Смысл проводимой в россии реформы пенсионной системы

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Смысл проводимой в россии реформы пенсионной системы". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Скрытый смысл новой пенсионной реформы

Скрытый смысл новой пенсионной реформы
—-
—-
Влияние новой пенсионной системы в РФ обычно рассматривают с точки зрения экономического ущерба, наносимого будущим пенсионерам. У каждого пенсионера она отберет около 600 тыс. руб., а у каждой пенсионерки около 1 млн. руб. (исходя из возможно сэкономленных средств Пенсионного фонда). Однако все пожилые люди, даже если живут отдельно от детей и внуков, есть часть «большой семьи» из трех поколений, поэтому удар, нанесенный по будущим пенсионерам, неизбежно отразится и на среднем возрасте, и на молодежи, повлияв даже на будущую рождаемость.

Грядущее повышение пенсионного возраста, на 5 лет для мужчин и на 8 лет для женщин больше всего повлияет на те народы, где много стариков и относительно мало молодежи. Меньше всего пострадают народы с высокой рождаемостью, где мало стариков и много молодежи. Это еще больше увеличит разрыв в рождаемости между «стареющими» и «молодыми» народами РФ. Данный эффект только усугубится, если средства недоданные пенсионерам перелить в детские пособия. (А так и сделают, сознательно простимулировав к повышению рождаемости кавказские и среднеазиатские народы). Таким образом, новая пенсионная реформа по факту способствует геноциду славянских народов РФ и расчистке их места для других народов. Сразу предупрежу о бессмысленности подачи исков против государства Российская Федерация по обвинению его в геноциде. В РФ эти иски даже принимать не будут, так как новоизбранный пошел на 4-й круг при обещании быстрого и окончательного решения т.н. русского вопроса. В международных судах ваши иски тоже не будут иметь перспективы. Все там все прекрасно понимают. Но давайте сосредоточимся на более узкой теме: значение пенсий, на которые сегодня покушается государство, для демографии.

Вот типовая ситуация: «бабушке» исполняется 55 лет, ее дочери или дочерям в этот момент – 20-35 лет, и она либо планирует замужество и первого ребенка, если ей 20-ть, либо решает, заводить ли ей второго-третьего ребенка, если ей ближе к 35-ти. Естественно, дочь при этом учитывает фактор «бабушки». Какие здесь могут быть варианты?

Вариант Б: бабушка выходит на пенсию, но продолжает работать или подрабатывать, а получившийся избыток средств идет в помощь молодой семье. Эти деньги позволят семье компенсировать расходы на няньку или недополученную супругой зарплату.

В обоих вариантах достижение бабушкой пенсионного возраста становится для следующего поколения семьи серьезным мотивом завести дополнительного ребенка, поскольку снимает часть тягот и расходов, связанных с его воспитанием. Дочь или невестка уверена, что через 1-2 года после рождения ребенка сможет снова выйти на работу, возобновить движение по карьерной лестнице и полноценно зарабатывать. А если «бабушка» остается работать, то хотя бы сможет помочь деньгами, поскольку у нее появляется добавка в виде пенсии.

Как это будет выглядеть после переноса пенсионного возраста? В лучшем случае, семья просто не получит ожидаемых плюсов, если бабушка в 55 лет находится в трудоспособном состоянии и работодатель не вышвырнул ее с работы. В худшем случае, бабушку придется кормить за счет тех денег, которые могли бы обеспечить рождение и воспитание ребенка. А второй-третий ребенок может никогда и не родится, или его рождение будет отложено на 8 лет. А это создаст дополнительный риск для его здоровья из-за возраста матери.

Люди резко разнятся друг от друга по изначальным ресурсам здоровья, заложенным в их наследственности, и по тому урону для здоровья, который понесли в течение жизни (включая и профессиональную деятельность). Один сохранит работоспособность до 65-70 лет, а другой уже без здоровья в 55 лет. Нестарый пенсионер может оказаться и бодряком, способным и желающим и далее работать, так и полной развалиной, из последних сил дотянувшей до пенсионного рубежа. Вот как я. ;))) Но в любом случае те 10-20 тыс. рублей в месяц, которые составляет обычная трудовая пенсия, не окажутся для него и его детей-внуков лишними. А ведь есть местности в России, где пенсия это основные средства на которые выживают 2-3 поколения. Если он или она продолжает работать, то пенсия станет тем плюсом, который смогут потратить на своих детей или внуков; а если не сможет уже работать, то пенсия избавит детей и внуков от расходов на его содержание или сократит эти расходы.

О пенсионном возрасте для мужчин. В СССР он наступал самое позднее в 60 лет. Мужчина в браке обычно старше жены, лет на пять-семь. Вот и получаем 60 лет – это средний возраст мужа для женщины, которая уходит на пенсию в 55 лет. И это тоже стимулировало на деторождение семьи своих старших детей, которые уже скоро выйдут из детородного возраста. Финансовый плюс для благосостояние молодой семьи в виде еще работающего дедушки тоже увеличивал стимул к деторождению.

И далеко не случайно в РФ одни и те же люди из управляющей элиты разрушают старую пенсионную систему, и одновременно осуществляют убийственную для страны миграционную политику. И те и другие меры ведут к перекройке этнической карты РФ, к геноциду европейских народов России и замены их на народы с совсем другими культурными ценностями.

ОСОБЕННОСТИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ, ПРОВОДИМОЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проведение пенсионной реформы является чрезвычайно важным компонентом создания современной эффективной системы социального обеспечения населения. Объективные экономические, демографические и социальные изменения, происходящие в РФ, создают дополнительные трудности в процессе реформирования.

Одним из важнейших факторов, влияющим на пенсионную систему любого государства, является процесс демографического старения населения. В рамках данного процесса, изменяется соотношение численности населения трудоспособного возраста и пенсионеров, усиливается экономическая нагрузка на трудоспособное население.

Так в соответствии с классификацией старения общества, разработанной ООН, старым является общество, в котором доля лиц старше 65 лет превышает 7%. Обратимся к ситуации, которая складывается в России:

Рис.1. Доля населения в возрасте 65 лет и старше 1950-2050 гг., %.

В 1950 году, доля населения данной возрастной категории составляла менее 5%, к 1990 году возросла до 10%, в 2010 году доля пенсионеров в РФ составляла 13,1%, в 2020 году, по прогнозам ООН, данный показатель может возрасти до 14,8% в общей численности россиян. [1]

В условиях стареющего населения страны, в целях стабильного развития и эффективного функционирования пенсионной системы РФ, в 2015 году вступил в силу очередной этап пенсионной реформы. В рамках реформирования пенсионной системы, введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан, а так же расчета пенсий в системе обязательного пенсионного страхования.

Проводимая пенсионная реформа заключает в себе идею о том, что пенсия складывается из двух компонентов. Во-первых, это социальная пенсия, которая гарантируется государством всем гражданам в одинаковом размере. Во-вторых, это ресурсы Пенсионного фонда РФ, которые граждане получают в зависимости от объема перечисленных туда средств.

Читайте так же:  Коррупция в сингапуре и методы борьбы с ней

С 1 января 2015 года трудовая пенсия по старости трансформируется в два самостоятельных вида пенсии: страховую и накопительную пенсии.

Кроме того произошли значительные изменения в порядке расчета трудовых пенсий. С 1 января 2015 года расчетный пенсионный капитал будет формироваться в пенсионных коэффициентах или баллах. Необходимо отметить, что в соответствии с пенсионной формулой, чем выше официальная заработная плата гражданина и больше его трудовой стаж, тем больше он получит пенсионных баллов. Теперь для получения трудовой пенсии необходимо набрать за время трудовой жизни не менее 30 баллов.

Новая формула расчета пенсии стимулирует к продолжению трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста. Например, если гражданин уйдет на пенсию на 5 лет позже общеустановленного срока, то размер его пенсии увеличится в 1,36 раза, через десять в 2,11 раза. [3]

Еще одним нововведением является повышение продолжительности трудового стажа. Если до 1 января 2015 года длительностью трудового стажа для получения трудовой пенсии было 5 лет, то после реформирования пенсионной системы его минимальная продолжительность возросла до 15 лет. Однако необходимо отметить, что увеличение будет протекать постепенно в течение следующих 10 лет.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что на величину выплат страховой пенсии с 2015 года будут влиять:

1. заработная плата;

2. длительность страхового стажа;

3. стоимость одного балла, которая ежегодно будет определяться правительством;

4. возраст обращения за страховой пенсией.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Накопительная пенсия не имеет солидарного характера и на выплаты текущих пенсий пенсионерам не идет. В соответствии с новым пенсионным законодательством, пенсионер может отказаться от получения накопительной части пенсии для того чтобы 6 %, которые составляют тариф страховых взносов на накопительную часть пенсии, шли в ее страховую часть, либо можно оставить накопительную часть пенсии и инвестировать ее через негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании.

Действенность и проблемы современной пенсионной системы покажет время. Однако уже сейчас можно выделить определенные трудности в реализации пенсионных прав граждан.

Одной из важнейших проблем, затрудняющей эффективную реализацию пенсионной реформы, является неуплата страховых взносов в ПФР в полном объеме. По некоторым данным от 40 % до 60 % российских компаний скрывают часть заработка своих сотрудников от налогов. Решению данной проблемы поспособствует повсеместный переход на безналичную оплату труда; развитие технологий по «управлению результатами» в части автоматизированного налогового контроля, запрет на оплату труда работника в размере, который будет не соответствовать размеру, указанному в трудовом договоре и т.д.

Другая трудность возникает в связи с нехваткой денег для выплаты пенсий, решить которую можно за счет увеличения доходной части пенсионной системы.

Динамика расходов федерального бюджета на выплаты пенсий не оставляет надежд на самопроизвольное улучшение ситуации. Проблемы доходов Пенсионного фонда усугубляются попытками снизить нагрузку по выплатам во внебюджетные страховые фонды для предприятий, в том числе нагрузку на малые и средние предприятия. Для исправления ситуации с 2013 г. были упразднены некоторые льготы по отчислениям в данный фонд для индивидуальных предпринимателей, что увеличивает размер этих выплат примерно в два раза. В настоящий момент дефицит бюджета Пенсионного фонда составляет 622,9 млрд. руб. [4]

Для снижения расходов бюджета на выплату пенсий, необходимо решить проблемы досрочных пенсий по старости. С 2013 года для работодателей, имеющих рабочие места в неблагоприятных климатических или производственно-технических условиях, введены дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР для Списков дающих право на пенсию по старости на льготных условиях № 1 и 2. Однако реформирование досрочных пенсий не может ограничиваться только этими Списками, поскольку состав категорий лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости значительно шире.

