытность, её внутренняя жизнь, её радости и проблемы таких людей волнует мало или не волнует совсем. Для них Россия имеет значение только в контексте, ни чем не обоснованой, заботы о благе Сербии и сербов. Таких людей от 10% до 20%. Они так же маловлиятельны(или, по крайней мере, не так влиятельны, как русофобы) в Сербии и их основная база находиться в среде националистов и консерваторов.

Основную же часть сербского общества можно отнести к неопределившимся. По большому счёту Россия для них далёкая и безразличная, а так же малоинтересная страна о которой известно не очень много, а большая часть из того, что известно базируется на различных предрассудках и стереотипах. В зависимости от обстоятельств, эта часть колеблется от симпатий к России, к её не приятию. Например, не стали воевать против НАТО в 99 году-похие. Не признали Косово-хорошие. Не смогли это предотвратить-плохие.

Из-за газового конфликта газ не поступает в Сербию-плохие. Коммунистов к власти привели в 45-плохие. Черногорию на корню скупают-плохие. В Черногории их черезмерно много-плохие. И вообще, чаще всё таки плохие(вероятно сказывается и влияние антироссийского лобби которое имеет приоритет в СМИ). В сербском народе бытует пословица, смысл которой можно передать так-«Сохрани вас Бог, что бы греки вас охраняли(берегли), а русские-защищали».

Хотелось бы упомянуть и небольшую группку людей, которые не являясь не русофобами и не русофилами, стараються быть беспристрастными и объективными. К счастью и среди коментаторов СМИ, порой встречаются такие здравомыслящие и не ангажированые люди. Честь им и хвала, они настоящие профессионалы!И они надежда на то, что сербская журналистика не выродиться окончательно в политпропаганду.

Касаясь отношения к русским, как к этносу, следует отметить, что оно так же подверженно влиянию различных предрассудков. Так, зачастую, по этим представлениям все русские мужчины, как есть, повально-алкоголики. А женщины России не отличаються высокой моралью и легко доступны.

Если попробовать сделать приблизительный вывод из всего выше сказаного, то общее отношение сербов к России можно охарактеризовать, как настороженно-равнодушное, с сильной негативной составляющей и с поверхностно-декларативным дружелюбием, сильно замешаным на ожидание возможной выгоды.

Отношение русских к сербам и Сербии можно коротко сформулировать, как по большей мере равнодушно-безразличное. С большой подверженностью различным эмоционально-ситуативным влияниям.

НАТО бомбит-сербы-православные братья. Сербы выдали Милошевича и Караджича-отступники от правого дела. Сербы не воюют за Косово-трусы, американские прихвостни. Хотят в ЕС-иуды. Сотрудничают с НАТО-мерзавцы(мы, ведь, их так поддерживали и так им помогали всегда) и т.д.

Выраженой сербофобии в России нет. Исключением можно считать отдельные антисербские публикации в российских СМИ, которые, по большей мере являються калькой с публикаций в западных изданиях. И не являются показателем конкретно сербофобии авторов этих публикаций, а скорее характеризуют их прозападную ориентацию в целом. Крайне малочисленная популяция сербофилов в России ни в кой мере не может рассматриваться, как выразитель, хоть сколько-нибудь значимых тенденций в российском обществе. Эти люди, которых с большой натяжкой, можно отнести к сербофилам (так, как в основной своей массе о Сербии-то у них как раз весьма расплывчатые и не реалистичные представления), являются носителями, так называемой ура-патриотической идеалогии.

И сербы им интересны постольку, поскольку они «борются» с врагами славянства и Православия. Такая публика склонна к драматичным разочарованиям в предмете своего обожания. Это про подобных ифантильных персонажей говорят, что у них от любви до ненависти один шаг. Людей по настоящему любящих Сербию, её народ, культуру, историю, язык чрезвычайно мало. Можно сказать, что их единицы, учитывая масштабы нашей страны. Поклонников того же «Манчестера Юнайтеда» в России гораздо больше( надеюсь, хотя и понимаю, как это безрассудно, что ЦСКА их сегодня огорчит в Л. Ч)

В быту, русские и сербы встречаются друг с другом не часто и какого-то определённого отношения русских к сербам как этносу, в принципе, не существует. Поэтому особенно занятно наблюдение одного моего знакомого (насколько я его знаю, он больше хотел, критикуя сербов задеть меня, чем быть объективным), который общаясь по работе с сербами обратил внимание на такую не красивую черту их поведения, что договариваясь о чём либо, они, по словам знакомого, стараются, уже в процессе реализации договорённостей, изменить их в свою пользу. Я, со своей стороны, счастлив добавить, что хотя я и сам наблюдал подобное поведение в делах, всё таки должен сказать, что гораздо чаще я встречался с ответственной и честной манерой ведения дел у моих знакомых сербов.

