Зачем нам нужно знать о реформе пенсионной системы

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Зачем нам нужно знать о реформе пенсионной системы". В этом материале мы постарались полностью описать тему с возможностью сделать выводы.

Зачем нам нужно знать о реформе Пенсионной системы

К предложениям повысить пенсионный возраст нужно относиться с осторожностью, отметил первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков

[3]

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 мая. /ТАСС/. Правительство в июне должно принять решение по параметрам пенсионной реформы, чтобы они были учтены при формировании проекта бюджета на ближайшие три года. Об этом заявил в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) первый вице-спикер Государственной думы Александр Жуков.

«В июне должно быть. Иначе мы не успеем просто принять решение, которое необходимо для формирования бюджета», — сказал он.

[2]

По словам Жукова, главная тема, которая обсуждается в рамках предложений по корректировке пенсионной системы, это перевод накопительной пенсии полностью на добровольную основу. «Тогда правительство может отказаться или предложить отказаться от накопительной пенсии, которая, как вы знаете, заморожена на протяжении нескольких лет. И полностью перейти на добровольный порядок как возможный вариант», — заявил Жуков.

Он отметил, что с осторожностью относиться к предложениям повысить пенсионный возраст.

[1]

«Правительство пока не предложило конкретную схему. Это нужно делать в совокупности с решением вопроса о накопительной пенсии, о чем говорила Татьяна Алексеевна [вице-премьер Татьяна Голикова]. Я думаю, что этот вопрос может носить очень комплексный характер»,- считает Жуков.

ПМЭФ проходил с 24 по 26 мая. Мероприятия форума были объединены девизом «Создавая экономику доверия». ТАСС выступил информационным партнером и официальным фотохост-агентством ПМЭФ. Кроме того, ТАСС стал оператором зоны презентаций ПМЭФ при поддержке консалтинговой компании EY и Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

Зачем нам нужно знать о реформе Пенсионной системы

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ой, мама, опять Реклама:

Правовая грамотность
Что нужно знать о пенсионной реформе: когда, кому и как повышают пенсионный возраст?
автор: vestnik | 15-06-2018, 10:56 | Просмотров: 743

Правительство РФ одобрило повышение пенсионного возраста до 63 лет для женщин к 2034 году и до 65 лет для мужчин к 2028 году.

На сколько повысят пенсионный возраст?
Для мужчин пенсионный возраст будет повышен с 60 до 65 лет к 2028 г. Для женщин возраст выхода на пенсию отодвинется с 55 до 63 лет к 2034 г. Повышение пенсионного возраста начнется с 2019 г.

Кого коснется реформа?
Реформа затронет мужчин 1959 года рождения и младше и женщин 1964 года рождения и младше. Нынешних пенсионеров планируемые изменения не коснутся.

Зачем нужен переходный период?
Переходный период позволит не повышать резко пенсионный возраст для тех, кто должен выйти на пенсию в ближайшие годы. Например, мужчины 1959 года рождения и женщины, родившиеся в 1964 г., смогут выйти на пенсию в 2020 г. в возрасте 61 год и 56 лет соответственно. Мужчины, родившиеся в 1960 г., и женщины 1965 года рождения смогут выйти на пенсию в 2022 г. в возрасте 62 и 57 лет соответственно.

Будут ли какие-то льготы?
Женщины с трудовым стажем от 40 лет и мужчины, проработавшие 45 лет и более, смогут выйти на пенсию на два года раньше. Досрочно выйти на пенсию, как и прежде, смогут работники вредных и опасных производств, женщины с пятью и более детьми, инвалиды, чернобыльцы и некоторые другие категории. Также правительство анонсировало изменение срока выслуги лет для выхода на пенсию военнослужащих.

Почему власти повышают пенсионный возраст?
Бюджет Пенсионного фонда России уже несколько лет дефицитен, фонд субсидируется из федерального бюджета. Власти давно обсуждали повышение пенсионного возраста, однако приняли решение только сейчас. По словам премьера Дмитрия Медведева, тянуть с этим дальше нельзя из-за уменьшения доли трудоспособного населения, что может привести к разбалансировке пенсионной системы и невозможности государства выполнить свои социальные обязательства. По мнению Медведева, повысить пенсионный возраст позволяет рост средней продолжительности жизни в России почти до 73 лет.

Зачем нам нужно знать о реформе Пенсионной системы

Всю свою сознательную жизнь человек работает, чтобы в итоге к пенсионному возрасту заработать себе пенсию.

Первая работа, первая зарплата, карьера. Человек может работать на одном предприятии всю жизнь, а может менять работу часто.

Может трудиться на государство на государственном предприятии, в государственном учреждении, а может работать на кого-то в частной компании.

Может получать большую или меньшую зарплату, быстрее или медленнее продвигаться по службе.

На протяжении всей своей трудовой деятельности человек тем или иным способом, в явном или неявном виде, откладываем деньги на свое пенсионное будущее — зарабатывает пенсию для жизни на пенсии.