Проведение реформы сталкивается со сложностью пенсионной системы. Целесообразно упростить формулы пенсионных выплат, т. к. сейчас при учете всех повышающих коэффициентов, необходимо провести большое количество расчетов.

Безусловно, до сих пор актуальной проблемой является низкий уровень трудовой пенсии по старости. В данном контексте, важным является приблизить уровень минимальный пенсии к уровню минимального прожиточного минимума.

Одним из главных преимуществ новой пенсионной системы является ее способность сбалансировать бюджет Пенсионного фонда РФ. По прогнозам экспертов, благодаря ее введению появилась возможность уже в 2015 г. сэкономить 99,7 млрд. рублей, в 2016-м – 202,3 млрд., в 2017-м – 336,6 млрд., а к 2018 г. – 498,2 млрд. рублей. [2]

Еще одним достоинством новой пенсионной реформы – это возможность плавного перехода со старой пенсионной системы на новую.

Новое пенсионное законодательство способствует увеличению продолжительности трудовой деятельности россиян, усложняет получение трудовой пенсии. Так до 2015 года было достаточно достигнуть пенсионного возраста и трудового стажа в 5 лет. С введением в действие нового пенсионного законодательства минимальный размер трудового стажа повышается до 15 лет, при этом необходимо набрать не менее 30 пенсионных баллов.

Таким образом, характеристика современной системы пенсионного обеспечения заключается в том, что она:

1. лицам с высокими вознаграждениями за труд предоставляется возможность остаться на прежнем уровне обеспеченности при наступлении возраста, законодательно установленного как пенсионный, без оформления дополнительных выплат от государства;

2. создает условия, стимулирующей физических лиц к более продолжительному периоду трудовой деятельности, что способствует повышению уровня платежеспособности всей пенсионной системы;

3. все категории граждан, вне зависимости от получаемых от работодателя сумм, имеют возможность увеличения собственных пенсионных выплат в результате более позднего оформления пенсий;

4. индексация размера пенсионных накоплений будет зависеть от среднего уровня заработной платы по стране.

1. United nations, Department of economic and social affairs. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://esa.un.org/unpd/wpp/Excel-Data/population.htm.

2. Алтайская, Е. Сколько нужно будет трудиться для получения права на пенсию? / Е. Алтайская // Аргументы недели: сетевая газета. — 2014. — № 25 (417) // Режим доступа: http://argumenti.ru/social/n445/351296

3. Все о пенсиях: Федеральные законы «О страховых пенсиях» №400-ФЗ; «О накопительной пенсии» №424- ФЗ; «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ; «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ [Текст] – Москва : Проспект, 2014. – 192 с.

4. Колесова, Т.М. Дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации [Текст] / Т.М. Колесова // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 629-632.

В чем суть пенсионной реформы: кратко?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня разберемся, в чем суть пенсионной реформы? Напомню, что ранее граждане России выходили на пенсию по общему правилу в возрасте 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин). в 2018 года правительство Д.А. Медведева внесло на рассмотрение Государственной Думы законопроект о повышении пенсионного возраста. Мотивировали это необходимостью повышения размера пенсии и экономической целесообразностью.

Смысл и суть пенсионной реформы заключается в том, что бы постепенно повысить возраст выхода на пенсию для граждан России. Закон будет предусматривать более поздний возраст выхода на пенсию: 63 года — для женщин и 65 лет — для мужчин.

  • В настоящий момент в России по общему правилу пенсионерами становятся женщины с 55 лет и мужчины с 60 лет.
Читайте так же:  Правила оформления страхования квартиры по ипотеке

Схема повышения пенсионного возраста

Год рождения (мужчины) Пенсионный возраст, лет Выход на пенсию
1959 61 2020
1960 62 2022
1961 63 2024
1962 64 2026
1963 65 2028
Год рождения (женщины) Пенсионный возраст, лет Выход на пенсию
1964 56 2020
1965 57 2022
1966 58 2024
1967 59 2026
1968 60 2028
1969 61 2030
1970 62 2032
1971 63 2034

Таким образом, увеличение возраста выхода на пенсию будет осуществляться постепенно до 2034 года.

В сети появились шуточные видео про пенсионную реформу.

Против пенсионной реформы выступили представители всех парламентских оппозиционных партий России, такие как КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Пенсионная реформа проталкивается силами одной партии — это Единая Россия. Голосов этой партии достаточно, что бы принять законодательно реформировать пенсионную систему так, как им этого захочется. В интернете активно обсуждали, что против пенсионной реформы проголосовала депутата Государственной Думы ФС РФ Наталья Поклонская.

«Мы сейчас с помощниками сидим, разрабатываем, вносим свои предложения, поправки ко второму чтению — все, что можем предложить со своей стороны, мы над этим работаем», — пояснила парламентарий. Она отметила, что ничего не боится. «Если бы боялась, наверное, не работала и не голосовала бы так. Я голосую по совести и стараюсь выполнять свою работу по совести», — заявила она.
Подробнее читайте здесь !

Остальные члены партии «Единая Россия» проголосовали в первом чтении за предложенный руководителем партии Дмитрием Медведевым вариант пенсионной реформы . Не голосовали только те единоросы, которые не пристуьтствовали на заседании.