От себя добавлю, постоянно находясь в Сербии с 2006 года, про сербских русофобов я слышу и читаю постоянно, но лично мне и моим многочисленным знакомым увидеть их так и не довелось.

Может придумывать негатив это стиль самоутверждения бездарных авторов.

Значение Общественной палаты РФ в процессе развития гражданского общества в РФ

В России в условиях авторитарного режима гражданское общество не создавалось. Фактически мы только недавно приступили к его строительству. Однако, его невозможно построить за короткий срок, если люди не привыкли к самостоятельности, ждали команду от государства. Общественная палата, созданная в 2005 году на основании закона «Об Общественной палата РФ» от 4 апреля 2005 года, является своеобразной связью между государством и зарождающимся гражданским обществом в России. Это орган, который находится на стыке между государством и обществом.

Смертная казнь в США

Смертная казнь в США: иллинойское измерение

Введение смертной казни в Америке произошло под влиянием традиций и законов заимствованных британскими переселенцами у Старого Света. По мнению Л. Ранде первое достоверно зарегистрированное исполнение смертной казни в новых колониях было в отношении капитана Джорджа Кендала в городе Джеймстауне в Вирджинии в 1608 году (Ранда, 1997). Этот прецедент заложил основу закона о смертной казни в данном штате. Томас Джефферсон стал известен как первый реформатор смертной казни в США. Р. Бом, Л. Ранда и В. Шабас пришли к заключению, что он внес на рассмотрение законопроект о пересмотре законодательства Вирджинии о смертной казни.

Механизм судебной защиты

О правовых средствах обеспечения транспарентности механизма судебной защиты

В условиях отказа от ограничений судебной подведомственности гражданских дел практически любой частноправовой спор (в широком его понимании) может быть передан заинтересованным лицом на разрешение в суд. Право на судебную защиту, гарантируемое, в числе прочих, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее по тексту — Конвенция), ст. 46 Конституции РФ, ст. 3 ГПК РФ, ст. 4 АПК РФ, понимается и истолковывается как национальными, так и международными судебными органами расширительно, в свете чего механизм судебной защиты прав становится универсальным.

Система гражданской юрисдикции

Система гражданской юрисдикции России: от дезинтеграции к консолидации

Начиная с 1991 г., наблюдается довольно динамичное развитие гражданской юрисдикции России, которая постепенно приобретает черты целостной и завершенной в функциональном отношении системы. Принципиальное значение, на наш взгляд, имеют два обстоятельства, а именно: развитие гражданской юрисдикции происходило и продолжает происходить по эволюционному пути; процесс эволюционирования системы гражданской юрисдикции, как ответ на общественную потребность в коренных изменениях, носит циклический характер. Полный цикл развития гражданской юрисдикции включает три этапа, различающихся по своей целевой направленности: первый этап – дифференциация; второй этап – интеграция; третий этап – консолидация.

Смертная казнь в КНР

Смертная казнь в КНР: проблемы гуманизации уголовной политики и общественного мнения

Несмотря на то, что одной из главных, общепризнанных ценностей XXI в. является неприкосновенность человеческой жизни, а смертная казнь выходит за рамки прав любого гуманного человека и позиций международных организаций, она все же остается широко распространенным видом наказания. В настоящее время ее актуальность также связана с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства, отменяя при этом и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос допустимости и правомерности применения смертной казни, а также о ее необходимости и целесообразности. В чем заключается необходимость и целесообразность применения смертной казни? Допустима и правомерна ли она вообще?