В прежней системе пенсионного обеспечения у нас в стране пенсию платило государство. Государство, было единственным работодателем. Люди всегда твёрдо знали, что пенсия у них будет — пусть небольшая, но гарантированная.

Хорошо это было или плохо – речь сейчас не об этом. Время идет, экономическая и социальная ситуация меняется, старые принципы пенсионного обеспечения перестают работать.

Почему в нынешней системе пенсионного обеспечения пенсии такие маленькие?

Потому, что пенсии для нас зарабатывают те, кто работает сейчас. Пенсионеров в стране становится больше.


Если всё будет идти по-прежнему, а оно так и будет, то к тому времени, когда вы уважаемый читатель (если вы еще не пенсионер) должны будете выходить на пенсию, размер пенсии окажется настолько малым, что говорить о сколько-нибудь приемлемом уровне жизни на пенсии вряд ли придется.

Что же делать, как обеспечить возможность жизни на пенсии на пенсию.

Однако, не все так плохо в возможностях по пенсионному обеспечению на самом деле.

Сегодня у нас гораздо больше свободы во всём, что касается пенсионного обеспечения. Но при этом значительно выросла и ответственность за свое пенсионное обеспечение.

Государство уже сейчас (а в будущем особенно) обеспечивает только базовый минимум пенсии. Об остальной основной части пенсионного обеспечения, как и в большинстве развитых стран мира, придётся позаботиться самостоятельно.

Проходящее уже почти полтора десятка лет реформирование отечественной системы пенсионного обеспечения — это нечто большее, чем изменение ставок, по которым начисляется пенсия. Новая система пенсионного страхования, которая пришла на смену старой системы пенсионного обеспечения, отличается от неё принципиально.

И если в условиях строй системы пенсионного обеспечения можно было не вникать в детали пенсионной системы, полагаясь на государственные службы пенсионного и социального обеспечения, которые сами всё рассчитывали, сегодня многое предстоит изучить и освоить самим.

Чем яснее будет понимание, что можно сделать со своими «пенсионными деньгами», тем меньше будет риска потерять хоть какую-то часть будущей пенсии.

Зачем нужно отказываться от балльной пенсионной системы

Что произошло?

«Это очень сложное решение, но нам придется это решение принимать», — сказала Татьяна Голикова о будущей реформе.

Она напомнила, что с 2019 года, согласно новым изменениям, размер пенсии должен составлять не менее 40% от утраченного заработка.

И объяснила: «Нельзя это считать как среднюю температуру по больнице. То есть среднюю зарплату, которая, скажем, сложилась в экономике за какой-то период, относить к средней пенсии, которая сложилась по всем пенсионерам. Это индивидуальный расчет. И мы готовы эти расчеты предъявить нашему обществу, как только будут приняты соответствующие решения».

В чем разница между балльной и индивидуальной системой страховых пенсий?

Балльная пенсионная система в России существует с 2015 года. Ее суть — трудовая пенсия формируется из двух частей: страховой и накопительной. И для расчета страховой части действует понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент», или пенсионный балл. Каждый работающий россиянин получает балл за каждый год работы.

Для получения страховой пенсии по старости нужно иметь определенное количество баллов. Планировалось, что после 2025 года ее смогут получать россияне, имеющие 30 баллов и более. В 2015 году, когда эта пенсионная формула только заработала, достаточно было иметь 6,6 баллов.

Накопленные баллы переводятся в рубли при назначении пенсии. Стоимость балла устанавливается государством и ежегодно индексируется. Цена балла в 2018 году — 81,49 рублей. К этой сумме — баллы, умноженные на рубли, — прибавляется фиксированная выплата 3935 рублей.

Индивидуальный расчет — это система, когда взносы на трудовую пенсию фиксируются не в малопонятных баллах, стоимость которых не ясна, а в рублях. Такая формула уже работала в России с 2002 по 2014 год.

Зачем нужны эти реформы?

Идея ухода от балльной системы обсуждается давно. Еще на стадии принятия у нее было много критиков. Среди них, например, Алексей Кудрин, бывший министр финансов, а теперь глава Счетной палаты.

«У противников системы такие аргументы: размер пенсий серьезно зависит от поступлений в госбюджет. У россиянина, готового выйти на пенсию в следующем году, есть баллы, стоимость которых ему неизвестна. Ее каждый год назначает правительство. И нигде не написано, что стоимость балла не может снижаться, — говорит Лилия Овчарова, директор по социальным исследованиям НИУ ВШЭ. — Пока снижения не было, пенсии растут. Но в условиях кризиса так, вероятно, может произойти. Совсем упрощенно: завтра, допустим, я выхожу на пенсию, у меня 38 баллов, они у меня «превращаются» в 14 тыс. рублей. А в следующем году моя коллега идет на пенсию, имея те же 38 баллов, но в стране, снова, допустим, случился финансовый кризис и она получает на 14, а 12 тыс. рублей».

Плюсы, по ее словам, в том, что балльная система учитывает «длинный список факторов»: стаж, условия труда, зарплату, количество детей и так далее. А еще считается, что она должна мотивировать россиян работать долго, постоянно, на белой зарплате, говорит Оксана Синявская, замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ.

