Участники пенсионной системы — работники

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Участники пенсионной системы — работники". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Корпоративное пенсионное обеспечение: неоправданные траты для работодателя или оптимизация налогообложения и повышение лояльности персонала?

Система корпоративного пенсионного обеспечения зародилась в постсоветской России в начале 1990-х годов (Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах»). Подавляющее большинство крупных НПФ России начинали свою деятельность именно как корпоративные пенсионные фонды, созданные на предприятиях нефтегазового сектора, энергетики, транспорта. Первоначально они обеспечивали пенсионные накопления сугубо для своих работников. Однако с течением времени первопроходцы на формирующемся рынке негосударственного пенсионного обеспечения окрепли и стали открытыми НПФ. Иными словами, пройдя определенный набор процедур, они получили право привлекать накопительную часть пенсии граждан, не работающих в компаниях – учредителях фондов.

Западные страны имеют более богатый опыт организации системы корпоративного пенсионного обеспечения. Граждане США, Великобритании, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Японии и Австралии, с одной стороны, имеют высокий уровень дохода, а с другой – размер их государственной пенсии относительно невелик. Основной доход после выхода на заслуженный отдых у жителей этих стран формируется за счет корпоративных пенсий и частных накоплений.

Законодательство многих западных государств обязывает работодателей внедрять систему корпоративного пенсионного обеспечения. По данным отчета Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Pensions at a Glance 2011: Retirement-income Systems in OECD and G20 Countries за 2011 год, большинство стран-членов этой международной организации включают в состав пенсионной системы форму корпоративных пенсий. В Швейцарии, Финляндии, Норвегии и Исландии профессиональными пенсиями обеспечиваются 70–80% трудоспособного населения.

Корпоративные пенсии в странах ОЭСР зачастую выстраиваются через отраслевые или общенациональные коллективные договоры: работодатели устанавливают схемы страхования (своеобразные правила игры), к которым присоединяются работники различных отраслей. Однако не все секторы экономики охвачены такими схемами.

На Западе существует также практика добровольных корпоративных пенсий, в рамках которой работник и работодатель договариваются об открытии пенсионного счета для работника и оговаривают сумму взносов, время действия счета и прочие условия корпоративного пенсионного страхования.

Перспективы корпоративных пенсий в России

[1]

Наша страна также заинтересована в развитии корпоративного пенсионного обеспечения. Очередной виток пенсионной реформы свидетельствует о том, что назрела необходимость менять подходы к формированию пенсионного обеспечения граждан. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации предполагает, что к 2020 году будет сформирована трехуровневая модель пенсионной системы, включающая следующие элементы:

  • частная пенсия – формируется гражданином путем взносов в НПФ, страховую компанию или кредитную организацию (коэффициент замещения зарплаты этим видом пенсии должен составлять 5%);
  • корпоративная пенсия – формируется за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения (планируемый коэффициент замещения – 15%);
  • государственная пенсия – формируется за счет страховых взносов работодателей и работников, как в солидарную, так и в обязательную накопительную составляющую (должна обеспечивать коэффициент замещения не менее 40%).

Условия формирования корпоративной пенсии работодатель отражает в коллективном договоре либо локальном акте компании, а также в заключаемом с работником трудовом договоре (ст. 41, 57 ТК РФ).

Корпоративные пенсии: выгодно всем

Корпоративные пенсии несут в себе много плюсов не только для работников, которые завершили свою трудовую деятельность и получили прибавку к государственной пенсии, но и для работодателей. Так, корпоративное пенсионное обеспечение позволяет компаниям уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на всю сумму дополнительных пенсионных взносов, но не более чем на 12% от годового фонда оплаты труда (ст. 255 НК РФ). Кроме того, система корпоративных пенсий способствует ротации кадров – ведь сотрудники пенсионного возраста без опаски уходят на заслуженный отдых, зная о том, что им обеспечен достойный уровень пенсии. Тем самым освобождаются рабочие места для молодых и деятельных коллег, повышается лояльность и мотивированность персонала.