Защита авторских прав в КНР

Сравнительно-правовой анализ защиты авторских прав в Китайской народной республике и России

Ежегодно Российская Федерация (далее – РФ) и Китайская Народная Республика (далее – КНР) объявляются лидерами контрафакции в мире. Было отмечено, что из-за действий «пиратов» экономика европейских государств и США несет огромные убытки. Тем не менее, в Китае борьба с интеллектуальным «пиратством» ведется значительно активнее и успешнее, чем в России. Об этом свидетельствует также тот факт, что КНР является членом Всемирной торговой организации (далее – ВТО), а РФ еще нет, и один из основных вопросов, который наша страна должна решить для успешного вступления в ВТО – сокращение количества правонарушений, связанных с интеллектуальной собственностью.

Клиническое образование

Клиническое образование в академическом правовом институте: итоги десятилетия

В статье рассматривается роль клинического обучения в юридическом образовании, которое должно включать в себя умение творчески применять правовые знания. Выдвигается тезис, согласно которому негосударственные вузы, обладающие значительной свободой и мобильностью в организации учебного процесса, могут и должны стать своеобразной лабораторией, в которой изобретаются и опробуются новые методы преподавания юридических (и не только) знаний и навыков. Обосновывается необходимость применения в клиническом обучении интерактивных приемов, излагается опыт их применения в юридической клинике АПИ и в преподавании академических дисциплин на примере курса гражданского процесса. Приводятся основные шаги по организации деятельности юридической клиники на примере АПИ.

Социальные функции боевых искусств

Социальные функции боевых искусств (джиу-джитсу) в современном обществе

В наши дни физическая культура является обязательным элементом общечеловеческой культуры, объективной потребностью общественного развития, представляет собой своего рода мощную «индустрию» здоровья и воспитания, несущую в себе важные социальные функции.
В настоящее время идёт перестройка всей, в том числе и научной, работы в области физической культуры. Не остаются в стороне и философия, и социология. В этой связи нередко высказывались сомнения в том, что нужно ли философам заниматься проблемами физической культуры и нуждается ли физическая культура в философских исследованиях. Сейчас общепризнано, что сомнения эти неправомерны.

Влияние физических упражнений на здоровье

Влияние физических упражнений на здоровье студентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракт

В настоящее время заболеваниями желудочно-кишечного тракта, по статистическим данным, страдает почти половина населения Земного шара.

Причины возникновения заболеваний желудочно-кишечного тракта достаточно многообразны. Это нарушение питания в широком смысле слова (несоблюдение режима, частое употребление блюд, раздражающих слизистую оболочку желудка) употребление алкоголя, курение, длительный прием лекарств и т.д. И очень важно заметить, что состояние желудочно-кишечного тракта и состояние иммунной системы человека – звенья одной цепи.

Развитие силовой подготовки

Развитие силовой подготовки при использовании тренажеров

Многолетней педагогический опыт и практика убедительно свидетельствуют, что мощным стимулом активизации всех жизненно важных функций и процессов, происходящих в организме, являются занятия с отягощением на тренажёрах. Применение тренажёров и специальных приспособлений всегда определяются целями и задачами каждого занимающегося на конкретном этапе тренировки. Целенаправленные с регулярными занятиями физических упражнений с отягощениями на тренажёрах способны значительно увеличить у молодёжи свою силу, исправить многие недостатки своего телосложения (сутулость, узкие плечи и грудь – расширить, тонкую шею и руки существенно укрепить и увеличить, избавиться от непомерно широкой талии и излишней полноты, некрасивую форму ног сделать красивой и др.).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Организация дистанционного образования

Вопросы организации дистанционного образования в вузах

Дистанционное образование сегодня является одной из самых перспективных ветвей педагогической науки. Развитие новых технологий в образовании неизбежно ведет к реорганизации существующих учебных процессов, возникновению новых форм обучения. Вместе с тем возникают и новые трудности при использовании новых технологий. Данная статья посвящена проблемам дистанционного образования.

Создание информационного поля

Психологический аспект создания многокомпонентного информационного поля как средства интенсификации процесса усвоения языковой системы и языковой традиции (нормы)

Необходимость применения информационных технологий в обучении языку в современном динамично развивающемся социуме общепризнанна, обучение с использованием компьютеров становится неотъемлемой частью учебного процесса, неуклонно растет интерес ученых к этой области методики. Возможности, предоставляемые современными информационными технологиями, настолько широки и значимы для обучения языку, как родному, так и иностранному, что уже сложно представить себе одно без другого.