«Индивидуальный расчет не мотивировал: человек мог работать эпизодически. Работодатель за него периодически отчислял взносы. И он не задумывался о том, что получит пенсию, только если накопит баллы. Впрочем, я отношусь к противникам балльной системы и считаю, что создать стимулы можно было, не меняя прошлую систему», — добавила она.

Как изменения повлияют на обычных россиян?

«Многим система индивидуальных расчетов кажется более прозрачной, — объясняет Лилия Овчарова. — Вроде человек понимает, что все учитывается в рублях. На самом деле, эти реформы — вопрос технический. Они не окажут большого влияния на сумму пенсий. И пока непонятно: в каком виде балльную систему сменит модель с индивидуальным расчетом».

«Модель, при которой гражданин должен будет наработать себе определенное число баллов, останется, но будет иначе называться», — предполагает Оксана Синявская.

Кроме ухода от балльной системы Центробанк РФ и Минфин РФ прорабатывают реформы в формировании накопительной части пенсии. Планируется создать систему индивидуальных пенсионных капиталов, в которой россияне станут самостоятельно откладывать до 6% в счет будущих социальных выплат.

Анастасия Степанова

Плюсы пенсионной реформы

После утверждения законопроекта пенсионной реформы 2018 года Государственной Думой Российской Федерации президент подписал Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Что это значит для жителей России? Практически все, кто следил за новостями последних месяцев знают, что новый пенсионный закон повышает возраст выхода на пенсию для мужчин (до 65 лет) и для женщин (до 60 лет). Много было ток-шоу и телевизионных передач, еще больше копий сломано вокруг пенсионной реформы в интернете. Мало кто не ругал законопроект и не называл минусы и негативный эффект от подобной реформы, но сегодня мы попробуем поработать в роли адвоката и найти плюсы пенсионной реформы 2018 года, которые многим не очевидны.

Пенсионная реформа станет поэтапной, и на первом этапе реформа коснется мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения, тех, кому в 2019 году исполнится 60 и 55 лет соответственно, эти люди по новому закону смогут выйти на пенсию во второй половине 2019 года или в первой половине 2020 года.

Важно помнить, что предстоящее повышение возраста выхода на пенсию не затрагивает нынешних пенсионеров, то есть тех, кто уже получает страховую пенсию, либо пенсию по государственному обеспечению. Эта категория пенсионеров как и раньше продолжит получать соответствующие пенсионные, социальные выплаты и льготы. И даже более того, одни из плюсов новой пенсионной реформы стане увеличение размера текущих пенсий неработающих пенсионеров за счет индексации, которая будет проводиться ежегодно в теории должна быть выше инфляции. В соответствии с новым федеральным законом N 350-ФЗ от 03.10.2018 средний размер индексации пенсий составит 1000 рублей в месяц, или 12 000 рублей в год.

Зачем вообще нужна пенсионная реформа?

Новая пенсионная реформа по мнению депутатов и правительства нацелена на обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы России. Старая схема работы пенсионного фонда не позволяла добиться регулярной индексации пенсий в условиях увеличения числа пенсионеров, а также на фоне инфляции и сложившейся экономической ситуации в стране. Аналитики МВФ уже более десяти лет советовали руководству России увеличить пенсионный возраст, опираясь на подобный опыт западных стран.

Главная задача: индексация пенсий в соответствии с инфляцией

Депутаты Государственной Думы, руководство министерств, правительство России и президент настаивают, что главной задачей реформы пенсионный системы является своевременная индексация пенсий в соответствии с инфляцией в стране. После принятия нового федерального закона с учетом внесенных президентом поправок ежегодно средний размер пенсии будет увеличиваться на 7%, что выше официального уровня инфляции в России. Поднимать пенсионные начисления предполагается с помощью пенсионного коэффициента, который будет ежегодно высчитываться.

Так уже в 2019 году новый закон предполагает повышение средней пенсии до 15 400 рублей в месяц. Однако подобная индексация предусмотрена только для неработающих пенсионеров, что вызывает дополнительные вопросы к законотворцам. Минтруд обещает составить пакет рекомендаций по данному вопросу и в будущем, индексация может затрагивать и пенсии работающих пенсионеров.

И еще одним вопрос, на который пока нет точного ответа — как вырастут цены после повышения размеров пенсий в нашей стране, ведь и поставщики энергоресурсов, и ритейлеры, практически все довольно быстро реагируют на повышение платежеспособного спроса ростом цен. Как правительство и ГД собираются обуздать бизнес погоне за прибылью непонятно.

Возможный отказ от системы пенсионных баллов

Система баллов была введена в 2015 году, именно тогда ПФР начал пересчитывать денежные взносы россиян в баллы. Для руководства Пенсионного Фонда это было довольно удобно и выгодно, ведь ПФР мог практически по своему усмотрению регулировать коэффициенты баллов в зависимости от экономической ситуации в стране и возможностей бюджета. Если говорить грубо, то размер пенсии начинал зависеть не столько от размера зарплаты и трудового стажа человека, сколько от коэффициентов расчетов пенсионного балла.