Не стоит забывать и о том, что наличие у организации системы корпоративного пенсионного обеспечения служит дополнительным конкурентным преимуществом, что позволяет привлекать наиболее ценных сотрудников с рынка труда. Особое значение корпоративное пенсионное страхование имеет для тех организаций, которые заинтересованы в привлечении западных инвестиций и стремятся выйти на международные рынки, провести процедуру IPO (то есть стать публичными компаниями, чьи акции котируются на биржах). Для осуществления этих задач необходимо повышение внутренней прозрачности и эффективности компании, а также позиционирование себя как социально ответственного работодателя.

Наличие системы корпоративного пенсионного обеспечения может быть также интересно компаниям с вредными условиями труда. Ожидается, что в 2015 году будет утверждена Концепция развития досрочного негосударственного пенсионного обеспечения 1 , которую разработала рабочая группа при Минтруде России с участием представителей Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, общероссийских отраслевых объединений работодателей и крупнейших НПФ. Согласно этой Концепции работодатели не будут платить дополнительные тарифы «за вредность» в ПФР, а смогут направить сэкономленные средства на корпоративное пенсионное обеспечение.

Работодатель может самостоятельно выбрать одну из трех существующих сегодня корпоративных пенсионных схем (все они допустимы на основании положений Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»):

  • солидарная – корпоративная пенсия формируется исключительно за счет работодателя – пенсионные взносы аккумулируются на солидарном счете и облагаются налогом на прибыль. Данная схема предусматривает открытие вкладчику (предприятию) солидарного пенсионного счета. Взносы на него могут вноситься единовременно, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода или один раз в год. Средства могут зачисляться в пользу одного или нескольких работников предприятия. При этом предприятие самостоятельно устанавливает следующие параметры: при солидарном счете – продолжительность и сроки выплат, при выделении из солидарного счета именного пенсионного счета – сумму пенсионных накоплений участника (работника);
  • индивидуальная – формирование корпоративной пенсии происходит также исключительно за счет работодателя, но солидарный счет не открывается, пенсионные взносы учитываются на индивидуальном счете работника и не облагаются налогом на прибыль;
  • паритетная – предусматривает долевое участие работника и работодателя в формировании корпоративной пенсии. Учет пенсионных взносов работодателя и работника ведется раздельно.

Среди этих программ корпоративного пенсионного обеспечения следует особо выделить паритетную схему, поскольку именно она может способствовать формированию в сознании работников потребности самостоятельно копить на пенсию. Учитывая некоторые результаты пенсионной реформы (в частности, повышение необходимого стажа для назначения трудовой пенсии с пяти лет до 15, прекращение программы государственного софинансирования пенсии и прочее), необходимость корпоративных программ очевидна.

Читайте так же:  Правила получения стимулирующих выплат учителям

Для работника корпоративное пенсионное обеспечение – это шанс на достойную жизнь в старости при минимуме вложений (или вообще без таковых в случае использования работодателем солидарной или индивидуальной схемы), а также возможность завещать свои пенсионные накопления по наследству (постановление Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. № 741 «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета»).

Пять шагов к формированию системы корпоративной пенсии

Для организации системы корпоративного пенсионного обеспечения необходимо выполнить ряд действий.

Выбрать НПФ–партнера. Компании, принявшей решение о формировании системы корпоративных пенсий, следует привлечь партнера – НПФ. НПФ разработает индивидуальную, то есть максимально подходящую именно для данной компании корпоративную пенсионную программу или сразу несколько корпоративных пенсионных программ для разных групп работников.

Разработать совместно с НПФ критерии допуска работников к участию в корпоративных пенсионных программах. Такими критериями могут стать стаж работы в компании (например, не меньше трех лет), успешное прохождение испытательного срока, достижение определенного возраста и т. д.

Определить вестинг, то есть период времени, по истечении которого сотрудник может перевести свои корпоративные пенсионные накопления с солидарного счета на свой индивидуальный. При увольнении сотрудника из компании до истечения срока вестинга пенсионные взносы работодателя в пользу этого сотрудника остаются на солидарном счете компании. При увольнении сотрудника после истечения срока вестинга пенсионные взносы уже находятся на индивидуальном пенсионном счете в полном распоряжении сотрудника.