Выпуск конкурентоспособной продукции

Поиск новых организационных структур по выпуску конкурентоспособной продукции

В 2004 году члены Академии информатизации образования проводили в инициативном порядке широкий комплекс работ по нахождению новых эффективных организационных научно-производственных структур по выпуску конкурентоспособной ИТ- продукции, и конкретно — по исследованию и разработке системы конкурентно-способных инновационных кластеров информационных технологий и программного обеспечения.

Выбор торговой стратегии на фондовом рынке

Об одном подходе к выбору торговой стратегии на фондовом рынке

Одним из важнейших факторов экономического развития России на современном этапе является привлечение внутренних и внешних инвестиций. Внешние инвесторы хорошо знакомы с основами функционирования фондовых рынков и для них основная проблема – выяснение особенностей инвестиционного рынка России. Внутренние инвесторы – это физические лица и сравнительно небольшое число компаний из реального сектора экономики России.

Русские на земле Сербии

В только что образованном Королевстве сербов, хорватов и словенцев (СХС, с 1929 года Югославия) нашли приют 45 тысяч эмигрантов, бежавших из-за Октябрьской революции. Они прибывали пятью крупными волнами с весны 1919 и до осени 1921 года. В середине двадцатых число русских беженцев начало уменьшаться, и к 1941 году в Югославии их оставалось около 25 тысяч.

Никогда в своей истории югославянские народы не переживали такого наплыва высокообразованных людей. Статистика показывает, что 13 % русских в Югославии имели высшее образование, а 62 % — среднее. По воле судьбы русские прибыли в традиционное аграрное общество — в тогдашней Югославии около половины населения не умелочитать и писать. В каком-то смысле появление русских являло собой встречу двух культур.

Королевство СХС под влиянием короля Александра предоставило беженцам широкие возможности. Русский историк Алексей Кириллович Елачич особо отметил: «Русская эмиграция в Югославии живет весьма интенсивной русской жизнью. Но все-таки кажется, что нигде в мире она не одомашнилась столь сильно и не приросла к той почве, которая ее приняла, так, как в Югославии». Власти нового государства позволили русским открывать свои школы, больницы, библиотеки, читальни и книжные магазины, организовывать свои типографии, печатать газеты, журналы, книги.

Простор для культурной деятельности и сохранения русской самобытности был широк. В 1933 году в Белграде был открыт Русский дом имени Императора Николая II, под крышей которого работали многие культурные и научные учреждения — от Русского научного института и Русского культурного комитета до Русской публичной народной библиотеки, Русского драматического народного театра и русско-сербской гимназии. Югославское государство активно принимало эмигрантов на государственную службу.

В Белграде очень кстати оказались русские балерины, танцовщики, балетные педагоги: белградский Народный театр тогда не имел своего балета. А в 1933 году исключительно благодаря профессору Георгию Александровичу Острогорскому Белград стал одним из самых известных центров по изучению Византии.

Одиннадцать видных русских ученых благодаря своей научной деятельности и знаниям были избраны в академики Сербской академии наук и искусств (САНУ): А.Д. Билимович, В.Д. Ласкарев, Н.Н. Салтыков, Е.В. Спекторский, Ф.В. Тарановский, Ю.М. Хлитчиев, С.Х. Кульбакин, В.В. Фармаковский, Н.А. Пушин и прибывшие после Второй мировой войны К.П. Воронец и Г.А. Острогорский.

Уже в первый после массового прибытия беженцев учебный год (1920-1921) в Белградском университете работало 30 русских преподавателей. Это четверть от всех профессоров и лекторов, в то время как доля русских в населении королевства составляла всего-то 0,35 %.

Власти позволили русским беженцам создать свою автономную школьную систему (в 20-х годах работало около 30 школ, затем их число сократилось вдвое). Деятельность русских школ, по замыслу русских педагогов, должна была воспрепятствовать отчуждению, денационализации и ассимиляции русских детей. Особенно выделялись школы-интернаты и гимназии: Мариинский донской девичий институт и Крымский кадетский корпус в Белой Церкви, Харьковский девичий институт в Новом Бечее, Донской кадетский корпус в Стрнище, а затем в Билече и Горажде, Русский кадетский корпус в Сараево и много других.