Вице-премьер Татьяна Голикова неоднократно выступала против «системы баллов» при расчете пенсии, вот цитата из её интервью «Российской газете»:

«Балльная формула так и не заработала в полном объеме… Расчет осуществляется немного запутанным способом, а потом результат индексируется на уровень инфляции… Пенсия должна зависеть от стажа и того заработка, который получал работник во время своей трудовой деятельности»

Если предстоящие поправки и редакции пенсионного законодательства, а такие несомненно будут, позволят отменить сложную балльную систему расчета пенсии, то это позволит повысить прозрачность пенсионный начислений для населения и снимет много лишних вопросов и обращений граждан в ПФР по поводу размера их будущей пенсии. По мнению Татьяны Голиковой предварительные планы изменения системы расчета пенсий предполагаются руководством стране не ранее 2025 года.

Возможность получения выплат из пенсионных накоплений до выхода на пенсию

Еще одним плюсом пенсионной реформы 2018 года чиновники считают появившуюся возможность получить выплаты из суммы накоплений до наступления пенсионного возраста. Так за 5 лет до наступления возраста выхода на пенсию человек получает право воспользоваться той суммой, что накопилась на его счетах в некоммерческом пенсионном фонде (НПФ), управляющей компании (УК) или ВЭБе (с 2003 года Внешэкономбанк является государственной управляющей компанией) в рамках системы обязательного пенсионного страхования.

По состоянию на вторую половину 2018 года более 35 миллионов жителей России держат свои пенсионные накопления в некоммерческих пенсионных фондах на общую сумму более 5,5 триллионов рублей. Если верить статистике Центробанка, то в среднем на счету держателей пенсионных накоплений в НПФ находится по 71 000 рублей, именно часть этих денег можно будет получить за пять лет до наступления пенсионного возраста.

Сокращение величины трудового стажа для досрочного выхода на пенсию

Еще одним плюсом реформы пенсионной системы в 2018 году стало сокращение общего стажа, необходимого для досрочного выхода на пенсию. По новому пенсионному законодательству мужчинам для досрочного выхода на пенсию необходимо иметь 42 года трудового стажа, а женщинам 37 лет.

Досрочно на пенсию могут выходить многодетные матери, чем больше детей, тем ниже пенсионный возраст: если у женщины 3 детей, то она имеет право выйти на пенсию в 57 (на 3 года раньше), если четверо детей, то 4 года раньше, а если у многодетной женщины 5 и более детей, то она сможет выйти на пенсию уже в 50 лет.

Помимо этого, закон предусматривает возможность на полгода раньше выйти на пенсию тем гражданам, кто достигнет пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах.

Таким образом более 30% граждан России смогут при желании воспользоваться новой возможностью выйти на пенсию досрочно, имея соответствующий трудовой стаж, или много детей, если говорить о многодетных женщинах.

Защита от увольнений предпенсионных работников

Одним из главных опасений в отношении реформы, которая поднимает пенсионный возраст, был страх перед отказом приема на работу или увольнения работников, находящихся в предпенсионном возрасте. После дебатов на телевидении и обсуждения в обществе президент был вынужден пойти на внесение поправок в новый закон, которые бы защитили «предпенсионеров» от рисков не найти работу или потерять рабочее место за несколько лет перед выходом на пенсию.

Помимо санкций в отношении нерадивых работодателей Минтруд готов ежегодно финансировать программы повышения квалификации и переподготовку кадров. По заявлениям представителей Минтруда ежегодно министерство готово тратить до 5 миллиардов рублей на такие специальные программы.

Если же «предпенсионеру», всё-таки, не удается найти работу перед выходом на пенсию, государство берет на себя обязательство выплачивать в таких случаях специальное повышенное пособие по безработице в размере 11 280 рублей в месяц, хотя срок получения такого пособия будет ограничен одним годом, за это время надо будет найти рабочее место себе.

Возраст выхода на пенсию в России после реформы

Согласно новой пенсионной реформе 2018 года мужчины 1964 года рождения и моложе будут выходить на пенсию в 65 лет.

Возраст выхода на пенсию мужчин после реформы
Год повышения Год рождения Возраст Год назначения
2019 1959 (1 полугодие) 60 лет и 6 мес. 2019 (2 полугодие)
1959 (2 полугодие) 60 лет и 6 мес. 2020 (1 полугодие)
2020 1960 (1 полугодие) 61 год и 6 мес. 2021 (2 полугодие)
1960 (2 полугодие) 61 год и 6 мес. 2022 (1 полугодие)
2021 1961 63 года 2024
2022 1962 64 года 2026
2023 1963 65 лет 2028

После вступления в силу изменений в пенсионном законодательстве (с 1 января 2019 года) женщины 1969 года рождения и моложе смогут выйти на пенсию в 60 лет.

История развития Пенсионной системы России

Разговор о реформе пенсионной системы идёт уже очень давно.

К сожалению, даже людям, которые специально следят за тем, что происходит в пенсионной области, иногда трудно понять, в чём смысл происходящей реформы пенсионной системы — если, конечно, они не являются профессиональными пенсионными работниками.

