Вынужденная миграция населения в россии

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Вынужденная миграция населения в россии". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Вынужденная миграция населения в России

№ 35 — 36
24 сентября — 7 октября 2001

[1]

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Научная серия.
Международная миграция населения: Россия и современный мир

Главный редактор В. А. Ионцев.

Москва, МАКС Пресс, 2001.
Выпуск 6. 159 страниц

Шестой выпуск научной серии «Международная миграция населения: Россия и современный мир» посвящен одной из злободневных проблем мирового сообщества, в т. ч. и России — вынужденной миграции.

В. И. Мукомель. Вынужденные миграции в контексте миграционных процессов и миграционной политики стран СНГ: этапы развития
Марек Окольски. Миграционное движение на Европу
С.В.Рязанцев. Вынужденная миграция в Европе: современные тенденции и
проблемы управления
Филипп Ваннер. Ищущие убежища в Швейцарии: социально-демографические характеристики
М. Н. Куница. Вынужденная миграция населения в региональном развитии: особенности и проблемы в Брянской области
С. А. Ганнушкина. Право и политика России в области миграции
Я. Нисанов. Тоталитарные традиции и свободное предпринимательство в России: коллизии права, вынуждающие мигрировать

Т. Пластинина. Демографические аспекты вынужденной миграции

Европейская конференция по народонаселению 2001 года, Хельсинки, Финляндия (И. Ивахнюк).
Региональная научно-практическая конференция «Эффективность управления миграционными процессами. Формы, методы, технологии» (В. Ионцев).
Сибирская неделя (Ю. Яновский).

Положение беженцев в мире (В. Ионцев).
Вынужденная миграция и смертность (И. Ивахнюк).

Notes on the Authors
Summary of the Articles
Information for Foreign Readers and Contributors

Вынужденная миграция населения в России

№ 71 — 72
17 — 30 июня 2002

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН
Десятилетие вынужденной миграции в России

Над темой номера работал
Никита МКРТЧЯН

Что такое вынужденная миграция?

Вынужденную миграцию можно определить как территориальные перемещения людей, покинувших место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования, либо вследствие реальной возможности подвергнуться насилию или преследованию, а также вследствие чрезвычайных обстоятельств экономического, природного, техногенного характера.

В России существуют две законодательно закрепленные категории вынужденных мигрантов — «вынужденные переселенцы» и «беженцы». К вынужденным мигрантам следовало бы относить также «внутриперемещенных лиц», то есть лиц, вынужденно покинувших места постоянного проживания вследствие вооруженных конфликтов, систематических нарушений прав человека, природных или техногенных катастроф, при этом не пересекая международно признанных границ государства. Основным отличием этой категории вынужденных мигрантов от вынужденных переселенцев является «временный» характер их миграции с перспективой возвращения к местам прежнего места жительства по мере нормализации обстановки. Однако, ввиду отсутствия строгой процедуры их регистрации и должным образом организованного статистического учета, нижеприведенные таблицы и графики не охватывают указанную категорию вынужденных мигрантов.

Официальная регистрация вынужденных переселенцев и беженцев велась с июля 1992 года территориальными органами Федеральной Миграционной службы России (образование которой, кстати, состоялось 10 лет назад, 14 июня 1992 года). При этом в 1992-1993 годах, до выхода законов «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах» эти категории лиц фактически не различались между собой, соответственно, не велась их отдельная регистрация. Впоследствии различия между этими категориями вынужденных мигрантов стали не только формальными (по принципу наличия или отсутствия российского гражданства, которые в 1992-1993 годах не играли столь существенной роли), но и фактическими. Вынужденные переселенцы имеют право на получение различных видов государственного содействия (ссуды, жилья, помощи в строительстве инфраструктуры компактных поселений и т.п.). Беженцы же рассматриваются либо как лица, временно проживающие на территории Российской Федерации, либо как переходная категория к вынужденным переселенцам, — после вступления в российское гражданство.

Иногда в печати — в публицистике и даже научной литературе — чуть ли не вся миграция в Россию из других постсоветских государств в 90-е годы истолковывается как вынужденная, говорят о 5 и даже 8 миллионах вынужденных мигрантов. Эти оценки едва ли можно считать обоснованными.