В эмиграции оказалась пестрая людская палитра — от простых обывателей до ученых и деятелей искусства, от искренних патриотов до людей, склонных к авантюрам, от тех, кто попал за границу волею судеб, до большевистских агентов. Митрополит Антоний(в миру Алексей Храповицкий), глава Архиерейского синода Русской православной церкви за границей, Петр Николаевич Врангель, Председатель последней Государственной Думы Михаил Владимирович Родзянко, умерший в 1924 году и похороненный в Белграде, Василий Витальевич Шульгин, который вместе с А.И. Гучковым на станции «Дно» получил подписанный Николаем II акт об отречении и многие другие.

Русские специалисты работали почти во всех югославских министерствах. Русские врачи лечили людей по всей стране, включая самые отдаленные местности. В культурных и научно-просветительных учреждениях, а также в отраслях, где требовался квалифицированный труд (инженеры, агрономы, архитекторы, врачи, конструкторы, летчики) обязательно присутствовали русские эмигранты.

Эмигрантская волна с одной стороны произвела «культурный шок», а с другой – испытанием повседневности помогла русским и югославам лучше узнать друг друга.

После Октябрьской революции и Гражданской войны в 1920 году в небольшой сербский городок Белая Церковь прибыло около 2,5 тысяч русских беженцев. Сюда были целиком эвакуированы некоторые учебные заведения из России. В частности, до начала Второй мировой войны здесь располагались женский Мариинский Донской институт и Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус.

На тот момент это был единственный русский кадетский корпус в мире. Таким образом, благодаря Сербии сохранилась традиция русских кадетских корпусов, берущая своё начало с 1732 года. Свидетельством этих событий в Белой Церкви является мемориальная комната русских кадетов в музее, открытом в доме потомков русских кадетов Владимира и Валентины Кастеляновых.

Барон Пётр Николаевич Врангель (1878–1928) – русский военачальник, участник Русско-японской и Первой мировой войн. В годы Гражданской войны был одним из главных руководителей Белого движения. С 1918 года генерал-лейтенант. С 1920 года – Главнокомандующий Вооружённых сил Юга России.

С марта 1922 года около 4,5 лет пробыл в эмиграции в Сербии, тогдашнем Королевстве СХС, где в небольшом городке Сремские Карловцы обосновался вместе с семьёй и своим штабом. И по нынешний день в этом городке хранят свидетельства пребывания Врангеля: в центре установлен памятник-бюст генералу П.Н. Врангелю, а на доме, где он проживал, мемориальная табличка.

Врангель скоропостижно скончался 25 апреля 1928 года в Брюсселе в возрасте сорока девяти лет. Согласно завещанию Петра Николаевича 6 октября 1929 года его останки были перенесены в Белград и захоронены на «участке русской земли» в русской церкви Святой Троицы на Ташмайдане.

Для русской диаспоры Сремские Карловцы стали одним из самых значительных церковных центров. В марте 1921 года сюда из Константинополя прибыло Высшее временное русское церковное управление заграницей, созданное в ноябре 1920 года на территории Константинопольской патриархии. Возглавлял его митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий). Под предводительством митрополита в период 12 ноября – 3 декабря 1921 года произошло самое значительное событие в Карловцах, связанное с историей русской эмиграции. Этим событием стало первое заседание Общецерковного заграничного собрания, потом переименовавшего себя в Русский Всезаграничный церковный Собор, положивший фактическое начало периода раскола в рядах Русской Православной церкви.

Митрополит Антоний упокоился в Господе 10 августа 1936 года в Патриаршем дворце в Карловцах. Последняя панихида и погребение были совершены в склепе Иверской часовни на русском участке Нового кладбища в Белграде.

Преемником Антония стал старейший владыка в зарубежье, митрополит Кишиневский и Хотинский Анастасий(Грибановский,1873-1965). Под предводительством Анастасия в Карловцах был проведен Второй всезарубежный собор РПЦЗ (14-24 августа 1938 года). Примирения русских иерархов не состоялось, но собор подробно ознакомился с положением дел во всех епархиях зарубежья. В 1939 году Св. синод РПЦЗ перебрался в Белград, а накануне освобождения югославской столицы от немецких оккупантов Управление РПЦЗ во главе с Анастасией покинуло пределы страны. Центр «Карловацкой», или «Синодальной», Русской церкви находится сегодня в Нью-Йорке.