Единая ставка социального налога, пенсионное страхование, негосударственные пенсионные фонды, софинансирование пенсии, валоризация, пенсионная система, накопительная часть пенсии…

Для того чтобы разобраться в одной терминологии, нужно много времени и сил. Поэтому я решил Вам помочь.

Немного истории развития пенсионной системы в России

Как платили пенсии в России:

Пенсии в нашей стране не всегда платили так, как в советские времена. Нынешняя реформа пенсионной системы в каком-то смысле продолжает уже существующие традиции, а не возникает на пустом месте.

Еще в восьмидесятые годы девятнадцатого века «Общество для содействия русской промышленности и торговле» поставило вопрос об устройстве в России государственной пенсионной кассы для трудящихся.

В дореволюционной пенсионной системе России существовали пенсионные и страховые кассы. Фактически все государственные служащие состояли членами этих пенсионных касс.

Все крупные промышленные предприятия имели свои отдельные пенсионные кассы или создавали объединенные пенсионные кассы.

Расчеты страховых тарифов и пенсионных схем проводились на основе земской статистики данных по отраслям промышленности и сельского хозяйства.

Кассы обычно выплачивали своим участникам пособия и пенсии четырех видов:

  • пенсия по выслуге лет;
  • пенсии по инвалидности;
  • вдовьи и сиротские пенсии;
  • пособия по увольнению и/или сокращению штатов до выслуги и установленного числа лет.

Относились в России к выплате пенсий всегда очень серьёзно.

В рабочих кассах заводов и фабрик расчеты пенсий и страхования были сделаны на многие десятилетия вперед.

В пенсионной системе СССР пенсии платились всем

Но, во-первых, люди никак не могли повлиять на величину пенсии — этот вопрос целиком находился в ведении государства.

Во-вторых, пенсии начислялись за счет работающей части населения, поэтому даже небольшие колебания в численности и возрастном составе населения делали такую пенсионную систему очень неустойчивой, а сами пенсии — небольшими.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В 1995 г. была разработана первая редакция Концепции реформы пенсионной системы в Российской Федерации, затем она была сильно изменена в 1997 г. и, наконец, 17 апреля 2001 г. окончательная редакция реформы пенсионной системы была одобрена Правительством Российской Федерации.

Реформа пенсионной системы это продукт долгой работы, учитывающий и национальные особенности страны, и уровень развития экономики, и многие другие факторы.

Смысл реформы пенсионной системы очень прост.

До самого последнего момента пенсионная система в России являлась распределительной и была основана на принципе «солидарности поколений».

Как мы уже говорили, это значит, что пенсию нынешним пенсионерам выплачивают те, кто работает сейчас.

Между тем, количество пенсионеров по сравнению с численностью работающего населения увеличивается. И всё большие обязательства по выплате пенсий ложатся сегодня на государство, которое и без того не слишком хорошо справляется со своими обещаниями в пенсионной сфере.

Идея реформы пенсионной системы состоит в том, чтобы ввести страховую и накопительную часть пенсии.

В рамках проводимой реформы пенсионной системы за каждого работающего человека его работодатель будет в течение всей жизни понемногу перечислять деньги для накопления пенсии.

Эти деньги фиксируются на лицевом пенсионном счете застрахованного лица: в общей части — страховая пенсионная часть, в специальной — накопительная пенсионная часть.

Накопительной частью пенсии управляет либо государственная управляющая компания, либо частная.

Вам необходимо выбрать и оценить достоинства той или иной управляющей компании самостоятельно.

О выборе управляющей компании поговорим в следующих статьях.

Пенсионные деньги должны быть защищены от инфляции и разного рода финансовых потрясений.

Для этого пенсионные деньги должны «работать», то есть приносить доход — примерно как деньги, положенные в банк под определённый процент.

Кроме того, понятно, что нельзя складывать все пенсионные деньги «в одну корзину», даже если эта корзина — государственная.

Средства накопительной части пенсии, которыми будет распоряжаться государство, будут приносить меньше дохода, но и риск будет меньше.

Те деньги, которые Вы доверите негосударственным пенсионным фондам (нпф) или разместите через управляющую компанию, будут, возможно, приносить больший доход.

Но и риск будет немного больше.

Смысл реформы пенсионной системы в том, что теперь Вы сами будете распоряжаться пенсионными деньгами. Сами будете думать о том, куда вложить пенсионные деньги с наименьшим риском и наибольшей выгодой.

Важно и то, как будут работать ваши пенсионные деньги.

Например, когда УК вкладывает пенсионные средства в корпоративные облигации, компании получают новые ресурсы для развития, и общее положение в стране улучшается.

Это значит, что Ваша зарплата будет расти вместе с экономикой, и Вы сможете больше откладывать на будущую пенсию, чтобы сохранить высокий уровень жизни на пенсии.

PPS. Напишите в комментариях к этой статье о Вашем отношении к пенсионному и финансовому планированию своей жизни.

PPPS. Если материал «Зачем нам нужно знать о реформе Пенсионной системы?» оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи.