Определить основные условия корпоративной пенсионной программы. Перед тем как приступить к разработке корпоративной пенсионной программы, работодателю необходимо решить следующие вопросы:

  • нужны ли различные подпрограммы для разных категорий работников;
  • каким будет размер дополнительной пенсии и размер взносов по каждой программе, если их несколько;
  • какими будут условия получения корпоративной пенсии.

Для оптимизации затрат на внедрение корпоративного пенсионного обеспечения и разработки наиболее эффективной для предприятия системы необходимо учитывать следующие факторы:

  • численность работников. Если штат предприятия насчитывает несколько десятков тысяч человек, корпоративная пенсионная программа, скорее всего, будет существенно отличаться от программы предприятия с численностью до тысячи человек. В первом случае под действие программы могут попадать не все работники, во втором случае, скорее всего, разумнее будет включить в систему всех сотрудников;
  • возрастная структура работников. Если коллектив преимущественно молодой, есть смысл ввести ограничение на участие в корпоративной пенсионной программе в виде возрастного ценза – установить, что для участия в программе сотрудник должен достичь возраста, например, 30–40 лет;
  • отраслевые и региональные особенности. В регионах с тяжелыми климатическими условиями (Крайний Север и приравненные к нему местности) люди выходят на пенсию досрочно. Данный критерий необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить достойной корпоративной пенсией ценных работников, имеющих право на досрочную пенсию;
  • уровень доходов населения в отрасли и регионе. Размер будущей корпоративной пенсии должен стремиться к максимально высокому коэффициенту замещения средней зарплаты по отрасли и учитывать при этом средний уровень зарплаты в регионе.

Разработать корпоративную пенсионную программу или программы, оптимальные для организации. Эта работа осуществляется совместно с НПФ и заключается в выборе схемы корпоративного пенсионного обеспечения (солидарная, индивидуальная, паритетная), подготовке локальных актов, регулирующих условия и порядок выплаты негосударственных пенсий, а также интеграции корпоративного пенсионного обеспечения в социальный пакет и систему оплаты труда.

Правильно разработать программу корпоративного пенсионного обеспечения и провести ее предварительный аудит может сделать только НПФ, давно работающий на рынке и прошедший путь от корпоративного (внутреннего, разработанного сугубо для своих работников) пенсионного фонда к открытому негосударственному пенсионному фонду.

На правах рекламы

Оксана Власьева, директор департамента по работе с корпоративными клиентами ОАО «НПФ электроэнергетики»:

«Корпоративное пенсионное обеспечение – не только элемент социальной ответственности бизнеса, но и инструмент современного работодателя для мотивации и удержания персонала, дающий предприятию дополнительное конкурентное преимущество на рынке труда. На текущий момент специалистами нашего Фонда разработано порядка десяти пенсионных программ, которые можно по-разному комбинировать в зависимости от конкретных задач, стоящих перед компанией, – как для управления кадровым ресурсом предприятий, так и для оптимизации расходов. Реализация подобных программ позволяет руководству компаний успешно контролировать ротацию кадров, привлекать лучших специалистов на рынке, а также удерживать и мотивировать ключевых сотрудников. Но самое главное – это, конечно, социальная поддержка работников. Благодаря дополнительной пенсии работник вполне может обеспечить себе привычный уровень дохода на заслуженном отдыхе, что особенно важно в условиях новой пенсионной реформы «.

Александр Прокопенко, вице-президент НПФ «Европейский пенсионный фонд» (ЗАО):

«Для государства развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) – одна из приоритетных задач в сфере пенсионного страхования. Она закреплена в Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года. Сегодня есть ряд успешных проектов по внедрению корпоративных программ НПО. Но не все предприятия – в особенности средний и малый бизнес – знают о тех преимуществах, которые такие программы могут принести. Это лояльность сотрудников, эффективная система управления персоналом, которая гарантирует стабильность в будущем. И к тому же – налоговые льготы. Нужна популяризация корпоративных систем, распространение успешного опыта по всем регионам страны «.