С 1992 по 2001 годы прирост населения Российской Федерации в миграционном обмене с государствами — участниками СНГ и странами Балтии составил 4,3 миллиона человек. Значительная доля этой миграции имела возвратный характер, диктовалась изменившимися обстоятельствами, но далеко не всегда была вынужденной в строгом смысле этого слова.

Если даже игнорировать факт официальной регистрации вынужденных мигрантов (в настоящее время к таковым относятся лица, получившие, в соответствии с российским законодательством, статус вынужденных переселенцев и беженцев), объективно, нельзя причислить к вынужденным мигрантам подавляющее большинство выходцев из Украины и Белоруссии, которых с 1992 года прибыло в Россию соответственно 1438,2 и 233,2 тысячи человек.

Также не подпадают под категорию вынужденных мигрантов, например, армяне, прибывшие в Россию из Армении (с 1992 года — 175 тысяч человек), азербайджанцы из Азербайджана (114 тысяч). Всего за 1992-2000 годы в Россию прибыло более 1 миллиона представителей национальностей бывших республик СССР, которые в государствах своего прежнего проживания образовывали титульную нацию. Но в подавляющем большинстве, за исключением, пожалуй, мигрантов из Таджикистана и Грузии, их нельзя рассматривать как вынужденных мигрантов. Строго говоря, миграцию из Казахстана, а также из большинства районов Узбекистана, Киргизии и Молдавии тоже можно признать вынужденной лишь с известной натяжкой.

Поэтому многомиллионные оценки вынужденной миграции в Россию в последнее десятилетие нельзя признать достоверными. Какими же были ее истинные масштабы?

Миграция населения: основные причины и последствия, современные тенденции

Миграция населения, при которой люди вынуждены менять место проживания на длительное время, имеет значительные последствия для экономики стран. Миграционные процессы приводят к изменениям в социальной и политической сфере, влияют на значительные социальные и демографические процессы внутри каждого государства. Не зависимо от того, к каким последствиям приводит изменение населением места жительства, процессы миграции требуют тщательного изучения и контроля со стороны правительства. Поэтому рассмотрим главные аспекты, касающиеся долгосрочного переселения граждан.

Что такое миграция

Миграцией называют переезд людей с одного региона в другой на срок более 6 месяцев. Переселение может происходить как внутри страны, так и между государствами. Если перемещение граждан происходит в границах страны, то процесс считается внутренним. Например, отток населения к большим городам на Урале является внутренней миграцией.

Также существует межконтинентальная миграция, когда происходит переселение людей с одного континента на другой.

Если наблюдается движение потоков населения между различными государствами, то миграция называется внешней. Переселенцы могут менять место жительства вынужденно или добровольно. При этом люди, выезжающие за границу, называются эмигрантами, а въезжающие – иммигрантами.

Одной из первых миграций гипотетически можно считать доисторическое переселение в Индию индоевропейцев, названное индоарийской миграцией.

Попробуем разобраться, с чем связаны и как воздействуют миграции на жизнь общества.

Основные причины миграции в мире

Побудительные причины для начала миграции могут отличаться в каждом частном случае, но всех их можно объединить в один список. Большинство людей, решивших сменить регион проживания, стремятся:

  • улучшить качество жизни или условия проживания своей семьи;
  • реализовать свои профессиональные качества, получить высокооплачиваемую работу и хорошую должность;
  • повысить уровень знаний и культуры;
  • улучшить состояние здоровья;
  • быть ближе к родным и близким;
  • эмигрировать из зоны военного действия, избежать социальных и этнических конфликтов;
  • решить трудовые и семейные неурядицы;
  • перенести в новое место и реструктуризировать производство и т.д.

Ученые предлагают различные классификации факторов, приводящих к переселению граждан. Причины смены региона проживания могут носить как массовый характер, так и быть сугубо индивидуальными, могут делиться на типичные или особые, а также быть объективными или субъективными.

Политические причины

К политической эмиграции обычно приводит смена власти. Если действия правящего режима не согласуются с гражданскими убеждениями человека, то невосприятие политической ситуации может спровоцировать переезд за границу. Часто люди меняют место проживания, чтобы не стать жертвами политических репрессий. Например, все знают исторический факт, что миллионы граждан уехали из фашистской Германии.

Социальные причины

Такие факторы миграции всегда тесно соединены с экономическими. Социальной причиной считается переезд граждан, вступающих в брак, а также меняющих место проживания для воссоединения с родными. Также к социальным причинам можно отнести переезд, связанный с получением образования и профессиональных навыков.