До встречи!

Что еще читать по пенсионной реформе и пенсионному планированию:

Почему была необходима Пенсионная реформа

Резкий переход от сравнительно терпимого положения пенсионеров в СССР к полунищенскому существованию пенсионеров в «рыночной» России произошел одновременно в начале 90-х годов практически из-за трех причин:

  • ухудшения демографической ситуации
  • уклонения от уплаты налогов
  • недостаток инвестиционных ресурсов в экономике.

Ухудшение демографической ситуации

Распределительная пенсионная система эффективна, когда численность работающего населения значительно превышает количество пенсионеров. Простые расчеты иллюстрируют это. Так, чтобы обеспечить средний размер пенсии на уровне 40% от зарплаты при соотношении работников и пенсионеров 4:1, достаточно взимать пенсионный налог в размере 10% от фонда оплаты труда.

При соотношении работников и пенсионеров 3:1 тот же уровень пенсии потребует 13%-ного налога, при соотношении 2:1 налог должен будет возрасти до 20%, что уже становится обременительным для работодателей.

А ведь в современной России общее количество работников превышает общее количество пенсионеров уже не в два раза, а всего лишь в 1,67 раза, и это соотношение ухудшается год от года (еще в 1990 году в СССР работающих было в 2,3 раза больше, чем пенсионеров).

Эта проблема характерна не только для России. Старение населения происходит в большинстве развитых стран — во-первых, из-за снижения рождаемости, во-вторых, из-за увеличения продолжительности жизни (но в России второй компонент играет меньшую роль).

Кроме того, в 1990-ые годы в России была отмечена повышенная смертность людей трудоспособного возраста. В результате доля старшего населения оказалась сопоставима с показателями наиболее «старых» стран мира из-за низкого общего возраста выхода на пенсию (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин).

С другой стороны, в России еще с советских времен получили широкое распространение «льготные пенсии» — точнее, различные основания, дающие право на получение пенсии до достижения общего пенсионного возраста.

В 1990-ые годы наблюдалось еще и снижение занятости населения. Все эти факторы в совокупности привели к росту «коэффициента пенсионной нагрузки» и ухудшению финансового положения Пенсионного фонда России (см. также таблицу «Динамика основных демографических коэффициентов в России»).

Такое неблагоприятное воздействие демографических изменений на пенсионную систему можно ослабить.

Для этого нужно финансировать часть будущей пенсии за счет пенсионных накоплений, — тех, что собираются в течение всей трудовой жизни человека и начинают использоваться только в момент его выхода на пенсию.

Именно поэтому введение накопительной части трудовой пенсии является одним из главных компонентов Пенсионной реформы.

Уклонение от уплаты налогов

Впрочем, демографические причины сами по себе еще не привели бы к тому печальному положению пенсионеров, которое мы наблюдаем сегодня.

В России ставка «пенсионного налога» (условно назовем так ту долю единого социального налога, или ЕСН, которая идет на финансирование пенсий), равна 28% при зарплате работника менее 100 000 рублей в год.

Но по мере роста зарплаты она снижается до 2% (такой налог называется регрессивным). Средняя, или «эффективная», ставка пенсионного налога составляет около 25%. Если число работников превышает число пенсионеров в 1,67 раза, то такого налога теоретически должно хватать для обеспечения средней пенсии на уровне 41,7% от средней зарплаты (без учета расходов на функционирование самого Пенсионного фонда России).

Реально же отношение средней пенсии к средней зарплате («коэффициент замещения») в России составляет, как было указано выше, менее 30%. Где же разница?

Она скрыта не столько в больших расходах Пенсионного фонда РФ, сколько в неуплате налогов.

Для очень многих предприятий пенсионные взносы, а в последние годы — ЕСН, оказались тяжелым бременем. Они стараются его облегчить, выплачивая часть зарплаты своим сотрудникам по «черным» или «серым» схемам.

Неважно, происходит ли это за счет «черного нала», фиктивных страховых договоров, фиктивных банковских депозитов или достигается иными хитрыми способами, — целью всегда является экономия на пенсионных взносах.

До тех пор, пока в рамках старой распределительной пенсионной системы пенсия работника никак не зависела от размера перечисленных за него пенсионных взносов, работники не имели ничего против подобных схем.

Однако понятно, что в результате страдают пенсионеры, поскольку у Пенсионного фонда России просто не оказывается достаточных средств для выплаты им достойных пенсий!

Как разорвать «круговую поруку» работников и работодателей? Надо не только ужесточить ответственность предприятий за неуплату пенсионных взносов, но и заинтересовать работников в том, чтобы работодатели исправно платили их. Эта задача решается в Пенсионной реформе путем введения страховой части и накопительной части трудовых пенсий.

Недостаток инвестиционных ресурсов в экономике

В распределительной пенсионной системе отсутствуют накопления: пенсионные взносы, уплаченные сегодня за работников, уже завтра будут использованы для выплат нынешним пенсионерам.