После Октябрьской революции 1917 года почти двум миллионам русских, не поддерживающим новый режим, пришлось бежать из России заграницу. В Сербии же этот период истории характерен недостатком образованных и квалифицированных кадров. И этот недостаток, а особенно в архитектуре, был восполнен за счёт русских эмигрантов, радушно здесь принятых.

После Первой мировой войны Белград стал столицей нового государства – Королевства Сербов Хорватов и Словенцев, и условия его развития значительно отличались от предвоенных. Послевоенные годы ознаменованы интенсивным строительством, так как в истерзанной войной стране помимо множества других были и потребности в возведении правительственных, культурных и сакральных объектов. Между тем, эстетическое качество сербской архитектуры было достаточно низким. И именно в этом направлении был сделан огромный для Сербии шаг при помощи русских архитекторов.

В Белграде в тот период творило около пятидесяти русских архитектора, которые доминировали на «архитектурной сцене». Они спроектировали и возвели 2000 объектов на своей новой Родине, а сам Белград довели до уровня полноправной европейской столицы.

Наиболее известные архитекторы, оставившие яркий след в архитектуре Белграда:

Русские на земле Сербии в 2019 году

Переезд на постоянное проживание на Балканы сложно назвать популярным направлением миграции. Вопреки своему расположению на европейской территории по уровню жизни и развитию это государство существенно уступает Польше, Чехии и даже Венгрии. Тем не менее некоторые наши соотечественники принимают вполне обоснованное решение перебраться именно сюда. Одних привлекает благоприятный климат, других – низкие цены на товары первого потребления, третьих – несложный процесс легализации. Как живут русские в Сербии и каковы преимущества такой перемены в жизни – два вопроса, которые нужно задать себе до начала путешествия.

Отношение сербов к русским

Чаще всего, решаясь совершить важный жизненно важный шаг и сменить страну гражданства, многие эмигранты обещают себе, что сербское государство станет лишь перевалочным пунктом на пути в Европу. Мол, поживем немного, закрепимся и будем двигаться дальше. Но реальность такова, что большая часть из них навсегда остается жить в этой небольшой балканской стране.

То, как в Сербии относятся к русским, во многом обусловлено историческим прошлым. Хорошо известно, что царская Россия всегда оказывала поддержку в освободительных войнах южным славянам. А по окончании Октябрьской революции далеко не у всех эмигрантов нашлись средства, чтобы осесть в окрестностях Монмартра и запивать тоску по родине изысканным французским вином. Первая волна русской эмиграции выбрала для переезда именно Сербию.

За всю свою историю только один лишь Белград был завоеван 40 различными армиями, в результате чего 38 раз заново был отстроен. И многие столетия Сербия надеялась только на защиту и помощь России. Именно поэтому, задав вопрос, как любят русских в Сербии, можно услышать, что часть местных жителей считает их братьями.

За последние годы ситуация, однако, несколько изменилась, во многом под влиянием средств массовой информации. Сегодня слово «русский» для значительной части сербов является синонимом словосочетания «богатый русский». А если учесть, что в своих бедах сербы всегда винили мигрантов, то можно с уверенностью сказать, что отношение Сербии к России приобрело новый оттенок: местные жители перестали понимать, что эти «богатые русы» забыли в их бедной стране.

С другой стороны, найдутся и такие, которые, узнав, что ты из России, обнимут и окажут радушный прием, не забыв похвалить нашего президента и восхититься его успехами.

Русская диаспора

Если говорить о Сербии по-русски, главное в том, что россияне не чувствуют себя здесь как на чужбине. Вполне вероятно, что свою роль в этом вопросе сыграла русская диаспора, формирование которой началось еще в самом начале XIX столетия.

Первыми русскими эмигрантами в Сербии были белые офицеры, которых судьба занесла на Балканы после окончания революции 1917 года. На тот момент число русских на данной территории составляло почти 100 тысяч человек.

В годы Второй мировой войны их количество сократилось до 20 тысяч. А в 1944 году русская диаспора перестала существовать как единое целое из-за гонений на россиян в результате противостояния лидеров двух стран – Сталина и Тито – на почве неприятия последним сталинской политики и коммунистического режима в целом.