Сама идея повышения пенсионного возраста достаточно спорная, учитывая то обстоятельство, что возрастным людям трудно будет найти работу. Об этому на заседании Государственной Думы ФС РФ говорил депутат Шейн.

Еще вопрос по пенсионной реформе:

Пенсионная реформа затронет значительное количество граждан России и может начаться уже с 2019 года. Кроме увеличения возраста пенсионная реформа может коснуться порядка и размера отчислений в пенсионный фонд.

Митинги по пенсионной реформе

Пенсионная реформа не нашла поддержки в широких слоях общества. Протесты против проведения пенсионной реформы во многом связаны с низкой продолжительностью жизни граждан России. Так во многих регионах РФ средняя продолжительность жизни для мужчин составляет менее 65 лет. Таким образом, граждане в некоторых регионах просто не будут доживать до пенсии.

Правительство же заявляет, что пенсионная реформа направлена на улучшение качества жизни пенсионеров.

Мотивировка повышения пенсионного возраста:

  • увеличение пенсионного возраста позволит повысить пенсию;
  • увеличение пенсионного возраста — мировая тенденция;
  • пенсионная реформа не затронет работников, занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (рабочие шахт, добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые «малые списки»;
  • изменилась продолжительность жизни россиян в сторону увеличения;
  • увеличение пенсионного возраста позволит возобновить работу системы накопительных пенсий.

Таким образом, увеличение пенсионного возраста — это общемировая тенденция, которая докатилась до России. Кроме того, такое повышение имеет экономическое обоснование, но не находит понимания среди основной массы жителей России, которые не фоне общего экономического кризиса полагает, что правительство в очередной раз решает экономические проблемы за счет «простого» народа. С учетом других экономических мер, таких как поднятие НДС до 20 %, увеличение возраста выхода на пенсию воспринимается негативно и болезненно.

История развития Пенсионной системы России

Советская пенсионная система не была всегда одинаковой — за семьдесят с лишним лет пенсионная система в СССР претерпела довольно сильные изменения.

Перед Октябрьской революцией в России существовали как государственные, так и частные пенсионные системы для определенных категорий работников (государственные чиновники, железнодорожники, часть промышленных рабочих).

Всеобщей системы пенсионного обеспечения не было.

Советская власть, при всех ее недостатках, уделяла достаточное внимание социальной защите трудящихся. Пенсионная система, тем не менее, создавалась постепенно, на протяжении многих лет. Хотя пенсионное обеспечение для большинства рабочих и служащих было введено в 1920-ые годы, само пенсионное законодательство было раздробленным и сложным.

Единый закон «О государственных пенсиях» был принят только в 1956 году, а закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов» — еще позже, в 1964 году.

К концу существования СССР в рамках действовавшей на то время Пенсионной системы право на пенсию имел практически любой работник при наличии определенного трудового стажа.

В Пенсионной системе СССР был установлен достаточно низкий пенсионный возраст — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин при стаже работы соответственно 20 и 25 лет.

Тем, кто трудился на тяжелых или вредных производствах (шахты, горячие цеха), в неблагоприятных климатических условиях (на Севере) или на социально значимой работе (врачи, учителя), устанавливались еще более ранние, льготные сроки выхода на пенсию, а иногда и сокращенный необходимый стаж.

В зависимости от желания человека, выходящего на заслуженный отдых, при назначении ему пенсии учитывалась средняя зарплата за 12 последних месяцев работы или за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией.

Общая сумма полученной за всю трудовую жизнь зарплаты не влияла на размер пенсии, а дополнительный трудовой стаж влиял незначительно.

При этом в советской пенсионной системе существовали минимальный и максимальный размер пенсии, что зачастую приводило к так называемой «уравниловке».

Расходы на выплату пенсий в советской пенсионной системе осуществлялись частично за счет страховых взносов, которые предприятия в обязательном порядке уплачивали в бюджет, частично — за счет других бюджетных доходов.

При такой организации финансирования Пенсионной системы не было необходимости в создании государственного Пенсионного фонда как отдельного финансового института.

В связи с развитием рыночных отношений в 1990 году произошли изменения Пенсионной системы и был учрежден Пенсионный фонд СССР, но уже в 1991 году Пенсионный фонд прекратил свое существование.

PPS. Напишите в комментариях к этой статье о Вашем отношении к пенсионному и финансовому планированию своей жизни.

PPPS. Если материал «Зачем нам нужно знать о реформе Пенсионной системы?» оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи.

До встречи!

Что еще читать по пенсионной реформе и пенсионному планированию:

29. Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы

Пенсионная реформа 2002 года – важнейшее событие в пенсионной сфере России. И, несмотря на то, что оценить ее результаты в полной мере можно будет лишь после 2022 года, когда начнутся первые регулярные выплаты накопительных частей трудовых пенсий, уже сегодня возможен и необходим анализ влияния этой реформы на ситуацию в пенсионном обеспечении.

Действующие законы закрепляют создание в России многоуровневой пенсионной системы.