Что произойдет, если какая-то часть пенсионных взносов будет постоянно откладываться, накапливаться на протяжении десятилетий и лишь при выходе человека на пенсию использоваться — не сразу, а постепенно — для выплат в его пользу?

Очевидно, что при массовом использовании такой пенсионной системы в экономике появятся огромные суммы пенсионных средств, изъятые у работодателей и пока не попавшие в руки ни работникам, ни пенсионерам.

Чтобы эти пенсионные средства при реализации Пенсионной реформы не обесценивались с годами, их необходимо куда-то вкладывать с целью прироста, то есть инвестировать.

Если в России около 70 млн. работающих граждан, то даже накопления в сумме 1000 долларов на каждого пенсионера (с точки зрения финансирования будущей пенсии это совсем немного) означают инвестиционный пенсионный ресурс в 70 млрд. долларов.

Сравним с США — там накопительные пенсии развиваются давно и преобладают над распределительными, и потому счет пенсионных средств идет на триллионы долларов.

Такие долгосрочные пенсионный инвестиции, за которыми хозяин не обратится ни через день, ни через год, могут «работать» в экономике десятилетиями.

Таким образом Пенсионная реформа позволит за счет этих пенсионных средств финансировать крупные проекты с длительным сроком окупаемости. Конечно, в том случае, если возможно с высокой степенью надежности просчитать эффективность таких проектов, потому что риск при инвестировании пенсионных накоплений должен быть достаточно низким.

Российская экономика для своей модернизации остро нуждается в таких пенсионных инвестициях.

При грамотном подходе к Пенсионной реформе пенсионные накопления могут дать существенный импульс развитию инвестиционных процессов.

Для того, чтобы вложения сочетали надежность и доходность, необходимо при проведении Пенсионной реформы передать эти пенсионные средства в руки профессионалов, связанных определенными обязательствами перед гражданами и находящимися под жестким контролем государства.

Это управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды (нпф).

PPS. Напишите в комментариях к этой статье о Вашем отношении к пенсионному и финансовому планированию своей жизни.

PPPS. Если материал «Почему была необходима Пенсионная реформа » оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи.

До встречи!

Что еще читать по пенсионной реформе и пенсионному планированию:

«Президент должен знать, что его пенсионная реформа ведет людей на убой»

Почему в России к проведению Дня людоеда присоединяется все больше молодежи

3 июня россияне по всей стране в очередной раз вышли на улицы городов, чтобы одиночными пикетами и митингами отметить День людоеда. Подобные мероприятия, напомним, проходят в России под эгидой общественного движения «Суть времени» ежемесячно, с тех самых пор, как 3 октября 2018 года был подписан президентский указ о повышении возраста выхода граждан на заслуженную пенсию, прозванный в народе «людоедской реформой».

В этот день, помимо Волгограда, Бердска, Новосибирска, заверила «СП» член политсовета «Сути времени» Мария Мамиконян, гражданские акции пройдут абсолютно во всех регионах.

— У нас очень слаженно действуют члены движения, и все они очень сильно ждали этого дня, — рассказала она. — Сибирь, Кемерово, Алтай, работа идет по всей территории. Причем в последнее время к нам активно присоединяются все новые и новые люди, которых мы раньше даже и не знали. Они не только присоединяются к нашим активистам прямо во время одиночных пикетов с просьбой хотя бы подержать плакат, осуждающий пенсионную реформу. При этом они еще и скидывают в нашу копилку свои идеи для лозунгов, чтобы они не были пустыми по содержанию.

В подтверждение слов эксперта «СП» приводит лишь некоторые из тысяч мнений, очень четко и ярко отражающих отношение граждан к пенсионной реформе нашего правительства.

— Правительство надо менять полностью, — говорит жительница Москвы Галина. — Мест рабочих нет, и поэтому надо повышать пенсионный стаж, чтобы люди заполнили эти места. Ну вот как это? После 45 лет уже нет разговоров, чтобы кого-то куда-то принять со знанием и опытом. Настолько эта пенсионная реформа непродуманна, тяп-ляп. Просто нужны были деньги, вот и придумали. Но самое болезненное для меня, например, это поведение органов опеки. Приходят, и в глаза мне и дочери говорят — вы не переживайте, вот вам надо работать, а вам надо учиться, а мы вашего ребеночка, моего внука, за 5 дней в хорошую семью пристроим. Мы и в прокуратуру обращались, и к Кузнецовой, но оттуда приходили только отписки.

— Пенсионная реформа, — считает многодетная москвичка Татьяна, — просто безобразие. Издевательство над людьми, настоящее воровство. Все прекрасно понимают, что ни один мужчина у нас в России не доживет до пенсионного возраста, а женщина будет тащить до конца всю семью. Государство, такое ощущение, против народа и делает все, чтобы нас стало меньше, а молодежь вынуждает уезжать, потому что они не видят здесь никаких перспектив. Вот в Электростали пенсия 8 тысяч, а что можно на эти деньги сделать? Ничего. Заплатить коммуналку и тихо перебиваться с хлеба на воду… Бабушек, которые едва сводят концы с концами, не дай бог, поймают в супермаркете, посадят. А тех, кто вывозит миллионами, амнистируют. Русский народ терпелив, но предел рано или поздно наступит.