Профессиональные пенсионные системы

пенсионный учет застрахованный правовой

[2]

Субъектами отношений профессиональных пенсионных систем являются: работодатель; застрахованное лицо, участник; представитель работников; уполномоченные организации.

Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы имеют лица, работавшие на рабочих местах с особыми условиями труда, в пользу которых в соответствии с настоящим Федеральным законом работодателем уплачивались взносы в соответствующую уполномоченную организацию профессиональной пенсионной системы.

Проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на выплаты из профессиональных пенсионных систем на общих с гражданами Российской Федерации основаниях, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Государственный контроль и надзор за деятельностью уполномоченных организаций, соблюдением прав застрахованных лиц, участников осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти1.

Читайте так же:  Оформление венгерской визы

Государственный контроль и надзор за деятельностью уполномоченных организаций профессиональной пенсионной системы, созданной с участием Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляются в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие функции:

Договор о создании профессиональной пенсионной системы заключается на срок не менее трех лет и вступает в силу со дня его государственной регистрации в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти путем внесения созданной на основе договора профессиональной пенсионной системы в государственный реестр профессиональных пенсионных систем.

Обязательным приложением к договору о создании профессиональной пенсионной системы являются правила профессиональной пенсионной системы, а также (для профессиональной пенсионной системы, созданной с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда) положение о попечительском совете профессиональной пенсионной системы.

Коллективным договором может быть предусмотрена обязанность работодателя по созданию профессиональной пенсионной системы с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда1. Коллективным договором может быть предусмотрена обязанность работодателя по выплате той или иной категории работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда (кроме лиц, работавших на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах), компенсационной надбавки к заработной плате, определяемой исходя из суммы взносов в профессиональную пенсионную систему. В случае, если условиями коллективного договора предусмотрена обязанность работодателя по выплате указанным в настоящем пункте работникам компенсационной надбавки к заработной плате, профессиональная пенсионная система в отношении этих работников работодателем не создается, а работники не являются застрахованными лицами, участникам.

Решение о выплате работникам компенсационной надбавки к заработной плате принимается на срок не менее трех лет на основании соответствующих положений коллективного договора и утверждается работодателем локальным нормативным актом. Работники, указанные в настоящем пункте, вправе направлять средства, полученные в виде компенсационной надбавки к заработной плате, в качестве пенсионных взносов в не государственный пенсионный фонд по своему выбору.

В случае истечения срока действия договора о создании профессиональной пенсионной системы работодатель обязан продлить договор на срок не менее трех лет либо создать новую профессиональную пенсионную систему.

В случае досрочного расторжения договора о создании профессиональной пенсионной системы работодатель обязан создать новую профессиональную пенсионную систему

Работодатель, имеющий рабочие места, обязан создать профессиональную пенсионную систему с участием Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если:

  • 1. коллективный договор не заключен;
  • 2. при наличии лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, в коллективном договоре не предусмотрена обязанность работодателя по создании профессиональной пенсионной системы с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда; при наличии работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда (кроме лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах), в коллективном договоре не предусмотрена обязанность работодателя по созданию профессиональной пенсионной системы с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда и не предусмотрена выплата работникам, компенсационной надбавки к заработной плате; профессиональная пенсионная система не имеет государственной регистрации за два месяца до начала календарного года; на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти досрочно прекращено действие договора о создании профессиональной пенсионной системы с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда в связи с неуплатой пенсионных взносов в уполномоченный не государственный пенсионный фонд.

В случае неисполнения работодателем, имеющим рабочие места, требований, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о создании профессиональной пенсионной системы с участием Пенсионного фонда Российской Федерации, а работодатель и Пенсионный фонд Российской Федерации обязаны создать профессиональную пенсионную систему в соответствии с типовыми правилами профессиональной пенсионной системы, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Если сторонами не соблюдена письменная форма договора о создании профессиональной пенсионной системы, договор считается фактически заключенным с момента наступления установленной законом обязанности работодателя по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом на Пенсионный фонд Российской Федерации и на работодателя распространяются права и обязанности, вытекающие из Федерального закона.