Первый уровень – это базовая часть пенсии. Плюсы ее введения лежат в сфере социальной поддержки реформы и расширения участия населения в пенсионной системе. Универсальность первого уровня пенсионного обеспечения и низкие требования к минимальной продолжительности страхового стажа, достаточные для получения трудовой пенсии (5 лет), установленные в законах 2001 года, позволяют охватить пенсионным обеспечением лиц, уязвимых в доступе к формальным трудовым доходам – длительно не работающим или неформально занятым. Кроме того, мировой опыт свидетельствует о том, что пенсионные системы с универсальными пенсиями пользуются большей поддержкой у населения, чем системы, в которых социальные пенсии предоставляются на основе проверки нуждаемости, как это предусматривалось Программой 1998 г.

Организация второго уровня пенсионного обеспечения в реформе 2002 года базируется на сочетании накопительных и распределительных принципов финансирования пенсий. Выплаты по накопительной части пенсии определяются суммарной величиной уплаченных страховых взносов и длительностью ожидаемого периода выплаты, рассчитываемого с помощью «таблиц дожития». В законе о трудовых пенсиях 2001 года число лет дожития (после выхода на пенсию) установлено в виде фиксированной величины, составлявшей 12 лет на момент начала реформы в 2002 году и увеличивающейся до 19 лет к 2013 году.

Наиболее острые накопленные проблемы:

[3]

1) Падение коэффициента замещения. Очевидно, что скорое падение коэффициента замещения до уровня ниже 20% социально неприемлемо: фактически это означало бы глубокий кризис пенсионной системы. В то же время, как показывают результаты опросов, население считает, что решение проблем пенсионной системы — обязанность государства, и в массе своей пока не готово активно включиться в создание своих накоплений (большая часть не имеет для этого и материальных возможностей).

2) Неразделенность социального обеспечения и пенсионного страхования. В настоящее время пенсионная система имеет запутанную схему финансирования, далекую от страховых принципов. Для обеспечения долгосрочной устойчивости необходимо заново определить источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет общих доходов бюджета. Без этого теряет смысл как проведенная в 2002 году реформа, так и предложения по дальнейшему развитию накопительной системы.

3) Бедность среди пенсионеров. Средние размеры трудовой пенсии все еще ненамного превосходят прожиточный минимум пенсионера. Проблема бедности пожилого населения остается достаточно острой. Прежде всего, это связано с тем, что доходы большинства пенсионеров хотя и превышают официальную черту бедности, но не настолько, чтобы они могли оплачивать медицинские услуги или услуги по уходу, приобретать новые предметы длительного пользования или улучшать жилищные условия.

4) Необходимость компенсации потерь, понесенных старшими поколениями в результате пенсионной реформы. Фактически эта задача тесно связана с первой, поскольку проигравшими от реформы являются мужчины до 1963 года рождения и женщины до 1972 года рождения, т.е. основные получатели пенсий в 2010–2030 годах, когда коэффициент замещения достигает минимума.

5) Крайне небольшой размер пенсии за счет обязательного накопительного элемента, который получат работники, выходящие на пенсию в 2022 и последующие годы. Это может стать еще одной веской причиной укрепления недоверия как к государству, так и к негосударственным структурам, допущенным к работе в сфере пенсионного страхования.

6) Нерешенность вопроса о переходе средств с обязательных накопительных счетов в собственность застрахованных. Это может привести к сохранению незаинтересованности работников молодых возрастов1участвовать в управлении средствами с их накопительных счетов и пополнять эти счета за счет легализации зарплат.

7)Нерешенность вопроса о формировании профессиональных пенсионных систем. Это осложняет и без того непростое финансовое положение Пенсионного фонда, обременяя его дополнительными выплатами в адрес досрочных пенсионеров.

8) Существование налогообложения деятельности негосударственных пенсионных фондов, не стимулирующих добровольные накопления работодателей в пользу работников и физических лиц.

Таким образом, проблемы пенсионной системы группируются вокруг трех основных тем:

– недопустимо низкие пенсии нынешних пенсионеров;

– угроза широкого распространения бедности в старости и среди тех работников, которым предстоит выйти на заслуженный отдых через 10–15 лет;

– недостаточная эффективность обязательной накопительной составляющей, что создает опасность низкого уровня пенсионного обеспечения даже среди работников моложе 1966 года рождения.

Кроме того, дальнейшее развитие пенсионной системы невозможно без предоставления больше свободы негосударственным пенсионным фондам (НПФ). В этой связи должен быть предпринят целый ряд мер, касающихся и НПФ, чтобы создать для частных вкладчиков максимально привлекательные условия работы с подобными фондами, повысить надежность их деятельности. К числу таких условий относятся:

освобождение пенсионных взносов работодателей в НПФ от ЕСН;

освобождение пенсионных взносов граждан в негосударственные пенсионные системы от подоходного налога;

освобождение пенсионных выплат из НПФ от налога на доходы физических лиц;

унификация налогообложения НПФ и других субъектов негосударственного пенсионного обеспечения;

ужесточение требований к деятельности НПФ и частных управляющих компаний, в том числе по уровню достаточности собственного капитала и стандартам операционной деятельности.

В целом, решение всех вышеперечисленных проблем требует комплексного подхода. И совершенствование пенсионной системы невозможно без развития всей системы социального обеспечения в стране.

ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Обещанное государством пособие съёжится до неприличия
Сергей Аксенов

Материал комментируют:
Геннадий Николаев Никита Масленников
Пенсионный фонд России (ПФР) предложил изменить систему выплаты пенсионных накоплений. Между тем любые предлагаемые государством меры вызывают обоснованное недоверие россиян, уже ограбленных проводимой в стране пенсионной реформой.