— Я считаю, — делится наболевшим молодой тверичанин Антон Русаков, — что пенсионная реформа абсолютно сейчас не нужна. Потому что она создана для того, чтобы заполнить дыру в бюджете из-за нашей коррупции в стране. И людям придется работать на 5 лет дольше, — мне, моим родителям. Поэтому они не увидят внуков… И, к тому же, по статистике, и сейчас мало кто доживает до пенсии, а сейчас их будет еще меньше. И все это уйдет в плюс государству, чтобы, как я уже сказал, заткнуть дыру в бюджете из-за коррупции.

— Народ у нас совсем не дурак, — резюмировала все вышесказанное Мария Мамиконян. — надурить его невозможно, все всё поняли сразу с этой пенсионной реформой. И если власть считала, что кого-то можно усыпить пустыми разговорами о том, что так, дескать, было надо, то у нее ничего не вышло. Народ не дает себя дурить. Никакой протест не заглох, как, видимо, считают наверху. Он развивается и ширится.

Одними пикетами и уличными высказываниями, считает эксперт, протест не ограничивается (примечательно, что эти акции, как уже «СП» сообщала ранее, встречают полное понимание со стороны сотрудников полиции). Параллельно в каждый День людоеда проводятся конференции, в которых принимают участие очень серьезные эксперты в демографии, экономике, медицине. И очень важно, по словам Марии Мамиконян, что осмысление всей глубины последствий так поспешно проведенной людоедской пенсионной реформы, происходит не в рамках каких-то популистских разговоров и ради одного лишь хайпа, а опирается на научные доводы и аргументы. А они как раз показывают, что никакого улучшения в плане длительности жизни и здоровья населения нет, причем не только у взрослых, но даже и у детей и подростков.

— Это не просто акции, это не какой-то там акционизм, — подытожила Мария Мамиконян, — Все, что мы делаем, есть абсолютно необходимое обсуждение жизненно важного для общества вопроса. Это то, что должно было сделать государство до того, как вносить какие-либо изменения в пенсионное законодательство, а не общественники и после. Но поскольку властью ДО этого сделано не было, нам приходится восполнять этот пробел. Потому что без подобного обсуждения невозможно ничего, кроме жесткой конфронтации. Которая, к сожалению, используется против власти какой-то частью этой же самой власти. Возможно, это связано с абсолютным непониманием того, как живут люди. Допускаю, что и сам президент, вероятно, не понимает, что у нас есть люди, получающие заработную плату в размере 10−15 тысяч (в регионах это встречается сплошь и рядом), а пенсию — в размере 7−8 тысяч. Представить, что на эти деньги можно не только кое-как питаться, но еще и одеваться-обуваться и растить детей, можно только в том случае, если абсолютно не понимать, как живет страна. Люди же, которые таким образом живут, четко понимают, что их, по сути, ведут на убой.

«СП»: — Что позволяет делать им такой вывод?

— Во-первых, людей не выпускают на пенсии, как они предполагали ранее. А это, помимо прочего, означает, что внуков лишают бабушек и дедушек. Как должны решаться в семьях эти проблемы? Нам отовсюду говорят о защите интересов детей. Но как это может быть сделано? Что будет с детьми без бабушек и дедушек? Очевидно же для всех, кто живет в нашей стране, что бабушки — это очень позитивный момент нашей жизни. Но теперь их не будет.

Во-вторых, молодежь прекрасно понимает, что если на работе будут задерживаться люди старшего возраста, это чревато ростом именно молодежной безработицы. Кроме того, молодежь сама по себе, в силу, пожалуй, более юного возраста, очень хорошо понимает всю крайнюю несправедливость сделанного. Несмотря на то, что нас 30 лет пытались приучить к капитализму и индивидуализму, молодежь каким-то образом, через семью, литературу, пропиталась тем возмущением несправедливостью, которое свойственно более старшему поколению.

«СП»: — Есть ли шанс достучаться, так сказать, до небес, и донести до власти всю глубину перспектив и последствий затеянной ею пенсионной реформы?

— Мы считаем, что такая надежда есть. Непонимание последствий того, что было сделано, мы считаем преступным. Нам оно кажется удивительным, но мы считаем, что пробить стену и помочь президенту понять, что же он такое все-таки подписал, вполне возможно. Администрация президента в отчете за 2018 год все же указала, что они получили 1 миллион подписей против этой реформы. К сожалению, после этого никаких выводов сделано не было, но они хотя бы знают мнение народа. И если народ в рамках закона будет упорно, последовательно и несгибаемо противостоять этим нововведениям, то он добьется выполнения закона. Потому что сделанное на самом деле противозаконно и бесчеловечно. Мы намерены действовать до конца.

Источники


  1. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве; М.: Эксмо, 2011. — 576 c.

  2. Трудовое право; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 504 c.

  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.
  4. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
  5. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.
Зачем нам нужно знать о реформе пенсионной системы
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Правила предоставления отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет для бабушки

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here