Экономические причины

Эти факторы заставляют население искать лучших условий проживания и прибыльную работу в других регионах и странах. При этом экономические факторы можно разделить на 2 группы. Первая связана с историческим освоением и заселением новых территорий и земель. Например, к ней относится массовое переселение темнокожих в Америку из Африки, которое происходило в XVI-XIX веках после череды масштабных географических открытий.

Первая группа также связана с миграционным взрывом в Европе в XIX веке, когда мигранты из Европейских стран переселялись в Америку, Австралию и Южную Африку.

Ко второй группе относится миграция, связанная с заключением трудовых контрактов. Отдельное место отводится «утечке умов» в Канаду и США в 60 годы XX века. Индия, Филиппины и страны бывшего СССР дали наибольшее количество таких эмигрантов.

Культурные причины

Причиной этого вида миграционных потоков обычно становится желание людей вернуться на историческую родину и восстановить потерянные этнические связи, приобщившись к историческому наследию и древним традициям своего народа.

Военная обстановка

Военный конфликт в государстве всегда приводит к массовой миграции людей из обжитых мест. Они переселяются в другие регионы, подальше от опасности. Так они пытаются спасти свою жизнь и обеспечить безопасность своих семей. Такие миграции происходят стихийно. Переселенцев из зоны военных действий называют беженцами.

Основные последствия миграции

Экономическое значение миграции сложно недооценить. Она оказывает влияние не только на страну, которая теряет трудовые ресурсы, но и на государство, принимающее иммигрантов на своей земле. На обеих территориях изменения касаются:

  • статистической численности населения;
  • среднего возраста граждан, а также их образованности;
  • преобладающего социального статуса;
  • этнического состава населения.

Последствия миграции квалифицированных кадров за границу всегда имеют прямое влияние на экономическое развитие страны.

Современные тенденции международного перемещения

До Второй Мировой Войны главными центрами международной миграции считались Канада, США, Южная Африка, Бразилия и Австралия. Затем межконтинентальная миграция сменилась внутриконтинентальной. Центром главных стремлений для переселенцев стала Центральная Европа. Она приютила более 12 млн иностранных граждан. Главными поставщиками рабочих стали Италия, Греция, Испания, Югославия и Португалия.

И сегодня очень привлекательными для эмигрантов остаются Канада и США. На их землях трудятся более 6 млн иностранцев.

Политические события, произошедшие в Восточной Европе, также спровоцировали волну внешней миграции. Можно вспомнить примеры миграции населения из ГДР, СССР и Восточной Европы в ФРГ, когда эта страна приняла около 2 млн немцев.

Сейчас увеличилось число эмигрантов из тех стран, где есть зоны неразрешимых территориальных конфликтов. Побудительные причины миграции в этом случае очевидны: жители этих стран покидают область военных действий, чтобы спасти свою жизнь, вывезти семью в безопасное место и обрести желанную экономическую стабильность.

Миграция в России

Миграционные потоки в современном мире и в нашей стране достаточно сильные. В России заметен рост внутренней миграции. Все больше людей переезжают в экономически развитые индустриальные регионы в поисках высокой зарплаты.

Внешняя миграция затронула Россию с двух сторон. С одной стороны, происходит «утечка умов» в страны Европы, Канаду и Америку, обусловленная более выгодными предложениями работы. Также много специалистов уехало в Израиль. Сегодня можно наблюдать, как воздействуют силы миграции на жизнь общества в различных странах. Часто люди не могут полностью адаптироваться к новым условиям и, при улучшении экономической ситуации на родине, стремятся вернуться домой. Поэтому есть надежда, что эмигранты смогут вернуться в Россию, получив за границей новые знания и опыт. Нужно только создать условия, чтобы усилить мотивацию к возвращению.

С другой стороны, Россия оказалась не готова к наплыву вынужденных мигрантов из стран бывшего СНГ. Причины иммиграции в Россию из этих регионов – плохие социально-экономические условия. На Дальнем Востоке государства иностранная рабочая сила составляет больше 6% занятого населения.

В каких странах проще всего получить ВНЖ и гражданство

Популярные страны, где можно легко получить ВНЖ:

Также стоит отметить Доминиканскую республику, которая даст ВНЖ за вложение в экономику 200 тыс. долларов.