По информации РБК, речь идет о повышении пороговой суммы пенсионных накоплений, ниже которой пенсионер получает всю сумму накопленной пенсии единовременно. Сейчас это 5% от суммы общей пенсии, большую часть которой составляет страховая пенсия по старости. ПФР предлагает другой расчет — 20% от прожиточного минимума пенсионера.

В случае принятия новой системы, а также в связи с тем, что накопительная пенсия в 2013 году была заморожена, свыше 90% пенсионеров будут получать накопительные выплаты единовременно, а не в виде регулярных доплат к основной части пенсии. Сказать что это хорошо или плохо — трудно. Ни первый, ни второй механизм не дают пенсионерам никакой ощутимой прибавки.

Предложение ПФР направлено на экспертизу в Минэкономразвития, Минфин, Центробанк, Национальную ассоциацию пенсионных фондов и Ассоциацию негосударственных пенсионных фондов. Интереснее всего мнение Центробанка, который является автором необнародованной пока концепции индивидуального пенсионного капитала (ИПК).

Ее, впрочем, решили так больше не называть. Также пообещали, что участие в ИПК будет добровольным. Похоже, власть, испугавшись падения своего рейтинга из-за пенсионной реформы, пытается отыграть назад везде, где только можно. Не исключено, что повышение пенсионного возраста было нужно лишь для того, чтобы принудительно и массово «загнать» народ в ИПК.

Между тем, по мнению экономиста Михаила Делягина, нехватка средств в Пенсионном фонде может с лихвой компенсироваться из бюджета, в котором триллионы рублей профицита. Однако социально-экономический блок правительства по каким-то причинам делать этого не хочет. В то время как поднять пенсии до 25 тысяч рублей можно прямо сейчас.

— Мы сейчас находимся накануне пока не вполне понятной по содержанию, но все-таки новой модели накопительной пенсионной системы, — говорит экономист Никита Масленников. — Ясно, что один из критериев ее привлекательности является то, сколько человек получает от участия в этой системе. В 2018 году первые такие выплаты начались. В целом население РФ получило 11 млрд. рублей. Дальше объем будет нарастать…

«СП»: — Так ее же, накопительную пенсию, заморозили?

— Да, тем не менее там есть определенные направления. Они работают. Мы все-таки имеем в накопительной системе 4,2 трлн. рублей. Эти средства, обращаясь на финансовом рынке, приносят доход, доход выплачиваться людям. В 2018 году начали, в 2022—2023 годах сумма выплат населению составит уже около 30 млрд. рублей, в 2027-м около 60 млрд. рублей.

В связи с этим возникает два вопроса. Первый: издержки системы — выплачивать сразу или помесячно? И второй: удобство выплат для людей. У нас есть те, кто был в системе 1,5−2 года, потом их убрали, потому что все возрасты 1953 года рождения и ниже были не допущены в эту систему. Ведь если ежемесячно выплачивать по 60−80 рублей — это будет малозаметно.

И кроме того для того, чтобы обеспечить гарантированную выплату хотя бы по 300−500 рублей в месяц на весь срок дожития, сумма клиентского счета должна составлять 177 тысяч рублей. А сегодня средний счет в накопительной системе сократился до 68 тысяч рублей. С этим разрывом и связана инициатива ПФР. Речь не идет о том, чтобы кого-то допускать или нет.

Инициатива ПФР еще раз обращает внимание на необходимость запуска того, что до недавнего момента называлось ИПК и отработки всех технических деталей. Возможно, обсуждаемый сейчас порядок выплат станет частью будущей накопительной системы. Но пока сейчас обсуждается общий принципиальный вопрос — условия допуска в систему. Что значит добровольность участия? Точно известно, что накопления будут частной собственностью граждан. Но это все.

Но в целом предлагаемый сейчас ПФР порядок, с одной стороны, минимизирует издержки, а с другой мотивирует и выстраивает сознание людей. Они учатся рассчитывать свое участие в системе в зависимости от того, что им важнее: ежемесячные выплаты или единовременная сумма. Так что вполне логичная инициатива.

А вот эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев полон скепсиса.

— Все это заставляет переживать за судьбу накопительной пенсии. Вначале правительство ввело мораторий, что позволило сэкономить бюджету порядка 2 трлн. рублей, а затем предлагает перестать выплачивать пенсию людям, которые отчисляли недостаточно денег. Учитывая тот факт, что средняя сумма накоплений гораздо меньше предложенной, без ежемесячных выплат могут большинство граждан.

«СП»: — Зато администрирование выплат дешевле обходится…

— Вполне возможно, спустя некоторое время, чиновники примут решение и вовсе отказаться от каких-либо выплат, ссылаясь на высокие издержки по транзакциям. Для бюджета это возможно правильное решение, однако, оно в очередной раз подорвет доверие как к ПФР, так и к государству.

Пенсионные накопления страны — это важный источник денежных средств, которые можно тратить на развитие страны (в теории) или решать сиюминутные проблемы. Вследствие чего желание монетарных властей и ПФР вдохнуть новую жизнь в систему вполне оправдано, но с точки зрения народа их действия больше похожи на грабеж, а не заботу.

[2]

Кроме того, все эти манипуляции с пенсиями совершенно не имеют предпосылок на текущий момент. Зачем отнимать у людей деньги в условиях снижения реальных зарплат, когда в федеральном бюджете присутствует более 13 трлн. рублей?