В случае создания профессиональной пенсионной системы с участием Пенсионного фонда Российской Федерации средства, отражаемые на специальных индивидуальных счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации и передаются в управление Пенсионному фонду Российской

Видео (кликните для воспроизведения).

Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами об управлении средствам обязательного пенсионного страхования. В случае создания профессиональной пенсионной системы участием негосударственного пенсионного фонда негосударственный пенсионный фонд владеет, пользуется и распоряжается средствами, отражаемыми на специальных индивидуальных счетах участников в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», с момента вступления в силу договора о создании профессиональной пенсионной системы до момента прекращения функционирования профессиональной пенсионной системы в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона1. Правила профессиональной пенсионной системы являются приложением к договору о создании профессиональной пенсионной системы и разрабатываются работодателем и Пенсионным фондом Российской Федерации либо работодателем и уполномоченный негосударственным пенсионным фондом на основании типовых правил профессиональной пенсионной системы, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Реформа пенсионной системы 2014 года: оценка эффективности и перспективы

18 октября 2013 г. Правительство внесло на рассмотрение в Государственную Думу пакет законопроектов, меняющих условия приобретения пенсионных прав и назначения пенсий, начиная с 1 января 2015 г., а в конце 2013 года пакет пенсионных законов был принят. 2014 год — год перед началом реформы, в течение которого будут разработаны подзаконные акты, регулирующие пенсионное обеспечение.

Два наиболее принципиальных изменения касаются, во-первых, порядка расчета распределительной компоненты пенсий, которая раньше называлась «страховой частью трудовой пенсии», и, во-вторых, судьбы обязательной накопительной компоненты. Пенсия, зависящая от страхового стажа и уплаченных взносов, финансируемая на основе распределительного принципа, получила название страховой. Базовая часть была переименована в фиксированную выплату к страховой пенсии. Основной акцент в правительственном представлении поправок к пенсионному законодательству был сделан на введении новой пенсионной формулы.

Среди основных изменений можно выделить, во-первых, формирование пенсионных прав и порядок расчета пенсий в рамках распределительной компоненты («страховые пенсии»). Вводится новая пенсионная формула: учет пенсионных прав будет вестись не в рублях, как в настоящее время, а в условных единицах — баллах. Начиная с 2021 г., 1 балл можно заработать, если работодатель уплачивает взносы на протяжении всего года, с минимальной заработной платы: СП = (ФВ х КПВФВ) + (ИПК х СПК х КПВСП) , где СП — страховая пенсия в году назначения пенсии; ФВ — фиксированная выплата в году назначения пенсии (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2013 году — 3610,31 руб.); ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина; СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии; КПВ — премиальный коэффициент за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста.

Читайте так же:  Как оформить ипотеку под залог имеющегося жилья на вторичном рынке (недвижимость)

Постепенно увеличиваются требования к минимальной продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии — с нынешних 5 лет (в 2014 г.), до 6 лет в 2015 и далее темпом 1 год за год до 15 лет в 2024 г.

Увеличивается предельный порог заработной платы для начисления и уплаты пенсионных взносов и формирования пенсионных прав — с нынешних 1,6 до 2,3 размеров средней зарплаты, с которой уплачиваются взносы в ПФР, к 2021 году.

Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента, назначаемое работникам с заработной платой, равной предельной, различается для тех, кто участвует или не участвует в формировании пенсионных накоплений. Уплата взносов в течение полного года с предельной заработной платы обеспечит 6,6 баллов в 2015г. и 10 баллов в 2021 г., при условии, что застрахованный не участвует в накопительной компоненте. Участники пенсионных накоплений при условии уплаты взносов в течение года с предельной зарплаты получат 6,25 баллов. (Соответственно, низкооплачиваемым работникам выгоднее уходить из системы обязательных пенсионных накоплений.)