Нелегальная миграция

Смена места жительства с нарушением миграционного законодательства принимающей страны считается нелегальной миграцией. Причины миграции населения в этом случае заключаются в желании срочно покинуть место военных действий, избежать голода и нищеты, скрыться от наказания за преступление или спастись от репрессий. В первую очередь от нелегального переселения страдают приграничные регионы соседних стран.

При этом нелегальными мигрантами считаются такие категории граждан:

  • люди, попавшие в страну по фальшивым документам или без паспорта;
  • подделавшие право на посещение страны;
  • имеющие просроченную визу;
  • не покинувшие страну после завершения учебы;
  • находящиеся в стране по недействительному трудовому договору.

Некоторые страны не дают гражданства детям, рожденным иностранцами. Законодательство Российской Федерации дает ВНЖ детям иностранцев, если ребенок не может получить гражданство страны, из которой приехали его родители.

Сегодня центральную Европу заполнили нелегальные мигранты, покинувшие зону боевых действий в Странах Азии, Африки и Ближнего Востока.

На данном этапе главными поставщиками вынужденных мигрировать нелегалов остаются Афганистан и Сирия, а также Ливия и Ирак. Не прекращается миграционный поток из стран Африки. Ситуация с нелегалами давно стала международной проблемой.

Что такое экзистенциальная миграция

Исследования жизни множества добровольных мигрантов, которые оставили свои дома ради того, чтобы жить за границей, привели к созданию такого концепта, как экзистенциальная миграция. Суть этого явления заключается в том, что люди, благодаря миграции, пытались познать определенные аспекты бытия, которые нельзя познать другим способом. Анализ ответов мигрантов на вопросы тестов позволил определить главные мотивы смены места жительства:

  • желание реализовать свои способности в полной мере;
  • обрести свободу и стать независимыми от правил общества, в котором они жили;
  • получить новый опыт;
  • принять свои отличия и сделать их стимулами к расширению самосознания.

Люди, решившиеся на экзистенциальную миграцию, не скрывали того, что отдают предпочтение всему необычному и чужеродному, отодвигая на второй план все традиционное и знакомое, препятствующее их личному развитию.

Процессы миграции обусловлены множеством причин, среди которых доминируют социально-экономические факторы. Люди ищут более выгодные предложения работы, надеются найти в других регионах и странах экономическую стабильность и безопасность. Это приводит к оттоку трудовой силы и спаду экономики стран с высоким процентом эмигрантов.

В свою очередь, большой наплыв иммигрантов из зон военных конфликтов требует от принимающих стран много дополнительных ресурсов. Они должны обеспечить приезжих рабочими местами, жильем, гарантировать им социальную защиту и преодолеть трудности, связанные с интеграцией переселенцев в общество. Поэтому страны стараются защитить свои границы от нелегальных мигрантов. Этим объясняется жесткая миграционная политика многих государств. С другой стороны, эти страны получают дополнительную низкооплачиваемую рабочую силу, что положительно отражается на их экономике.

Вынужденная миграция и особенности миграционных процессов в России (стр. 1 из 2)

2.Вынужденная миграция и особенности миграционных процессов в
России…………………………………………………………………. 2

3.Социальные службы трудоустройства беженцев и вынужденных
переселенцев…………………………………………. 4

5.Список литературы. 7

Видео удалено.
Десятилетие вынужденной миграции в России
Видео (кликните для воспроизведения).

Переход к рыночной экономике неизбежно привёл к большим переменам в

использовании трудовых ресурсов. 1 июля 1991 года в СССР началась официальная регистрация безработных.

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них — проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения – наша действительность.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Безработица — не просто отсутствие работы. Она ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное разрушительное влияние на людей.

2.Вынужденная миграция и особенности миграционных процессов в России.

Распад СССР, образование суверенных государств, возникновение локальных вооруженных конфликтов явились переломным моментом в развитии миграционных процессов, происходящих на территории России и СНГ. Возник принципиально новый институт государственного управления -миграционная служба России.

Разразившийся в конце 80-х годов в стране политический и экономический кризис охватил все сферы общественной жизни. Он естественно коснулся и миграционных процессов: изменилась масштабность и интенсивность миграционного движения, направленность и структура потоков. Вынужденное переселение достигло огромных размеров, появилась особая социальная категория беженцы, лица, находящихся в положении, вынужденно перемещенных внутри страны.