В свою очередь руководитель департамента образования Института трейдинга и инвестиций «Феникс» Евгений Удилов указывает на кризис доверия к государству в пенсионных делах.

— Сейчас начнется шум: НПФ будут за эти накопительные деньги пенсионеров цепляться и возражать: мол, пенсии предназначены для пожизненного спасения граждан от бедности, а если выплатить при выходе на пенсию все накопленное сразу, то якобы и смысл теряется. В реальности же большинство НПФ просто не хочет лишаться, понятно, даже денег тех, для кого толком ничего скопить не удалось.

Однако «вестись» на эти вопли как бы «в защиту интересов пенсионеров» не надо: НПФ и так достаточно нажились на этих людях, которые, по сути, не смогли состояться как пенсионеры с точки зрения накопленных для них через созданную систему сумм.

«СП»: — Это их вина? Или с НПФ и государства тоже надо спрашивать?

— Большинство негосударственных фондов сработали вообще в минус. Остальные изображали бурную деятельность, лишь в единичных случаях превосходя инфляцию, а в общем случае накопления крутились, не поспевая даже за официальным ростом цен. Зато сотрудники управляющих фондов исправно получали свою долю: уж точно больше пенсионеров.

Вообще, только если сам пенсионер даст по своей собственной инициативе согласие, чтобы его деньги оставались и дальше в фонде, продолжая формировать накопления, если сам человек считает, что ему так выгоднее, что накоплениями фонд распорядится лучше, чем он сам — только тогда следует оставить его накопленные на сегодня деньги в НПФ.

«СП»: А- как же прибавка к страховой пенсии, которой соблазняли будущих пенсионеров?

[1]

— Средняя сумма пенсионных накоплений у граждан сейчас — менее 75 тысяч рублей. С 2014 года накопления заморожены, то есть, по сути, пенсионные деньги людей тают, их с каждым годом съедает инфляция. Но даже если и без заморозки бы считали, то с подобной суммы доплаты к пенсии, размазанные на годы, все равно составили бы меньше 1 тысячи рублей в месяц. И, конечно, куда правильнее — освободить людей от «пенсионного крепостного права» хотя бы в этой части, выплатив им эти деньги целиком — скажем, до конца 2020 года.

У подавляющего большинства там вообще накоплено меньше 50 тысяч рублей. Это соответствует будущей «накопительной пенсии» менее 200 рублей в месяц. Уверен, зная об этом, люди однозначно предпочтут взять свои 30 тысяч или 50 тысяч рублей сейчас, пока от них вообще что-то осталось. Наивно же рассчитывать, будто волшебники из НПФ превратят такую сумму в миллионы.

«СП»: — И куда их? Под матрас?

— А люди сами могут найти своим деньгам, куда лучшее применение. Часть потратят, если им это нужнее, а остальное разместить смогут либо просто на банковский вклад под проценты, либо для самых продвинутых — большую часть в облигации и меньшую, например, в электронные золотые контракты — открыв под все эти операции ИИС (индивидуальный инвестиционный счет) в солидной брокерской компании или при банке. Небольшая часть «спасенных» от умирания в НПФ денег может попасть и на краудфандинговые площадки: по принципу, в 100 разных стартапов по 100 рублей.

А может, понесут что-то добровольно и в систему ИПК. Не сразу, но по мере того как ЦБ и правительство раскроют «правила игры» в большем количестве деталей. Государство тем самым тоже решит две задачи: хотя бы в части недовольства НПФ снимет социальное напряжение вокруг пенсионной реформы, постаравшись одновременно собрать на добровольных началах и эти деньги тоже под свое крыло.

«СП»: — После неоднократного пенсионного «кидалова» власти доверие, кажется, потеряно уже к любой форме пенсионных накоплений…

— Последнее может получиться, только когда и самим чиновникам, и потенциальным пенсионерам станет ясно, кто точно будет управлять, насколько эффективнее чем провалившаяся с треском прежняя система. И есть ли реально лучший выбор у будущего пенсионера, чем копить на собственную пенсию самому, в меру сил проявляя иногда маленькие инициативы по управлению собственным накопительным счетом.

Хрен в виде ИПК должен хотя бы внешне быть слаще редьки от НПФ. Иначе люди не поверят и туда не пойдут.

Необходимость проведения пенсионной реформы

До 2002 г. в России действовала распределительная пенсионная система. Отчисления работающих шли в «общий котел», из которого платилась пенсия пенсионерам. Будущие пенсионеры работали на тех, кто уже достиг пенсионного возраста. Никаких накоплений на персональных счетах не было — всю пенсию обеспечивало государство. Эта система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие.

Распределительная система может успешно работать только тогда, когда доля пенсионеров в общей численности населения невелика — в этом случае одного пенсионера «содержат» несколько работников. Когда на одного пенсионера приходится 4-5 работающих граждан, проблем не возникает. Однако в России (как и в большинстве развитых стран, а также стран бывшего соцлагеря) происходит относительное старение населения: доля пенсионеров в структуре населения растет, а доля работающих граждан падает.