Вводится дополнительный параметр на право получения страховой пенсии. Помимо минимального стажа и пенсионного возраста, застрахованный должен набрать минимум 30 баллов, что — после того, как система полностью заработает — возможно при условии 15 лет уплаты страховых взносов с заработной платы, соответствующей 2 минимальным размерам оплаты труда.

От изменения нормативных границ пенсионного возраста в очередной раз отказались. Вместо этого формула предусматривает увеличение фиксированного размера и индивидуальных пенсионных коэффициентам тем, кто добровольно отложит обращение за пенсией. Например, в случае выхода на пенсию на 2 года позже установленного законом фиксированная выплата увеличивается на 12%, индивидуальный коэффициент — на 15%; на 5 лет позже — прирост составит 36% и 45% по фиксированной выплате и ИКП соответственно. Через 10 лет фиксированная выплата вырастет в 2,11 раза, ИКП — в 2,32 раза. Такое мощное стимулирование более позднего обращения за пенсией беспрецедентно; в других странах — ниже.

Пересчет пенсии из индивидуальных коэффициентов, исчисленных в баллах, в рубли осуществляется с использованием показателя стоимости одного пенсионного коэффициента в год назначения пенсии. Стоимость пенсионного коэффициента зависит от объема поступивших страховых взносов, величины трансферта федерального бюджета и общего числа индивидуальных пенсионных коэффициентов. Она определяется Правительством по специальной методике и рассчитывается ежегодно. На настоящий момент методика еще не разработана.

Ключевые моменты критики предложенной модели пенсионной системы можно сформулировать следующим образом.

Новая формула с формальной точки зрения мало чем отличается от действующего порядка формирования пенсионных прав и расчета пенсий. От идеи придать дополнительный вес стажу в окончательной версии формулы отказались.

Однако при этом переход к порядку исчисления пенсии в баллах или коэффициентах вместо рублей снижает понятность и прозрачность пенсионной системы. Механизм расчета пенсий становится непонятен для населения и трудно предсказуем для экспертов, поскольку методика расчета пенсионного коэффициента пока не утверждена, а его конкретная ежегодная величина будет зависеть (а) от поступлений в ПФР страховых взносов и (б) величины трансферта из федерального бюджета, которая является плохо прогнозируемой. По сути, вводится ручное управление пенсионной системой.

[3]

Включение в состав страховой пенсии фиксированной выплаты — бывшей базовой части трудовой пенсии, размер которой никак не связан с трудовым вкладом человека, и является в чистом виде инструментом по борьбе с бедностью пожилых и по перераспределению доходов внутри пенсионной системы, также способствует снижению прозрачности и понятности пенсионной системы. И экономическая теория, и успешная мировая практика показывают, что такие «базовые» пенсии лучше всего выделять в отдельный уровень пенсионного обеспечения, предпочтительно — с отдельным источником финансирования (например, за счет общих налогов). Именно такая схема предлагалась в Стратегии-2020.

Реформирование части досрочных пенсий уже фактически проводится с 1 января 2013 года по схеме, предложенной в Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года, которая отличается более высоким темпом реформирования и большими тарифами отчислений по сравнению с предложениями экспертов в Стратегии-2020. Лицам, не выработавшим специального стажа по состоянию на 1 января 2013 г. или вступившим на рабочие места с 1 января 2013 года работодатели должны компенсировать работу в особых условиях труда или в рамках добровольного пенсионного обеспечения, уплачивая взносы в корпоративные пенсионные системы, или в рамках страхования от потери трудоспособности (не в ПФР). Стратегия 2030 и принятые в развитие ее документы устанавливают значительно более высокие, по сравнению с более ранними, в том числе в Стратегии-2020, дополнительные тарифы отчислений для работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, что повышает риски лоббирования со стороны работодателей против принятия соответствующих законов. Так, по Списку №1 предлагалась следующая схема роста дополнительных тарифов: 2013 г. — 4%, 2014 — 6%, 2015 и далее — 9%; по Списку № 2 и «малым спискам»: 2013 г. — 2 %; 2014г. -4 %; 2015 г. — 9 6 %.