По данным Госкомстата РФ, миграционные потоки в Российской Федерации в 1991-1999 годах (из региона в регион и из других стран) затронули более 30 млн. человек прибывших и выбывших; только сальдо миграции за эти годы составило более 3,5 млн. чел.

Массовая вынужденная миграция ныне — серьезный фактор, ограничитель и ресурс, подлежащий учету в российской ситуации. Она усиливает остроту и актуальность принятия оптимальных решений в области социальной политики, взаимоотношений государства и общества, центра и регионов, выбора эффективных управленческих технологий.

В настоящее время миграционные процессы вызваны принципиально новыми обстоятельствами или иным характером их проявления, чем ранее. Это, прежде всего, проблема межнациональных отношений, которая стала одной из самых конфликтных. Национальная напряженность охватила почти всю страну, вовлекая в конфронтацию разные этнические группы и социальные слои, порождая в мирное время такое страшное явление, как беженцы.

Стихийные миграционные процессы создают одну из сложнейших государственных проблем в России. Сотни тысяч вынужденных мигрантов нуждаются в материальной и финансовой помощи, объемы которой превышают нынешние социально-экономические возможности государства и отдельных регионов, а условия, в которых экономически активная часть переселенцев могла бы заняться самообеспечением, практически отсутствуют. Противоречия возникают и при выборе нового места жительства: интересы вынужденных мигрантов и интересы государства в целом, регионов и местных органов власти часто не совпадают.

Это огромная социальная, политическая и гуманитарная проблема, требующая особых ресурсов и квалификации для ее разрешения или, по меньшей мере, облегчения положения пострадавших.

Сегодня миграция выступает как отражение социальных, экономических и политических противоречий не только у нас в стране, но и за ее пределами. Произошли радикальные изменения в миграционном обмене населения между Россией и государствами нового зарубежья. За последние пять лет более, чем на треть вырос приток мигрантов в страну. И за этот же период прирост российского населения за счет этой категории увеличился в 5,6 раза.

Все это и повлияло на возникновение дисбаланса, между массовым притоком мигрантов в Россию и существующими социально-экономическими потребностями и возможностями страны и регионов.

Решение проблем вынужденной миграции может быть эффективно осуществлено на базе научно разработанной государственной комплексной миграционной политики. Она пока, по сути, отсутствует, подменяясь отдельными срочными мероприятиями. В обосновании такой политики существенное место должны занимать исследования складывающихся миграционных процессов и разработка практических рекомендаций по совершенствованию организации социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев на региональном и местном уровне в современных условиях.

Проблема социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев находится на стыке двух тем: миграции и социальной защиты. Но и первая, и вторая больше исследованы относительно постоянно проживающего населения в аспектах касающихся традиционных подходов, направлений и форм. Собственно социальной защите беженцев и вынужденных переселенцев в России пока уделено в науке недостаточно внимания в качестве самостоятельного объекта изучения. Тем более, что проблема беженства ранее была неизвестна ни населению бывшего СССР, ни управленческим органам прежних властей. А новые вырабатывают соответствующую систему управления прямо «с колес», в зоне текучих горящих событий.

Проблема беженцев и вынужденных переселенцев на территории России стала освещаться лишь с начала 90-х годов, опираясь на опыт, накопленный в зарубежной науке.

Отечественные исследования по данной теме, в том числе применительно к региональному уровню, проводились недостаточно.

В мирный период в СССР имела место скорее принудительная миграция, в основе которой лежат распоряжения властей (ссылка, высылка департация и пр.). В годы Великой Отечественной войны в миграция была вынужденной, управляемой методами военного времени.

Сложные процессы вынужденной миграции, их социальная адаптация, социальная защита стали дискуссией на научно-практических конференциях и семинарах.

Большой научный и практический интерес представляют специальные сборники и документы, информационно-аналитические бюллетени и другие материалы Международной Организации по Миграции (MOM), Управления Верховного Комиссара (УВКБ) ООН по делам беженцев, Федеральной миграционной службы России (ФМС), а также неправительственных организаций.

Однако, по сути, пока происходит процесс осмысления факторов, накопление знаний, исследований и предложений в области социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев. Эта проблема, не смотря на ее значимость для России, еще не стала предметом широкого научного рассмотрения.

Практическая значимость заключается в привлечении внимания ученых, политиков, государственных служащих к проблеме беженцев и вынужденных переселенцев, к вопросам совершенствования государственного регулирования, концепция которого ныне подготовлена и открыта к обсуждению в Госдуме.