Статистические данные свидетельствуют, что численность занятых за период с 1992 по 1997 г. уменьшилось на 9,3% (6,7 млн. человек), а численность пенсионеров при этом возросла с 35,2 до 38,2 млн. человек, т.е. на 8,2%. В результате этого нагрузка пенсионной системы на занятое население возросла с 46 пенсионеров на 100 занятых в экономике до 57 пенсионеров в 1997 г. В последующие годы в связи с ухудшением экономического положения в стране ситуация еще более осложнилась. Закономерно, что средний размер пенсии по старости в среднегодовом динамике составил относительно среднего размера заработной платы: 1990 г. — 41%, 1991 г. — 37%, 1992 г. — 26%, 1993 г. — 34%, 1994 г. — 35%, 1995 г. — 39%, 1996 г. — 37,8%, 1997 г. — 37,2%, 2001 г. — 36%.

Сейчас в России более 38 миллионов пенсионеров при 64 миллионах занятых в экономике, причем из этих 64 миллионов только 52 миллиона являются плательщиками пенсионных взносов. Иначе говоря, на 1 пенсионера приходится только 1,68 работающих граждан и только 1,37 плательщика взносов. Еще более неустойчивый характер приобрело соотношение минимального размера пенсий по старости и прожиточного минимума. Если в 1991 г. оно составляло 171%, то к 1992 г. снизилось до 59%, а к 2001 г. уменьшилось до 50%. области — 40,9 и 50,7 %.

Кризисное состояние Пенсионного фонда РФ в конце 1990-х годов продемонстрировало невозможность дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения в стране на фоне обострения демографической ситуации и прогрессирующего старения населения. Это предопределило необходимость реформирования российской пенсионной системы. В мае 1998 года правительство России приняло Программу пенсионной реформы, предполагающую реализацию смешанного варианта начислений пенсий.

Повышение уровня пенсионного обеспечения сопряжено либо с ростом тарифов пенсионного отчисления, либо с уменьшением числа пенсионеров за счет увеличения возраста выхода на пенсию. В свою очередь, рост тарифов или повышает цену труда для предпринимателей, что при прочих равных условиях приводит к падению спроса на труд, или сокращает и без того низкую заработную плату. Увеличение же возраста выхода на пенсию явно непопулярно при существенном уменьшении продолжительности жизни, характерном для периода реформ.

Пенсионеры превратились в беднейшую категорию населения, стоящую практически на грани выживания. В отличие от других стран доля пенсионеров в нашей стране повышается не при росте продолжительности жизни, а в условиях ее сокращения. Быстрое снижение рождаемости приводит к депопуляции, то есть абсолютному уменьшению численности каждого последующего поколения по отношению к предыдущему. Демографические тенденции десятилетия «радикальных реформ» уже создали своеобразный задел будущего сокращения численности трудоспособного населения. Продолжающиеся процессы роста смертности в трудоспособном возрасте, увеличения числа безработных усилят тенденцию абсолютного уменьшения занятых в экономике. Если не изменить принципы пенсионного обеспечения, уровень жизни старшего поколения будет снижаться еще быстрее.

Таким образом, пенсионная система России начала испытывать кризисные явления, основными признаками которых являются:

нарушение принципа зависимости размер пенсии от трудового вклады пенсионера;

резкое снижение уровня жизни пенсионеров, которое наиболее наглядно проявляются в отставании минимального размера пенсионного обеспечения от прожиточного минимума пенсионера;

сужение дифференциации минимального, среднего и максимального размеров пенсии по причине увеличении удельного веса компенсационно-уравнительных доплат к минимальному размеру пенсии и снижения влияния «зарплатного фактора» на размер назначенной пенсии;

разбалансированность бюджета ПФР по причине роста расходов Пенсионного фонда на многочисленные виды выплат, не обеспеченным адекватным поступлением страховых платежей (надбавки и повышения различным категориям пенсионеров, расширение прав пенсионеров на получение пенсии по выслуге лет, на льготные и «северные» пенсии в ущерб пенсиям по старости (т.е. по наступлении страхового возраста), сохранение пенсии работающим пенсионерам и т.п.);

неурегулированность финансовых взаиморасчетов бюджета Пенсионного фонда с федеральным бюджетом РФ, Государственным фондом занятости и т.д.

Подводя итоги вышеизложенному могу сказать, что необходимость пенсионной реформы в России вызвана наличием ряда проблем:

Во-первых, существовавшая ранее система, когда пенсии выплачиваются за счет налогов, уплачиваемых работодателями, уже не могла обеспечить приемлемого уровня пенсий. Дело в том, что доля пенсионеров растет: если раньше на одного пенсионера приходилось 3-4 работающих, и это позволяло выплачивать приличные пенсии, то сейчас в России уже меньше двух работающих на одного пенсионера и это число всё сокращается и дальше.

Во-вторых, размер пенсий слабо связан с размером зарплаты, а это не создает стимулов выводить зарплаты из тени.

Это и явилось основанием для проводимой в нашей стране пенсионной реформы.

пенсионный реформа персонифицированный учет

Источники


  1. CD-ROM. Юридические науки. Диск 2. Шпаргалки для студентов. — Москва: РГГУ, 2013. — 418 c.

  2. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. — М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. — 144 c.

  3. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
  4. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 766 c.
  5. Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Том 2. История химико-биологических наук. История наук о земле. Проблемы экологии. История техники и технических наук. — М.: Ленанд, 2013. — 440 c.
Смысл проводимой в россии реформы пенсионной системы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here