В декабре 2013 г. был принят закон «О специальной оценке условий труда», вступивший в силу с 1 января 2014 г., который предусматривает 4 класса условий труда: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Оценку условий труда следует поручать независимой организации, которая дает заключение о классе труда того или иного рабочего места. Класс условий труда определяет величину дифференцированного дополнительного тарифа (от 2 до 8%) или освобождение от него. Так, в связи с низким уровнем разработанности стандартов оценки условий труда, а также, поскольку создание информационной системы учета результатов данных оценок начнется только в 2016 г., велика вероятность того, что работодатели будут занижать класс условий труда, тем самым, снижая величину своих дополнительных отчислений за работников, досрочно вышедших на пенсию.

Читайте так же:  Офшорные счета зачем они нужны и как работают

Следует также обратить внимание на то, что досрочное пенсионное обеспечение ряда категорий — жителей и работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий и работников бюджетного сектора (педагогов, сельских медицинских работников, некоторых творческих работников) — пока не реформируется. Реформирование досрочных пенсий этим категориям занятых увязано с принятием иных правительственных решений. Несмотря на то, что у такого подхода есть, безусловно, своя логика, это повышает политические риски откладывания реформирования системы досрочных пенсий в отношении указанных категорий на неопределенный срок. Тем более, что опять-таки педагоги, медики и работники Крайнего Севера относятся к числу социально значимых для государства категорий занятых. Таким образом, пенсионная система продолжает выступать инструментом решения других социальных задач.

Во внесенных предложениях по изменению пенсионной системы нет никаких новых предложений по изменению границ общеустановленного пенсионного возраста. При этом попытки стимулировать добровольный более поздний выход на пенсию в рамках новой пенсионной формулы вряд ли окажутся эффективными, даже в условиях ограничения доходов работающих пенсионеров.

Причин этому несколько:

  • · деньги нужнее сейчас (особенно для работников с низкими заработными платами);
  • · можно отложенный размер пенсии положить в банк на депозит, если пенсионные средства не нужны в данный момент;
  • · можно не дожить до получения пенсии (особенно, находясь в пенсионном возрасте), а неполученные средства в распределительной части не наследуются. Этот риск наиболее актуален для мужчин. В целом риски смертности высоки в старших возрастах, и можно, дожив до получения отложенной пенсии, не успеть воспользоваться преимуществами ее повышенного размера (т.е. недополученные в период занятости без оформления пенсии доходы не будут компенсированы повышенным размером пенсии просто по причине того, что человек умрет вскоре после ее назначения).

Резюмируя, можно сказать, что предложенная модификация пенсионного законодательства практически не отвечает вызовам реформирования пенсионной системы, в том числе задачам повышения ее эффективности. Она консервирует модель пенсионной системы, которая разрабатывалась — и, возможно, могла бы быть эффективной — в условиях растущей индустриальной экономики XX века. Скорее всего, нас в относительно близкой перспективе ждет новый виток пенсионной реформы. Существующие сегодня проблемы и тревоги связаны с таким основополагающим компонентом пенсионной системы, как обязательное пенсионное страхование. Включенность связанных с обязательным пенсионным страхованием отношений в национальную экономику, объем финансовых ресурсов, аккумулируемых в этом сегменте пенсионной системы, затрагивают интересы разных слоев населения, представителей бизнес-сообщества и государства. Именно сфера обязательного пенсионного страхования в течение последних полутора десятков лет подвергается постоянному реформированию.

В преддверии 2014 года были приняты новые федеральные законы: от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и ряд сопутствующих законов, которые предусматривают очередную корректировку российской пенсионной системы с 2015 года. Основные изменения связаны с новыми подходами к определению права на пенсию, выплата которой осуществляется за счет средств страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и ее размера. В частности, для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях сохранен прежний пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, но при этом требуется наличие страхового стажа не менее 15 лет и наличие индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. Для приобретения права на трудовую пенсию по старости по действующему законодательству требуемая продолжительность страхового стажа составляет 5 лет. Наличие индивидуального пенсионного коэффициента и его определенного размера в качестве условия назначения пенсии установлена в новом законе впервые.