2. Социальные службы трудоустройства беженцев и вынужденных переселенцев.

Миграция — один из самых сложных процессов, поскольку на миграционное поведение людей воздействует комплекс политических, межнациональных, экономических и социальных отношений. Эти отношения, постоянно трансформируясь, определяют характер и тип миграции населения.

В современной России сочетание объективных трудностей переходного периода в значительной степени обостряют миграционную ситуацию в стране. При этом следует учитывать, что Конституцией Российской Федерации за человеком закреплено право свободного перемещения. Теперь человек сам принимает решения о миграции на основе своих личных мотиваций, что не может не усложнять механизм регулирования миграционных процессов.

В тоже время на ряду с добровольным (свободным) перемещением населения с начала 90-х годов появилась новая категория миграции -недобровольная, которая в свою очередь может быть разделена на «насильственную» и «вынужденную».

Вынужденная миграция — это перемещение людей из-за нарушения прав человека. В насильственную миграция превращается, если есть прямое распоряжения распоряжение властей о перемещении — депортация народов Кавказа в СССР, ссылка, лагеря, организованная эвакуация во время Великой Отечественной войны и т.п.

Понятие «беженец» имеет более конкретное значение. Как зафиксировано в Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 года, слово «беженец» относится к лицу, которое «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может, пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений»’.

Пути оптимизации современной вынужденной миграции населения в РФ

Усилия мирового сообщества за последние годы были направлены на формирование нормативно-правовой базы защиты прав беженцев и мигрантов. Защита прав человека выступает одним из основных направлений деятельности большинства как российских, так и международных организаций.

По причине обострения на Ближнем Востоке вооруженного конфликта в Европу хлынул огромный поток вынужденных мигрантов. За прошедший 2015 г. в странах Европы соответствующие прошения о предоставлении статуса беженца подали свыше 800 тыс. человек.

Основная масса желающих получить статус беженца в государствах Евросоюза являются гражданами Афганистана, Сирии и Ирака. Огромное количество прошений поступает в том числе и от трудовых мигрантов.

На сегодняшний день государства-члены Евросоюза всерьез обеспокоены острыми проблемами слабо контролируемого потока мигрантов с Ближнего Востока, и стремятся найти наиболее эффективные методы и способы решения миграционного кризиса.

В Российской Федерации обострилась проблема вынужденной миграции в связи с нарастанием потока беженцев с восточных областей Украины, а также других категорий мигрантов.

Российская Федерация, основываясь на принципах братских отношений с народом Украины и гуманизма, проводит последовательную политику «открытых дверей», несмотря на связанное с их приемом серьезное бремя.

Гражданам Украины, пребывающим на территорию РФ, были предоставлены возможности легализации правового положения в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (ред. от 30.12.2015) или обратиться за убежищем на основании Федеральным законом от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах».

Ситуация с гражданами Украины, Афганистана и Сирии, прибывающими на территории РФ, на сегодняшний день полностью контролируется и находится в рамках правового поля.

Вместе с тем, возникшая в ряде регионах мира нестабильность, вызывает острую необходимость актуализации нормативно-правовых документов по вопросам работы с лицами, которые ищут убежища, а также другими категориями граждан.

В 1992 г. РФ присоединилась к Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев и касающемуся статуса беженцев Протоколу 1967 г, тем самым приняв на себя все международные соответствующие обязательства о предоставлении убежища лицам без гражданства и иностранным гражданам в соответствии с действующими нормами международного права. [15, с.39]

В целом, действующий в настоящее время ФЗ № 4528-1 «О беженцах» полностью соответствует перечисленным документам, а также международным договорам, которые были разработаны под эгидой Совета Европы.

Однако, сравнительный анализ европейской практики, правоприменительной практики предоставления убежища в РФ и применения действующей редакции ФЗ № 4528-1 «О беженцах» выявил ряд недостатков данного нормативно-правового акта.

Так, в нем содержится ряд пробелов, в основной массе, процессуального характера, которые не позволяют грамотно исследовать ходатайство о признании беженцем. Кроме того, некоторые нормы затруднительны для понимания и нелогичны, что является причиной возникновения проблем при реализации Закона в настоящее время.