Только после смерти советского лидера русская миграция постепенно возродила прежние связи. Тем не менее в современной Сербии потомки русских мигрантов, которые родились после 1953 года, в большинстве своем даже не говорят по-русски.

«Русский дом»

В 1933 году в среде русской эмиграции произошло довольно значимое событие – в сербской столице появился «Русский дом». Для выходцев из России он стал своеобразным символом родины, созданный для подержания духовности и моральных устоев россиян, которые оказались в чужой стране, а фактически – в изгнании.

В самом начале существования данного объединения «Русский дом» посещали порядка 2 тысяч эмигрантов ежедневно. Сербия для россиян в 2019 году не представляется такой уж чужбиной. Адаптироваться и влиться в новый образ жизни стало гораздо проще, а потому число посетителей сегодня не превышает 4-5 человек в день.

Сегодня «Русский дом» уже выполняет несколько иную задачу, став центром культуры и науки с довольно многообразной инфраструктурой.

Преимущества и недостатки жизни в Сербии

Сказать однозначно, хорошо или плохо жить в этой балканской стране, очень сложно. Плюсы и минусы распределились примерно в одинаковой пропорции, а потому решить этот вопрос каждый должен для себя сам.

Что привлекает россиян в Сербии:

  • понятный менталитет, культура, условия быта и жизни в целом;
  • благоприятная среда для организации собственного бизнеса;
  • невысокая стоимость жизни;
  • приемлемые цены на недвижимость;
  • быстрое получение ВНЖ и ПМЖ;
  • возможность ускоренного получения гражданства для всей семьи.

Из недостатков можно выделить:

  • низкий экономический рост в стране в целом;
  • высокий уровень безработицы;
  • въезд в Евросоюз только при наличии шенгена в паспорте;
  • синдром напряженности в политической жизни страны.

Где проживают русские в Сербии

На сегодняшний день число русских мигрантов в данной части Балкан отмечено невысоким показателем. К концу 2015 года их численность достигала всего 3,5 тысяч человек.

Сербия насчитывает немногочисленные поселения русских, и большая их часть расположилась в Белграде и на примыкающих к нему территориях. Здесь обосновалась практически половина всех проживающих в стране русских мигрантов.

Еще одна часть, где отмечены места компактного проживания россиян, – Южно-Бачский округ. В его пределах хорошо известен город Нови-Сад, который вполне можно назвать вторым по численности выходцев из РФ городом после столицы.

Русские в Белграде свой выбор места жительства обосновывают большими возможностями найти работу, а также получить доход, который бы позволил содержать семью и развиваться в стране далее. Кроме того, столица Сербии располагает огромным потенциалом для ведения частного бизнеса, но пользоваться этими возможностями местные жители не желают или не умеют.

Вслед за указанными двумя городами в убывающем порядке по численности российского населения расположились следующие регионы:

  • Южно-Банатский округ;
  • Сремский;
  • Мочванский;
  • Средне-Банатский;
  • Северо-Бачский.

Статус русского языка в Сербии

Важным аспектом миграции всегда является сохранение своих исконных традиций и привычек на новой земле. С уверенностью можно сказать, что русская культурная традиция в Сербии не утратила свои национальные черты. Здесь можно увидеть свадьбы, которые проводят по русским обрядам, услышать русские песни, более того, даже увидеть надписи на стенах на русском языке.

Не будет лишним отметить, что при всем этом данное балканское государство остается многонациональным и, как следствие, говорящим на самых разных языках и диалектах.

Что касается русского языка, то на пике своей популярности он был в этом государстве после Второй мировой войны. Тогда на нем говорила практически половина населения. Постепенно ситуация по разным причинам менялась, и к 2010 году свободно изъясняться по-русски могли всего 19% жителей, что даже ниже, чем на территории Болгарии (27,2%), Черногории (23,9%) и Словакии (24%).

Сегодня русский язык изучает всего 7,6% школьников. Тем не менее в Белградском и Нови-Садском университетах по-прежнему работают кафедры русского языка.

Источники


  1. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.

  2. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.

  3. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.
  4. ред. Шубин, В.В. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР (1961-1983 гг.); М.: Юридическая литература, 2012. — 432 c.
  5. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.
Русские на земле сербии
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Как получить гражданство для пенсионеров в рф

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here