Роль и значения пенсионного фонда в национальной экономики

Пенсионный Фонд РФ — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. ПФР — крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в Российской Федерации. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

Пенсионный Фонд РФ был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которое было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. В структуре Пенсионного Фонда — 7 управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 отделение Пенсионного Фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан) и свыше 2500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе Пенсионного фонда трудится более 133000 специалистов.

С созданием Пенсионного Фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. Источниками формирования денежных средств Пенсионного Фонда являются следующие доходы:

Налоговые доходы — к ним относят доходы, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ от минимального налога, взимаемого в связи с примененим упрощенной системы налогообложения по нормативу 60%.

Неналоговые доходы — к ним относят:

  • — Страховые взносы работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; других категорий работающих граждан на обязательное пенсионное страхование.
  • — Страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей организаций, используемых труд членов летных экипажей, воздушных судов, гражданской авиации.
  • — Недоимки, пени и штрафы от взносов в Пенсионный фонд РФ.
  • — Доходы от размещения временно свободных средств Пенсионного Фонда РФ.
  • — Средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным.
  • — Штрафы, санкции и суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.
  • — Добровольные взносы и физических и юридических лиц.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Безвозмездные поступления от негосударственных Пенсионных фондов.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как его главной целью является — обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве — где бы человек ни жил, он своим трудом и социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. Итак, определяется его важное социальное значение.

Читайте так же:  Как получить субсидию для ип

Начиная с 2002 года Пенсионный Фонд признан государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, осуществляющим администрирование страховых взносов. В качестве страховщика у фонда появились количественно определенные финансовые обязательства:

  • — учитывать страховые средства, поступающие по обязательному пенсионному страхованию.
  • — выплачивать застрахованным в пенсионной системе лицам страховое возмещение (в виде трудовой пенсии), начиная с момента наступления, установленных пенсионным законодательством страховых случаев (потери трудоспособности по возрасту, инвалидности, а для иждивенцев — утраты источника материального обеспечения — потери кормильца). За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров.
  • — взаимодействовать с с работодателями — плательщиками страховых взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе

поступает от 6,2 млн. юридических лиц.

  • — вести персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян.
  • — выдавать сертификаты на получение материнского (семейного) капитала. Его размер в 2013 году составит 343 тысячи 378 рублей 80 копеек.
  • — управлять средствами пенсионной системы, в том числе накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании.
  • — поддерживать реализацию Программы государственного софинансировния пенсии. По состоянию на 2013 год в Программу вступили 2 млн. 368 тыс. человек.

Страхователем в пенсионной системе выступают все работодатели, осуществляющие деятельность на территории РФ. Работодатели являются ключевыми участниками пенсионной системы РФ, уплачивая с фонда оплаты труда средства на будущее пенсионноеобеспечение своих сотрудников.

Застрахованными лицами являются работники по найму, либо по гражданско-правовому договору.

В связи с этим основными задачами Пенсионного Фонда являются:

  • -Аккумуляция страховых взносов.
  • -Финансирование расходов, предусмотренных законом о фонде.
  • -Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работникам и другим гражданам, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.
  • -Капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц.
  • -Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным использованием средств фонда.
  • -Организация и ведение индивидуального персонифицированного учета застрахованных лиц.
  • -Участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
  • -Проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. Данная модель является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель — создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.

На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов.

Конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы: 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2012 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Исходя из действующего законодательства можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:

-государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании

пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение. Это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданину в целях компенсации заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

  • — обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;
  • — негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение — негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

Структура пенсионного обеспечения

Субъект формирования и выплат

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязательное пенсионное обеспечение и страхование

Источники


  1. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.

  2. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.

  3. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Инфра-М, Норма, 2011. — 496 c.
  5. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.
Участники пенсионной системы — работники
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here