Следует отметить, что процедура признания беженцем лица крайне затянута. Предусмотренные действующим законодательством промежуточные стадии (принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу, принятие решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, предварительное рассмотрение ходатайства) значительно усложняют процедуру, что приводит к длительному сроку рассмотрению ходатайства.

Таким образом, целесообразным представляется исключить стадию предварительного рассмотрения ходатайства из ФЗ № 4528-1 «О беженцах», превратив ее в одноступенчатую. Также следует ввести такие понятия, как:

  • — «временная защита»;
  • — «безопасная страна»;
  • — «третья безопасная страна» на законодательном уровне, а также детализировать понятие «член семьи», при этом предусмотрев возможное совмещение процедуры предоставления временного убежища и процедуры признания беженцем, что позволит существенно сократить срок для определения правового положения лица на три месяца в среднем. [21, с.103]

Кроме того, целесообразно разработать механизм перераспределения по территории РФ лиц, которые заявили о предоставлении убежища, при помощи ежегодного установления ФМС РФ специальных распределительных квот заявлений о предоставлении временного убежища и о признании беженцем в РФ для соответствующих территориальных органов.

В целях безопасности как ищущих убежище лиц, так и признанных беженцами лиц, которым предоставлена временная защита или временное убежище территории РФ, необходимо запретить без их письменного согласия предоставление любой информации о данных лицах государственным органам, организациям, гражданам страны их гражданской принадлежности, СМИ, за исключением органов исполнительной власти РФ и других организаций, уставная деятельность которых содержит оказание помощи этим категориям граждан на территории РФ и Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

Целесообразно предусмотреть полное исключение принципа невысылки лиц, пребывание которых на территории РФ каким-либо образом угрожает национальной безопасности РФ, а также осужденных приговором суда, вступившим в силу, за совершение особо тяжкого преступления на территории РФ, представляющих угрозу общественной безопасности в соответствии с п. 1 ст. 32 Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев. [19, с.52]

На сегодняшний день нет острой необходимости в приеме заявлений о

предоставлении убежища за пределами территории РФ на территории третьих государств, так как в данной ситуации, если заявители не признаются под юрисдикцией РФ, становится невозможным предоставить им международную надежную защиту и проверить обоснованность их заявлений.

В данной ситуации необходимо предусмотреть особый порядок рассмотрения заявлений о предоставлении убежища лиц, которые находятся в транзитной зоне международного морского или речного порта, а также международного аэропорта РФ. Важнейшим нововведением в законопроекте должно послужить установление определенных критериев для предоставления временного убежища на территории РФ иностранным гражданам.

Кроме того, необходимо исключить в ФМС РФ процедуру досудебного обжалования решений территориальных органов и уточнить порядок рассмотрения в судах жалоб.

Данные меры позволят сократить сроки подачи жалобы на соответствующие решения территориальных органов ФМС РФ до 15 дней, а в некоторых случаях — до семи дней с момента ознакомления лица с определенным решением.

Также особо следует отметить актуальность детализации порядка и правил приема групп мигрантов в ситуации их экстренного прибытия на территорию РФ в поисках временной защиты, установив при этом правовое положение лиц, которые получили временную защиту. Следовательно, на сегодняшний день вопросы предоставления международной защиты ищущих убежище в РФ лиц, рекомендуется решать путем внесения соответствующих поправок, изменений и дополнений в действующее правовое поле.

Таким образом, совершенствование законодательства в сфере оптимизации вынужденного миграции должно решать следующие задачи:

  • — повышение качественного уровня федерального законодательства в сфере противодействия незаконной миграции, а также поддержание его в соответствии с наиболее актуальными задачами обеспечения национальной безопасности;
  • — создание правовых условий для защиты и реализации национальных интересов РФ, обеспечение безопасности общества, личности, государства в области противодействия незаконной миграции;
  • — повышение эффективности действия как существующих, так и создаваемых нормативно-правовых норм в данной сфере;
  • — обеспечение тесной взаимосвязи российского законодательства и международного права, а также установление соответствия принимаемых новых нормативно-правовых актов и международных стандартов.

Источники


  1. Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.

  2. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.

  3. Сокиркин В. А., Шитарев В. С. Международное морское право. Часть 6. Международное морское экологическое право; Издательство Российского Университета дружбы народов — Москва, 2009. — 224 c.
  4. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.
  5. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.
Вынужденная миграция населения в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Прожиточный минимум инвалидов 3 группы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here